Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА Н.Р. ФОСТЕРА К ФОРМООБРАЗОВАНИЮ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА Н.Р. ФОСТЕРА К ФОРМООБРАЗОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
226
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / «ЗЕЛЕНАЯ» АРХИТЕКТУРА / ХАЙ-ТЕК / УНИКАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Калдыбеков Асхат Еркинович, Самойлов Константин Иванович

В данной статье рассмотрены работы одного из великих архитекторов современности, проекты которого являются уникальными в своем роде. Архитектор, который был одним из основателей стиля хай-тек в архитектурном ремесле. В статье разбираются несколько проектов Нормана Фостера, принципы формообразования этих строений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА Н.Р. ФОСТЕРА К ФОРМООБРАЗОВАНИЮ»

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА Н.Р. ФОСТЕРА К ФОРМООБРАЗОВАНИЮ Калдыбеков А.Е.1, Самойлов К.И.2

Калдыбеков Асхат Еркинович - бакалавр архитектуры, магистрант, Казахская головная архитектурно-строительная академия;

2Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье рассмотрены работы одного из великих архитекторов современности, проекты которого являются уникальными в своем роде. Архитектор, который был одним из основателей стиля хай-тек в архитектурном ремесле. В статье разбираются несколько проектов Нормана Фостера, принципы формообразования этих строений.

Ключевые слова: энергоэффективность, «зеленая» архитектура, хай-тек, уникальная архитектура.

Норман Фостер является одной из самых знаковых фигур в современной мировой архитектуре. Он родился в семье далекой от архитектуры, его родители были рабочими в городе Манчестер, индустриальном районе Англии. Постоянная нехватка денег заставила Нормана бросить школу в подростковом возрасте, начав подрабатывать в казначействе. Любимым хобби Фостера были рисование и изучение торгового права. Спустя некоторое время Норман поступил в королевские ВВС, получив диплом пилота. Отслужив в армии, он не бросил пилотирование насовсем, позднее он использовал свои навыки уже в личных целях, облетав на самолете все европейские страны, что возможно оставило свой след в восприятии и понимании архитектуры. Но до этого будущий маэстро архитектуры успел поработать в пекарне, позже на заводе, и далее Фостер устраивается в мебельный магазин. Там он впервые сталкивается с вопросами организации пространства. Норман решает поступать в Манчестерский университет градоустройства и архитектуры, и начинает постигать азы профессии, в которой он преуспеет больше всего. Его природные навыки и талант начинают проявляться, и он выигрывает стипендию на обучение в США, Нью-Хейвен, Школа архитектуры Йельского университета, который он окончил со степенью магистра.

В Йельском университете Фостер встретил не менее талантливого британского архитектора Ричарда Роджерса, с которым после окончания учебы создал творческое объединение «Бюро четырех», в котором наряду с ними состояли также их жены. Данная организация является основоположниками стиля хай-тек в архитектуре, открыв миру уникальные творения данного направления. Hi-tech происходит от слов высокие технологии, этот стиль предполагает использование новых технологий, разработок, достижений человечества в науке. Многочисленные здания и сооружения, построенные по проектам Нормана имеют различные функциональные назначения, широкий географический разброс, различного уровня масштаба.

Простота форм и строгость линий присуща хай-тек конструкциям, цветовая гамма не многообразна, скорее даже монотонна, оформление и декор выполнены без излишеств. Обилие стекла и металла подчеркивает новизну и приверженность технологиям будущего. В торговых центрах стало популярным использовать многоуровневые стеклянные галереи с каркасом из металлических элементов, отделанные внутри характерным стилем, определяющимся элементами внутреннего убранства.

В 1971г Норман Фостер спроектировал элегантный пассажирский терминал в аэропорту Лондона, структура которого была выполнена из стекла и металла. В нем Фостер отразил видение организующего потенциала архитектуры: минималистический

подход с хай-тек элементами вкупе с четкими линиями конструкции оказывает влияние на формирование модели поведения людей. Позже в том же году в соавторстве со своим учителем и старшим коллегой Бакминстером Фуллером Фостер открывает проект здания офиса компании Willis Faber and Dumas в Ипсвиче, Англия. Здание имеет сплошную стеклянную облицовку, неправильной формы и кривыми линиями участка, что было абсолютно не похоже на привычное окружение в стиле модернизма с правильными четкими линиями и объемами. Вокруг атриума располагались эскалаторы, на крыше разместился сад с бассейном для персонала, имевший к тому же теплоотводную функцию, что показывает, как важно было архитектору внедрить энергоэффективные технологии и указать социальную роль архитектуры.

Строительство было закончено в 1975 году и, оказавшись весьма успешным, способствовало продолжению сотрудничества бюро «Фостер и партнеры» с компанией заказчика в последующие годы. Стеклянно-металлические конструкции вообще становятся любимыми материалами архитектора, и именно их обилие отличает эстетику хай-тека.

Центр изобразительных искусств Сейнсбери в Норвиче завоевал сердца многих благодаря весьма впечатляющему художественному решению и получило награды от Королевского института британских архитекторов (RIBA) в 1983-м и Американского института архитекторов (AIA) в 1994 году.

Здание центра Сейнсбери имеет вытянутое прямоугольное строение со стенами в два слоя и кровлей, образованной из пластичных стальных конструкций, которые в свою очередь создают раму с пролетом тридцать три метра. Коммуникации проведены таким образом, что их видно только на торцевой стороне, втиснутой в пространство металлических конструкций. Контроль за освещением выполняют специальные жалюзи из алюминия, приходящие в движение автоматически и регулирующиеся благодаря датчикам. Концепция Фостера «рамки» высоких технологий для выставки произведений современного искусства и свобода демонстрации в пространстве - это именно то, что было нужно заказчикам с прогрессивными взглядами. Все помещения здания свободно перетекают с одного в другое, а прозрачные огромные окна от пола до потолка позволяют пейзажу вокруг здания выполнять роль «декорации» к выставленным экспонатам, коллекциям и другим произведениям.

Одной из самых выдающихся и узнаваемых работ Фостера является башня «Мэри-Экс, 30», Лондон (в соавторстве с Кеном Шаттлвортом), в народе известный как «огурец». Престижных архитектурных премий у здания достаточно, а издание Building Design присудило небоскребу "Мэри Экс, 30" титул "самой важной лондонской достопримечательности XXI века". Такое признание здание получило благодаря конструктивным решениям Фостера. Башня обтекаемой формы, фасад состоит из универсальной светопрозрачной оболочки с сетчатым делением, нетипичная куполообразная крыша, продуманная система вентиляции - все эти инновационные решения совпадают со стратегией и идеями компании-заказчика Swiss Re. Данная компания является одной из крупнейших на рынке перестраховочных услуг, то есть она управляет рисками других страховых компаний. "Для нашего бизнеса устойчивое развитие имеет огромное значение, потому что мы оплачиваем потери наших клиентов, связанные с наводнениями, жарой и засухой. Все эти явления в той или иной степени связаны с глобальным изменением климата, поэтому с нашей стороны разумнее всего минимизировать свой вклад в глобальное потепление", - объяснила представитель Swiss Re - Сара Фокс. Архитекторам проекта были выдвинуты следующие требования: с небоскреба должен был открываться вид на культовые сооружения центрального Лондона, при этом органично вписаться в историческую архитектуру города.

Результатом работы Фостера стал первый небоскреб в мире с амбициями называться экологичным. Конструкция с центральным опорным основанием и сеточным фасадом, высотой 180 метров. Форма здания позволяет выдерживать большие ветровые нагрузки благодаря своей аэродинамичности, ведь у здания нет углов и воздушные потоки обволакивают здание, плавно уходя вниз и просто огибая его. Еще одним преимуществом

65

такой формы небоскреба является то, что он отбрасывает меньше тени, чем такое же здание привычной всем прямоугольной формы.

При создании сетчатого фасада архитектор вдохновлялся проектами русского инженера Шухова В.Г. Общий вес стальных конструкций фасада более восьми тонн, а площадь остекления 24000 квадратных метров. Это позволяет экономить в 2 раза на искусственном освещении, по сравнению с другими аналогичными по размерам зданиями. Технологичность фасада позволяет пропускать воздух через специальные панели и вентилировать здание таким образом.

В ядре башни находится 18 лифтовых шахт, основную часть помещений составляют офисы и конференц-залы. А на самом верху под куполом располагаются ресторан и смотровая площадка. Входная группа здания выделена массивными конструкциями.

Здание имеет разные диаметры у основания, к центральной части и к концу. В нижней части диаметр 49 метров, к 17 этажу 57 метров, а сверху сужается и образует купол. Можно провести аналогию с расширением и сужением в античных ордерных колоннах, откуда возможно и возникла идея архитектора. Но люди прозвали здание «огурцом Фостера», либо просто «корнишон».

Изначально Фостер представил на международный конкурс проект легкого навеса на стальных опорах, обрамляющих площадь вокруг. Но позднее Фостер принял радикальное решение, создав новый купол над залами Рейхстага, из которого туристы могут заглядывать в самое сердце парламента Германии, при этом, не создавая неудобств работающим там депутатам. Обновленный Рейхстаг стал одной из главных достопримечательностей столицы Германии.

Еще в период утверждения на мировом архитектурном Олимпе современности, но, уже обладая достаточным проектным опытом, Фостер придумывает здание штаб-квартиры Гонконгского и Шанхайского банка, который становится новой вехой в его творчестве и развитии хай-тека как направления. Согласно оригинальному замыслу, конструктивный скелет небоскреба вынесен наружу, гигантские мачты-колонны перехватывают четыре пояса ферм, к которым подвешены промежуточные этажи. Все лифты и вертикальные коммуникации сгруппированы по углам, этажи имеют свободную планировку, а в центре создан 10-этажный атриум. Такое архитектурное решение явилось новаторским для всей отрасли высотного строительства, а само здание на годы стало одним из самых знаменитых современных сооружений в Азии. После успеха гонконгского небоскреба Фостер считается признанным авторитетом именно в области возведения высоток. В последующие годы мастер и его коллеги по разросшемуся бюро активно проектируют высотные здания во всем мире. Наиболее выдающимся его небоскребом следующего десятилетия является головной офис немецкого «Коммерцбанка».

Одним из выдающихся проектов Фостера является знаменитый виадук Мийо (Миллау), этот исполинских размеров мост протянулся над долиной реки Тар, обеспечивая движение автомобилей между столицей Франции и небольшим городом Безье. Этот мост был призван разгрузить национальную трассу от постоянных пробок, которые образовывались от огромного количества туристов и грузовых автомобилей. Несмотря на тот факт, что проезд через мост является платным, он привлекает к себе огромное количество туристов специально приезжающих сюда посмотреть на одно из инженерных чудес света, и конечно же водителей грузовых авто.

Мост имеет восемь пролетов и восемь стальных опор, ширина дорожного полотна составляет 32 метра, длина 2,5 километра, высота колонн в самой низкой части 77 метров, а в самой высокой достигает 246 метров, что долгое время являлось рекордной высотой по миру. На мосту отсутствуют архитектурные детали, как это свойственно стилю хай-тек.

Несмотря на то, что критики ставили под сомнение целесообразность постройки данного моста в этом месте, а также огромную смету на строительство, малой потенциальной окупаемости, объект получился уникальным, архитектору удалось доказать свою гениальность, а мост привлекает людей со всего света.

Еще одним заслуживающим внимания зданием Фостера является башня Херст - штаб-квартира одноименной корпорации. Основанием небоскреба является шестиэтажное монолитное здание в стиле арт деко. В изначальном проекте сам основатель компании рассматривал здание как незаконченный проект и видел в нем лишь цоколь будущего здания, но на момент его желаний в США случилась великая депрессия, и его планам было суждено сбыться лишь спустя много десятилетий. Фостер черпал вдохновение для этого проекта из работ российского инженера Владимира Шухова, который рассчитал и запатентовал технологию стальных сетчатых оболочек.

Широкое применение сетчатых оболочек спустя столько времени объясняется развитием компьютерных расчетных технологий, без которых сделать столь сложные конструктивные системы очень тяжело. Сетчатые оболочки вытесняют железобетонные несущие оболочки благодаря огромной экономии на расходе металла на строительство, а также существенному облегчению конструкции.

При проектировании башни, Фостер мастерски соединил старое и новое здания, оставив облик старого фасада практически нетронутым, из него будто взмывает ввысь верхняя новая башня, которая смотрится очень органично, и символизирует рост технологий, а также рост самой корпорации и ее приверженность не только традициям, но и стремлением к развитию.

Также Фостер применил энергоэффективные решения в здании, использовав обволакивающий башню воздух для охлаждения и вентиляции башни. На крыше здания специальный резервуар собирает дождевую воду для последующего применения на увлажнение воздуха, полива растений и деревьев как внутри башни, так и снаружи. Огромное количество естественного освещения позволяет значительно сократить расход на электроэнергию, что в свою очередь благотворно сказывается на окружающей среде меньшими выбросами углекислого газа в атмосферу.

Самый высокий небоскреб в Европе на момент постройки - башня Коммерцбанк-Тауэр во Франкфурте дело рук Нормана Фостера. Также он считается первым экологичным небоскребом, благодаря энергоэффективным технологиям и небесным садам, располагающимся в нем.

Конструкция башни представляет собой три массивные колонны, связанные между собой треугольником, внутри колонн размещены лифтовые шахты и лестницы. В здании находится атриум более 160 метров высотой, с прозрачной крышей, благодаря этому работники и гости здания могут насладиться живописным видом. Атриум разделен на 9 тематических садов, каждая из которых представляет определенную климатическую зону Земли. Площадь типового этажа составляет 1700 квадратных метров.

Здание облицовано двойным фасадом, с энергосберегающими технологиями, что обеспечивает приток свежего воздуха в систему кондиционирования.

Крыша здания выполнена ассиметрично, угловые колонны имеют разную высоту, что придает башне динамичности. Также на 53 этаже предусмотрена смотровая площадка. Над входной группой небоскреба висит конструкция, напоминающая парус.

Норман Фостер в очередной раз использовал новаторский подход при проектировании башни Коммерцбанка, сделав акцент на экологичности и энергоэффективности. Архитектор применил технологии и архитектурные приемы для улучшения естественного освещения, вентиляции, а также создал модель здания, из которого открывается вид на город с любого помещения. Небоскреб Коммерцбанка начал эпоху энергоэффективных и «зеленых» зданий, задав тенденции на ближайшие десятилетия.

Норман Фостер является архитектором со своими взглядами и убеждениями, которые сформировались синтезом различных увлечений и деятельности, каждое из которых оставило свой след в его архитектурном мировоззрении.

Подход Нормана Фостера к формообразованию складывается из его страсти к технике, исходящая еще из детства. Он любил автомобили, вертолеты, самолеты, на которых он летает и по сей день. Также как важна хорошая обзорность из управляемой техники, здания, которые он проектирует, обладают легкой оболочкой с прекрасной светопропускной

67

способностью и видом из окон. Отсутствие мелких архитектурных деталей является неотъемлемой чертой стиля Фостера, но как он сам заявляет, важна не только архитектура и форма здания, но и концепция и генплан в целом. Фостер стремится создать не просто красивую форму, которая будет доставлять эстетическое удовольствие глазам обывателя, он создает в каждом проекте уникальное, будь то добавление зданию нетипичной функциональности, экологичности и других полезных оригинальных замыслов. Его работы, обладая на первый взгляд некой простотой формы, содержат в себе сложные технологии, которые человеку далекому от архитектуры и строительства будет сложно разглядеть. Но при этом человек, который будет находиться в здании с какой бы то ни было функцией, будь то аэропорт, больница или офис, может почувствовать комфорт, эстетику, удобство эксплуатации и другие положительные моменты, ведь забота о человеке при проектировании находится для Фостера на ведущих позициях.

Список литературы

1. Рябушин А.В. «Архитекторы рубежа тысячелетий», 2005. С. 89-94.

2. Фостер Норман. «Реконструкция Рейхстага», 2000. С. 29-36.

3. Джованнини Джозеф и Фостер Норман. «Hearst Tower», 2010. С. 18-38.

4. Фостер Норман. «Foster 40: Projects», 2007. С. 12-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.