центральный депозитарий как элемент международного финансового центра*
т. Ю. ТРИФОНЕНКОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и налоговой политики E-mail: [email protected] Новосибирский государственный технический университет
В статье рассмотрено функционирование депозитариев на рынке ценных бумаг (как на развитом, так и на развивающемся). Автор приводит доводы в пользу Центрального депозитария как ключевого элемента формирования Мирового финансового центра в Российской Федерации.
Ключевые слова: Центральный депозитарий, Мировой финансовый центр, рынок, фондовый, ценная бумага, кастодиан.
Одним из самых существенных пробелов на российском фондовом рынке является отсутствие Центрального депозитария, что заставляет некоторых иностранных инвесторов — в первую очередь американские инвестиционные фонды — сомневаться в существовании у нас и так называемого приемлемого депозитария (Eligible depositaries), т. е. депозитария для хранения российских локальных акций, с точки зрения законодательства США. Это заставляет инвесторов предпочитать локальным акциям депозитарные расписки, что, в свою очередь, затрудняет расчеты по первичным публичным предложениям (IPO), лишает внебиржевое IPO возможностей «поставки против платежа», увеличивает кредитные риски и ложится нагрузкой на андеррайтера по финансированию IPO. Необходимы исследования, чтобы создать условия для IPO российских компаний и в целом облегчить их доступ к средствам фондового рынка, процедурам эмиссии.
У этой проблемы есть несколько аспектов. Наиболее актуален вопрос о расчетах по результатам
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Новосибирском государственном техническом университете.
IPO. Основная проблема заключается в том, чтобы сделать процедуру IPO в России и за рубежом одинаково эффективной. Для этого поставка бумаг и расчеты по ним должны проходить более или менее одновременно. На Западе такие процедуры осуществляются на уровне центральных депозитариев.
В мае 2010 г. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) определилась с концепцией создания отечественного Центрального депозитария [4]. За основу взята британская система, по которой этому учреждению передается ведение только торгуемой части, а не всего реестра торгуемого эмитента.
Таким образом, существующая в России распределенная система учета прав на ценные бумаги будет в целом сохранена. Вопрос о том, сколько должно быть центральных депозитариев, остается открытым [4]. В настоящее время претензии на статус Центрального депозитария выражают две организации — Национальный депозитарный центр (расчетный депозитарий ММВБ) и Депозитарно-клиринговая компания. Присутствие Банка России в акционерах ММВБ повышает шанс расчетного депозитария биржи получить статус центрального, поэтому она добивается, чтобы Центральный депозитарий получил монопольное право на ведение реестров торгуемых эмитентов [1]. Федеральная служба по финансовым рынкам выступает за создание Центрального депозитария по модели британского Центрального депозитария Crest [4].
При этой модели Центральный депозитарий ведет торгуемую часть реестров ценных бумаг. Ежедневные сделки на этом рынке учитываются депозитарием, а он по итогам дня передает информацию регистратору, который фиксирует изменения [4].
финансовая аналитика
проблемы и решения
Смысл этой схемы — уйти от двух крайних точек зрения. Первая заключается в том, чтобы оставить учетную систему в том состоянии, в котором она находится сейчас. Вторая представляет собой модель, когда Центральный депозитарий также является регистратором всех торгуемых бумаг. Выбранная ФСФР модель является компромиссом между этими двумя вариантами.
По оценкам Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), в России депозитарии, соответствующие критериям приемлемого, уже есть. По крайней мере два российских депозитария — Национальный депозитарный центр и Депозитарно-клиринговая компания — уже оперируют системой централизованного хранения ценных бумаг. С учетом этого сейчас даже в отсутствие Центрального депозитария решение видится в признании за некоторыми российскими депозитариями статуса приемлемого, а также в облегчении некоторых процедур расчетов при IPO. В частности, предложения НАУФОР в части расчетов по результатам IPO позволят проводить все операции самими расчетными депозитариями без участия регистраторов. Это будет возможно для IPO, проводимых не только на биржах, но и вне их.
Депозитарий, нанятый собственником ценных бумаг для обеспечения их оборота без обращения в реестр, фиксирует права собственности своих клиентов на ценные бумаги как имущество и представляет своих клиентов в реестре обезличенно — в качестве номинального держателя их прав как кредиторов. Коренное отличие депозитарной деятельности от регистраторской состоит в том, что она связана прежде всего с учетом прав на ценные бумаги как имущество, тогда как регистратор ориентирован на учет прав, вытекающих из ценной бумаги (т. е. прав, закрепленных ею).
Под депозитарной деятельностью понимается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг, если оно совмещается с удостоверением прав на ценные бумаги или с фиксацией данных о ценных бумагах, принадлежащих совокупности депонентов другого депозитария, или о ценных бумагах, подлежащих размещению, погашенных или выкупленных эмитентом. Осуществление этих функций считается депозитарной деятельностью и в том случае, если оно не сопровождается хранением сертификатов ценных бумаг (например при бездокументарной форме выпуска). В то же время ответственное хранение сертификатов ценных бумаг само по себе не является депозитарной деятель-
ностью и осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства о хранении.
В связи с различными сочетаниями функций, выполняемых конкретными депозитариями, в зарубежной практике распространено деление депозитариев на расчетные и кастодиальные.
Главным образом отличия одного вида от другого проистекают из того, что он обслуживает в первую очередь участников организованных торговых систем (бирж и организаторов торговли) и сочетает свою деятельность с участием в расчетах по сделкам с ценными бумагами. Такие расчеты он может осуществлять самостоятельно или во взаимодействии с клиринговыми и расчетными организациями. Учредителями и клиентами расчетного депозитария, как правило, могут являться лишь профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые хранят в депозитарии ценные бумаги — собственные и своих клиентов.
Услуги расчетного депозитария стандартизированы и не предполагают индивидуального подхода к клиенту. По аналогии с торговыми системами расчетные депозитарии являются бесприбыльными организациями, доходы которых идут на покрытие издержек по оказанию соответствующих услуг. Классическим примером расчетного депозитария является Депозитарно-трастовая компания ^ТС), обслуживающая рынок корпоративных ценных бумаг США (см. рисунок).
Создание DTC было вызвано кризисом в исполнении сделок с ценными бумагами, разразившимся в конце 1960-х гг. в связи со значительным ростом оборота ценных бумаг, традиционно выпускающихся в форме сертификатов. Иммобилизация сертификатов ценных бумаг в хранилище DTC упростила процесс их обращения и послужила основой для обеспечения расчетов по сделкам.
Как правило, к услугам расчетного депозитария относят:
— обеспечение поставки ценных бумаг, в том числе помещенных в хранилище при документарной их форме, от продавца покупателю путем проводок по счетам ценных бумаг;
— учет информации об обременении ценных бумаг обязательствами;
— получение от эмитента, распределение и перечисление на денежные счета клиентов доходов по ценным бумагам.
Основу параллельно развивающейся касто-диальной деятельности составляет обеспечение достоверной фиксации прав клиента на ценные бумаги во внутреннем учете кастодиана, а также
Клиринг
Модель американского рынка корпоративных ценных бумаг
их соответствия по физическому объему позиции кастодиана как номинального держателя в расчетном депозитарии или в реестре. Главной задачей кастодиана является предоставление клиенту комплекса персонифицированных услуг, связанных с обеспечением сохранности прав на его ценные бумаги, реализацией прав, ими удостоверяемых, а также исполнением сделок с ценными бумагами.
К основным функциям кастодиана обычно относятся:
— отражение в учете результатов расчетов по сделкам на основе данных расчетных депозитариев и клиринговых систем; осуществление перерегистрации в реестре или расчетном депозитарии на имя покупателя или кастодиана;
— сбор и выплата дивидендов, процентов и других доходов по ценным бумагам;
— обеспечение клиента информацией от эмитента, адресованной владельцам ценных бумаг;
— голосование на собраниях акционеров по доверенности, выданной клиентом;
— обслуживание корпоративных действий эмитента (дробление, конвертация, погашение ценных бумаг и т. п.);
— удержание и уплата налогов, отслеживание изменений налогового законодательства и т. д.
С развитием международных рынков ценных бумаг выделилась группа глобальных кастодианов («Дж. П. Морган Чейз», «АБН Амро» и т. д.), основными потребителями услуг которых становятся не непосредственные инвесторы, а региональные кастодианы конкретной страны или группы стран.
В настоящее время на мировом рынке существует тенденция к сочетанию функций расчетных и кастодиальных депозитариев — как отражение потребностей рынка к сокращению операционных расходов. Так, в функции кастодиана инвестиционного фонда входит обеспечение процесса перевода денежных средств в обмен на поставленные ценные бумаги, и наоборот. Между тем расчетный депозитарий предлагает специальные методы поставок ценных бумаг для институциональных инвесторов (инвестиционных и пенсионных фондов, страховых компаний), которые теперь могут взаимодействовать с расчетными депозитариями без участия кастодиаль-ных институтов. В конечном счете, расчетные и кастодиальные депозитарии объединяет основная предоставляемая ими услуга — обеспечение учета и перехода прав на ценные бумаги клиентов.
В России первый шаг к закреплению разделения депозитариев на расчетные и кастодиальные был осуществлен с утверждением ФСФР и Банком России совместного Положения об ограничениях совмещения профессиональной деятельности.
«Группа тридцати» (Г-30) — неправительственная группа экспертов по международной финансовой системе, состоящая (как сказано в ее документах) «из лидеров индустрии ценных бумаг и квалифицированных экспертов в данной области» преимущественно из стран Западной Европы. Г-30 имеет руководящий и рабочий комитеты, в состав которых входят уважаемые представители финансовых систем восьми западноевропейских стран. Главными результатами работы учреждения являются доклад и рекомендации.
Первым шагом «Группы тридцати» стал созыв в 1989 г. в Лондоне симпозиума, на котором обсуждались процедуры клиринга и расчетов по ценным бумагам на ведущих мировых рынках и планы сделать эти процедуры смежными. На заседаниях присутствовали около 100 участников — инвесторы, торговцы, работники бирж, банков и органов контроля. Было решено, что создание единой глобальной клиринговой системы пока преждевременно,
7х"
13
но желательным является достижение согласия относительно стандартов и процедур, которые были бы пригодны для всех рынков мировой системы обращения ценных бумаг.
В целом девять рекомендаций Г-30 разработаны для достижения следующих целей:
• сверять соглашения по ценным бумагам на следующий день после заключения сделки (Т+ 1, где Т — день торгов и заключения сделки);
• выполнять соглашения на непрерывной и ежедневной основе в день Т + 3;
• осуществлять расчеты по единым принципам;
• повышать эффективность путем широкого использования депозитариев, механизмов зачетов и стандартной нумерации ценных бумаг. Рассмотрим содержание рекомендаций Г-30 [2]. Рекомендация 1. До 1990 г. сверки условий соглашений между всеми непосредственными участниками рынка (т. е. брокерами, дилерами и другими членами биржи) должны были осуществляться не позднее чем на следующий рабочий день после заключения сделки, т. е. в день Т + 1.
Рекомендация 2. Косвенные участники рынка (институциональные инвесторы или другие участники соглашений, которые не являются брокерами или дилерами) должны были до 1992 г. стать членами системы сверки сделок, которая позволяет подтверждать информацию о деталях соглашений.
Рекомендация 3. Каждая страна должна была иметь к 1992 г. развитый и эффективно действующий Центральный депозитарий ценных бумаг. Условия деятельности и управления депозитарием поощряют распространение его услуг среди участников рынка (как прямое, так и косвенное).
Рекомендация 4. Каждая страна должна была до 1992 г. определить путем изучения объемов рынка и действий его участников, будет ли организация системы зачета сделок полезна для снижения риска и увеличения эффективности.
Рекомендация 5. До 1992 г. все соглашения должны были выполняться в строгом соответствии с принципом «поставка против оплаты».
Рекомендация 6. Денежные платежи, связанные с выполнением соглашений по ценным бумагам, должны осуществляться единым образом по всем финансовым инструментам и рынкам на основе договоренности о зачислении фондов в тот же день.
Рекомендация 7. Система ежедневного выполнения должна быть принята на всех рынках. В 1992 г. выполнение соглашений должно было происходить через два рабочих дня после заключения
сделки, в день Т + 3. Как ориентир должно было быть принято Т + 5 самое позднее к 1990 г. (там, где это не будет мешать введению Т + 3 до 1992 г.).
Рекомендация 8. Займы и ссуды ценных бумаг должны были быть поддержаны как метод повышения надежности при завершении сделок. Существовавшие законодательные и налоговые барьеры, ограничивавшие эту практику, должны были быть устранены до 1990 г.
Рекомендация 9. Каждая страна должна была принять эталоны Международной организации по стандартизации (ISO) для документооборота по операциям с ценными бумагами (стандарт ISO 7775). Кроме того, страны должны использовать систему нумерации ценных бумаг ISIN в соответствии со стандартом ISO 6166, по крайней мере для международных сделок. Эти стандарты должны были быть приняты повсюду до 1992 г.
Внедрение с 1993 г. рекомендаций Г-30 подтверждается данными по фондовым рынкам в большинстве стран с переходной экономикой. На рынках развитых стран этот процесс проходит медленнее, поскольку изменять то, что создавалось веками, значительно труднее, чем строить изначально.
Особенно это касается 3-й рекомендации, ведь речь идет о депозитарии, который осуществляет хранение, учет и фиксирует перемещения не физических, а дематериализованных (бездокументарных) ценных бумаг, существующих в форме компьютерных записей на счетах. При больших объемах оборота физических (документарных) ценных бумаг, что характерно для развитых стран, обездвиживание этих бумаг и перевод их в дематериализованную форму (имматериализация) — сложные и трудоемкие работы, требующие много времени. Пока только Франция, Дания и Корея провели полную дематериализацию.
Создание в стране Центрального депозитария ценных бумаг, как и выполнение других рекомендаций «Группы тридцати» (например, 5-й), неизбежно приведет к централизации фондовой торговли, к функционированию в стране единой национальной фондовой биржи (или единой системы бирж), единого депозитария и единого расчетного центра, которые будут обслуживать всех участников рынка.
В 2003 г. Г-30 выпустила исследование «Глобальный клиринг и расчеты — план действий», посвященное выявлению основных трудностей в системе расчетов и клиринга. В документе даны рекомендации, которые основаны на ожиданиях
и пожеланиях участников рынка ценных бумаг. Технические эксперты и лидеры рынка сделали анализ основных вопросов и обработали рекомендации группы, принимая во внимание то, что они должны быть скорее практическими, нежели теоретическими.
Консультантом Комиссии Евросоюза по вопросам финансового сектора является Группа Джи-ованнини (Giovannini Group), которая представляет собой группу экспертов финансового сектора под председательством Альберто Джиованнини. Группа уполномочена определить требования к эффективной системе клиринговой и расчетной деятельности в рамках ЕС.
В 2001 г. организация выпустила первый отчет, целью которого было ознакомить непосвященного читателя с расчетами и клирингом, выделить специфические проблемы международных расчетов и клиринга и их источник. В качестве последнего группа выделила 15 барьеров, относящихся к практическим и регулятивным требованиям, налоговым процедурам и вопросам юридической базы.
До момента выхода второго отчета в 2003 г. в определении этих барьеров изменения были незначительные либо их не было вовсе. Во втором отчете высказаны рекомендации по устранению проблем, выявленных в отчете 2001 г. Рекомендации Г-30 и Группы Джиованнини рассматриваются Ф. Май-зенбергом [1] с позиций решения трех основных задач в области расчетов и клиринга.
1. Совершенствование взаимодействия между участниками расчетов и клиринга.
2. Снижение рисков.
3. Совершенствование управления системой расчетов и клиринга.
Центр европейских реформ (CER) является независимой организацией, занимающейся проблемами реформирования Евросоюза. Многие из проблем, затронутых центром, следует учесть и при реформировании российского рынка ценных бумаг. Работа CER финансируется дотациями частного сектора, учреждение не получает средств от правительств или организаций ЕС.
В 2001 г. Центр европейских реформ выпустил работу «Будущее европейского рынка ценных бумаг», посвященную вопросам создания единого рынка финансовых услуг в рамках ЕС. Эти вопросы были определены как приоритетные еще в 2000 г. на встрече лидеров Евросоюза, где говорилось о том, что до тех пор, пока существенно не пересмотрено общеевропейское законодательство в сфере финансовых рынков, континенту не догнать
экономических показателей США. В рамках изучения этой проблемы CER в своем докладе выдвинул
следующие основные предложения.
1. Европейской комиссии следует провести исследование, чтобы продемонстрировать значимость рынка капиталов для показателей экономического роста и создания новых рабочих мест. Это жизненно важно для создания интеллектуальной базы реформ на европейском рынке.
2. Создание Европейского интегрированного регулятора финансовых услуг является достаточно простой идеей. Тем не менее игнорируются такие простые вещи, как иерархичность регулятора финансовых рынков и необходимость обеспечения подотчетности.
3. Комитет А. Ламфалусси провел предварительный анализ того, как может быть ускорен законотворческий процесс в рамках ЕС. Тем не менее предложенное разделение между различными институтами — Советом министров, Комиссией, Комитетом по ценным бумагам и Комитетом по европейским регуляторам — требует разъяснения. Направление должно быть скорее снизу вверх, нежели сверху вниз. Комитету по европейским регуляторам следует не только обеспечивать первоначальное применение, но и выявлять, где необходимы законодательные реформы. Комитету по ценным бумагам следует фокусироваться только на тех сферах, где необходимо разрешающее законодательство ЕС.
4. Европарламенту следует тщательно проанализировать сферы деятельности предложенного Комитета по ценным бумагам.
5. Комиссии следует более активно брать на себя роль продвижения законодательства в области финансовых услуг. Ежегодные встречи EcoFin должны быть посвящены обсуждению внедрения финансовых услуг.
6. Комиссия призвана демонстрировать большую заинтересованность в преследовании случаев нарушения через Европейский суд. Это, в частности, поощрит частный сектор признать свои проблемы. В среднесрочной перспективе Комиссии следует провести акцию по форсированию этих процедур.
7. В будущем Комиссии нужно будет обеспечить конкурентную среду для обеспечения эффективного функционирования рынка ценных бумаг. Она должна быть заинтересована в обеспечении справедливого и открытого доступа к системам расчета и клиринга.
7х"
15
8. Комитету по европейским регуляторам, наиболее вероятному преемнику Форума европейских комиссий по ценным бумагам (FESCO), отведена роль инициатора в создании слаженного рынка ценных бумаг. Ему нужно будет определить одного ведущего регулятора от каждой страны-участницы и удостовериться, что он в силах внедрять соглашения комитета, оставаясь в то же время подотчетным национальным парламентам и правительствам.
9. Комитету по европейским регуляторам следует проводить анализ издержек и прибыли при разработке новых правил. Ему также надлежит установить четкие консультационные процедуры.
10. Финансовым компаниям при помощи Комиссии следует исследовать возможность установления панъевропейских добровольных стандартов в той сфере политики, где саморегуляция является нормой, например в управлении компанией.
11. Рынку ценных бумаг нужен мощный всеобъемлющий торговый механизм, отвечающий требованиям реформы.
12. Наличие единственной Европейской биржи принесет незначительную экономию на издержках. В последнее время наблюдалась скорее конкуренция, нежели консолидация бирж, приведшая к снижению издержек. С использованием сети может отпасть необходимость в слиянии бирж.
13. Развитие альтернативных торговых систем открывает новые возможности. Регуляторам следует проконтролировать наличие равных условий для уже существующих и только выходящих на рынок обменных центров.
14. Консолидация в системе расчетов и клиринга помогла бы значительно снизить межгосударственные торговые издержки в Европе. Однако это невозможно до тех пор, пока многие клиринговые и расчетные палаты принадлежат биржам. Комиссии нужно исследовать, может ли она повлиять на конкуренцию, чтобы стимулировать снижение издержек, в частности подтолкнуть биржи к отчуждению от своих дочерних клиринговых компаний.
15. Евросоюзу следует уделить ключевую роль в переговорах с ВТО правилам регулирования деятельности бирж. В настоящее время их интересы несправедливо ущемляются, так как они не могут ни проводить рекламных кампаний для американских инвесторов, ни даже предложить тем прямой доступ на европейс-
кие рынки. Американские биржи, напротив, имеют полный доступ к Европе. Наиболее успешный пример: NASDAQ — американский внебиржевой рынок, специализирующийся на акциях высокотехнологичных компаний.
16. Евросоюзу также следует оказывать большую поддержку Международной организации по комиссиям ценных бумаг.
17. Меняющийся глобальный экономический климат не уменьшает необходимости дальнейшей интеграции на европейских финансовых рынках.
18. Европа не может надеяться на все те благоприятные условия, которые способствовали развитию динамичного рынка капиталов в Соединенных Штатах. Капиталы — явление юридическое, тесно связанное с юридической и политической культурой страны. Это означает, что некоторые несоответствия между национальными рынками неизбежны. Но это не должно подрывать идею единого рынка европейских капиталов.
В настоящее время НАУФОР разрабатывает предложения, основным смыслом которых является упрощение процедуры регистрации выпусков ценных бумаг, чтобы облегчить эмитентам доступ к ресурсам фондового рынка. При этом сам проспект не нужно будет регистрировать, если из условий эмиссии видно, что размещение пройдет среди небольшого числа инвесторов, например не больше 20 (даже если подписка носит публичный характер). В проспекте также не будет необходимости, если подписчиками являются квалифицированные инвесторы или акционеры.
Депозитарная система в России характеризуется рядом особенностей [3]:
• недостаточно развита нормативно-правовая база, устанавливающая ответственность за правонарушения на фондовом рынке, слабо проработаны вопросы взаимодействия регулирующих органов с правоохранительными органами и судебной системой;
• не отработана практическая реализация правового механизма защиты прав инвесторов;
• существует несоответствие российских депозитариев международным стандартам и технологическим требованиям, предъявляемым к иностранным кастодианам, что ограничивает возможность их участия в международных депозитарных, расчетных и клиринговых системах;
• большинство российских депозитариев — кастодиальные, основную часть их клиентов составляют юридические лица;
• российские депозитарии не оказывают полного комплекса кастодиальных услуг, например не все проводят денежные расчеты по сделкам или кредитуют клиентов ценными бумагами;
• не существует единых стандартов информационного взаимодействия и документооборота между профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Сравнительный анализ типов построения депозитарных систем — централизованной, децентрализованной и централизованно распределенной — показывает, что в России изначально сложилась децентрализованная система, но в настоящее время наблюдаются тенденции перехода к централизованно распределенной. Перспективой развития такой депозитарной системы в целом является реализация концепции единого пространства депо-счетов, т. е. создание Центрального депозитария.
Дальнейшее развитие депозитарной системы в России должно проходить в тесном взаимодействии и расширении контактов с аналогичными организациями других стран и их международными объединениями, что будет способствовать снижению рисков на рынке ценных бумаг и интеграции России в международные клиринговые, расчетные и кастодиальные системы. Деятельность всей системы и ее отдельных сегментов должна быть четко регламентирована с правовой точки зрения.
В масштабах депозитарной системы актуальными являются унификация и установление минимально необходимых требований к предоставляемой отчетности при условии информационной прозрачности финансовой деятельности ее участников.
Особое значение приобретают саморегулируемые организации. Например, создание страховых фондов на их базе может рассматриваться как один из способов повышения гарантий прав инвесторов на ценные бумаги. Для достижения этой цели важно учитывать, что при хорошо налаженной системе мониторинга и минимизации рисков повышается надежность системы в целом.
Как показывает анализ, для нашей страны актуальны практически все рекомендации Г-30 и группы Джиованнини, а также функциональные назначения Центра европейских реформ. Несмотря на существующие недостатки в работе рынка ценных бумаг, Россия по-прежнему имеет возможности для создания инфраструктуры, которая сделает этот сегмент привлекательным для инвесторов и эмитентов иных стран. С учетом этого необходим существенный пересмотр принципов построения
системы, и в основе должно быть создание главного учетного института — Центрального депозитария.
Он может стать учреждением, обеспечивающим стабильность прав собственности на ценные бумаги, и решить основные проблемы российской учетной системы. Это особенно важно с учетом прихода на российский фондовый рынок средств пенсионных накоплений, сформированных в ходе внедрения накопительного элемента в российскую пенсионную систему. Кроме того, создание Центрального депозитария позволит создать эффективную и недорогую систему клиринга и расчетов на российском фондовом рынке.
На основе проведенного анализа можно сказать, что сегодня для нашей страны особенно актуальны рекомендации, нацеленные на:
• снижение рисков на российском рынке ценных бумаг (в том числе риска утраты собственности на ценные бумаги или неисполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами);
• ускорение сроков расчетов по операциям с ценными бумагами;
• обеспечение эффективности системы взаимодействия участников расчетов и клиринга;
• облегчение раскрытия информации о составе владельцев ценных бумаг;
• облегчение проведения корпоративных действий и пр.
Это, в свою очередь, приведет к обеспечению защиты прав собственности на ценные бумаги, повышению ликвидности российского рынка ценных бумаг и активизации первичного размещения ценных бумаг российскими эмитентами. Для совершенствования отечественного рынка ценных бумаг следует создать необходимую нормативно-правовую базу, учитывая рекомендации перечисленных международных организаций, а также мировой опыт в этой области.
Список литературы
1. Лансков П. Вопросы стандартизации расчетов по ценным бумагам и их регулирования. URL: http://www.partad.ru.
2. Майзенбер Ф., Велигораг Д., Гусева М. Рекомендации международных организаций по модернизации депозитарной деятельности // Депозитариум. 2006. № 1.
3. Российский фондовый рынок 2009. URL: http://www.vedomosti.ru.
4. Сайт Федеральной службы по финансовым рынкам. URL: http://www.fcsm.ru.