ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНЗУРЫ В ПРАВЛЕНИЕ «ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА» ПАВЛА ПЕТРОВИЧА
Н.Д. ЭРИАШВИЛИ
доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор (Россия)
E-mail: [email protected] В.Н. ГАЛУЗО
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки
E-mail: [email protected]
Научные специальности: 12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право;
12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Аннотация. Определены истоки правового регулирования цензуры как вида государственной деятельности. Ключевые слова: результаты творческой деятельности, цензура, Россия, Российская Империя, историко-правовое исследование, «Полное Собрание Законов Российской Империи», узаконение, правление, «Государь Император», должность прокурора, представители «должности прокурора», «присутственные места».
LEGAL REGULATION OF CENSORSHIP IN BOARD OF «SOVEREIGN IMPERATOR» PAVEL PETROVICH
N.D. ERIASHVILI
doctor of economics, candidate ofjurisprudence, candidate of historical sciences, professor (Russia)
V.N. GALUZO
PhD, chille-old researcher at the Institute of education and science
Annotation. The article identified the origins of the legal regulation of censorship as a form of government activities.
Key words: results of creative activity, censorship, Russia, the Russian Empire, historical and legal study, «total self-Laws of the Russian Empire», even earlier, legalization, the board, «The Emperor», a prosecutor, representatives «office of the Prosecutor», «government offices».
Для того чтобы результаты творческой деятельности стали известными общественности, они должны быть опубликованы («выйти в свет»). При этом не всякие результаты творческой деятельности становятся доступными общественности. Некоторые из них не публикуются по причине существования цензуры.
В данной статье мы обратим внимание лишь на истоки правового регулирования цензуры в России1.
Правовое регулирование цензуры как вида государственной деятельности впервые было осуществлено в Российской Империи. Это подтверждается результатами проведенного нами историко-право-вого исследования исторического документа — многотомного Сборника «Полное Собрание Законов Российской Империи» («ПСЗ РИ»)2.
Итак, в одном узаконении3, принятом в правление «Государя Императора»4 Павла Петровича, — в «Высочайше утвержденном докладе Сената» «Об определении Ценсоров книг и о назначении им жалованья; о бытии Типографиям токмо при Присутственных местах и о вступлении делам, до ценсуры касающимся, в 3-й Сената Департамент» от 16 февраля 1797 г.5 — нами впервые обнаружено правовое обоснование для регулирования цензуры как вида государственной деятельности; т.е. узаконение от 16 февраля 1797 г. фактически является первым узаконением, положившим начало учреждению цензуры в Российской Империи.
Но прежде чем говорить о развитии цензуры при Павле Петровиче, кратко обрисуем внешнюю и внутреннюю историческую ситуацию, в условиях которой все это и произошло.
Только что отгремела Французская революция, поразившая страшными событиями и Екатерину II, и всю Poccию.
Павел Петрович, как известно, вступил на престол, когда Франция только что начала понемногу возвращаться к единовластию. Но Павел I ужасался революции, он яростно уничтожал осколки якобиз-ма. В первый же год правления государь подверг строжайшему преследованию французские фраки, круглые шляпы, пряжки, широкда галстуки. Затем занялся очисткой русского языка от иностранных слов, напоминавших о недавнем перевороте во Франции, или, наоборот, вводил в употребление новые иностранные слова, например, в донесениях на высочайшее имя следовало писать вместо «степень» — «класс», вместо «стражи» — «караул» и т.д. Все литераторы были подчинены строжайшей, неумолимой цензуре, предварительной и карательной.
Для просмотра книг, привозимых из-за границы, были назначены особые цензоры при таможнях в обеих столицах, в Риге и в Радзивилове. Так, на рижской таможне свирепствовал Ф.О. Туманский вкупе с духовным цензором протоиереем Тихомировым и «ученым» Иноходцевым. Они обрекали на сожжение вместе с подозрительными книгами и самые невинные, например, «Путешествие Гулливера» Свифта.
В цензурной политике новый император следовал политике Екатерины II последних годов ее царствования. При нем продолжается обособление цензуры в виде отдельного ведомства, специально предназначенного для наблюдения за прессой. Цензура вторглась во все сферы жизни.
Согласно Указу от 4 июля 1797 г. книги, признанные цензурой недозволенными, вызывающими сомнение, передавались на рассмотрение императорского Совета. В том же году Павел подтвердил Указ Екатерины о запрещении всех духовных книг, напечатанных не в Синодальных типографиях. В конце 1797 г. петербургская цензура подняла вопрос о разрешении ввоза сочинений Вольтера, и такое разрешение было получено, но затем государь дал указание сочинения Вольтера из-за границы не впускать. Цензуре подвергались не только книги, но и периодика: журналы и газеты.
В том же году соответствующим указом все цензуры были подчинены петербургской. Этот доку-
мент был подтвержден Указом от 17 апреля 1800 г. об учреждении 14 марта 1799 г. в Москве при Донском монастыре особой духовной цензуры.
18 апреля 1800 г. вышел указ, запрещавший, вплоть до нового указа, ввоз в Россию всех иностранных книг, на всех языках, а также музыкальных нот.
Одновременно с указами, ограничивающими печать, последовал ряд распоряжений об устройстве цензурных учреждений, превращении их в законченную систему.
16 февраля 1797 г. Павел утвердил доклад Сената: положение о цензорах, о назначении им жалования, о существовании типографий только при Присутственных местах, об отнесении цензурных дел к 3-му департаменту Сената.
14 марта 1799 г. были утверждены штаты цензурных комитетов в Петербурге, Москве, Риге вплоть до писарей и сторожей; определялось их жалование. Все было приведено к единообразию и до мельчайших деталей регламентировано.
В период царствования Павла Петровича вышло много указов о цензуре, в основном запрещений, ограничений, пресечений, имевших четкую направленность: отгородить Россию от проникновения «пагубных» идей революционной Европы, в первую очередь Франции. Все указы, постановления выдержаны в духе распоряжений Екатерины в последние годы ее правления, но Павел Петрович пошел дальше. Он создал систему, аппарат, особые учреждения, заложил основы этой машины, выработал правила, определил устройство цензуры. И всем этим Павел занимался, видимо, в значительной степени лично, придавая цензурным проблемам большое значение, уделяя им много внимания и времени.
Вместе с тем, было в этом процессе и кое-что положительное. 13 августа 1797 г., например, вышел Сенатский указ об отправке одного экземпляра всех издаваемых в России книг в библиотеку Академии наук.
Иначе говоря, существовавшая и до правления «Государя Императора» Павла Петровича цензура впервые была регламентирована и определена как вид деятельности определенных «присутственных мест»6. В целях обеспечения деятельности этих «присутственных мест» «необходимо потеряны будут особые домы, о назначении коих предоставить
распоряжению Генерал-Прокурора Князя Куракина» (п. 5 «донесения» Сенату).
Цензура (в различных проявлениях) предусматривалась и в иных узаконениях. Приведем некоторые из них: «Высочайше утвержденный доклад Сената» «О Ценсурах книг; с приложением штата оных» от 30 июня 1797 г.7; Именной указ «О представлении книг на разсмотрение Совета Его Императорского Величества, признаваемых Ценсурою недозволенными и сомнительными», «объявленный Генерал-Прокурором» 4 июля 1797 г.8; Сенатский указ «О доставлении со всякой в печать издаваемой книги по одному экземпляру в Библиотеку Академии Наук» от 13 августа 1797 г.9; Именной указ «Об определении двух Евреев в Рижскую Ценсуру для рассматриваемых ввозимых в Россию на Еврейском языке книг», «объявленный Генерал-Прокурором» 5 октября 1797 г.10; Именной указ «Об оставлении по прежнему имеющейся в Дерпте Типографии и о невыпуске из оной никаких сочинений без одобрения Рижской Ценсуры», «объявленный Генерал-Прокурором» 24 апреля 1798 г.11; «Высочайше утвержденный доклад Сената» «О назначении жалованья определенным в Рижскую Ценсуру двум Евреям для разсматривания ввозимых в Россию на Еврейском языке книг» от 11 декабря 1797 г.12; Именной указ «О устроении Цензуры при всех портах, о непропуске без позволения оной привозимых книг и о наказании за непредставление Ценсорам получаемых газет, или иных периодических сочинений и за пропуск вредных книг», «данный Сенату» 17 мая 1798 г.13; Именной указ «О непечатании и неиздавании карт и планов земель Российской Империи без дозволения Географического Департамента и Императорского Депо карт и о невыпуске оных за границу», «данный Сенату» 9 декабря
1798 г.14; Сенатский указ «Об учреждении Ценсур при Кронштадском, Ревельском, Выборгском, Фри-дрихгамском и Архангельском Портах; о неввозе в другие порты книг, газет и всякого рода сочинений и о предоставлении власти Начальникам Губерний определять Ценсоров» от 16 апреля 1799 г.15; «Сенатский, по Высочайше утвержденному докладу» «Об учреждении Ценсуры в Вильне» от 22 июня
1799 г.16; Именной указ «О запрещении вывозить из-за границы, впредь до указа, всякого рода книги и музыкальные ноты», «данный Сенату» 18 апреля
1800 г.17; «Сенатский, по Высочайше утвержденному докладу» «О запрещении продавать и печатать календари, кроме издаваемых Академиею Наук» от 10 декабря 1800 г.18.
В приведенных выше узаконениях упоминаются представители «должности прокурора»19, которые обеспечивали единообразное исполнение узаконений Российской Империи, в том числе и узаконений о цензуре.
Итак, анализ законодательства за период с 1796 г. по 1801 г., определенного нами как начало и окончание правления «Государя Императора» Павла Петровича, позволяет высказать несколько суждений.
1. Начало правления «Государя Императора» Павла Петровича означало смену циклов правлений в Российской Империи: от коллективных («суррогатных») форм к единоличной «Верховной» власти. «Государю Императору» Павлу Петровичу действительно удалось восстановить порядок «престолонаследия» в Российской Империи и тем самым обеспечить преемственность «Верховной» власти.
2. В правление «Государя Императора» Павла Петровича впервые была урегулирована цензура.
3. В правление «Государя Императора» Павла Петровича было принято значительное количество (всего 648) «узаконений» о «должности прокурора». «Должность прокурора» обеспечивала единообразное исполнение «узаконений» всеми подданными и «присутственными местами» Российской Империи.
4. Одной из «сопутствующих» должности прокурора является должность стряпчего. Особая роль этой «должности» состояла в непосредственном осуществлении полномочий должности прокурора, правда, в не полном объеме и в течение краткосрочных периодов.
5. В правление «Государя Императора» Павла Петровича, помимо должности прокурора и «сопутствующих» ей «должностей», надзор и контроль осуществляли иные «должности» и даже «присутственные места» (например, «ценсоры», «ценсуры»).
Литература
1. Дризен Н.В. Драматическая цензура двух эпох. 1825—1881. СПб., 1917.
2. Жирков Г.В. История цензуры в России Х1Х—
ХХ вв. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2001.
3. Каратыгин П.П. Цензура времен императора Павла I. 1796—1801 гг. // Исторический вестник. 1885. Т. 22. № 10. С. 151—160.
4. Рейфман П. Из истории русской, советской и постсоветской цензуры: http://www.gumer.mfo/ЫЫюtek_Buks/ ffistory/reifm/01.php
1 Термин «Россия» является родовым по отношению ко всем периодам существования одного и того же государства (подроб. об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД РФ. 2010. № 5. С. 119—123).
2 Подроб. об этом см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в России (1649 — 1913): Учеб. пособие. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, Закон и право, 2007; Галузо В.Н. Систематизация законодательства в России (историко-правовое исследование): Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009.
3 Именно этот термин нами предложен для наименования всех нормативных правовых актов Российской Империи (подроб. об этом см.: Галузо В.Н. О системе узаконений в Российской Империи // Закон и право. 2009. № 9. С. 110—112).
4 Именно так необходимо именовать представителей «Верховной» власти Российской Империи (подроб. об этом см.: Галузо В.Н. Юридические проблемы периодизации истории Российской Империи // Вестник Московского университета МВД РФ. 2009. № 3. С. 146—150).
5 См.: ПСЗ РИ-1. Т. XXIV. № 17811.
6 О соотношении терминов «присутственное место» и «государственный орган» подроб. см.: Галузо В.Н. «Присутственное место» или «государственный орган»: допустимо ли отождествление? // Вестник Московского университета МВД РФ. 2011. № 6. С. 77—79.
7 См.: ПСЗ РИ-1. Т. XXIV. № 18023.
8 Там же. Т. XXIV. № 18032.
9 Там же. № 18094.
10 Там же. № 18186.
11 Там же. Т. XXV. № 18496.
12 Там же. Т. XXIV. № 18265.
13 Там же. Т. XXV. № 18524.
14 Там же. № 18788.
15 Там же. № 18939.
16 Там же. № 19010.
17 Там же. Т. XXVI. № 19387.
18 Там же. № 19681.
19 Представители «должности прокурора» упоминаются в 648 узаконениях, принятых в правление «Государя Императора» Павла Петровича (см. об этом: Галузо В.Н. Власть прокурора в России (историко-правовое исследование): Монография. М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. С. 381—431.
РЕФОРМА СИСТЕМЫ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ:
ЗА И ПРОТИВ
В.Н. КАЛИНИН
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Института законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации
Научная специальность: 12.00.01 — Теория и история государства и права; история политических и правовых учений
E-mail:[email protected]
Аннотация. Рассматриваются проблемы, связанные с объединением Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Отмечается, что существуют серьезные аргументы, свидетельствующие как в пользу объединения высших судебных органов, так и в пользу сохранения системы арбитражных судов в ее сложившемся на сегодняшний день виде.
Ключевые слова: судебная реформа, система арбитражных судов, система судов общей юрисдикции, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.
REFORM OF SYSTEM OF ARBITRATION COURTS: PROS AND CONS
V.N. KALININ
candidate ofjurisprudence, associate professor, head of the department of civil disciplines of Institute of jurisprudence and management All-Russian police association
Annotation. In article the problems connected with expected association of the Supreme Court of the Russian Federation and the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation are considered. It is noted that there are the serious arguments testifying as in favor of alleged association of the supreme judicial authorities, and in favor of preservation of system of arbitration courts in its look which has developed today.