Научная статья на тему 'Новации нормативного регулирования инфраструктуры отечественного фондового рынка'

Новации нормативного регулирования инфраструктуры отечественного фондового рынка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОНДОВЫЙ РЫНОК / АКЦИЯ / ОБЛИГАЦИЯ / ДОЛЯ УЧАСТИЯ / ИНВЕСТОР / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ / CAPITAL MARKET / SHARE / BONDS / SECURITIES / EMITTER / INVESTOR / JOINT-STOCK COMPANY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шелкович Максим Тимофеевич

Cтатья описывает главные стадии становления централизованного депонирования ценных бумаг как этапа развития инфраструктуры росссийского фондового рынка. Дается критическая оценка основным положениям Федерального закона от 07.12.2011г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the main stages of development of infrastructure of the Russian stock market in the organization of the central deposit of securities. Analyzed the provisions of the Federal Law 07.12.2011 № 414-FZ About central depository.

Текст научной работы на тему «Новации нормативного регулирования инфраструктуры отечественного фондового рынка»

НОВАЦИИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФОНДОВОГО РЫНКА

ШЕЛКОВИЧ Максим Тимофеевич

Аннотация: статья описывает главные стадии становления централизованного депонирования ценных бумаг как этапа развития инфраструктуры росссийского фондового рынка. Дается критическая оценка основным положениям Федерального закона от 07.12.2011г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии».

Annotation: the article describes the main stages of development of infrastructure of the Russian stock market in the organization of the central deposit of securities. Analyzed the provisions of the Federal Law 07.12.2011 № 414-FZ ’’About central depository”.

Ключевые слова: фондовый рынок, акция, облигация, доля участия, инвестор, акционерное общество, центральный депозитарий.

Key words: capital market, share, bonds, securities, emitter, investor, joint-stock company.

Президент России Д.А. Медведев 7 декабря 2011 г. подписал Федеральный закон «О центральном депозитарии» № 414-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2012 г., за исключением отдельных положений1.

Сегодня уместно вспомнить, что еще Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1997 г. № 1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации» было принято предложение Правительства РФ о создании национальной депозитарной системы, включающей в себя центральный депозитарий -Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка (центральный депозитарий)2.

Таким образом, около 15 лет потребовалось сторонникам идеи создания центрального депозитария в России для претворения ее в жизнь. Далее кратко вспомним основные аргументы адептов и противников создания центрального депозитария в России и рассмотрим основные положения нового федерального закона.

Указанный выше Указ Президента РФ от 16 сентября 1997 г. был принят в связи с тем, что еще в 1989 г. The Group of Thirty (Consultative Group on International Economic and Monetary Affairs, Inc.)3 опубликовала доклад, содержащий 9 рекомендаций по клирингу и расчетам на мировых финансовых рынках. Одной из них была рекомендация по созданию центрального депозитария на каждом националь-

ном рынке. В рекомендациях говорилось: «В каждой стране должен функционировать эффективный и развитый центральный депозитарий, созданный и управляемый с целью достижения наибольшего взаимодействия с отраслью ценных бумаг. Перечень инструментов, подходящих для депонирования должен быть широк насколько это возможно. Иммобилизация или дематериализация финансовых инструментов должна быть проведена в максимально возможной степени. Если в одной стране существует несколько центральных депозитариев, они должны функционировать в соответствии с сопоставимыми между собой правилами и практиками деятельности с целью уменьшения расчетных рисков и достижения эффективного использования фондов и доступного залогового обеспечения расчетов»4. Необходимость института центрального депозитария к моменту принятия соответствующих рекомендаций Группой 30 в 1989 г. объяснялась тем, что ценные бумаги на западных рынках тогда обращались в своей первоначальной, то есть документарной форме. Ежегодно увеличивающийся объем торгов и риски, связанные с постоянной сменой мест их хранения и учета, и привели к необходимости перехода к бездокументарной форме учета прав на ценные бумаги посредством центрального депозитария.

В современном понимании центральный депозитарий - существующая в некоторых государствах (многие страны Европы и некоторые государства СНГ, например Белоруссия и Казахстан, всего около 60 государств) орга-

1 URL: http://www.mozma.ru/law/202/view/

2 URL: http://www.comitetru/exp/anch_05092002_1.php

3 URL: http://www.group30.org/about.shtml

4 URL: http://www.issanet.org/html/publications.html

низация, осуществляющая централизованный, общегосударственный учет прав по ценным бумагам и операций с ними. Центральный депозитарий также осуществляет хранение сертификатов ценных бумаг. Как правило, центральный депозитарий осуществляет депозитарную деятельность с использованием масштабной информационной системы, электронного документооборота, которая позволяет фиксировать информацию о сделках с ценными бумагами практически мгновенно.

Как утверждали противники создания в России подобного учетного института, в отличие от западных стран, где рынок ценных бумаг насчитывал многие десятилетия существования, за которые был накоплен солидный объем ценных бумаг в бумажной форме, в постсоветсткой России именные ценные бумаги изначально выпускались в бездокументарной форме, а права на них учитывались в виде записей в электронных системах регистраторов и депозитариев.

Однако у апологетов также были веские аргументы. «Централизованная система расчетов и хранения ценных бумаг - это магнит для привлечения инвестиций, она также укрепляет позиции акций против их суррогатов, депозитарных расписок. Это делает систему более организованной и понятной инвесторам, а кроме того, снижает стоимость трансакций и ускоряет процесс регистрации», - сказал глава ММВБ Рубен Аганбегян в ходе саммита Reuters в Москве5. Подобный взгляд на необходимость создания данного учетного института высказывает и вице-президент АльфаБанка Денис Соловьев. По его мнению, «...единственный способ построить международный финансовый центр - завлечь богатых иностранцев на отечественный финансовый рынок. Среди множества способов это сделать следует выделить direct market access (DMA), то есть обеспечение прямого доступа на ры-нок»6. Необходимо упомянуть иностранных кастодианов, оказавших серьезную поддержку продвижению рассматриваемого закона, и их естественных противников в вопросе о создании центрального депозитария - регистраторов. Главным очагом конфликта указанных представителей инфраструктуры отечественного рынка ценных бумаг являются интересы регистраторов по расчетам в реестре. Согласно

5 URL: http://www.finstandart.ru/cop23471.html

6 Соловьев Д. О развитии посттрейдинговой инфраструктуры // Рынок ценных бумаг. 2011. № 11.

закону перевод в реестрах будет возможен только без смены собственника, то есть бизнес регистраторов, конечно же, не уничтожается, но ограничивается, и весьма серьезно. Счет номинального держания можно будет открыть только в центральном депозитарии, а различные миноритарии сохранят счета владельцев у реестродержателей. Однако на вопрос, зачем кастодианам и расчетным депозитариям потребовалась такая исключительность счета номинального держания, который открывается в реестрах только центральному депозитарию, у кастодианов имеется ясный ответ. По их мнению, для развития рынка и привлечения новых инвесторов, в особенности иностранных, очень важно, чтобы инфраструктура стала простой и удобной для использования и с переводом расчетов в центральный депозитарий эти цели могут быть достигнуты. Расчетные депозитарии иностранных бирж смогут теперь открывать счета номинальных держателей в центральном депозитарии. Отсутствие центрального депозитария в России является также препятствием для расширения инвестирования в России для определенной категории западных институциональных инвесторов, в частности, пенсионных и некоторых паевых инвестфондов, в том числе американских. При бесконечности нюансов, большинство специалистов рынка ценных бумаг единодушны во мнении, что для обеспечения интеграции отечественной расчетной системы в международную создание центрального депозитария в России необходимо.

Важно отметить, что в ряде стран была создана централизованная система расчетов как по биржевым, так и по внебиржевым сделкам с ценными бумагами. Одним из наиболее ярких примеров централизованной учетной системы признаны Евроклир (Euroclear), созданная в Брюсселе еще в декабре 1968 г., и германская Клирстрим (Clearstream), записи которых гарантируют окончательность расчетов и удостоверяют права собственности на ценные бумаги. Однако за основу создания российского центрального депозитария все же принята система CREST, которая является центральным депозитарием для английского и ирландского рынков и контролируется уча-стниками-пользователями.

Система CREST была разработана в Великобритании в 1994 г. Однако даже среди членов одной из самых представительных организаций на международных финансовых

рынках - Ассоциации глобальных кастодианов (Association of Global Custodians, AGC) - нет единого мнения по поводу того, признавать ли CREST центральным депозитарием или это всего лишь электронная среда для проведения расчетов. Примиряет всех с действительностью только то, что расчеты через эту систему обязательны для всех британских ценных бумаг, которые «обездвижены» в реестре, то есть сертификаты которых переданы регистратору, а ценные бумаги обращаются в электронном виде. А поскольку крупные инвесторы торгуют только в безбумажной форме, то и CREST для всех неизбежен, а, следовательно, признаваем в качестве централизованной системы расче-

7

тов .

Кратко рассмотрев предпосылки и сложности введения в отечественную правовую систему такого важного для рынка ценных бумаг нормативного акта, как закон «О центральном депозитарии», приступим к рассмотрению его положений.

Отмечая самые существенные нововведения закона «О центральном депозитарии», бесспорно, на первое место необходимо поставить единственность счета номинального держателя в реестре. Если до принятия рассматриваемого закона у крупного регистратора могли быть десятки счетов номинального держания, то теперь такой счет будет один. Далее по значимости следует упомянуть, что в центральный депозитарий на обслуживание переходят ценные бумаги, эмитенты которых обязаны осуществлять раскрытие информации в соотвест-вии со ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». К указанной категории ценных бумаг относятся не только торгуемые инструменты, то есть прошедшие процедуру листинга на бирже, так называемые «голубые фишки», сюда попадают ценные бумаги бывших чековых инвестиционных фондов, реорганизованных в акционерные общества, и общества, которые прошли делистинг, и любые эмитенты «пятисотники», которые присутствуют на отечественном рынке в силу различных причин. Таких компаний множество, и их сейчас обслуживают регистраторы. По закону данные бумаги должны перейти на обслуживание в центральный депозитарий, что повлечет существенное сокращение доходов, и, как следствие, персонала регистраторов. На обслуживание в центральный депозитарий перейдут не

7 URL: http://www.nsd.ru/common/img/uploaded/files/depo/

88/05 -09_ndc_opros. pdf

только крупные акционерные общества, но и номинальные держатели, имеющие счета у регистраторов, причем это будут не только кастодиано-номинальные держатели, которые держат счета у регистраторов, или брокеры, также имеющие счета номинальных держателей у регистраторов, но и крупные институциональные инвесторы, которые не работают, как правило, ни с кастодианами, ни с депозитариями, ни с брокерами, так как основная задача - не торговать бумагами, а хранить их. Такие инвесторы сейчас имеют открытые счета владельца или номинальщика у регистратора. После вступления закона в силу они смогут иметь только счета владельцев в реестре.

Опасения вызывают и некоторые аспекты ответственности субъектов инфраструктуры в случае разночтений между регистратором и центральным депозитарием. В соответствии с требованиями расматриваемого закона, если сверка не происходит по каким-либо причинам, то сделки, заключенные после последней сверки, считаются недействительными. Вместе с тем, в законе не раскрывается, что понимается под недействительностью сделки в данном конкретном случае, каким образом будут возвращаться ценные бумаги или денежные средства. При этом в п. 3 ст. 29 рассматриваемого закона установлено, что записи по лицевому счету номинального держателя центрального депозитария в реестре, совершенные при исполнении операций в реестре без проведения сверки записей и (или) при наличии выявленных несоответствий, не имеют юридической силы и не влекут юридических последствий, включая все последующие записи в реестре. При этом лица, на лицевые счета или счета депо которых были зачислены ценные бумаги, не признаются добросовестными приобретателями и не могут быть включены в список лиц, осуществляющих права по этим ценным бумагам. Говоря о механизме сверки, общие рамки которой очерчены в п. 1 ст. 29 рассматриваемого закона, необходимо констатировать, что механизм сверки не регламентирован абсолютно, несмотря на ее исключительную, фактически правоустанавливающую значимость. Тут, очевидно, потребуется детализация в подзаконных актах.

Закон устанавливает особенности правового положения и деятельности такого нового для отечественной инфраструктуры рынка ценных бумаг института, как центральный депозитарий, порядок присвоения такого стату-

са8, а также особенности госконтроля и надзора за деятельностью центрального депозитария. Среди прочего, документом регламентируются полномочия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков (ФСФР России) в части, касающейся регулирования, контроля и надзора в отношении деятельности центрального депозитария.

Закон устанавливает требования к центральному депозитарию, его акционерам и органам управления (включая комитет пользователей услуг центрального депозитария), внутренним документам центрального депозитария, а также регламентируются ограничения, связанные с его реорганизацией и ликвидацией.

Необходимо также отметить, что одновременно с законом «О центральном депозитарии» 7 декабря 2011 г. был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О центральном депозитарии» № 414-ФЗ», которым приводятся в соответствие законом «О центральном депозитарии» отдельные положения федеральных законов, регулирующие отношения, связанные с деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Путем внесения указанным законом уточнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», в частности, расширяются правомочия доверительного управляющего ценными бумагами, которому теперь будет предоставлено право от собственного имени обращаться в суд с требованиями, которые до настоящего момента были вправе предъявлять только владельцы ценных бумаг. Вместе с тем, законом на доверительного управляющего накладывается обязанность осуществлять учет ценных

бумаг по каждому договору доверительного управления отдельно. В законе закрепляется практически важная возможность привлечения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров других лиц, в том числе иных регистраторов, депозитариев, брокеров и трансфер-агентов. В законе также определяются типы счетов, открываемых депозитариями и регистраторами, внесены определенные изменения в правовой статус номинальных держателей ценных бумаг, предусматриваются особенности учета прав на ценные бумаги нерезидентов, действующих в интересах иных лиц. Предусмотрены также изменения в закон «Об акционерных обществах», которыми регламентируются сроки, в течение которых регистратор направляет уведомление об отказе во внесении записи в реестр, такие сроки сокращаются с 5 до 3 дней. Акционерным обществам также запрещается осуществлять выплаты по дивидентам по акциям, права на которые удостоверяются ценными бумагами иностранного эмитента, в случае если не предоставлена информация об их владельце, что может сделать отечественный рынок ценных бумаг более прозрачным. Внесен также ряд новаций в законы «О несостоятельности (банкротстве)» и «Об исполнительном производстве». В части исполнительного производства закреплено, что ценные бумаги могут списываться только с лицевых счетов (счетов депо) их владельца, но не номинального держателя, что повышает защищенность интересов владельцев ценных бумаг.

В заключение хочется отметить, что принятие закона о центральном депозитарии завершает реформу финансового рынка, после того как были урегулированы вопросы кли-ринга9 и инсайда10, и приближает нас к созданию Международного финансового центра.

8 Принятие закона тормозило существование расчетных депозитариев двух конкурирующих бирж, ММВБ и РТС. После их объединения единственным претендентом на роль центрального депозитария стал Национальный расчетный депозитарий (НРД), входящий в группу ММВБ.

9 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».

10 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.