Научная статья на тему 'Особенности правовой социализации'

Особенности правовой социализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1219
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / СУБЪЕКТ ПРАВА / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / LAW / LEGAL PERSONALITY / IDENTITY / LEGAL IDENTITY / THE SUBJECT OF A LEGAL IDENTITY / LEGAL LIFE OF SOCIETY / LEGAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Резников Евгений Владимирович

В статье анализируется субъектный аспект дефиниции «правовая идентичность», являющейся относительно новым понятием, выработанным наукой теории государства и права. Идея правовой идентичности позволяет свести воедино все отдельные аспекты участия человека в правовой жизни общества: правовое сознание, правовой статус и правовое поведение личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the subject of legal socialization

In the article the subjective aspect of the definition of «legal identity», which is a relatively new concept, worked out by theory of law is analyzed. The idea of legal identity allows to consolidate all the individual aspects of person participation in the legal life of the society: legal consciousness, legal status and legal behaviour of the individual.

Текст научной работы на тему «Особенности правовой социализации»

Резников Евгений Владимирович

кандидат юридических наук, доцент, судья Дзержинского районного суда г. Волгограда

(e-mail: [email protected])

Особенности правовой социализации

В статье анализируется субъектный аспект дефиниции «правовая идентичность», являющейся относительно новым понятием, выработанным наукой теории государства и права. Идея правовой идентичности позволяет свести воедино все отдельные аспекты участия человека в правовой жизни общества: правовое сознание, правовой статус и правовое поведение личности.

Ключевые слова: право, субъект права, идентичность, правовая идентичность, субъект правовой идентичности, правовое поведение, правовая жизнь общества, правовая социализация.

E.V. Reznikov, Master of Law, Assistant Professor, Judge of Dzerzhinsky District Court of Volgograd; e-mail: [email protected]

Features of the subject of legal socialization

In the article the subjective aspect of the definition of «legal identity», which is a relatively new concept, worked out by theory of law is analyzed. The idea of legal identity allows to consolidate all the individual aspects of person participation in the legal life of the society: legal consciousness, legal status and legal behaviour of the individual.

Key words: law, legal personality, identity, legal identity, the subject of a legal identity, legal life of society, legal socialization.

Признание личности - лица, субъекта права - центральным движущим началом правовой системы еще не означает, что активная роль человека в правовой жизни общества является чем-то автоматически заданным и неизменным. Процесс включения человека в правовую действительность является протяженным во времени, требует накопления объективных и субъективных предпосылок и предполагает приобретение необходимых знаний и навыков в области права, что требует совокупных усилий самого индивида и его социального окружения. Правовая идентичность как органическое единство правосознания, правового статуса и юридически значимого поведения человека представляет собой промежуточный результат этого процесса.

Освоение правового аспекта социальной реальности происходит параллельно с выработкой других знаний и компетенций, необходимых человеку для участия в общественной жизни, и, таким образом, является составной частью общей социализации.

Понятие «социализация» в самом широком смысле обозначает процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром, подготовку его к социальной жизни, превращение его в компетентного члена общества [1, с. 3-4]. Следовательно, процесс социализации включает

в себя постепенное осознание, закрепление и последующее соблюдение определенных стандартов поведения в обществе.

Т. Парсонс описывает социализацию как частный случай обучения. В свою очередь, обучение определяется им как набор процессов, посредством которых человек получает «новые элементы ориентации действия, новые когнитивные ориентации, новые ценности, новые объекты и новые экспрессивные интересы» [2, с. 305]. Основными чертами обучения, следовательно, являются, во-первых, новизна происходящих социально-психологических процессов, и, во-вторых, их постоянный характер, поскольку они не ограничены какой-либо стадией индивидуального развития, а продолжаются в течение всей человеческой жизни. Что касается социализации, то этому понятию Т. Парсонс придает более узкое значение: социализацией можно называть такое обучение, посредством которого формируются не любые ориентации, а лишь такие, которые необходимы для удовлетворительного выполнения той или иной социальной роли [2, с. 308]. Из этого следует, что в теории Парсонса допускается возможность и такого обучения, которое не способствует адаптации человека к своей социальной роли, а является либо нейтральным в этом отношении, либо даже ведет к отклонениям от социальных стандартов.

24

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2014 • № 1 (47)

В социологической концепции П. Бергера и Т. Лукмана также отводится заметное место процессу социализации, которая понимается как «перенимание-от-другого» того мира, в котором остальные уже живут. Социализацию, по мнению авторов, можно определить как «всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или в отдельную его часть» [3, с. 212]. Такой подход позволяет различать первичную социализацию как вхождение в общество и вторичную социализацию как освоение каких-либо его отдельных сегментов.

Уточняя понятие социализации, И. Гофман указывает на то, что она не предполагает подробного изучения множества деталей каждой отдельной социальной роли. Содержание социализации заключается в том, что индивид обучается общепринятым способам поведения в мере, достаточной чтобы справиться с любой ролью, которая может выпасть ему в жизни [3, с. 108].

Можно сделать вывод, что в социологической теории трактовка социализации тесно связывается с понятиями социального мира, социальной роли и обучения. Речь идет об определенном виде информационно-смыслового обмена между индивидом и обществом. Если в рамках социологии особо подчеркивается такой аспект социализации, как «интернализация» (т.е. влияние социальных институтов на индивида), то с психологической точки зрения важен баланс двух встречных по отношению друг к другу процессов. Как указывает А.В. Мудрик, сущность социализации состоит в сочетании приспособления (становления индивида социальным существом) и обособления (становления индивидуальности) в условиях конкретного общества [1, с. 21-22].

Правовая социализация представляет собой один из многочисленных аспектов социализации человека и, следовательно, включает в себя определенную часть тех процессов, которые необходимы для вхождения индивида в социальные практики. Точнее говоря, правовая социализация может рассматриваться как вид социализации, предполагающий овладение правовыми средствами социального общения, или подготовка к выполнению социальных ролей, имеющих юридическое значение.

Представляется корректным следующее определение правовой социализации: «процесс формирования когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов правосознания» [5, с. 35]. В нем подчеркивается разноуровневый характер правовой социализации и единство

тех элементов, которые составляют правовую идентичность: психического (эмоционального и рационального) и поведенческого. Что касается нормативного элемента идентичности, то он, не являясь предметом социализации в полном смысле слова, тем не менее связан с ней самым непосредственным образом. Ведь именно нормативное содержание правовых статусов требует усвоения в ходе социализации, и именно способность к самостоятельному изменению своего правового положения с учетом нормативно-правового регулирования является одним из показателей успешной правовой социализации индивида.

Как представляется, можно выделить следующие особенности правовой социализации по сравнению с иными разновидностями социализации человека:

1. Правовая социализация опосредована текстами, при этом роль письменной речи в процессе правовой социализации выше, нежели в других видах социализации. Основными источниками правовой информации являются тексты Конституции, законов и других нормативных актов, международных договоров и т.п. Прямое или косвенное знакомство с содержанием этих источников является непременным условием правовой социализации.

2. Чаще всего правовая социализация начинается несколько позже, чем иные формы социализации (религиозная, этническая и др.). Это связано с тем, что юридический опыт индивида изначально носит крайне усеченный характер в силу существующих ограничений правосубъектности вплоть до наступления юношеского возраста. Соответственно, полноценная социализация, возможная лишь при условии участия в соответствующих практиках, фактически происходит лишь по достижении совершеннолетия.

3. Правовая социализация носит динамический характер, обусловленный изменчивостью самой правовой системы. В современных обществах со свойственным для них постоянным характером правовых реформ окончательная правовая социализация по существу состояться не может, она неизбежно протекает в виде вторичной социализации на всем протяжении активной социальной жизни индивида, вынужденного адаптироваться к изменениям правового регулирования, происходящим как на государственном, так и на глобальном уровнях.

Ш. Курильски-Ожвэн, анализируя особенности социализации человека, приходит к заключению, что «его правовая личность формируется параллельно с социальной и личной идентичностью» [6, с. 21]. Этот вывод, впрочем,

25

теория и история права и государства

нуждается в определенной корректировке, особенно в части «параллелизма». Из приведенной формулировки следует, что правовая социализация носит относительно независимый характер по отношению к формированию социальной идентичности. Думается, что более правильно было бы считать правовую социализацию лишь одним из аспектов становления социальной идентичности, поскольку чем-то самостоятельным, отдельным от социальной идентичности, правовая идентичность не является. Что касается личной идентичности, то

она, действительно, формируется параллельно, автономно и собственного правового аспекта не имеет. Правовая социализация участвует в развитии лишь социальной идентичности индивида, не затрагивая его сугубо персональных, неповторимых качеств.

Итак, можно сформулировать следующее определение правовой социализации: это процесс формирования правового сознания индивида через приобретение юридического опыта в виде правовой информации и навыков юридически значимого поведения.

1. Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2006.

2. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

4. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.

5. Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация: аналитический обзор. М., 2003.

6. Арутюнян М., Здравомыслова О., Курильски-Ожвэн Ш. Образ и опыт права. Правовая социализация в изменяющейся России. М., 2008.

1. Mudrik A.V. Human socialization. M., 2006

2. Parsons T. About social systems. M., 2002.

3. Berger P., Lukman T. Social construction of reality. Treatise on sociology of knowledge. M., 1995.

4. Gofmann I. Self presentation and presentation of the others in daily life. M., 2000.

5. Gulevich O.A., Golynchik E.O. Legal sense and legal socialization: analytical review. M., 2003.

6. Arutyunyan M., Zdravomyslova O., Kurilski-Ozhven Sh. Image and experience of right. Legal socialisation in changing Russia. M., 2008.

общество и право • 2014 • № 1 (47)

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.