Научная статья на тему 'НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ЦЕРКОВНОЙ СФЕРЕ, ИЗДАННЫЕ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПАВЛА I: СТРУКТУРА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА'

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ЦЕРКОВНОЙ СФЕРЕ, ИЗДАННЫЕ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПАВЛА I: СТРУКТУРА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАВЕЛ I / РЕЛИГИОЗНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Момотова Екатерина Павловна

В статье анализируется комплекс нормативных правовых актов, опубликованных в Полном собрании законов Российской империи и изданных в период правления Павла I в церковной сфере. Дается общая характеристика религиозного законодательства Павла I, анализируется его структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ЦЕРКОВНОЙ СФЕРЕ, ИЗДАННЫЕ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПАВЛА I: СТРУКТУРА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»

Е.П. Момотова*

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ЦЕРКОВНОЙ СФЕРЕ, ИЗДАННЫЕ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПАВЛА I: СТРУКТУРА И

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация. В статье анализируется комплекс нормативных правовых актов, опубликованных в Полном собрании законов Российской империи и изданных в период правления Павла I в церковной сфере. Дается общая характеристика религиозного законодательства Павла I, анализируется его структура.

Ключевые слова: Павел I, религиозное законодательство, Полное собрание законов Российской империи.

Фигура Павла I оставила сложный след в сознании современников и историков. Авторы оценивали его личность весьма неоднозначно, кто -то положительно, а кто-то резко отрицательно. Несмотря на непродолжительное время нахождения на престоле Павла I, его образ запечатлелся на уровне фольклора, что свидетельствует об определенной значимости данной фигуры в общественном сознании. Павел I воспринимался обществом в качестве справедливого монарха, с одной стороны, дарящего милости и восстанавливающего справедливость, с другой стороны, следующего законам1. Павел I был религиозным человеком, поэтому нет ничего удивительного, что среди многочисленных нормативных правовых актов, многие были посвящены регулированию религиозной сферы жизни общества. По словам А.В Скоробогатова, «благодаря венчанию и миропомазанию монарх получал Божию благодать, Бог как бы делегировал ему часть своих прерогатив, то есть в земном мире император - это Богом поставленный глава государства и все его указания и приказы есть проявления Божией воли»2.

Церковь в тот период времени являлась основной и одной из самых богатых структур государства, имела в собственности огромное количество крепостных крестьян, множество земель и денежных средств. Ведение актов гражданского состояния находилось также в компетенции церкви. Церковь осуществляла регистрацию: смертей, рождения детей, заключения браков, учета населения и других событий. Благословление церкви было необходимо для помолвки, крестин, поминок. Так же в ее ведении было регулирование брачно-семейных отношений.

* Момотова Екатерина Павловна, адъюнкт адъюнктуры Нижегородской академии МВД России, momep@mail.ru

1 См.: Демичев А.А. Юридический анекдот XVIII - первой половины XIX века как источник по истории российской ментальности // Российская история. 2010. № 5. С. 137 -153; Демичев A.A. Образ Павла I как «идеального» монарха в российском менталитете XVIII - начала XIX века (по материалам исторических анекдотов) // Историко-правовые проблемы: новый ракурс, 2017. № 2. С.27-36.

2 Скоробогатов А.В. Правовая политика России в царствование императора Павла I: монография. М.: Юрлитинформ, 2017. С. 167.

154

Важным было и то, что именно церковь выполняла функцию оповещения народа обо всех самых важных событиях, законодательно закрепленных в таких высочайших актах, как манифесты. Отдельно стоит отметить просветительскую функцию церкви, а именно начальное образование в то время давалось в церковно-приходских школах.

Павел Петрович отводил духовенству роль блюстителя нравственности народной. Но действовать оно должно под контролем государства. Эта идея претворялась на практике более чем в 100 указах, изданных за неполные 5 лет правления императора и касавшихся лиц духовного звания разных вероисповеданий1. М.В. Клочков подчёркивал, что «правительство Павла I было проникнуто идеей веротерпимости, но, вместе с тем, оно было настойчиво в том, чтобы внешнее управление церковными делами было сосредоточено в его руках» 2.

В общей сложности в период правления императора Павла I было подписано 127 актов, касавшихся церковной сферы, что составляет почти 6% от общего количества 2248 нормативных правовых актов. Проанализировав законодательные акты Павла I, содержащиеся в Полном собрании законов Российской империи, мы можем представить некоторые статистические выкладки. Итак, наиболее часто встречающимися нормативными актами в церковной сфере были Сенатские указы (22). На втором месте шли Синодские указы (14), на третьем - Именные указы, данные Сенату (13). Синодских указов, вследствие Именных было издано 10, Именных, данных Синоду 8, Высочайше утвержденных докладов Синода 5, Высочайше утвержденных докладов Сената 5, Именных, объявленных генерал-прокурором 5, Сенатских, по высочайше утвержденному докладу 4, Синодских, высочайше утвержденному докладу 4, Сенатских, вследствие Именных 3, Манифестов - 2.

Среди нормативных правовых актов в религиозной сфере, основным видом, исходящим непосредственно от императора был манифест. Таковых при Павле I издано было только 2: «О должном послушании крестьян своим помещикам во всех повинностях и об обязанности в отношении сего губернских начальников и приходских священников» № 17.769 от 29 января 1797 года и «О свободном вероисповедании, о непривлекании в присоединенных от Польши губерниях людей грекороссийской веры в католическую» № 17.879 от 18 марта 1797 года.

Согласно статистике, наибольшее количество указов за период правления Павла I в отношении церкви, а именно 22, составляли Сенатские указы. Большинство из них было посвящено учебным религиозным заведениям, например, такие указы как: № 18.369 от 11 февраля 1798 года

1 Абрамова И.Л. Церковь и государство в правление Павла I // Гуманитарный вестник. 2015. Вып. 9 // URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/ hum/histarch/298.html.

2Галанов М.М. Российская историография проблемы взаимоотношений российского самодержавия и римско-католической церкви в годы царствования Павла I // Научные ведомости. 2010. № 1 (72). С. 121-127.

«О присылке в Святейший Синод из всех Епархий сведений в каком положении находятся дома Духовных училищ»; № 18.880 от 7 марта 1799 года «Об увольнении епархиальным архиереем учеников семинарии в свете и команды без доклада Синоду кроме студентов философии и богословия» и др. В указе № 18.109 от 24 августа 1797 года говорилось о невозможности привлечения церковно-служительских детей младше 15 лет к военной службе. Так же Сенатским указом № 18.590 от 19 июля 1798 года архиерейские дома и монастыри обеспечивались землями, мельницами, рыбной ловлей и разными угодьями, так же в отдельности и хлебным содержанием, запрещалось обменивать данные владения. Указом № 18.928 от 11 апреля 1799 года некоторые священники награждались установленными знаками отличия за военные заслуги, которые указывали, из какой епархии священнослужитель был направлен в полк. Очередным указом № 19.182 от 25 января 1800 года был введен порядок ежегодного отчета рапортом об остаточных суммах всех епархий. В оставшихся Сенатских указах, как правило, закреплялось юридическое направление взаимодействия церковно и священнослужителей.

Число Синодских указов за четыре с половиной года правления Павла I составило 14. В указах: № 18.212 от 19 октября 1797 года, № 18.521 от 13 мая 1798 года, № 18.726 от 31 октября 1798 года, № 18.743 от 8 ноября 1798 года, № 18.801 от 30 декабря 1798 года закреплялись следующие положения: наложение на преступников епитимии - исправительной меры для раскаявшихся в своих грехах, заключавшейся в продолжительной молитве, поклонах, усиленном посте, милостыне, паломничестве, епархиальным архиереем, минуя священный Синод, невозможность наложения на приходских священников полковых военных чинов, порядки обучения в духовных академиях и семинариях, предоставление денежных средств на восстановление монастырей и архиерейских домов, награждение белого священства и другие.

Рассматривая такой вид указа, как Именной, данный Сенату еще раз напомним, что их количество составило 13. Большинство из них, как и иные нормативные правовые акты, упомянутые выше, закрепляли особо важные положения в религиозной сфере. В этом контексте стоит обратить внимание на указ № 19.659 от 22 ноября 1800 года, регламентирующий сбор особой комиссии для постройки Казанской церкви, Именной указ № 19.595 от 11 октября 1800 года «Об избирании для присутствия в католическом департаменте юстиц-коллегии из духовенства каждой католической епархии по одному заседателю». Указ № 18.278 от 18 декабря 1797 года, законодательно подтверждавший действительность духовных завещаний, написанных не на гербовой бумаге, и не взимание пошлин с завещаемой недвижимости, Именной указ № 18.787 от 21 декабря 1798 года выделял и отдельным указом № 18.721 от 28 октября дополнял сумму денежных средств на содержание Свято-Троицкой Сергиевской Лавры и ее церковнослужителей, а дома священно и церковнослужителей

освобождались от полицейских повинностей указом № 18.772 от 3 декабря 1798 года.

Количество Синодских указов, изданных, вследствие именных составляло 10. Один из таких указов № 18.246 от 16 ноября 1797 года был посвящен запрету направлять священников, бывших под судом, и за неподобающее поведение в армию и флот. Отдельным указом № 17.958 от 7 мая 1796 года регламентировался строгий контроль епархиальных архиереев за священно и церковнослужителями, чтобы они не принимали участие в волнениях и возмущениях крестьян. Позже был издан еще один указ 19.479 от 9 июля 1800 года, уточняющий, что данный факт должна подтверждать еще и личная расписка. Доставлялись и сведения из всех Епархий указом 19.670 от 29 ноября 1800 года, не находятся ли в их пользовании иконостасы по образам царским и патриаршим и не употребляются в действительности. Остальные указы, касались устроения и учреждения Епархий, Соборных церквей, а так же присвоения третьего класса Холмогорскому женскому монастырю, отводу денежных средств на его содержание и другие указы.

Такой вид указа как Именной, данный Синоду, за период правления Павла I издавался 8 раз. Так указ № 17.675 от 22 декабря 1796 года касался определения детей священников в военную службу, с целью пользы для общества и для них самих. Указом № 17.949 от 1 мая 1797 года в Вифании учреждались второклассный монастырь и семинария, а указом № 18.124 от 1 сентября Новгородско-северская Епархия была причислена к Черниговской. В Санкт-Петербурге и Казани указом № 18.273 от 18 декабря 1797 года, так же учреждались духовные академии, определялись суммы на обеспечение других религиозных заведений, а так же отводились земельные угодья в их владение. Указом № 18.428 от 12 марта 1798 года, старообрядцам, живущим в Нижегородской Епархии, было дозволено строить церкви и иметь при себе особенных священников. Был определен день празднования Пресвятой богородицы Казанской указом №. 18.716 от 24 октября 1798 года.

Высочайше утвержденные доклады Синода и Сената издавались в отдельности по 5 указов каждый и совместно - один. Докладами Синода вводились телесные наказания за уголовные преступления, совершенные священниками (указом № 17.624 от 9 декабря 1796 года), упразднялись церкви (указом № 18.501 от 27 апреля 1798 года), давались жалования на содержания религиозных заведений (указом № 18.531 от 23 мая 1798 года), дети полковых священников получали возможность обучения в армейских семинариях, после чего занимали вакантные священнические места в полках (указом № 18.531 от 1 июня 1800 года). Докладами Сената № 17.895 от 29 марта 1797 года учреждались духовные цензоры и устанавливались Синодом жалования для них, указом № 19.412 от 4 мая 1800 года дозволялась печать духовных книг под присмотром Архиереев и светских книг в соответствии с цензурой. Общим докладом Синода и Сената № 18.316

от 11 января 1798 года вводилось обязательство по обрабатыванию церковных земель прихожанами.

Нормативные правовые акты, изданные в период правления императора Павла I можно классифицировать:

1) Исходящие от императора и подписанные им самим;

2) Исходящие от должностных лиц, и ими визированные;

3) Совместные акты самого императора и должностных лиц1.

Применим приведенную выше классификацию к анализу религиозного

законодательства. По нашим подсчетам при Павле I было 8 нормативных правовых актов, утвержденных его высочайшим повелением, примерами таких актов являются: Акт № 17.910 от 5 апреля 1797 года «Высочайше утвержденный в день священной коронации его императорского величества, и положенный для хранения на престол Успенского Собора»; Высочайший приказ, отданный при пароле № 19.398 от 22 апреля 1800 года «О бытии всем священникам Лейб-гвардии полков под ведением полевого Обер-священника» и другие. А.В. Скоробогатов предлагает рассматривать распоряжение Павла I о приравнивании к высочайшим указам приказов, отданных при пароле, в контексте того, что «воля государя является единственным законом для подданных. Однако, не любая воля монарха, выступает в качестве нормативного правового акта, а только та, которая выражена в письменной форме, имеет монаршью подпись и издана в установленном порядке»2. Законодательство религиозной сферы, в основном, осуществлялось на уровне государственных органов и должностных лиц, это подтверждается, тем, что 22 указа были визированы конкретными должностными лицами, примером таких актов был: Именной указ, объявленный Санкт-Петербургским военным губернатором Собчиным, митрополиту Римско-католических церквей России № 19.613 от 18 октября 1800 года «Об отдаче католической церкви Св. Екатерины в Санкт-Петербург, с принадлежащим к ней домом, и в управление монахом ордена иезуитского». Количество указов государственных органов или должностных лиц, представляющих данный орган, подписанных совместно с императором Павлом I, составило 97, примером таких актов был: Синодский указ, по высочайше утвержденному докладу № 19.742 от января 1801 года «О наказывании людей греко-российского исповедания за уклонение от исповеди и святого причастия вместо денежного штрафа, церковным покаянием».

Рассмотрим статистику законодательства Павла I по годам. Так в 1796 году было принято 4 нормативных правовых акта, из них: Высочайший

1Подробнее см.: Момотова Е.П. Виды нормативных правовых актов, исходящие от императора, в период правления Павла I // Человек и общество в противоречиях и согласии: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Н.Новгород: Гладкова О.В. 2017. С. 217-223.

2Скоробогатов А.В. Правовая политика России в царствование императора Павла I: монография. М., 2017. С. 172.

утвержденный доклад Синода, Именной данный Синоду, Именной, данный генерал-прокурору, Сенатский [указ]. В 1797 году было принято 24 акта, из них: Манифестов - 2, Синодских - 3, Сенатский указ, Сенатский, вследствие именного, Синодских, вследствие именных - 3, Высочайше утвержденных докладов Сената - 2, Сенатский, по высочайше утвержденному докладу, Именных, данных Синоду - 3, Именных, объявленных генерал-прокурором - 2 и прочих актов 6. В 1798 году было принято 37 актов, из них: Именных, данных Синоду - 3, Сенатских указов -

8, Синодских указов - 8, Именной, данный могилевскому архиепископу Римской церкви Сестренцевичу, Именных, объявленных генерал-прокурором - 2, Высочайше утвержденных докладов Сената - 2, Высочайше утвержденных докладов Синода - 2, Именных, данных Сенату - 5, Синодских, вследствие именных - 3 и единичных актов 3. В 1799 году было принято 20 актов, из них: Сенатских указов - 7, Именных, объявленных обер-прокурором Синода князем Хаванским - 2, Именной, данный митрополиту Римской церкви Сестренцевичу, Сенатский по высочайше утвержденному докладу, Именных, данных Сенату - 2, Именной, объявленный генерал-прокурором Митрополиту и римско-католических церквей, Синодский, в следствие Именного, Синодский, по высочайше утвержденному докладу, Высочайше утвержденный доклад Синода и единичных актов 3. В 1800 году было принято 38 актов, из них: Сенатских указов - 5, Синодских указов - 3, Сенатских, вследствие Именных - 2, Именной, данный генерал-прокурору, Именной, объявленный Сенату генерал-прокурором, Именных, объявленных Синодальным членом Амвросием Архиепископом Санкт -Петербургским - 2, Именной объявленный генерал-прокурором Митрополиту Римско-католической церкви в России, Высочайше утвержденный доклад Сената, Высочайше утвержденный доклад Синода, Именных, данных Сенату - 5, Сенатский, по высочайше утвержденному докладу, Синодских, по высочайше утвержденному докладу - 2, Синодских, вследствие Именных - 2, Именной, объявленный генерал-прокурором митрополиту Римско-католических церквей в России, Именной, данный Синоду и единичных актов

9. В 1801 году 4 акта: Именных, объявленных Сенату генерал-прокурором - 2, Именной данный Сенату, Синодский указ, по высочайше утвержденному докладу.

Как видим максимальное число актов от 20 до 38 приходилось на 1797 -1800 года. Всего по 4 акта было принято в 1796 и 1801 годах. Это обуславливается тем, что в 1796 году Павел I только пришел к власти, необходимо было разобраться и в иных сферах жизни государства. Церковь была самостоятельной организацией и не нуждалась в скоропостижном реформировании, хотя к изменениям и ее структуры Павел I приступил практически сразу, и как подтверждает статистика статьи, наиболее активно, а на начало 1801 года приходится жестокое убийство императора, что подтверждает малочисленность указов этого года правления. Таким образом, это подтверждает, что Павел I большое внимание уделял законодательству

церковной сферы. Лично им подписано 8 указов. Но десятки других актов были визированы и исходили от государственных органов и должностных лиц, это наглядно подтверждается приведенными нами статистическими выкладками.

Библиографический список

1. Абрамова И.Л. Церковь и государство в правление Павла I // Гуманитарный вестник. 2015. Вып. 9 // URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/ hum/histarch/298.html.

2. Галанов М.М. Российская историография проблемы взаимоотношений российского самодержавия и римско-католической церкви в годы царствования Павла I // Научные ведомости. 2010. № 1 (72). С. 121-127.

3. Демичев A.A. Образ Павла I как «идеального» монарха в российском менталитете XVIII - начала XIX века (по материалам исторических анекдотов) // Историко-правовые проблемы: новый ракурс, 2017. № 2.С.27-36.

4. Демичев А.А. Юридический анекдот ХУШ - первой половины XIX века как источник по истории российской ментальности // Российская история. 2010. № 5. С. 137153.

5. Момотова Е.П. Виды нормативных правовых актов, исходящие от императора, в период правления Павла I // Человек и общество в противоречиях и согласии: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции - Н.Новгород: Гладкова О.В. 2017. С. 217-223.

6. Скоробогатов А.В. Правовая политика России в царствование императора Павла I: монография. М.: Юрлитинформ, 2017. - 288 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.