Научная статья на тему 'Правовые предпосылки создания нового образовательного сектора по вопросам доступной среды для инвалидов'

Правовые предпосылки создания нового образовательного сектора по вопросам доступной среды для инвалидов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
333
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНВАЛИДЫ / БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / ОТНОШЕНЧЕСКИЙ БАРЬЕР / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / SOCIAL PROTECTION / LEGISLATION / PEOPLE WITH DISABILITIES / BARRIER-FREE ENVIRONMENT / RELATIONAL BARRIER / IN-SERVICE TRAINING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мясников И. Р.

В статье на основе анализа законодательных актов обосновывается необходимость организации дополнительного обучения широких слоев специалистов и руководящих работников в повседневной работе с инвалидами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мясников И. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal prerequisites for creating new education sector on problems of available environment for the disabled

On the basis of the analysis of legislation acts the need for supplementary training of wide range of professionals and managers in their daily work with the disabled is justified

Текст научной работы на тему «Правовые предпосылки создания нового образовательного сектора по вопросам доступной среды для инвалидов»

И. Р. Мясников

(Санкт-Петербург)

Правовые предпосылки создания нового

образовательного сектора по вопросам доступной среды

для инвалидов

В статье на основе анализа законодательных актов обосновывается необходимость организации дополнительного обучения широких слоев специалистов и руководящих работников в повседневной работе с инвалидами.

Наметившийся в нашей стране процесс гуманизации общественных отношений стимулирует обострение интереса к проблемам инвалидов. При этом принятые в последние 2-3 года нормативные и правовые документы федерального и международного уровня обозначили новый вектор развития социальной политики в Российской Федерации. Так, нашим государством в 2008 г. была подписана, а в 2012 г. ратифицирована «Конвенция ООН о правах инвалидов», которая определила международные обязательства государств-участников в области реабилитации инвалидов для достижения инвалидами максимальной независимости, реализации их физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного вовлечения во все аспекты жизни общества.

В стране вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией «Конвенции о правах инвалидов» [2], внесший изменения в 25 федеральных законов с целью обеспечения гарантий государства в организации доступности услуг и эффективной реализации мер реабилитации. Согласно данному федеральному закону приняты приказы министерств России, которые устанавливают порядок обеспечения инвалидам условий доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи. При этом Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» введена новая статья 3.1 «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности».

В связи с этим возникает насущная потребность в повышении квалификации, а так-

же подготовке и переподготовке управленческих, педагогических, инженерно-технических кадров в аспекте развития их компе-тентностей в работе с инвалидами в рамках требований данных законов. Например, на основании статьи 14 181-ФЗ «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации» вводится система субтитрования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов, перевода посредством русского жестового языка (сурдоперевод, тифлосурдоперевод] для глухих, глухонемых и слепоглухонемых инвалидов. Соответственно, в стране должна быть отлажена система подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей и переводчиков русского жестового языка.

Статья 15 этого же закона закрепляет полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий], организаций независимо от их организационно-правовых форм в обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спор-тивные организации, организации культуры и другие организации, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников]. Создание безбарьерной среды должно учитывать потребности разных категорий инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, с ограничением двигательных функций, с недостаточным умственным развитием.

В настоящее время реализуется государственная программа «Доступная среда», утвержденная постановлением Правительства РФ [4]. В задачах программы подчеркивается необходимость формирования просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров; при этом работники организаций, предоставляющих услуги населению, обязаны организовать помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Зачастую, однако, работники организаций не имеют опыта работы с инвалидами, испытывают психологические барьеры в общении с ними. В связи с этим открывается широкое поле для краткосрочного дополнительного образования практически всех категорий работников и специалистов, работающих с населением.

Законодательством РФ особое внимание уделяется доступности для инвалидов общего и профессионального образования, получению ими адресных образовательных услуг. Так, в результате реализации программы «Доступная среда» ожидается увеличение доли (к 2020 году]:

- детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста (до 100% к 2020 году];

- детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста (до 50%];

- дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций (до 20%];

- увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста (до 100% к 2020 году];

- общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций (до 25%];

- приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры;

- граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан (до 54,7%];

- профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (до 25% таких организаций к 2020 году].

Поскольку основным исполнителем и координатором программы «Доступная среда» является Минтруд России, то в принятых подведомственных актах министерства раскрыты не только организационно-правовые, но и организационно-методические направления по обеспечению условий доступности. Так, в приказах Минтруда от 30.07.2015 № 527н и 31.07.2015 № 528н предусмотрено оказание помощи инвалиду в преодолении барьеров, мешающих получению им услуг. Приказом Минтруда России от 30.09.2015 № 672 «Об утверждении плана мероприятий Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации («дорожной карты»] по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг» разработаны паспорта доступности, планы и контроль за выполнением планов доступности объектов и услуг для инвалидов.

В связи с широкомасштабными преобразованиями нормативного правого поля по социальной защите инвалидов и реализацией программы «Доступная среда» возникла необходимость в формировании нового образовательного сектора, связанного с обучением и инструктированием специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.

«Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса» № АК-44/05вн, утвержденными Ми-нобрнауки России 08.04.2014, в образовательной организации высшего образования предусмотрено создание структурного подразделения, ответственного за обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, либо осуществлено придание соот-

ветствующих полномочий и ответственности имеющимся структурным подразделениям. В штат образовательных организаций вводятся должности тьютора, педагога-психолога, социального педагога (социального работника], специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов с целью комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Также в образовательной организации должна проводиться дополнительная подготовка преподавателей с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий.

Для обеспечения образовательных услуг в любом образовательном учреждении потребуется также обучение специальным, новым знаниям и умениям не только педагогического состава, но и работников вспомогательных служб.

В Санкт-Петербурге, как в крупном субъекте Российской Федерации, активно проводится работа по созданию инвалидам доступной инженерной и образовательной среды. В связи с этим внесены необходимые изменения в 14 законов Санкт-Петербурга, в том числе в сфере социальной защиты, образования, физической культуры и спорта, культуры, информации и связи, специализированного транспортного обслуживания, избирательного права.

Действует Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2015 № 84-рп «О плане мероприятий («дорожной карте»] по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016-2020 годы». В каждом из 18 районов Санкт-Петербурга действуют Комиссии по доступности, в ведении которых находятся вопросы обеспечения доступной среды жизнедеятельности на территории района Санкт-Петербурга. В городе формируется Карта доступности. По данным национального рейтинга, проведенного Всероссийской общественной организацией «Союз добровольцев России», Санкт-Петербург по доступной среде занял 8-е место среди 85 субъектов Российской Федерации.

Важным организационно-распорядительным документом стало распоряжение Коми-

тета по социальной политике Санкт-Петербурга от 10.11.2015 г. № 155, утвердившее «Методические рекомендации по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры». В Методических рекомендациях разработана учебно-тематическая программа проведения инструктирования специалистов государственных учреждений по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, предусмотрена форма отчета государственного учреждения об организации проведения инструктирования специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере социальной защиты населения.

Сущность инструктирования состоит в обучении персонала учреждения навыкам психологического сопровождения и оказания помощи инвалидам в преодолении архитектурных и инженерных барьеров.

В Санкт-Петербургском ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» Комитета по социальной политике проводится образовательная работа со специалистами учреждений социального обслуживания города по вопросам доступности среды и другим, связанным с их деятельностью в отношении инвалидов. С января по июнь 2016 года проведено 16 семинаров, на которых прошли обучение 104 специалиста.

Таким образом, очевидно, что изменения в социальной политике государства и масштабная реновация законодательной базы по вопросам доступной среды инвалидов на основе ратификации Россией «Конвенции ООН о правах инвалидов» обосновывают появление в образовательном пространстве нового сектора, связанного с обучением граждан по вопросам инвалидности и устранения отношен-ческих барьеров; инвалидов с целью повышения их информированности, выработки активной жизненной позиции; преподавателей учебных заведений, сурдопереводчиков и др., деятельность которых связана с образованием, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями; руководителей и специалистов органов и учреждений всех сфер по оказанию помощи инвалидам в преодолении барьеров и получении ими качественных услуг.

Литература

1. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ.

2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией «Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ.

3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (изм. 27.12.2015 г.).

4. Постановление Правительства РФ «Государственная программа «Доступная среда» от 01.12.2015 г. № 1297 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/71265834/

5. Приказ Минтруда России «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 30.07.2015 г №527н.

6. Приказ Минтруда России «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» от 31.07.2015 г. № 528н.

7. Приказ Минтруда России «Об утверждении плана мероприятий министерства труда и социальной защиты Российской Федерации («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг» 30.09.2015 г. № 672.

8. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утв. Минобрнауки России 08.04.2014 г. № АК-44/05вн [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.pravo.ru/document/view/56923452/

9. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга «О плане мероприятий («дорожной карте») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016-2020 годы» от 28.12.2015 № 84-рп [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/822405600/

10. Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 4 апреля 2011 года N 73-р «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры»

11. Приказ Председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 10.11.2015 г. № 155 «Об организации инструктирования специалистов государственных учреждений по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере социальной защиты населения» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.city4you.spb.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.