Научная статья на тему 'Новации в реализации налоговой политики в АПК'

Новации в реализации налоговой политики в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новации в реализации налоговой политики в АПК»

обеспечить нужную рентабельность производства невозможно. Конкурентоспособность продукции аграрного сектора может быть обеспечена только за счет инновационной ренты, посредством постоянных нововведений как технологического, так и организационного характера. Вместе с тем эта особенность нашего сельского хозяйства делает его весьма отзывчивым на вложения. Поэтому главное направление антикризисной политики государства в аграрном секторе - его структурные преобразования, технологическое обновление. Оно даст, как показывает практика, снижение себестоимости продукции в 1,5-2 раза при одновременном росте производства.

В отличие от западных стран в России высокий потенциальный спрос на продовольствие, что также будет способствовать увеличению этого производства при повышении реальных доходов населения и стабилизации розничных цен.

Вложения в сельское хозяйство могут индуцировать быстрый эффект в других связанных с ним отраслях. Для того чтобы задействовать все эти возможности, не надо привлекать иностранные инвестиции и использовать валюту. Необходимо направить государственные кредитные ресурсы для инвестирования сельского хозяйства, в том числе эмиссионные ресурсы. Использование эмиссии для кредитования АПК (в определенных размерах) не вы-

зовет дополнительной инфляции в стране, учитывая увеличение спроса населения на продукты питания и импортозамещение продукции на рынке.

Структурное и технологическое обновление может быть направлено на:

- диверсификацию деятельности агрохолдингов через инновации;

- размещение сельскохозяйственных производств в соответствии с природ но -климатическими условиями;

- возрождение на новой технологической основе отдельных отраслей - таких, как льноводство;

- воссоздание производств на новых территориях (мясное скотоводство).

В агропромышленных формированиях (агрохолдингах), объединяющих производ-

ство, переработку и торговлю, имеются лучшие условия для инновационной деятельности, в том числе и за счет взаимодействия звеньев этой цепочки - обеспечивающих заказ друг у друга.

Источники

1. Трофименко, Г.А. О глобализации международных отношений/ Г.А. Трофименко // США. Канада.- 2003. - № 6. - С. 74-85.

2. Рожков, К., Скрябина, Н. Странный забег/ К. Рожков, Н. Скрябина // Новое время. - 2003. -№ 51. - С. 24.

НОВАЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В АПК

Г.Н. Карпова, к.э.н., проф., зам. зав. каф. Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России

Наиболее значимой новацией в налоговой системе России в последние годы являются сокращение количества налогов (их осталось всего 14), а также снижение размеров их ставок. Наряду с этим в налогообложении предприятий АПК самым существенным событием является введение с 2004 г. специального режима налогообложения - единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в его современном варианте.

Налоговая политика государства в сельском хозяйстве в настоящий момент поддерживает те положительные тенденции, которые наблюдаются в последние годы. С одной стороны, постепенный и последовательный отказ от льгот, предоставляемых сельскохозяйственным предприятиям, происходит не столь стремительно, как это планировалось. Например, сохраняется ставка 0% по налогу на прибыль в части прибыли, полученной сельскохозяйствен-

ной организацией от реализации собственной произведенной сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки. Ее отмена перенесена с 2006 на 2009 г. Рост указанной ставки будет происходить постепенно: в 2009-2010 гг. налоговая ставка будет составлять 6%, в 20112012 гг. - 12%, 2013-2015 гг. - 18%, и лишь с 2016 г. будет применяться стандартная ставка, которая на данный момент равна 24%.

Одновременно с этим происходит совершенствование специального режима налогообложения - единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Так, с 2007 г. расширен круг его налогоплательщиков. Единый сельскохозяйственный налог могут применять сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые не производят сельскохозяйственную продукцию, но оказывают услуги по переработке продукции, а также снабженческие, сбытовые и другие услуги своим членам. При этом

сохраняется условие о том, что выручка от реализации указанных услуг должна составлять более 70% от общего объема выручки в стоимостном выражении. Наряду с этим ограничивается право применения ЕСХН рыбохозяйственными (рыболовецкими) организациями: такая возможность осталась лишь у градо-и поселковообразующих российских организаций. Лишь для них сохраняется государственная поддержка в виде возможности применения льготного режима налогообложения.

Вместе с тем ежегодно расширяется список расходов, которые налогоплательщик может отнести на уменьшение налоговой базы по ЕСХН, тем самым уменьшая сумму налога. Этот перечень насчитывает сейчас 42 пункта, в которых максимально учтены особенности расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Кроме того, уточняются отдельные положения единого сельскохозяйственного налога. Эти уточнения также следует рассматривать как положительные изменения, устраняющие спорные ситуации в применении ЕСХН и, следовательно, снижающие налоговые риски, связанные с нарушением налогового законодательства, которые могут повлечь потерю дополнительных денежных средств в связи с уплатой штрафов.

Все это демонстрирует взвешенный подход государства к регулированию налогообложения предприятий отрасли, основываясь на исследовании опыта применения налогов. Постепенность отмены льгот по общей системе налогообложения позволяет более тщательно отнестись к выбору предприятиями режима налогообложения на основе сравнительного анализа вариантов и стратегии деятельности.

Практика налогообложения выявляет определенные закономерности. Так, анализируя показатели сельскохозяйственных организаций на примере Орловской области за 2006 г., видим, что в целом по Орловской области 39% хозяйств применили для налогообложения ЕСХН, а 61% - общую систему налогообложения. Всего было рассмотрено более 200 предприятий, что позволяет проследить некоторые тенденции.

Показательным является тот факт, что налоговая нагрузка, определяемая как сумма начисленных за 2006 г. налогов, отнесенная к выручке, составляет у предприятий области, перешедших на ЕСХН, в среднем примерно 6,7%, у неперешедших - примерно 17,1%, притом, что в среднем по всем хозяйствам налоговая нагрузка составляет примерно 14,5%. Таким образом, в общем случае очевидно пре-

имущество применяемой системы налогообложения в виде ЕСХН.

Кроме того, анализ рентабельности продаж также свидетельствует о положительном влиянии факта применения ЕСХН: этот показатель у перешедших на ЕСХН составляет в среднем 2,2%, а у неперешедших - около 1,5% (в целом по области - 1,7%). Конечно, в отдельных случаях по конкретным предприятиям различие является очень существенным.

Чрезвычайно показательным и важным является следующий факт, выявленный в результате анализа. Сальдо финансовых расчетов с бюджетом (сумма государственных субсидий, полученных сельскохозяйственным предприятием из бюджета, за вычетом начисленных налогов) у предприятий, перешедших на ЕСХН, является положительным, т.е. сумма государственных субсидий превышает сумму начисленных налогов на 53 млн р. в целом по этим предприятиям. Для предприятий, не перешедших на ЕСХН, картина обратная: сумма начисленных налогов превышает сумму полученных субсидий. Таким образом, при достаточно равномерном распределении субсидий из бюджета между сельскохозяйственными предприятиями, перешедшими на ЕСХН и не перешедшими, у первых явное преимущество: из бюджета они получают больше, чем отдают в виде налогов. Можно говорить о возможности для них более эффективного использования господдержки на иные цели, чем возврат ее государству в виде налогов.

Однако нельзя трактовать этот факт совершенно однозначно. Так, около 30% неперешедших на ЕСХН тем не менее имеют хоть и незначительное, но положительное сальдо расчетов с бюджетом, т.е. сумма субсидий превышает сумму налогов.

Из всего вышесказанного можно уверенно сделать вывод, что применение ЕСХН дает преимущества в большинстве случаев. Хотя, конечно, в каждом конкретном случае необходимо заранее рассчитывать эффективность перехода на этот режим налогообложения.

Нерешенным остается вопрос о налоге на добавленную стоимость у организаций, перешедших на ЕСХН. При его применении сельхозтоваропроизводитель не является плательщиком НДС. В этом случае в невыгодном экономическом положении оказываются перерабатывающие предприятия, которые не имеют возможности применять к вычету суммы НДС по приобретаемому сельхозсырью. В этой ситуации для сельхозпредприятия возникает опасность потери основного канала сбыта. Решением этой проблемы может стать внесение

изменения в НК РФ, касающееся возможности добровольного принятия на себя обязанностей налогоплательщика НДС при применении ЕСХН, а также снижение ставки НДС.

Для активизации процессов реорганизации предприятий и присоединения к успешным организациям убыточных сельскохозяйственных предприятий послужили изменения по налогу на прибыль. Суть их заключается в возможности учесть убытки прошлых лет реорганизуемых организаций в последующие годы новыми реорганизованными юридическими лицами, что позволяет существенно снизить их налог на прибыль за счет прошлых убытков присоединенных организаций.

Интерес представляет изучение перспектив совершенствования налоговой системы России. Развитие рыночных отношений в стране сопровождается расширением процессов интеграции в различных отраслях экономики. Не составляют исключения и предприятия АПК. Для интегрированных формирований существенными могут оказаться изменения налогового законодательства, разрабатываемые в настоящее время.

Во-первых, планируется введение консолидированной налоговой отчетности для исчисления налога на прибыль организаций в отношении интегрированных структур. Это позволит определять для налогообложения совокупную прибыль такой компании независимо от варианта перераспределения прибыли между организациями-участницами.

Во-вторых, рассматривается целый комплекс изменений налоговых норм в отношении применения трансфертных цен по сделкам ме-

жду аффилированными лицами. Предполагается более четкое определение таких зависимых лиц. Кроме того, в методическом аспекте будет более качественно проработан порядок определения рыночной цены для целей налогообложения, уточнен перечень документов, принимаемых для подтверждения величины рыночной цены. Также будет четко прописан порядок расчета диапазона трансфертных цен для целей налогообложения, т.е. верхней и нижней границ цены. Это позволит, с одной стороны, более качественно осуществлять налоговый контроль за применением таких цен, а с другой стороны, позволит предприятиям избежать налоговых рисков, связанных с возможностями пересмотра цены сделки между аффилированными лицами, и доначисления налогов и штрафных санкций.

Предлагается значительный объем изменений в Налоговый кодекс РФ по вопросам регулирования трансфертных цен, что предполагает детальную проработку различных аспектов этой проблемы. Эти изменения неизбежно затронут значительную часть организаций, в том числе и в агропромышленном комплексе России.

Таким образом, можно сделать заключение, что новации в налоговой политике государства носят характер позитивных изменений, направленных на дальнейшее упорядочение налоговых отношений в стране, обеспечивающих стабильное развитие бизнеса, особенно в сочетании с высказываемыми намерениями по снижению налоговых ставок. Есть основание полагать, что они окажут положительное влияние и на развитие аграрного бизнеса.

ИННОВАЦИИ В АПК

В.В. Рау, к.э.н., ст. науч. сотр. Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Под влиянием процессов глобализации и региональной интеграции перемены в мировой и национальной экономиках стали происходить гораздо быстрее, чем в прежние годы, отдельные страны оказываются все более вовлеченными в процессы транснациональной специализации и разделения труда, а функции управления все чаще делегируются с национального на межгосударственный уровень. В этих условиях возрастает актуальность научного предвидения отдаленных последствий принимаемых решений, выработки на этой основе долгосрочной научно-обоснованной концепции социально-экономической политики.

Особенно остро ощущается важность этих вопросов в периоды активной трансфор-

мации общественных систем. Именно такой период переживает в настоящее время Россия. Принципиально важной проблемой сегодня в области экономики является выработка стратегии перехода от ресурсоемкого инерционного к ресурсосберегающему инновационному пути развития. Создание подобной стратегии немыслимо без формирования системы научного предвидения, долго- и среднесрочных прогнозов и программ, дающих ответы на проблемы и вызовы современности, наиболее острые вопросы функционирования народного хозяйства и его аграрной сферы.

Однако для этого уже в ближайшие годы должны быть осуществлены кардинальные изменения в научно-технической сфере, созда-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.