Научная статья на тему 'Песнопения древнерусского Октоиха в Студийско-Алексиевском Уставе'

Песнопения древнерусского Октоиха в Студийско-Алексиевском Уставе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕРУССКИЙ ОКТОИХ / СТУДИЙСКО-АЛЕКСИЕВСКИЙ УСТАВ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ РЕМАРКИ / PERFORMANCE REMARKS / СТИХИРА / ТРОПАРЬ / КАНОН / CANON / OLD RUSSIAN OKTOECHOS / STUDIO-ALEXIEVSKY STATUTE / STICHERON / TROPER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Плетнёва Е.В.

В статье представлены результаты исследования Студийско-Алексиевского Устава XII века по списку ГИМ. Син. 330 как источника сведений о репертуаре песнопений древнерусского Октоиха и способах их исполнения. Благодаря Уставу, в котором присутствуют инципиты и полные тексты песнопений, удалось атрибутировать 72 песнопения Октоиха без учета стихирных и тропарных моделей. В качестве справочников по атрибуции привлекались списки Октоиха Изборного конца XIII–XV веков. В итоге выявлены песнопения разных жанров (стихиры, каноны и различные виды тропарей), часть которых имеет специальные исполнительские указания – ремарки «петь», «глаголать».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANTS OF THE ANCIENT OKTOECHOS IN THE STUDIO-ALEKSYEVSKY STATUTE

The paper presents the results of a study of the Studio-Alexievsky Statute of the 12th century according to the list of the GIM. Syn. 330 as a source of information about the repertoire of the chants of the Old Russian Oktoechos and the ways of their performing. The Statute, containing the incipits and full texts of hymns, allowed to attribute 72 hymns of the Oktoechos without taking into account sticheron and troper models. The lists of Oktoechos Izbranniy (the end of the XIII-XV centuries) were used as the lists of attribution. As a result there were revealed hymns of different genres (sticheron, canons and various kinds of troper), some of which had special performing instructions the "sing" and "say" remarks.

Текст научной работы на тему «Песнопения древнерусского Октоиха в Студийско-Алексиевском Уставе»

карет соотносится со скоростью и ритмом передвижения пеших людей. Это продолжение опыта «обманок» и предчувствие коллажей начала ХХ века. Приметы времени развиваются в пространстве - стиль построек, костюмы, присутствие карет: Вена эпохи бидермайера уже походила на «всеевропейский город». Образ «доброй старой Вены» заботливо подстраивается под новые идеалы, как старый крепостной вал в местечко для прогулок [3, С. 121].

Такой предмет, как «бильдерур», где сочетание слов говорит о гибриде изобразительного и прикладного искусства, важен для понимания стиля бидермайер, который совмещает удобство, комфорт и красоту. Отсутствие фамильных портретных галерей в мещанской среде восполняло дефицит высокого искусства с помощью подобных «гибридов», не лишенных полезности. Идеальная вещь обязана сочетать искусство и практическую пользу: живопись - услаждать взор и оживлять память, музыка - радовать слух и напоминать о времени, часы - служить точности отсчета и наводить на мысли в духе «ванитас». Именно такими качествами, воссоединенными вместе в целостный организм, обладает музыкальная картина. Период существования подобных работ был очень недолгим, примерно четверть века, хронологически он совпадает с бидермайером. Сложные дорогостоящие механические «курьезы» вытеснили удобные небольшие хронометры, находящиеся всегда под рукой, а в интерьерах поселились часы, для которых предлагались подчасники - футляры в стиле историзма.

Список литературы / References

1. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Собрание живописи Германия, Австрия, Швейцария XV - XX века. М. - 2009 - 480 с.

2. Русская живопись XVIII - начала ХХ века. Тюменский музей изобразительных искусств. Каталог. Тюмень. -2001- 268с.

3. Костко О. Ю. Предметная среда эпохи бидермайера. Пространство и смыслы (на примере картины Г. Чернецова «Мост Фердинанда в Вене») //Актуальные проблемы строительства, экологии и энергосбережения в условиях Западной Сибири. Тюмень. - 2014 - С. 118-124.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Gosudarstvenniy muzey izobrazitelnykh isskustv im. A.S. Pushkina. Sobraniye zhivopisis. Germaniya, Avstriya, Shveytsariya XV - XX veka. [State Museum of Fine Arts. Aleksandr Pushkin. Collection of Paintings in Germany, Austria, Switzerland XV - XX Century] M. - 2009 - 480 p. [In Russian]

2. Russkaya zhivopis Х'УШ - nachala ХХ veka. Tumenskiy muzey izobrazitelnykh isskustv. Katalog [Russian Painting of XVIII - Early XX Century. Tyumen Museum of Fine Arts. Catalogue] Tyumen. - 2001- 268p. [In Russian]

3. Kostko O. Y. Predmetnaya sreda epokhi bidermayera. Prostranstvo i smysly (na primere kartiny G. Chernetsova "Most Ferdinanda v Vene") [Object Environment during Biedermeier Era. Space and Meanings (on the example of G. Chernetsov's painting "Ferdinand Bridge in Vienna")] // Aktualnye problemy stroitelstva, ekologii i energosberezheniya v usloviyakh Zapadnoy Sibiri [Current Problems of Construction, Ecology and Energy Saving in Western Siberia] Tyumen. -2014 - P.118-124. [In Russian].

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.069 Плетнёва Е.В.

Кандидат искусствоведения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-

Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова» ПЕСНОПЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ОКТОИХА В СТУДИЙСКО-АЛЕКСИЕВСКОМ УСТАВЕ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования Студийско-Алексиевского Устава XII века по списку ГИМ. Син. 330 как источника сведений о репертуаре песнопений древнерусского Октоиха и способах их исполнения. Благодаря Уставу, в котором присутствуют инципиты и полные тексты песнопений, удалось атрибутировать 72 песнопения Октоиха без учета стихирных и тропарных моделей. В качестве справочников по атрибуции привлекались списки Октоиха Изборного конца XIII-XV веков. В итоге выявлены песнопения разных жанров (стихиры, каноны и различные виды тропарей), часть которых имеет специальные исполнительские указания -ремарки «петь», «глаголать».

Ключевые слова: древнерусский Октоих, Студийско-Алексиевский Устав, исполнительские ремарки, стихира, тропарь, канон.

Pletneva E.V.

PhD in Arts,

State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training, "St. Petersburg State Conservatory named after N.A. Rimskiy-Korsakov" CHANTS OF THE ANCIENT OKTOECHOS IN THE STUDIO-ALEKSYEVSKY STATUTE

Abstract

The paper presents the results of a study of the Studio-Alexievsky Statute of the 12th century according to the list of the GIM. Syn. 330 as a source of information about the repertoire of the chants of the Old Russian Oktoechos and the ways of their performing. The Statute, containing the incipits and full texts of hymns, allowed to attribute 72 hymns of the Oktoechos without taking into account sticheron and troper models. The lists of Oktoechos Izbranniy (the end of the XIII-XV centuries) were used as the lists of attribution. As a result there were revealed hymns of different genres (sticheron, canons and various kinds of troper), some of which had special performing instructions - the "sing" and "say" remarks.

Keywords: Old Russian oktoechos, Studio-Alexievsky statute, performance remarks, sticheron, troper, canon.

Студийско-Алексиевский Типикон XII века из Синодального собрания Государственного исторического музея №330 (в дальнейшем изложении - Устав), как наиболее полный древний список, неоднократно привлекал внимание ученых в качестве источника сведений о раннем русском Октоихе, памятники которого, по неизвестным причинам, не сохранились. Октоих считается единственной певческой книгой, постоянно упоминаемой в Уставе [1, С. 102]. Благодаря трудам исследователей, был реконструирован жанровый состав, определено количество текстов Октоиха применительно к каждому жанру, выстроен порядок следования песнопений Октоиха в службах [2, с. 40-46], установлено количество канонов [3, С. 97-98], выявлен корпус стихирных и тропарных моделей [4, С. 60-61]. Также была предпринята попытка восстановления репертуара Октоиха на материале избранных седальнов, функционирующих в качестве праздничных тропарей в службах Триодно-Минейного круга [2, С. 116].

Публикация рукописи Устава [5, С. 233-420] позволяет проводить детальное изучение его содержания, направленное на выявление текстов Октоиха и возможных способов их исполнения. Отметим, что обе уставные части (богослужебная и дисциплинарная) являются ценным материалом, освещающим музыкальную сторону древнерусского Октоиха в эпоху, от которой до нас дошли только отдельные фрагменты одного вида этой книги -Параклитика. Таким образом, данные Устава способствуют формированию нашего представления об утраченном репертуаре Октоиха.

Сложность работы с текстом Устава состоит в отсутствии единой системы фиксации песнопений и отсылок к певческим книгам. Исчерпывающие сведения с указанием функции песнопения, способа его исполнения, жанра, тематики, гласа, инципита или целого текста и принадлежности певческой книге встречаются редко: «поють же ся въ тъ день въздвижения. по пьрвой. кафизме. седален. въ октаице глас. s. Днесь пророческое събыстся слово» (Устав, л. 76-76 об.).

Выделим два способа экспонирования материала Октоиха, которые связаны с фиксацией конкретных песнопений. 1. Отмечена и певческая книга, и песнопение: «седален. въ октаице. апостолска. глас. s. Яко посреде ученик приде спасе» (Устав, л. 44 об.). 2. Отмечено только песнопение: «на оутрьни. по псалмехъ. поеть ся. бог господь (...) и богородичен. от века утаенное» (Устав, л. 64 об.). Как правило, инципиту сопутствует указание жанра и/или тематического содержания песнопения («стихира воскресна», «богородичен» и др.), что является косвенной отсылкой к книге Октоих. Так представлены многие песнопения, в том числе стихирные и тропарные модели: «глас а. подобен Небеснымъ чиномъ» (Устав, л. 70), которые в статье не рассматриваются.

Для подтверждения принадлежности песнопений Октоиху была произведена их атрибуция по отношению к Октоиху Изборному, как наиболее архаичному источнику, содержащему сведения об октаичных стихирах и тропарях. На материале списков конца ХШ-ХУ веков РНБ. Соф. 122, 123, 126, 163/2; РГАДА. Ф. 381. №75 рассматривались песнопения разделов «седальны воскресны» и «стихиры воскресны». «Стихиры молебны» не привлекались, т.к. они в Уставе не упоминаются [2, С. 99].

В итоге в Уставе было выявлено 72 песнопения Октоиха без учета моделей. Это 2 заупокойных канона; 16 стихир (воскресные, крестные, заупокойные и богородичные); 54 тропаря - седальны, тропари, ипакои, кондаки разной тематики (воскресные, покаянные, крестные, апостольские, мученичные, заупокойные, богородичные). Из всех исполнительских ремарок Устава по отношению к Октоиху употребляются только две - петь и глаголать [4, С. 6267], при этом прослеживается явная приоритетность «певческой» ремарки.

Репертуар Октоиха в Уставе представлен ниже следующим образом: песнопения сгруппированы в порядке осмогласия, отсутствующие в Уставе указания на гласы восстановлены, уставная информация дополнена сведениями Октоиха (в квадратных скобках), способ исполнения отражен буквенными сокращениями: П (петь) и Г (глалогать).

Глас

ПЕСНОПЕНИЕ ОКТОИХА

ИСПОЛНЕНИЕ

ЖАНР, ТЕМАТИКА

1 Боголепьное твое съхожение Гаврилоу провещавъшю Гробъ твои христе Девичьское тържьство Жены придоша на гроб Камени знаменаноу Креста твоего древоу Матерь тя божию Обятия отча

Спаси господи люди своя Цесарь небесныи

П

П / Г П

П П П

Стихира воскресная Богородичен [тропарь] Седален воскресный Богородичен [стихира] Седален воскресный Тропарь [воскресный] Тропарь [крестный] Тропарь [богородичный]

П П П

Тропарь [покаянный] Тропарь [крестный]

Стихира [богородичная]

2 Благообразьныи иосифъ

Живящий крестъ твоея благости Мати святая Мироносицям женамъ Непроходима двери

П Г

Тропарь [богородичный] Седален воскресный Богородичен [стихира]

Тропарь [крестный] Тропарь [крестный]

О великаго таиньства

Богородичен [стихира]

Помяни господи яко благъ П

Пречистоумоу ти образоу покланяемъся П благыи

Преблагословена еси П

Спасение съдея посреде

Твердыя и богогласныя

Яко же явися христе

Въскрьсъ из гроба

Да веселять ся небесная П Г

Дньсь спасение вьсего мира

Тебе исходатающу П Г

Варивъше оутро П

Възнесыися на крестъ

Иже апостоломъ пьрвопрестольници

Къ богородици прилежьно

Мученици твои

Мученикъ твоихъ

От века оутаеное П

Оубогая душа

Светьлоую въскресения П

Господи якоже изиде П

Покои спасе

Събезначяльное слово Г

Ангелскыя силы на гробе

Богородице дево моли сына

Въистиноу суета всяческая

Въ оудоле плачевьне

Дньсь пророческое П

Достоино есть яко въистиноу П Г

Едино въдроужися древо П

Крестъ твои Господи освяти ся П

Милосьрдия источьникъ

Начятъкъ ми и състав

Оученикъ твоих

Помышляю день онъ страшьнъ

Придете вьси языци

Яко посреде оученик приде спасе П

Яко по суху

Знаменаноу гробоу П

Оуже пламеньное оружие П

Плодъ чрева твоего

Церкы въпиеть ти П

Бещисмене боудет П

Вознесе ся на крестъ П

Възбраньноумоу воеводе

Глоубинами моудрости П

Егда насажение креста твоего П

Иже въ едеме раи древле П

Мосеова палица П

Окъмь милосердым О тебе радоуется

Плачю ся и рыдаю Г

Рожися насъ ради Съмьртию съмьрти Христове

Съ святыми покои П

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Яко начятки естества

Тропарь [заупокойный] Тропарь [крестный]

Богородичен [тропарь]

Седален [крестный]

Кондак [апостольский]

Стихира [воскресная]

Тропарь [воскресный]

Тропарь воскресный

Тропарь [воскресный]

Богородичен [тропарь]

Ипакои [воскресный]

Кондак [крестный]

Тропарь [апостольский]

Тропарь [богородичный]

Тропарь [мученичный]

Тропарь [мученичный]

Богородичен [тропарь]

Тропарь [покаянный]

Тропарь воскресный

Стихира воскресная

Седален «за покой»

Тропарь воскресный

Тропарь воскресный

Богородичен воскресный [тропарь]

Седален «за мертва»

Седален «покаян»

Седален [крестный]

Богородичен [стихира]

Седален [крестный]

Седален [крестный]

Тропарь [богородичный]

Стихира «за покой»

Седален воскресен [апостольский]

Седален, тропарь [заупокойный]

Богородичен [стихира]

Седален апостолам

Канон «въ октаице» в заупокойной

службе субботы мясопустной

Тропарь [воскресный]

Кондак [воскресный]

Богородичен [тропарь]

Тропарь [крестный]

Стихира [заупокойная]

Стихира крестная

Кондак [богородичный]

Тропарь [заупокойный]

Стихира крестная

Стихира крестная

Стихира крестная

Тропарь [покаянный]

Богородичен [тропарь]

Стихира «за мертвыя»

Тропарь богородичный

Канон «за мертвыя»

Кондак, тропарь [заупокойный]

Кондак [мученичный]

Список литературы / References

1. Заболотная Н. Древнерусские певческие рукописи Студийской эпохи в их отношении к богослужебному уставу // Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи. Гимнология. Выпуск 4. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С. 100 -115.

2. Крашенинникова О.А. Древнерусский Октоих XII-XIV веков как памятник средневековой гимнографии : дис. ... канд. филологических наук : 10.01.01 / Крашенинникова Ольга Александровна; [Место защиты: Институт мировой литературы имени А. М. Горького]. - Москва, 1996. - 213 с.

3

4

5

6

7

8

3. Лозовая И. Е. Древнерусский нотированный Параклит XII века: Византийские источники и типология древнерусских списков. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. - 156 с., ил.

4. Плетнева Е.В. Певческая книга «Октоих» в древнерусской традиции (по рукописям XI-XV веков) : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 : защищена 25.02.08 : утверждена 19.09.08 : / Плетнева Екатерина Васильевна; [Место защиты: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова]. - СПб., 2008. - 458 с.

5. Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. - М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. - 431 с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Zabolotnaya N. Drevnerusskie pevcheskie rukopisi Studiiskoj epohi v ih otnoschenii k bogosluzhebnomu ustavu [Ancient Russian Chant Books and Stoudios Typikon] / N. Zabolotnaya // Vizantija I Vostochnaja Evropa. Liturgicheskie I musikalnie svjazi. Gimnologia. Vipusk 4. [Byzantium and East Europe. Liturgical and Musical links. Hymnology. Vol. 4]. -M. : Progress-Тraditsia, 2003. - P. 100 -115. [in Russian]

2. Krascheninnikova O.A. Drevnerusskij Oktoih 12-14 vekov kak pamjatnik slavjanskoj gimnografii [Early Russian Octoechos of the 12-14th Centuries as a Ancient Monuments of Middle Ages Hymnografy] : dis. ... of PhD in Philology : 10.01.01 / Krascheninnikova О^ Alexandrovna; [Place of defence: Institute of World Literature named by А. М. Gorky]. -Моscow, 1996. - 213 p. [in Russian]

3. Lozovaya I. Е. Drevnerusskij notirovannij Paraklit 12 veka: Vizantiiskie istochniki i tipologia drevnerusskih spiskov [The Early Russian Parakletik of the 12th Century: Byzantine Sources and Typology of Ancient Russian Manuscripts] / I. Е. Lozovaya. - М. : Nauchno-izdatelsij tsentr «Moskovskaja konservatorija», 2009. - 156 p. [in Russian]

4. Pletneva E.V. Pevcheskaja kniga «Oktoih» v drevnerusskoi traditsii (po rukopisjam 11-15 vekov) [The Chant-book «Octoechos» in the Early-Russian Tradition (on Manuscripts of the 11-15thcenturies) ] : dis. ... of PhD in Arts : 17.00.02 : defence of the thesis 25.02.08 : approved 19.09.08 / Pletneva Ekaterina Vasilievna; [Place of defence: Saint-Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory]. Saint-Petersburg, 2008. - 458 p. [in Russian]

5. Pentkovskiy A.M. Tipikon patriarha Aleksija Stoudita v Byzantii i na Rusi [The Typikon of Patriarch Alexios Stoudites in Byzantium and Russia]. - M. : Izdatelstvo Moskovskoi patriarhii, 2001. - 431 p. [in Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.068 Плетнёва Е.В.

Кандидат искусствоведения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова» ПОМЕТА «ЗЕЛА» В ДВОЗНАМЕННЫХ ПРАЗДНИКАХ РГБ. ТСЛ. №450

Аннотация

Статья посвящена изучению функционирования одной из ранних помет -пометы «зела» в древнерусских двознаменниках, сочетающих две строки нотации - знаменную и киевскую. Материалом исследования послужил широко известный список певческой книги Праздники из собрания Троице-Сергиевой лавры Российской государственной библиотеки №450. Неоднократное использование пометы «зела» в одном, устойчивом значении -редакторской или корректорской отметки, указывающей на ошибку писца, - можно признать особенностью данного памятника.

Ключевые слова: певческая книга Праздники, двознаменники, знаменная нотация, помета «зела».

Pletneva E.V.

PhD in Arts,

State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training, "St. Petersburg State Conservatory

named after N.A. Rimskiy-Korsakov" "ZELA" POSTIL IN DIVINE HOLIDAYS RGB. TSL. №450

Abstract

The paper is devoted to the study of the functioning of one of the earliest "zela" postils in the Old Russian divines, combining two lines of notation - the "Flag " and the "Kiev" one. The material of the study is the well-known list of chant book of Holidays from the collection of the Troitse-Sergiyeva Lavra of the Russian State Library No. 450. The repeated use of "zela" postil in one, stable meaning (editor's or corrector's mark, indicating the scribe's error) can be regarded as a feature of this monument.

Keywords: chant book, Holidays, divine holidays, znamennaya notation, "zela" postil.

Помета зела, название и начертание которой происходит от буквы церковнославянской азбуки s «зело», встречается в древнерусских певческих рукописях и теоретических руководствах, связанных со знаменной нотацией. Особенность пометы состоит в том, что она употребляется редко, имеет особое значение (не относится к степенным или указательным пометам) и может выполнять разную функцию.

Исследователи определили, что временной ареал действия пометы зела охватывает весь XVII век. Она выявлена в авторских теоретических руководствах - списках «Указа о подметках» [1, С.105; 2, С. 106-107] и рядовых фитниках [3, С. 61]. Помета присутствует в певческих рукописях со знаменной нотацией, созданных на протяжении XVII века, но не встречается в старообрядческих источниках [4, С. 133-135, 137-138]. Что касается двознаменников, сочетающих знаменную пометную нотацию и киевскую квадратную ноту, то в списках теоретического руководства «Ключ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.