9. Kazankova T.N., Sidorova Yu.Yu. Predstavitel'stvo v nalogovyh pravootnosheniyah // Rossijskaya nauka: aktual'nye issledovaniya i razrabotki: sbornik nauchnyh statej III Vserossijskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h chastyah. Samara: Samarskij gosudarstvennyj ekonomicheskij universitet, 2017.
10. O praktike primeneniya sudami zakonodatel'stva ob otvetstvennosti za nalogovye prestupleniya: Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 26 noyabrya 2019 g. № 48 // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2020. № 1.
11. Ob advokatskoj deyatel'nosti i advokature v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 31 maya 2002 g. № 63-FZ (red. ot 02.12.2019 g.) // Rossijskaya gazeta. 2002. 5 iyunya.
12. Kopina A.A. K voprosu o ponyatii «nalogovaya advokatura» i sootnoshenii ego s institutom «predstavitel'stvo v otnosheniyah, reguliruemyh zakonodatel'stvom o nalogah i sborah» // Finansovoe pravo. 2007. №4.
13. Timerhanova E.YA. Sub"ekty nalogovogo predstavitel'stva // Pravosudie v Povolzh'e. 2008. №6.
14. Ob utverzhdenii Koncepcii regulirovaniya rynka professional'noj yuridicheskoj pomoshchi: Proekt Rasporyazheniya Pravitel'stva RF // Minyust Rossii. - URL: http://minjust.ru/. (data obrashcheniya: 05.05.2020 g.).
15. Kodeks professional'noj etiki advokata ot 31 yanvarya 2003 g. (red. ot 20.04.2017 g.) // Vestnik Federal'noj palaty advokatov RF. 2017. № 2.
16. Sasov K. Advokatskaya tajna vs nalogovaya // Advokatskaya gazeta. 2019. № 14.
17. Po zhalobe grazhdanina Parshutkina Viktora Vasil'evicha na narushenie ego konstitucionnyh prav i svobod punktom 1 chasti vtoroj stat'i 72 UPK RSFSR i stat'yami 15 i 16 Polozheniya ob advokature RSFSR: Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 6 iyulya 2000 g. № 128-O // Rossijskaya gazeta. 2000. 3 avgusta.
18. Po zhalobe nekommercheskoj organizacii «Kollegiya advokatov "Regionservis"» na narushenie konstitucionnyh prav i svobod polozheniyami punkta 1 stat'i 93 i punkta 2 stat'i 126 Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii: Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 6 marta 2008 g. № 449-O-P// Konstitucionnoe pravosudie v stranah SNG i Baltii. 2008. №21.
19. Topilin I.V. Osobennosti statusa advokata kak predstavitelya doveritelya v nalogovyh pravootnosheniyah // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. 2017. № 2 (45).
20. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah: Proekt Federal'nogo zakona (podgotovlen Minyustom Rossii 30 yanvarya 2020 g.) // IPS «Garant». - URL: https://base.garant.ru/56821718/. (data obrashcheniya: 01.05.2020 g.).
ФАРИКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права СКФ ФГБОУВО «РГУП», г. Краснодар. ([email protected]). РЫБИНА АНАСТАСИЯ ИГОРЕВНА - магистрант СКФ ФГБОУВО «РГУП», г. Краснодар.
FARIKOVA, EKATERINA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor of Department of the Administrative and Financial Law of the
North-Caucasus branch of the Russian State University of Justice (Krasnodar) ([email protected]).
RYBINА, ANASTASIA I. - undergraduate of the North-Caucasus branch of the Russian State University of Justice (Krasnodar).
УДК 347.961.41
ПУСУРМАНОВ Г.В.
НОТАРИАЛЬНО УДОСТОВЕРЕННЫЕ МЕДИАТИВНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ИЛИ ИХ НОТАРИАЛЬНО ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАННЫЕ КОПИИ, КАК ЮРИСДИКЦИОННЫЕ АКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: медиативное соглашение, нотариальное удостоверение, исполнительное производство.
В статье анализируются виды медиативных соглашений, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дается характеристика нотариально удостоверенных медиативных соглашений или их нотариально засвидетельствованных копий и рассматриваются проблемные вопросы практики их исполнения судебными приставами-исполнителями. Показано, что в настоящее время в дополнительном законодательном регулировании нуждаются не только сфера материального права (гражданское, трудовое, семейное, административное и публичное законодательство) в части установления перечня правоотношений, в отношении которых может быть применена процедура медиации, и ее ограничения, но и процессуального права (гражданское, арбитражное и административное судопроизводство) как основ исполнительного производства. Наряду с этим, требует своего законодательного регулирования и исполнительное производство с учетом особенностей, вытекающих из природы различных правоотношений, могущих быть урегулированными с применением процедуры медиации, включая случаи ее нотариального удостоверения.
PUSURMANOV, G.V.
NOTARIAL CERTIFIED MEDIATIVE AGREEMENTS OR THEIR NOTARIAL ATTESTED COPIES AS JURISDICTIONAL ACTS OF EXECUTIVE PROCEEDINGS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Keywords: meditative agreement, notarial certification, executive proceedings.
In the article analyzed the types of meditative agreements specified by the legislation of the Russian Federation. It given the characteristic of notarial certificied meditative agreements or their notarial attested copies and considered the problems of practice of their execution by bailiffs. It is shown that at present time not only the sphere of substantive law (civil, labor, family, administrative and public legislation) is needed in additional legislative regulation in terms of establishing a list of legal relations in respect of which the mediation procedure can be applied, and its limitations, but also processual law (civil, arbitration and administrative proceedings) as the basis for enforcement proceedings. Along with this, it requires its legislative regulation and enforcement proceedings, considering the features arising from the nature of various legal relations that could be settled using the mediation procedure, including cases of its notarial certification.
Федеральным законом Российской Федерации от 26 июля 2019 года №№ 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 12 Федерального закона Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» был включен новый вид исполнительного документа - «нотариально удостоверенные медиативные соглашения или их нотариально засвидетельствованные копии».
Прежде чем охарактеризовать данную законодательную новеллу, нужно рассмотреть предысторию вопроса. Еще в 2010 году был принят Федеральный закон Российской Федерации «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (ФЗ РФ в ред. от 27.07.2010 № 193-ФЗ - далее по тексту «ФЗ») [1], который предусмотрел возможность урегулирования возникшего спора с участием посредника (медиатора). Данный Федеральный закон установил, что под процедурой медиации следует понимать «способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения» (пункт 2 статьи 2 ФЗ). В качестве медиатора (медиаторов) могут выступать «независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора» (пункт 3 статьи 2 ФЗ). При этом деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе (пункт 1 статьи 15 ФЗ). Стороны должны заключить соглашение о применении процедуры медиации в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением (пункт 5 статьи 2 ФЗ). Итогом применения процедуры медиации, в случае достижения согласия между сторонами спора, является медиативное соглашение, также заключенное в письменной форме (пункт 7 статьи 2 ФЗ). Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи (пункт 2 статьи 7 ФЗ).
Таким образом, рассматриваемый Федеральный закон, на момент принятия, предусматривал два вида медиативных соглашений:
1) когда медиативное соглашение заключается сторонами спора в добровольном порядке и его исполнение осуществляется на основе принципов добровольности и добросовестности сторон (пункт 2 статьи 12 ФЗ);
2) когда медиативное соглашение заключается сторонами после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда и, тем самым, приобретает силу юрисдикционного документа (пункт 3 статьи 12 ФЗ).
Медиативное соглашение без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда может быть заключено по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений (пункт 2 статьи 1 ФЗ). Несмотря на то, что анализируемый Федеральный закон распространил свое действие на трудовые и семейные правоотношения, законодательному регулированию, по существу, были подвергнуты только гражданские правоотношения в связи с применением процедуры медиации.
Так, в пункте 4 статьи 12 ФЗ записано: «Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством». В отношении же круга трудовых и семейных споров с применением процедуры медиации в данном ФЗ ничего не было сказано, за исключением того, что данная процедура не применяется к коллективным трудовым спорам и спорам, которые затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации или публичные интересы (пункт 5 статьи 1 ФЗ). Наряду с этим, следует отметить, что действующим трудовым законодательством не предусматривается возможность урегулирования индивидуального спора с участием медиатора (медиаторов), так как статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации к органам, рассматривающим такие споры, относит только комиссии по трудовым спорам и суды [2].
Медиативное соглашение, заключаемое сторонами спора в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже (пункт 3 статьи 12 ФЗ). При этом стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом (пункт 2 статьи 4 ФЗ). Вместе с тем, в рассматриваемом ФЗ также не был определен круг правоотношений, при которых возможна процедура медиации. Если в отношении гражданских правоотношений может быть применена аналогия, исходя из пункта 4 статьи 12 ФЗ (заключение сторонами медиативного соглашения без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда), то в отношении индивидуальных трудовых и семейных споров, при их судебном рассмотрении, такой ориентир отсутствует. Следует учитывать и то обстоятельство, что не всегда при разрешении таких споров может быть применена процедура медиации, например, при рассмотрении судом индивидуального трудового спора, связанного с осуществлением сотрудником работы со сведениями, составляющими государственную тайну. В этой связи, нужно согласиться с мнением ученых о том, что в трудовом законодательстве следует закрепить нормы о возможности применения процедуры медиации [3; 4], аналогичные поправки должны быть включены и в семейное законодательство России [5]. Также возникает потребность законодательного регулирования и сферы применимости процедуры медиации судом при разрешении таких споров.
Федеральным законом от 26 июля 2019 года №2 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6] в пункт 2 статьи 1 ФЗ были внесены дополнения, расширяющие предмет его регулирования. Помимо гражданских, трудовых и семейных правоотношений, процедура медиации была распространена на административные и иные публичные правоотношения. По мнению некоторых авторов: «результатами примирения сторон по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, могут быть, в частности: признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела; соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статуса и характера деятельности этого лица; частичный или полный отказ от требований, частичное или полное признание требований, в том числе вследствие достижения сторонами соглашения об оценке обстоятельств в целом или их отдельных частей; мировое соглашение, если к полномочиям соответствующего административного органа, участвующего в деле, законом отнесено заключение мировых соглашений» [7].
Однако, исходя из природы административных и публичных правоотношений, можно говорить об ограничении сферы применения медиации в отношении некоторых споров, возникающих из данных правоотношений. На наш взгляд, использование медиации невозможно по административным делам, связанным с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, предусмотренных п.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 24.03.2020)) [8]. Таким образом, законодательные новеллы также не определили круг данных правоотношений, в отношении которых возможна медиация и особенности ее проведения при рассмотрении споров, вытекающих из этих правоотношений.
Вышеуказанный Федеральный закон ввел и третий вид медиативного соглашения: «Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, в случае его нотариального удостоверения имеет силу исполнительного документа» (пункт 5 статьи 12 ФЗ), о необходимости которого ранее писали многие ученые и юристы-практики [9; 10; 11]. Параллельно были внесены соответствующие дополнения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1: «Нотариус удостоверяет медиативное соглашение, достигнутое сторонами в соответствии с соглашением о проведении процедуры медиации, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Медиативное соглашение удостоверяется с обязательным участием медиатора, медиаторов, медиатора -
представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в соответствии с соглашением сторон о проведении процедуры медиации. Медиативное соглашение должно содержать сведения об участии указанных лиц при его удостоверении и его (их) подпись (подписи)» (статья 59.1 Основ). [12]. Также была дополнена статья 12 Федерального закона Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» о нотариально удостоверенных медиативных соглашениях или их нотариально засвидетельствованных копиях как виде исполнительного документа [13].
Введение данных новелл позволило не только законодательно упрочить роль медиативного соглашения при разрешении споров, но и придать ему силу исполнительного документа, обеспеченного государственным принуждением, в случаях, когда спор разрешается сторонами во внесудебном порядке. По сообщениям прессы, уже через несколько месяцев после принятия данных нововведений, были заключены первые медиативные соглашения, удостоверенные нотариусом, как при споре между физическими, так и юридическими лицами [14; 15].
Исходя из законодательных положений, стороны должны вначале заключить в письменной форме соглашение о применении процедуры медиации, выбрав по взаимному согласию медиатора (медиаторов) с уплатой вознаграждения либо без такового. Затем с помощью медиатора (медиаторов) достичь согласия по предмету спора и составить медиативное соглашение, которое представляется нотариусу для удостоверения. Нотариус, установив действительное выражение воли каждой из сторон и проведение процедуры медиации, удостоверяет медиативное соглашение (его копии) за подписями сторон и медиатора (медиаторов), после чего данное соглашение принимает силу юрисдикционного документа. Если обязанная сторона или стороны в добровольном порядке не выполнит (не выполнят) удостоверенное нотариусом медиативное соглашение, то оно может быть передано судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения. В этом случае, судебный пристав-исполнитель будет осуществлять свою деятельность по принудительному исполнению данного медиативного соглашения исходя из полномочий, предоставленных Федеральным законом Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также Положением о Федеральной службе судебных приставов (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1316) [16].
В связи с этим, возникает вопрос о том, все ли нотариально удостоверенные медиативные соглашения могут быть исполнены в принудительном порядке? Представляется, что большинство гражданских (в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности) правоотношений, связанных с имущественными обязательствами и обязательствами из причинения вреда, могут быть исполнены с применением исполнительных процедур. Однако, некоторые обязательства не могут быть принудительно исполнены в силу своей природы, например, обязательство сотрудничать при осуществлении определенного проекта [17].
Неоднозначно обстоит дело и с исполнением медиативных соглашений при урегулировании отдельных семейно-брачных правоотношений. Например, разведенные родители могут заключить нотариально удостоверенное медиативное соглашение о порядке общения с ребенком одним из родителей в порядке статьи 55 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) [18], однако, впоследствии, по разным причинам, этот родитель перестает общаться с ребенком. В данном случае нужно принимать во внимание содержание части 4 статьи 109.3 Федерального закона Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в которой записано: «При исполнении исполнительного документа, содержащего требование о порядке общения с ребенком, судебный пристав-исполнитель должен установить, что должник не препятствует общению взыскателя с ребенком» [19], вместе с тем, обязанность заставить родителя-взыскателя, против его воли, общаться с ребенком, не входит в полномочия судебного пристава-исполнителя.
Таким образом, процедуры исполнения нотариально удостоверенных медиативных соглашений или их нотариально засвидетельствованных копий нуждаются в дальнейшем нормативном регулировании. Если в настоящее время Министерством юстиции Российской Федерации уже подготовлены проекты приказов, уточняющих правила оформления нотариусами медиативных соглашений [20], то в отношении действий судебных приставов-исполнителей по их исполнению такая нормативная деятельность не наблюдается. Очевидно, что процедурные вопросы исполнительного производства должны решены в Федеральном законе Российской
Федерации от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», который необходимо дополнить нормами об особенностях исполнения нотариально удостоверенных медиативных соглашений или их нотариально засвидетельствованных копий применительно к правоотношениям, составляющих предмет регулирования Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 193-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
В заключение, можно констатировать, что в настоящее время в дополнительном законодательном регулировании нуждаются не только сфера материального права (гражданское, трудовое, семейное, административное и публичное законодательство) в части установления перечня правоотношений, в отношении которых может быть применена процедура медиации, и ее ограничения, но и процессуального права (гражданское, арбитражное и административное судопроизводство) как основ исполнительного производства. Наряду с этим, требует своего законодательного регулирования и исполнительное производство с учетом особенностей, вытекающих из природы различных правоотношений, могущих быть урегулированными с применением процедуры медиации, включая случаи ее нотариального удостоверения.
Литература и источники
1. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [Электронный ресурс] // Гарант // URL: https://base.garant.ru/ 77663886/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/#block_102 (дата обращения 15.04.2020).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/7b32726e505844b5796bd9e22074318c00f59d0e/ (дата обращения 15.04.2020).
3. Головина С.Ю. Проблемы применения медиации при разрешении трудовых споров // Российский юридический журнал. 2013. №6. С.119-126.
4. Рашидова А.И., Рачкова А.О. Медиация в трудовых спорах // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 12 (85). С. 113-115.
5. Гурко Т.А. Становление института медиации в сфере семейных споров в России: законы, теории и практики // Социологическая наука и социальная практика 2016. №2(14). С. 40-69.
6. Федеральный закон от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329959/ (дата обращения 15.04.2020).
7. Шестакова М. Новые правила медиации. Медиативное соглашение, заверенное у нотариуса, станет исполнительным документом, а за судебным примирением можно будет обращаться к судьям в отставке // ЭЖ-Юрист. 2019. №35(1086) [Электронный ресурс] // URL: https://www.eg-online.ru/article/405743/ (дата обращения 15.04.2020).
8. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 24.03.2020) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_176147/7e924f5a5554c3585bd24c8e024fe64e0dc61520/ (дата обращения 15.04.2020).
9. Ярков В.В., Медведев И.Г. Нотариат и медиация // Нотариальный вестник. 2008. №9. С.13-21.
10. Малюшин К.А. Курс на содействие быстрому урегулированию споров // Российский судья. 2011. №7. С.18-20.
11. Кулапов Д.С. Медиативное соглашение как итоговый позитивно-культурный результат процедуры медиации // Юридическая техника. 2016. №10. С.601-604.
12. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-I (ред. от 27.12.2019, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1581/f662130035c02ee2c25485bc059dd114c9873703/ (дата обращения 15.04.2020).
13. Федеральный закон Российской Федерации от 2.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнения от 26.07.2019) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_71450/99b1cb43368d1b0d32ab632d913e56f973a1c0d9/ (дата обращения 15.04.2020).
14. В России появилось первое удостоверенное нотариусом медиативное соглашение // Сайт Федеральной нотариальной палата [Электронный ресурс] // URL: https://notariat.ru/ru-ru/news/v-rossii-poyavilos-pervoe-udostoverennoe-notariusom-mediativnoe-soglashenie (дата обращения 15.04.2020).
15. Юрлица заключили первое медиативное соглашение, имеющее силу исполнительного документы // [Электронный ресурс] // URL: https://legal.report/jurlica-zakljuchili-pervoe-v-rf-mediativnoe-soglashenie-imejushhee-silu-ispolnitelnogo-dokumenta/ (дата обращения 15.04.2020).
16. Положение о Федеральной службе судебных приставов (утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316) [Электронный ресурс] // Гарант // URL: https://base.garant.ru/12137241/ (дата обращения 15.04.2020).
17. Придание исполнительной силы медиативным соглашениям: что привносит в гражданский оборот новое законодательство / Блог Дмитрия Давыденко [Электронный ресурс] // URL: https://zakon.ru/blog/2019/7/18/pridanie _mediativnym_soglasheniyam_ispolnitelnoj_sily_chto_privnosit_v_grazhdanskij_oborot_novoe_zak (дата обращения 15.04.2020).
18. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 года № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс // URL: [18 http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8982/d431b248afe31c49fd597b5beb10122ca74df291/ (дата обращения 15.04.2020).
19. Федеральный закон Российской Федерации от 2.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_71450/deddd61dc3bb19ec7f94638a5d5048696bfbd5c9/ (дата обращения 15.04.2020).
20. Минюст уточняет правила для нотариусов по оформлению медиативных соглашений // Блог юристов [Электронный ресурс] // URL: https://www.law.ru/news/22821-minyust-utochnyaet-pravila-dlya-notariusov-po-oformleniyu-mediativnyh-soglasheniy (дата обращения 15.04.2020).
References and Sources
1. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 27.07.2010 № 193-FZ «Ob al'ternativnoj procedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii)» [Elektronnyj resurs] // Garant // URL: https://base.garant.ru/ 77663886/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/#block_102 (data obrashcheniya 15.04.2020).
2. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 16.12.2019) [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant Plyus // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/7b32726e505844b5796bd9e22074318c00f59d0e/ (data obrashcheniya 15.04.2020).
3. Golovina S.Yu. Problemy primeneniya mediacii pri razreshenii trudovyh sporov // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2013. №6. S.119-126.
4. Rashidova A.I., Rachkova A.O. Mediaciya v trudovyh sporah // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2017. № 12 (85). S. 113-115.
5. Gurko T.A. Stanovlenie instituta mediacii v sfere semejnyh sporov v Rossii: zakony, teorii i praktiki // Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika 2016. №2(14). S. 40-69.
6. Federal'nyj zakon ot 26.07.2019 № 197-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant Plyus // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329959/ (data obrashcheniya 15.04.2020).
7. Shestakova M. Novye pravila mediacii. Mediativnoe soglashenie, zaverennoe u notariusa, stanet ispolnitel'nym dokumentom, a za sudebnym primireniem mozhno budet obrashchat'sya k sud'yam v otstavke // EZH-YUrist. 2019. №35(1086) [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.eg-online.ru/article/405743/ (data obrashcheniya 15.04.2020).
8. Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii ot 08.03.2015 № 21-FZ (red. ot 27.12.2019, s izm. ot 24.03.2020) [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant Plyus // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_176147/7e924f5a5554c3585bd24c8e024fe64e0dc61520/ (data obrashcheniya 15.04.2020).
9. Yarkov V.V., Medvedev I.G. Notariat i mediaciya // Notarial'nyj vestnik. 2008. №9. S.13-21.
10. Malyushin K.A. Kurs na sodejstvie bystromu uregulirovaniyu sporov // Rossijskij sud'ya. 2011. №7. S.18-20.
11. Kulapov D.S. Mediativnoe soglashenie kak itogovyj pozitivno-kul'turnyj rezul'tat procedury mediacii // Yuridicheskaya tekhnika. 2016. №10. S.601-604.
12. Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o notariate ot 11.02.1993 № 4462-I (red. ot 27.12.2019, s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2020) [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant Plyus // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1581/ f662130035c02ee2c25485bc059dd114c9873703/ (data obrashcheniya 15.04.2020).
13. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 2.10.2007 № 229-FZ «Ob ispolnitel'nom proizvodstve» (s izmeneniyami i dopolneniya ot 26.07.2019) [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant Plyus // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_71450/ 99b1cb43368d1b0d32ab632d913e56f973a1c0d9/ (data obrashcheniya 15.04.2020).
14. V Rossii poyavilos' pervoe udostoverennoe notariusom mediativnoe soglashenie // Sajt Federal'noj notarial'noj palata [Elektronnyj resurs] // URL: https://notariat.ru/ru-ru/news/v-rossii-poyavilos-pervoe-udostoverennoe-notariusom-mediativnoe-soglashenie (data obrashcheniya 15.04.2020).
15. Yurlica zaklyuchili pervoe mediativnoe soglashenie, imeyushchee silu ispolnitel'nogo dokumenty// [Elektronnyj resurs] // URL: https://legal.report/ jurlica-zakljuchili-pervoe-v-rf-mediativnoe-soglashenie-imejushhee-silu-ispolnitelnogo-dokumenta/ (data obrashcheniya 15.04.2020).
16. Polozhenie o Federal'noj sluzhbe sudebnyh pristavov (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 13.10.2004 № 1316) [Elektronnyj resurs] // Garant // URL: https://base.garant.ru/12137241/ (data obrashcheniya 15.04.2020).
17. Pridanie ispolnitel'noj sily mediativnym soglasheniyam: chto privnosit v grazhdanskij oborot novoe zakonodatel'stvo / Blog Dmitriya Davydenko [Elektronnyj resurs] // URL: https://zakon.ru/blog/2019/7/18/pridanie_mediativnym_soglasheniyam_ispolnitelnoj_ sily_chto_privnosit_v_grazhdanskij_oborot_novoe_zak (data obrashcheniya 15.04.2020).
18. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 goda № 223-FZ (red. ot 06.02.2020) [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant Plyus // URL: [18 http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8982/d431b248afe31c49fd597b5beb10122ca74df291/ (data obrashcheniya 15.04.2020).
19. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 2.10.2007 goda № 229-FZ «Ob ispolnitel'nom proizvodstve» (s izm. i dop.) [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant Plyus // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_71450/deddd61dc3bb19ec7f94638a5d5048696bfbd5c9/ (data obrashcheniya 15.04.2020).
20. Minyust utochnyaet pravila dlya notariusov po oformleniyu mediativnyh soglashenij // Blog yuristov [Elektronnyj resurs] // URL: https://www. law.ru/news/22821-minyust-utochnyaet-pravila-dlya-notariusov-po-oformleniyu-mediativnyh-soglasheniy (data obrashcheniya 15.04.2020).
ПУСУРМАНОВ ГАМАЛЬ ВИКТОРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения ([email protected]). PUSURMANOV GAMAL V. - PhD in Law, Associate Professor, Department of Civil Law, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation ([email protected]).
УДК 347.961.414.1
ЩЕРБИНИНА И.В., АЛЕКСАНДРОВА Е.М. УЧАСТИЕ ПЕРЕВОДЧИКА В НОТАРИАЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Ключевые слова: переводчик, профессиональная деятельность переводчика, правовое регулирование, нотариальные органы, участники нотариального производства.
Изучение специфики правового регулирования деятельности переводчика в разных сферах жизни общества и различных отраслях права является актуальным и заслуживает особого внимания. Статья посвящена анализу правового статуса переводчика в нотариальном производстве и выявлению проблем взаимодействия нотариата и переводчиков. Авторами проанализированы возможные предложения решений задачи контроля компетенции переводчиков. Показано, что по сравнению с процессуальными кодексами в отношении привлечения к ответственности переводчика, в нотариате существуют пробелы и проблемы, которые необходимо устранять и решать. Также необходимо на законодательном уровне закрепить требования к квалификации переводчиков, в том числе и в нотариальном производстве.
SHCHERBININA, I.V., ALEKSANDROVA, E.M. PARTICIPATION OF AN TRANSLATOR IN THE NOTARIAL PRODUCTION: PRACTICAL ASPECTS Keywords: translator, professional activity of the translator, legal regulation, notarial authorities, participants in notarial proceedings.