Научная статья на тему 'Новаторство – творческий почерк Ивана Леонидова'

Новаторство – творческий почерк Ивана Леонидова Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
131
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иван Леонидов / конструктивные приемы / архитектура начала XX века / Ivan Leonidov / constructive techniques / architecture of the early XX century

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Крылова Софья Эдуардовна, Суслова Ольга Юрьевна

В работе проведен поиск и анализ конструктивных приемов в проектах Ивана Леонидова. В ходе анализа выявляются определенные новаторские приемы рассматриваемого архитектора. Выдвигается предположение, что Леонидов предвидел будущее архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation – the creative handwriting of Ivan Leonidov

The paper searches and analyzes constructive techniques in Ivan Leonidov's projects. The analysis reveals certain innovative techniques of the architect in question. It is assumed that Leonidov foresaw the future of architecture.

Текст научной работы на тему «Новаторство – творческий почерк Ивана Леонидова»

2. Бондарь, В. В. Войсковой город Екатеринодар. 1793-1867 гг.: Историко-культурная специфика и функциональная роль в системе городских поселений Российской империи / В. В. Бондарь. - Краснодар : Советская Кубань, 2000. - 152 с.

3. Бондарь, В. В. Южный филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва / В. В. Бондарь, Л. Н. Маркова. -Москва. : Институт Наследия, 2020. - 334 с. - DOI 10.34685/ HI.2019.61.20.014. - ISBN 978-5-86443-319-5.

4. Военно-историческая карта Кубанской области за время с 1800 по 1860 г. Из коллекции А. Данильченко // Кубанская генеалогия: [сайт]. - URL: http://kubangenealogy.ucoz.ru/index/ karty/0-189 (дата обращения: 28.11.2021).

5. Илюхин, С. Р. Виды Екатеринодара. Иллюстрированная история развития города и его перспективы / С. Р. Илюхин, Н. А. Стрижова, Л. А. Халимова. - Краснодар : Лаконт, 2008.

6. Казачинский, В. П. Архитектура и градостроительство Кубани XIX-XX вв. Ч.1: Архитектура Екатеринодара до 1917 г.: [очерк] / В. П. Казачинский, В. В. Бондарь. - Краснодар: Эко-инвест, 2001.

7. Кириченко, Е. И. Градостроительство России середины XIX -начала XX века. Книга I / Е. И. Кириченко, М. В. Нащокина. -Москва : Прогресс-Традиция, 2003. - 560 с.

8. Крогиус, В. Р. Исторические города России как феномен ее культурного наследия / В. Р. Крогиус. - Москва. : Прогресс-Традиция, 2009. - 310 с.

9. Маркова, О. Н. Опыт типологического анализа исторической застройки города Краснодара / О. Н. Маркова // Наследие веков. - 2019. - № 1. - С. 112-126. - URL: http://heritage-magazine. com/wpcontent/uploads/2019/03/20191Markova.pdf (дата обращения: 22.04.2022).

10. Яргина, З. Н. Градостроительный анализ / З. Н. Яргина. -Москва : Стройиздат, 1984. - 245 c.

С. Э. Крылова, О. Ю. Суслова 10.24412/cl-35672-2022-1-0106

S. E. Krylova, O. Yu. Syslova.

Новаторство - творческий почерк Ивана Леонидова Innovation - the creative handwriting of Ivan Leonidov

Ключевые слова: Иван Леонидов, конструктивные приемы, архитектура начала XX века. Keywords: Ivan Leonidov, constructive techniques, architecture of the early XX century.

Аннотация: В работе проведен поиск и анализ конструктивных приемов в проектах Ивана Леонидова. В ходе анализа выявляются определенные новаторские приемы рассматриваемого архитектора. Выдвигается предположение, что Леонидов предвидел будущее архитектуры.

Abstract: The paper searches and analyzes constructive techniques in Ivan Leonidov's projects. The analysis reveals certain innovative techniques of the architect in question. It is assumed that Leonidov foresaw the future of architecture.

Иван Леонидов - эпохальная фигура для отечественной архитектуры. Многие исследования посвящены его творчеству, однако зашифрованный потенциал его идей до конца не раскрыт. В проектах Леонидова пророчески намечен путь архитектуры XX века. Многие его проектные предложения были реализованы спустя время другими архитекторами, такими как Норман Фостер (Башня Мэри-Экс, 2001-2004), Хироши Хара (небоскреб Умэда в Осаке, 1988-1993). Архитектура как чистое правдивое отражение технических и социальных достижений общества — основа его творческих концепций. В проектах Леонидова конструкции откровенно демонстрируются на фасадах зданий, они играют особую композиционную и художественную роль. В архитектуру включаются медийные (как сейчас принято называть) средства, воздушный транспорт и другие технические достижения человечества. Таким образом Леонидов придает архитектуре функцию, объединяющую народы мира новыми смелыми социальными нормами.

Рассмотрим спектр новаторских идей Ивана Леонидова на отдельных проектах, выполненных им в 1928-1936-х годах.

Развитие идеи лаконичных и простых конструктивных приемов можно увидеть в проекте Дома Центросоюза. В проекте предполагается эксплуатируемая крыша. Впервые идея такой крыши в проектах Леонидова появляется в 1928 году. Сначала осто-

рожно и аккуратно, но в следующем конкурсном проекте - Доме Промышленности, 1929 года, Иван Леонидов смело размещает на крыше открытый бассейн и спортивную площадку, дополнительно предлагая озеленение крыши и открытых этажей. Также впервые в проекте Дома Центросоюза мы видим характерную особенность, которую будет использовать автор в своих следующих проектах: наружная лифтовая шахта, соединяющая крышу с верхними этажами и улицу. Так как Леонидов предполагал в данном проекте размещение всех культурно-просветительных помещений на последних этажах здания с расчетом максимальной изоляции от шума и пыли, то можно предположить, что такая конструкция наружной лифтовой шахты служила дополнительным путем эвакуации в случае пожара или иных чрезвычайных ситуаций. Лифты, расположенные внутри здания, не всегда могут служить надежным средством эвакуации из-за возможного задымления лифтовой шахты и отсутствия энергообеспечения. Если лифты располагаются в отдельно стоящем, незадымляемом объеме, они могут иметь автономное энергообеспечение и обеспечивать безопасную эвакуацию людей.

В проекте Дома Промышленности (1928) в Москве, можно заметить смелый, свободный от коридоров и помещений план, интерьерное и вертикальное озеленение пространств, эксплуатируемую крышу и открытые

этажи. Как и в проекте Дома Центросоюза, появляется уже знакомая вертикаль отстоящей от здания конструкции лифтовой шахты, которая соединяет 4 уровня этого здания и обеспечивает таким образом не только красивые видовые точки, но и дополнительные пути эвакуации при пожаре и других ЧП. В высотном здании целесообразно иметь не один путь эвакуации, поэтому Леонидов дает три варианта: спасение на крыше, на этажах-убежищах и в отстоящей от здания конструкции лифтовой шахты. Также за счет открытых этажей уменьшается ветровая нагрузка на здание.

Идея многоэтажного жилого корпуса дома-коммуны в Магнитогорске (1929-1930), соединенного с двухэтажным общественным корпусом переходами через устройство наружной лифтовой шахты, позволяет направлять потоки людей не через все здание, что создаст больше шума и дополнительные нагрузки, а только устройством вертикальных лифтов, соединенных с каждым этажом переходами. Поэтажное соединение с лифтовой шахтой обеспечивает не только больше логических связей, но и придает конструкции больше прочности и создает интересную архитектурную форму, напоминающую прототипы космических кораблей для покорения космоса. Можно рассматривать этот проект в контексте научно-фантастической литературы того времени. Дом-коммуна - космический корабль, а жители, сплоченные общей идеей, — первые покорители космоса. В планах можно увидеть идею эксплуатируемой крыши, которую Иван Леонидов начал продвигать еще в 1928 году.

В проекте Института Статики (1929) четко прослеживаются аэродинамические формы, что делает конструкцию здания похожей на космическую ракету, готовую вот-вот взлететь (рис. 1). Проекты Леонидова 1930-х годов наполнены невероятной силой и желанием понять глубину космоса, почувствовать эту безграничную черную материю, поэтому конструкции его зданий напоминают первые летательные аппараты. Главной доминантой является высокая башня, которую пронизывает центральная ось предположительно лестнично-лифтового узла, напоминающая дюзу первых ракет Циолковского. Также выделяется отстоящая от здания конструкция лифтовой шахты и открытые этажи - высокая башня, разделенная на зоны как зрительно, так и функционально, словно многоступенчатая ракета, которая готова взлететь в небо. Создается ощущение, что ракета уже оторвалась от Земли, благодаря консольно вынесенному третьему этажу.

Некоторые образы проектов Ивана Леонидова, такие как Институт статики, проекты клуба нового социального типа, Наркомтяжпром и наброски к «Городу Солнца» за счет своей аэродинамической формы поразительны похожи на разработанные впоследствии и успешно использованные на практике формы первого орбитального спутника Земли и космических ракет. К слову, Спутник-1 стал медиа феноменом вскоре после его успешного запуска в 1957 году, тогда как первые эскизы «Города Солнца» были выполнены Леонидовым за 14 лет до этого события. Исходя из этого интересного наблюдения похожих форм, можно предположить, что общее желание использовать новые технологии того

времени привело как ученых-ракетчиков, так и архитекторов-конструктивистов к аналогичным результатам, начиная от формообразования и заканчивая общей идеей нового типа общества — коммунистического будущего, неважно — на Земле или в космосе.

В проектах клуба нового социального типа, 1928 года, Леонидовым впервые предложена параболическая форма здания, которая будет повторяться уже в следующих его проектах: институт Статики (1929) и проект социалистического расселения в Магнитогорске (1930) в планах и развертках улиц. Отойдя от концепции традиционного театрального зала, он вводит обозначение универсального зала общего назначения, тем самым предложив множество вариантов использования данного пространства. Впервые в этом проекте Леонидов предлагает внедрение медиаразработок, таких как радио и телевидение, в архитектуру. Из пояснительной записки Ивана Леонидова к проекту: «... проектируется устройство экранов с радиорупорами, на которые посредством радио и телевидения передаются все политические и хозяйственные события дня, работа клуба, научных институтов и т. д. Своего рода живая газета, которая должна быть неотъемлемой принадлежностью каждого рабочего и крестьянского коллектива».

Памятник Христофору Колумбу (1929) продолжает тему интеграции новых технологий в архитектуру. В композиции активным участником становится транслирующая техника, обеспечивая информационную связь со всем миром. Леонидов предлагает передачу материалов (радиоизображений), связанных с прогрессом мировой культуры, во все уголки земного шара на специальные экраны, установленные на площадях всех городов мира, в исторических музеях, на кораблях, и проведение научных и технических съездов, - причем съезды организуются при помощи радио (своеобразное пророчество 7оош-конференций). Связь памятника с миром планировалась Леонидовым с помощью радиомачты, высотой в 300 метров. Это была на тот момент очень смелая и новаторская конструкция, ведь первую такую метеорологическую мачту построили только спустя 30 лет в Обнинске.

Рис. 1. Аэродинамическая форма здания Института Статики, возможно, рожденная под впечатлением от космической ракеты

Рис. 2. Новаторские приемы в проектах Ивана Леонидова

Использование Леонидовым гиперболоидных форм для высотного здания в проекте Наркомтяжпрома

(1934-1936) является продолжением инженерного наследия Шухова. Это наследие вдохновляло и вдохновляет до сих пор многих современных архитекторов: Телебашня Гуанчжоу (2009 г., компания IBA), комплекс Новой Ярмарки в Милане (2006 г., арх. Массимилиано Фуксас), Медиатека в Сэндае (2001 г., арх. Тойо Ито). На самом деле выбор этой формы основывается не только на эстетических соображениях, но и на рационалистических инженерных принципах поверхностей отрицательно двоякой кривизны. Как подсчитал русский инженер Владимир Шухов (чья первая гиперболоидная башня была завершена в 1892 году - завод «Парострой» в Симоновой слободе), для данного диаметра и высоты конструкции, а также заданной прочности эта форма требует меньше материала, чем любая другая форма. Эта форма идеально обеспечивает жесткость и устойчивость конструкции. Соединение комплекса высоток мостами - идея Ивана Леонидова, которая получила широкое развитие в архитектуре ХХ века.

Какие преимущества дает этот прием:

- обеспечение общей устойчивости всего комплекса,

- дополнительную возможность эвакуации,

- дополнительную функциональную коммуникацию.

Также в данном проекте Леонидовым продемонстрированы аутригерные пояса, которые получили развитие в конструкциях высоток в конце ХХ века. Фермы обеспечивают предварительное напряжение в той части высотки, где действует наибольшая ветровая нагрузка.

После вышеприведенного анализа проектов Ивана Леонидова можно выделить следующие новаторские приемы (рис. 2):

- конструкции как активный участник архитектуры (в будущем используются в проектах Бахрейнский ВВТЦ, 2004-2008; Башня Мэри-Экс, 2001-2004);

- многофункциональные приемы - пожарная безопасность, рекреационное назначение, оптимизация микроклимата (подобные решения можно увидеть в жилом комплексе «Дом на дереве», 2014, и небоскребе «Вертикальный лес», 2009-2014);

- «выбитые» этажи (такое решение применяется в жилом комплексе Edificio Mirador, 2005, и башне One Madison, 2013);

- вертикальное и горизонтальное озеленение (воплощено в известных проектах жилого комплекса «Дом на дереве», 2014, небоскребах «Вертикальный лес», 2009-2014, и в башне One Central Park, 2012-2013);

- отстоящая от здания конструкция лифтовой шахты, мосты между корпусами высоток как средства эвакуации из высотных зданий (небоскреб Умэда в Осаке, 1988-1993, Башни Петронас, 1992-1998);

- интеграция достижений технического прогресса (медийные средства) в проекты (Бахрейнский ВВТЦ, 2004-2008 гг.; бизнес-комплекс Xiucui Entertainment, 2008; БЦ Futuris в Минске).

В проектах Леонидова хранится «золотой» запас новаторских идей. К сожалению, ему не удалось реализовать свои идеи в зданиях, но его проекты - это достойные и богатейшие памятники отечественной истории архитектуры и культуры.

Список цитируемой литературы:

1. Александров, П. А. Архитектор Иван Леонидов / П. А. Александров, С. О. Хан-Магомедов. - Москва : Стройиздат, 1971.

2. Башня 30 St Mary Axe // Архи.ру : [интернет-портал]. - URL: https://archi.ru/projects/world/155/bashnya-30-st-mary-axe (дата обращения: 28.04.2022).

3. Гозак, А. П. Иван Леонидов / А. П. Гозак. - Москва : Жираф, 2002.

4. Жилой комплекс Bosco Verticale // Архи.ру : [интернет-портал]. - URL: https://archi.ru/projects/world/8818/zhiloi-kompleks-bosco-verticale (дата обращения: 28.04.2022).

5. Современная архитектура. - 1929. - № 4.

Л. И. Иванова-Веэн, А. С. Коршунов L. I. Ivanova-Veen, A. S. Korshunov

Музей МАИ в военные годы (1943-1945) MAI Museum during the war years (1943-1945)

10.24412/cl-35672-2022-1-0107

Ключевые слова: Музей МАИ, Архитектурный кабинет, Н. Д. Виноградов, А. В. Щусев. Keywords: MAI Museum, Architectural Cabinet, N. D. Vinogradov, A. V. Shchusev.

Аннотация: Рассматривается история музея МАИ после возвращения института из эвакуации. Анализируются приказы института 1943-1944 годов, связанные с деятельностью музея, директором которого был Н. Д. Виноградов. Приводятся ранее неопубликованные фотографии интерьеров музея МАИ. Abstract: The history of the MAI Museum after the institute's return from evacuation is considered. The orders of the Institute of 1943-1944 related to the activities of the museum, whose director was N. D. Vinogradov, are analyzed. Previously unpublished photographs of the interiors of the MAI Museum are presented.

В настоящее время существует Музей истории московской архитектурной школы (Музей МАРХИ), который был образован ректором А. П. Кудрявцевым в 1988 году. Директором музея была назначена Л. И. Иванова-Ве-эн. В декабре 1989 года вышел приказ ректора «О вве-

дении действующего музея МАРХИ в структуру вуза». Под руководством Ларисы Ивановны была собрана уникальная коллекция изобразительных и документальных материалов, проводились тематические и персональные выставки, научные конференции, подготовлены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.