УДК 39.1
Гусейнов Юсуп Магомедович
кандидат исторических наук, старший преподаватель Дагестанского государственного института народного хозяйства Gaucho [email protected] GuseynovYusupMagomedovich
candidate of historical sciences, senior teacher of the Dagestan state institute of a national economy Gaucho [email protected]
К ВОПРОСУ О РОЛИ ШАРИАТА В БРАЧНОМ ОБРЯДЕ КУМЫКОВ
В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
FOR QUESTION ON PART SHARIATS WEDDING RULTS IN KUMUKS
OF THE XIX AND AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURIEST
Аннотация:В статье Ю.М. Гусейнова рассматриваются отдельные аспекты брачного процесса кумыков, одного из коренных, тюркоязычных народов Дагестана. В статье также рассматривается спорные адатно-шариатские вопросы, касающиеся развода, воровства, бракосочетания, свадьбы и размер калыма.
Annotation: Some aspects in U. M. Gyseinow article are examined of Kumuks marriage custams one of the aboriginal Turkic - speaking peoples. The article also consider adatno the shariat controvert matters relating to divorce, marriage, weeding and extent kalums.
Ключевые слова:Кайсу, шариат, фурман, къулфу, кадий, хуль, фасх, лиан.
Кeywords:Kaisy, shareat, fyrman, kylfy, kadei, hyl, fash, lian.
Кумыки, являясь одним из коренных народов Дагестана, испокон веков имели четко выработанные нормы поведения в семье и быту, регламентировавшиесяадатными традициями. С распространением ислама, с укреплением ее роли в обществе усилилась роль шариата. С течением времени сложился определенный синтез адатных традиций и норм шариата в брачном процессе кумыков, некоторые аспекты которого представляется целесообразным проследить в данной статье.
В конце XIX - начале XX веков брачный процесс кумыков сложился в определенную систему. В его отдельных компонентах доминировали адатные нормы, в иных - шариатские. Собственно брачный обряд включает в себя вступление в брак и его расторжение.
Брачный обряд кумыков условно подразделяется на сватовство, собственно свадьбу и послесвадебные обряды. В ряду этих трех составляющих весома роль шариата при сватовстве, заключении брака, а также процесса развода в кумыкском быту.
Родители юноши еще задолго до сватовства присматривались к девушкам.
Обычно присмотр невесты происходил во время коллективных работ, свадеб, булкъа (коллективной помощи). У кумыков в отличие от многих народов Дагестана выбор невесты происходил во время коллективной взаимопомощи на земельном участке одной из семейств именуемой в быту как - чоп. На подобном сборище юноши в шутливой форме обращались к девушкам, те в свою очередь отвечали взаимностью.
Если выбор невесты производили родители, то особенно при выборе невесты родителями учитывалось социальное происхождение и имущественное положение будущей невесты и т. д.
Следует отметить что Кумыки в основном старались выбрать невесту из того села где проживал жених по такому случаю кумыки говорили: «Золото ценится, где ее добывают».
После того как родственники юноши определялись с выбором девушки начиналось сватовство. Сватовство являлось первым шагом на пути к созданию семьи. Согласно шариату сватовство - это представление друг другу парня и девушки, которые собираются жениться. При сватовстве определяется мнение девушки и её попечителя ее согласие выйти замуж за данного мужчину. Если сторона невесты была согласна на брак, то на сватовстве определялся и размер будущего калыма.
Сумма калама была нестабильной у кумыков. Последний зависел от сословного, экономического и имущественного положения брачующихся. В известной этнографической работе Д.-М. Шихалиева «Рассказ кумыка о кумыках» сообщается: «Женитьба стоит князю 720 рублей серебром кроме мелочных расходов, уздень платил калым от 100 до 200 рублей, средний класс и чагары от 100 до 150 рублей»[6, С. 71].
Размер калыма у кумыков общества Башлы определялся в размер 120 рублей[1, С. 50].
На сватовстве обсуждался вопрос о дате свадьбы, а также подбирались свидетели для бракосочетания.
Для заключения исламской церемонии бракосочетания у кумыков, как и у многих народов Дагестана, достаточно было двух свидетелей - мужчин, или одного мужчины и двух женщин, причем свидетелями могли быть, только люди исповедующие ислам. Присутствие свидетелей являлось одним из обязательных условий обряда бракосочетания.
Обязательно также присутствие опекуна невесты. Им может быть только мужчина-мусульманин, в первую очередь, ее отец или дед со стороны отца, брат, дядя и т. д. Если таковых не находилось, опекуном становился кадий, родственники невесты по шариату не могли быть опекунами.
Перед обрядом бракосочетания невеста должна была получить разрешение от отца на бракосочетание - «фурман» (фирман). При отсутствии отца разрешение брали от опекунов невесты. По обычаям кумыков, если данные родственники находились недалеко от реки Койсу, то таких
родственников находили и брали от них разрешение. Если данный родственник находился за рекой Койсу, то согласие на брак брали с местного кадия[5].
Брак, как правило, совершался перед доверителями жениха и невесты. Поверенные жениха и невесты брали друг друга за правые руки, так чтобы большие пальцы их рук торчали вверх, после чего мулла, обхватив своими обеими руками, спрашивал разрешение на брак у доверителей жениха, а потом у доверителей невесты.
Данный обряд мог совершать только мулла или кадий. Как правило, обряд бракосочетания совершался при закрытых дверях, чтобы избежать «порчи» со стороны посторонних глаз. Полевей материал, собранный на территории кумыкской плоскости свидетельствует, что вход в дом, где проходило бракосочетание обычно охранялось одним из аксакалов села заранее выбранный родителями жениха[5].
Обряд бракосочетания завершался чтением 112 суры Корана - «къулфу». За совершенное бракосочетание муллу приглашали за стол и угощали различными видами блюд.
Следует заметить, что несколько иные сведения обнаруживаются в ортодоксальном исламе, где формулу заключения брака читают на арабском языке сначала невеста: «Считаю себя твоей женой по определенному махру-приданному», после чего жених отвечает: «Принял бракосочетание»[4, С. 130]. Кер. После этого формулы произносятся доверенными лицами в указанной форме, сначала ее произносит сторона невесты, затем жениха.
Предваряя рассмотрение брачного процесса, правомерно отметить, что по канонам ислама четко оговаривается круг лиц, не имеющих права соединяться брачными узами. Так, согласно шариату запрещено было вступать в брак:
1) с близкими родственницами: по матери, дочери, сестры, тети и дочери братьев и сестер;
2) с родственницами жен: их матери, дочери, жены их отцов, жены их сыновей, а также сестры;
3) с молочными родственниками, то есть если женщина кормила ребенка до двухлетнего возраста в течение пяти и более раз, то он становился ее молочным сыном, а все ее дети становились его молочными братьями и сестрами и т.д.
Необходимо отметить, что шариат одобрял межконфисиональные браки только при условии принятия ислама одним из неверующих, по канонам ислама женщина могла выйти замуж за иноверца, мужчине разрешалось жениться на «кяфиркитаби» (имеющие писание), то есть на иноверке. Случаи подобных браков были известны на Кумыкской плоскости. Так, например известный исследователь кумыкского быта С. Ш. Гаджиева отмечает: «В начале XX века внук шамхала Тарковского Абу-МуслимДжамалутдин ... устроил бал (той), куда по приглашению приехали русские офицеры из Темир-Хан-Шуринского округа. На бал были приглашены (по традиции) самые красивые девушки села . Двое из русских офицеров изъявили желание жениться на Издек и Патимат. Через покровительство и посредничество уважаемых лиц села это им удалось осуществить и получить согласие. Правда, с большим трудом от родни этих
девушек, брак был осуществлен по всем правилам шариата»[2, С. 88]. Данные исламские нормы были восприняты кумыками и строго соблюдались.
Мусульманское законодательство не содержит конкретного указания на единый для всех мусульман брачный возраст. «Шариат устанавливает брачное совершеннолетие для мужчин в 15 лет, а для женщин - в 9 лет. Этот же возраст может быть установлен с появлением определенных половых признаков»[3, С. 23].
Относительно данного вопроса можно говорить о том, что кумыки не придерживались строго шариатских установлений относительно брачного возраста. Так, у кумыков не были распространены браки с девятилетними девушками, так как в этом вопросе сильны были позиции адата. По кумыкским адатам возраст варьировался в пределах 15-22 лет.
У кумыков, как и у многих народов Дагестана, брачный возраст зависел от имущественного и социального положения брачующихся. Например, брачный возраст девушек высших сословий был немного выше, чем у представительниц низших сословий.
Говоря о нормах шариата брачном обряде кумыков, необходимо отметить о процедурах исламского развода. Если в процессе заключения брака, совершения свадебного обряда у кумыков, наряду с шариатскими нормами, весьма роль адатов, то в бракоразводном процессе наблюдается иная картина. Учитывая простоту мусульманского бракоразводного процесса, можно предположить, что этим именно качеством определялась то обстоятельство, что оно укоренилось достаточно быстро в кумыкской среде. Развод у кумыков осуществляется по шариату. Изучая бракоразводный процесс у кумыков можно придти к выводу, что развод по мусульманскому праву отличается своей простотой и отсутствием каких-либо формальностей. По шариату существовало 4 вида развода: хуль, фасх, лиан и талак.
Наиболее распространенным разводом у кумыков, как и у многих народов Дагестана, считался талак, который осуществлялся произнесением мужем трижды формулы: «жена моя (далее произносилось имя жены) свободна» [4, С. 140]. В итоге развод признавался немедленно.
Вышесказанный материал позволяет сделать вывод, что брак по канонам ислама был широко распространен в кумыкском быте в конце Х1Х-начале XX веков. Однако в брачном процессе кумыков, помимо шариатских норм, была весома роль выработанных испокон веков адатных традиций. Словом, можно говорить о синтезе адата и шариата в кумыкском браке рассматриваемого периода.
Литература:
1. Адаты южно-дагестанских обществ // Сборник сведений о кавказских горцах. Т. VIII. Тифлис, 1873.
2. Гаджиева С.Ш. Семейный и общественный быт кумыков в XIX -начале XX вв. // Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 16.
3. Вагабов М. В. Ислам и семья Махачкала, 1973.
4. Керимов Г. М. Шариат закон жизни мусульман. М., 2007.
5. Полевой материал. Собранный в селение Алмало в 2006 году информатор Гусейнова Багдад 1927 г. р.
6. Тарнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб,
1850.
7. Шихалиев Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках. Махачкала, 1993. Literature:
1 . Adats of the southern Dagestan societies//Collection of data on the Caucasian mountaineers. T. VIII. Tiflis, 1873.
2 .Gadzhievа S.Sh. Family and public life of Kumyks in XIX - the beginning of the XX centuries//Hand-written fund of IAE DNTs Russian Academy of Sciences Institute. T. 1 . Оп. 1 . 16.
3 . Vagabov M. V. Islam and family Makhachkala, 1973.
4 . Kerimov G. M. Sharia law of life of Muslims.M, 2007.
5 .Field material. Almalo brought together in the settlement in 2006 informant Guseynova Bagdad 1927.
6 .Tarnau N. Statement of the beginnings of Muslim jurisprudence.SPb, 1850.
7 .Shikhaliyev D.-M.The story of the Kumyk about Kumyks.Makhachkala,
1993.