Научная статья на тему 'Особенности налогообложения сельскохозяйственных предприятий'

Особенности налогообложения сельскохозяйственных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1555
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Витренко Л. А.

Предлагается дальнейшее совершенствование механизма уплаты единого сельскохозяйственного налога, который позволит более эффективно его использовать в практике налогообложения сельских товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Витренко Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of farm enterprises taxation

Further improvement of the mechanism of the unified farming tax payment with the aim of its higher efficient use in the taxation practice of farm commodities producers is suggested.

Текст научной работы на тему «Особенности налогообложения сельскохозяйственных предприятий»

Особенности налогообложения сельскохозяйственных предприятий

Л. А. Витренко, ст. преподаватель, Оренбургский ГАУ

Проведение экономических реформ привело к повышению роли налогообложения как формы взаимоотношений собственников и государства и определило новое понимание налога как экономической категории.

Предприятия и предприниматели аграрного сектора экономики ведут деятельность в особых условиях. Отчасти из-за применения налоговых режимов, не учитывающих эти особенности, отрасль оказалась в критическом финансовом положении, поскольку именно налоговые формы во многом определяют финансовую стратегию государства по отношению к товаропроизводителям вообще, и к сельским — в частности.

Для поддержки аграрного бизнеса с 1 января 2004 г. действует новый вариант гл. 26.1 Налогового кодекса РФ, который законодатели задумывали как наиболее благоприятный налоговый режим, и предусматривает замену единым сельскохозяйственным налогом совокупности налогов (налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей), налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, единого социального налога за исключением: а) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; 2) налога на землю; 3) арендной платы на землю; 4) транспортного налога (рис. 1).

Плательщиками налога являются сельскохозяйственные товаропроизводители, чья выручка от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки за предшествующий отчетному календарный год составила не менее 70% в общей сумме их выручки.

Тем предприятиям, которые не перешли на уплату единого сельскохозяйственного налога, НК РФ предусмотрены льготы. Эти предприятия не уплачивают налог на прибыль в части прибыли, полученной от производства и реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

На ближайшие годы установлены льготные ставки налога на прибыль:

- в 2004-2005 гг. - 0%;

- в 2006-2008 гг. - 6%;

- в 2009-2011 гг. - 12%;

- в 2012-2014 гг. - 18%;

- начиная с 2015 г. - 24%.

Сельскохозяйственные товаропроизводители

пользуются также и льготой по налогу на имущество предприятий: если доля их выручки от производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки составляет не менее 70%, то организация не должна начислять и уплачивать налог на имущество.

Существенной льготой также является то, что тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые для производства сельскохозяйственной продукции, не признаются объектом обложения транспортным налогом.

По подсчетам специалистов Минсельхоза России, в хозяйствах, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, сумма налоговых платежей может сократиться примерно на 1/3 [4].

Рис. 1 - Состав и структура налогов, уплачиваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями при переходе на специальный налоговый режим

По данным МНС России, сегодня единый сельскохозяйственный налог уплачивают 50,2 тыс. налогоплательщиков, среди них 18,4 тыс. организаций, 11,6 тыс. предпринимателей и 20,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. По анализу материалов опроса, проведенного журналом «Агробизнес» в 2005 г. среди глав сельхозпредприятий и директоров фермерских хозяйств, переход с общего режима налогообложения на уплату единого сельскохозяйственного налога отметили 62% орошенных руководителей. Тем не менее, пятая часть респондентов признала, что при переходе на единый сельхозналог в их регионах возникали проблемы с налоговой инспекцией. Более 36% участников опроса указали, что введение налога положительно сказалось на экономическом состоянии их регионов, около 24% отрицали его позитивное влияние [3].

Сравнение преимуществ и недостатков перехода сельхозтоваропроизводителей на единый сельскохозяйственный налог свидетельствует о том, что вопрос о целесообразности применения общего налогового режима или специального продолжает оставаться дискуссионным. Во-первых, ЕСХН не учитывает интересы предприятий, осуществляющих переработку и производство сельхозпродукции из приобретенного сырья, к которым относятся, например, молочные и комбикормовые заводы. Во-вторых, зачастую переход на него просто невыгоден.

Одним из плюсов нового налога считается упрощение налоговой системы. Впрочем, согласно федеральному законодательству, переход на этот налог не освобождает предприятия от ведения отчетности в прежнем объеме, а при предоставлении льготы на прибыль организации агропромышленного комплекса (АПК) должны вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с различными видами деятельности (сельскохозяйственной

- не облагаемой налогом, и иными - облагаемыми налогом на прибыль), поэтому основная цель введения единого сельхозналога - упрощение налогообложения аграропроизодителей - практически не достигнута.

Как убыточным, так и высокорентабельным предприятиям АПК, специализирующимся исключительно на производстве сельскохозяйственной продукции и ее последующей переработке, невыгоден переход на уплату ЕСХН, поскольку первые не платят налог на прибыль, а для вторых до 2006 г. ставка налога на прибыль равна нулю, а ЕСХН придется платить однозначно.

Реализация большинства продовольственных товаров (например, мяса, молока и зерна) облагается по ставке НДС 10%. В то же время сельхозпредприятия приобретают многие товары (сельхозтехнику, ГСМ и т.п.), которые облагаются по ставке 18%. Поэтому сумма вычетов по данному налогу у сельхозпредприятий, как правило, пре-

вышает сумму начислений. Получается, бюджет зачастую должен вернуть сельхозпредприятию часть «входного» НДС. У плательщиков ЕСХН обязанности по начислению и уплате НДС нет, но нет и права на вычет «входного» налога. Для некоторых сельхозпредприятий это может быть существенным минусом.

При переходе на уплату ЕСХН у сельскохозяйственных товаропроизводителей возникает проблема построения ценовой политики. Потребителями сельхозпродукции могут быть как физические лица, не являющиеся плательщиками НДС, так и предприятия-плательщики этого налога. Плательщики ЕСХН не имеют права предъявить НДС покупателям, поэтому последние лишаются права на вычет «входного» НДС. Для многих покупателей это не выгодно. Для обеспечения конкурентоспособности своей продукции предприятия АПК вынуждены снижать цены.

В аграрном секторе уровень затрат традиционно невысок, и экономия на ЕСН при переходе на спецрежим может оказаться несущественной.

Единой методики для сравнения налоговой нагрузки при разных режимах налогообложения не существует. Так, при переходе с общего режима налогообложения на уплату ЕСХН сельскохозяйственная организация может лишь приблизительно рассчитать экономический эффект (потенциальную экономию на налогах) от применения спецрежима. Для этого нужно воспользоваться следующей формулой, которую предлагают Т. Т. Пономарева, Р. Р. Садыкова [2]:

Э = (НП + НДС + НИ + ЕСН) - ЕСХН, где Э - экономия на налогах при переходе на уплату ЕСХН;

НП - сумма налога на прибыль организаций, уплачиваемая в бюджет за налоговый период; НДС - сумма налога на добавленную стоимость, уплачиваемая в бюджет за налоговый период;

НИ - сумма налога на имущество организаций, уплачиваемая в бюджет за налоговый период;

ЕСН - сумма единого социального налога, начисленная за налоговый период, за вычетом суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

ЕСХН - сумма единого сельскохозяйственного налога, уплачиваемая в сопоставимых условиях.

Рассчитать примерный экономический эффект от применения ЕСХН может и глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Для этого в формуле нужно изменить два показателя: налог на прибыль заменить налогом на доходы физических лиц, а налог на имущество организаций -налогом на имущество физических лиц, уплачиваемым в отношении имущества, которое используется в коммерческой деятельности.

Чтобы расчет был более точным, следует учитывать:

> статус налогоплательщика (организация или предприниматель);

> какой режим налогоплательщик применяет в данный момент (общий или упрощенную систему налогообложения);

> каким хозяйство является — планово-убыточ-ным или рентабельным;

> какими основными средствами (строениями, сельхозтехникой и т.п.) располагает налогоплательщик, какова степень их износа, и планируется ли их обновление в ближайшей перспективе;

> действуют ли в субъекте РФ региональные льготы по налогу на имущество;

> насколько существенна доля заработной платы (и соответственно доля ЕСН) в расходах предприятия;

> кто является потребителем производимой продукции — плательщики НДС или нет;

> какова доля дохода от непрофильной деятельности.

Таким образом, неотработанностьрекомендуемой для аграрного сектора системы налогообло-

жения, постоянная корректировка законодательных актов не способствуют стабильности в работе сельскохозяйственных товаропроизводителей и не заинтересовывают их в эффективности производства. Сохранение значительного количества нормативно-правовых документов, регламентирующих налоговую и бухгалтерскую деятельность хозяйствующего субъекта, приводит к тому, что по-прежнему остается актуальным вопрос об уменьшении количества налогов, приведения их к единым налоговым базам, дифференциации налоговых ставок с учетом специфических особенностей отрасли.

В этой связи дальнейшее совершенствование механизма уплаты единого сельскохозяйственного налога в направлении преодоления указанных недостатков, как нам представляется, позволит более эффективно его использовать в практике налогообложения сельских товаропроизводителей.

Литература

1 Налоговый Кодекс РФ.

2 Пономарева, Т. Т., Садыкова, Р. Р. Переход на ЕСХН: Рассчитываем налоговую нагрузку // Российский налоговый курьер. — № 18. — 2004.

3 Козлов, М. Что такое хорошо // Агробизнес. — 2005. — № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.