Научная статья на тему 'Особенности влияния правовой социализации на процесс формирования правовой идентичности'

Особенности влияния правовой социализации на процесс формирования правовой идентичности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
251
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / СУБЪЕКТ ПРАВА / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / LAW / LEGAL PERSONALITY / IDENTITY / LEGAL IDENTITY / SUBJECT OF LEGAL IDENTITY / LEGAL BEHAVIOR / LEGAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Резников Евгений Владимирович

В статье анализируется социальный аспект такой дефиниции, как правовая идентичность, являющейся относительно новым понятием, выработанным наукой теории государства и права. Идея правовой идентичности позволяет свести воедино все отдельные аспекты участия человека в правовой жизни общества: правовое сознание, правовой статус и правовое поведение личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the influence of legal socialization on the process of forming of legal identity

The paper analyzes the social aspect of such definitions as legal identity, which is a relatively new concept, worked out by theory of law science. The idea of legal identity brings together all of the individual aspects of human involvement in the legal society: legal consciousness, legal status and legal behavior of the individual.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния правовой социализации на процесс формирования правовой идентичности»

Резников Евгений Владимирович

кандидат юридических наук, доцент,

судья Дзержинского районного суда г. Волгограда

(e-mail: evreznikoff@yandex.ru)

Особенности влияния правовой социализации на процесс формирования правовой идентичности

В статье анализируется социальный аспект такой дефиниции, как правовая идентичность, являющейся относительно новым понятием, выработанным наукой теории государства и права. Идея правовой идентичности позволяет свести воедино все отдельные аспекты участия человека в правовой жизни общества: правовое сознание, правовой статус и правовое поведение личности.

Ключевые слова: право, субъект права, идентичность, правовая идентичность, субъект правовой идентичности, правовое поведение, правовая социализация.

E.V. Reznikov, Master of Law, Assistant Professor, Judge of Dzerzhinsky District Court of Volgograd; e-mail: evreznikoff@yandex.ru

Features of the influence of legal socialization on the process of forming of legal identity

The paper analyzes the social aspect of such definitions as legal identity, which is a relatively new concept, worked out by theory of law science. The idea of legal identity brings together all of the individual aspects of human involvement in the legal society: legal consciousness, legal status and legal behavior of the individual.

Key words: law, legal personality, identity, legal identity, subject of legal identity, legal behavior, legal socialization.

Поскольку правовая социализация включает в себя лишь первичное приобщение человека к правовой реальности, но не весь путь эволюции его правосознания и правовой идентичности, то следует определить тот объем знаний и навыков, которые должны быть освоены на этом начальном этапе вхождения в правовую жизнь общества, чтобы признать правовую социализацию состоявшейся. Как представляется, к ним можно отнести:

1. Представления о базовых принципах существующего правопорядка. Они являются абсолютно необходимыми для ориентации в типичных правовых ситуациях. Набор этих принципов включает как относительно универсальные идеи, так и специфическую часть, характерную для определенного государства и общества в соответствующий исторический период. Применительно к современной России в их состав входят принципы законности, равенства, федерализма, приоритета прав и свобод человека, презумпции невиновности, приоритета международного права по отношению к национальному и т.п.

2. Представления о характере и источниках своих прав и обязанностей. Следует подчеркнуть, что требование детального знания собственного правового статуса не стоит считать обязательным условием правовой социализации по причине его

невыполнимости, вызванной обилием правовых норм и частотой их изменения. Достаточным эффектом правовой социализации можно признать представление о наличии прав и обязанностей, о содержании наиболее важных из них, а также, что немаловажно, о способе закрепления прав и обязанностей, т.е. об источниках, к которым в случае необходимости следует обратиться за уточнением; это означает и понимание юридической природы своего социального статуса, и возможность принятия юридически корректных решений в ситуациях выбора.

3. Умение совершать юридически значимые действия, необходимые в той или иной сфере частной или общественной, в том числе профессиональной, деятельности (заключение договоров, совершение сделок, составление жалоб, заявлений, иных официальных документов и т.п.).

4. Представления о формах и процедурах защиты своих прав, т.е. знание основных средств защиты и порядка их использования (судебная и административная защита, адвокатура и иные виды юридической помощи, обращение в международные организации и др.), а также юридического значения результатов такой защиты (юридическая сила судебных решений и т.п.).

5. Умение проводить интерпретацию юридического текста, что включает в себя владение

38

основами юридической терминологии и способность к грамматическому и логическому толкованию нормативно-правовых и правоприменительных актов.

В своих исследованиях феномена правовой социализации Ш. Курильски-Ожвэн обоснованно предлагает классифицировать ее на два вида: 1) эксплицитная (осознанная), при которой индивид полностью отдает себе отчет в том, что соответствующие представления относятся именно к сфере права; 2) имплицитная (неосознанная), при которой субъект не знает, что речь идет именно о праве (например, считает эти представления само собой разумеющимися или приписывает им моральный характер) [1, с. 21].

С этой классификацией можно согласиться, однако лишь с некоторыми оговорками. Во-первых, вторая форма (имплицитная социализация) может рассматриваться лишь как промежуточная, неокончательная форма правовой социализации, поскольку она не предполагает такого важного элемента правосознания, как умение обнаружить необходимую правовую информацию в официальных источниках. Во-вторых, имплицитная социализация не может привести к складыванию правовой идентичности, ибо последняя предполагает достаточной высокий уровень рефлексии и понимание специфики права как относительно самостоятельного социального явления (при этом, разумеется, граница между правом и иными социальными нормами, в том числе моральными, может в сознании индивида располагаться по-разному, однако само наличие этой границы осознается в любом случае).

Одной из центральных проблем теории социализации является соотношение внешнего контроля и внутренней детерминации человеческого поведения. Компромиссный подход к этой проблеме предлагается, например, в рамках теории социального научения, которая исходит из того, что «среди детерминант действий человека можно обнаружить и влияния, выработанные им самостоятельно... Такая концепция человеческого функционирования, с одной стороны, не делает человека бессильным существом, брошенным на произвол внешних сил, с другой стороны, не представляет его и абсолютно свободным физическим агентом, способным стать кем угодно. Человек и его окружение являются взаимно влияющими детерминантами» [2, с. 9-10].

С этой точки зрения правовая социализация предстает прежде всего как полисубъектная деятельность. Она представляет собой сложный системный эффект множества индивидуаль-

ных и групповых действий, который в полной мере не контролируется никем из субъектов. Таким образом, по своим результатам правовая социализация во многом является спонтанной и непредсказуемой, особенно в условиях ценностного и идеологического плюрализма, свойственного современным обществам. Несмотря на то, что в каждом отдельном обществе складывается относительно целостная и единая правовая система, способов отношения к ней существует столько же, сколько и основных социальных групп. Таким образом, характер правового сознания и правовой идентичности индивида прежде всего обусловлен субъектным составом его правовой социализации.

Субъектов правовой социализации можно подразделить на следующие основные группы:

1) первичный субъект - сам индивид, чье правосознание и юридический опыт вырабатываются в ходе социальной коммуникации;

2) вторичные субъекты - все, кто участвует в формировании этого опыта в качестве носителей представлений и способов поведения, оказывающих влияние на индивида.

В свою очередь, вторичные субъекты могут быть разделены на две подгруппы:

а) непосредственные - те, кто вступают в личный контакт с социализирующимся индивидом и, в свою очередь, испытывают на себе его воздействие (члены семьи, знакомые, коллеги, педагоги и соученики);

б) опосредованные - те, кто прямо не взаимодействуют с индивидом, но чьи действия, несмотря на наличие дистанции, отражаются на его социализации (государство, средства массовой информации, создатели художественных произведений и т.п.).

Степень значимости различных субъектов меняется в ходе социализации. На ее начальных стадиях особенно велика роль непосредственных вторичных субъектов, которые составляют ближайшее окружение социализирующегося индивида и создают своими словами и действиями информационную среду, из которой он черпает свой опыт. Не обладая самостоятельностью, он зависит в своих поступках от тех образцов, которые получает от людей, имеющих определенный авторитет. В дальнейшем объективно происходит усложнение социальных функций, выполняемых индивидом, а с ним и расширение контактов, многие из которых также влияют на становление идентичности. Возрастает значение вторичных опосредованных субъектов, которые воздействуют на сознание и поведение индивида, хотя и не вступают с ним в прямой диалог. Поскольку право представляет собой про-

39

дукт социальной дистанции, то именно усиление роли вторичных опосредованных субъектов знаменует собой выделение правового аспекта из общего процесса социализации. Понимание

специфики права как социального явления и его отличия от иных регулятивных систем предполагает осознание не только близких, но также сложных и отдаленных общественных связей.

1. Арутюнян М., Здравомыслова О., Курильски-Овжэн Ш. Образ и опыт права: Правовая социализация в изменяющейся России. М., 2008.

2. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.

1. Arutyunyan M., Zdravomyslova O., Kuriliski-Ovzhen Sh. Image and experience of the law: Legal socialization in changing Russia. Moscow, 2008.

2. Bandura A. Theory of the social teaching. St. Petersburg, 2000.

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.