Научная статья на тему 'Формирование в Санкт-Петербурге городской среды, доступной для инвалидов и маломобильных групп населения'

Формирование в Санкт-Петербурге городской среды, доступной для инвалидов и маломобильных групп населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1990
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДНОСТЬ / ОГРАНИЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НЕЗАВИСИМАЯ ЖИЗНЬ / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / ДОСТУПНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА / DISABILITY / AN INDEPENDENT LIFE / LOW MOBILE POPULATIONS / AVAILABLE URBAN ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Орлов Сергей Васильевич

В статье рассматривается проблема обеспечения равных возможностей лицам с ограничениями жизнедеятельности. Описывается опыт развития доступной городской среды в г. Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating an accessible urban environment for people with disabilities and low mobile groups in St. Petersburg

The problem of ensuring equal opportunities for persons with disabilities. The experience of the development of accessible urban environment in St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Формирование в Санкт-Петербурге городской среды, доступной для инвалидов и маломобильных групп населения»

8. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации / Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике; Рук.авт.колл. Б.А.Ручкин, В.А.Родионов; Отв.ред. В.А.Луков, В.А.Родионов, Б.А.Ручкин. М., Издательство Института молодежи «Социум», 2000.

9. Манхейм К. Избранное: Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и англ. М.: Изд-во «РАО Говорящая книга», 2010.

10. Городний В.В. Трудовая мотивация современной российской молодежи (социологический анализ): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2006.

11. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010.

12. Давыдов С.А. Кризис по-русски, или к новой парадигме удовлетворенности трудом? // Санкт-Петербургский социологический ежегодник. СПб, 2010. С. 147-148

13. Давыдов С.А. Предельная привлекательность работы: понятие и измерение// Общество и экономика. М., 2011 № 8-9.

14. Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) N.Y.: Harper & Row, 1970.

15. Врум В. Работа и мотивация. Нью-Йорк, 1964.

16. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после: Учеб. пособ. для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003.

17. Герчиков В. И. Типологическая концепция трудовой мотивации. Часть 1 /Мотивация и оплата труда. 2005. N 2

18. Фрейд З. Психо-аналитические этюды/ Сост.Д.И. Донской, В.Ф. Круглянский. Мн.: ООО «Попури», 1998.

19. Parsons T. Societies/ Englewood Cliffs,N.J.: Prentice-Hall, 1966.

20. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц, 2004. С. 45.

21. Социологический энциклопедический словарь / Гл.ред. Г.В.Осипов. М.: НОРМА-ИНФРА, 2000.

22. Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры; Т. 2; Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996.

23. Гришина Н. В. Психология конфликта, СПб, 2003.

24. К.Маркс и Ф.Энгельс. Собрание сочинений / Пер.с нем. Изд. 2. М.: Изд. политической литературы, 1932. Т.42. С. 41-174.

25. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт // Иностранная литература. 1993. № 4.

26. Козер Л. Функции социального конфликта // Американская социологическая мысль. М., 1996.

27. Парсонс Т. Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 2.

28. Молодежь в России. 2010: Стат. сб. ЮНИСЭФ. М.: Росстат, 2010.

УДК 316.344 ББК - 60.56

ФОРМИРОВАНИЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ, ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

С. В. Орлов

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Знание причин социального неравенства и способов его преодоления - важное условие социальной политики, превратившееся сегодня в актуальный вопрос, который связан с перспективами развития всего российского общества. Организация современного российского общества во многом противоречит интересам лиц, имеющих инвалидность. Се-

годня в большинстве развитых стран мира людям с ограниченными возможностями уже давно обеспечены все необходимые условия для полноценной жизни. Однако в России, к сожалению, до сих пор сохраняется равнодушное отношение к людям с ограниченными возможностями. По данным ООН, каждый десятый человек (более 500 млн чел.) на планете

имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями. В России, по некоторым оценкам, насчитывается 12-13 млн инвалидов [11]. Большинство наших инвалидов не в состоянии в полной мере реализовать свои права и возможности из-за недостаточного уровня развития инфраструктуры городской среды.

Цель данной статьи - описать опыт развития доступной городской среды в отдельно взятом городе и наметить дальнейшие пути ее совершенствования.

В основе понятия «инвалидность» лежит представление о том, что человек с определенными тяжелыми заболеваниями, последствиями травм или дефектами развития не способен полностью обеспечивать свою жизнедеятельность в сложившихся социально-экономических условиях. Ограничение жизнедеятельности представляет собой полную или частичную утрату лицом способности или возможности решать основные задачи повседневной жизни. Одной из этих задач является возможность самостоятельного передвижения - самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом. При отсутствии этой возможности человеку трудно быть полноценным членом общества, т.е. участвовать в его деятельности и вносить собственный вклад в его благосостояние. Такому человеку необходима помощь со стороны общества, без которой он не в состоянии выжить. С позиций деятельности инвалидность человека представляет пониженную способность использовать физическое и социальное пространство, в котором он проживает. Однако как социальное явление инвалидность отражает весьма неоднозначно трактуемую ситуацию, что видно уже из формулировок, которые даются разными источниками.

В Декларации о правах инвалидов (1975) «инвалид означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей» [5].

Согласно «Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов» термин «инвалидность» включает в себя значительное число различных функциональных ограничений, которые встречаются среди населения во всех странах мира. Люди могут стать инвалидами вследствие физических, умственных или сенсорных дефектов, состояния здоровья или психических заболеваний. Такие дефекты, состояния или заболевания по своему характеру могут быть постоянными или временными [9].

В соответствии с терминологией, законодательно закрепленной в Российской Федерации, инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость его социальной защиты [10]. Инвалидность здесь трактуется как социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» обозначает инвалидность как трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно [1].

Обобщая эти данные, можно сказать, что в целом понятие инвалидности складывается из нескольких предпосылок:

1. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстрой-

ством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты;

2. Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты;

3. Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.

С позиций теоретической социологии инвалидность можно рассматривать в свете концепций Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Г. Беккера.

В предложенной Э. Дюркгеймом теории аномии впервые было дано развернутое социологическое объяснение девиации. Он предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. Основной причиной девиации, на его взгляд, является аномия, буквально - «отсутствие регуляции». Аномия - это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми. Все это нарушает стабильность, приводит к разрушению коллективного сознания, порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает поступки или действия, не соответствующие принятым в обществе нормам. В классическом понимании девиантное поведение включает в себя широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке следует говорить о формах и масштабах отклонения. К видам, или формам, девиантного поведения

относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, самоубийство или психическое расстройство. Сюда же можно отнести и инвалидность как одну из специфических форм отклонения от нормы [6].

С развитием медицинской социологии связано возникновение концепции «роли больного», выдвинутой Т. Парсонсом. С социологической точки зрения, болезнь можно рассматривать как форму социального отклонения, в рамках которого индивид принимает специфическую роль. Больной человек не считается виновным в том, что он болен. Человек в роли больного занимает в обществе особое положение. У него есть обязанности: ожидается, что больной хочет выздороветь и потому должен искать помощи, помогать врачу в своем выздоровлении. Есть и особые права: он освобожден от обычных общественных обязанностей, например, от посещения работы и учебы; о нем заботятся другие. Однако это утверждение не универсально, поскольку определенные «состояния» (алкоголизм, инвалидность, беременность) не обязательно ведут к освобождению от обычных социальных обязанностей. Особенно это справедливо для лиц с инвалидностью, которые приобретают свой статус вопреки своему желанию. Как правило, такие люди, напротив, стремятся жить полноценной жизнью, пользоваться всеми правами и выполнять свои обязанности перед обществом, так как только такое поведение может гарантировать им полноценную жизнь [3].

В последнее время сформировался ряд теорий, в которых на первое место выступают не люди с отклонениями, а те, кто оценивает людей с точки зрения девиации, а также способы обращения с человеком после того, как на него навесили «ярлык». Одну из таких теорий предложил Говард Беккер. В своей книге «Аутсайдеры» (1963) он отверг психологические и социологические объяснения девиации, поскольку они основаны на медицинской модели, согласно которой человек, проявляющий отклоняющееся по-

ведение, считается в некотором смысле «больным». По мнению Беккера, девиация обусловлена тем, что одни люди, обладающие большими правами и возможностями, навязывают другим определенные правила поведения. Девиацию создают социальные группы, поскольку они составляют правила, нарушение которых считается девиацией. А также они навязывают эти правила определенным людям, которым «навешиваются ярлыки» аутсайдеров. С этой точки зрения девиация определяется не качеством поступка, который совершает человек, а скорее следствием применения другими правил и санкций против «нарушителя» [2].

Теория Беккера и подобные ей теории названы теорией наклеивания ярлыков, поскольку они объясняют девиантное поведение в терминах правоспособности влиятельных групп навешивать ярлыки «девиантов» членам менее влиятельных групп. С человеком в таком случае могут обращаться так, словно он нарушил норму или правило только потому, что другие люди утверждают, что это правило нарушено. Принятие решения о девиантности зачастую связано не с поступком, а с тем, как его оценивают другие люди. Поэтому особое значение имеет социальное окружение и то, клеймит оно конкретного индивида как нарушителя норм или нет. Навешивание ярлыков на людей влечет определенные последствия для них. Оно создает условия для соответствующего поведения, вырабатывающегося у индивида в ответ на определенное отношение к нему. Ярким примером может служить отношение членов общества к человеку до приобретения им статуса инвалида и после. Человек начинает ощущать свою неполноценность в полной мере после того, как к нему меняется отношение окружающих, поскольку статус «инвалид» подразумевает необходимость заботы и участия. Индивид получает публичное определение, которое возводится в стереотип, и объявляется неполноценным. Ярлык способствует закреплению индивида в статусе аутсайдера. После этого он начинает восприни-

мать свой статус как конкретный тип девиантности и формирует на основе этого статуса собственную жизнь [12].

Несмотря на отношение к индивиду членов общества, каждый имеет право на полноценную жизнь. Однако не всегда человек имеет возможность реализовать это право. Существует много составляющих полноценной жизни, одной из которых является концепция «независимой жизни».

Понятие «независимая жизнь» в концептуальном значении содержит два представления, неразрывно связанные друг с другом. Социально-политическое представление предполагает, что независимая жизнь для любого гражданина -это право быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах. На практике независимость обеспечивается свободой выбора своего поведения и свободой доступа к материальным ценностям общества и институциональным структурам: здравоохранению, образованию, средствам коммуникации, страхованию, труду и социально-культурной сфере. «Независимая жизнь» - это возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. В социально-политическом значении независимая жизнь не зависит от вынужденности человека прибегать к посторонней помощи или вспомогательным средствам, необходимым для его физического функционирования [7].

В философском понимании «независимая жизнь» - это способ мышления, это психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, от физических возможностей, от окружающей среды и степени развития систем служб поддержки.

Философия независимой жизни ориентирует человека, имеющего инвалидность, на то, что он ставит перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества. Независимая жизнь означает право и возможность выбирать самим,

как жить. Это значит жить так же, как и другие, имея возможность самим решать, что делать, с кем встречаться и куда пойти, будучи ограниченным лишь в той степени, в которой ограничены другие люди, не имеющие инвалидности [10]. Как философия, независимая жизнь чаще всего рассматривается как возможность и способность человека полностью контролировать свои жизненные отношения, иметь свободу в принятии решений и осуществлении повседневной деятельности в своих интересах с учетом сложившихся социальных ситуаций. В представлениях самих инвалидов независимая жизнь включает в себя контроль над собственными делами, участие в повседневной жизни общества, исполнение целого ряда социальных ролей и принятие решений, ведущих к самоопределению и уменьшению психологической или физической независимости от других. Согласно философии независимой жизни, люди с ограниченными возможностями считают, что они должны восприниматься в обществе как равноправные члены, иметь право на самостоятельное принятие решений, а не становиться объектом жалости и благотворительности. Сегодня люди, имеющие инвалидность, нередко исключены из общества в силу недостаточного образования, отсутствия для них рабочих мест и т.д.

Чтобы стать действительно независимыми, инвалиды должны противостоять множеству преград и преодолеть их. Такие преграды могут быть внутренними (состояние психофизического здоровья), внешними природными (физическая среда и т.д.) и социальными (отношение людей). Если преодолеть эти преграды, можно добиться того, чтобы жить полноценной жизнью, выступая в роли работников, работодателей, супругов, родителей, спортсменов, политиков и налогоплательщиков, иначе говоря, чтобы в полной мере участвовать в жизни общества и быть его активным членом. Независимая жизнь - это не только социально-психологическая установка на полноценную интеграцию инвалидов в соци-

альное и творческое развитие. Это способ действия в соответствии с психологической ориентацией личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими людьми, обществом, окружающей средой. В отличие от традиционного подхода, концепция независимой жизни стремится определить, что человек способен делать, исходя из ценностей каждой человеческой личности, необходимости ее развития [4].

Основные условия для реализации модели независимой жизни инвалидов таковы:

1. Истинное выравнивание возможностей для людей с инвалидностью с возможностями других людей в использовании инфраструктуры общества и их полноценное участие в повседневной жизни;

2. Возможность инвалидам самостоятельно принимать решения о своих действиях;

3. Возможность получать социальные услуги, обеспечивающие их жизнь и открывающие возможности полноценного участия в общественной деятельности в той форме и в то время, как это определят сами инвалиды;

4. Ответственность инвалидов за последствия самостоятельно принятых решений для себя и для их социального окружения;

5. Возможность для инвалидов пользоваться ресурсами, находящимися в общественной собственности;

6. Возможность и обязанность инвалидов осуществлять деятельность по повышению благосостояния общества;

7. Необходимость выполнять требования законодательства, принятого в обществе, требовать выполнения законодательных норм от других членов общества, защищать свои права и иметь доступ к правосудию, а также наравне со всеми нести ответственность за нарушение законодательства [11].

Для объяснения необходимости независимой жизни обычно противопоставляют два подхода к понятию и восприятию инвалидности: традиционный (ме-

дицинский) подход и социальный.

Медицинским первый подход называется потому, что он фокусируется на заболевании человека. Инвалид рассматривается как больной человек, все проблемы которого проистекают из-за его болезни: из-за нарушения здоровья ему опасно делать то, что делают большинство других членов общества, - опасно учиться, работать, жениться, заводить детей.

Считается, что больной человек не может быть самостоятельным, за него надо думать и принимать решения, его жизнь должна быть под контролем специалистов. Отсюда вытекает, что инвалид является «жертвой», «заложником» своей болезни. Инвалида нужно лечить, «ремонтировать» для того, чтобы после проведенного лечения он мог «вписаться» в окружающее общество. Если это сделать невозможно, то его желательно изолировать от внешней, «опасной» для него среды либо дома, либо в специальном учреждении, где созданы «наилучшие» условия для его жизни.

Социальный подход в его доминирующем выражении заключается в том, что «ремонтировать» надо не человека, а общество, которое создало и продолжает создавать барьеры для людей с нарушениями психофизиологических функций и подвергать инвалидов дискриминации. У инвалидов, проживающих в современных обществах, часто возникают затруднения в осуществлении их жизнедеятельности, вызванные несовпадением функциональных возможностей инвалидов и соответствующих элементов социального пространства. Причины, вызывающие затруднения, принято называть социальными (внешнесредовыми) барьерами, не позволяющими инвалидам активно включаться в жизнь общества и участвовать в ней на равных со всеми людьми правах. Устранить эти барьеры можно путем создания условий, которые уравняют возможности инвалидов с остальными членами общества.

Самый серьезный барьер, мешающий процессу интеграции, - недоступность

физической среды обитания. Причина его возникновения состоит в том, что среда обитания в нашем обществе не рассчитана на проживание в ней инвалидов. На жизненном пути инвалида оказывается множество физических препятствий, не позволяющих ему пользоваться объектами инфраструктуры.

Здания общественного, культурного, жилого назначения построены и оборудованы без учета специфических потребностей инвалидов; транспортные средства предназначены для пользования ими только людей, не имеющих нарушений опорно-двигательного аппарата и органов зрения; технические средства коммуникации изготовлены по тому же принципу. Повседневная жизнь в современных городах и населенных пунктах, созданных для максимального удовлетворения потребностей общества и обеспечивающих наибольшую защищенность людей от воздействия внешней природной среды, обставлена массой функциональных приемов и технологий с использованием искусственных приспособлений, без освоения которых человек становится еще более беззащитен. У многих людей с инвалидностью возникают ограничения именно в освоении данных приемов.

Трудности обнаруживают себя в жилищах (квартирах, домах). Особенно они чувствительны для людей с поражениями функций передвижения и самообслуживания.

Для адаптации жилого пространства к инвалиду следует учитывать:

- этажность здания и расположение квартиры;

- наличие специального оборудования подъезда, лестниц, лифта в здании;

- возможность изменения планировки жилья (расширение дверных проемов в квартире, подъезде; перенос некоторых стен и т.д.);

- возможность оборудования квартиры специальными приспособлениями для пользования санузлом, кухней, мебелью, бытовыми приборами;

- возможность перепланировки размещения и установки специальных вы-

ключателей, розеток, регуляторов, таймеров, сигнализирующих устройств, другого оборудования;

- возможность установки специальных замков, защелок, фиксаторов форточек, дверей, штор, балконных приспособлений;

- возможность обеспечения электронной связи со станцией «Скорой помощи», милицией, лечебным учреждением, родственниками.

Для адаптации жилого помещения к самообслуживанию необходимы:

- приспособленность комнат для выполнения процедур личной гигиены;

- наличие приспособлений для самостоятельного надевания и снимания одежды и обуви;

- приспособленность кухни для приготовлении и употреблении пищи;

- наличие приспособлений и их использование при уборке помещения, мойке посуды, стирке белья [8].

На улице инвалиды сталкиваются с препятствиями не меньшего масштаба. Выход из дома, движение по улицам, пользование общественным транспортом, посещение социально значимых зданий (магазины, аптеки, больницы, административные здания городских служб и мест возможного трудоустройства, объекты отдыха и спорта и т.д.), пересечение транспортных магистралей, ориентация в инфраструктуре населенных мест представляют сложности для многих категорий людей. Здесь, как и в случае с индивидуальными жилыми помещениями, выясняется, что многие стороны градостроительства и формирования среды населенных мест становятся препятствиями на пути к полноценной жизни инвалида.

Важнейшим условием и средством обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества является формирование доступной среды жизнедеятельности. В Санкт-Петербурге проблеме обеспечения доступной и комфортной среды жизнедеятельности уделяется особое внимание как со стороны органов государственной власти, так и общества в

целом, средств массовой информации, граждан Санкт-Петербурга. Работа в этом направлении ведется уже более десяти лет. За этот промежуток времени были сделаны важные шаги в сторону повышения качества жизни инвалидов. Началось все в 2001 году с принятия пакета нормативно-правовых и организационных документов по вопросам доступности; создано государственное учреждение, которое занимается организационнометодическим обеспечением деятельности по формированию доступной среды. С участием уполномоченных органов и представителей администраций районов Санкт-Петербурга отработан опыт обследования объектов; проведено обследование почти 2 тысяч объектов городской инфраструктуры и их частичное приспособление для маломобильных групп населения (МГН) [7].

На следующем этапе был организован мониторинг состояния доступности объектов социальной инфраструктуры на уровне районов Санкт-Петербурга. Администрации районов Санкт-Петербурга силами отделов социальной защиты населения (созданными в районе комиссиями либо с привлечением уполномоченных организаций) организовывали обследования объектов социальной инфраструктуры, расположенных на территории района, и по результатам обследований составляли адресные программы их возможного обустройства средствами доступа для инвалидов.

На третьем этапе работы начался переход к реальным действиям, преодоление межведомственной разобщенности. В городе выполнен утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга «План мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к государственным объектам социальной инфраструктуры на 2008-2010 годы». Отработана новая технология организации работы и взаимодействия участников системы обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры.

При Правительстве Санкт-

Петербурга создана Комиссия по координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Развивается система обеспечения доступности инвалидам социальных услуг за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (через дополнительные меры социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, а также активное развитие сети реабилитационных учреждений и структурных подразделений).

На новом этапе работы по поручению вице-губернатора Санкт-Петербурга Л.А. Косткиной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга подготовлен проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О плане мероприятий, направленных на развитие доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге на 2011-2012 годы».

В 2011 году мы провели самостоятельное исследование, посвященное проблеме формирования доступной городской среды для инвалидов и маломобильных групп населения в городе Санкт-Петербурге. В процессе исследования было проведено обследование объектов социальной инфраструктуры, входящих в перечень приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, подлежащих первоочередному анкетированию, с целью апробации анкеты и совершенствования методики и технологии обследования объектов социальной инфраструктуры. Для исследования нами были выбраны 10 объектов социальной инфраструктуры, куда входят 4 центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов различных районов нашего города, а также 6 психоневрологических интернатов. Было проведено анкетирование данных учреждений на соответствие нормативным требованиям и комплексный анализ анкет с результатами обследования центров социальной реабилитации инвалидов и детей-

инвалидов и психоневрологических интернатов.

Обследованию подверглись ключевые инженерные узлы сооружений, обеспечивающие безопасность, беспрепятственный доступ и свободное перемещение маломобильных групп населения. К ним относятся прилегающие территории, парковки, входные узлы, коридоры, лестницы, жилые и хозяйственные помещения, лифты, системы жизнеобеспечения и безопасности.

В ходе работы был проведен анализ доступности объектов социальной инфраструктуры и получены следующие данные. 100% учреждений психоневрологических интернатов расположены в специализированных зданиях, спроектированных и построенных с учетом специфических потребностей маломобильных групп населения и инвалидов. Все отделения, оказывающие услуги, находятся в одном помещении, что облегчает доступ к ним клиентов. 100% центров реабилитации инвалидов расположены в помещениях, не предназначенных для посещения и использования инвалидами и маломобильными группами населения. Данная ситуация характерна для центральных районов. Кроме того, только в 50% случаев все отделения центров реабилитации расположены в одном помещении. Отделения остальных центров расположены в других помещениях в пределах района, что усложняет доступ к ним клиентов.

В 35% объектов имеются доступные пути пешеходного движения. В остальных случаях они совмещены с проезжей частью.

Из обследованных объектов 65% оборудованы наружными лестницами. Но только в 20% случаев можно говорить о том, что они соответствуют всем требованиям и обеспечивают доступность. В остальных случаях нормы либо не соблюдены, либо соблюдены с серьезными нарушениями.

В 100% случаев наружные лестницы оборудованы пандусами. Решающим показателем, определяющим доступность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пандуса, является его уклон. Но только в 60% случаев уклон соответствует норме или хотя бы приближен к ней. По остальным показателям пандусы доступны в среднем в 50% случаев.

Преодолев лестницу или пандус, клиент оказывается на входной площадке. Она в том или ином виде присутствует в 100% обследованных учреждений. 90% обследованных входных площадок соответствуют требованиям.

Ключевым условием, обеспечивающим доступность входного узла, является ширина входной двери. В 85% учреждений она соответствует норме или даже превышает ее. Но высота порогов только в 60% случаев не превышает допустимое значение.

Ширина путей движения внутри здания в 85% случаев соответствует нормам, то есть обеспечивает свободное передвижение инвалидов-колясочников. Уровень доступности для остальных категорий инвалидов соответствует норме только в 40%.

Двери во внутренних помещениях в 100% учреждений и в 95% других зданий полностью отвечают требованиям доступности.

В 70% учреждений имеются внутренние лестницы. Однако только 35% всех лестниц оборудованы с учетом норм.

В половине учреждений были обнаружены лифты. 75% лифтов расположены в психоневрологических интернатах.

Все обследованные объекты имеют кабины общественного туалета, предназначенные для посещения ими инвалидами. 70% этих кабин соответствуют нормам. Оставшиеся 30% не соответствуют по одному или нескольким показателям. И только 65% обследованных учреждений имеют оборудованные душевые кабины.

Средствами визуальной, звуковой и тактильной информации в полной мере не оборудовано ни один из объектов. Но почти в 90% учреждений присутствуют их отдельные элементы.

У 35% объектов имеются на прилежащей территории стоянки с местами для транспорта, которым пользуются инвалиды. Это может быть как личный транспорт клиентов, так и социальное такси. Все обнаруженные стоянки находятся рядом с психоневрологическими интернатами.

В заключение приведем некоторые общие рекомендации, которые, на наш взгляд, помогут организовать более эффективную работу по обеспечению без-барьерной среды жизнедеятельности. Необходимо следующее:

1. Доработка терминологии и понятийного аппарата в сфере обеспечения доступной (безбарьерной) среды жизнедеятельности с закреплением их в федеральных нормативных правовых документах (с учетом международных норм, в частности, определение понятий «универсальный дизайн», «разумное приспособление» и др.);

2. Разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур в активизации деятельности по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры для МГН;

3. Изучение потребностей инвалидов с целью получения информации о первоочередной необходимости организации доступности объектов социальной инфраструктуры;

4. Развитие системы подготовки и повышения квалификации специалистов для деятельности в системе обеспечения доступной среды;

5. Выпуск информационной, методической, учебной литературы по проблемам формирования и обеспечения доступной (безбарьерной) среды жизнедеятельности;

6. Более активные действия по созданию в обществе позитивного образа инвалида и соответствующего отношения к проблемам обеспечения им равных возможностей для участия в жизни общества.

В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инва-

лидов и необходимость создать для них достойные условия жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ // Сборник законов РФ. М.: Эксмо, 2011.

2. Howard S. Becker. Outsiders: Studies in the Sociology of Deviance. New York: The Free Press. 1963.

3. Parsons Tallcot. The Social system. Taylor & Francis Group, 2005.

4. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

5. Ткаченко В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов: учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

6. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб: Питер, 2002.

7. К независимой жизни: пособие для инвалидов. М.: РООИ «Перспектива», 2000.

8. СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»: материалы. Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, СПбГУ «Центр технических средств реабилитации, доступности городской среды и физической культуры инвалидов». СПбю; 2010.

9. Зозуля Т.В, Свистунова Е.Г., Чешихина В.В.. Комплексная реабилитация инвалидов. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

10. Ткаченко В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов: учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

11. Шеломанова Т.Н., Владимирова О.Н. Актуальные проблемы реабилитации инвалидов: доступная среда - равные возможности. Сб. мат-в науч.-практ.конф. (20-21 мая 2010, Санкт-Петербург)/ Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, СПбГУ «Центр технических средств реабилитации, доступности городской среды и физической культуры инвалидов». СПб., 2010.

12. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. СПб.; Питер, 2004.

УДК 364.013 ББК 65.272

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА О ПРОБЛЕМЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

Е.А. Кучумова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

С развитием и становлением гражданского общества насилие в семье становится социально значимой проблемой, получающей все более выраженную негативную оценку со стороны социума. Оно подрывает основы жизнедеятельности не только семьи, но и социальной, национально-государственной безопасности общества. По данным отечественных ученых, в России ежегодно гибнет от насилия в семье от 12 до 16, 5 тыс. женщин; 2 млн детей (до 15 лет) избиваются родителями; 50 тыс.детей бегут из дома, еще 6 тыс. - из детских домов и интернатов (до 10% из них гибнет); 25,0 тыс. находятся в розыске; 2,0 тыс. - совершают

самоубийства; 7,0 тыс. становятся жертвами сексуального насилия

[4,9,10,11,14,15].

Проблема насилия в семье имеется в любом социуме и носит глобальный, общемировой характер. Вместе с тем в России эта проблема долго не была предметом изучения специальных, в том числе научных социологических исследований. Она латентна, до настоящего времени табуирована, отсутствует тенденция к ее решению. Широкой общественностью насилие в семье не в полной мере осознается как серьезная социальная проблема. Кроме того, до сих пор существует определенное сопротивление со сторон со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.