УДК 316.7
Тлехатук Саида Аскеровна
аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета
ПРАВОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ
СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА
Tlekhatuk Saida Askerovna
PhD student, Philosophy and Social Science Department,
Adygeа State University
LEGAL IDENTITY AS A SUBJECT OF SOCIOCULTURAL ANALYSIS
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению правовой идентичности как объекта социокультурного анализа. Обосновывается эвристичность антропо-лого-культурологического подхода к пониманию права. Исследуется соотношение правовой идентичности и правового сознания, выделяются структура и функции правовой идентичности. Определяются существенные признаки субъекта права и факторы, воздействующие на становление и развитие личности субъекта права как непосредственного участника и «создателя» своей правовой идентичности.
Ключевые слова:
идентичность, правовая идентичность, сознание, правовое сознание, социокультурные условия, правосубъектность.
Summary:
The article deals with the legal identity as a subject of sociocultural analysis. The heuristic nature of the anthropological cultural approach to the interpretation of law is justified. The author studies correlation of legal identity and legal consciousness, considers the structure and the functions of the legal identity. The paper defines the essential features of a legal person and the factors affecting formation and development of the legal person as a direct participant and "creator" of their legal identity.
Keywords:
identity, legal identity, consciousness, legal consciousness, socio-cultural conditions, legal personality.
Постановка проблемы
Феномен права как важнейшая часть социальной жизни индивида и общества обладает не только универсалистским измерением, но и социокультурным. Назначение и сущность права не обнаруживаются в нем самом, как склонны предполагать сторонники «аналитической юриспруденции», а находятся в историческом и социокультурном контексте, т. е. в обществе, которое преодолевает конкретный этап социокультурного развития. Антрополого-культурологический подход к гносеологии права отнюдь не подрывает статус юриспруденции как самостоятельной дисциплины, но, как считает ряд ученых, является обоснованным [1, с. 18].
Среди наиболее важных проблем в области исследования права в рамках антрополого-культурологического подхода принято выделять следующие:
- построение реальности права посредством социальных институтов и системы воспроизведения правовых установок;
- правовая культура, формирующая правовую идентичность граждан;
- глобализационные процессы, влияющие на правовую идентичность с социокультурной стороны.
Правовые реалии являются «плодами» поведения и действий людей. До того момента, пока социально-конструирующее действие индивида не введет в социальный мир тот или иной факт либо объект, существование их в обществе невозможно - данное обстоятельство предстает особенностью социальной среды. Социокультурные факторы, которых насчитывается множество, обусловливают конструкционистскую деятельность личности. К ним относятся: исторический контекст, господствующая картина мира, политико-экономические соображения, современная правовая система, особенности культуры, стереотипы, эстетические предпочтения. Правовая реальность конструируется личностью, но вместе с тем не по ее собственным предпочтениям и не является заблаговременно спланированной системой. В связи с этим необходимо не только отметить сконструированную сущность реальности права, но и раскрыть процесс перехода от «произвола первичного» (согласно учениям П. Бурдье и Б. Паскаля) в своего рода «естественную жизнь объектов» и проанализировать его.
Субъект права в правовой системе выступает как центральный элемент. Антрополого-куль-турологический подход выделяет человека основным носителем прав - субъектом правовых отношений, несмотря на то что индивид участвует в социальных правовых отношениях не всегда от собственного имени. Продолжая развивать данную мысль, надо сказать, что эмпирическая реальность выделяет в качестве социального субъекта человека, находящегося в диалогических
идентификационных отношениях с группой социума либо определенным статусом социума. Понимание человеком самого себя с позиции личности означает процесс отождествления, а именно идентификации с конкретной эпохой, определенными социальными группами, классами (в нынешних глобализационных условиях общества вполне вероятно отождествление себя с миром вообще), а также с личными установками и понятиями о собственной индивидуальности и неповторимости, которые возникают благодаря самооценке. Последняя в свою очередь складывается посредством влияния оценки окружения (сюда главным образом относят социальную (референтную) группу, а также какой-либо социальный эталон, значимый в обществе).
Равно как и субъект социальный, субъект правовых отношений создается, «строится» в социуме. Данные действия совершаются не одной властью (будь то власть государственная либо элита социума, выступающая в качестве правящей), а в первую очередь референтной группой, формирующей статусы в обществе посредством внесения в систему права разного рода инноваций. Нельзя забывать о том, что субъект права создается еще и народом - широкими массами, легитимирующими правовые инновации упомянутой референтной группы [2, с. 10].
Изменения геополитической ситуации в мире, необходимое единение и укрепление российского социума выступили вестниками активного поиска национальной идеи, целью которой должно стать объединение граждан нашего многонационального государства. Внутреннее единство народа России, а также идентичность (российская и этническая), отраженная в мировоззрении отдельно взятого гражданина, - это ключ к успеху в достижении указанной цели. Согласно определениям социологов идентичность, будучи осознанным самоопределением субъекта социума, включает в себя три основные составляющие: потребность в принадлежности, потребность в позитивной самооценке и потребность в безопасности. Стоит отметить точку зрения М.Н. Гу-богло, который справедливо подчеркивает, что идентичность и идентификация требуют постоянного подтверждения со стороны носителя представлений о той группе, с которой он стремится идентифицироваться [3, с. 550].
Идентичность - качество, свойство человека, связанное с внутренними представлениями его принадлежности к стране и народу. Тема и вопросы идентичности становятся особенно актуальными в нынешних условиях глобализации. Многомерность развития социальной действительности порождает необходимое выделение разных типов идентичности. Среди наиболее часто встречающихся можно назвать такие типы, как региональный, этнический, цивилизационный, религиозный, национальный, профессиональный. Следует отметить, что акцентируется именно тот тип социальной общности, к которой принадлежит индивид [4, с. 39].
В условиях современного мира с каждым днем возрастает значимость исследования правовой идентичности, которая включает в себя правовое осмысление вопросов жизни общества и государственного устройства. Обозначенное понятие «правовая идентичность» сравнительно новое для ученых-исследователей. Изменения социального устройства, которые произошли на рубеже ХХ-ХХ1 вв., породили потребность в создании данного термина. Экономические, политические, социальные, национальные преобразования трансформировали картину мира и, как следствие, вызвали необходимость сформировать новые научные парадигмы и системы ценностей. В связи с этим наиболее актуальным стал вопрос осмысления себя самого в условиях «верховенства» права [5].
Поэтому тематика правовой идентичности личности в глобализационных условиях предстала своего рода проблемой, решение которой требует применения методологии смежных наук и расширения категориального аппарата. Н.В. Исаева раскрывает понятие «правовая идентичность» наиболее полно. Автор предлагает следующее толкование: «Правовая идентичность -это качество субъекта права, характеризующее его актуальное состояние посредством юридического самоопределения в категориях прав, свобод, обязанностей и ответственности, воспринимаемых как правовые ценности, обеспечивающие положительные правовое сознание и правовую активность» [6, с. 14]. Носителем правовой идентичности является человек, обладающий совокупностью конкретных прав и обязанностей, которые и официально, юридически, и документально закреплены государством.
Соотношение правовой идентичности и правового сознания
При исследовании генезиса, природы и функций правового сознания у правоведов, социологов, культурологов и философов сложились целостная картина и общий подход. Точкой соприкосновения выступает связь специфики становления правового сознания и социальной идентификации. По сути, на этом моменте заканчиваются конвенции ученых относительно правового сознания и идентичности. Принято считать, что правосознание, будучи отражением идентификации индивида с государством с присущими ему установлениями, с одной стороны, и ограничениями, которые накладывает общество, - с другой, есть та обширная часть ментальности, определяющая нормы и запреты. Такие понятия, как «правовое сознание» и «идентификация», используются в
широком смысле, их дефиниции подводят под родовую категорию, обходя специфику, например «структуру ментальности», «форму общественного сознания» и т. п. Взаимообусловленность правового сознания и идентичности скрывают за убежденностью в их «диалектической природе».
Правовое сознание становится общепризнанным в Западной Европе в эпоху Нового времени. В этот период данный феномен представлял собой особенный объект исследования и неотъемлемого контроля. В XVII в. правовое регулирование общественных отношений было приоритетным направлением. Следовательно, ментальная установка на самоопределение приобретала значимый статус в обществе и его сознании. Интенция сознания, становясь доминирующей, определяла роль в формировании правового сознания процесса идентификации как отдельно взятой личности, так и целой социальной группы. Именно здесь находят корни установки на особенную роль процессов воспитания в социализации индивида. Т. Гоббс реализацию «вневременных» идей возлагал лишь на правителя - носителя мудрости и морали, Дж. Локк и Б. Спиноза в свою очередь подчеркивали важность врожденного разума, образования и воспитания граждан.
В связи с этим важно сформулировать значение такого понятия, как «правовое сознание». Главным образом оно определяется теми же традициями, которыми руководствовался Т. Гоббс, в последующие этапы развития данная категория претерпевала незначительные изменения. Прослеживается устойчивая тенденция рассмотрения правосознания в аспекте легистской парадигмы. Вне зависимости от специфических черт дисциплины существует традиционный подход к применению термина «правовое сознание». Под ним подразумевают совокупность взглядов на действующее право и существующие нормы. Ученые отмечают, что правовое сознание - это еще и исторически сложившаяся в конкретном обществе система взглядов, идей, теорий, оценок, чувств, эмоций, отражающих субъективно-психологическое отношение людей к действующему и желаемому (идеальному) праву и практике его реализации [7, с. 5717].
В процессе возникновения и функционирования правовой идентичности значительная роль отводится праву. Составляющие социальной структуры, считающиеся важными и общепризнанными, в условиях современного мира получают отражение в правовой системе, которая действует на сегодняшний день. Поэтому, находясь в разного рода социальных группах, индивид должен осознавать тот факт, что его идентичность никак не может обойтись без юридической составляющей, поскольку деятельность внутри коллектива не может осуществляться без соблюдения правовых установок [8, с. 28]. Право оказывает более заметное воздействие на формирование идентичности, поскольку данный вид социальных норм отличается высоким уровнем формализации и закрепляется в письменном виде, это помогает поддерживать фиксированный характер содержательной части. Благодаря указанным особенностям нормативный аспект идентичности приобретает «облик» завершенности, а человеку удается избежать неполноты и неопределенности поведения внутри социальной группы.
Правовая идентичность как социокультурный феномен
Правовая идентичность состоит из трех главных условий или параметров: самосознания, признания и обеспечения. Первое трактуется как субъективное ощущение и понимание гражданином собственной принадлежности к правовой общности. Признание - это закрепленные за гражданином права и обязанности внутри социального коллектива и их санкционирование, декларирование, официальное закрепление со стороны органов государственной власти. Обеспечение - третий элемент, под которым понимают прежде всего государственное обеспечение, необходимые гарантии: социально-экономические, политические и, конечно, меры государственного принуждения, составляющие значимое содержательное наполнение правовой идентичности личности.
Правовой характер социальная идентичность приобретает в момент, когда посредством решения государства социальная группа закрепляется в качестве правового сообщества. При соблюдении этого условия лицу начинают предоставляться конкретные права и обязанности, опосредованные принадлежностью к определенной группе.
Следовательно, правовая идентичность проявляется и как институт, и как механизм. Существенная роль в ее формировании отводится культуре, которая за основу берет общепризнанную систему ценностных и нормативно-правовых регулятивов. Рассматривая правовую идентичность в качестве механизма, важно отметить, что его составляющие - это набор конкретных ценностей, традиций и символов, которые отличают политико-правовую принадлежность гражданина к конкретному государству. Правовая идентичность проявляет себя как институт с устойчивыми политико-правовыми чертами, позволяющими единой группе граждан отличаться от других групп и, как следствие, определять собственные место и роль в системе правовых отношений.
Понятие «правовая идентичность» в современных реалиях до сих пор используется ограниченно. Большинство трудов не проясняют само содержание данной категории, как правило, ученые говорят о правовой и политической идентичности. Уяснение значения термина «правовая
идентичность» - задача не из легких, здесь необходимо уловить общий контекст работы, в которой употребляется понятие. Правовая идентичность становится важнейшим ресурсом интеграции общества. Как и остальные уровни идентичности, правовая идентичность отражает многогранность современного социума в условиях модернизации.
Как механизм правовая идентичность представляет собой институциональную систему воспроизводства определенного набора ценностей, символов и традиций как отличительных политико-правовых признаков на основе сопринадлежности, с которыми ассоциируют себя граждане государства. Как институт она является совокупностью устойчивых правовых черт, позволяющих гражданам государства как единой группе отличать себя от других, тем самым определяя свои место и роль в системе политико-правовых отношений [9, с. 153].
С точки зрения реализации правовых возможностей гражданина и его ценностного выбора правовая идентичность представляет собой самостоятельную категорию и является важнейшим регулятором внутреннего сознания и поведенческих установок человека. Касаясь сущности правовой идентичности, необходимо уяснить ее следующие аспекты: она является результатом ценностного, эмоционального и когнитивного процессов осознания причастности к конкретной социальной группе; она представляет собой набор правовых признаков, отражающих специфику социума. Главные признаки правовой идентичности - уникальность, устойчивость либо изменчивость, специфичность и распространенность в социуме. Следует отметить, что формирование правовой идентичности основано на взаимодополнении правовых факторов.
Основными функциями правовой идентичности являются адаптивная, защитная, интегра-тивная, когнитивная, легитимирующая и коммуникативная. Принимая во внимание тот факт, что правовая идентичность - это осознанная принадлежность лица к социальной группе и принятие определенных правовых свойств, нужно обозначить двух субъектов данного института - индивидуальный и коллективный. Правовая идентичность связывает личность с коллективом, но все же показатели коллективного и индивидуального субъектов разнятся. Необходимым критерием лица как субъекта правовой идентичности выступает правосубъектность, без которой у индивида отсутствует возможность вхождения в сообщество, влияющее на изменение его правового статуса.
Правовая идентичность приобретается человеком только при погружении в юридическую практику и при освоении им правовой действительности. В связи с этим одним из основных качеств субъекта правовой идентичности выступает наличие юридического опыта, понимаемого в качестве осмысленной и актуализированной информации, которая хранится в памяти субъекта и обусловливается индивидуальным непосредственным участием лица в правовой сфере жизнедеятельности общества. Будучи интегративной характеристикой лица, правовая идентичность предполагает наличие связи между юридически и социально значимыми качествами личности, которые образуют три элемента структуры правовой идентичности - поведенческий, психологический и нормативный.
Правовая идентичность считается полноценной и «зрелой» в том случае, когда присутствует равное сосуществование прав и обязанностей с сочетанием свободы и принятия этих составляющих как должных. Все это обусловливается тем, что готовность лица нести обременения, выраженные в юридических обязанностях, - это свидетельство отношения к праву как к ценности и высочайшей степени признания права со стороны социума. Перечисленные условия выступают критериями сформированности правовой идентичности.
Правовую идентичность можно разделить на три компонента, среди которых первым выделяется когнитивный, под которым понимаются сформированные представления о праве, т. е. личностные знания субъекта о своих правах, обязанностях, гражданском долге, правопорядке, ценностях и законе. Вторым компонентом является эмоциональный - это чувства и эмоции, будь то позитивные или негативные, возникающие относительно правомерного либо неправомерного поведения, нарушения прав и свобод. Третий компонент - поведенческий - правомерные или неправомерные поступки гражданина в условиях его повседневного существования. Когда человек юридически подкован в области личных прав и свобод, у него имеются индивидуальное мнение и отношение к правовой составляющей общества. В этом случае справедливо вести речь о правовой идентичности, потому что в такой ситуации индивид способен определить социальную группу, которую сможет называть своей, и собственную принадлежность к ней. В подходящем социальном коллективе человек сможет идентифицировать себя с остальными членами группы, имеющими схожие мысли, чувства и представления.
В связи с этим актуальное значение приобретают психологические состояния и явления личности. На формирование правовой идентичности человека особое влияние оказывают эмоциональная окраска правового опыта, его умение воспринять правовое явление в социуме и способность к интерпретации собственного поведения на основе полученных умений и навыков в
области права. Неотъемлемыми психологическими составляющими правовой идентичности служат представления о самом праве и о себе как субъекте правовых отношений, которые закрепляются в сознании и порождают конкретные правовые установки лица, в последующем составляющие шаблоны поведения в обществе. Правовое поведение непосредственно направлено на создание правовых последствий. Это обусловлено пребыванием индивида в составе социального коллектива, а его место в социуме определено свойствами права, требующими одобрения участников группы.
Учеными обосновано, что нормативные регуляторы права, трансформируясь в сознании индивида, присоединяются к опыту коллектива и создают у человека установку на правовое поведение. Последняя находит отражение в юридически значимых действиях, оказывающих влияние на изменение правового статуса лица.
Отдельно взятый человек имеет возможность участвовать в конкретных правоотношениях в силу того, что принадлежит к группе, поэтому основой формирования правовой идентичности является коллективный субъект правовой идентичности, именуемый «правовым сообществом» и позиционирующий себя в качестве социальной группы. Вхождение в данную группу оказывает влияние на правовой статус человека, а существование общности признано на уровне правопорядка.
Условия формирования правовой идентичности личности правового сообщества зависят от ряда показателей, к таковым относят продолжительность пребывания индивида в составе конкретной группы социума; уровень структурированности и целостности социума; порядок распределения благ внутри группы; социальный статус лица, приобретаемый в группе; субъективную заинтересованность индивида в поддержании и сохранении связей с сообществом. Главными условиями, формирующими правовую идентичность, являются пребывание человека в соответствующей атмосфере социальной среды и изучение им тех социальных практик, в которых актуализировано самосознание на основании позитивных оценок институтов права [10, с. 19].
Сочетание психологических и поведенческих составляющих правовой идентичности формируется лишь путем достижения высокого уровня информированности в области права, развития уровня интеллекта вместе с накоплением юридического опыта, который позволяет совершать юридически значимые действия и, как следствие, вызывать позитивную оценку права индивидом. Все указанные условия достигаются в ходе правовой социализации, представляющей собой формирование правового сознания человека путем приобретения юридического опыта, трансформированного в навыки юридически значимого поведения и правовую информацию.
Выводы
В условиях современного глобализирующегося мира правовую идентичность важно рассматривать как источник, дающий возможность снять напряжение в социуме и разрешить многочисленные социальные задачи, возникающие в сообществе в процессе борьбы за сохранение идентичностей представителей разных социальных групп. Такое стремление к гармонизации права обусловлено не только стремлением к устранению правовых коллизионных норм, но и целью снять противоречие правового сознания между его свободной формой и содержанием с нормативной точки зрения. Существующая на сегодняшний день тенденция унифицировать правовые нормы не несет в себе цели создать одинаковую систему права, а скорее позволяет сблизить, соединить принципы, посредством которых реализуется правовое сознание.
Право, регулируя процессы идентификации россиян, гарантирует легитимацию правового порядка. В связи с этим существенную роль играют права человека и конституционные ценности, которые определяют идентичность. Самоидентификация человека связана с восприятием им своих прав и ценностей, предписываемых конституцией. Именно поэтому понятие идентичности связано с конституционными ценностями. Однако природа взаимодействия конституционных ценностей и идентичности не изучена и не урегулирована целиком и полностью.
Ведущей целью в условиях модернизирующейся России является единение нации. К ценностным ориентирам в первую очередь важно отнести укрепление позиций права в институте российской идентичности и утверждение такой позиции на всех уровнях деятельности социума. Принимая во внимание важность понимания и осмысления политики формирования идентичности, необходимо, чтобы деятели науки объединили усилия для поддержания научного поиска.
Нельзя забывать, что основная роль в формировании правовой идентичности отводится интеллектуальной элите, которая создает проекты и ценности, постепенно внедряемые в традиции и приобретающие значимость для всего социума. Право, являясь неотъемлемым условием совершенствования личности, должно быть присуще всем традиционно выделяемым индивидуальным субъектам (гражданам, иностранцам, лицам без гражданства). Данный факт будет приниматься всеми без исключения в том случае, если право будет отражать формальное равенство свободных граждан в социуме.
Диалог и коммуникация необходимы в нынешнюю эпоху постиндустриального общества как показатели равенства и свободы каждого отдельно взятого индивида в общественных отношениях. В таких условиях будет возможна реализация «равнодостойного правового общения», что, как следствие, приведет к положительным сдвигам в идентификационных процессах жизни общества. Именно тогда, когда каждый гражданин осознает принципиальную важность института права в контексте его собственной идентичности, наше государство и мировое сообщество в целом выйдут на абсолютно новый уровень развития всех сфер жизнедеятельности социума.
Ссылки:
1. Честнов И.Л. Социальное конструирование правовой идентичности в условиях глобализации // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2010. № 14. С. 15-20.
2. Бабанов А.А., Резников Е.В. Интеграционный аспект психолого-правового анализа дефиниции «правовая идентичность» // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 4. С. 9-13.
3. Губогло М.Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки. М., 2003. 764 с.
4. Резников Е.В. Особенности влияния правовой социализации на процесс формирования правовой идентичности // Общество и право. 2014. № 2. С. 38-40.
5. Шергенг Н.А., Нафикова А.И. Проблема правовой идентичности личности в условиях глобализации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2.
6. Исаева Н.В. Индивидуальный субъект права как субъект правовой идентичности // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2012. № 3. С. 14-19.
7. Богданов В.В., Макаренко С.Н., Байлов А.В. Правосознание в контексте социальной идентификации // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. С. 5716-5719.
8. Резников Е.В. Нормативный компонент правовой идентичности // Философия права. 2012. № 5. С. 27-29.
9. Жаде З.А., Шадже А.М. Политико-правовая идентичность в современной России // Власть. 2013. № 4. C. 151-155.
10. Васильева Л.Н. Российская идентичность: правовые условия формирования // Журнал российского права. 2015. № 2. С. 16-25.