Научная статья на тему 'Виды нормативных правовых актов, изданных в период правления Павла I'

Виды нормативных правовых актов, изданных в период правления Павла I Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1085
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАВЕЛ I / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВО-ВЫЕ АКТЫ / ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ / PAVEL I / NORMATIVE LEGAL ACTS / TYPES OF NORMATIVE LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Момотова Екатерина Павловна

В статье систематизируются основные виды нормативных правовых актов, изданных в период правления Павла I. Приводится составленная автором на основе Полного собрания законов Российской империи таблица, отражающая законотворческую деятельность Павла I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of regulatory legal acts issued during the reign of Paul I

The main types of normative legal acts issued during the reign of Paul 1 are systematized in the article. The table compiled by the author on the basis of the Complete collection of laws of the Russian empire is a table reflecting the legislative activity of Paul.

Текст научной работы на тему «Виды нормативных правовых актов, изданных в период правления Павла I»

УДК 340.1

Момотова Екатерина Павловна Momotova Ekaterina P.

слушатель

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) listener

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: momep@mail.ru

Виды нормативных правовых актов, изданных в период правления Павла I Types of regulatory legal acts issued during the reign of Paul I

В статье систематизируются основные виды нормативных правовых актов, изданных в период правления Павла I. Приводится составленная автором на основе Полного собрания законов Российской империи таблица, отражающая законотворческую деятельность Павла I.

Ключевые слова: Павел I, нормативные правовые акты, виды нормативных правовых актов.

The main types of normative legal acts issued during the reign of Paul 1 are systematized in the article. The table compiled by the author on the basis of the Complete collection of laws of the Russian empire is a table reflecting the legislative activity of Paul.

Keywords: Pavel I, normative legal acts.

normative legal acts, types of

Павел I — император Российской империи (1796—1801 гг.), один из самых неизученных и недооцененных исторических персон в российской истории, который вел свою активную законотворческую деятельность на протяжении 4 лет 3 месяцев и 6 дней. Подтверждением этому являются дошедшие до нас нормативные правовые акты периода его правления. Мнения историков в отношении Павла I неоднозначные: одни до сих пор утверждают, что он был неадекватен во всех направлениях своей деятельности [1; 2, с. 677], другие поддерживают совершенно противоположную точку зрения [3, с. 498; 4, с . 103]. Независимо от того, как оценивают этого императора ученые, в народном правосознании Павел I соответствовал образу «доброго царя» и воспринимался населением в качестве носителя высшей справедливости [5].

В определенной мере на восприятие Павла I как справедливого монарха повлияла его законотворческая деятельность. В данной статье мы попробуем выделить основные виды нормативных правовых актов соответствующего периода и дать им общую характеристику.

Основная масса нормативных правовых актов Павла I опубликована в томах XXIV, XXV,

XXVI Полного собрания законов Российской Империи. Всего в них содержится 2248 документов. В 1796—1797 годах был принят 771 нормативный акт, в 1798 году — 509, в 1799 году — 430, в 1800—1801 годах — 538.

Сложная внешнеполитическая обстановка вокруг России, восстание Костюшко в Польше, революция во Франции, восшествие Наполеона, европейские походы русской армии под руководством Суворова, победы российского флота под руководством адмирала Ушакова — все эти события накладывали существенный отпечаток на его законотворческую деятельность.

Значительное количество правовых актов было направлено на административное и гражданско-правовое переустройство жизни народов (различных демократических преобразований и национальных послаблений), населяющих территории Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Малороссии, Западной Украины и Белоруссии, входивших в состав России.

Ниже мы приводим таблицу, в которой на основе наших подсчетов указано точное количество наиболее значимых и многочисленных видов нормативных правовых актов за каждый год правления Великого Императора Павла Петровича.

Таблица

Основные виды нормативных правовых актов, изданных в период правления Павла I

Вид нормативного правового акта 1796 1797 1798 1799 1800 1801 Всего за период правления

Манифест 2 7 7 8 1 1 26

Высочайший приказ, отданный при пароле 18 24 19 12 15 — 88

Именной, данный Сенату 40 108 79 75 64 10 376

Именной, объявленный Сенату генерал-прокурором 6 11 14 26 36 10 103

Именной, данный государственному казначею 1 14 12 6 1 1 35

Указ из Военной коллегии 4 13 9 50 28 — 104

Именной, объявленный генерал-прокурором 2 68 21 14 11 — 116

Сенатский 10 67 130 75 124 23 429

Синодский — 3 8 — 3 1 15

Штаты 6 11 5 6 3 — 31

Уставы 2 2 2 2 2 — 10

Высочайше утвержденные доклады высших чиновников 2 57 49 39 53 8 208

Именные указы, данные конкретным чиновникам 58 137 80 64 80 4 423

Международные договоры — 5 2 6 3 2 18

Жалованные грамоты — 1 1 9 3 14

Сенатские, в отношении конкретных лиц 1 14 23 21 16 6 81

Личностные черты Павла I отразились на количестве и специфике принимаемых им нормативных правовых актов. По складу характера Император отличался большой подозрительностью и недоверием к окружающим, боязнью и осторожностью. Также на законодательных актах явно отражались происходящие в государстве политические и исторические события. Именно поэтому все выпускаемые в его правление законодательные акты отличались тем, что должны были быть под его личным контролем, им лично прочитаны и проконтролированы. В результате обобщения данных таблицы мы можем видеть, что по количеству больше всего превышают личные указания конкретным чиновникам и должностям, такие как: именные указы, данные конкретным чиновникам (например, Именной, данный вице-адмиралу Мордвинову 14 апреля 1797 года «О невыдаче позволения иностранцам употреблять Российский флаг, без особого высочайшего позволения»; Именной, данный Московскому Военному Губернатору Князю Долгорукову 29 сентября 1797 года «О раздаче земли по реке Яузе лежащих, желающим в вечное владение с тем, чтобы получившие оные места, завели сады») и Именные данные Сенату («Об оставлении городам Белорусской Губернии мельниц, на землях их состоящих — 3 октября 1797 года»;

«О непереименовании заштатных городов посадами и об управлении оных Магистратами и Ратушами — 16 декабря 1797 года», «О прибавке пенсионной суммы, определенной для удовлетворения находящихся в службе чинов — 18 декабря 1797 года»). Если углубиться в содержание данных актов, то можно отметить, что подразумевали они под собой высочайшее повеление, одобрение царя, а также обнародование Сенатом документов.

Подозрительность императора к окружающим, неизбежное желание контролировать каждый указ и все проекты законов Российской империи лично отразились и на количестве изданных сенатских указов — 429 и сенатских указов в отношении конкретных лиц — 81. Павел в Сенате нередко принимал личное участие в коллегиальных заседаниях. Сенатский указ содержал в себе разъяснения, решения, издания самого Сената.

Под непосредственным наблюдением и утверждением императора также находились и Высочайше утвержденные доклады высших чиновников. Их количество за период правления Павла I составило 208. Доклады подписывались самим государем и делились на личные и всеподданнейшие. Также существовали и доклады в Совете министров, который всегда возглавлял Павел Петрович. Такие доклады, как личные и

всеподданнейшие готовились министрами или главноуправляющими по таким делам, которые министр считал важными и которые должны быть непосредственно донесены до Высочайшего повеления.

Нельзя не отметить тот факт, что страхи императора явно отразились на его законодательстве в сфере духовенства, церкви, дворянства и, конечно же, армии и флота. Его недоверие и опасения ко всему происходящему отразились на таких законах, как: высочайшие приказы, отданные при пароле, в количестве 88, синодские указы — 15, штаты, уставы.

Начиная с первого дня царствования, Павел I отдавал высочайшие приказы, отданные при пароле, они утверждались Императором и скреплялись графом Алексеем Андреевичем Аракчеевым. Приказы при пароле время от времени кому-то приносили ничем незаменимую радость, а кому-то — незаслуженную печаль. Примером может быть приказ, отданный при пароле от 12 ноября 1796 года, «Об учреждении знака Святая Анна в петлицу, для унтер-офицеров и рядовых, выслуживших безупречно 20 лет, и об освобождении получивших сей знак от телесных наказаний».

Синодский указ издавался при Высшем учреждении — Совещательном органе, управляющем Русской Православной Церковью. Цитируя Полное собрание законов Российской империи, можно привести пример Синодского указа, который был издан 24 июня 1797 года «О принимании, при производстве в свещенно и церковнослужительские чины, прошений за подписанием одних только просителей, с приложением от прихожан одобрений о честном их поведении».

Штаты и уставы — особый вид нормативных правовых актов. Структурно в основном они состояли из глав, разделов, подразделов и пунктов. Данные акты, как правило, касались воинской, пехотной службы, губерний и многого другого. Приведем примеры таких штатов: «Высочайший утвержденный штат Лейб-гусарского полка от 13 декабря 1796 года», «Придворный штат от 30 декабря 1796 года», «<Штат губерний от 31 декабря 1796 года», «Высочайше утвержденный штат одному батальону для караулов по департаментам Сената от 16 февраля 1797 года», «Высочайше утвержденный штат камер-коллегии в Санкт-Петербурге от 20 февраля 1797 года», «<Штат чинам правления при Ораниенбаумских дворцах и селениях от февраля 1797 года», «Высочайше утвержденный штат Тобольской и Иркутской

губернии от 4 марта 1797 года», «Высочайше утвержденный штат Павловского Городового Правления от 3 июня 1797 года», «Высочайше утвержденный штат Географического Департамента, состоящего при Экспедиции Государственного Хозяйства от 17 августа 1797 года», «Штаты Российских флотов, содержащихся на Балтийском, Черном и Каспийском морях от 1 января 1798 года», «Высочайше утвержденные штаты по инженерному корпусу от 24 декабря 1798 года», «Высочайше утвержденный штат Сенатского батальона от 17 марта 1799 года». Отметим и выделим также основные уставы в период правления Великого императора: «Воинский устав о полевой кавалерийской службе» и «Воинский устав о полевой пехотной службе» от 29 ноября 1796 года, «Устав военного флота от 25 февраля 1797 года», «Уставы Учетных Контор и Страховой Конторы, при Государственном Ассигнационном Банке учрежденных от 18 декабря

1797 года», «Высочайше утвержденный Устав Государственного вспомогательного Банка для Дворянства от 17 февраля 1798 года», «Высочайше утвержденный Устав столичного города С. Петербурга от 12 сентября

1798 года», «Высочайше утвержденный устав Столичного города Москвы от 17 января 1799 года», «Устав пограничных и портовых карантинов от 7 июля 1800 года».

Манифест является главным актом императора. В нем он обращался к народу в связи с какими-либо политическими или торжественными событиями. Манифесты издавались и подписывались по причинам кончины высочайших лиц государства, восшествия на престол новых правителей, заключения браков-союзов. Всего за время Правления Павла Петровича было подписано 26 манифестов. Можно отметить такие, как: «О назначении коронации императора Павла I и императрицы Марии Федоровны в Москве в апреле 1797 года», «О делании монеты серебряной 83, 1/3, о золотой червонной 94, 2/3, пробы медный же по прежнему по 16 рублей из пуда по утвержденным рисункам от 20 января 1797 года», «О должном послушании крестьян своим помещикам во всех повинностях и о обязанности в отношении сего губернских начальников и приходских священников от 29 января 1797 года», «О трехдневной работе помещичьих крестьян в пользу помещика, и о не принуждении к работе в дни воскресные от 5 апреля 1797 года».

Приоритетом внутренней политики Павла Петровича также была реформа прокуратуры.

Она взяла на себя главные функции управления государством после основного правителя. Прокуратура имела надзор за военными, финансовыми, административными, полицейскими, судебными и иными государственными делами. Император дал всем прокурорам особое доверие, которое помогало им оказывать особое влияние на государственное управление. Основными и самыми распространенными законами в период правления Павла I, относящимися к прокуратуре, стали: Именной, объявленный генерал-прокурором (их было 116) и Именной, объявленный Сенату генерал-прокурором (103). Обратим внимание на примеры таких законодательных актов: Именной, объявленный генерал-прокурором — «О наблюдении губернскому прокурору Санкт-Петербургской губернии за течением дел, в местах, учрежденных по вновь изданному городовому положению от 16 ноября 1798 года», «О запрещении продажи всякого рода букв частным людям, не имеющим право на содержание типографии от 18 апреля 1800 года»; Именной, объявленный Сенату генерал-прокурором — «О взносе приговоров по уголовным делам, в случае отсутствия военных губернаторов на рассмотрение и утверждение гражданских губернаторов от 18 октября 1800 года», «О недопущении к апелляции, пропустивших семидневный срок на подписания неудовольствия от 19 октября 1800 года».

Еще одним из важных направлений Павла Петровича во внутренней политике стало укрепление и возвышение принципа самодержавия и централизации в управлении страной. Император восстановил Совет как совещательный орган и придал ему статус Высочайшего Государственного. К составу из 7 членов Государственного Совета Павлом I было добавлено еще 17, а именно: государственный казначей, генерал-прокуроры, петербургский и московский генерал-губернаторы и другие. Государственный Совет собирался 2-3 раза в месяц и на каждом своем заседании рассматривал главные вопросы, касающиеся жизни государства. Подтверждением этому в нашей таблице мы отметили одним из основных такой закон, как: Именной, данный государственному казначею (например, «О ежегодном отпуске денег императорской фамилии от 28 декабря 1796 года», «О ежегодном отпуске денег в кабинет его императорского величества по 3.400.000 рублей от 27 ноября 1798 года».

Преобразования в армии Павел I начал с Военной коллегии. Военная коллегия была осво-

бождена от административных, хозяйственных, судебных функций. Многие военные преобразования Павла I показали себя с самой лучшей стороны и сохранились до начала ХХ века. А в ХХ веке почетный караул в Советской Армии ходил высоким прусским шагом, введенным в свое время Павлом I. Это подтверждается многочисленными указами из Военной коллегии, которыми заканчивался каждый месяц правления Павла Петровича, процитируем их примерами: «О ведении журналов в полках о командах, о всех движениях военных и о присылке ежегодно копий оных в военную коллегию от февраля 1799 года», «О довольствовании дровами армейских команд в городах и крепостях, расположенных от жителей или от земского Правительства от июня 1799 года».

За период правления Павла 1 было подписано четырнадцать жалованных грамот. Это был особый правовой акт в Российской империи, который давал привилегии, льготы и преимущества церквям, учреждениям, монастырям. Их сущность также заключалась в предоставлении исключительных прав в силу милостливости и пожалования императора. Обратим внимание на примеры жалованных грамот: «Жалованная грамота на право преимущества и вольности обществу Армян города старого Крыма от 28 сентября 1799 года», «Жалованная грамота Российской Американской компании на пользование дарованными ей привилегиями в течение 20-ти лет от 27 декабря 1799 года».

Павел I вел активную законотворческую деятельность и во внешней политике. Это подтверждается международными договорами, обобщенными в вышеуказанной таблице. Их количество составило 18. Они делились на союзы, конвенции, табели, договоры и другие акты, такие как: «Договор, заключенный в Санкт-Петербурге между их величествами Императором Всероссийским и Королевою Португальской от декабря 1798 года», «Союзный оборонительный трактат, заключенный между их величествами Императором Всероссийским и королем Шведским от 18 сентября 1799 года», «Конвенция, заключенная в Константинополе, между Россией и портою Оттоманскою о республике семи соединенных островов от 21 марта 1800 года», «Союзный, оборонительный договор, заключенный между их Величествами, Императором Всероссийским и королем Прусским от 16 июня 1800 года».

В заключение статьи обратим внимание на то, что из общего количества нормативных правовых актов, принятых в период правле-

<в §

С о; 3 I

Ф §

(В &

0

3

а ф с

CD X -а

1 I (С

<о п 3

со*

0

1

X

3

CD

0 со

(С &

X

3

1 со 3

ния Павла I, наибольшее число составили сенатские указы — 429, именные указы, данные конкретным чиновникам — 423, именные указы, данные Сенату — 376. При этом важнейшее значение в государственном управлении имели такие виды правовых актов, как: международные договоры (их количество составило 18), штаты — 31, уставы — 10 и указы из Военной коллегии — 104.

Примечания

1. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Ч. 3. Пг., 1917.

2. Любавский М.К. Русская история от древности до конца XVIII в. М., 2015.

3. Милютин Д.А. История войны 1799 года между Россией и Францией в царствование императора Павла I. СПб., 1857.

4. Клочков М.В. Очерки правительственной деятельности времени Павла I. Пг., 1916.

5. Демичев А.А. Монарх как носитель высшей справедливости в российском менталитете XVIII — первой половины XIX в. (по материалам дореволюционных анекдотов) // Преподавание истории в школе. 2008. № 10. С. 73—79.

Notes

1. Platonov S.F. A full course of lectures on Russian history. Part 3. Petrograd, 1917.

2. Lyubavsky M.K. Russian history from antiquity to the end of the XVIII century. Moscow, 2015.

3. Milyutin D.A. History of the war of 1799 between Russia and France in the reign of Emperor Paul I. St. Petersburg, 1857.

4. Klochkov M.V. Essays on the governmental activity of the time of Paul I. Petrograd, 1916.

5. Demichev A.A. The monarch as the bearer of the highest justice in the Russian mentality of the XVIII — first half of the XIX century (on the basis of pre-revolu-tionary anecdotes) // Teaching history at school. 2008. № 10. P. 73—79.

a

0

1

3 <o з 0Q

С Uj

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<B

CO

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.