7 См.: Тулаев А.Н. Особенности парламентского контроля за деятельностью в странах Западной Европы // Журн. рос. права. 2004. № 1. С. 158.
8 См.: Ицкович Б.Ф. Указ. соч. С. 68.
9 См.: Бурцев В. Финансовая безопасность России в свете глобализации // Консультант директора. 2001. № 20.
10 См.: Ицкович Б.Ф. Указ. соч. С. 59.
11 См., напр.: От аудита соответствия — к аудиту эффективности // Аудитор. 2003. № 8; Синева Е.Н. Аудит эффективности как фактор повышения результативности контрольно-счетных органов Российской Федерации // Финансы и кредит. 2004. № 17.
12 От аудита соответствия — к аудиту эффективности. С. 6.
13 Там же. С. 5.
14 См.: Рябухин С.Н. Аудит эффективности государственных расходов в современной практике финансового контроля // Финансы. 2003. № 4. С. 56.
Н.И. Куленко
Нотариат в системе органов государственного управления
В пункте 1 статьи 48 Конституции РФ предусмотрено: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой не нужно было бы знать и применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в законодательные органы, получении государственных пенсий и социальных пособий и др. — везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста1.
Значительную часть потребностей граждан в юридическом обеспечении удовлетворяют именно нотариальные органы Российской Федерации. Причем Основы законодательства РФ о нотариате возлагают на них защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации .
Исследуя вопрос о месте нотариата в системе органов государственного управления, следует отметить, что в целом система государственного управления состоит из двух больших компонентов — управляемой и управляющей подсистем, которые, в свою очередь, подразделяются на различные подсистемы (блоки и звенья) и элементы, отражающие универсальный характер задач и функций, осуществляемых данной системой. В управляемую со стороны органов государственной власти подсистему входят экономические, социально-культурные, внешнеполитические и внешнеэкономические блоки. В целом это государственно-правовые институты и органы общего управления, отраслевые и функциональные органы и структуры. В ней также выделяется подсистема, составляющая в совокупности правоохранительный блок. Это отраслевые подсистемы в области внутренних дел, безопасности, юстиции, таможенного дела, налоговые службы, а также нотариат, адвокатура и другие правоохранительные институты.
В данном правоохранительном блоке могут быть также выделены отдельные его части, имеющие в целом правоохранительный характер, но существенно отличающиеся друг от друга. Например, функциональная близость органов внутренних дел с Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, являющейся, согласно Указу Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 , правоохранительным органом, не устраняет специфики данных подсистем правоохранительного блока.
Свои особенности имеет и подсистема, охватывающая звенья и структуры адвокатуры, регулирование статуса которой, как и нотариата, отнесено по Конституции к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.
Что касается нотариата и его взаимосвязей с органами исполнительной власти, то здесь необходимо, анализируя место этого института в системе государственного управления, указать следующее. В обобщенном виде можно определенно выделить в относительно обособленную подсистему совокупность нотариальных органов: государственные нотариальные конторы и государственных нотариусов; нотариусов, занимающихся частной практикой; региональные нотариальные палаты во главе с Федеральной нотариальной палатой. При этом надо учитывать взаимоотношения и взаимодействие нотариата с органами юстиции, другими органами исполнительной власти, вне связей с которыми нотариальную подсистему представить невозможно.
Природа нотариата имеет сложный характер. Если рассматривать его как определенную подсистему, то в ней можно условно выделить две специфические части — государственных нотариусов (государственный нотариат) и нотариусов, занимающихся частной практикой (свободный нотариат). Нотариат в целом, как явление, институт, имеет двойственную природу, отличается наличием черт государственно-властной структуры и одновременно развитием самоуправленческих свободных начал, принципов, повышением удельного веса нотариусов, занимающихся частной практикой, появлением нотариальных палат, не являющихся государственными структурами.
Таким образом, в правоохранительном блоке, занимающем видное место в системе государственного управления, выделяются различные составные части, подсистемы, которые являются связующими, промежуточными звеньями между субъектами управляющей подсистемы высшего порядка и объектами управляемой подсистемы низшего порядка, то есть как бы передаточным механизмом, осуществляющим управленческое воздействие. Каждая из подсистем, в том числе и нотариальная подсистема, обладает существенной спецификой с точки зрения природы и характера входящих в нее органов и звеньев, их места, функций и форм деятельности.
Как звено системы государственного управления, нотариат, во-первых, является ее составной частью, входя в правоохранительный блок этой системы; во-вторых, выполняет самостоятельные функции и играет специфическую роль, будучи частью названного блока и в то же время в целом относительно самостоятельным элементом указанной системы .
Нотариат и нотариальная деятельность в целом есть вид социальной деятельности. Данный момент очень важен, поскольку в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате этот орган призван обеспечить путем совершения нотариальных действий защиту прежде всего конституционных прав и других законных интересов граждан и юридических лиц.
По степени охвата населения нотариальной деятельностью с нота5риатом не может сравниться ни один другой правовой институт, в том числе адвокатура . Широта и многообразие нотариальных действий, в орбиту которых в силу наличия прямых имущественных и иных интересов и необходимости их надлежащей защиты оказываются втянутыми миллионы граждан, придают характеру нотариальной деятельности четкую социальную направленность.
В самом широком смысле нотариальная деятельность — это юридическое обслуживание всех слоев населения, которые пользуются нотариальными услугами. Более того, социальный аспект нотариата обусловлен тем, что совершение нотариальных действий является условием и предпосылкой последующего участия гражданина, юридического лица в иных правовых общественных отношениях и связях — гражданско-правовых, финансовых, административных, налоговых, банковских, таможенных и многих других. В связи с совершением нотариальных действий возникают разнообразные по характеру общественно-правовые отношения, что также является свидетельством социального характера нотариальной деятельности.
В функциональной стороне деятельности нотариата проявляется его специфика как звена системы государственного управления. Эта особенность нотариальной дея-
тельности отчетливо вырисовывается в процессе осуществления действий по удостоверению приобретения и отчуждения права собственности; регулирования семейных правоотношений, наследования и охраны наследственных прав; удостоверения доверенностей и свидетельствования верности копий документов и других направлениях нотариальной деятельности.
Все эти действия в совокупности позволяют характеризовать нотариат как управляемую подсистему, звено системы государственного управления, служащее потребностям и интересам широчайших слоев населения, а также юридических лиц.
Правовой характер нотариата выражается в следующем:
1) данный институт учреждается в правовом порядке, т.е. на основании закона;
2) статус нотариата определяется правовыми актами, которыми являются Конституция, федеральные законы, иные нормативные правовые акты. Причем в правовом порядке формируется статус не только государственного, но и частного нотариата.
Следовательно, нотариат как целостная система — это объект управления в системе государственного управления с установленным законодательством статусом, в котором определены характер, цели, функции и полномочия нотариата, его организационное строение, формы деятельности.
Вообще, вопрос о юридической природе нотариата имеет первостепенное значение как для углубленного анализа его места и роли в системе государственного управления, так и для исследования характера взаимоотношений с органами исполнительной власти — юстицией, налоговыми органами, а также судебными органами в процессе реализации нотариатом своих функций и полномочий.
Касаясь собственно юридической природы нотариата, необходимо выделить следующий характерный момент: определение места, которое занимает нотариат в системе разделения властей, то есть каким образом, в каком аспекте и соотношении нотариат взаимодействует с законодательной, исполнительной и судебной властью. От решения названных вопросов во многом зависит выявление и исследование юридической природы нотариата, его видов и правовых особенностей их характера6.
Понятно, что взаимосвязь нотариата с каждой из ветвей власти различна и имеет свою специфику, обусловливающую особенности нотариата. Любой правовой институт, и нотариат в данном случае не составляет исключения, занимая определенное место в системе государственного управления, каким-то образом соотносится с каждой из ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной7. Выявление этого соотношения в определенной степени предопределяет природу и характер нотариата.
Если анализировать взаимосвязь нотариата с законодательной властью, то аспекты названного соотношения представляются в следующем виде: учреждение самого института нотариата, как отмечалось, осуществляется на основе Конституции РФ и федерального закона, то есть на основе акта органа законодательной власти. Нотариат развивается и совершенствуется в своих главных чертах и основах также в ходе изменений и дополнений к законам, которые принимаются органами законодательной власти. Таким образом, устанавливается длительная, по существу перманентная связь между законодательной властью и нотариатом.
Нотариат имеет законодательную основу, которая формируется из статей Конституции РФ, федеральных законов, а также законов субъектов Федерации. В соответствии с п. «л» ст. 72 Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В настоящее время действует Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г.8 Указанный нормативный акт был принят до введения в действие Конституции Российской Федерации, которая такой формы нормативного правового акта, как «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», не предусматривает. Хотя, как представляется, именно Основы за-
конодательства как особая разновидность федеральных законов имеют право на существование там, где в рамках совместной компетенции необходимо совместить единую меру федерального правового регулирования с законодательным многообразием по линии субъектов Федерации. Другой вопрос, что существующие Основы законодательства РФ о нотариате нуждаются в коренном обновлении.
Наличие Основ не исключает, а, напротив, предполагает установление органами законодательной власти субъектов РФ правовых норм о нотариате. В настоящее время действует уже ряд законов, принятых субъектами Российской Федерации и регламентирующих деятельность нотариата на территории этих субъектов.
Таким образом, можно условно говорить о двух уровнях законодательного регулирования статуса (содержания) нотариата:
1) федеральный уровень, на котором формируется федеральное законодательство о нотариате в широком смысле слова: Конституция РФ, федеральный закон (законы) об основах нотариата, внесение в него изменений и дополнений, иные нормативные правовые акты, издаваемые по вопросам организации и деятельности нотариата, — акты Правительства, Министерства юстиции, частично высших налоговых и судебных органов, а также иных центральных органов исполнительной власти, касающиеся взаимоотношений с нотариатом;
2) находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ вопросы регулирования организации и деятельности нотариата. В этом случае правовые акценты регулирования перемещаются с Российской Федерации в целом на субъекты РФ. Этот уровень охватывает законодательное и иное нормативное правовое регулирование статуса нотариата, осуществляемое органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Как видится, потенциал законодательного регулирования далеко не исчерпан с учетом необходимости принятия качественно новых Основ законодательства, соответствующих новым требованиям и реалиям рыночной экономики и гражданско-имущественных отношений.
Тесная взаимосвязь прослеживается между институтом нотариата и Президентом Российской Федерации, который, являясь по Конституции РФ гарантом прав и свобод человека и гражданина и занимая особое место в системе государственной защиты этих прав и свобод, оказывает большое влияние на регулирование вопросов правового статуса нотариата.
В указах и других актах Президента РФ по различным вопросам правоохранительной деятельности в области юстиции, внутренних дел, налогового, таможенного, пенсионного, страхового дела и прочих неизбежно в том или ином объеме могут затрагиваться вопросы организации и деятельности нотариата либо взаимоотношений с ним названных государственных и иных органов.
Таким образом, подобными указами Президента РФ оформляются решения нормативного характера, то есть содержащие общие правила поведения, рассчитанные на постоянное или многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу лиц, конкретным органам либо вообще к органам государственной власти и управления9.
Надо заметить, что, кроме приведенных, сейчас существует целый ряд законов и нормативных правовых актов, так или иначе регулирующих деятельность нотариата в целом, а также отдельных его сторон. Так, например, в настоящее время на территории Российской Федерации действует Налоговый кодекс РФ10, в котором установлены ставки государственной пошлины за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и консульских учреждений. Государственная пошлина, взимаемая нотариусами и должностными лицами, поступает в местные и федеральный бюджеты.
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, в соответствии со ст. 22 Основ, за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы, если для этих действий предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимают плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе.
За совершение других нотариальных действий тариф определяется соглашением между нотариусом и лицом, обратившимся за совершением нотариального действия. Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса. Из этих средств он оплачивает расходы на содержание нотариальной конторы, производит обязательные отчисления в Пенсионный и другие фонды, уплачивает подоходный налог. В течение нескольких лет действия указанного закона ставка взимаемой пошлины за удостоверение договоров отчуждения недвижимого имущества постепенно была значительно снижена.
Таким образом, государство смогло дифференцированно подойти к вопросу оплаты труда нотариуса, занимающегося частной практикой, и нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, для создания первому возможности получения достаточного количества средств на первоначальном этапе становления частного нотариата. Ведь для того, чтобы открыть частную нотариальную контору, необходимо арендовать или купить соответствующее помещение, приобрести современные компьютеры, принтеры и другую оргтехнику, нанять персонал.
Однако с течением времени сумма получаемого нотариусами дохода перестала соответствовать количеству труда и необходимых затрат, и постепенно профессия нотариуса, занимающегося частной практикой, стала одной из наиболее доходных в Российской Федерации, что привело к появлению негативных тенденций в деятельности нотариата. Возникла необходимость принятия дополнительных мер (в том числе снижение ставок государственной пошлины и увеличение подоходного налога), с тем чтобы снизить влияние и проявление этих негативных тенденций.
Этот фрагмент как нельзя лучше подтверждает тезис о том, что нотариат является звеном в системе государственного управления, объектом управления в этой системе, но таким объектом, который сам оказывает достаточное влияние на существование субъекта. И этот процесс субъектно-объектных отношений происходит по всем законам управленческого цикла, начиная с получения информации и заканчивая принятием решения.
Не менее углубленными и развернутыми являются отношения нотариата с исполнительной властью, которой свойственна правоохранительная функция. Эта функция, в содержание которой входят также регулирование статуса нотариата и меры по совершенствованию организации его деятельности, базируется на конституционных нормах, содержащихся в ч. 1, п. «е» ст. 114 Конституции РФ11, где предусмотрено, что Правительство осуществляет свои меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
С учетом того, что согласно Конституции РФ регулирование нотариата находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, значительным потенциалом в деле регулирования статуса нотариата и налаживания взаимодействия с ним располагают также правительства, администрации субъектов Федерации. Они имеют значительный круг задач и функций в сфере налаживания статуса нотариата и регулирования организации его деятельности, решения вопросов инфраструктуры, содействия в развитии взаимодействия, вытекающих из общего характера единства значительной части функциональных задач, стоящих перед исполнительными органами и нотариатом.
Здесь прежде всего следует выделить органы юстиции, роль и значение которых во взаимоотношениях с нотариатом чрезвычайно велики, многообразны, имеют многочисленные проявления и формы. Во многом такой характер взаимосвязей органов юстиции с нотариатом обусловлен самой спецификой природы органов юстиции, их функциями, местом и ролью в правоохранительной системе Российской Федерации.
Нотариальная функция является юрисдикционной функцией. Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретному нотариальному действию с помощью доказательств, применить соответствующую правовую норму. Все действия совершаются в установленной последовательности и по строго регламентированным правилам, отступление от которых ведет к недействительности нотариального акта12.
Под юрисдикцией обычно понимается установленная законом (или иным нормативным актом) совокупность правомочий соответствующих органов разрешать споры и решать дела о правонарушениях, т.е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушите-
13
лям .
Вывод о юрисдикционной по характеру (без каких-либо поправок и уточнений) деятельности нотариата, конечно, не бесспорен, но имеет веские основания. Хотя смысл юрисдикционной деятельности, т.е. разрешение споров и решение дел о правонарушениях, в непосредственном смысле неприменим к нотариальным функциям. Тем не менее существенный элемент юрисдикционности налицо, поскольку нотариус в результате установления фактических обстоятельств по конкретному нотариальному действию с помощью доказательств, применяет конкретную правовую норму и совершает соответствующие нотариальные действия либо отказывает в их совершении14.
В научных трудах отмечается, что управление в области юстиции «имеет определенные, только ей присущие качества, обусловленные спецификой задач, стоящих перед органами юстиции, и в особенности методов их осуществления»15.
В течение многих лет в содержание и объем управления и деятельности в сфере юстиции включались организационное руководство судами, руководство нотариальными органами, общее руководство органами ЗАГСа и адвокатурой16. Руководство и управление перечисленными органами признавалось своеобразной аксиомой деятельности органов юстиции. Однако в последнее время сама система органов Министерства юстиции претерпела коренные преобразования.
В частности, 13 октября 2004 г. Указом Президента РФ №1313 утверждено Поло-
17
жение о Министерстве юстиции Российской Федерации , в соответствии с которым это ведомство в сфере адвокатуры и нотариата осуществляет функции только по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию.
Что касается непосредственного осуществления функций контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, то они возложены на вновь созданную Федеральную регистрационную службу Российской Федерации (Росрегистрация)18. Координация и контроль деятельности Федеральной регистрационной службы осуществляется Министерством юстиции РФ, поскольку она подведомственна ему.
Приказами Министра юстиции Российской Федерации в субъектах Федерации
созданы территориальные органы Федеральной регистрационной службы19, а в феде-
20
ральных округах — Главные управления Министерства юстиции РФ .
Взаимоотношения и взаимодействие органов юстиции и нотариата (нотариальных органов) носят глубокий и многогранный характер. Взаимосвязь нотариата с деятельностью исполнительной власти и ее органов, в первую очередь органов юстиции, находит свое проявление в том, что через органы юстиции государство направляет деятельность нотариальных органов с целью оптимального достижения результатов по правовому «обслуживанию» интересов общества.
Исходя из норм и предписаний Основ законодательства о нотариате, других нормативно-правовых актов, можно выделить такое характерное с точки зрения взаимоотношений органов юстиции с нотариатом явление, как осуществление названными органами руководства и управления организацией и деятельностью нотариата.
Однако в современный период, когда одновременно «сосуществуют» государственный и частный нотариат, термин «руководство и управление» применительно к деятельности органов юстиции по отношению к нотариату в целом требует существенных уточнений и коррективов.
Во-первых, эта деятельность органов юстиции теперь осуществляется ими во взаимодействии с нотариальными палатами, то есть с органами нотариального самоуправления. Вне такого взаимодействия, предусмотренного в правовом порядке, в частности в Основах, такая деятельность просто невозможна.
Во-вторых, в отношении частных нотариальных контор доминирующий объем деятельности по руководству и управлению этой категорией нотариальных контор теперь переместился к Федеральной нотариальной палате и нотариальным палатам, действующим в субъектах Российской Федерации.
Эти новые явления и тенденции отражают не только переходный период, процесс в развитии российского нотариата, но и видоизменение, по существу отказ от жесткого, централизованного, командно-административного руководства, директивного управления нотариатом со стороны органов юстиции. Данный процесс сложный и длительный, он развивается, но нуждается в совершенствовании правовых рамок и форм.
Характеризуя нотариат как звено системы государственного управления, нельзя не коснуться вопросов взаимоотношения налоговых органов и нотариата. С учетом характера и функций налоговых органов диапазон их действий, и в особенности взаимодействия с другими государственными органами, а также с негосударственными организациями и структурами, весьма широк и многообразен.
Как видно из действующего налогового законодательства, круг задач, функций и полномочий налоговой системы в целом и органов, осуществляющих налоговую деятельность, чрезвычайно разнообразен, сложен, отличается значительной спецификой объектов (видов) налогообложения.
Функции и полномочия налоговой службы (налоговых органов) определяются в ряде правовых нормативных актов. В частности, в Налоговом кодексе Российской Федерации и других актах сформулированы как общие цели и задачи, так и конкретные функции и полномочия, которые касаются также деятельности нотариата, точнее, налоговых и иных поступлений в бюджет от нотариальной деятельности.
Именно государственные налоговые инспекции во главе с Федеральной налоговой службой РФ осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью и своевременностью внесения в бюджеты государственных налогов и других платежей.
В Основах законодательства о нотариате имеются конкретные правовые предписания относительно характера взаимоотношений налоговых органов с нотариатом. Например, в ст. 34 Основ предусмотрено, что контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ. Статья 16 устанавливает, что «нотариус в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения».
Взаимосвязи налоговых органов с нотариатом развиваются по различным направлениям и имеют соответствующие формы. Значительное место в практике взаимоотношений налоговых органов и нотариата занимают вопросы регулирования со стороны
налоговой службы правильности взимания государственной пошлины или тарифа за совершение нотариальных действий.
Регулирование со стороны налоговых органов вопросов соблюдения и применения нотариатом налогового законодательства является достаточно активным, многоплановым и объемным и представляет одно из направлений взаимосвязей этой разновидности органов исполнительной власти с нотариатом.
Существенными и достаточно значимыми для характеристики юридической природы нотариата являются его взаимоотношения с судебными органами.
Анализ правовых норм, касающихся взаимосвязей и взаимоотношения суда и нотариата, свидетельствует о том, что в Основах законодательства о нотариате имеется ряд четких правовых норм и предписаний, характеризующих роль суда в осуществлении нотариальной деятельности, создании условий и предпосылок функционирования нотариата и контроля за ним21.
Нотариальная деятельность, в отличие от судебной, направлена на предупреждение возникновения споров о праве, разрешение которых отнесено к компетенции суда. Нотариус путем установления юридических фактов и обстоятельств применяет соответствующую правовую норму, т.е. закрепляет в документальной форме соответствующие права и обязанности.
Нотариус так же, как и судья, беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, законодательными актами, международными договорами и иными нормативно-правовыми актами. Нотариальные и судебные органы осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте. Поэтому их деятельность тесно соприкасается.
В своей деятельности нотариус, как и судья, руководствуется нормами гражданского процессуального законодательства.
Нотариальные полномочия имеют не договорную, а публично-правовую природу, и потому деятельность нотариата, как и суда, основана на принципах независимости, беспристрастности и объективности.
«В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер. Нотариально удостоверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своего права, поскольку содержание договора, подлинность подписей участников сделки, время и место ее совершения и другие обстоятельства, официально зафиксированные нотариусом, являют-
22
ся очевидными и достоверными» .
Данная цитата приведена с целью подчеркнуть мысль о глубокой функциональной общности суда и нотариата в ходе решения ими правоохранительных задач.
Таким образом, государственное управление нотариатом, являющимся звеном в системе государственного управления, осуществляется не только в рамках исполнительной власти. Организация и деятельность нотариата неразрывно связана и с судебной властью. Гражданско-процессуальный кодекс России содержит большое количество правовых норм, регламентирующих процессуальный порядок осуществления взаимоотношений между нотариальными органами и судами.
Завершая рассмотрение вопросов соотношения нотариальной системы с подсистемами правоохранительного блока, следует сделать общий вывод о том, что нотариат и вся его деятельность является видом социальной деятельности, так же как и государственное управление в целом.
Кроме того, в системе государственного управления нотариат является звеном и занимает свое заметное место, выполняя специфические функции по правовому обслу-
живанию граждан и юридических лиц, защите их конституционных прав и законных
интересов путем совершения нотариусами предусмотренных нотариальных действий от
имени Российской Федерации.
Примечания
1 См.: Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М., 2002. С. 959; Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. Екатеринбург, 2000; Баглай М.В. Конституционное право России. М., 1999.
2 См., напр.: Арефьев Г.П. Понятие защиты субъективного права // Процессуальные средства реализации конституционного права на судебную защиту. Калинин, 1982; Бутнев В.В. К понятию механизма защиты субъективных прав // Субъективное право: проблемы осуществления и защиты. Владивосток, 1989; Воложанин В.П. Несудебные формы разрешения гражданско-правовых споров. Свердловск, 1974.
3 Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: Указ Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 // Рос. газ. 2004. 31 июля.
4 См.: Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М., 1999. С. 97; Тарбагаева Е.Б. Нотариат в Российской Федерации. СПб., 2001. С. 124.
5 См.: Альбрант Н.В. Конституционное право на получение адвокатской помощи в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск. 2004.
6 См.: Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М., 1990. С. 351.
7 См., напр.: Сухарев А.Я. Права человека и правоохранительная деятельность государства // Права человека в России и правозащитная деятельность государства: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., 12 мая 2003 г. / Под ред. В.Н. Лопатина. СПб., 2003; Лебедев В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. М., 2000; Кочев В. А. Система государственной власти в Российской Федерации: Основные публично-правовые параметры: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002.
8 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февр. 1993 г. № 4462-1 (с изм. и доп. от 30 дек. 2001 г., 24 дек. 2002 г., 8, 23 дек. 2003 г., 29 июня, 22 авг., 2 нояб. 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 10. Ст. 357.
9 См.: Правовой статус Президента Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 1997. С. 90; Лучин В.О. Указное право в России. М., 1996; Лукьянова Е.А. Указное производство как российский политический феномен // Журн. рос. права. 2001. № 10.
10 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; Часть вторая от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 янв., 5 авг., 29 дек. 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8, авг, 27, 29 нояб., 28, 29, 30, 31 дек. 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 дек. 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 нояб., 8, 23 дек. 2003 г., 5 апр., 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 авг., 4 окт., 2 нояб. 2004 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824; 2000. № 32. Ст. 3340.
11 Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.
12 См.: Дударев А.С. Правовые основы нотариальной деятельности. М., 1994. С. 2.
13 См.: Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 414.
14 См.: Юдельсон К. С. Советский нотариат. М., 1959. С. 27-30.
15 Управление в области административно-политической деятельности. М., 1979. С. 220; См. также: Сте-панищев В. Ф. Роль органов юстиции в обеспечении единого правового пространства Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003.
16 См.: Управление в области административно-политической деятельности. С. 247-261.
17 Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от
13 окт. 2004 г. № 1313 // Рос. газ. 2004. 19 окт.
18 См.: Положение о Федеральной регистрационной службе. Утверждено Указом Президента РФ от 13 окт. 2004 г. № 1315 // Там же.
19 См.: Об утверждении Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации: Приказ Министра юстиции РФ от 3 дек. 2004 г. № 183 // Там же. 15 дек.
20 См.: Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам: Приказ Министра юстиции РФ от 28 янв. 2005 г. № 7 // Там же. 2005. 15 февр.
21 См.: Зайцева Т.И., Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса. М., 2003. С. 18-22.
22 Правовые основы нотариальной деятельности. М., 1994. С. 3-4.