Научная статья на тему 'Обеспечение независимой жизни людей с инвалидностью в региональном социуме'

Обеспечение независимой жизни людей с инвалидностью в региональном социуме Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
792
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ЛЮДИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / НЕЗАВИСИМАЯ ЖИЗНЬ / РАВНЫЕ ПРАВА / МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / PEOPLE WITH DISABILITIES / INDEPENDENT LIFE / EQUAL RIGHTS / MURMANSK REGION / UNIVERSAL DESIGN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жигунова Галина Владимировна

Обеспечение независимой жизни людей с инвалидностью обусловлено состоянием целого ряда факторов, ключевым из которых является доступность инфраструктуры социальной среды. В настоящее время разработана широкая нормативно-правовая база по обеспечению независимой жизни людей с инвалидностью, реализуемая в мероприятиях по созданию доступной среды в субъектах Российской Федерации. С целью выявления уровня доступности социальной среды для лиц с инвалидностью в региональном социуме были обследованы объекты инфраструктуры Мурманской области. Использован метод наблюдения, в ходе которого было проанализировано 323 объекта. Результаты анализа показали, что на сегодняшний день нормативным требованиям в обеспечении независимой жизни лицам с инвалидностью соответствует менее половины объектов инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Жигунова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE INDEPENDENT LIFE OF PEOPLE WITH DISABILITIES IN A REGIONAL SOCIETY

Ensuring the independent life of people with disabilities has been determined by the state of many factors, among which the availability of social infrastructure is crucial. To date, a regulatory framework has been developed to ensure the independent life of people with disabilities, which is implementing in measures to create an accessible environment in the constituent entities of the Russian Federation. In order to identify the level of accessibility of the social environment for persons with disabilities in the regional society, infrastructure objects of the Murmansk region have been examined. The observation method has been used, during which 323 objects were analyzed. The results of the analysis showed that today less than half of the infrastructure facilities meet the regulatory requirements for ensuring an independent life for people with disabilities.

Текст научной работы на тему «Обеспечение независимой жизни людей с инвалидностью в региональном социуме»

УДК 304.4:364.2

DOI 10.26425/1816-4277-2018-12-163-169

Жигунова Галина Владимировна

д-р социол. наук, ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», г. Мурманск

e-mail: galina-zhigunova@yandex.ru

Zhigunova Galina

Doctor of Sociological Sciences, Murmansk Arctic State University, Murmansk

e-mail: galina-zhigunova@yandex. ru

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОМ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В РЕГИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ

Аннотация. Обеспечение независимой жизни людей с инвалидностью обусловлено состоянием целого ряда факторов, ключевым из которых является доступность инфраструктуры социальной среды. В настоящее время разработана широкая нормативно-правовая база по обеспечению независимой жизни людей с инвалидностью, реализуемая в мероприятиях по созданию доступной среды в субъектах Российской Федерации. С целью выявления уровня доступности социальной среды для лиц с инвалидностью в региональном социуме были обследованы объекты инфраструктуры Мурманской области. Использован метод наблюдения, в ходе которого было проанализировано 323 объекта. Результаты анализа показали, что на сегодняшний день нормативным требованиям в обеспечении независимой жизни лицам с инвалидностью соответствует менее половины объектов инфраструктуры.

Ключевые слова: доступная среда, люди с инвалидностью, независимая жизнь, равные права, Мурманская область, универсальный дизайн.

ENSURING THE INDEPENDENT LIFE OF PEOPLE WITH DISABILITIES IN A REGIONAL SOCIETY

Abstract. Ensuring the independent life of people with disabilities has been determined by the state of many factors, among which the availability of social infrastructure is crucial. To date, a regulatory framework has been developed to ensure the independent life of people with disabilities, which is implementing in measures to create an accessible environment in the constituent entities of the Russian Federation. In order to identify the level of accessibility of the social environment for persons with disabilities in the regional society, infrastructure objects of the Murmansk region have been examined. The observation method has been used, during which 323 objects were analyzed. The results of the analysis showed that today less than half of the infrastructure facilities meet the regulatory requirements for ensuring an independent life for people with disabilities.

Keywords: accessible environment, people with disabilities, independent life, equal rights, Murmansk region, universal design.

Лица с инвалидностью в современном российском обществе повсеместно сталкиваются с проблемой равного участия в жизни общества, предусмотренного Всеобщей декларацией прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10.12.1948 г.) [1].

Право человека быть неотъемлемой частью социума и принимать активное участие в социальных, экономических и политических процессах лежит в основе идеологии независимой жизни людей с инвалидностью.

В настоящее время общество подошло к пониманию того факта, что основная причина обеспечения независимой жизни данных лиц связана не столько с состоянием здоровья, сколько с обеспечением доступности социальной среды.

С одной стороны, статус инвалида диктует человеку определенный образ жизни, накладывает отпечаток на исполняемые индивидами социальные роли и существенно ограничивает их ролевой набор [4, с. 92]. А с другой, зачастую именно неподготовленная к нуждам инвалидов социальная среда выступает основным препятствием к их полноправному участию в жизни общества.

© Жигунова Г.В., 2018. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2018. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 18-011-00712 «Ресурсные возможности социальной среды в контексте обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью (на примере Мурманской области)».

В результате неприспособленности среды к особенностям функционирования инвалидов, данные лица оказываются лишенными доступа к различным социальным благам: они не могут беспрепятственно выйти на улицу и перемещаться по ней, пользоваться услугами парикмахерских, кинотеатров, кафе, включаться в жизнь социального сообщества в той же мере, что и их здоровые сограждане. Таким образом, в недоступной социальной среде люди с инвалидностью имеют ограниченные формы социальной деятельности.

Проблемы доступности городской инфраструктуры, информации, социальных услуг, образования и занятости для людей с ограниченными возможностями, как указывает Э. К. Наберушкина, становятся «фактором воспроизводства социального неравенства и препятствием на пути к независимой жизни» [6, с. 58].

Условия социальной среды прямо или косвенно определяют степень самореализации индивидов, устанавливая границы их жизнедеятельности, и тем самым влияют на поведение, стиль и качество жизни индивидов.

Согласно П. Бергеру и Т. Лукману, в зависимости от социальных условий индивиды самостоятельно создают социальную реальность и формируют свою идентичность [3]. Однако условия современных поселений предоставляют неравномерные возможности доступа к ресурсам территории разным группам людей. Р. Имре, подразделяя людей на тех, у кого есть доступ к городскому пространству, и тех, у кого его нет, недоступность среды называет «отличительной пространственной демаркацией и исключением» [13].

Обеспечение для людей с инвалидностью возможности быть включенным в пространственную среду означает доступ к социальным объектам: посещение жилых, общественных и производственных зданий, спортивных сооружений, культурно-досуговых и рекреационных мест, пользование всеми видами пассажирского транспорта.

Безусловно, доступ к объектам социальной инфраструктуры должен позволять индивидам со стойкими нарушениями здоровья максимально активно участвовать в жизни социума в местах проживания. В данном аспекте Д. Харви указывает, что жители города должны обладать не только правом доступа к тому, что уже существует, но также правом на преобразование города, на приведение его в соответствие с общими нуждами и желаниями [12].

В контексте решения проблемы доступности социальной среды необходимо исходить из потребностей людей с инвалидностью, имеющих физические, сенсорные или иные ограничения и, соответственно, различные особенности в приспособлении к окружающей среде. Особые потребности в доступной среде имеют лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения. Для слабовидящих и незрячих должны соблюдаться требования информационного обеспечения их ориентации в пространстве и свободного перемещения; для инвалидов с опорно-двигательными нарушениями - требования к инфраструктуре для перемещения и проезда колясок.

Обеспечение доступности объектов территории людям с инвалидностью, таким образом, должно осуществляться с учетом особых потребностей данных лиц, создавая предпосылки как для реализации потенциала инвалидов, так и для развития социума.

В Конвенции о правах инвалидов используется понятие универсального дизайна, которое означает «дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна» [2]. Универсальный дизайн применяется в отношении продуктов и сред во всех сферах деятельности для всех членов общества. Р. Мейс, основатель универсального дизайна, отмечал, что нельзя сбрасывать со счетов людей, которые считаются «нормальными». Быть «нормальным», по его мнению, - быть совершенным, способным, компетентным и независимым [14]. То есть, понятие независимой жизни идет неразрывно с понятием нормальности, что немаловажно для людей с инвалидностью.

С другой стороны, принцип доступности выходит за рамки категории лиц с инвалидностью, поскольку «доступные» продукты, услуги и объекты становятся более удобными и для маломобильных групп населения, и всех остальных людей. В широком смысле универсальный дизайн означает, по мнению С. Голдсмит, что продукты, дизайн которых универсален, удобны для всех пользователей [11].

Группой исследователей, дизайнеров, архитекторов, инженеров университета Северной Каролины во главе с Т. Мейсом было разработано семь принципов универсального дизайна, среди которых отметим всеобщее применение, гибкость (учет индивидуальных особенностей), простое и понятное использование, малое физическое усилие и др. Если применить указанные принципы, например, к организации входа в помещения, то мы увидим, что наилучшее решение, удобное для всех пользователей, - автоматические раздвижные двери.

Основной принцип, который должен реализовываться при формировании среды жизнедеятельности, — доступность и максимально возможное удобство среды, объектов и предметов пользования для всех категорий населения, включая инвалидов.

В случае отсутствия доступа к социальной инфраструктуре среды уместно говорить о дискриминации к лицам с инвалидностью.

Сегрегация по признаку физической доступности среды, как указывает Б. Глиссон, определяется через понятия барьеризации, ограниченности и эксклюзии [10].

Барьеризация инвалидности представляет собой препятствия для инвалидизированных субъектов в реализации их потребностей и интересов.

Ф. Боу определил шесть ключевых областей, в которых формируются барьеры, препятствующие реализации возможностей инвалидов в социальной жизни: физическая (архитектурная) среда, общественные отношения, образование, система занятости, законодательство и личные взаимоотношения [9].

Если барьеры для людей с инвалидностью на макроуровне определяются отсутствием механизмов интеграции в обществе (через законы, социальную политику, средства массовой информации, нормы, ценности), а на мезоуровне — условиями и уровнем организации доступности материально-технической, инфраструктурной, социально-психологической и иных сред поселений, учреждений и локальных сообществ к потребностям людей с инвалидностью, то на микроуровне социальной реальности - условиями и характером непосредственных взаимодействий, образуемыми референтными группами и значимыми лицами в процессе удовлетворения важнейших потребностей индивидов.

Доступная социальная среда - необходимое и обязательное условие независимой жизни людей с инвалидностью. Чем лучше организована социальная среда в разнообразных сторонах жизни, тем разнообразнее сама жизнедеятельность данных лиц.

Таким образом, для обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью от общества требуются дополнительные меры и средства в формировании необходимых социальных условий, а также существенные изменения общественного сознания и общественных институтов для обеспечения социальной инклюзии [5, с. 17].

В последние десятилетия в России предпринимаются существенные усилия по созданию безбарьерной среды для людей с инвалидностью.

В данной сфере в Российской Федерации (далее - РФ) принят ряд важнейших документов, среди которых особо отметим Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018); Свод правил «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения» от 16.07.2001 № 70 (СП 35-101-2001); «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001), «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам» (СП 35-102-2001), Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» от 01.12.2015 № 1 297 (ред. от 30.03.2018); Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи (Приказ Минтруда России № 527н от 30.07.2015 г.) и др. [7].

В целях создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к различным объектам и услугам, в рамках программы «Доступная среда» были выделены приоритетные сферы жизнедеятельности: здравоохранение, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура, информация и связь, образование, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура. В данных сферах в первую очередь была инициирована паспортизация объектов и услуг социальной инфраструктуры, учитывающая состояние и уровень их доступности.

Процессы обеспечения независимой жизни посредством организации доступной среды в последнее десятилетие осуществляются по всей территории РФ и регулируются региональными нормативными актами.

В Мурманской области осуществляются мероприятия в рамках Программы «Доступная среда», которые регулируются сегодня Постановлением Правительства Мурманской области «О комплексной программе «Доступная среда в Мурманской области» на 2016 - 2018 годы» от 06.05.2016 № 208-ПП (в ред. от 29.12.2017 г.) [7].

Деятельность по паспортизации объектов осуществляется с 2013 г. и регулируется в настоящее время Постановлением Правительства Мурманской области «О ведении паспортизации объектов и услуг социальной инфраструктуры Мурманской области» от 02.02.2018 № 42-ПП, а также Приказом Министерства социального развития Мурманской области «Об утверждении методических рекомендаций по ведению паспортизации объектов и услуг социальной инфраструктуры Мурманской области, работе с электронным реестром объектов и услуг социальной инфраструктуры Мурманской области и картой доступности объектов» от 14.02.2018 № 59 [7]. На сегодняшний день в регионе все приоритетные объекты имеют паспорта доступности (1 464 объекта).

Следует отметить, что в Мурманской области в январе 2018 г. проживало 28 790 инвалидов [8]. Данные лица, безусловно, имеют права и потребности в участии в жизни общества наравне с другими. Однако с учетом принятых мер по созданию доступной среды в регионе, многие объекты инфраструктуры сегодня еще не соответствуют в полной мере критериям доступности.

С целью выявления уровня и характера доступности объектов социальной инфраструктуры под руководством и с участием автора было проведено обследование внешней градостроительной среды ряда крупных населенных пунктов Мурманской области: гг. Апатиты, Мончегорск, Североморск, Кола. Метод исследования - наблюдение, срок проведения - июнь - июль 2018 г.

В ходе наблюдения был осуществлен осмотр общественных мест, приоритетных и неприоритетных объектов социальной инфраструктуры, в том числе учреждений социальной защиты, занятости, здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, связи, транспорта и сообщений, объектов потребительского рынка (торговых центров и магазинов, банков) учреждений сферы услуг (гостиницы, парикмахерские и т. п.).

В процессе наблюдения предметом обследования было обустройство входа в здания для людей с инвалидностью. Особое внимание обращалось на приспособления для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, колясочников (проверялось наличие и состояние пандусов, перилл, кнопок вызова или раздвижных дверей, достаточность широты дверных проемов, места для разворота инвалидных колясок перед дверью) и людей с нарушениями зрения (проверялось наличие тактильных полос, табличек со шрифтом Брайля, наличие желтой отметки на двери), поскольку представляется, что именно указанные категории людей с инвалидностью испытывают наибольшие трудности с доступностью объектов инфраструктуры.

По итогам наблюдения объекты распределялись на три группы: доступные, недоступные и условно доступные. В категорию доступных были отнесены объекты, удовлетворяющие требованиям доступности хотя бы одной из указанных категорий инвалидов. По каждому объекту описан не только уровень, но и характер доступности.

Всего охвачено наблюдением было 323 объекта городских инфраструктур, из которых 141 объект относится к приоритетным.

Самое большое число доступных объектов социальной инфраструктуры для лиц с инвалидностью среди учреждений связи (почтовые отделения) — 83 % доступных, 17 % недоступных; социальной защиты и социального обслуживания населения — 78 % доступных, 11 % условно доступных, 11 % недоступных; финансово-кредитных учреждений (банки) — 75 % доступных, 19 % условно доступных, 6 % недоступных.

Магазины, супермаркеты, торговые центры в 49 % имеют оборудованные входы, 11 % условно имеют, 40 % не имеют. Как правило, оборудованы сетевые продуктовые магазины - «Магнит», «Народная семья 7Я», «Пятерочка», «Дикси», «Яблочко», «Евророс». Но и среди них встречаются некачественно установленное оборудование (большой уклон пандусов), отсутствие мест для разворота и перемещения инвалидных колясок; отсутствие раздвижных дверей, или кнопок вызова помощи, узкие дверные проемы. Повсеместно не оборудованы для доступа в учреждения частные несетевые магазины.

Далее следуют учреждения здравоохранения, включая частные клиники и аптеки, среди которых 44 % имеют доступ в здания для инвалидов и маломобильных граждан, 19 % условно имеют, 37 % не имеют. Среди необорудованных объектов - стоматологические поликлиники, аптеки, детская поликлиника (Севе-роморск), смотровой кабинет (Североморск) и т. д.

Среди учреждений культуры 39 % имеют доступ в здания для лиц с инвалидностью, 19 % условно имеют, 39 % не имеют доступа. К необорудованным объектам относят городские библиотеки (Мончегорск, Се-вероморск), здания кинотеатров (Мончегорск), Дом офицеров Северного флота (Североморск) и др.

Объекты транспорта и путей сообщения (вокзалы) оборудованы 33 % зданий, 67 % не оборудовано (автовокзал городов Апатиты, Мончегорск).

Среди заведений общественного питания 29 % имеют доступную среду в части организации входа в здания, 7 % условно имеют, 64 % не имеют.

Объекты физической культуры и спорта оборудованы в 27 % учреждений, 73 % не оборудовано. В числе не оборудованных объектов - бассейны (Апатиты, Североморск), стадионы (Апатиты, Мончегорск), детско-юношеские спортивные школы (Мончегорск, Североморск), частные спортивные комплексы во всех городах.

Среди прочих учреждений, куда вошли государственные и частные компании и организации самых разнообразных сфер жизнедеятельности (здания администраций города, миграционных служб, налоговой инспекции, отделов ЗАГС, полиции, жилищно-коммунальных хозяйств, партийных отделений и др.), 27 % доступных объектов для инвалидов, 17 % условно доступных, 56 % недоступных.

Среди образовательных учреждений доступно только 20 % зданий, условно доступно 6 %, недоступно 74 %. Как правило, основной проблемой данных учреждений является отсутствие пандусов, кнопок вызова, возможностей открыть дверь и самостоятельно войти в здание и т. д. Все оборудованные учреждения образования имеют государственный статус (среди общеобразовательных учреждений имеют доступный вход в здание 29 %, среди дошкольных - 19 %), тогда как частные учреждения не обеспечивают беспрепятственный вход в здания для лиц с инвалидностью в 100 % случаев. К сожалению, наблюдаемые государственные учреждения дополнительного образования также не имеют оборудованной доступной среды: дома детского творчества, детские художественные школы, детские музыкальные школы и др.

Учреждения сервиса и сферы услуг имеют доступные входы в здания в 20 % случаях, условно доступные - в 10 %, недоступные - в 70 %. На сегодняшний день основная часть гостиниц, парикмахерских, ателье не оборудована для лиц с инвалидностью.

Среди парковых объектов имеют доступную среду для инвалидов 57 %, условно доступную - 29 %, недоступную - 14 %. Основная проблема недоступных парковых зон - наличие бордюров и отсутствие беспрепятственного доступа в парк для инвалидных колясок, отсутствие пешеходных дорожек с ровным покрытием, отсутствие тактильных полос и табличек.

В обследуемых городах доступны для лиц с инвалидностью в основном только центральные улицы. В центре городов имеются ухоженные дорожки и тротуары, большинство светофоров оборудованы звуковыми сигналами. Из обследуемых городов имеет неровный рельеф только город Североморск. Крутые лестницы и, соответственно, высокий угол наклона пандусов не позволяют лицам с инвалидностью перемещаться по этому городу самостоятельно.

Единой проблемой для всех городов является отсутствие тактильных полос у тротуаров и пешеходных переходов, отсутствие съездов с бордюров, плохое состояние дворовых территорий.

Что касается условно-оборудованных зданий, то в основном это здания, в которых «доступный вход» оборудован лишь частично. Наиболее распространенные проблемы - отсутствие кнопок вызова или иных возможностей входа в здания при наличии пандусов; отсутствие перил при соответствующим требованиям пандусу; отсутствие пандуса при наличии раздвижных дверей, либо загромождение проходов от пандуса к двери урнами, мусором и т. п.

Итак, по результатам обследования состояния доступности объектов инфраструктуры в четырех крупных городах Мурманской области было выявлено, что доступ в учреждения для людей с инвалидностью и маломобильных граждан лучше всего обеспечивают почтовые отделения, учреждения социальной защиты и социального обслуживания населения, финансово-кредитные учреждения. Магазины и супермаркеты соответствуют требованиям доступности в половине случаев, учреждения здравоохранения в 44 %, культуры - в 39 %. В каждом третьем случае доступны объекты транспорта (33 %), учреждения общественного питания (29 %), физической культуры и спорта (27 %) и прочие учреждения социальной сферы. В каждом пятом случае доступны учреждения образования (20 %), сервиса и сферы услуг (20 %).

В целом, по результатам исследования, доступными для инвалидов-колясочников или инвалидов с нарушениями зрения являются 39 % объектов, недоступными - 49 %, условно доступными - 12 % объектов инфраструктуры.

В меньшей мере городская инфраструктура соответствует таким категориям инвалидов, как слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие. Для инвалидов с нарушениями зрения в регионе оборудованы в основном лишь учреждения социальной защиты и социального обслуживания, ряд учреждений культуры, образования, связи. От общего количества наблюдаемых объектов только 6 % предназначены для данной категории лиц.

Основной проблемой инфраструктуры Мурманской области (в обследуемых городах) является неудовлетворительное состояние пандусов, дверных проемов и дверей, отсутствие достаточного места для инвалидной коляски перед дверью, и в целом формальный подход в организации доступа в помещения людей с инвалидностью. В связи с этим необходимо формировать социально ответственное отношение руководителей учреждений и муниципалитетов к решению задач организации доступной среды для людей с инвалидностью и маломобильных категорий граждан.

Таким образом, обеспечение доступности инфраструктуры для инвалидов на сегодняшний день остается актуальной задачей в Мурманской области. Эта задача постепенно решается, но впереди предстоит еще много работы.

Библиографический список

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г.) // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10135532/ (дата обращения: 04.11.2018).

2. Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 г. // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant. ru/2565085/#ixzz5Vv9l5HrR (дата обращения: 04.11.2018).

3. Бергер, П. Л. Приглашение в социологию / пер. с англ. О.А. Оберемко; под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 168 с.

4. Жигунова, Г. В. Исполнение роли «больного» инвалидами в повседневной жизни // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота. - 2015. - № 3 (53): в 3-х ч. Ч. I. - C. 92-96.

5. Жигунова, Г. В. Государственная политика по созданию доступной социальной среды для людей с инвалидностью / Г. В. Жигунова, А. С. Кулагин // Управление мегаполисом. - 2012. - № 4. - С. 9-17.

6. Наберушкина, Э. К. Доступность городской среды для инвалидов // Социологические исследования. - 2010. - № 9. -С. 58-64.

7. Нормативные правовые документы по вопросам формирования доступной среды // Министерство социального развития Мурманской области: сайт. - Режим доступа: https://minsoc.gov-murman.ru/activities/dost_sreda/pasport.php (дата обращения: 08.11.2018).

8. Численность инвалидов по группе инвалидности в разрезе субъектов РФ // Пенсионный фонд РФ: сайт. - Режим доступа: https://sfri.ru/analitika/chislennost (дата обращения: 08.11.2018).

9. Bowe, F. G. Handicapping America: barriers to disabled people. New York: Harper and Row, 1978. - 254 p.

10. Gleeson, B. Disability and the open city // Urban Studies. - 2004. - V. 38, I. 2. - P. 251-265.

11. Goldsmith, S. Universal design: a manual of practical guidance for architects. Gillingham: Architectural Press, 2003. Режим доступа: http://bookfi.net/book/650009 (дата обращения: 08.11.2018).

12. Harvey, D. The Right to the City, in: Richard Scholar (ed.), Divided Cities: The Oxford Amnesty Lectures, 2003. Oxford: Oxford University Press, 2006. P. 83-103.

13. Imrie, R. Barriered and bounded places and the spatialities of disability // Urban Studies. - 2001. - V 38, I. 2. - p. 232.

14. The Center for Universal Design: Website. Режим доступа: https://projects.ncsu.edu/design/cud/about_us/usronmace.htm (дата обращения: 04.11.2018).

References

1. Vseobshhaya deklaratsiya prav cheloveka (prinyata na tret'ei sessii General'noi Assamblei OON rezolyutsiei 217 A (III) ot 10.12.1948 g.) [The Universal Declaration of Human Rights (it is adopted at the third session of the United Nations General Assembly by resolution 217A (III) of December 10, 1948)]. Available at: http://base.garant.ru/10135532/ (accessed 04.11.2018).

2. Konventsiya o pravakh invalidov ot 13.12.2006 g. [Convention on the Rights of Persons with Disabilities of December 13, 2006]. Available at: http://base.garant.ru/2565085/#ixzz5Vv9l5HrR (accessed 04.11.2018).

3. Berger P. L. Priglashenie v sotsiologiyu [Invitation to Sociology]; per. s angl. O. A. Oberemko; pod red. G. S. Batygina. M.: Aspekt Press, 1996, 168 p.

4. Zhigunova G. V. Ispolnenie roli «bol'nogo» invalidami v povsednevnoj zhizni [Fulfillment of the role of the «patient» by the disabled in everyday life]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice], Tambov: Gramota, 2015, I. 3 (53), ch. 1, pp. 92-96.

5. Zhigunova G.V., Kulagin A.S. Gosudarstvennaya politika po sozdaniyu dostupnoi sotsialnoi sredy dlya lyudei s invalidnost'yu [Fulfillment of the role of the "patient" by the disabled in everyday life], Upravlenie megapolisom [Management of the megalopolis], 2012, I. 4, pp. 9-17.

6. Naberushkina E.K. Dostupnost' gorodskoi sredy dlya invalidov [Accessibility of the urban environment for people with disabilities]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociologicalstudies]. 2010, I. 9, pp. 58-64.

7. Normativnye pravovye dokumenty po voprosam formirovaniya dostupnoi sredy [Regulatory legal documents on the formation of an accessible environment], Ministerstvo sotsial'nogo razvitiya Murmanskoi oblasti: sait [Ministry of Social Development of the Murmansk region: website]. Available at: https://minsoc.gov-murman.ru/activities/dost_sreda/pasport.php (accessed 08.11.2018).

8. Chislennost' invalidov po gruppe invalidnosti v razreze sub"ektov RF [The number of people with disabilities by disability group in the context of the subjects of the Russian Federation], Pensionny' fond RF: sait [Pension Fund of the Russian Federation: website]. Available at: https://sfri.ru/analitika/chislennost (accessed 08.11.2018).

9. Bowe F.G. Handicapping America: barriers to disabled people. New York: Harper and Row, 1978, 254 p.

10. Gleeson B. Disability and the open city. Urban Studies, 2004, V. 38, I. 2, pp. 251-265.

11. Goldsmith S. Universal design: a manual of practical guidance for architects. Gillingham: Architectural Press, 2003. Available at: http://bookfi.net/book/650009 (accessed 08.11.2018).

12. Harvey D. The Right to the City, in: Richard Scholar (ed.), Divided Cities: The Oxford Amnesty Lectures, 2003. Oxford: Oxford University Press, 2006, pp. 83-103.

13. Imrie R. Barriered and bounded places and the spatialities of disability // Urban Studies, 2001. Vol. 38, I. 2, 232 p.

14. The Center for Universal Design: website. Available at: https://projects.ncsu.edu/design/cud/about_us/usronmace.htm (accessed 04.11.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.