МЕТОДИКА АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Варакин В.В. начальник управления государственного заказа Министерства образования Омской области, соискатель Сибирской
государственной автомобильно-дорожной академии Чебакова Е.О. к.т.н., доцент кафедры «Логистика» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии
В данной статье представлена методика, которая позволяет осуществлять организациям грузового автомобильного транспорта научно-обоснованное планирование потребности в транспортных средствах, что обеспечит выполнение плана перевозок с минимальными эксплуатационными затратами.
Ключевые слова: анализ, планирование, методика, технико-эксплуатационные показатели; транспортные системы; организация грузового автомобильного транспорта.
METHODS OF ANALYSIS FUNCTIONING OF EFFECTIVENESS IN ORGANIZATIONS OF CARGO TRANSPORTATION
Varakin V., Head of Public Order, Ministry of Education of Omsk region, the applicant of the State Siberian Automobile and Highway Academy Chebakova E., Candidate of Technical Sciences, professor of Logistics Department at the State Siberian Automobile and Highway Academy
There are the methods that enable organization of cargo transportation to plan scientifically needs of vehicles. This planning will provide transportation with minimal operating costs.
Keywords: analysis, planning, method, technical performance criteria, transport systems, organization of cargo transportation.
Переход страны к рыночным условиям хозяйствования выдвинул перед автомобильным транспортом ряд проблем по адаптации к рыночной экономике. Ранее в отечественной практике хозяйствования большинство организаций грузового автомобильного транспорта (ОГАТ) выполняли только перевозочные операции, не интересуясь потребностями потребителей услуг транспорта. Это было вызвано жестким централизованным планированием и, как следствие, отсутствием конкуренции. В такой системе ОГАТ имела возможность не заниматься научно-обоснованным планированием, а диктовать потребителям его услуг свои условия.
Транспортная стратегия Российской федерации на период до 2030 года определяет главные ориентиры, в том числе повышение качества транспортных услуг, снижение совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышение конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиление инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли.
В современных условиях грузоотправителям предоставлена возможность выбора перевозчика, и в лучшем положении оказывается та автотранспортная организация, которая окажется готовой предоставить свои услуги по более широкой номенклатуре, низкой цене и с высоким уровнем качества. Поэтому организации грузового автомобильного транспорта вынуждены пересмотреть весь характер своей коммерческой и производственной деятельности, направив ее на анализ, изучение, планирование и удовлетворение потребностей потребителей транспортных услуг. Но для этого необходимо иметь в своем распоряжении современные технологии доставки грузов, планирование которых основывается на передовых методах и моделях.
Поэтому на текущем этапе развития экономики актуальным вопросом остается разработка современных подходов к планированию деятельности организаций грузового автомобильного транспорта, позволяющие с достаточной степенью точности спланировать работу транспортных систем, тем самым создать «эталон», на основе которого будет осуществляться дальнейшее управление этой системой.
Разработанная методика позволит найти ответ на вопросы, что будет происходить в ОГАТ при изменении величин технико-эксплуатационных показателей (ТЭП) во входящих в нее транспортных системах. В практической деятельности организаций автомобильного транспорта это позволит научно обосновать: где, какие транспортные средства и в каком количестве должны обеспечивать выполнение плана перевозок с минимальными эксплуатационными затратами. Методика анализа эффективности функционирования больших автотранспортных систем доставки грузов представлена в виде блок-схемы на рисунке 1.
Этап 1. Формулировка задачи.
Назначение данного этапа состоит в выделении конкретного реально функционирующего объекта исследования.
Этап 2. Установление условий функционирования организации грузового автомобильного транспорта.
Установление условий функционирования предполагает учет следующих факторов: мощность осваиваемых грузопотоков, типы маршрутов доставки грузов, режим работы грузовых пунктов, количество постов погрузки и разгрузки в грузовых пунктах, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ, вид перевозимого груза и его свойства, дорожные условия и техническая нормативная скорость.
Этап 3. Подготовка исходной информации по каждой транспортной системе, входящей в состав ОГАТ.
В соответствии с условиями функционирования транспортных систем формируется массив исходных данных для анализа: количество маршрутов доставки грузов; плановый объем перевозок на каждом маршруте, т; вид груза на каждом маршруте; конфигурация маршрутов доставки грузов; длина груженого пробега, км; длина холостого пробега, км; величина первого нулевого пробега, км; величина второго нулевого пробега, км; количество систем нижнего уровня; объем перевозимого груза в каждой транспортной системе, т; количество автомобилей, используемых для перевозки грузов в каждой из систем нижнего уровня, ед.; марка автомобиля; грузоподъемность автомобиля, т; коэффициент использования грузоподъемности; режим работы постов погрузки, ч; режим работы постов разгрузки, ч; время погрузки 1т перевозимого груза в пункте погрузки, ч; время разгрузки 1 т перевозимого груза в пункте разгрузки, ч; среднетехническая скорость автомобиля на маршруте, км/ ч; время работы ОГАТ, ч; анализируемый период, дней.
Этап 4. Выделение управляемых параметров функционирования ОГАТ и установление диапазона их возможного изменения.
Основными управляемыми параметрами являются: расстояние перевозки грузов, если транспортная сеть позволяет изменить маршрут доставки груза; среднетехническая скорость движения - при наличии информации о дорожных условиях на отдельных участках транспортной сети; время простоя автомобилей (автопоездов) в пунктах погрузки и разгрузки, если имеется возможность сокращения величины данного показателя за счет улучшения организации выполнения погрузочно-разгрузочных работ; грузоподъемность подвижного состава, если структура и численность собственного или арендованного парка подвижного состава позволяет производить выбор наиболее рационального типа подвижного состава для данного вида перевозок; продолжительность функционирования транспортных систем и ОГАТ в целом, если имеется возможность изменения времени работы грузоперерабатывающих пунктов.
Возможный диапазон изменений параметров определяется исходя из реальных условий функционирования ОГАТ в пределах, необходимых для выявления зависимостей, с учетом реально возможных значений соответствующих технико-эксплуатационных показателей.
Рис. 1. Блок-схема методики анализа эффективности функционирования ОГАТ
Этап 5. Проведение анализа влияния ТЭП на функционирование ОГАТ
На данном этапе проводится анализ влияния ТЭП на результат работы подвижного состава в транспортных системах и ОГАТ в целом.
Этап 6. Оценка взаимосвязей между ТЭП.
Для того чтобы провести теоретически обоснованный анализ влияния ТЭП на результат функционирования ОГАТ необходимо проверить наличие внутренних взаимосвязей между расстоянием перевозки и среднетехнической скоростью движения, фактической загрузкой автомобиля и временем простоя под погрузкой-разгрузкой, зависимость между уровнем ТЭП и коэффициентом использования автомобиля. В противном случае это может привести к значительному искажению результата.
Этап 7. Моделирование процесса на ЭВМ и установление закономерностей влияния ТЭП на эффективность функционирования ОГАТ
Моделирование процесса производится на ЭВМ по специально разработанному алгоритму. Результатом моделирования на ЭВМ являются закономерности влияния технико-эксплуатационных показателей автомобилей на конечный результат функционирования ОГАТ.
Этап 8. Результат функционирования ОГАТ
На данном этапе предлагается оценить результат функционирования большой автотранспортной системы доставки грузов че-
рез такие показатели, как: общий объем перевезенного груза, процентное выполнение плана перевозок грузов в каждой транспортной системе и ОГАТ в целом.
Этап 9. Анализ результатов и разработка рекомендаций для планирования конечного результата функционирования ОГАТ
Полученные после моделирования на ЭВМ результаты должны быть расшифрованы и проанализированы. На основе анализа вырабатываются научно обоснованные рекомендации для планирования: по рациональным значениям ТЭП работы подвижного состава; по рациональному количеству подвижного состава соответствующей грузоподъемности; по формированию обоснованных плановых заданий в транспортных системах.
Таким образом, применение предлагаемой методики дает возможность:
- установить научно обоснованные нормативные задания для транспортных средств;
- определить величины переработанного груза и сравнить оперативные суточные задания с фактом работы;
- осуществлять принятие научно обоснованного управленческого решения;
- проводить анализ влияния изменения технико-эксплуатационных показателей на эффективность функционирования ОГАТ;
- разработать рекомендации по повышению эффективности использования подвижного состава.