Научная статья на тему 'НОТИРОВАННЫЕ АНТИФОНЫ СТЕПЕННЫ В ТИПОГРАФСКОМ УСТАВЕ'

НОТИРОВАННЫЕ АНТИФОНЫ СТЕПЕННЫ В ТИПОГРАФСКОМ УСТАВЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКТОИХ НОТИРОВАННЫЙ / ТИПОГРАФСКИЙ УСТАВ С КОНДАКАРЕМ / РУКОПИСЬ / АНТИФОНЫ СТЕПЕННЫ / ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ / КРЮКОВАЯ НОТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крюков Павел Дмитриевич

Статья посвящена одному из центральных жанров книги «Октоих нотированный» - антифонам Степеннам. Автором рассматриваются проблемы формирования нотированных циклов Октоиха на древнейшем этапе и обозначаются пути их преобразования, обосновываются вопросы преемственности поэтического и музыкального текстов к середине XV в. на примере данного цикла. Предмет изучения - древнейшая из сохранившихся рукопись из собрания ГТГ К-5439 Типографский Устав с Кондакарем, которая содержит список антифонов Степенн со знаменной нотацией. В статье данный список рассматривается на примере антифонов 4-го гласа как в качестве самостоятельного, так и в сравнении со списком Степенн рукописи собрания Троице-Сергиевой лавры, № 407 (1437 г.), сопоставляются структура песнопений, принципы нотирования, выявляются разночтения в поэтическом и нотном текстах. Выводы, которые делаются по результатам сравнения списков: ко времени «стилевого перелома» расхождения в поэтическом тексте песнопений оказываются незначительными и могут быть отнесены на счет локальной редактуры; структура песнопений, их деление на строки практически всегда совпадают; анализ и сравнение нотного текста позволяют говорить, что распев антифонов Степенн, судя по крюковой строке, в двух списках близок. Это свидетельствует о преемственности списка XV в. по отношению к XI в., приемы же редактирования отражают характерные черты работы распевщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOTATED ANTIPHONS STEPENNY IN TIPOGRAFSKY USTAV

This article is devoted to one of the central genres of the book Oktoikh notirovanny (‘Notated Octoechos’), i.e. the antiphons Stepenny. It discusses the problems of forming the notated cycles in the Octoechos in the most ancient stage and identifies the ways of their transformation. It also substantiates the problems of continuity of the poetic and musical texts by the mid-15th century with this cycle used as an example. The object of the study is the most ancient extant manuscript from the collection of the Tretyakov Gallery which contains a copy of the antiphons Stepenny with Znamennaya notation. The article studies this copy using the example of the antiphons of the 4th mode (glas) both as an independent mode and in comparison with the copy of the Stepenny from a collection of the Trinity Lavra of St. Sergius; it compares the structure of the chants, principles of notation, reveals discrepancies in the poetic text and the note text. The following conclusions are made based on the comparison of the copies: by the time of the “fracture of style”, the discrepancies in the poetic texts of the chants prove to be insignificant and can be explained by local editing; the structure of the chants and their division into lines is practically always identical; the analysis and comparison of the note text allows one to state that the singing of the antiphons Stepenny, judging by the hook line, was similar. This provides evidence of the continuity between the copy of the 15th century as related to that of the 11th century, while techniques of their editing reflect characteristic features of the singers’ practice.

Текст научной работы на тему «НОТИРОВАННЫЕ АНТИФОНЫ СТЕПЕННЫ В ТИПОГРАФСКОМ УСТАВЕ»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 9-21 БОТ: 10.15382Мш^202142.9-21

Российская Федерация, 127051,

и теории музыки ФЦП ПСТГУ

Крюков Павел Дмитриевич, аспирант кафедры истории

г. Москва, Лихов пер., 6/1

pasha.kryukov.94@mail.ru ОИСГО: 0000-0002-5008-5191

Нотированные антифоны степенны

в Типографском Уставе

П. Д. Крюков

Аннотация: Статья посвящена одному из центральных жанров книги «Октоих нотированный» — антифонам Степеннам. Автором рассматриваются проблемы формирования нотированных циклов Октоиха на древнейшем этапе и обозначаются пути их преобразования, обосновываются вопросы преемственности поэтического и музыкального текстов к середине XV в. на примере данного цикла. Предмет изучения — древнейшая из сохранившихся рукопись из собрания ГТГ К-5439 Типографский Устав с Кондакарем, которая содержит список антифонов Степенн со знаменной нотацией. В статье данный список рассматривается на примере антифонов 4-го гласа как в качестве самостоятельного, так и в сравнении со списком Степенн рукописи собрания Троице-Сергиевой лавры, № 407 (1437 г.), сопоставляются структура песнопений, принципы но-тирования, выявляются разночтения в поэтическом и нотном текстах. Выводы, которые делаются по результатам сравнения списков: ко времени «стилевого перелома» расхождения в поэтическом тексте песнопений оказываются незначительными и могут быть отнесены на счет локальной редактуры; структура песнопений, их деление на строки практически всегда совпадают; анализ и сравнение нотного текста позволяют говорить, что распев антифонов Степенн, судя по крюковой строке, в двух списках близок. Это свидетельствует о преемственности списка XV в. по отношению к XI в., приемы же редактирования отражают характерные черты работы распевщиков.

Ключевые слова: Октоих нотированный, Типографский Устав с Кондакарем, рукопись, антифоны Степенны, знаменный распев, крюковая нотация.

Книга Октоих нотированный сложилась, как известно, к XVI в.1 Процесс формирования нотированной книги на основе ненотированной происходил тради-

© Крюков П. Д., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 9-21.

1 Раннюю попытку выделить его в самостоятельную книгу представляет собой Чудовский Октоих XV в. (Государственный исторический музей, Чудовское собрание. № 59). Пример уже сложившейся книги Октоих нотированный в составе сборника с циклами песнопений, организованными по осмогласному принципу в богослужебном порядке и с предшествующим циклом светильнов и Стихир Евангельских в качестве конвоя, представляет список в рукописи Российской государственной библиотеки (далее — РГБ). Ф. 379. № 12 (кон. XV — нач. XVI в. Л. 11-84 об.).

ционно: сначала распевались отдельные песнопения и циклы песнопений, организованные по осмогласному принципу. Уже в рукописях XV в. встречаются самостоятельно выписанные циклы, как, например, Стихиры воскресные на 8 гласов (РГБ, собрание Троице-Сергиевой лавры2, № 408, л. 138 об. — 147 об.).

Однако отдельные нотированные циклы, позднее ставшие частью Октоиха нотированного, выявляются уже в самых древних русских рукописях. Широкую научную известность обрел цикл Светильнов и Стихир Евангельских, выписанный в Благовещенском кондакаре кон. XII — нач. XIII в.3 Исследования показали, что это не самый ранний цикл будущего Октоиха нотированного, поскольку в древнейшей книге — Типографском Уставе с Кондакарем4 — выписан цикл антифонов Степенн.

Пример 1. ТУ. Л. 98

1

и* А/» и И V ^вХ^А И » АЛ - I л , I л I I агсд / ПНИ

] б г пе ^и -¿'1

/;

к ШШ:

> '

т л<и н Д

V -сн

Выявление столь древнего списка песнопений, записанных в Кондакаре знаменной нотацией, позволяет обозначить начало формирования нотирован-ного Октоиха, выявить особенности его представления, а также связать с последующей историей бытования цикла в рукописной традиции.

Список антифонов Степенн, содержащийся в Типографском Уставе с Кондакарем5, является предметом нашего рассмотрения. Осмогласные песнопения данного Кондакаря изучались с музыковедческой точки зрения Т. Ф. Владышев-ской6, Е. В. Плетневой7, Ю. В. Артамоновой8, Т. В. Швец9, с литургической —

2 Далее — ТСЛ.

3 Российская национальная библиотека (далее — РНБ). Q.п.I.32. Л. 121 об. — 128 об.

4 Далее — ТУ.

5 Результаты исследования рукописи представлены в издании: Типографский Устав: устав с кондакарем конца XI — начала XII века / под ред. Б. А. Успенского. М., 2006. Т. 1-3.

6 Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006. С. 405-423.

7 Плетнева Е. В. Певческая книга «Октоих» в древнерусской традиции: по рукописям XI—XV веков: дис. ... канд. иск. СПб., 2008.

8 Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI-XVIII веков: дис. ... канд. иск. М., 1998. С. 25-26.

9 Швец Т. В. Древнерусская певческая книга кондакарь: начальный этап изучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Социально-гуманитарные науки». 2016. Т. 16. Вып. 2. С. 98-105.

А. М. Пентковским10. К Типографскому Уставу обращался О. Странк с целью сравнить древнерусскую нотацию антифонов Степенн с палеовизантийской но-

тацией11.

Типографский Устав находится в собрании рукописей Государственной Третьяковской галереи (К-5349), датируется рубежом XI и XII вв.12 и содержит список константинопольского Студийского устава (в редакции патриарха Алексия Студита), а также кондакарь, составляющий ббльшую часть рукописи.

Типографский Устав является книгой славянского происхождения. Состав Кондакаря разделяется на две части. В первую входят кондаки, которые записаны кондакарной нотацией, во второй же части представлены преимущественно песнопения воскресного Октоиха, расположенные по гласам, а в рамках гласа — в богослужебном порядке утрени; часть песнопений в данном разделе (кафизмы, подобны, аллилуарии и др.) сопровождаются нотацией знаменной. До наших дней в рукописи сохранилось лишь 5 из 8 гласов Октоиха; среди песнопений мы и выделяем список антифонов Степенн (л. 98—119 об.), тоже включающий знаменную нотацию. Таким образом, список антифонов Степенны в Типографском Уставе оказывается наиболее ранним нотированным циклом песнопений Октоиха из известных нам ныне.

Рассматриваемый цикл в рукописи распределен по принципу осмогласия следующим образом: в первом гласе озаглавлен «НАЧАТЪКЪ СЪ БМЪ СТЕ-пеньныимъ изъ осми глас(ов)». В последующих гласах список особым образом не выделяется (он сопровождается лишь названием жанра «Степенны» и указанием гласа). Поскольку каждый глас имеет заглавие «НАЧАТЪК БЪ ГЬ ИЗ Осми глас(ов)», а для антифонов Степенн подобное заглавие есть только в первом гласе, позволим высказать предположение: возможно, это происходит по той причине, что список антифонов Степенн мог быть заимствован книжником из собственно Октоиха нотированного, не дошедшего до нас, в котором он был представлен отдельным циклом (как это можно видеть в рукописи ТСЛ № 407), и при введении в осмогласный раздел Кондакаря получил такой вид — с особым заглавием в первом гласе. Ему предшествуют «Бог Господь», воскресный тропарь и богородичен, троичная аллилуия, сами троичны, аллилуия с кафизмами; т. е. песнопения, составляющие принадлежность воскресной утрени, включенные в систему осмогласия, но не вошедшие в дальнейшем в Октоих нотирован-ный13. В завершение гласового раздела после Степенн следует прокимен «Всяко дыхание». Во всем рассматриваемом разделе гласа только антифоны Степенны намеренно озаглавлены крупными уставными буквами, что говорит, вероятно, об особой значимости данного цикла среди других песнопений. Кроме того,

10 А. М. Пентковский приводит краткое описание и содержание рукописи ГТГ К № 5439, в котором называет данный раздел «Октоихом певческим» (Пентковский A. M. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 177—178).

11 Strunk O. Antifons of the Octoechos // Journal of the American Musicological Society. XIII. 1960. P. 165-190.

12 См.: Типографский Устав: устав с кондакарем конца XI — начала XII века. Т. 3. С. 5.

13 Из перечисленных песнопений в Октоих нотированный вошли только воскресные тропари с богородичнами, которые в ТУ представлены без нотации: тропарь «Камени знаменаа-ну» и богородичен «Гаврилу провещавъшю» (л. 97) для 1-го гласа, и далее в каждом гласе.

Степенны наиболее детально структурированы как цикл: подзаголовками выделены второй и третий антифоны, а внутри антифона обозначены каждый тропарь и стих.

Исследователи отмечают, что песнопения в рамках Октоиха нотированного, как показывают более поздние списки, могут быть организованы по-разному: следуя принципу расположения по гласам (собственно Октоих) либо по жанрам (Октоих изборный)14. В ТУ представлен первый вариант (расположение жанров по гласам), но сам состав этих жанров отличен от состава собственно Октоиха в его сложившемся в дальнейшем виде. Возможно, точнее будет охарактеризовать этот раздел в ТУ как осмогласную подборку, включающую в том числе некоторые жанры Октоиха.

Антифоны Степенн, как известно, — жанр песнопений, необходимый для совершения праздничной (с полиелеем) утрени, в первую очередь воскресной. Изначально антифоны Степенн создавались как ипопсалмы к стихам псалмов 18-й кафизмы15. В процессе формирования богослужебной практики стихи псалмов стали выходить из употребления, и раздел Степенных антифонов приобрел ббльшую самостоятельность и самоценность, стабильно входя в состав Октоиха нотированного.

Исходя из текстуальной близости тропарей Степенн и псалмов 18-й кафизмы16, мы можем говорить, что содержание тропарей во многом определяется содержанием псалмов17. Главный сюжет первых двух тропарей — христианский аскетизм, удаление от мира и созерцание; третий тропарь (троичен) обращен к Святому Духу18.

С точки зрения распева, насколько можно судить по нотации, антифоны Степенн представляются в высокой степени целостным, стройным в структурном, текстовом и музыкальном отношениях циклом19. Будучи введенными в си-

14 См.: Гусейнова З. М. Октоих нотированный (по материалам рукописей XV—XVII веков) // Дни славянской письменности и культуры / отв. ред. Г. В. Алексеева. Ч. 1—2. 1998— 1999. URL: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxndX Nlam5vdmF6bXxneDozMDhjYjg0YmM5NGI3NjU0 (дата обращения: 02.02.2021).

15 Историческую справку об авторстве Феодора Студита, принципах сочинения и первоначальном способе исполнения Степенных антифонов приводит Н. Д. Успенский (см.: Успенский Н. Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения ('Н 'Aypunvia) на Православном Востоке и в Русской Церкви. М., 2004. С. 209—210. Сн. 6).

16 Псалмы 119-133.

17 Н. Д. Успенский указывает на то, что в этом отношении прп. Феодор Студит использовал древнехристианский прием сочинения тропарей (см.: Успенский Н. Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. С. 209). Так, псалом 120 «Возведох очи мои горе» перекликается со Степеннами 2-го гласа: «На небо очи пущаю моего сердца к Тебе, Спасе».

18 Поэтический жанр антифонов Степенн Е. С. Малаштанова определяет как одну из форм проповеди (см.: Малаштанова Е. С. Жанровые особенности и поэтика степенных антифонов, блаженн и стихир на «Господи воззвах»: На материале рукописей Хабаровского краеведческого музея: автореф. дис. ... канд. иск. Владивосток, 2004. С. 15. См. также: Самойленков С. Н. Проповедь в евангельском богослужении: метод или безыскусная одухотворенность // Интерпретация Библии и проповедь / ред. В. А. Аликин, С. В. Лагунов (Труды СПбХУ. № 7). СПб., 2015. С. 145-167).

19 Данному вопросу посвящена, в частности, статья: Попов А. Ю. Жанр антифонов степенны в традиции Кирилло-Белозерского монастыря (конец XV-XVII в.) // Певческое на-

стему Октоиха, они продолжают быть замкнутым и вполне самостоятельным жанром, весьма значимым для совершения воскресных и праздничных богослужений.

В дальнейшем антифоны Степенн на 8 гласов оставались основным циклом, формирующим Октоих нотированный20. Поскольку Степенна является одним из первых жанров Октоиха, который распет в древнейший период и стал устойчивым разделом Октоиха нотированного, это определяет ее как важнейший певческий материал, иллюстрирующий процессы развития и преобразования в песнопениях данной книги.

Текст в певческом разделе Типографского Устава закономерно древнеистин-норечный. Лингвистический анализ позволил ученым сделать вывод о севернорусском происхождении рукописи; в исследовании памятника Б. А. Успенский высказывает предположение, что данный список создан на новгородской тер-ритории21; в качестве примера «новгородизма» он приводит существительное «громе» в именительном падеже единственного числа22. Н. Н. Дурново считал рукопись севернорусским списком, сделанным с южнорусского оригинала23. Отмечаются и другие признаки, например «цокание»24, не относящиеся непосредственно к Новгороду и указывающие на севернорусскую территорию.

Гимнографической единицей в цикле антифонов Степенн является, как известно, тропарь. В каждом из 8 гласов расположены три антифона (исключение — в 8-м гласе четыре антифона), в каждом из антифонов три тропаря (третий тропарь троичен). Каждый тропарь в рукописи разделен на строки точками, которые отмечают границы тексто-мелодических строк.

К числу особенностей ТУ относится дублирование текстов кондаков, где, как выявлено лингвистами, повторная, растяжная запись того же текста с нотацией более четко соответствует греческому оригиналу. Хотя эта особенность затрагивает иной жанр, нежели Степенны антифоны Октоиха, она может иметь значение для изучения текста ТУ в целом25.

С точки зрения литургического строения антифоны Степенн в ТУ отличаются от более поздних списков. Каждый тропарь сопровождается большим количеством стихов (4), а при антифонном повторении текст тропаря и напев сопровождаются аллилуией с аненайками («аленями»), то есть антифонное повторение тропаря не идентично первоначальному тексту. Таким образом, можно говорить о том, что в ТУ зафиксировано антифонное пение Степенн так, как это

следие Древней Руси (история, теория, эстетика): сб. науч. трудов / сост. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина. СПб., 2002. С. 291-302.

20 Например один из списков, где представлены Степенны с нотацией — ТСЛ. № 407, 1437 г., рассматриваемый нами далее.

21 См.: Типографский Устав: устав с кондакарем конца XI — начала XII века. Т. 3. С. 5.

22 Об окончании «-е» в именительном падеже единственного числа мужского рода твердой разновидности «о»-склонения как специфической особенности древненовгородского диалекта см.: Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. 2-е изд., перераб. с учетом материала находок 1995-2003 гг. М., 2004. С. 99-102.

23 См.: Дурново Н. Н. Избранные работы по истории русского языка. М., 2000. С. 327.

24 См.: Там же. С. 402.

25 См.: Типографский Устав: устав с кондакарем конца XI — начала XII века. Т. 3. С. 95-97.

было в реальной практике XI—XII вв., когда Степенны еще являлись центром утреннего богослужения согласно Студийскому уставу26.

Список Степенных антифонов после Типографского Устава известен нам уже только по рукописям XV в. Поэтому очень важно сопоставить древнейший список с его версией в новых условиях. Для сравнения поэтического и нотного текста нами был рассмотрен список из собрания ТСЛ № 407, датируемый 1437 годом27. Как свидетельствует киноварное послесловие писца на л. 289 об., рукопись создана в Троице-Сергиевой лавре. Текст рукописи — пока еще древ-неистинноречный, нотация знаменная. Певческий сборник содержит в виде отдельно выписанного раздела антифоны Степенн (л. 110-119).

В сопоставляемых нами рукописях — ТУ и ТСЛ № 407, — хотя и разделенных несколькими столетиями, отмечается ряд общих позиций, благодаря которым оказалось возможным сравнить собственно антифоны Степенн и обозначить преемственность распевов: 1) принадлежность текста обоих списков к древ-неистинноречной редакции; 2) использование знаменной нотации периода до «стилевого перелома»28 с использованием древних невм, входящих в знаковый словарь с небольшими изменениями до середины XV в. Сравнению подлежали и гимнографический, и нотный тексты.

При сравнении гимнографического текста нами были выделены следующие аспекты:

• разные варианты гимнографического текста, принадлежащие к разным его переводам;

• структурирование текста, а именно деление текста на строки, обусловленное нотными строками;

• различия в орфографии и гипотетическом произнесении (при идентичной конструкции предложения и сохранении количества слогов). Окончания строк устанавливались нами традиционно по точкам в тексте, а

также по характерным знакам кадансирования (статия с ее разновидностями). Сравнение границ строк показало, что в ТУ и в ТСЛ № 407 они практически совпадают29.

В гимнографическом тексте обоих списков присутствует небольшое число разночтений; наиболее значимое отмечается в 1-м тропаре 1-го антифона:

26 Подробнее об исполнении антифонов Степенн в ТУ см.: Владышевская Т. Ф. Указ. соч. С. 419-420; см. также: Старикова И. В. 17-я кафизма (Пс 118) всенощного бдения в древнерусском певческом искусстве XV—XVII вв. (раздельноречная редакция) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 12-13.

27 Датировка по киноварному послесловию писца на л. 289: «В лето 6946 (1437)... списана бысть сия книга.». Сведения о рукописи приводятся по описанию: Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV—XIX веков Троице-Сергиевой Лавры: Научное описание. М., 2020. С. 13-18.

28 Филиппова Е. В. К вопросу об изменении певческой практики в Русской Церкви в период богослужебной реформы XГV—XV вв. // «Иду в неведомый мне путь»: Памяти Елены Филипповой / ред., сост. И. Е. Лозовая. Сер. «Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского». 2006. Сб. 55. С. 8-17.

29 Исключение составили лишь начало 2-го тропаря 2-го антифона и 2-го тропаря 3-го антифона.

Пример 2

ту. л. 106 об. ТСЛ. № 407. Л. 113 об.

Мъного борють ся съ мъною страсти Мьнози борють(ся) со мьною страсти

«Мъного» в ТУ (наречие30) заменено в ТСЛ на «мьнози» (прилагательное), что не меняет в целом смысла текста. Остальные разночтения также незначительны, мы обнаруживаем лишь несколько расхождений на уровне отдельных слов. Среди них укажем начало 3-го тропаря в каждом антифоне «Святууму Духу/Святымъ Духомъ».

Для нотирования антифонов Степенн 4-го гласа в ТУ и ТСЛ № 407 используется традиционная знаменная нотация «допереломного» периода, сохранившаяся в рукописях первой пол. XV в. На это указывает знаковый словарь, как отмечалось, общий для обоих списков31. Выделим использование в ТСЛ № 407 знаков нотации древнего периода, например двойной змийцы, несмотря на то что списки разделяют почти три столетия. Это свидетельствует о сохранности принципов пения, поддержании традиции и в то же время — ее развитии, поскольку знаковые строки обоих списков не идентичны. Как отмечает исследователь, «наблюдения над нотацией и способом нотирования песнопений XV в. делают очевидными следующие позиции: во-первых, преемственность нотации и приемов нотирования по отношению к предшествующему, древнему периоду, во-вторых, одновременно их преодоление»32.

Двойная змийца в нотации XVI—XVП вв. будет использоваться, как известно, только в фитных и лицевых формулах, в качестве самостоятельной останется лишь одиночная змийца, в нотации конца XVII в. всегда передающая распев в несколько звуков. Если предположить определенную сохранность певческих значений, то распев двойной змийцы в допереломных списках должен быть вдвое сложнее змийцы одиночной. Следовательно, в нотации послепереломно-го периода преимущественно стали использоваться более простые по распеву знаки.

Изменения распева в списке ТСЛ № 407 коснулись введения фит, пять начертаний которых встретились в ТСЛ № 407 и ни одного — в списке ТУ33.

30 См.: Типографский Устав: устав с кондакарем конца XI — начала XII века. Т. 2. С. 359.

31 Из 35 знаков, которыми распеты Степенны антифоны в ТУ, и, соответственно, 29 знаков и 5 фит в ТСЛ № 407 общими оказались 15 знаков, остальные же являются главным образом разновидностями данных знаков (такие как крюк мрачный, крюк с облачком, крюк с подчашием и др.).

32 Гусейнова З. М. Древнерусская крюковая нотация XV века: преобразования и новации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Социально-гуманитарные науки». 2015. Т. 15. № 3. С. 84.

33 В целом в рукописи ТУ Владышевская выявила 10 начертаний фит (см.: Владышев-ская Т. Ф. Указ. соч. С. 406).

Рассмотрим фрагмент 3-го тропаря 1-го антифона:

Пример 3

ту. Л. 107 ТСЛ. № 407. Л. 113 об.

п 1 ; . —^ г/ 7 —

Начало слова «възвышаеться/возвышаеться» нотировано простыми знаками в обоих списках, а на двух последних слогах «-ться» в ТУ применены сложные знаки: стрела некрюковая мрачная и статия светлая. В ТСЛ № 407 на этих же двух слогах расположена фитная формула, включающая стопицу, знак фиты и змийцу. Даже без знания конкретного распева обеих знаковых комбинаций, мы можем говорить об усложнении распева в ТСЛ № 407, поскольку здесь представлены три знака вместо двух в ТУ. Кроме того, введение змийцы с ее предположительно неодноступенным распевом свидетельствует об усложнении мелодического оборота. И конечно же, наличие знака фиты, во все времена обозначающего в знаменной нотации элемент мелизматики, свидетельствует о намеренном стремлении к усложнению распева34.

Существенную разницу в нотации списков представляет, как отмечалось, функция змийцы. В списке ТУ змийца используется только единичная или в комбинации со статией простой. Единственная разновидность, возникающая однажды, — статия со змийцей, в вершине которой выписана чашка полная. Вторая особенность змийцы со статией в ТУ — использование ее лишь в качестве знака кадансирования, что является характерным для всего списка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гораздо большее разнообразие приобретает использование змийцы в ТСЛ № 407. Она встречается уже в двух видах — как единичная и как двойная и используется в комбинации со статией, крюком, стопицей, стрелами крюковой и некрюковой и со знаком фиты. Такое количество комбинаций говорит о стремлении к разнообразию распева. Кроме того, если на протяжении списка ТУ змийца используется всего 9 раз, то в ТСЛ № 407 она встретилась 32 раза. Принимая во внимание, вероятно, неодноступенный распев змийцы, мы предполагаем стремление мастера увеличить количество распевных разделов.

В ТСЛ № 407 комбинация статии с двойной змийцей часто используется в качестве «проходящего» знака, в середине строки. Пример — 1-й тропарь 1-го антифона (см. Пример 4).

Таким же образом может быть использована и комбинация крюка со змийцей, как это видно из продолжения примера: «со мьною». Очевидно, что в позднем списке змийца вступает в разнообразные комбинации и выполняет разнообразные функции.

34 В разных списках последующих веков этот оборот в Степенных антифонах нотировал-ся по-разному: последовательностью полкулизмы, статьи со змийцей и стопицы (ТСЛ. № 413. Л. 258. Нач. XVI в.), крюка светлого, статьи со змийцей и полкулизмы полной (ТСЛ. № 414. Л. 167. 50-60-е гг. XVI в.), но оборот с фитой встречался крайне редко.

П. Д. Крюков. Нотированные антифоны степенны в Типографском Уставе Пример 4. ТСЛ. № 407. Л. 113 об.

Весьма показательна и последовательная замена стрел, используемых в ТУ, на комбинации знаков со змийцей в ТСЛ № 407. Пример — 1-й тропарь 1-го антифона:

Пример 5

ТУ. Л. 106 об.

ТСЛ. № 407. Л. 113 об.

Сходная замена происходит в 1-м тропаре 2-го антифона:

Пример 6

ТУ. Л. 107 ТСЛ. № 407. Л. 113 об.

»IV 1»Айу ии >1 *К1Л

Приведенные примеры свидетельствуют о систематичном и последовательном изменении распева, представленного в ТУ и развивающегося в дальнейшем. Это обнаруживается в ситуациях, когда в идентичном (или почти идентичном) знаковом контексте в одной позиции знак или комбинация заменяется другим знаком или комбинацией. Подобные примеры можно обнаруживать в разных тропарях разных антифонов на протяжении всего списка.

Таким образом, сравнение двух разновременных нотированных списков антифонов Степенн привело к следующим выводам.

Во-первых, разночтения в гимнографических текстах между древнейшим списком и списком первой половины XV в. незначительны, и их можно отнести на счет локальной редактуры.

Во-вторых, несмотря на большой временной промежуток между их написанием, налицо прямая преемственность распева в списке ТСЛ (1437 г.) по от-

ношению к распеву в ТУ (конец XI в.). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что, несмотря на отсутствие у нас нотированных списков Степенн в означенный период, традиция распева не прерывалась, а, как показывают разночтения в нотации, творчески развивалась. Сам факт наличия нотированного списка антифонов Степенн в ТУ говорит о важности этого цикла уже на самом раннем этапе православного богослужения, а его связь со списком XV в. важна для изучения процесса формирования книги Октоих нотированный, происходившего на протяжении XV в.

В-третьих, сделанные наблюдения относительно нотации двух списков позволяют говорить о непрерывном творческом развитии знаменного распева в «допереломную эпоху», в том числе по отношению к такому устойчивому виду, как песнопения Октоиха.

Источники

Государственная Третьяковская галерея.

Типографский Устав с Кондакарем ОР инв. № К-5349

Российская государственная библиотека.

Главное собрание рукописей библиотеки Троице-Сергиевой Лавры Ф. 304. I № 407

Список литературы

Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV—XIX веков Троице-Сергиевой

Лавры: Научное описание. М.: Лепта Книга, 2020. Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI—

XVIII веков: дис. ... канд. иск. М., 1998. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М.: Знак, 2006. Гусейнова З. М. Древнерусская крюковая нотация XV века: преобразования и новации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Социально-гуманитарные науки». Челябинск, 2015. Т. 15. № 3. С. 84—90. Гусейнова З. М. Октоих нотированный (по материалам рукописей XV—XVII веков) // Дни славянской письменности и культуры / отв. ред. Г. В. Алексеева. Ч. 1—2. Владивосток, 1998-1999. URL: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmY XVsdGRvbWFpbnxndXNlam5vdmF6bXxneDozMDhjYjg0YmM5NGI3NjU0 (дата обращения: 02.02.2021).

Дурново Н. Н. Избранные работы по истории русского языка. М.: Языки русской культуры, 2000.

Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. 2-е изд., перераб. с учетом материала находок 1995-2003 гг. М.: Языки славянской культуры, 2004. Малаштанова Е. С. Жанровые особенности и поэтика степенных антифонов, блаженн и стихир на «Господи воззвах»: На материале рукописей Хабаровского краеведческого музея: автореф. дис. ... канд. иск. Владивосток, 2004. Пентковский A. M. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М.:

Изд-во Московской Патриархии, 2001. Плетнева Е. В. Певческая книга «Октоих» в древнерусской традиции: по рукописям XI-

XV веков: дис. ... канд. иск. СПб., 2008. Попов А. Ю. Жанр антифонов степенны в традиции Кирилло-Белозерского монастыря (конец XV-XVII вв.) // Певческое наследие Древней Руси (история, теория,

эстетика): сб. научн. трудов / сост. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина. СПб., 2002. С.291-302.

Самойленков С. Н. Проповедь в евангельском богослужении: метод или безыскусная одухотворенность // Интерпретация Библии и проповедь / ред. В. А. Аликин, С. В. Лагунов (Труды СПбХУ). № 7. СПб.: Изд-во СПбХУ, 2015. С. 145-167.

Старикова И. В. 17-я кафизма (Пс 118) всенощного бдения в древнерусском певческом искусстве XV-XVII вв. (раздельноречная редакция) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 12-13.

Типографский Устав: устав с кондакарем конца XI — начала XII века / под ред. Б. А. Успенского. Т. 1-3. М.: Языки славянских культур, 2006.

Успенский Н. Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения ('Н 'AYpunvia) на Православном Востоке и в Русской Церкви. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004.

Филиппова Е. В. К вопросу об изменении певческой практики в Русской Церкви в период богослужебной реформы XIV-XV вв. // «Иду в неведомый мне путь»: Памяти Елены Филипповой / ред., сост. И. Е. Лозовая. М., 2006 (Сер. «Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского»). 2006. Сб. 55. С. 8-17.

Швец Т. В. Древнерусская певческая книга кондакарь: начальный этап изучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Социально-гуманитарные науки». 2016. Т. 16. Вып. 2. С. 98-105.

Strunk O. Antifons of the Octoechos // Journal of the American Musicological Society. XIII. I960. P. 165-190.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia V: Voprosy istorii i teorii

khristianskogo iskusstva.

2021. Vol. 42. P. 9-21

DOI: 10.15382/sturV202142.9-21

Pavel Kryukov, Graduate Student, Department of History and Theory of Music, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 6/1 Likhov pereulok, Moscow 127051, Russian Federation pasha.kryukov.94@mail.ru ORCID: 0000-0002-5008-5191

Notated Antiphons Stepenny in Tipografsky Ustav

P. Kryukov

Abstract: This article is devoted to one of the central genres of the book Oktoikh notirovanny ('Notated Octoechos'), i.e. the antiphons Stepenny. It discusses the problems of forming the notated cycles in the Octoechos in the most ancient stage and identifies the ways of their transformation. It also substantiates the problems of continuity of the poetic and musical texts by the mid-15th century with this cycle used as an example. The object of the study is the most ancient extant manuscript from the collection of the Tretyakov Gallery which contains a copy of the antiphons Stepenny with Znamennaya notation. The article studies this copy using the example of the

antiphons of the 4th mode (glas) both as an independent mode and in comparison with the copy of the Stepenny from a collection of the Trinity Lavra of St. Sergius; it compares the structure of the chants, principles of notation, reveals discrepancies in the poetic text and the note text. The following conclusions are made based on the comparison of the copies: by the time of the "fracture of style", the discrepancies in the poetic texts of the chants prove to be insignificant and can be explained by local editing; the structure of the chants and their division into lines is practically always identical; the analysis and comparison of the note text allows one to state that the singing of the antiphons Stepenny, judging by the hook line, was similar. This provides evidence of the continuity between the copy of the 15th century as related to that of the 11th century, while techniques of their editing reflect characteristic features of the singers' practice.

Keywords: 'Notated Octoechos', Typographical Typicon with Contacarium, manuscript, antiphons Stepenny, Znamenny chant, notation.

References

Aleksandrina A. (2020) Pevcheskie rukopisnye knigi XV—XIX vekov Troitse-Sergievoi Lavry. Nauchnoe opisanie [Manuscript song books of the 15th — 19th centuries of St. Sergius Lavra. Scientific description]. Moscow (in Russian).

Durnovo N. (2000) Izbrannye raboty po istorii russkogo iazyka [Selected works on the history of the Russian language]. Moscow (in Russian).

Filippova E. (2006) "K voprosu ob izmenenii pevcheskoi praktiki v Russkoi Tserkvi v period bogosluzhebnoi reformy 14-15 vv." [On the question of changing the singing practice in the Russian Church during the liturgical reform of the 14th — 15th centuries], in "Idu v nevedomyi mne put'": Pamiati Eleny Filippovoi. Seriia: Nauchnye trudy Moskovskoi gosudarstvennoi konservatorii im. P. I. Chaikovskogo, 2006, vol. 55, pp. 8-17 (in Russian).

Guseinova Z. (2015) "Drevnerusskaia kriukovaia notatsiya XV veka: preobrazovaniia i novatsii" [Znamenny notation of the 15th century: transformations and innovations]. Vestnik Iuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Social'no-gumanitarnye nauki, 2015, vol. 15, no. 3, pp. 84-90 (in Russian).

Guseinova Z. (1998-99) "Oktoikh notirovannyi (po materialam rukopisei XV-XVII vekov)" [Notated Octoechos (based on the materials of manuscripts of the 15th — 17th centuries]. Dni slavianskoipis'mennosti i kul'tury [Days of the Slavonic booklore and culture], no. 1-2. URL: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxndXNla m5vdmF6bXxneDozMDhjYjg0YmM5NGI3NjU0 (02.02.2021) (in Russian).

Pentkovskii A. (2001) Tipikon patriarkha Aleksiia Studita v Vizantii i na Rusi [The Typicon of Patriarch Alexy the Studite in Byzantium and in Rus']. Moscow (in Russian).

Popov A. (2002) "Zhanr antifonov stepenny v traditsii Kirillo-Belozerskogo monastyria (konets XV-XVII vv.)" [The genre of antiphons Stepenny in the tradition of Kirillo-Belozersky Monastery (late 15th — 17th centuries)], in Pevcheskoe nasledie Drevnei Rusi (istoriia, teoriia, estetika) [Legacy of the art of singing of Ancient Rus' (history, theory, aesthetics)]. St. Petersburg, pp. 291-302 (in Russian).

Samoilenkov S. (2015) "Propoved' v evangel'skom bogosluzhenii: metod ili bezyskusnaia odukhotvorennost'" [Preaching of the Gospel liturgy: a method or artless spirituality]. Interpretatsiya Biblii ipropoved'. Trudy SPbHU, no. 7, pp. 145-167 (in Russian).

Shvets T. (2016) "Drevnerusskaia pevcheskaia kniga kondakar': nachal'nii etap izucheniya" [The song book Kontakarion: the initial period of research]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Sotsial'no-gumanitarnye nauki, 2016, vol. 16, no. 2, pp. 98-105 (in Russian).

Strunk O. (1960) "Antifons of the Octoechos". Journal of the American Musicological Society, 1960, XIII, pp. 165-190.

Starikova I. (2013) "17-ia kafizma (Ps 118) vsenoshchnogo bdeniia v drevnerusskom pevcheskom iskusstve XV-XVII vv. (razdel'norechnaia redaktsiia)" [The 17th kathisma of the vigil in the Old-Russian chant tradition, 15th — 17th centuries]. Vestnik PSTGU. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, 2 (11), pp. 7-36 (in Russian).

Uspenskii N. (2004) Pravoslavnaia vechernia: Istoriko-liturgicheskii ocherk. Chin vsenoshchnogo bdeniia na Pravoslavnom Vostoke i v Russkoi Tserkvi [Orthodox Vespers: A Historical and liturgical essay. The rite of the All-Night Vigil in the Orthodox East and in the Russian Church]. Moscow (in Russian).

Uspenskij B. (ed.) (2006) Tipografskii Ustav: Ustav s kondakarem kontsa XI — nachala XII veka [Typographical Typicon: typicon with contacarium (end of the 11th — beginning of the 12th centuries)], vol. 1-3. Moscow (in Russian).

Vladyshevskaia T. (2006) Muzykal'naia kul'tura Drevnei Rusi [Musical culture of Ancient Rus']. Moscow (in Russian).

Zalizniak A. (2004) Drevnenovgorodskii dialekt [Old Novgorod dialect]. Moscow (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.