НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ефремова Мария Владимировна, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
E-mail: maria_efremova93@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы нормативного регулирования формирования доступной среды для лиц с ограниченными ^ возможностями на уровне регионов Российской Федерации, а также возможные • пути их решения.
Ключевые слова: доступная среда, лица с ограниченными
возможностями, нормативное регулирование, социальная политика.
На сегодняшний день законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О связи", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям независимо от организационноправовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
В то же время, формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, соответствующую нормам международного права, в Российской Федерации находится на недостаточном уровне.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, на 2014 год в России зарегистрировано 12 946 тысяч инвалидов (на 1000 человек населения приходится 90,1 человек с ограниченными возможностями), из них 580 - дети, что составляет 4,5% от общего числа инвалидов.
По данным на 1 января 2014 года, среди инвалидов 3896 тысяч человек
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
о
относятся к категории лиц трудоспособного возраста и 8335 тысяч - к категории пенсионного (старше трудоспособного) возраста [1].
По статистике, инвалиды имеют более низкий уровень здоровья и образования, меньшую экономическую активность и более высокие показатели бедности по сравнению с людьми, не имеющими инвалидности. Отчасти это связано с тем, что инвалиды сталкиваются с барьерами, препятствующими их доступу к услугам здравоохранения, образования, занятости и транспорта, а также к информации.
Результаты социологических исследований, проведенных на территории Российской Федерации, показывают, что 60% граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 48% - при совершении покупок. Две трети респондентов - инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха [4].
Мнения инвалидов, полученные в ходе социологических опросов, подтверждаются данными проведенного в ряде субъектов Российской Федерации анализа состояния доступности объектов социальной инфраструктуры. Так, в Новгородской области соответствуют требованиям доступной для инвалидов среды жизнедеятельности только 10% таких объектов, в г. Архангельске - 13%, в г. Курске - 5%.
Сегодня появилась необходимость осуществить поиск новых методологических, организационных подходов к решению задачи социальной защиты инвалидов, совершенствования всех элементов системы социального обеспечения, сочетающих обеспечение нуждающихся категорий граждан как в денежной форме, так и в форме реальной социальной адаптации. Политика в отношении инвалидов должна быть ориентирована на обеспечение равных прав и возможностей инвалидов, а не только на их социальную защиту. Основной целью должно стать обеспечение всестороннего и реального участия инвалидов в политической, экономической, социальной и культурной жизни государств.
В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, в связи с чем приняла на себя ряд серьезных обязательств по обеспечению надлежащего уровня гарантий для людей с ограниченными возможностями [2].
Необходимо отметить, что действующее федеральное законодательство в сфере социальной защиты в целом соответствует нормам Конвенции. Основополагающий в этой сфере Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который определяет государственную политику России в этой области, базируется на международных принципах и нормах о правах и свободах человека. Кроме этого, в 2010 году вступил в силу Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и
о
29
а
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
о
сооружений». Он содержит конкретные требования в части доступности для инвалидов любых объектов, в том числе и на стадии проектирования. Это касается и внутренней планировки здания, и эвакуационных путей и услуг транспортной инфраструктуры.
В то же время, среди проблем нормативно-правового обеспечения в первую очередь необходимо отметить его рекомендательный характер. Кроме этого, в соответствии с действующей нормативно-правовой базой не регулируется вопрос обеспечения инвалидов приспособленным жильем, не оговорены стандарты жилых помещений для инвалидов и членов их семей.
Среди эффективных управленческих решений существующей проблемы создания доступной среды для инвалидов необходимо отметить опыт г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.
В Москве на данный момент основным документом по реализации мер поддержки инвалидов является государственная программа города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы» утвержденная постановлением правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. № 420-ПП.
В 2012-2013 года в рамках программных мероприятий префектурами административных округов и управами районов выполнялись работы по приспособлению для инвалидов около 300 входных групп многоквартирных жилых домов, около 500 квартир, в которых проживают инвалиды (расширение дверных проемов, понижение порогов, приспособление санитарных узлов и др.), порядка 250 дворовых территорий.
Департаментом социальной защиты населения города Москвы в квартирах, где проживают инвалиды с тяжелыми ограничениями в передвижении, устанавливаются потолочные подъемные системы, позволяющие перемещать инвалида в любую точку квартиры. Всего сначала программы оснащения жилых помещений установлено около 543 потолочных подъемных систем, в 2012 году -180, в 2013 году - 161, а в 2014 году запланирована установка 150 таких системы. Эта работа будет продолжена и в последующие годы.
Департаментом капитального ремонта в 2012 году в подъездах жилых домов установлены подъемные платформы по 129 адресам, где проживают инвалиды. В 2013 году - 91 платформы. В 2014 году запланирована установка в рамках программных мероприятий 102 платформ.
Всего в городе в подъездах жилых домов установлено более 2100 таких платформ.
Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы проводились работы по приспособлению для инвалидов на 32 внеуличных переходах.
о
30
а
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
о
Контроль возложен на надзорные органы: Мосгосэкспертиза,
Мосгосстройнадзор, Мосжилинспекция и OATH, а общественный контроль - на общественные объединения инвалидов, в том числе, на Общественную инспекцию по делам инвалидов.
Как можно заключить из рассмотрения программы и приведенных выше показателях, финансирование в отношении жилья для инвалидов обеспечено на 100% из бюджета города Москвы [8].
В Санкт-Петербурге действует программа "Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге" на 2013-2015 годы
Обеспечение доступности жилых помещений и улучшение жилищных условий семей с детьми-инвалидами и инвалидов. Улучшение жилищных условий семей с детьми-инвалидами и инвалидов производится в Санкт-Петербурге в первоочередном порядке.
Техническими заданиями на проектирование и строительство многоквартирных домов для государственных нужд Санкт-Петербурга предусматривается требование о наличии в домах квартир соответствующей планировки: увеличенная ширина дверных проемов и площадь вспомогательных помещений, а также оборудование подъездов домов специальными подъемниками и/или пандусами с поручнями и ограждениями с двух сторон, обеспечивающими беспрепятственное перемещение инвалидов от жилого помещения до улицы.
В то же время реконструкция ранее построенных объектов представляет для города отдельную проблему, связанную с целым рядом ограничений, вызывающих лишь частичное переоборудование входной зоны, тогда как передвижение внутри здания и оказание услуг инвалидам в полном объеме остается невозможным. Особенно остро стоит вопрос о реконструкции жилых зданий, так как указанные объекты находятся в управлении товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Контроль за выполнением программы возложен на Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета г. Санкт-Петербурга и в незначительной степени - за счет средств федерального бюджета.
Необходимо отметить, что положительные результаты работы с программными документами наблюдаются также в республике Татарстан и Самарской области. В то же время, в среднем по стране, реализация программ по обеспечению жизнедеятельности инвалидов показывает низкую эффективность.
Законодательства субъектов Российской Федерации (например, законы Пермского, Ставропольского краев, Нижегородской, Самарской и Московской
о
31
а
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
областей, г. Москвы и др.) создают достаточную правовую основу обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, но не решают в необходимом объеме эту проблему.
По причине отсутствия комплексного подхода к решению важнейшей социальной задачи - создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения возник целый ряд проблем, в том числе:
1. Несовершенство законодательного и нормативного регулирования вопросов обеспечения доступной среды для инвалидов, в частности, рекомендательный для исполнения характер норм, правил и стандартов, определяющих условия формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов.
2. Отсутствие либо неэффективность координации и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и
^ общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды, в том числе при реализации ведомственных, региональных целевых программ и отдельных мероприятий.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
- снижение трудовой и социальной активности инвалидов;
- высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов,
осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на
медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
- ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
В данной ситуации важной является разработка комплексного, системного подхода, направленного на регулирование жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения, обеспечивающий переход от
преимущественно финансовых форм социальной поддержки инвалидов к формам социальной адаптации и вовлечения данных категорий граждан в экономические и социальные процессы, происходящие в обществе. Запускаются программы, направленные на преодоление самоизоляции инвалидов и снижение их социальной зависимости.
Данный подход должен обеспечиваться путем разработки и внедрения в практику новых нормативных, проектно-конструкторских, технических и организационных решений, разработанных с учетом российского и
о
32
а
о
международного опыта, способствующих формированию в Российской Федерации доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, что обеспечит создание условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в Российской Федерации.
Литература:
о
1.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, раздел "Положение инвалидов": [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения 05.03.2015).
2. Распоряжение Президента Российской Федерации от 05.08.2008 г. № 450-рп: [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения 26.06.2015).
3. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: [Электронный ресурс] URL: http:// base.consultant.ru/ (дата обращения 26.06.2015).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р " Государственная Программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения 26.06.2015).
5. Аналитический вестник Совета Федерации № 4 (447) "Партнерство государства и гражданского общества в обеспечении доступной среды жизнедеятельности для инвалидов" (материалы к «правительственному часу» 310 заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации): Москва, январь 2012 - 81 с.
6. Государственная программа города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы»: [Электронный ресурс] URL: http:// base.consultant.ru/ (дата обращения 26.06.2015).
7. А.С. Ямщиков, И.Р. Руйга, М.В. Ефремова Формирование и развитие нормативно-правового обеспечения социальной защиты инвалидов в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство, № 12 (ч. 3) (53-3) 2014 г. - с. 45-49
8. А.С. Ямщиков, И.Р. Руйга, М.В. Ефремова, Т.В. Зюбанова Необходимость использования механизмов государственно (муниципально)-частного партнерства при решении вопросов обеспечения нуждающихся инвалидов приспособленным жильем на муниципальном уровне // Экономика и предпринимательство, № 12 (ч. 4) (53-4) 2014 г. - с.238
о
33
а