Научная статья на тему 'Нормативный компонент правовой идентичности'

Нормативный компонент правовой идентичности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / СУБЪЕКТ ПРАВА / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / LAW / LEGAL PERSONALITY / IDENTITY / LEGAL IDENTITY / THE STRUCTURE OF THE LEGAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Резников Евгений Владимирович

В данной статье анализируется структура такой дефиниции, как «правовая идентичность», являющейся относительно новым понятием, выработанным наукой теории государства и права. Автором исследуется один из основных компонентов правовой идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standard component of legal identity

This paper analyzes the structure of such definitions as "legal identity", which is a relatively new concept, worked out a science theory of law. The author examines one of the main components of the legal identity.

Текст научной работы на тему «Нормативный компонент правовой идентичности»

Правовая идентичность как интегративная характеристика человека - субъекта права -предполагает построение связей между различными социальными качествами лица на различных уровнях - нормативном, психическом и поведенческом.

Нормативная система представляет собой внешне-социальный аспект бытия идентичности. Вместе с тем нормы (правила) общественной жизни получают свое отражение во внутреннем мире личности. Более того, сами правовые нормы появляются посредством индивидуального и группового сознания. Юридически значимое поведение субъекта права определяется его отношением к нормативному порядку. В свою очередь, его поведение вызывает соответствующую реакцию внешнего мира, которая непосредственно влияет на его идентичность.

Правовые нормы относятся к такому фактору формирования идентичности, как система социальных институтов. Институциональная среда является исходным условием деятельности человека в ее юридическом оформлении. В некоторых теоретических моделях социальные институты вообще отождествляются с их нормативным содержанием. Такова позиция ведущего исследователя институтов Д. Норта: «Институты - “это правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Следовательно, они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия - будь то в политике, социальной сфере или экономике» [6, с. 17].

В этом определении можно выделить три важнейшие черты социальных институтов, отмечаемые Д. Нортом. Во-первых, институты - это особые ограничения человеческой деятельности. Во-вторых, институты не возникают спонтанно или автоматически, а учреждаются и поддерживаются самими людьми. В-третьих, будучи созданием людей, институты оказывают на них обратное воздействие, и прежде всего на мотивационном уровне, т.е. определяют их побуждения и намерения.

В понимании Т. Веблена - одного из основателей теории социальных институтов - они вообще обладают психологической природой: «Институты должны меняться при изменении обстоятельств, так как по своей природе они представляют собой привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются этими изменяющимися обстоятельствами... Институты - это, по сути дела, распространенный образ мысли о том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций.» [1, с. 201]. Таким образом, в трактовке Веблена институт - это стандартный, разделяемый многими способ мышления и поведения; в этом случае понятие социального института практически равнозначно понятию социальной нормы.

Эти же идеи развивает Т. Парсонс, указывая, что институты - это «нормативные модели, которые определяют, что в данном обществе считается должным, законным или ожидаемым образом действия или социального взаимоотношения» [7, с. 334]. Он также подчеркивает, что требования социальных институтов должны быть выполнимыми, в противном случае имеет место утопия. Парсонс, таким образом, открыто провозглашает нормативность социальных институтов и делает акцент на таком важнейшем аспекте институциональной регуляции, как долженствование, а также на том, что институты формируют, помимо прочего, систему социальных ожиданий.

Г.В. Мальцев, также признавая нормативность социальных институтов, дополняет их характеристику следующими важными чертами: 1) институты представляют собой структуры; 2) они носят устойчивый характер; 3) они конструируются людьми для достижения определенных целей; 4) основания институтов лежат за их пределами; 5) институты отражают борьбу интересов и оценок [5, с. 389].

Институты, наряду с социальными группами, образуют объективное пространство бытия идентичности. Если группа представляет собой то целое, частью которого может стать индивид, чтобы обрести идентичность, то социальный институт - это опора существования самой группы. Отсутствие институциональной поддержки в современном обществе означает эфемерность коллективного образования и, как следствие, шаткость соответствующей идентичности.

Нормы и институты - это информационный сигнал социума, адресованный группам и индивидам с целью привести их поведение к определенному стандарту, отражающему потребность общества в

самосохранении и его текущее состояние. Нормы и институты с их усредненным характером никогда в полной мере не отражают запросы и притязания отдельного индивида, что неизбежно приводит к напряжению между личными мотивами и социальными правилами.

В таком направлении психологической теории и практики, как гештальт-подход, используется понятие «интроект» - элемент внешнего мира, который воспринимается и усваивается человеком в виде установки или убеждения. Этот феномен амбивалентен - он может привести к самоугнетению [8, с. 226], однако он же является предпосылкой идентичности. Частным случаем интроекции, как представляется, выступает действие социальных норм и институтов. Ощущение и осознание себя представителем той или иной социальной группы требует прежде всего принятия разделяемых и соблюдаемых в данной группе норм поведения. В противном случае имеет место скрытый или явный конфликт с группой и неполная, или диффузная, идентичность.

Специфика правовой идентичности заключается именно в том, что она неразрывным образом связана с институциональной структурой социальной реальности. Идентичность приобретает правовое качество лишь в том случае, когда нахождение индивида в составе социальной группы не только опосредовано формально-юридическими регуляторами, но и осознается им именно через призму нормативности; иначе говоря, нормы играют в становлении и функционировании правовой идентичности не просто принципиально значимую, но центральную роль.

Если говорить о структуре нормативных оснований правовой идентичности, то можно выделить два наиболее важных аспекта правовой системы, способных выступать в этом качестве: правовые ценности и правовые статусы.

Правовые ценности - это нормативно закрепленные социальные представления о благе. Они представляют собой своего рода официальное выражение типичных мотивов поведения. Например, декларирование справедливости в качестве ценности в каких-либо нормативных документах означает, что законодатель исходит из позитивного отношения людей к идее справедливости и предписывает им руководствоваться этим мотивом в своих юридически значимых действиях.

Соотношение правовых ценностей с индивидуальными и социальными ценностями носит достаточно сложный и напряженный характер. Связано это с тем, что ценность представляет собой субъективный способ переживания человеком окружающего мира [4, с. 71]. Как следствие, объективированные в нормативной форме ценности, поддерживаемые государством или даже большинством населения, могут и не совпадать с реальными ценностными ориентациями отдельного индивида или коллектива. Правовая идентичность характеризуется тем, что ее носитель разделяет тот набор ценностей, который лежит в основе того или иного правопорядка. Поэтому идентификация возможна не с «правом вообще», которого не существует в исторически определенном пространстве и времени, а лишь с конкретной правовой системой.

Нормативными формами закрепления правовых ценностей выступают правовые декларации и принципы. Декларации - это содержащиеся в правовых текстах торжественные заявления, в том числе прямо указывающие на цели и ценностные ориентации, которые лежат в основе правового регулирования [3, с. 17]. Декларации применяются главным образом при построении стратегии правотворчества, а также при толковании права. Собственно регулятором общественных отношений правовые декларации выступают лишь опосредованно. Однако отличаясь идеологической и эмоциональной насыщенностью, они могут формировать образ права в общественном и индивидуальном сознании. Поддержка ценностей, выраженных в декларативной форме, способствует развитию правовой идентичности.

Примером правовых деклараций, участвующих в складывании правовой идентичности, может служить преамбула Конституции Российской Федерации. В ней описана целая система социокультурных ценностей, на защиту которых направлено конституционно-правовое регулирование: права и свободы человека, гражданский мир и согласие, государственное единство, равноправие и самоопределение народов, память предков, любовь и уважение к Отечеству, добро и справедливость, государственность России и др.

Правовые принципы - это основополагающие идеи, которые определяют общий смысл и содержание нормативно-правового регулирования в относительно широкой сфере, охватывающей правовой институт, отрасль права или систему права в целом. Правовые принципы являются наиболее компактным и действенным выражением правовой доктрины и идеологии, а также основанием для выработки и формулирования множества конкретных нормативных положений. Именно принципы, в которых проявляется дух правовой системы, выступают одним из основных факторов, детерминирующих отношения между правом и личностью. Индивидуальное и групповое восприятие права в значительной мере зависит от того, с какими принципами права сталкивается носитель идентичности и как эти принципы воплощаются в юридической практике.

В качестве примера влияния правовых принципов на характер идентичности также стоит привести положение ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, где раскрывается принцип равенства граждан перед законом и судом: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

М.Н. Губогло интерпретирует данный конституционный принцип как способ признания различных форм идентичности неотъемлемыми частями прав и свобод человека как высшей ценности, а сама ст.19, по его мнению, является «фундаментальной нормой, одновременно гарантирующей не менее десятка идентичностей.» [2, с. 43]. Такой интерпретации, бесспорно, нельзя отказать в обоснованности. Действительно, запрет дискриминации по указанным признакам обеспечивает возможность беспрепятственного развития соответствующих видов идентичности (расовой, гендерной, языковой, национальной, религиозной, идейной и т.п.). Но этим значение данного принципа далеко не исчерпывается. Оно носит двойственный характер: создавая условия для нормального существования перечисленных форм идентичности, принцип равенства фактически исключает их перерастание в правовую идентичность. Ведь закрепление равенства прав личности независимо от этих личных особенностей означает, что они не могут быть основаниями для дифференциации прав и обязанностей, что было бы дискриминацией. Иначе говоря, по точному смыслу ст. 19 Конституции РФ, права и обязанности граждан не могут различаться в зависимости от названных в ней признаков, соответствующие социальные группы не могут обладать собственным правовым статусом и, следовательно, не вырабатывают своей правовой идентичности.

Таким образом, принципы права (в первую очередь принцип равенства), с одной стороны, до некоторой степени благоприятствуют развитию многообразия идентичностей, а с другой стороны, устанавливают пределы «юридизации» отдельных видов социальной идентичности.

Литература

1. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

2. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М., 2003.

3. Давыдова М.Л. Нормативно-правовые предписания в российском законодательстве. Волгоград, 2001.

4. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб., 2009.

5. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2007.

6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

7. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002.

8. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.