Научная статья на тему 'Нормативы и основные расчеты в планировании марша автомобильных колонн при осуществлении воинских автомобильных перевозок'

Нормативы и основные расчеты в планировании марша автомобильных колонн при осуществлении воинских автомобильных перевозок Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
6912
3589
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРШ / НОРМАТИВЫ / РАСЧЕТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кривоусов Павел Федорович

На основании изложенного в статье материала определяется время, которое необходимо автомобильной колонне на выполнение задачи по осуществлению воинских автомобильных перевозок, путем проведения математических расчетов. Табл. 2. Формул. 11. Библ. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кривоусов Павел Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативы и основные расчеты в планировании марша автомобильных колонн при осуществлении воинских автомобильных перевозок»

УДК 355.691.1

НОРМАТИВЫ И ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТЫ В ПЛАНИРОВАНИИ МАРША АВТОМОБИЛЬНЫХ КОЛОНН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОИНСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

П. Ф. Кривоусов

Аннотация. На основании изложенного в статье материала определяется время, которое необходимо автомобильной колонне на выполнение задачи по осуществлению воинских автомобильных перевозок, путем проведения математических расчетов. Табл. 2. Формул. 11. Библ. 4.

Ключевые слова: марш, нормативы, расчет продолжительности.

Материально-техническое обеспечение

является составной частью всестороннего обеспечения Вооруженных Сил и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение материальных,техни-ческих, транспортных, ветеринарносанитарных, бытовых и других потребностей войск, обеспечения базирования авиации и сил флота в целях поддержания боевой готовности и боеспособности войск (сил) для выполнения поставленных задач.

Одной из основных задач материальнотехнического обеспечения войск в мирное и военное время является выполнение различных видов воинских перевозок и подвоза материальных средств.

Он организуется и осуществляется в любых условиях обстановки в интересах полного и бесперебойного материального обеспечения войск (сил), для накопления, восстановления и поддержания на складах установленных норм запасов материальных средств

Подвоз материальных средств включает планирование, подготовку материальных, транспортных и погрузочно-разгрузочных сил и средств, погрузку, перевозку материальных средств (различными видами транспорта) и их выгрузку [1].

Основными требованиями к подвозу материальных средств являются: бесперебойность (непрерывность), комплексность, устойчивость, минимальное количество перегрузок, оперативность, высокая скорость движения запасов, максимальная механизация погрузочно-разгрузочных работ, гибкость и управляемость.

Осуществляя воинские автомобильные перевозки, подразделения и части материально-технического обеспечения совершают марши к местам погрузки и выгрузки материальных средств.

Что - же представляет собой марш?

Марш - это организованное передвижение войск в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район в установленное время в полном составе в готовности к немедленному выполнению боевой задачи. Во всех случаях марш совершается скрытно. Марш автомобильных колонн в составе подразделений и частей осуществляет-сяобычно в тылу своих войск. В этих условиях личный состав колонн должен быть готов к отражению ударов с воздуха, действовать против диверсионно - разведывательных групп, в условиях воздействия высокоточного оружия, применения средств дистанционного минирования. Все марши совершаются, как правило, ночью, или в других условиях ограниченной видимости [2].

После марша автомобильные подразделения сосредотачиваются в пункте дислокации или в другом назначенном районе.

Время марша автомобильных соединений, частей и подразделений складывается из времени их движения к местам загрузки материальными средствами, времени выполнения погрузочных работ, времени движения по маршруту и времени разгрузки.

Движение осуществляется в походном порядке, установленном начальником колонны.

Успешность осуществления воинских автомобильных перевозок во многом зависит от точности тактических расчетов на марш. Требования, предъявляемые к расчетам - это своевременность и точность.

Требование своевременности расчетов вызвано необходимостью безотлагательного принятия решения на организацию и осуществление перевозок. Поэтому результаты расчетов должны быть получены в сроки, продолжительность которых диктуется обстановкой.

Максимально возможную быстроту расчетов определяют иногда как оперативность работы. Между тем оперативность работы помимо быстроты включает и другое важное требование-точность расчетов. Только сочетание быстроты расчетов с их объективной правильностью, точностью можно определить как оперативность расчетного обеспечения.

При планировании автомобильных перевозок в основу расчетов принимаются следующие усредненные нормативы:

1. Продолжительность работы водителя - время, в течение которого водитель выполняет транспортную работу (погрузка, движение, выгрузка). Оно установлено 10-12 часов в сутки, остальное время (12-14ч) расходуется на обслуживание техники, на отдых, прием пищи. Кроме того, в суточный баланс входит затрата времени на привалы - 3-4 часа и ежесуточный отдых 6-8 часов. Начальник колонны должен всегда, особенно в напряженный период марша, проявлять всемерную заботу о сохранности физических сил и поддержании высокого морального духа водителей. В этих целях, а также для приема пищи, проверки состояния техники, вооружения и перевозимых материальных средств в ходе марша назначаются привалы, дневной (ночной) отдых. Места привалов и отдыха выбираются по карте, а затем уточняются по результатам разведки. Привалы назначаются через каждые три-четыре часа движения продолжительностью до одного часа и один привал - продолжительностью до двух часов во второй половине суточного перехода.

Если расстояние перевозки не превышает половины суточного перехода автомобильной колонны, отдых личного состава, прием горячей пищи и техническое обслуживание автомобилей организуются, как правило, в районах погрузки (разгрузки).

При перевозке грузов на расстояния, превышающие нормы суточного пробега, назначается ночной или дневной отдых на маршрутах перевозок.

При совершении марша на большие расстояния через каждые три-пять суточных переходов, при необходимости, может предоставляться суточный отдых.

Для дневного (ночного) и суточного отдыха назначаются районы, которые по возможности выбираются вне населенных пунктов, в местах, имеющих источники воды, естественную маскировку и укрытия, обеспечивающие за-

щиту от ядерного, высокоточного оружия и других средств поражения.

2. Суточный пробег - путь, пройденный автомобилем за сутки, км. В различных звеньях подвоза нормы суточного пробега в зависимости от состояния дорог, времени простоя под грузовыми операциями, плеча подвоза и других причин различны и в среднем принимаются:

- в войсковом звене подвоза - 150 км

- в армейском - 200 км

- во фронтовом - 250 км

- для автотранспорта центра - 300 км и более.

3. Плечо подвоза - расстояние (в километрах) от пункта погрузки до пункта выгрузки. Плечо подвоза автотранспортом соответствующего звена, как правило, не должно превышать половины величины суточного пробега.

4. Среднетехническая скорость движения (км /ч) - отношение пройденного пути (участка, маршрута или за сутки) к времени движения (на том же участке, маршруте или за сутки) [4].

£

(1)

где L - протяженность определенного участка, км;

время движения (без учета времени простоев), ч.

При планировании автомобильных перевозок величину среднетехнической скорости берут в пределах 30 км/ч.

4. Средняя маршевая (эксплуатационная) скорость.

I

где L - расстояние, пройденное автомобилем за рабочий день, км;

tн - время нахождения автомобиля в наряде ,ч.

6. Время простоя автотранспорта под грузовыми операциями - время, необходимое для погрузки или разгрузки отдельного автомобиля, (автомобильного подразделения):

Нормы времени на загрузку автомобилей и автомобильных колонн со средствами механизации приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Нормы времени на загрузку автомобилей и автомобильных колонн

Наименование Продолжительность погрузки, мин

днем но- чью

Автомобиль грузоподъемностью от 4 до 7 т 15 20

Автомобиль грузоподъемностью выше 7 т 20 25

Автомобильный взвод в составе автомобилей грузоподъемностью от 4 до 7 т 45 60

То же, при грузоподъемности автомобилей свыше 7 т 60 80

Автомобильная рота в составе автомобилей грузоподъемностью от 4 до 7 т 120 180

То же, при грузоподъемности автомобилей свыше 7 т 180 240

При ручном способе выполнения погру- Нормы времени на налив и слив горючего зочно-разгрузочных работ нормы времени колонн автомобильных частей и подразделе-увеличиваются в 1,5 раза. ний приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Нормы на налив и слив горючего автомобильных колонн

Состав колонны Продолжительность, мин

налива* слива**

Автомобильный взвод с топливоцистернами на 4000 л 20-30 20-30 20-30

То же, с топливоцистернами на 8000 л 30-40 30-40 30-40

Автомобильная рота с топливоцистернами на 4000 л 60-90 20-30 60-90

То же с топливоцистернами на 8000 л 90-120 30-40 90-120

Автомобильный батальон с топливоцистернами на 180-270 60-90

4000 л 180-270

То же с топливоцистернами на 8000 л 270-360 90-120 270-360

Примечания:

*При наличии на полевом складе механизированной заправки на 20-25 топливоцистерн одновременно.

**В числителе приведены нормы времени при наличии механических насосов на топли-воцистернах, в знаменателе - при наливе (сливе) горючего с помощью мотопомп.

В целях обеспечения высокой организованности совершения марша подразделений, своевременности его начала, обеспечения каждому автомобилю и подразделению возможности занять свое место в колонне, назначаются:

1. При совершении марша по одному маршруту:

- исходный пункт;

- пункт регулирования;

2. При совершении марша по нескольким маршрутам:

- исходный рубеж;

- рубеж регулирования.

Как правило, автомобильная колонна, назначенная для выполнения воинских перевозок, совершает марш по одному маршруту. Исходный пункт назначается на удалении, обеспечивающем вытягивание колонны и набор заданной скорости движения. В зависимости от глубины колонны и условий местности он может быть назначен на удалении 510 км от передней границы района расположения подразделения. Дистанции между ма-

шинами назначаются в зависимости от скорости движения, условий местности. Обычно они составляют 0,1 от средней скорости движения. В цифровом выражении это будет равно 25-50 км/ч.

Опыт боевых действий и проведения учений доказывает, что каждый командир в своей практической деятельности постоянно сталкивается с необходимостью принимать решения. В современных условиях практически нельзя принять оптимальное решение на марш, не научившись правильно предвидеть возможные последствия того или иного варианта действий. Любая целесообразная деятельность, в том числе и военная, обязательно включает в себя предвидение её результатов. А это, прежде всего - умение просчитывать алгоритм предстоящих боевых действий, производить тактические расчеты.

Однако, не зная содержание методик расчетов, командир не в состоянии судить об их достоинствах и недостатках, о достоверности полученных расчетов путем данных, т.е. не сможет правильно определить свое отношение к ним.

Возможны две крайности: преклонение перед расчетными данными и, наоборот, недооценка расчетов. Обе эти крайности одинаково вредны и недопустимы.

Следовательно, отличное знание методик тактических расчетов является необходимым условием успешной работы не только для непосредственных исполнителей расчетов, но и для командиров и начальников, использующих результаты этих расчетов [2].

В данной статье, предлагаю рассмотреть опытом опробованные методики расчета элементов марша, а именно, расчет продолжительности марша при осуществлении воинских автомобильных перевозок.

Расчет продолжительности марша автомобильной колонны при выполнении воинских автомобильных перевозок предназначен для определения времени, необходимого для выполнения задачи на перевозку. Она включает в себя выполнение определенного перечня расчетов:

1. Продолжительность вытягивания походной колонны к исходному пункту.

Методика расчета предназначена для определения времени начала движения колонны, с тем, чтобы она своевременно, в установленный срок прошла назначенный исходный пункт.

Исходными данными являются удаление района расположения автомобильного под-

разделения от исходного пункта и скорость движения при вытягивании колонны [3]. Формула расчета:

Тн — Т ■

Ии х 60

(3)

где, Т„ - время начала движения колонны,

ч. мин.;

T - время прохождения назначенного пункта головой колонны, ч. мин (задано старшим начальником);

Ои-удаление исходного пункта от района расположения автомобильного подразделения, км;

60-коэффициент перевода часов в минуты;

-скорость движения ПОХОДНОЙ колонны при вытягивании, км/ч.

2. Время прибытия автомобильной колонны в пункт погрузки материальных средств:

Ттл — Тн Тзв1 "Ь Тл. (4)

где Т„ - время начала движения, ч. мин;

“ - время на движение автомобильной

колонны от исходного пункта до пункта погрузки, ч. мин;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тл1- время на привалы, дневной (ночной) отдых, ч. мин;

3. Время движения автомобильной колонны от пункта формирования до пункта погрузки:

гср1.

(5)

где £]- расстояние от исходного пункта до пункта погрузки, км;

Кр1~ среднетехническая скорость движения, км/ч.

4. Время окончания погрузки материальных средств:

Г = Т 4 Т

А1аа т -с.-

Л!?

•тр

(6)

где Тпр- время простоя колонны под загрузкой, ч.мин;

5. Время прибытия колонн в пункт выгрузки материальных средств:

Тпя — + Тгя 7 + Тп7

(7)

где Тая- время на движение колонн от пункта погрузки до пункта выгрузки, ч. мин;

Тп2 - время на привалы, дневной (ночной) отдых, ч. мин.

г

•'чя , (8)

где расстояние от пункта погрузки до пункта выгрузки, км;

'ср:- среднетехническая скорость движения на участке маршрута, км/ч.

6. Время конца разгрузки материальных средств Ткв:

Т = Т 4-Т

*хр т *-Пр (9)

где Т„р- время простоя колонн под разгрузкой, ч.

7. Время прибытия автомобильных колонн в пункт сосредоточения после выгрузки материальных средств Тпс:

Tjjc — Тзв-э "Ь T)S

(10)

где Г^д- время движения колонн от пункта погрузки до пункта сосредоточения, ч.

=

, (11) где £3 - расстояние от пункта выгрузки до пункта сосредоточения, км;

- среднетехническая скорость движения на участке маршрута от пункта выгрузки до пункта сосредоточения, км/ч.

Естественно, если поставленная задача на выполнение воинских автомобильных перевозок предполагает несколько погрузочных и разгрузочных операций, то и количество расчетов увеличивается.

Методика расчета эвакуационных перевозок аналогична вышеизложенной. Полученные результаты расчетов заносятся в форму план-расчета на выполнение воинских автомобильных перевозок.

В настоящее время при перевозке автотранспортными предприятиями промышленных грузов, как правило, используются одиночные автомобили. Методика расчета времени на перевозки, рассмотренная в данной статье - приемлема и для планирующих органов данных организаций. Она может использоваться на занятиях со студентами факультета «Автомобильный транспорт» по специ-

альности «Организация перевозок и управления на транспорте» со студентами факультета «Экономика и управление» по специальности «Логистика и управление цепями поставок».

Совершенствование управления войсками в современных условиях является объективной необходимостью и одной из главных задач командиров и офицеров штабов.

Тактические расчеты выполняются с целью получения необходимых количественных данных для правильной оценки обстановки и принятия обоснованных решений. Тактические расчеты должны производиться своевременно и точно. А это возможно лишь при условии хорошего знания и владения методикой расчетов.

Методика расчетов - важный инструмент в руках командира и офицера штаба, обеспечивающий дальнейшее повышение качества управления войсками.

Библиографический список

1 Кривоусов П. Ф. Методика расчета потребного количества автомобильного транспорта для осуществления перевозок снабженческих и эвакуационных грузов // Вестник СибАДИ. 2012. № 3 (25). С. 21-26.

2. Леонтьев А. Н., Ахметов Р. Р., Попов И. А., Цветков А. Н., Кривоусов П. Ф., Тактика как искусство подготовки и ведения общевойскового боя, Омск, учебное пособие-2010.

3. Вайнер А. Я. Тактические расчеты, М.: Вен-издат, 1977.

4. Невдах М. А. «Воинские автомобильные перевозки», учебник, - Рязань, 2004.

GUIDELINES AND PRINCIPLE CALCULATIONS OF PLANNING OF AUTOMOBILE MARCH UNDER THE REALIZATION OF THE MILITARY AUTOMOBILE TRAFFIC

P. F. Krivousov

Under the stated information material we can define the time which is necessary for automobile column for performance of the task of realization of the military automobile traffic by means of mathematical calculations. Tab. 2. Formulas. 11. Bibliography. 4.

Кривоусов Павел Федорович - доцент. Основные направления научной деятельности - педагогика. Общее количество опубликованных работ

5. e-mail: krivouson56@mail. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.