УДК 316.34/.35:316.334.4 ББК 60.542.15 Т 49
С.А. Тлехатук,
аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79189210921, e-mail: [email protected]
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРАВА КАК ОСНОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ АДЫГЕИ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье анализируется правовое сознание молодежи Республики Адыгея. Определены ценности, являющиеся приоритетными для представителей молодого населения региона, обозначены особенности ценностно-смыслового восприятия права как определяющие факторы формирования правовой идентичности молодежи.
Ключевые слова: право, правовое сознание, норма права, ценностно-смысловое восприятие, носитель идентичности, правовая идентичность, правовой институт.
S.A. Tlekhatuk,
Post-graduate student of the Department of Philosophy and Sociology, the Adyghe State University, Maikop, ph.: +79189210921, e-mail: tsaida09@ yandex.ru
VALUE AND SEMANTIC PERCEPTION OF THE LAW
AS BASIS OF LEGAL IDENTITY OF THE YOUTH IN ADYGHEA: EXPERIENCE IN SOCIAL RESEARCH
Abstract. The paper analyzes legal consciousness of youth of the Republic of Adyghea. The values, which are priority for representatives of the young population, are determined, and the features of value and semantic perception of the law are designated as the basic factors of formation of legal identity of youth.
Keywords: law, legal consciousness, rule of law, value and semantic perception, identity carrier, legal identity, legal institute.
Восприятие права, ценностные установки и мировоззрение молодежи являются важным аспектом регулирования молодежной политики, потому изучение молодежной среды представляется особо актуальным.
С целью анализа структуры и специфических особенностей региональной правовой идентичности
населения Республики Адыгея в октябре-ноябре 2016 г. было реализовано прикладное социологическое исследование. Инструментарий опроса (стандартизированная анкета) включал в себя блоки вопросов, которые направлены на: выявление особенностей гражданско-правовых ценностей республиканской молодежи; исследование структуры
социальной идентичности студентов и выявление регионального компонента идентичности; изучение правовых знаний студентов в сфере гражданских прав и свобод личности.
По стандартизированной анкете было опрошено 478 студентов Адыгейского государственного университета. Из них 35% мужчин и 65% женщин. По возрастным группам опрошенные студенты распределись следующим образом: от 17 до 18 лет - 22,1%; от 19 лет до 21 года - 51,9%; от 22 до 25 лет - 11,2%; старше 25 лет - 7,7%.
В зависимости от года обучения 23,1% студентов относятся к 1
В процессе анализа результатов исследования все опрошенные были разделены еще на три группы в зависимости от национальной
курсу, 33% - ко второму, 26,9% -к третьему, 12,7% - к четвертому и 4,2% - к пятому.
В выборке исследования представлено 46,5% молодежи, которая проходит обучение на юридическом факультете. Это обусловлено необходимостью отдельного рассмотрения специфики региональной правовой идентичности студентов юридических и других гуманитарных специальностей, которые в исследовании представлены историческим, экономическим, педагогическим факультетами и факультетом социальных технологий и туризма (см. табл.1).
принадлежности: адыгейцы -38,6%, русские - 38,6%, представители других национальностей - и 22,7% (см. табл. 2).
Таблица 2
№ Национальность % № Национальность %
1 адыгейцы 38,6 11 кабардинцы 0,5
2 русские 38,6 12 аварцы 0,5
3 туркмены 7,3 13 азербайджанцы 0,5
4 черкесы 3,2 14 евреи 0,5
5 армяне 1,8 15 балкарцы 0,5
6 кабардинцы 1,8 16 метисы 0,5
7 чеченцы 1,4 17 узбеки 0,5
8 грузины 0,9 18 греки 0,5
9 татары 0,9 19 лакцы 0,5
10 курды 0,9 20 другое 0,5
Таблица 1
Факультет обучения опрошенных студентов ЛГУ
№ Факультет Всего опрошенных, %
1 юридический 46,5
2 исторический 8,4
3 экономический 12,4
4 педагогический 21,2
5 социальных технологий и туризма 11,5
Всего 100,0
Национальная принадлежность опрошенных студентов
Таблица 3
Факультет обучения опрошенных студентов ЛГУ
№ Национальная принадлежность Юридическая специальность Гуманитарные специальности
1 адыгеец (ка) 45,7 21,7
2 русский (ая) 19,6 61,3
3 другие национальности 34,7 17,0
Всего 100,0 100,0
Распределение студентов разных национальностей по укрупненным группам факультетов показывает, что 45,7% адыгейцев учится на юридическом факультете, тогда как 61,3% русских студентов учатся на других гуманитарных факультетах (исторический, педагогический, социальных технологий и пр.) (см. табл. 3).
Правовая идентичность имеет много типов интерпретации, но, как правило, везде делается акцент на понимании и принятии носителем идентичности права как ценности. Можно здесь указать на несколько примеров подобной смысловой акцентуации:
- «формирование правовой идентичности в идентификации - процесс постоянного подтверждения ценности права, сохранения его в числе жизненных смыслов субъекта, основы его мировоззрения»;
- «полнота правовой идентичности возникает лишь при равном принятии прав и обязанностей, как сочетание свободы и долженствования. Это обусловлено тем, что готовность нести обременения, выражающиеся в юридических обязанностях, свидетельствует о ценностном отношении к праву и о высокой степени его личностного признания, которое и является критерием сформированной правовой идентичности».
Еще Э. Дюркгейм указывал, что «право воспроизводит главные формы социальной солидарности. Юридические правила надо разделить на два больших вида, смотря по тому,
имеют ли они организованные репрессивные санкции или только реститутивные...». С точки зрения французского социолога, репрессивное право скорее соответствует обществу механической солидарности, в котором над индивидуальностью и автономностью индивида доминирует коллективное сознание. В то же время социальным системам, которые характеризуются органическим типом солидарности, присущ реститутивный тип права. Этот вид правовых систем ориентирован не столько на наказание, сколько на регулирование кооперативного типа социальных отношений, сближение членов общества и восстановление справедливости. Другими словами, реститутивный тип правоотношений направлен на организацию взаимодействия автономных индивидов.
В контексте замысла социологического исследования данная типология правоотношений применяется с точки зрения анализа ценностно-смыслового восприятия права и является основанием правовой идентичности молодежи. В основе правовой идентичности гражданского типа лежат реститутивные ценностно-правовые ориентации, выражающиеся в приоритете человеческого достоинства, защите прав и свобод личности от ущемлений со стороны любой власти (будь то государственная власть или власть патриархальных традиций). «Права и свободы личности являются системной характеристикой гражданского общества...
Приоритет права - то, без чего гражданское общество в реальности невозможно» [1; 109].
Анализ результатов прикладного исследования показывает, что большая часть опрошенной молодежи понимает смысл понятия «право» через такие категории, как порядок (67,4%) и норма поведения (65,2%). Для 59,2% студентов АГУ право воспринимается как то, что обеспечивает
защищенность. Доминируют нормативно-регулирующие смыслы в восприятии права в сегментах и юристов, и гуманитариев. Немного больше студентов гуманитарных специальностей на ценностном уровне понимают право в реститу-тивном ключе - как защищенность и возможность (58,2% и 28,6% - в группе будущих юристов и 61,1% и 31% - в группе гуманитариев) (см. табл. 4).
Таблица 4
Ответы респондентов на вопрос:
«Какое из нижеперечисленных суждений наиболее точно отражает смысл понятия «право»?» (не более 3 вариантов ответа, в % от числа опрошенных)
№ Варианты ответа Все опрошенные Юридическая специальность Гуманитарные специальности
1 норма поведения 65,2 63,3 69,0
2 правота 12,4 11,2 15,9
3 порядок 67,4 67,3 68,1
4 возможность 29,2 28,6 31,0
5 защищенность 59,2 58,2 61,1
6 безнаказанность 2,1 зд 1,8
7 справедливость 1,7 4,1 0
8 затрудняюсь ответить 0,4 1,0 0
Всего 237,8 236,7 246,9
Сравнительный анализ ответов респондентов, дифференцированных по этнической принадлежности, показывает, что русская молодежь в большей степени воспринимает право как норму поведения (72,3%). Адыгейцы чаще всего усматривают
смысл права в обеспечении защиты граждан (69,8%). Представители смешанной группы национальностей, попавших в выборку исследования, в наибольшей степени приписывают праву функции обеспечения порядка (85,4%) (см. табл. 5).
Таблица 5
Ответы респондентов на вопрос:
«Какое из нижеперечисленных суждений наиболее точно отражает смысл понятия «право»?» (не более 3 вариантов ответа, в % от числа опрошенных)
№ Варианты ответа Адыгейцы Русские Другие национальности
1 норма поведения 65,1 72,3 62,5
2 правота 12,7 16,9 12,5
3 порядок 57,1 63,9 85,4
4 возможность 28,6 32,5 27,1
5 защищенность 69,8 54,2 54,2
6 безнаказанность 1,6 1,2 6,3
7 справедливость 0 0 8,3
8 затрудняюсь ответить 1,6 0 0
Всего 236,5 241,0 256,3
В Конституции Российской Федерации постулировано, что в нашей стране «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства» (статья 2). В соответствии с этим, «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»; «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства» (статья 55) [2; 20].
В исследовании аксиологического компонента правовой идентичности включался блок вопросов, направленный на выявление важнейших для молодежи гражданских прав и возможных условий, по их ограничению.
Результаты опроса показали, что у студентов на первых пяти местах рейтинга значимости расположились: право на бесплатную медицинскую помощь (81,1%), право на бесплатное образование (69,3%), равенство перед законом, право на справедливый суд (60,9%), право на труд и его справедливую оплату
Таблица 6
Ответы респондентов на вопрос:
«Какие из перечисленных прав являются для Вас наиболее важными, значимыми?» (не более 5 вариантов ответа, в % от числа опрошенных)
№ Варианты ответа Все опрошенные Юридическая специальность Гуманитарные специальности
1 право на бесплатную медицинскую помощь 81,1 77,0 85,3
2 право на труд и его справедливую оплату 55,0 54,0 56,0
3 право на бесплатное образование 69,3 65,0 75,0
4 равенство перед законом, право на справедливый суд 60,9 68,0 56,9
5 личная свобода и неприкосновенность 53,8 53,0 50,0
6 право на социальное обеспечение 26,1 25,0 27,6
7 право на неприкосновенность собственности и жилища 38,7 33,0 44,0
8 свобода передвижения и выбор места проживания 13,4 7,0 19,0
9 право на свободу слова 39,9 42,0 40,5
10 свобода совести, право иметь любые убеждения 19,7 25,0 15,5
11 право избирать и быть избранным 8,0 16,0 1,7
12 право на свободу собраний, манифестаций (митингов, демонстраций) 2,9 4,0 2,6
13 право на участие в управлении обществом и государством 9,2 14,0 5,2
14 затрудняюсь ответить 0,4 1,0 0
Всего 478,6 484,0 479,3
(55%), личная свобода и неприкосновенность (53,8%).
Среди студентов-юристов на первые три места по степени важности выходят право на медицинскую помощь (77%), равенство перед законом и справедливый суд (68%) и право на бесплатное образование (65%). Молодежь других гуманитарных специальностей выносят на первые места право на медицинское обслуживание (85,3%) и на бесплатное образование (75%). Со значительным отрывом далее следуют другие гражданские права. Такие права, как личная свобода и неприкосновенность, права на свободу слова, собирают от 53% до 24% опрошенных двух групп (табл. 6).
Обращает на себя внимание, что для гуманитариев оказывается важнее, чем для будущих юристов, право на неприкосновенность собственности и жилища (33% - в первой группе против 44% - во второй) (см. табл. 6).
Права, гарантирующие социальную обеспеченность, доминируют и по этническим подгруппам опрошенной молодежи, но в разной степени. Больше всего это выражено среди адыгейской молодежи, менее - среди смешанной группы национальностей. Этническая специфика проявляется в том, что адыгейскую молодежь в большей степени заботит неприкосновенность жилища (43,1% против 38,6% - среди русских студентов и 32,7% - среди других национальностей). Русские студенты чаще придают значимость личной свободе и неприкосновенности (53,8% - в перовой группе, 60,2% - во второй и 38,8% - в третьей). И среди группы молодежи других национальностей более важными оказываются право на труд и его справедливую оплату (50,8%: 55,4% и 61,2%) и право на свободу слова (33,8%: 41% и 51%, соответственно) (см. табл. 7).
№ Варианты ответа Адыгейцы Русские Другие национальности
1 право на бесплатную медицинскую помощь 87,7 85,5 71,4
2 право на труд и его справедливую оплату 50,8 55,4 61,2
3 право на бесплатное образование 80,0 68,7 65,3
4 равенство перед законом, право на справедливый суд 63,1 59,0 65,3
5 личная свобода и неприкосновенность 53,8 60,2 38,8
6 право на социальное обеспечение 32,3 25,3 24,5
7 право на неприкосновенность собственности и жилища 43,1 38,6 32,7
8 свобода передвижения и выбор места проживания 12,3 15,7 10,2
9 право на свободу слова 33,8 41,0 51,0
10 свобода совести, право иметь любые убеждения 23,1 15,7 22,4
11 право избирать и быть избранным 10,8 1,2 16,3
12 право на свободу собраний, манифестаций (митингов, демонстраций) 1,5 1,2 8,2
13 право на участие в управлении обществом и государством 9,2 3,6 12,2
14 затрудняюсь ответить 1,5 0 0
Всего 503,1 471,1 479,6
Таблица 7
Ответы респондентов на вопрос:
«Какие из перечисленных прав являются для Вас наиболее важными, значимыми?» (не более 5 вариантов ответа, в % от числа опрошенных)
Таким образом, для опрошенной молодежи Республики Адыгея социальная ответственность государства по обеспечению граждан правами на бесплатную медицинскую помощь и образование оказываются приоритетнее, чем другие гражданские права.
Закрепленная в Конституции безусловная ценность прав и свобод личности предполагает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов. Цели ограничения прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально оправданы, а сами ограничения - им адекватны. При этом такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости.
Проведенное прикладное исследование показало, что менее пятой
доли студентов Республики Адыгея признают абсолютную значимость гражданских прав. В частности, они считают, что гражданские права нельзя ограничивать ни при каких условиях (18,5% - по всему массиву респондентов). Республиканская молодежь считает, что ограничение прав человека допустимо, если это нужно для поддержания порядка и стабильности (32,4%), если это нужно для защиты прав другого человека (от 28,6%), если это нужно при расследовании преступлений (25,6%) (см. табл. 8).
Что касается профиля обучения, то разница в ответах будущих юристов и представителей других гуманитарных специальностей невелика. Ограничение прав человека возможно для обеспечения порядка с точки зрения 30% будущих юристов и 35,3% студентов гуманитарных факультетов; для защиты прав другого человека - 30% и 26,7%, соответственно. Права человека не могут быть ограничены ни при каких условиях с точки
Таблица 8
Ответы респондентов на вопрос:
«Когда допустимо ограничение прав человека?» (в % от числа опрошенных)
№ Варианты ответа Все опрошенные Юридическая специальность Гуманитарные специальности
1 если это нужно для защиты прав другого человека 28,6 30,0 26,7
2 если это нужно для поддержания порядка и стабильности 32,4 30,0 35,3
3 если это нужно для улучшения экономического положения людей 4,2 6,0 2,6
4 если это нужно при расследовании преступлений 25,6 21,0 28,4
5 если это нужно при борьбе со стихийными бедствиями 5,5 4,0 6,0
6 если это нужно при военных действиях 14,3 16,0 15,5
7 права человека не могут быть ограничены ни при каких условиях 18,5 15,0 19,0
8 когда полностью доказана вина 0,4 0 0,9
9 затрудняюсь ответить 5,0 9,0 2,6
10 когда человек невменяем 0,4 0 0,9
Всего 134,9 131,0 137,9
зрения 15% студентов юридического факультета и 19% учащихся других гуманитарных факультетов (см. табл. 8).
Сравнительный анализ ответов групп молодежи, различающейся по этнической принадлежности, фиксирует более выраженные установки русских студентов на возможность ограничения прав человека в случае обеспечения порядка и стабильности в стране (37,3%) и если это нужно
Важное место в ценностно-смысловом измерении правовой идентичности индивида занимает понимание роли законов в общественной жизни. Современное правовое государство предполагает признание приоритета права над законом. «Право означает неотчуждаемые свободы и возможности гражданина, на которые государству запрещено покушаться любыми законами и, тем более, подзаконными актами» [3; 52]. Полноценная
при расследовании преступлений (30,1%). Представители смешанной группы национальностей чаще других выражают готовность признать ограничения права человека в случае военных действий (20%). Адыгейцы в равной степени выражают ориентацию на допустимость ограничения гражданских прав при необходимости поддержания порядка и в случае защиты прав другого человека (по 27,7%) (см. табл. 9).
правовая система предполагает высокое качество законодательства, обладающего легитимностью среди населения. В организационном плане режим законности означает строгую регламентацию деятельности учреждений и организаций, поддержание правопорядка на всех уровнях общественной системы.
Большинство опрошенной молодежи в качестве основного предназначения закона выделяют нормативно-регулирующую (45,2%)
Таблица 9
Ответы респондентов на вопрос:
«Когда допустимо ограничение прав человека?» (в % от числа опрошенных)
№ Варианты ответа Адыгейцы Русские Другие национальности
1 если это нужно для защиты прав другого человека 27,7 22,9 32,0
2 если это нужно для поддержания порядка и стабильности 27,7 37,3 34,0
3 если это нужно для улучшения экономического положения людей зд 2,4 10,0
4 если это нужно при расследовании преступлений 20,0 30,1 28,0
5 если это нужно при борьбе со стихийными бедствиями 3,1 6,0 4,0
6 если это нужно при военных действиях 13,8 13,3 20,0
7 права человека не могут быть ограничены ни при каких условиях 18,5 18,1 14,0
8 когда полностью доказана вина 0 1,2 0
9 затрудняюсь ответить 10,8 2,4 6,0
10 когда человек невменяем 0 1,2 0
Всего 124,7 134,9 148,0
и защищающую (42,3%) функции. Предупредительно -воспитательную функцию права отмечают около десятой доли молодежи (7,9%). На репрессивную роль правовых установлений указывают меньшинство студентов. Материалы опроса выявляют большую ориентацию студентов-юристов на ценностно-смысловое понимание
законодательных установлений в ключе реститутивной модели, когда основная часть из них указывает на охранительные функции закона (43,6%). Студенты гуманитарных специальностей чаще всего понимают предназначение закона в ключе обеспечения нормативного регулирования взаимоотношений в обществе (54,3%) (см. табл. 10).
Таблица 10
Ответы респондентов на вопрос:
«В чём, на Ваш взгляд, заключается основная функция закона?» (в % от числа опрошенных)
№ Варианты ответа Все опрошенные Юридическая специальность Гуманитарные специальности
1 карающая 3,3 5,0 2,6
2 защищающая (охранная) 42,3 43,6 39,7
3 нормативно-регулятивная 45,2 34,7 54,3
4 предупредительно-воспитательная 7,9 13,7 3,4
5 поддержание стабильности и порядка в обществе 0,4 1,0 0,0
6 затрудняюсь ответить 0,9 2,0 0,0
Всего 100,0 100,0 100,0
Этнический срез представляет более выраженную ориентацию адыгейцев на реститутивное восприятие закона как того, что должно защищать гражданина (49,2%). Самый популярный ответ среди русских студентов - нормативно-регулятивная
функция закона (57,8%). Обращает на себя также внимание, что в смешанной группе национальностей в 6 раз чаще выбирают ответ, маркирующий предупредительно-воспитательную роль законов в обществе (см. табл. 11).
Таблица 11
Ответы респондентов на вопрос:
«В чём, на Ваш взгляд, заключается основная функция закона?» (в % от числа опрошенных)
№ Варианты ответа Адыгейцы Русские Другие национальности
1 карающая 4,6 2,4 2,0
2 защищающая (охранная) 49,2 34,9 38,0
3 нормативно-регулятивная 40,0 57,8 38,0
4 предупредительно-воспитательная зд 3,6 22,0
5 поддержание стабильности и порядка в обществе 0 1,3 0,0
6 затрудняюсь ответить 3,1 0 0,0
Всего 100,0 100,0 100,0
Как писал К. Манхейм, важно дифференцировать юридическое и социологическое понимание правовых отношений. Юридическая трактовка концентрируется на вопросе: «Какой нормативный смысл логически непротиворечиво должен содержаться в языковых формулировках, выступающих в качестве правовой нормы?». Социологический ракурс исследует «что, фактически, происходит внутри сообщества ввиду возможности того, что люди... исходя из своих субъективных убеждений, считают определенные порядки и нормы обязательными и практически осуществляют их, т.е. руководствуются ими в своих действиях» [4; 258].
Восприятие права как социальной ценности, понимание роли закона в соблюдении правовых установлений влияет на поведение
граждан при условии, что в обществе полноценно функционируют правовые институты (суд, законодательная и исполнительная власть), при применении законов существует равное отношение к любому человеку и за их нарушение закона следует ответственность. Поэтому одним из индикаторов типа правовой идентичности является восприятие гражданами границ правового поведения.
Таким образом, анализ результатов социологического исследования отражает, что эмпирические показатели ценностно-смыслового восприятия права молодежи Адыгеи характеризуются через выделение репрессивных или реститутивных ориентаций, которые маркируют этатистский или гражданский тип правовой идентичности.
Примечания:
1. Вишневский Ю.Р., Трынов Д.В., Шапко В.Т. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования // Социологические исследования. 2009. № 4. С. 108-117.
2. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Юрид. лит., 2009.
3. Пригожин А.И. Законность как социальная ценность // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 51-55.
4. Манхейм К. Избранное: социология культуры. М.: СПб: Университет, кн., 2000. 494 с.
References:
1. Vishnevsky Yu.R., Trynov D.V., Shapko V.T. The civic culture of students. Trends and problems of formation // Sociological studies. 2009. No. 4. P. 108-117.
2. The Constitution of the Russian Federation. The official publication. M.: Jurid. Lit., 2009.
3. Prigozhin A.I. Legitimacy as a social value // Applied legal psychology. 2010. No. 1. P. 51-55.
4. Manheim K. Selected works: sociology of culture. M.: SPb.: University book. 2000. 494 pp.