Научная статья на тему 'Совершенствование учетной системы отечественного рынка эмиссионных ценных бумаг путем трансформации статуса ее субъектов'

Совершенствование учетной системы отечественного рынка эмиссионных ценных бумаг путем трансформации статуса ее субъектов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМИТЕНТ / РЕГИСТРАТОР / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / JOINT-STOCK COMPANY / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭМИТЕНТА / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / SECURITIES / CAPITAL MARKET / SHARE / BONDS / EMITTER / INVESTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шелкович Максим Тимофеевич

27 апреля 2012 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в части 1, 2, 3 и 4 Гражданского кодекса РФ, а также отдельные законодательные акты РФ», предусматривающий ряд новаций, имеющих отношение к ценным бумагам. 7 декабря 2011 г. Президент России подписал Закон «О центральном депозитарии». В статье раскрываются предпосылки и возможные последствия введения данных законодательных новелл. Рассматривается статус нового субъекта учетной системы отечественного рынка эмиссионных бумаг. Обсуждаются теоретические вопросы природы бездокументарных ценных бумаг как объектов гражданских прав, отмечаются проблемы действующего законодательства, решение которых будет способствовать укреплению стабильности имущественного оборота в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the accounting system of the domestic market of securities by transforming the status of its subjects

27.04.2012 State Duma of the RF adopted on first reading a draft federal law № 47538-6 “On Amendments to Parts 1, 2, 3 and 4 of the Civil Code and some legislative acts of the Russian Federation”, providing a number of innovations related to securities. 07.12.2011 Russian President signed the law “On the central depository”. The article describes the background and the possible implications of these legislative developments. We consider the status of a new accounting system of the subject of the domestic market emission securities. The theoretical nature of the issues paperless securities, as the objects of civil rights voiced the problems of existing legislation, a decision which will enhance the stability of property turnover in this area.

Текст научной работы на тему «Совершенствование учетной системы отечественного рынка эмиссионных ценных бумаг путем трансформации статуса ее субъектов»

Гражданское право

М.Т. Шелкович

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ ПУТЕМ ТРАНСФОРМАЦИИ СТАТУСА ЕЕ СУБЪЕКТОВ

27 апреля 2012 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в части 1, 2, 3 и 4 Гражданского кодекса РФ, а также отдельные законодательные акты РФ», предусматривающий ряд новаций, имеющих отношение к ценным бумагам. 7 декабря 2011 г. Президент России подписал Закон «О центральном депозитарии». В статье раскрываются предпосылки и возможные последствия введения данных законодательных новелл. Рассматривается статус нового субъекта учетной системы отечественного рынка эмиссионных бумаг. Обсуждаются теоретические вопросы природы бездокументарных ценных бумаг как объектов гражданских прав, отмечаются проблемы действующего законодательства, решение которых будет способствовать укреплению стабильности имущественного оборота в указанной сфере.

Ключевые слова: эмитент, регистратор, акционерное общество, ответственность эмитента, ценные бумаги.

История развития рынка ценных бумаг - это путь превращения обязательственных отношений между кредиторами и должниками в имущество, оборот которого не ограничен рамками, в которых существуют в нашей правовой системе обязательственные отношения. На первых этапах это превращение осуществлялось с помощью бумажного носителя, а около 15 лет назад уже без такового. Превращение обычных обязательств должника к кредитору в «почти имущество» (в отношении бездокументарных бумаг) дает этим обязательствам повышенную оборотоспособность, помещает

© Шелкович М.Т., 2013

их в готовую инфраструктуру (нас будет интересовать прежде всего учетная инфраструктура) рынка долговых и долевых инструментов и в результате делает финансовые отношения в экономике более мобильными. В данной статье мы проанализируем современные новации законодательства, направленные на совершенствование учетной части инфраструктуры рынка эмиссионных бумаг.

Прежде чем мы начнем рассмотрение изменениий статуса субъектов учетной системы (прежде всего регистраторов и депозитариев), хочется сказать несколько слов относительно принятого Государственной Думой ФС РФ 27.04.2012 в первом чтении проекта № 47538-6 федерального закона «О внесении изменений в части 1, 2, 3 и 4 Гражданского кодекса РФ, а также отдельные законодательные акты РФ», внесенного в Государственную Думу Президентом России (далее - Проект).

В соответствии с Проектом кардинально новое положение получают в отечественной правовой системе бездокументарные ценные бумаги, которые согласно тексту ст. 128 и 149 Проекта окончательно утрачивают вещно-правовой статус. Так, в соответствии с текстом всей главы 7 Проекта, посвященной ценным бумагам, принципиально различное регулирование предусматривается для документарных и бездокументарных ценных бумаг. В п. 2 ст. 149 Проекта закрепляется, что выпуск бездокументарных ценных бумаг подлежит государственной регистрации, если законом не сделаны исключения. Необходимо отметить, что согласно Проекту текст главы 7 Гражданского кодекса РФ будет дополнен новыми статьями 149.1-149.5, предусматривающими в том числе, что правообладатель, со счета которого были неправомерно списаны ценные бумаги, вправе требовать от лица, на счете которого они находятся, возврата таких ценных бумаг. Это является очень важной гарантией защиты прав владельца ценных бумаг, которая впервые может появиться в нашем законодательстве на таком высоком уровне.

Не уделяя в настоящей статье большого внимания исследованию норм Проекта, в который, вероятно, будут внесены корректировки, отметим в целом позитивный импульс, призванный разрешить многолетнюю дилемму, связанную со статусом бездокументарной ценной бумаги, которая в соответствии с текущей редакцией ст. 128 ГК РФ признается вещью, таковой не являясь.

Хочется также выразить сожаление относительно того, что законодатель не пошел еще дальше по пути здравого смысла и сохранил сам термин «ценная бумага» в отношении бездокументарных

ценных бумаг. Нужно отметить, что понятие «ценные бумаги», введенное в отечественное законодательство Гражданским кодексом впервые, также не совершенно. Например, в англосаксонской правовой семье ценные бумаги именуются securities (от слова security), что можно также перевести как обеспеченные, защищенные, крепкие, которые представляют собой, прежде всего, stocks и bonds, причем одним из видов активов (assets) являются именно ценные, но не бумаги, а металлы - precious metals. Заметим, что никаких precious papers в указанной системе нет. Очевидно, что не следует реализовывать совершенствование отечественной правовой системы, «гоняясь» за этимологическими нюансами, однако сохранение самого слова «бумага» применительно к записи по лицевому счету или счету депо, гарантирующему обязательственные права кредитора, вызывает озабоченность. Возникает логичный вопрос: как может быть бездокументарной бумага? Важно помнить, что в англосаксонской системе допустимо право собственности на обязательство, что невозможно в отечественной правовой системе в чистом виде, для чего и используются инструменты, закрепляющие обязательственные права, но обладающие повышенной оборото-способностью по отношению к другим обязательствам. В указанной ситуации можно предложить именовать данный вид финансовых активов особыми «корпоративными правами» (эмиссионность которых презюмируется), которые будут представлять собой акции и облигации различных обществ, что будет логичнее с многих точек зрения, однако потребует еще более серьезной корректировки законодательства, чем предложенная Проектом.

В том виде, в котором Проект существует на текущий момент (июнь 2012 г.), он только гармонизирует положения Гражданского кодекса РФ со сложившейся системой правового регулирования эмиссионных инструментов, закрепленной в Ф3-39 и нормативных актах регулятора (ФКЦБ России и ФСФР России), но не снимает существенные теоретические противоречия в рассматриваемой сфере.

Президент России Д.А. Медведев 7 декабря 2011 года подписал Федеральный закон «О центральном депозитарии» № 414-ФЗ. Федеральный закон вступил в силу 1 января 2012 г., за исключением отдельных положений, начало полноценной работы центрального депозитария планируется не позднее 1 января 2013 г.1

Сегодня уместно вспомнить, что еще Указом Президента Российской Федерации от 16.09.97 г. № 1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Феде-

рации» было принято предложение Правительства РФ о создании национальной депозитарной системы, включающей в себя центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка (Центральный депозитарий)2.

Таким образом, около 15 лет потребовалось сторонникам идеи создания центрального депозитария в России для претворения ее в жизнь. Далее кратко вспомним основные аргументы адептов и противников создания центрального депозитария в России и рассмотрим основные положения нового федерального закона.

Указанный выше Указ Президента РФ от 16.09.1997 г. был принят в связи с тем, что еще в 1989 г. The Group of Thirty (Consultative Group on International Economic and Monetary Affairs, Inc.3), опубликовала доклад, содержащий 9 рекомендаций по клирингу и расчетам на мировых финансовых рынках. Одной из них была рекомендация по созданию центрального депозитария на каждом национальном рынке. В рекомендациях говорилось: «В каждой стране должен функционировать эффективный и развитый центральный депозитарий, созданный и управляемый с целью достижения наибольшего взаимодействия с отраслью ценных бумаг. Перечень инструментов, подходящих для депонирования, должен быть широк насколько это возможно. Иммобилизация или дематериализация финансовых инструментов должна быть проведена в максимально возможной степени. Если в одной стране существует несколько центральных депозитариев, они должны функционировать в соответствии с сопоставимыми между собой правилами и практиками деятельности с целью уменьшения расчетных рисков и достижения эффективного использования фондов и доступного залогового обеспечения расчетов»4. Необходимость института центрального депозитария к моменту принятия соответствующих рекомендаций Группой 30 в 1989 г. объяснялась тем, что ценные бумаги на западных рынках тогда обращались в своей первоначальной, то есть документарной, форме. Ежегодно увеличивающийся объем торгов и риски, связанные с постоянной сменой мест их хранения и учета, и привели к необходимости перехода к бездокументарной форме учета прав на ценные бумаги посредством центрального депозитария.

В современном понимании центральный депозитарий - существующая в некоторых государствах (многие страны Европы и некоторые государства СНГ, например Белорусия и Казахстан, всего около 60 государств) организация, осуществляющая централизованный, общегосударственный учет прав по ценным бумагам и операций с ними. Центральный депозитарий также осуществляет хранение сер-

тификатов ценных бумаг. Как правило, центральный депозитарий осуществляет депозитарную деятельность с использованием масштабной информационной системы, с использованием электронного документооборота, которая позволяет фиксировать информацию о сделках с ценными бумагами практически мгновенно.

Как утверждали противники создания в России подобного учетного института, в отличие от западных стран, где рынок ценных бумаг насчитывал многие десятилетия существования, за которые был накоплен солидный объем ценных бумаг в бумажной форме, в постсоветской России именные ценные бумаги изначально выпускались в бездокументарной форме, а права на них учитывались в виде записей в электронных системах регистраторов и депозитариев.

Однако у апологетов также были веские аргументы. «Централизованная система расчетов и хранения ценных бумаг - это магнит для привлечения инвестиций, она также укрепляет позиции акций против их суррогатов, депозитарных расписок. Это делает систему более организованной и понятной инвесторам, а кроме того, снижает стоимость трансакций и ускоряет процесс регистрации», - сказал глава ММВБ Рубен Аганбегян в ходе саммита Reuters в Москве5. Подобный взгляд на необходимость создания данного учетного института высказывает и вице-президент Альфа-банка Денис Соловьев. По его мнению, «...единственный способ построить международный финансовый центр - завлечь богатых иностранцев на отечественный финансвый рынок. Среди множества способов это сделать следует выделить direct market access (DMA), т. е. обеспечение прямого доступа на рынок»6. Необходимо упомянуть иностранных кастодианов, оказавших серьезную поддержку продвижению рассматриваемого закона, и их естественных противников в вопросе о создании центрального депозитария - регистраторов. Главным очагом конфликта указанных представителей инфраструктуры отечественного рынка ценных бумаг являются интересы регистраторов по расчетам в реестре. Согласно закону, перевод в реестрах будет возможен только без смены собственника, т. е. бизнес регистраторов, конечно же, не уничтожается, но ограничивается, и весьма серьезно. Счет номинального держания можно будет открыть только в центральном депозитарии, а различные миноритарии сохранят счета владельцев у реестродержателей. Однако на вопрос, зачем кастодианам и расчетным депозитариям потребовалась такая исключительность счета номинального держания, который открывается в реестрах только центральному де-

позитарию, у кастодианов имеется ясный ответ. По их мнению, для развития рынка и привлечения новых инвесторов, в особенности иностранных, очень важно, чтобы инфраструктура стала простой и удобной для использования, и с переводом расчетов в центральный депозитарий эти цели могут быть достигнуты. Расчетные депозитарии иностранных бирж смогут теперь открывать счета номинальных держателей в центральном депозитарии. Отсутствие центрального депозитария в России является также препятствием для расширения инвестирования в России для определенной категории западных институциональных инвесторов, в частности пенсионных и некоторых паевых инвестфондов, в том числе американских. При бесконечности нюансов, большинство специалистов рынка ценных бумаг единодушны во мнении, что для обеспечения интеграции отечественной расчетной системы в международную создание центрального депозитария в России необходимо.

Важно отметить, что в ряде стран была создана централизованная система расчетов как по биржевым, так и по внебиржевым сделкам с ценными бумагами. Одним из наиболее ярких примеров централизованной учетной системы признаны Евроклир (Euroclear), созданная в Брюсселе еще в декабре 1968 г., и германская Клир-стрим (Clearstream), записи которых гарантируют окончательность расчетов и удостоверяют прива собственности на ценные бумаги. Однако за основу создания российского центрального депозитария все же принята система CREST, которая является центральным депозитарием для английского и ирландского рынков и контролируется участниками-пользователями.

Система CREST была разработана в Великобритании в 1994 г. Однако даже среди членов одной из самых представительных организаций на международных финансовых рынках - Ассоциации глобальных кастодианов (Association of Global Custodians, AGC) - нет единого мнения по поводу того, признавать ли CREST центральным депозитарием, или это всего лишь электронная среда для проведения расчетов. Примиряет всех с действительностью только то, что расчеты через эту систему обязательны для всех британских ценных бумаг, которые «обездвижены» в реестре, т. е. сертификаты которых переданы регистратору, а ценные бумаги обращаются в электронном виде. А поскольку крупные инвесторы торгуют только в безбумажной форме, то и CREST для всех неизбежен, а следовательно, признаваем в качестве централизованной системы расчетов7.

Кратко рассмотрев предпосылки и сложности введения в отечественную правовую систему такого важного для рынка ценных

бумаг нормативного акта, как закон «О центральном депозитарии», приступим к рассмотрению его положений.

Отмечая самые существенные нововведения закона «О центральном депозитарии», бесспорно на первое место необходимо поставить единственность счета номинального держателя в реестре. Если до принятия рассматриваемого закона у крупного регистратора могли быть десятки счетов номинального держания, то теперь такой счет будет один. Далее по значимости следует упомянуть, что в центральный депозитарий на обслуживание переходят ценные бумаги, эмитенты которых обязаны осуществлять раскрытие информации в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». К указанной категории ценных бумаг относятся не только торгуемые инструменты, т. е. прошедшие процедуру листинга на бирже так называемые голубые фишки, сюда попадают ценные бумаги бывших чековых инвестиционных фондов, реорганизованных в акционерные общества, и общества, которые прошли делистинг, и любые эмитенты-«пятисотники», которые присутствуют на отечественном рынке в силу различных причин. Таких компаний множество, и их сейчас обслуживают регистраторы. По закону данные бумаги должны перейти на обслуживание в центральный депозитарий, что повлечет существенное сокращение доходов и, как следствие, персонала регистраторов. На обслуживание в центральный депозитарий перейдут не только крупные акционерные общества, но и номинальные держатели, имеющие счета у регистраторов, причем это будут не только кастодианы - номинальные держатели, которые держат счета у регистраторов, или брокеры, также имеющие счета номинальных держателей у регистраторов, но и крупные институциональные инвесторы, которые не работают, как правило, ни с кастодианами, ни с депозитариями, ни с брокерами, так как основная задача не торговать бумагами, а хранить их. Такие инвесторы сейчас имеют открытые счета владельца или номинальщика у регистратора. После вступления закона в силу они смогут иметь только счета владельцев в реестре.

Опасения вызывают и некоторые аспекты ответственности субъектов инфраструктуры в случае разночтений между регистратором и центральным депозитарием. В соответствии с требованиями расматриваемого закона если сверка не происходит по каким-либо причинам, то сделки, заключенные после последней сверки, считаются недействительными. Вместе с тем в законе не раскрывается, что понимается под недействительностью сделки в данном конкретном случае, каким образом будут возвращаться ценные

бумаги или денежные средства. При этом в п. 3 ст. 29 рассматриваемого закона установлено, что записи по лицевому счету номинального держателя центрального депозитария в реестре, совершенные при исполнении операций в реестре без проведения сверки записей и (или) при наличии выявленных несоответствий, не имеют юридической силы и не влекут юридических последствий, включая все последующие записи в реестре. При этом лица, на лицевые счета или счета депо которых были зачислены ценные бумаги, не признаются добросовестными приобретателями и не могут быть включены в список лиц, осуществляющих права по этим ценным бумагам.

Говоря о механизме сверки, общие рамки которой очерчены в п. 1 ст. 29 рассматриваемого закона, необходимо констатировать, что механизм сверки не регламентирован абсолютно, несмотря на ее исключительную, фактически правоустанавливающую значимость. Тут, очевидно, потребуется детализация в подзаконных актах.

Закон устанавливает особенности правового положения и деятельности такого нового для отечественной инфраструктуры рынка ценных бумаг института, как центральный депозитарий, порядок присвоения такого статуса8, а также особенности госконтроля и надзора за деятельностью центрального депозитария. Среди прочего, документом регламентируются полномочия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков (ФСФР России) в части, касающейся регулирования, контроля и надзора в отношении деятельности центрального депозитария.

Закон устанавливает требования к центральному депозитарию, его акционерам и органам управления (включая комитет пользователей услуг центрального депозитария), внутренним документам центрального депозитария, а также регламентируются ограничения, связанные с его реорганизацией и ликвидацией.

Необходимо также отметить, что одновременно с законом «О центральном депозитарии» 07.12.2011 был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О центральном депозитарии" № 414-ФЗ», которым приводятся в соответствие с законом «О центральном депозитарии» отдельные положения федеральных законов, регулирующие отношения, связанные с деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Путем внесения указанным законом уточнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», в частности, расширяются правомочия доверительного управляющего ценными бумагами, которому теперь будет предоставлено право от собственного имени обращаться

в суд с требованиями, которые до настоящего момента были вправе предъявлять только владельцы ценных бумаг. Вместе с тем законом на доверительного управляющего накладывается обязанность осуществлять учет ценных бумаг по каждому договору доверительного управления отдельно. В законе закрепляется практически важная возможность привлечения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров других лиц, в том числе иных регистраторов, депозитариев, брокеров и трансфер-агентов. В законе также определяются типы счетов, открываемых депозитариями и регистраторами, внесены определенные изменения в правовой статус номинальных держателей ценных бумаг, предусматриваются особенности учета прав на ценные бумаги нерезидентов, действующих в интересах иных лиц. Предусмотрены также изменения в закон «Об акционерных обществах», которыми регламентируются сроки, в течение которых регистратор направляет уведомление об отказе во внесении записи в реестр: такие сроки сокращаются с 5 до 3 дней. Акционерным обществам также запрещается осуществлять выплаты по дивидендам по акциям, права на которые удостоверяются ценными бумагами иностранного эмитента, в случае если не предоставлена информация об их владельце, что может сделать отечественный рынок ценных бумаг более прозрачным. Внесен также ряд новаций в законы «О несостоятельности (банкротстве)» и «Об исполнительном производстве». В части исполнительного производства закреплено, что ценные бумаги могут списываться только с лицевых счетов (счетов депо) их владельца, но не номинального держателя, что повышает защищенность интересов владельцев ценных бумаг.

В заключение хочется отметить, что принятие закона о центральном депозитарии завершает реформу финансового рынка, после того как были урегулированы вопросы клиринга9 и инсайда10, и приближает нас к созданию Международного финансового центра.

Примечания

1 Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии» // СПС «КонсультантПлюс».

2 Экспертное заключение о расширении функций центрального депозитария в Российской Федерации от 5 сентября 2002 г. [Электронный ресурс] // Интернет-общественная организация «Комитет участников рынка ценных бумаг». URL: http://www.comitet.ru/exp/arch_05092002_1.php (дата обращения 17.03.12).

3 History of the Group of Thirty [Электронный ресурс] // URL: http://www. group30.org/about.shtml (дата обращения 20.03.12).

4 International Securities Services Association [Электронный ресурс] // URL:http:// www.issanet.org/html/publications.html (дата обращения 15.05.12).

5 Минфин РФ сомневается в необходимости создания центрального депозитария [Электронный ресурс] // URL: http://www.finstandart.ru/cop23471.html (дата обращения 12.04.12).

6 Соловьев Д. О развитии посттрейдинговой инфраструктуры // Рынок ценных бумаг. 2011. № 11(416). С. 14.

7 Отечественный крестоносец // Депозитариум. 2010. № 6 (88) [Электронный ресурс] // URL: http://www.nsd.ru/common/img/uploaded/files/depo/88/05-09_ndc_opros.pdf (дата обращения 24.04.12).

8 Принятие закона тормозило существование расчетных депозитариев двух конкурирующих бирж - ММВБ и РТС. После их объединения единственным претендентом на роль центрального депозитария стал Национальный расчетный депозитарий (НРД), входящий в группу ММВБ.

9 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».

10 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КосультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.