Научная статья на тему 'Проблема качества предоставления транспортных услуг для маломобильного населения Москвы'

Проблема качества предоставления транспортных услуг для маломобильного населения Москвы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
271
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
МАЛОМОБИЛЬНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / PEOPLE WITH DISABILITIES / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ / CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS / КАЧЕСТВО СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE QUALITY OF LIVING ENVIRONMENT / ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ / THE INTEGRATION OF DISABLED PERSONS IN THE SOCIAL ENVIRONMENT / ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ / PHYSICAL ABNORMALITIES / ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ / MENTAL DEVIATIONS / СЕНСОРНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ / SENSORY ABNORMALITIES / ЛЮДИ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА / ELDERLY / ОБЪЕКТЫ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / URBAN INFRASTRUCTURE / ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ / URBAN TRANSPORT / ПРИ-ГОРОДНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / THE TRANSFORMATION OF THE TRANSPORT MEDIUM / БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / BARRIER-FREE ENVIRONMENT / ФИЗИЧЕСКИЙ БАРЬЕР / PHYSICAL BARRIER / СТРОИТЕЛЬНЫЙ БАРЬЕР / CONSTRUCTION BARRIER / ПРИНЦИП "ДИЗАЙН ДЛЯ ВСЕХ" / THE PRINCIPLE OF "DESIGN FOR ALL" / ДЕСТИМУЛЯЦИЯ ИНВАЛИДОВ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / SOCIAL DEPENDENCY / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ISOLATION / МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / MEDICAL REHABILITATION / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / SOCIAL REHABILITATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL REHABILITATION / ИНВАЛИДИЗАЦИЯ / DISABILITY / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / LOW MOBILE POPULATIONS / COMMUTER SERVICE / DISCOURAGE PERSONS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лаамарти Ю. А.

Проблема качества предоставления транспортных услуг для маломобильного насе-ления г.Москвы является актуальной на сегодняшний день. Существующие в нашем обще-стве всевозможные барьеры препятствуют нормальной адаптации и реабилитации ма-ломобильных граждан, и чаще всего сопровождаются рядом серьезных негативных по-следствий. Необходимо выработать комплекс реабилитационных мер, в основе которых должен быть заложен индивидуальный подход к каждому конкретному человеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF QUALITY OF TRANSPORTATION SERVICES FOR THE DISABLED POPULATION OF MOSCOW

The problem of quality of transportation services for the disabled population of Moscow is relevant for today. All sorts of barriers,existing in our society,impede the normal adjustment and rehabilitation of disabled citizens and are often accompanied by a number of serious adverse effects.It is necessary to develop a complex of measures for rehabilitation, which would be based on an individual approach to each person.

Текст научной работы на тему «Проблема качества предоставления транспортных услуг для маломобильного населения Москвы»

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНОГО НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ

THE PROBLEM OF QUALITY OF TRANSPORTATION SERVICES FOR THE DISABLED POPULATION OF MOSCOW

Ю.А. Лаамарти Y.A. Laamarti

ГОУ ВПО МГСУ

Проблема качества предоставления транспортных услуг для маломобилъного населения г.Москвы является актуальной на сегодняшний день. Существующие в нашем обществе всевозможные барьеры препятствуют нормальной адаптации и реабилитации маломобильных граждан, и чаще всего сопровождаются рядом серьезных негативных последствий. Необходимо выработать комплекс реабилитационных мер, в основе которых должен быть заложен индивидуальный подход к каждому конкретному человеку.

The problem of quality of transportation services for the disabled population of Moscow is relevant for today. All sorts of barriers,existing in our society,impede the normal adjustment and rehabilitation of disabled citizens and are often accompanied by a number of serious adverse effects.It is necessary to develop a complex of measures for rehabilitation, which would be based on an individual approach to each person.

Равенство прав дается человеку при рождении, равенство возможностей - результат деятельности общества, государства и самого человека, для того чтобы реализовать эти права. Ахиллесовой пятой нашего общества является проблема маломобильного населения.

Нельзя выбрасывать человека «за борт» исходя из его физических недостатков. Люди с ограниченными возможностями должны чувствовать себя комфортно в обществе.

Нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий. Среди них:

- дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни. Это, в свою очередь, увеличивает потребность в бюджетных средствах для обеспечения доходов и предоставления инвалидам социальной поддержки в иных формах (льготы, компенсации);

- высокая социальная зависимость, вынужденная самоизоляция инвалидов. Она осложняет проведение мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов, выступает в качестве самостоятельного фактора инвалиди-зации, предопределяет возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;

Такому положению дел способствует наличие целого ряда недостатков в обеспечении доступности для инвалидов среды жизнедеятельности:

1. несовершенство законодательного и нормативного регулирования вопросов обеспечения доступности среды для инвалидов (некомплексность, недостаточная гар-монизированность нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов

Российской Федерации, ведомственных актов с нормами международного права; рекомендательный, не обязательный для исполнения характер действующих норм, правил, стандартов, регламентирующих условия формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, многие из которых к тому же устарели, недостаточно учитывают современный отечественный и зарубежный опыт в данной области);

2. разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида не стандартизирована и позволяет произвольно трактовать объем реабилитационных мероприятий;

3. отсутствие, либо неэффективность координации, взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов в области создания доступной среды - при реализации ведомственных, региональных целевых программ, отдельных мероприятий;

4. отсутствие современной отечественной научно-технической политики обеспечения доступной среды для инвалидов, способствующей обеспечению современных подходов к проектированию доступной среды для инвалидов;

5. несоответствие выделяемых ресурсов (финансовых, материально-технических, административных, организационных, кадровых, информационных) масштабности и сложности задач обеспечения доступной среды для инвалидов;

6. отсутствие оперативной, полной и достоверной информации о препятствиях и барьерах, существующих у инвалидов, а также о состоянии физического окружения, транспорта, информации и связи с позиций доступности для инвалидов;

7. отсутствие системы независимой экспертизы, контроля за решениями и действиями по проектированию, созданию и реконструкции среды жизнедеятельности с позиций доступности для инвалидов.

Обеспечение доступности среды для инвалидов является одной из важнейших социально-экономических проблем, затрагивающей права и потребности миллионов граждан страны, необходимость решения которой вытекает как из требований национального законодательства, так и из международных обязательств Российской Федерации.

Согласно Конвенции ООН «О правах инвалидов» от 13.12.2006 г., чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни, необходимы надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и сельских районах.

Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов 24 сентября 2008 года.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что в случае наступления инвалидности любой человек имеет право на получение мер социальной защиты. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 -ФЗ, принятый 24 ноября 1995 г, детализирует это положение и закрепляет перечень государственных гарантий и прав инвалидов [1]. 30 декабря 2005 г. на основании статьи 10 упомянутого Закона российским Правительством был утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (распоряжение правительства № 2347). Данный перечень не является исчерпывающим и дает возможность субъектам Российской Федерации вводить собственные региональные перечни, включающие мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, которые не вошли в федеральный перечень. Однако на практике многие инвалиды не могут получить технические средства и услуги, необходимые им для эффективной реабилитации [2.С.6].

В настоящее время в городе Москве проживает 1 млн. 200 тыс. инвалидов, 26,6 тыс. из них - это дети, более 230 тыс. - это люди трудоспособного возраста. Свыше 900 тыс. - инвалиды в возрасте старше 55 лет, многие из них являются инвалидами общего заболевания. Индивидуально или в семьях проживают 7,3 тыс. инвалидов, которые используют кресла-коляски. Почти 15 тыс. - слабовидящие нелепые, 5,5 тыс. -глухие и слабослышащие, около 16 тыс. - инвалиды, которые применяют при передвижении различные опоры.

В общей численности инвалидов 5,9% составляют лица с 1 группой инвалидности, 75,3% - со 2 группой и 18,8% - с 3 группой инвалидности.

Уже давно сформирована и действует нормативная правовая база, из которой основополагающими являются законы города Москвы «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности» и «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы».

Необходима разработка законопроектов, предусматривающих внесение изменений, касающихся формирования доступной среды, в действующие федеральные законы, с учетом требований Конвенции и иных Международных соглашений, в которых участвует Российская Федерация, а также, при необходимости, новых федеральных законов.

Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающие доступности, должны распространяться, в частности:

а) на здания, дороги, транспорт, другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

б) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы;

в) на социальные программы и социальные услуги, включая реабилитацию, обуславливающие возможность эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.

Конвенция стала первым международным договором в области прав человека, принятым в новом столетии. Ее принятие стало историческим шагом в направлении содействия обеспечению прав инвалидов на международном договорном уровне.

С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), доступная среда может определяться как физическое окружение, транспорт, информация и связь, дооборудованные, путем устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей, с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения [3].

Следует обратить пристальное внимание на существующие проблемы в сфере общественного транспорта и необходимость его обновления с учетом потребностей инвалидов. Доступность транспорта и транспортной инфраструктуры призвана улучшить качество жизни инвалидов и является важным условием достижения равенства возможностей и активного участия маломобильных категорий граждан в социальной и культурной жизни общества. Конституция РФ гарантирует заботу об инвалидах, но наша транспортная инфраструктура до сих пор вопреки нормам, прописанным в Конституции, зачастую остается для инвалидов недоступной. Из-за этого люди с ограниченными возможностями не могут нормально передвигаться, отдыхать, лечиться и трудиться.

По данным Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы и префектур административных округов города Москвы к концу 2008 года из 12,5 тыс. наземных пешеходных переходов понижением бордюрного камня обустроено порядка

4 тыс. наземных пешеходных переходов, что составляет 32% от общего объема работ. Практического опыта в комплексном подходе решения этих задач ни в Москве, ни в России до 2008 г. не было. В связи с чем, в 2008 году по поручению Мэра Москвы с комплексами городского хозяйства и социальной сферы с участием московских организаций инвалидов разработаны типовые проектные решения по адаптации наземных пешеходных переходов для беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения путем установки модульных железобетонных конструкций. По данной технологии в 2008 г. в рамках широкомасштабных экспериментальных работ всего обустроено 1 156 сходов с тротуара на проезжую часть (560 пешеходных переходов). С 2009 года сходы с тротуара на проезжую часть в местах наземных пешеходных переходов обустраивались только с применением модульных конструкций.

Кардинально изменилась ситуация с доступностью городского пассажирского наземного транспорта. Если в 2001 - 2005 годах ГУП «Мосгортранс» производились лишь отдельные «целевые закупки» предназначенных для беспрепятственного пользования инвалидами транспортных средств (в 2002 году - 5 ед., в 2005 - 76 ед.), то с 2006 года приобретается весь новый подвижной состав (автобусы и троллейбусы), рассчитанный на обслуживание всех категорий пользователей, в том числе и инвалидов. В 2007 году по заказу Департамента транспорта города Москвы были разработаны опытные образцы трамвая, полностью доступного для лиц с любыми ограничениями, и остановочный павильон ожидания. В 2008 году они приняты к изготовлению. Можно констатировать, что уже на примере адаптации городского наземного транспорта реализуется определенный Конвенцией о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН принцип «дизайн для всех», основанный на модели изначальной безбарьерной доступности всего, что есть в городе, для всех пользователей (независимо от возраста, социального статуса, физических и интеллектуальных возможностей).

С марта 2007 г. по декабрь 2009 г. в рамках Программы сотрудничества Европейского Союза и России был реализован Проект «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации». Российским партнером проекта выступило Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Основной целью проекта было содействие в формировании системы комплексной многопрофильной реабилитации как основного средства интеграции людей с ограниченными возможностями в активную социальную жизнь.

Представляется интерес впервые проведенное в России широкомасштабное социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитации инвалидов в рамках проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» [4.С.8-13].

Исследование было подготовлено широким кругом российских и европейских экспертов, признанных специалистов в области социологии, реабилитологии и социальной политики, из Оксфордского и Эксетерского университетов (Великобритания), Санкт-Петербургского государственного университета, Московского института медико-социальной реабилитологии, Центра социальной политики и тендерных исследований (г. Саратов). При подготовке исследования было учтено мнение специалистов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, общественных организаций инвалидов, экспертов, участвующих в реализации проекта.

Исследование проводилось в апреле - июне 2008 г. в четырех субъектах Российской Федерации - пилотных регионах проекта: Костромской, Московской, Саратовской областях и г. Санкт-Петербург.

В результате исследования получены уникальные данные, которые позволяют реально оценить положение инвалидов в Российской Федерации, способствуют совершенствованию государственной социальной политики в отношении инвалидов, дают основание для выработки конкретных мер, направленных на повышение эффективности комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

Как общество в целом, так и сообщество инвалидов готовы к сближению, к более полному и активному участию инвалидов во всех сферах жизни общества. При этом от 30% до 44% опрошенных инвалидов (в зависимости от категории инвалидности) считают, что отношение общества к инвалидам за последние годы улучшилось.

Результаты исследования позволяют с уверенностью сказать, что граждане одобряют усилия по созданию доступной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов. На вопрос «Согласны ли вы с тем, что необходимо что-то предпринимать, чтобы улучшить жизнь инвалидов?» положительно ответили 95% опрошенных из числа неинвалидов. С утверждением «Желательно, чтобы инвалиды часто не взаимодействовали с людьми без инвалидности» согласились всего 8% респондентов-неинвалидов, а 65% дали отрицательный ответ.

Более половины респондентов без инвалидности разделяют мнение о необходимости приспособить общественный транспорт для использования инвалидами, даже если это повлечет за собой увеличение расходов граждан в связи с обеспечением доступности.

В последнее время государство предприняло значительные усилия по развитию социальной сферы и здесь заметны явные позитивные сдвиги. Тем не менее, большинство инвалидов и членов их семей не ощущают на себе положительных изменений. От 59% до 83% инвалидов (в зависимости от категории) оценивают уровень государственной поддержки как недостаточный.

Не менее острая проблема связана с тем, что ключевые объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для инвалидов. При этом, к числу таких объектов относятся государственные учреждения, учреждения культуры, здравоохранения и даже реабилитационные учреждения, призванные играть ведущую роль в процессе реабилитации и социальной интеграции инвалидов. Наличие труднопреодолимых барьеров, например, в реабилитационных учреждениях отмечают 60% респондентов с инвалидностью по зрению, 35% респондентов с инвалидностью по слуху и 45% опрошенных инвалидов-опорников.

Общественный транспорт, являющийся важнейшей предпосылкой к более активной социальной и трудовой жизни, оценивается большей частью опрошенных как слабо приспособленный для нужд инвалидов. Наибольшие проблемы при этом возникают у инвалидов-опорников. 61% опрошенных этой категории, сталкиваются в общественном транспорте с труднопреодолимыми препятствиями или вовсе не в состоянии им воспользоваться. По мнению значительного числа респондентов (25% в целом и 42% опрошенных из числа инвалидов-опорников), именно невозможность использования общественного транспорта для проезда к месту работы является самой серьезной проблемой, связанной с трудоустройством. К тому же общественный транспорт стоит на втором месте среди объектов социальной инфраструктуры, в которых инвалиды чаще всего сталкиваются с унизительным отношением, о чем заявили 37% опрошенных.

Основные результаты исследования были подведены на состоявшейся 20 ноября пресс-конференции в министерстве социального развития области. В конференции приняли участие представители органов социальной защиты, реабилитационных и образовательных учреждений, общественных организаций инвалидов, средств массовой информации, эксперты проекта, представители Европейской Комиссии. Многие вопросы касались

не только результатов исследования, но и областной политики в сфере реабилитации инвалидов, отвечая на которые представители проекта отмечали, что подобные исследования позволяют точнее определить точки приложения конкретных усилий для повышения эффективности социальной политики в Московской области.

До начала 2010 года в городе Москве действовало 683 маршрута, из них на 478 маршрутах (70,6% автобусных и 84% троллейбусных маршрутов) работало 1444 низ-копольных автобуса и 336 троллейбусов. Проводились работы по установлению 600 остановочных павильонов, оснащенных информационными табло и переговорно-вызывным блоком связи с оператором Диспетчерского центра для получения информации о движении по маршруту транспортных средств.

Продолжаются работы по адаптации станций Московского метрополитена, установлении и эксплуатации лифтовых кабин.

Транспортной стратегией России до 2030 года поставлена задача обеспечить доступность пассажирского транспорта для маломобильных групп населения на 90%. Между тем, в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» нет плана мероприятий, по обеспечению доступности транспортной инфраструктуры для инвалидов. Технические регламенты и стандарты по транспорту и транспортной инфраструктуре во многом несовершенны и не отвечают современным требованиям. Невнятно прописана мера ответственности за несоблюдение требований по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры и транспорту.

Существуют проблемы с использованием специально оборудованных вагонов для пассажиров-колясочников. Часто даже при наличии свободных мест в эти вагоны не допускаются, например, инвалиды по зрению. Остается непонятным, почему специальными вагонами не могут пользоваться все инвалиды. Ясно, что колясочники должны иметь в данной ситуации приоритет, но уж если появляются свободные места, почему бы не продавать билеты другим категориям пассажиров с ограниченными возможностями?

Несмотря на эти и другие сложности, наметились позитивные тенденции в обеспечении доступности транспортной инфраструктуры для маломобильных групп населения. Разрабатывается государственная программа «Доступная среда». Реализация Программы осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами, уполномоченными на такую деятельность высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Интересы инвалидов учитываются при модернизации железнодорожной инфраструктуры. Обеспечение доступности железнодорожной инфраструктуры для всех категорий пассажиров, и прежде всего инвалидов, является основной задачей.

Инновационным методом решения проблемы равной доступности всех членов общества к услугам и инфраструктуре является создание стратегии Универсального дизайна, которая направлена на то, чтобы проектирование и состав разных типов среды, изделий, коммуникаций, информационных технологий и услуг были доступны и понятны всем и подходили для общего пользования, в максимальной степени и без необходимости адаптации или специализированных решений.

Рекомендации Комитета Министров Европы государствам-членам о достижении полного участия благодаря универсальному дизайну подчеркивают необходимость разработки таких решений, которые ориентируются на все общество, при проектировании с учетом адаптируемости и совместимости, для того, чтобы охватить как можно

большее количество людей, включая и лиц с инвалидностью, исходя в целом из того, что разработка политики, планирование, застройка, информация, изделия и услуги должны отвечать потребностям людей с разными возможностями.

Учитывая ценный нынешний и потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние, а также активную деятельность общественных организаций инвалидов, формирование доступной среды создаст возможности для полной реализации инвалидами своих прав человека и основных свобод, а также будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни страны, позволит укрепить у них чувство причастности и добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономическом развитии общества.

Непосредственным результатом реализации Программы относят увеличение количества зданий и сооружений транспортной инфраструктуры, дооборудованных с учетом потребностей маломобильных групп населения.

В советское время, как мы знаем, в проектных решениях не учитывались ограничения для инвалидов, поэтому сегодня необходимо реконструировать и модернизировать железнодорожную инфраструктуру, а это требует огромных капиталовложений.

В соответствии со специальной программой модернизации вокзалов будут осуществлены работы на вокзалах в городе Москве. Во все проекты в обязательном порядке закладываются решения, обеспечивающие доступность железнодорожной инфраструктуры для всех категорий маломобильного населения. Работа проводится в тесном контакте с немецкими специалистами, накопившими большой опыт в этой области.

Без активной поддержки государства и заинтересованных инвестиционных институтов, законодателей эту задачу не решить. С учетом масштабности проектов, объемов капиталовложений необходимо введение так называемых финансовых стимулов для инвестиционной деятельности и привлечения частного капитала, использование механизма государственно-частного партнерства. Вопросы финансирования должны быть учтены при разработке государственной программы «Доступная среда», заказчиком которой выступает Минздравсоцразвития России. Отдельное направление - развитие «интеллектуальных транспортных систем» пользовательского, клиентского типа, которые позволят использовать современные инновационные решения.

Необходимо установить четкие нормативные требования к техническим средствам и объектам инфраструктуры.

Согласно законодательству о техническом регулировании, технические регламенты - это первый уровень, дальше идут отраслевые стандарты, которые должны быть разработаны в ближайшие несколько лет.

Государственная Программа с учетом положений «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р) [5], «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [6], а также поручений Президента Российской Федерации от 17.04.2009 № Пр-937 и Правительства Российской Федерации от 23.04. 2009 №АЖ-П12-2186, а также положений Конвенции ООН о правах инвалидов предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров и обеспечение доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи и информации.

Согласно поручения Президента Российской Федерации, необходимо: «Установить отчетность руководителей исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов» [7].

Таким образом, подведя итоги вышесказанному, необходимо осуществлять своевременные мероприятия по выявлению существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для маломобильного населения и оценки потребностей в устранении, получении объективной информации о значимых барьерах, с учетом мнения инвалидов.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

- подготовка и проведение социологического исследования социальных потребностей маломобильных граждан;

- подготовка и проведение паспортизации, инвентаризации и классификации действующей транспортной инфраструктуры, средств транспорта на основе системы критериев, с целью их последующей модернизации;

- разработка и утверждение региональных и ведомственных целевых программ формирования доступной среды для маломобильного населения;

- внесение изменений в действующие проекты с целью оптимизации отражения требований доступности среды для маломобильных граждан.

Высшее руководство заявляет, что достижение социального благополучия возможно только при условии обеспечения равных возможностей и социальной мобильности всех слоев общества, поддержки уязвимых слоев населения, проведения политики интеграции [8].

Правительство Москвы во всех своих начинаниях активно взаимодействует с общественными организациями, объединяющими людей с ограничениями здоровья. Это абсолютно необходимое условие успешности планирования и реализации всех городских программ. Во-первых, инвалиды являются наилучшими экспертами для всех проектов, направленных на улучшение их жизнедеятельности. Во-вторых, общественная практика показывает важность активизации социального потенциала самих инвалидов. Им необходимо оказывать все возможные меры содействия.

Хочется надеяться, что к 2020 г. город Москва и его жители будут реально обеспечены равными возможностями для самореализации.

Литература

1. Федеральный Закон №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» http: // www.consultant.ru/online.

2. Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. - М.: Папирус, 2009.

3. Предусмотрено Конвенцией ООН о правах инвалидов.

4. Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. - М.: Папирус, 2009.

5. См. поручение Президента Российской Федерации http // www. Kremlin. ru / text /appears/ 2009/ 04/ 21924. shtml.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1663-р «Государственная Программа с учетом положений «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» от 17 ноября 2008 г. // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» http: // www.consultant.ru/online.

7. Концепция социально-экономического развития России до 2020 г. (версия от 12 марта 2008 г.) // Ведомости. - 2008. - № 10.

8. Концепция социально-экономического развития России до 2020 г. (версия от 12 марта 2008 г.) // Ведомости. - 2008. - № 10.

The literature

1. Federal'nyjj Zakon №181 «О social'nojj zashhite invalidov v Rossijjskojj Federacii» ot 24 nojabrja 1995 g. // Oficial'nyjj sajjt kompanii «Konsul'tant Pljus» http: // www.consultant.ru/online.

2. Sistema reabilitacionnykh uslug dlja ljudejj s ogranichennymi vozmozhnostjami v Rossijjskojj Federacii. - M.: Papirus, 2009.

3. Predusmotreno Konvenciejj OON o pravakh invalidov.

4. Sistema reabilitacionnykh uslug dlja ljudejj s ogranichennymi vozmozhnostjami v Rossijjskojj Federacii. - M.: Papirus, 2009.

5. Sm. poruchenie Prezidenta Rossijjskojj Federacii http // www. Kremlin. ru / text /appears/ 2009/ 04/ 21924. shtml.

6. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijjskojj Federacii № 1663-r «Gosudarstvennaja Programma s uchetom polozhenijj «Osnovnykh napravlenijj dejatel'nosti Pravitel'stva Rossijjskojj Federacii na period do 2012 goda» ot 17 nojabrja 2008 g. // Oficial'nyjj sajjt kompanii «Konsul'tant Pljus» http: // www.consultant.ru/online.

7. Koncepcija social'no-ehkonomicheskogo razvitija Rossii do 2020 g. (versija ot 12 marta 2008 g.) // Vedomosti. - 2008. - № 10.

8. Koncepcija social'no-ehkonomicheskogo razvitija Rossii do 2020 g. (versija ot 12 marta 2008 g.) // Vedomosti. - 2008. - № 10.

Ключевые слова: маломобильное население, люди с ограниченными возможностями, конституционные права и свободы, качество среды жизнедеятельности, интеграция инвалидов в социальной среде, физические отклонения, психические отклонения, сенсорные отклонения, люди преклонного возраста, объекты городской инфраструктуры, городской транспорт, пригородный пассажирский транспорт, безбарьерная среда, физический барьер, строительный барьер, принцип «дизайн для всех», дестимуляция инвалидов, социальная зависимость, самоизоляция, медицинская реабилитация, социальная реабилитация, психологическая реабилитация, инвалидизация, преобразование транспортной среды, социальная адаптация.

Key words: low mobile populations, people with disabilities, constitutional rights and freedoms, the quality of living environment, the integration of disabled persons in the social environment, physical abnormalities, mental deviations, sensory abnormalities, the elderly, urban infrastructure, urban transport, commuter service,barrier-free environment, a physical barrier, construction barrier, the principle of "design for all", discourage persons with disabilities, social dependency, isolation, medical rehabilitation, social rehabilitation, psychological rehabilitation, disability, the transformation of the transport medium, social adaptation.

E-mail автора: [email protected]

Рецензент: Патрушев Владимир Игоревич руководитель научного центра проблем социального развития ОАО «Всероссийский центр уровня жизни», президент Международной академии общественных наук, доктор социологических наук, профессор e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.