УДК 332.145
УЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКТОРА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ЖИЛЫХ РАЙОНОВ ГОРОДА
А.А. Шрейбер, канд. техн. наук,
Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: shreiberaa@yandex.ru С.А. Семенова,
Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства E-mail: sveta_semenova@bk.ru
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием безбарьерной среды жилых районов города с учетом экономического фактора.
Ключевые слова: жилые районы, безбарьерная среда, финансовое обеспечение программ по обустройству доступной среды жилых районов.
Abstract. In the article addresses the problems associated with the creation of barrier-free environment of residential areas of the city, taking into account the economic factor.
Keywords: residential areas, barrier-free environment, financial support programmes to develop accessible environments of residential areas.
Современные подходы к преодолению дискриминации и избавлению от сегрегации и предрассудков в отношении инвалидов, полное вовлечение этой категории населения и маломобильных групп населения во все аспекты жизни и деятельности общества накладывают особые условия на организацию городских пространств и, прежде всего, жилых районов.
Одним из таких условий является повсеместное создание безбарьерной среды. Под безбарьерной средой понимается такая организация окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических и других ограничений, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту. Жилище, социальная, транспортная и инженерная инфраструктуры города,
обеспечивающие устойчивое развитие и функционирование отдельных объектов, районов, городов, поселений, зон отдыха, а также средства визуальной и звуковой информации должны быть приспособлены для использования и понимания абсолютно всеми категориями населения.
Изучение зарубежного опыта формирования городской среды позволяет утверждать, что к настоящему моменту эта проблема в большинстве развитых стран практически решена. Наиболее высокий уровень доступности городской среды для маломобильных групп населения (МГН) и инвалидов достигнут в Австрии, Англии, Германии, Испании, Канаде, США. В этих странах широко применяются принципы универсального дизайна, позволяющие приспособить территорию, здания и сооружения к потребностям различных групп населения, что особенно актуально в условиях растущего числа пожилых людей.
Принципиально иная ситуация в России, где городские пространства, и прежде всего территории жилых районов, не приспособлены для осуществления полноценных процессов жизнедеятельности МГН и инвалидов. Например, российский инвалид-колясочник без посторонней помощи не может выйти из собственного дома, преодолеть не оборудованный подъемником лестничный пролет, перейти через дорогу или посетить парикмахерскую - на его пути будут встречаться непреодолимые барьеры в виде лестниц и бортиков. Повсеместно наблюдается фрагментарный подход к решению проблем передвижения этой категории населения. Практически в любом городе нашей страны показатели доступности объектов городской среды для МГН и инвалидов не соответствуют действующим международным и российским стандартам.
Как показывают результаты социологических исследований, наиболее критически доступность социальной инфраструктуры оценивают респонденты с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: почти 60% из них приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом; 57 - 58% - при посещении учреждений культуры и государственных учреждений; 48% - при совершении покупок. Две трети респондентов - инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха.
Результаты социологических опросов подтверждаются данными объективных оценок, полученных в ходе анализа, проведенного в ряде субъектов Российской Федерации по определению доступности объектов городской и социальной инфраструктуры. В Новгородской области, например, лишь 10% объектов соответствуют минимальным потребностям МГН и инвалидов. В Архангельске МГН и инвалиды имеют бес-
препятственный доступ только к 13% объектов городской социальной инфраструктуры. В Курске - 95% социально значимых объектов из-за отсутствия элементарных приспособлений (пандусы, дверные проемы, звуковые и световые указатели) недоступны для инвалидов.
В 2011 г. принята Федеральная целевая государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг.» [1], которая в качестве одной из основных задач определяет «.. .оценку состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» и формирование к 2016 году (в соответствии с целями федеральной целевой программы) условий для беспрепятственного доступа к этим объектам для инвалидов и других МГН. Актуальной представляется разработка механизма принятия решений по обустройству доступной среды на основе анализа стартовых условий - современного состояния жилых районов города.
Авторами статьи разработан механизм, позволяющий оценить степень приспособленности городской среды жилых районов к потребностям МГН и инвалидов [2; 3] и в зависимости от этого определять приоритетность выбора тех или иных градостроительных и технических решений при обустройстве безбарьерной (доступной) среды. Алгоритм принятия решений приведен на рис. 1.
Выбор рациональных решений предлагается осуществлять по специальному интегральному показателю Кобщ - обобщенному критерию, сформированному на основе совокупности значимо влияющих оценочных локальных критериев оценки и оценочных показателей, характеризующих сравниваемые варианты городской среды жилых районов (1, 2).
У К. X а.
^ 1 1
ККобгц.
у а
(1)
К < К< 1 (2)
доп. общ х 7
где: Кобщ - обобщенный критерий оценки городской среды жилых районов потребностям МГН и инвалидов; К. - 1-ый локальный критерий оценки;
а. - весовой коэффициент значимости 1-ого локального критерия оценки; п - число локальных критериев оценки.
1-й этап. Сбор исходных данных но исследуемой территории
1.1. Натурные обследования элементов городской среды
1.2. Анализ элементов городской среды
2-й этап. Опенка современного уровня доступности городской среды исследуемой территории
2,1. Расчет локальных критериев оценки доступности городекой среды
2.2. Расчет обобщенного критерия оценки доступности городской среды
2.3. Оценка современного уровня доступности городской среды
3-й этап. Определение комплекса мероприятий, направленных на создание безбарьернон (доступной) среды
Комплекс мероприятий по улучшению параметров городской
среды с учетом потребностей маломобильных, групп населения и инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата
Комплекс мероприятий по улучшению параметров городской среды с учетом потребностей инвалидов по зрению и инвалидов по слуху
Комплекс мероприятий по улучшению параметров комфортабельности и безопасности городской среды для маломобильных групп населения
И инвалидов
4-й этап. Формирование программы мероприятий по адаптации территории е учетом экономическою фактора
4.1. I этап
Устранение недопустимых нарушений при обустройстве безбарьерной среды среды
4.2. II этап
Доведение уровня доступности городской среды до удовлетворительного состояния
i
4.3. Ill этап
Доведение уровня доступности городской среды до действующих стандартов
Рис.1. Алгоритм принятия решений в ходе формирования безбарьерной среды жилых районов
Характеристика степени доступности городской среды жилых районов от величины обобщенного критерия оценки городской среды жилых районов приведена в табл. 1.
Таблица 1
Условия обеспечения доступности городской среды жилых районов
Значение обобщенного критерия оценки Кобщ Характеристика степени доступности городской среды жилых районов
< 0,3 Абсолютно не приспособлена
0,3-0,5 Удовлетворительное состояние
0,5-0,65 Хорошее состояние
> 0,65 Соответствует действующим нормативам
В качестве локальных критериев комплексной оценки городской среды предлагаются три локальных критерия: К1 - критерий доступности городской среды для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и маломобильных групп населения и инвалидов; К2 - критерий доступности городской среды для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху; К3 - критерий безопасности и комфортабельности городской среды для всех категорий населения с ограниченными возможностями.
Одним из основных принципов формирования городской среды жилых районов является комплексность и высокое качество проведения работ по адаптации территорий. Финансирование этих работ определяется городскими целевыми программами и не всегда осуществляется ритмично, поэтому задача выбора приоритетов в осуществлении тех или иных мероприятий по адаптации городской среды жилых районов является первоочередной.
Основным принципом является постепенное качественное и количественного улучшение оценочных показателей, характеризующих состояние городской среды. Представляется недопустимым осуществить мероприятия по повышению доступности зданий, сооружений и территорий для людей с ограниченными возможностями, не повышая одновременно с этим комфортабельность и безопасность городской среды. Однако на практике полномасштабной реализации такого подхода препятствует ограниченность материально-технических и, прежде всего, финансовых ресурсов.
Поэтому для реальной градостроительной практики предлагается система поэтапной модернизации городской среды жилых районов с учетом потребностей МГН и инвалидов.
На первом этапе осуществляется комплекс мероприятий, направленный на улучшение оценочных показателей, характеризующих городскую среду, нулевые оценки которых недопустимы. Этот этап включает комплекс мероприятий по приведению в соответствие с действующими нормами ширины, уклонов, перепадов путей движения и устройства тактильных средств дублирования информации на них, приведение внутренних коммуникаций зданий в соответствие с действующими нормами, а также обеспечение доступности приоритетных объектов (образовательных, лечебно-профилактических, торговых и кредитно-финансовых учреждений) и др.
Наличие нулевых значений для ряда показателей допускается только при комплексной оценке существующей городской среды [4]. При формировании новой городской среды (строительство, реконструкция, комплексное благоустройство) значения всех показателей должны соответствовать требованиям нормативных документов.
Анализируя содержательную часть мероприятий первого этапа, можно сформулировать следующие практические рекомендации по их о суще ствлению:
1. Учитывая значительные объемы ремонтно-строительных и монтажных работ, которые следует проводить в жилых зданиях для приведения их в соответствие с нормативными требованиями в части доступности и безопасности для групп населения с ограниченными возможностями (а именно - установку подъемников, замену лифтового оборудования, расширение проемов, монтаж инженерных систем и др.), эти работы рекомендуется выполнять в рамках программ капитального ремонта жилищного фонда. Причем в процессе капитального ремонта необходимо вести работы в строгом соответствии с Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, исполняя нормативные требования в части доступности зданий для МГН и инвалидов без разбивки на этапы.
2. Органы исполнительной власти должны добиваться выполнения в полном объеме всех требований нормативных документов в части доступности зданий для МГН и инвалидов за счет внебюджетных источников финансирования от владельцев и арендаторов нежилых помещений, в которых располагаются коммерческие организации (магазины, кредитно-финансовые, негосударственные лечебно-профилактические, зрелищные учреждения и др.).
3. Для обеспечения доступности объектов социальной сферы, финансируемых из региональных и местных бюджетов, необходимо на-
личие отраслевых программ (образование, культура, здравоохранение и др.), предусматривающих выполнение этих работ в установленные сроки и в объемах, соответствующих нормативным требованиям.
Второй этап включает в себя комплекс мероприятий, проведение которых позволяет достичь количественного значения комплексного показателя оценки городской среды, соответствующего ее удовлетворительному состоянию с точки зрения потребностей МГН и инвалидов.
Выбор мероприятий, рекомендуемых к исполнению на втором этапе, обусловлен необходимостью осуществления наиболее приоритетных из них для создания благоприятной среды для МГН и инвалидов, таких как:
■ выделение (обозначение) основных путей движения, наличие и доступность выделенных мест для инвалидов на открытых автостоянках около жилых зданий, у приоритетных объектов культурно-бытового обслуживания населения, наличие на придомовых и городских территориях акустических и тактильных средств дублирования визуальной информации;
■ наличие на пересечениях пешеходных путей элементов предупреждения для слабослышащих людей;
■ наличие внутри зданий акустических устройств дублирования визуальной информации и тактильной информации;
■ оборудование замкнутых пространств внутри зданий и сооружений средствами связи и др.
Третий этап предполагает приведение городской среды в соответствие с действующими нормативными требованиями. Мероприятия, рекомендуемые в составе третьего (заключительного) этапа работ:
■ создание безбарьерного каркаса территорий;
■ устройство комплексных систем информации и связи (информационных узлов);
■ при необходимости установка подъемников, движущихся тротуаров, переоборудование лифтов;
■ обустройство площадок для отдыха и занятий спортом малыми формами, специальным оборудованием с учетом потребностей МГН и инвалидов;
■ использования для них элементов озеленения и шумозащитных экранов (при необходимости) и др.
Третий этап является наиболее трудоемким, технически сложным и дорогостоящим, поскольку на этом этапе осуществляется модерниза-
ция жилищного фонда с элементами реконструкции (расширение путей эвакуации в зданиях), а также значительные объемы работ по реконструкции объектов наружного благоустройства (путей движения, плоскостных сооружений и т.п.).
Исследования показали, что существует тесная взаимосвязь между обобщенным критерием оценки городской среды жилых районов потребностям МГН и инвалидов (Кобщ) и сметной стоимостью мероприятий, требуемых для адаптации территорий жилых районов. Графическая экспериментальная зависимость между количественным значением критерия комплексной оценки соответствия городских территорий потребностям МГН и инвалидов и удельной стоимостью работ по адаптации (С) приведена на рис. 2 и описывается полиномом третьей степени: С = 318155 X К3 щ - 279079 X К2 щ + 81565 X К - 626,42
общ общ общ
т
то б
св 2 . 20000 & ИЮ
ь ку
н ^ а иасс
со
ми иц оа т с
и
§ и
т е м С
тт
пит &
5000
II тгап
этап
I Пуган
0.1 0.2
0,3 0.4 0.5 0,6 0 7
Обобщенный критерий оценки городской среды, балл
Рис. 2. Зависимость удельной сметной стоимости работ от обобщенного критерия оценки по адаптации территории (в расчете на 1 кв.м территории)
Проведенные исследования позволяют использовать указанную зависимость для определения объемов требуемых финансовых затрат на адаптацию городской среды жилых районов к потребностям МГН и инвалидов при планировании работ и при разработке различных вариантов проектов капитального ремонта, реконструкции, модернизации зданий, сооружений, городских и придомовых территорий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 № 175 (ред. от 26.12.2011) «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
2. Семенова С.А., Шрейбер А.А. Формирование городской среды жилых районов с учетом потребностей маломобильных групп населения и инвалидов // Архитектура и строительство России. 2011. №7.
3. Шрейбер А.А., Семенова С.А. Города для всех: проекты и реальность // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2011. № 1.
4. СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России). - М., 2001.