Научная статья на тему 'НОРМЫ АДАТА В СОСЛОВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У КУМЫКОВ В XIX – НАЧАЛЕ XX В.'

НОРМЫ АДАТА В СОСЛОВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У КУМЫКОВ В XIX – НАЧАЛЕ XX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
237
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адат / кумыки / шамхал / уздень / бий (князь) / лаги / кулы (рабы) / чагары / раяты / adat / kumyks / shamkhal / uzdens / biy / lags / kuls / chagars / rayats

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусейнов Юсуп Магомедович, Идрисов Юсуп Магомедович

В статье на основе исторической литературы, архивных материалов, полевого этнографического материала рассматривается проблема социальной структуры кумыков в XIX – начале XX века. Авторы справедливо отмечают, что у кумыков в этот период социальная структура общества имела развитый характер. Общество делилось на шесть основных сословий. На верхней ступени иерархической лестницы находилось привилегированное сословие, представленное шамхалом тарковским, князьями (биями) у засулакских кумыков, салаузденями и духовенством. На низшей ступени располагалось зависимое сословие: уздени (первостепенные, второстепенные и третьестепенные), раяты (крепостные крестьяне), лаги и кулы (рабы). Правовые взаимоотношения у кумыков регулировались основными формами права – адатом и шариатом. По мнению авторов, сословные отношения у кумыков в указанный период носили ярко выраженный сословный характер. Согласно нормам адатского права, судебные решения почти всегда защищали честь и имущество высшего сословия. Любой проступок в отношении высшего сословия строго карался по обычному праву. В сборниках кумыкских правил также строго регламентировалась сумма уплаты приданного невесте (калыма). У высших сословий он составлял в среднем 1000 рублей, бедняки выплачивали примерно 30–40 рублей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADAT NORMS IN CLASS RELATIONS AMONG THE KUMYKS IN THE 19TH AND THE EARLY 20TH CENTURIES

The article deals with the problem of social structure of Kumyks in the XVIII-first half of the XIX century on the basis of special historical literature and archival materials. The authors rightly note that the Kumyks in this period, the social structure of society had a developed character. Society was divided into six main classes. At the top of the hierarchical pyramid was the privileged class, represented by Shamkhal Tarkovsky, princes (Biy) of the zasulakKumyks, Sala-uzdeny and clergy. At the lowest rung of the social ladder was a dependent class: uzdens (primary, secondary and third), rayats, lagi and Kula. Legal relations among Kumyks were regulated by the main forms of law-ADAT and Sharia. According to the authors, class relations among Kumyks in this period had a pronounced class character. According to the norms of Adat law, judicial decisions almost always protected the honor and property of the upper class. Any misdemeanor against the upper class was strictly punishable by common law. The collections of Kumyk rules also strictly regulated the amount of payment of dowry to the bride (Kumyk called kalym). In the upper classes, it varied in the amount of 1000 rubles, the poor paid about 30-40 rubles.

Текст научной работы на тему «НОРМЫ АДАТА В СОСЛОВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У КУМЫКОВ В XIX – НАЧАЛЕ XX В.»

Russian Empire]. Vol. 62. Dvizhenie naseleniya v Ev-ropeyskoy Rossii za 1900 god [The movement of the population in European Russia in 1900]. St. Petersburg, 1906. 211 p. (in Russ.).

12. Statistika Rossyyskoy imperii [Statistics of the Russian Empire]. Vol. 84. Dvizhenie naseleniya v Ev-ropeyskoy Rossii za 1905 god [The movement of the population in European Russia in 1905]. Petrograd, 1914. 249 p. (in Russ.).

13. Hozyaystvenno-statisticheskiy obzor Ufimskoy gubernii za 1912 god [Economic and statistical review of the Ufa Province for 1912]. Ufa, 1914. 693 p. (in Russ.).

14. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond I-148, opis 1, delo 44 (in Russ.).

15. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond I-148, opis 1, delo 45 (in Russ.).

16. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan].

Fond I-148, opis 1, delo 48 (in Russ.).

17. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond I-148, opis 1, delo 50 (in Russ.).

18. Statistika Rossiyskoy imperii [Statistics of the Russian Empire]. Vol. 11. Dvizhenie naseleniya v Ev-ropeyskoy Rossii za 1885 god [The movement of the population in European Russia in 1885]. St. Petersburg, 1890. 211 p. (in Russ.).

19. Statistika Rossiyskoy imperii [Statistics of the Russian Empire]. Vol. 93. Dvizhenie naseleniya v Ev-ropeyskoy Rossii za 1910 god [The movement of the population in European Russia in 1910]. Petrograd, 1916. 249 p. (in Russ.).

20. Verbitskaya, O.M. Rossiyskaya selskaya semya v 1897-1959 gg. (istoriko-demograficheskiy aspekt) [Russian rural family in 1897-1959 (historical and demographic aspects)]. Moscow, Tula: Grif i K, 2009. 296 p. (in Russ.).

DOI 10.24412/2223-0564-2021-2-23-28 Ю.М. Гусейнов, Ю.М. Идрисов УДК 902.7

НОРМЫ АДАТА В СОСЛОВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У КУМЫКОВ В XIX -НАЧАЛЕ XX В.

Аннотация

В статье на основе исторической литературы, архивных материалов, полевого этнографического материала рассматривается проблема социальной структуры кумыков в XIX - начале XX века. Авторы справедливо отмечают, что у кумыков в этот период социальная структура общества имела развитый характер. Общество делилось на шесть основных сословий. На верхней ступени иерархической лестницы находилось привилегированное сословие, представленное шамхалом тарковским, князьями (биями) у засулакских кумыков, сала-

Гусейнов Юсуп Магомедович, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного университета народного хозяйства (Махачкала), e-mail: [email protected]

Идрисов Юсуп Магомедович, кандидат исторических наук, сотрудник Исторического парка «Россия -моя история» (Махачкала), e-mail: [email protected]

Yusup M. Guseynov, Cand.Sci. (History), Associate Professor at the Chair ofthe Humanities Subjects, Daghestanian State University of National Economy (Makhachkala), e-mail: g.usup@ mail.ru

Yusup M. Idrisov, Cand.Sci. (History), employee Of the historical Park «Russia is my history» (Makhachkala), e-mail:[email protected]

узденями и духовенством. На низшей ступени располагалось зависимое сословие: уздени (первостепенные, второстепенные и третьестепенные), раяты (крепостные крестьяне), лаги и кулы (рабы).

Правовые взаимоотношения у кумыков регулировались основными формами права - адатом и шариатом. По мнению авторов, сословные отношения у кумыков в указанный период носили ярко выраженный сословный характер.

Согласно нормам адатского права, судебные решения почти всегда защищали честь и имущество высшего сословия. Любой проступок в отношении высшего сословия строго карался по обычному праву.

В сборниках кумыкских правил также строго регламентировалась сумма уплаты приданного невесте (калыма). У высших сословий он составлял в среднем 1000 рублей, бедняки выплачивали примерно 30-40 рублей.

Ключевые слова: адат, кумыки, шамхал, уздень, бий (князь), лаги, кулы (рабы), чагары, раяты Yusup M. Guseynov, Yusup M. Idrisov

THE ADAT NORMS IN CLASS RELATIONS AMONG THE KUMYKS IN THE 19TH AND THE EARLY 20TH CENTURIES

Abstract

The article deals with the problem of social structure of Kumyks in the XVIII-first half of the XIX century on the basis of special historical literature and archival materials. The authors rightly note that the Kumyks in this period, the social structure of society had a developed character. Society was divided into six main classes. At the top of the hierarchical pyramid was the privileged class, represented by Shamkhal Tarkovsky, princes (Biy) of the zasulakKumyks, Sala-uzdeny and clergy. At the lowest rung of the social ladder was a dependent class: uzdens (primary, secondary and third), rayats, lagi and Kula.

Legal relations among Kumyks were regulated by the main forms of law-ADAT and Sharia. According to the authors, class relations among Kumyks in this period had a pronounced class character.

According to the norms of Adat law, judicial decisions almost always protected the honor and property of the upper class. Any misdemeanor against the upper class was strictly punishable by common law.

The collections of Kumyk rules also strictly regulated the amount of payment of dowry to the bride (Kumyk called kalym). In the upper classes, it varied in the amount of 1000 rubles, the poor paid about 30-40 rubles.

Key words: adat, kumyks, shamkhal, uzdens, biy, lags, kuls, chagars, rayats

Кумыки - тюркский народ, проживающий ководствовались во время бракосочетания, раз-

на территории равнинного Дагестана. Числен- дела имущества, решения долговых вопросов,

ность населения кумыков исчисляется более бракоразводного процесса и т.д. Во всех осталь-

500 тыс. человек. Основная их доля проживает в ных вопросах кумыки руководствовались норма-

Республике Дагестан (свыше 400 тыс. человек), ми адатного права.

остальная часть населения проживает в Респу- Происхождение кумыкских адатов берет свою

блике Северная Осетия, Тюменская область, Че- историю еще с древнейших времен. Согласно

ченская Республика, Астраханская область и др. сведениям известного кумыкского этнографа М.

В начале XIX в. кумыки проживали в пяти Алибекова, «Для введения каждого нового адата

государственных образованиях на территории кумыки собирались на два кургана под названи-

равнинного Дагестана (часто именуется «Кумык- ем «Центральные Курганы»[1, с. 3]. ская равнина»): шамхальстве Тарковском, Энди- Испокон веков у кумыков, как и у многих на-

реевском княжестве, Мехтулинском ханстве, а родов Дагестана, социальная стратификация в

также Костековском и Аксаевском княжествах. обществе была вызвана имущественным нера-

Испокон веков на территориях данных земель венством. У кумыков существовало два основ-

сложилась правовая культура, регламентирую- ных сословия: привилегированное (шамхалы,

щая все сферы семейной и общественной жиз- (у засулакских кумыков - бии (князья)), беки,

ни кумыкского народа - «адаты». С принятием сала-уздени) и зависимое сословие (уздени, рая-

ислама кумыками, в быт проникает и исламское ты, чагары, кулы).

право - «шариат». Шариатом кумыки больше ру- Права, обязанности и отношения между со-

словиями строились на основе обычного права. В частности, адат регулировал права и обязанности сословий, имущественные и наследственные отношения, взаимоотношения в семейном быту.

На верхней ступени иерархической пирамиды находился шамхал Тарковский. У засулакских кумыков на верхней ступени иерархии стоял бий (князь). Права высшего сословия были закреплены в специальных сборниках адатов кумыков (свод законов).

Практически любой судебный вердикт защищал честь и имущество высшего сословия. Нередко украденное у князя имущество возвращалось с кратным увеличением стоимости украденного. Описывая такие судебные вердикты у кумыков, известный историк Н. Дубровин отмечал: «Когда же потерпевший от похищения -князь, а похититель-человек простого звания, удовлетворение за похищение состоит в следующем: в возврате похищенного и уплате восьмерной стоимости его, или в отдаче предмета, тождественного с похищенным и уплате восьмерной стоимости его, или в отдаче предмета меньшей стоимости с уплатою разницы цене деньгами и также восьмерной стоимости похищенного» [5, с. 315]. Стоит отметить, что в шамхальстве Тарковском «члены бийского сословия не судились ни с узденями, ни с чагарами, они имели свой суд и свои адаты» [2, с. 107], которые защищали жизнь и имущество высшего сословия.

В Эндиреевском княжестве (к началу XIX в. занимал часть территории Хасавюртовского и Кизилюртовского районов Республики Дагестан). Высшее сословие не несло ответственности за убийство представителей низшего сословия. В случаях подобного убийства в канлы (кровные враги) выходил уздень. М. Алибеков по такому поводу приводит следующий адат: «Если князь убивал какого-нибудь узденя, то он сам не выходил в канлы, а в качестве такового отправлял одного из своих узденей, равного убитому, который оставался в канлы в течение одного года. Если этого подложного канлы родственники убитого не могли убить в течение этого года, то тот возвращался домой»[1, с. 8].

Согласно полевым материалам, собранным на территории кумыкской равнины, потерпевший редко убивал условного виновного. Так, в селении Эндирей, нам рассказали одну историю. Информатор отметил, что местный бий убил одного узденя. В качестве кровного врага он назвал своего узденя. Однако вопреки мест-

ным адатам семья потерпевшего отказалась наказывать убийством невиновного. По истечении определенного срока отбытия наказания он вернулся в село.

При этом любое противоправное действие против князя строго каралось. «В случае, если уздень нечаянно ранил князя, то он не мог нигде найти себе защиты: в какой бы дом, в какое бы селение он ни заходил, его не принимали. Принять его под свое покровительство мог лишь один Шамхал Тарковский»[2, с. 108].

Хотя случаев, когда уздень прибегал за помощью к шамхалу практически не имели место в быту, однако в истории кумыкского народа известен случай, когда шамхал разрешил кровопролитную вражду между представителями княжеского сословия. М. Алибеков в своей работе «Адаты кумыков» отмечал: «1218 году (Хиджры (1840 г.) князья Эльдар-Улу убили в споре из-за земли князей Уцуму-Улу. После того это место стали называть «побоище князей» (бийлер гы-рылган). Князья Эльдар-Улу, перебив князей Уцуму-Улу, пришли в селение Аксай с намерением перебить и их детей, но народ не допустил до этого и прогнал князей Эльдар-Улу из селения. Князь Эльдар-Улу Арслан Акболат был в канлы и его народ не пускал прийти в селение до примирения. Наконец прибыл сам Шамхал Тарковский, примирил кровников, и князя Эльдар-Улу водворили обратно в селение Аксай» [1, с. 13].

У кумыков правовые нормы запрещали межсословные браки. Вступая в брак, кумык ищет невесту равного с ним сословия и избегает всеми средствами смешение с классом ниже своего. Князь может передать своим детям титул со всеми его правами и преимуществами только тогда, когда они произошли от брака с его княжною [5, с. 637].

Несмотря на запреты адата, межсословные браки у кумыков происходили. Например, согласно одной легенде, песчаная гора Сарыкум (самый большой бархан в Европе, располагающийся в 15 км от г. Махачкала) произошла от того, что шамхал Тарковский приказал убить и закопать свою дочь, из-за того, что она полюбила и сбежала с пастухом.

Вопреки подобным легендам, похищение девушек встречалось в быту крайне редко.

Хотя межсословные браки были крайне редким явлением, они имели место в быту кумыков. В ходе сбора полевого этнографического материала нам рассказали одну легенду на годекане (месте собрания старейшин села) селения Аксай.

Согласно их сведениям, в начале XX в. бий полюбил дочь одного узденя. Однако отец зажиточного бия посчитал оскорбительным для своего семейства связать узами брака своего сына с простолюдинкой. Тогда влюбленная пара сбежала из родного села и укрылась в соседнем селе Костек. Разъяренный отец приказал лишить своего сына наследства, передав его своим дочерям. Позже в пятницу он прилюдно произнес отречение от собственного сына [9].

При этом у кумыков существовала строго установленная величина калыма (приданного). Эта сумма зависела от сословного и имущественного происхождения новобрачных. Ф.И. Леонтович о сумме калыма отмечал: «Женитьба стоит князю 720 руб. сереб. калыма, кроме мелочных расходов. Уздень платит калыму от 200 до 100 руб., средний класс и чагары от 100 до 50 руб. серебром». При этом сумма калыма могла зависеть также от интересов и желаний сторон [7, с. 208].

Несмотря на строгие кумыкские адаты, некоторые жители уменьшали размер калыма. Например, в конце XIX в. жители некоторых селений выступили к властям империи с просьбой понизить размер калыма и установить более фиксированную сумму, меньше, установленной адатами. В некоторых селениях даже установили фиксированную планку (30-50 рублей) выше которой запрещалось давать калым.

Подобные меры улучшили материальное положение некоторых кумыкских семей. Увеличилось количество заключенных браков между разными сословиями. Иногда встречались случаи, когда девушки отказывались от калыма.

Несмотря на обилие прав и привилегий высшего сословия у кумыков запрещалось телесно наказывать зависимое население. В кумыкском адате по такому поводу сказано: «У кумыков князья не имели права телесно наказывать лиц низших классов, и вообще только одних рабов (кул) господа их могли подвергать этому наказанию, и то, своеручно давая по нескольку ударов. Наказание состояло только в том, что князь мог отнять у своего узденя пожалованную ему землю или вещи и то не навсегда, ибо за наказанием всегда следовало скорое примирение, тогда князь возвращал узденю с ласковым словом все отнятое» [7, с. 204].

Несмотря на жесткие иерархические адат-ские нормы, кумыки предоставляли своим крестьянам ряд прав и привилегий: дарили подарки, бесплатно давали хлеб, мясо, продукты.

В старинном селении Султанянгиюрт сохранилась история о мудром князе Хангусейне, который предоставлял своим крестьянам земли из своего личного фонда.

В числе привилегированных сословий у кумыков в исследуемое время находилось и духовенство. У кумыков духовенство составляют муллы и кадии. Духовенство у кумыков пополнялось за счет обучения их местными духовными представителями: «Если отец желает, чтобы сын его сделался духовным, то обыкновенно отдает его к известному мулле или кадию, который обучает его наукам. Когда он приобрел нужные познания, и открывается свободное место, тогда общество избирает его в муллы, а из мулл уже по достоинствам и уважению, которое он заслужит, может в народе сделаться, наконец, и кадием»[7, с. 205].

За свою работу муллы получали весьма существенное жалование. «Муллы и кадий получают от общества содержание из добровольных пожертвований. Каждый дом, смотря по богатству, дает мулле по 1 руб., по 2 и даже, по 3 в год ... Кроме того, некоторые муллы и кадий имеют доход от заката, который дают из доходов набожные люди (из него мулла может удержать третью долю), а также из десятой доли от процента, который торговцы получают от капитала и товаров. Впрочем, по большей части, хозяин раздает сам закат бедным, а если и поручает это иногда мулле, то в таком только случае, когда мулла пользуется особою его доверенностью и уважением. Тогда возлагается на совесть муллы уделить в мечеть из части заката приходящейся на его долю» [7, с. 207].

Кроме священного сана, духовенство пользовалось рядом других привилегий. В частности, им предоставлялось право полива своего участка вне очереди, выбор общинного участка для выпаса своего скота, право участия в судебных решениях своего селения и др.

Основной производящей массой зависимых крестьян являлись уздени, которые делились на следующие категории: просто уздени (второстепенные уздени), или догерек-уздени (круглые уздени), и азат уздени (вольноотпущенники) [2 с. 251].

Слово уздень (кумык. «оьзден») буквально значит «от себя», в форме «уздень» оно попало и в русский язык. Как обозначение свободного жителя это слово также заимствовано большинством языков Северного Кавказа [6, с. 67]. Узденьское достоинство считалось присущим по рождению, а потому князья не могли даровать или отнимать этого достоинства [8, л. 54].

Согласно правилам, первостепенный уздень не занимался полевыми работами. Это входило в обязанность второстепенных и третьестепенных узденей. Первостепенные уздени были безусловными хозяевами своей земли.

В отличие от них второстепенные и еще реже третьестепенные уздени имели собственные земли. Они чаще пользовались общинной землей или получали надел в условное пользование, выплачивая взамен фиксированный ясак (оброк) в пользу предоставивших им землю биев и первостепенных узденей, либо, что было еще чаще - обрабатывали их землю установленное число дней («булкъа»).

Следующей категорией зависимого населения являлись азаты (вольноотпущенные). Как правило, отпуская на волю своего крестьянина хозяин предоставлял ему небольшой участок земли. Согласно нормам шариата, часть выручки от урожая азат должен был отдать в пользу мечети в качестве закята (налог в пользу неимущих).

К зависимым категориям населения относились раяты и чагара. Чагар составляет категорию крестьян, находившихся в полной и личной поземельной зависимости от своих хозяев. Они фактически не имели прав на землю, им отведенную, и при отчуждении такой земли могли сохранить за собой часть имущества, которое им приобретено лично [2, с. 159].

Согласно адатам шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского, хозяин имел право продать своего крестьянина. При этом согласно ада-там, хозяину необходимо было предупредить их о продаже. В кумыкском адате сказано: «Купивший крестьянина или крестьянку по чагар-сату не имеет права продавать оных, не предупредив об этом первоначально то лицо, от которого крестьянин или крестьянка приобретены покупкою (одним словом, он должен в обратном порядке предложить всем лицам, во владении которых состояли продаваемый крестьянин или крестьянка)» [3, с. 56].

Также по кумыкским законам запрещалось продавать своего чагар-сату в другое общество, а также продавать детей и родителей разным хозяевам.

На последней ступени иерархической пирамиды находились рабы (у кумыков именовались словом «къул»). Источниками рабства у кумыков являлись: война, долговое рабство. У кумыков испокон веков существовал обычай ишкиль (барамта), согласно которому на земле должника

устанавливался огромный камень в знак того, что последний не выплачивал долг. В случаях, если должник в течение одного сезона полевых работ не выплачивал долг, то он должен был направить на полевые работы собственных детей. Нередко длительность работ на земле определял сам кредитор. Обычно он длился от одного до трех дней сезонных работ.

Стоит сказать, что одним из рынков, где осуществлялась работорговля являлось селение Ак-сай (ныне Хасавюртовский район).

Рабы фактически не имели никаких прав в обществе. За убийство свободным человеком раба, виновный выплачивал штраф хозяину раба [10, л. 5; 11, л. 10].

Выбор невесты для своего раба (рабыни) осуществлял хозяин раба. Хозяин редко руководствовался интересами и симпатиями своего раба. Как правило, данный выбор падал на своих же рабынь.

Стоит отметить, что дети, рожденные в семье рабов, обычно также становились рабами.

Встречались случаи, когда за безупречную работу и служению своему хозяину раб получал свободу или небольшой земельный надел. Согласно полевым материалам информаторов, в селениях часто встречались лица православного вероисповедания, которым за безупречную службу даровалась земля. Согласно архивным материалам, в Хасавюртовском округе проживало примерно 6,47% лиц православного вероисповедания [12, л. 5].

В обязанность рабов входило: работа по дому, уход за хозяйством, полевые работы и т.д.

Таким образом, в исследуемое время, социальная структура кумыков являлась более сложной, чем у других народов Дагестана. Это выразилось в правовых регламентациях межсословных отношений. Привилегированные сословия имели больше прав в отличие от зависимых групп населения. Шамхалы, беки и князья имели неограниченные права согласно нормам обычного права и шариата. Согласно адатам кумыков зависимое население обязано было платить подати и нести повинности господствующим группам населения, сумма которых устанавливалась в обычном праве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алибеков М. Адаты кумыков. Пер. Т.-Б. Бей-булатова. Махачкала, 1927. 31 с.

2. Гаджиева С.Ш. Кумыки: историко-этно-графическое исследование. М.: Изд-во: Академии наук СССР, 1961. 421 с.

3. Гусейнов Ю.М.Некоторые аспекты адата и шариата в вопросе земельных и наследственных правоотношениях у кумыков в XIX веке // Вопросы истории. №12. 2019. С. 132-137.

4. Гусейнов Ю.М. Адат и шариат в семейном и общественном быту кумыков в XIX-начале XX века: дисс. кандидата исторических наук. Нальчик, 2012. 193 с.

5. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб.: Тип. Департамента уделов, 1871-1888. 731 с.

6. Идрисов Ю.М. Первостепенные уздени в системе сословных отношений в феодальных владениях Северо-Восточного Кавказа в XVII-XIX вв. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4-1 (66). С. 67-69.

7. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса: Тип. А.П. Зелёного, 1883. Вып. I. 437 с.; Вып. II. 396 с.

8. Научный архив Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 169.

9. Полевой материал. Инф.: Магомедова Ма-дина из селения Аксай, Хасавюртовского района, Республики Дагестан.

10. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД) Ф. 64. Оп. 1. Д. 12.

11. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД) Ф. 105. Оп. 5. Д. 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД) Ф. 64. Оп. 5. Д. 10.

REFERENCES

1. Alibekov, M. Adaty kumykov [Adat Kumyks]. Translated by T.-B. Beybulatova. Makhachkala, 1927. 31 p.

2. Gadzhieva, S.S. Kumyki: istoriko-etnogra-ficheskoe issledovanie [Kumyks: historical-ethnographic study]. Moscow: Publishing house: Academy of Sciences of the USSR, 1961. 421 p.

3. Huseynov, Yu.M. Nekotorye aspekty adata i sha-

riata v voprose zemel'nyh i nasledstvennyh pravootnosh-eniyah u kumykov v XIX veke [Some aspects of adat and sharia in the issue of land and hereditary legal relations among the Kumyks in the 19th century]. In: Voprosy isto-rii [Issues of History]. No. 12. 2019. P. 132-137.

4. Huseynov, Yu.M. Adat i shariat v semejnom i obshchestvennom bytu kumykov v XIX-nachale XX veka: diss. kandidata istoricheskih nauk [Adat and Sharia in the Family and Social Life of the Kumyks in the 19th - early 20th centuries: diss. candidate of historical sciences]. Nalchik, 2012. 193 p.

5. Dubrovin, N.F. Istoriya vojny i vladychestva russkih na Kavkaze [History of war and Russian rule in the Caucasus]. St. Petersburg, 1871-1888. 731 p.

6. Idrisov, Yu.M. Pervostepennye uzdeni v sisteme soslovnyh otnoshenij v feodal'nyh vladeniyah Severo-Vostochnogo Kavkaza v XVII-XIX vv. [Primary Uzdeni in the system of estate relations in the feudal possessions of the North-East Caucasus in the XVII-XIX centuries]. In: Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul 'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice]. 2016. No. 4-1 (66). P. 67-69.

7. Leontovich, F.I. Adaty kavkazskih gorcev [Adat of Caucasian mountaineers]. Vol. I. Odessa, 1883. 437 p.; vol. II. 396 p.

8. Nauchnyj arhiv Instituta istorii, arheologii i etnografii DFIC RAN [Scientific archive of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the DPRC RAS]. Fond 1, opis 1, delo 169.

9. Field material. Inf.: MagomedovaMadina from Aksay village, Khasavyurt district, Republic of Dagestan.

10. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Dagestan [Central state archive of the Republic of Dagestan]. Fond 64, opis 1, delo 12.

11. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Dagestan [Central state archive of the Republic of Dagestan]. Fond 105, opis 5, delo 10.

12. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Dagestan [Central state archive of the Republic of Dagestan]. Fond 105, opis 5, delo 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.