И. Р. Мясников
(Санкт-Петербург)
Правовые предпосылки создания нового
образовательного сектора по вопросам доступной среды
для инвалидов
В статье на основе анализа законодательных актов обосновывается необходимость организации дополнительного обучения широких слоев специалистов и руководящих работников в повседневной работе с инвалидами.
Наметившийся в нашей стране процесс гуманизации общественных отношений стимулирует обострение интереса к проблемам инвалидов. При этом принятые в последние 2-3 года нормативные и правовые документы федерального и международного уровня обозначили новый вектор развития социальной политики в Российской Федерации. Так, нашим государством в 2008 г. была подписана, а в 2012 г. ратифицирована «Конвенция ООН о правах инвалидов», которая определила международные обязательства государств-участников в области реабилитации инвалидов для достижения инвалидами максимальной независимости, реализации их физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного вовлечения во все аспекты жизни общества.
В стране вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией «Конвенции о правах инвалидов» [2], внесший изменения в 25 федеральных законов с целью обеспечения гарантий государства в организации доступности услуг и эффективной реализации мер реабилитации. Согласно данному федеральному закону приняты приказы министерств России, которые устанавливают порядок обеспечения инвалидам условий доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи. При этом Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» введена новая статья 3.1 «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности».
В связи с этим возникает насущная потребность в повышении квалификации, а так-
же подготовке и переподготовке управленческих, педагогических, инженерно-технических кадров в аспекте развития их компе-тентностей в работе с инвалидами в рамках требований данных законов. Например, на основании статьи 14 181-ФЗ «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации» вводится система субтитрования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов, перевода посредством русского жестового языка (сурдоперевод, тифлосурдоперевод] для глухих, глухонемых и слепоглухонемых инвалидов. Соответственно, в стране должна быть отлажена система подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей и переводчиков русского жестового языка.
Статья 15 этого же закона закрепляет полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий], организаций независимо от их организационно-правовых форм в обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спор-тивные организации, организации культуры и другие организации, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников]. Создание безбарьерной среды должно учитывать потребности разных категорий инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, с ограничением двигательных функций, с недостаточным умственным развитием.
В настоящее время реализуется государственная программа «Доступная среда», утвержденная постановлением Правительства РФ [4]. В задачах программы подчеркивается необходимость формирования просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров; при этом работники организаций, предоставляющих услуги населению, обязаны организовать помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Зачастую, однако, работники организаций не имеют опыта работы с инвалидами, испытывают психологические барьеры в общении с ними. В связи с этим открывается широкое поле для краткосрочного дополнительного образования практически всех категорий работников и специалистов, работающих с населением.
Законодательством РФ особое внимание уделяется доступности для инвалидов общего и профессионального образования, получению ими адресных образовательных услуг. Так, в результате реализации программы «Доступная среда» ожидается увеличение доли (к 2020 году]:
- детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста (до 100% к 2020 году];
- детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста (до 50%];
- дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций (до 20%];
- увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста (до 100% к 2020 году];
- общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций (до 25%];
- приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры;
- граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан (до 54,7%];
- профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (до 25% таких организаций к 2020 году].
Поскольку основным исполнителем и координатором программы «Доступная среда» является Минтруд России, то в принятых подведомственных актах министерства раскрыты не только организационно-правовые, но и организационно-методические направления по обеспечению условий доступности. Так, в приказах Минтруда от 30.07.2015 № 527н и 31.07.2015 № 528н предусмотрено оказание помощи инвалиду в преодолении барьеров, мешающих получению им услуг. Приказом Минтруда России от 30.09.2015 № 672 «Об утверждении плана мероприятий Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации («дорожной карты»] по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг» разработаны паспорта доступности, планы и контроль за выполнением планов доступности объектов и услуг для инвалидов.
В связи с широкомасштабными преобразованиями нормативного правого поля по социальной защите инвалидов и реализацией программы «Доступная среда» возникла необходимость в формировании нового образовательного сектора, связанного с обучением и инструктированием специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
«Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса» № АК-44/05вн, утвержденными Ми-нобрнауки России 08.04.2014, в образовательной организации высшего образования предусмотрено создание структурного подразделения, ответственного за обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, либо осуществлено придание соот-
ветствующих полномочий и ответственности имеющимся структурным подразделениям. В штат образовательных организаций вводятся должности тьютора, педагога-психолога, социального педагога (социального работника], специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов с целью комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Также в образовательной организации должна проводиться дополнительная подготовка преподавателей с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий.
Для обеспечения образовательных услуг в любом образовательном учреждении потребуется также обучение специальным, новым знаниям и умениям не только педагогического состава, но и работников вспомогательных служб.
В Санкт-Петербурге, как в крупном субъекте Российской Федерации, активно проводится работа по созданию инвалидам доступной инженерной и образовательной среды. В связи с этим внесены необходимые изменения в 14 законов Санкт-Петербурга, в том числе в сфере социальной защиты, образования, физической культуры и спорта, культуры, информации и связи, специализированного транспортного обслуживания, избирательного права.
Действует Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2015 № 84-рп «О плане мероприятий («дорожной карте»] по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016-2020 годы». В каждом из 18 районов Санкт-Петербурга действуют Комиссии по доступности, в ведении которых находятся вопросы обеспечения доступной среды жизнедеятельности на территории района Санкт-Петербурга. В городе формируется Карта доступности. По данным национального рейтинга, проведенного Всероссийской общественной организацией «Союз добровольцев России», Санкт-Петербург по доступной среде занял 8-е место среди 85 субъектов Российской Федерации.
Важным организационно-распорядительным документом стало распоряжение Коми-
тета по социальной политике Санкт-Петербурга от 10.11.2015 г. № 155, утвердившее «Методические рекомендации по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры». В Методических рекомендациях разработана учебно-тематическая программа проведения инструктирования специалистов государственных учреждений по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, предусмотрена форма отчета государственного учреждения об организации проведения инструктирования специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере социальной защиты населения.
Сущность инструктирования состоит в обучении персонала учреждения навыкам психологического сопровождения и оказания помощи инвалидам в преодолении архитектурных и инженерных барьеров.
В Санкт-Петербургском ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» Комитета по социальной политике проводится образовательная работа со специалистами учреждений социального обслуживания города по вопросам доступности среды и другим, связанным с их деятельностью в отношении инвалидов. С января по июнь 2016 года проведено 16 семинаров, на которых прошли обучение 104 специалиста.
Таким образом, очевидно, что изменения в социальной политике государства и масштабная реновация законодательной базы по вопросам доступной среды инвалидов на основе ратификации Россией «Конвенции ООН о правах инвалидов» обосновывают появление в образовательном пространстве нового сектора, связанного с обучением граждан по вопросам инвалидности и устранения отношен-ческих барьеров; инвалидов с целью повышения их информированности, выработки активной жизненной позиции; преподавателей учебных заведений, сурдопереводчиков и др., деятельность которых связана с образованием, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями; руководителей и специалистов органов и учреждений всех сфер по оказанию помощи инвалидам в преодолении барьеров и получении ими качественных услуг.
Литература
1. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ.
2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией «Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ.
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (изм. 27.12.2015 г.).
4. Постановление Правительства РФ «Государственная программа «Доступная среда» от 01.12.2015 г. № 1297 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/71265834/
5. Приказ Минтруда России «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 30.07.2015 г №527н.
6. Приказ Минтруда России «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» от 31.07.2015 г. № 528н.
7. Приказ Минтруда России «Об утверждении плана мероприятий министерства труда и социальной защиты Российской Федерации («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг» 30.09.2015 г. № 672.
8. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утв. Минобрнауки России 08.04.2014 г. № АК-44/05вн [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.pravo.ru/document/view/56923452/
9. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга «О плане мероприятий («дорожной карте») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016-2020 годы» от 28.12.2015 № 84-рп [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/822405600/
10. Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 4 апреля 2011 года N 73-р «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры»
11. Приказ Председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 10.11.2015 г. № 155 «Об организации инструктирования специалистов государственных учреждений по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере социальной защиты населения» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.city4you.spb.ru/