Научная статья на тему 'Законодательство Павла i в сфере прокурорской деятельности: структура, содержание, значение'

Законодательство Павла i в сфере прокурорской деятельности: структура, содержание, значение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
857
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
THE PROSECUTOR'S OFFICE / THE COMPLETE COLLECTION OF LAWS OF THE RUSSIAN EMPIRE / NOMINAL / DECLARED BY THE PROCURATOR-GENERAL / ANNOUNCED TO THE SENATE / GIVEN TO THE PROCURATOR-GENERAL / THE HIGHEST APPROVED REPORT / ПРОКУРАТУРА / ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / ИМЕННОЙ / ОБЪЯВЛЕННЫЙ ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОРОМ / ОБЪЯВЛЕННЫЙ СЕНАТУ / ДАННЫЙ ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОРУ / ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННЫЙ ДОКЛАД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Момотова Екатерина Павловна

В статье анализируются нормативные правовые акты, принятые в период правления Павла I и регламентирующие сферу прокурорской деятельности. Автором рассматриваются документы, исходившие от генерал-прокурора либо содержащие информацию о деятельности прокуратуры в целом и опубликованные в Полном собрании законов Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION OF PAUL I IN THE SPHERE OF PROSECUTOR’S ACTIVITY: STRUCTURE, CONTENT, MEANING

The article analyzes the regulatory legal acts adopted during the rule of Paul I and regulating the scope of prosecutorial activities. It considers the documents emanating from the Prosecutor General, regarding him, or containing information about the activities of the prosecutor’s office as a whole, and published in the Complete Assembly of the laws of the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «Законодательство Павла i в сфере прокурорской деятельности: структура, содержание, значение»

Момотова Екатерина Павловна Momotova Ekaterina Pavlovna

адъюнкт Нижегородской академии МВД России.

Adjunct of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: momep@mail.ru

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПАВЛА I В СФЕРЕ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ

Legislation of Paul I in the sphere of prosecutor's activity: structure, content, meaning

УДК 34 (091) (470) ББК 67.3

В статье анализируются нормативные правовые акты, принятые в период правления Павла I и регламентирующие сферу прокурорской деятельности. Автором рассматриваются документы, исходившие от генерал-прокурора либо содержащие информацию о деятельности прокуратуры в целом и опубликованные в Полном собрании законов Российской империи.

Ключевые слова: прокуратура, Полное собрание законов Российской империи, именной, объявленный генерал-прокурором, именной, объявленный Сенату, именной, данный генерал-прокурору, высочайше утвержденный доклад.

The article analyzes the regulatory legal acts adopted during the rule of Paul I and regulating the scope of prosecutorial activities. It considers the documents emanating from the Prosecutor General, regarding him, or containing information about the activities of the prosecutor's office as a whole, and published in the Complete Assembly of the laws of the Russian Empire.

Keywords: the prosecutor's office, the complete collection of laws of the Russian empire, nominal, declared by the procurator-general, nominal, announced to the senate, nominal, given to the procurator-general, the highest approved report.

При императоре Павле I прокуратура переживала невиданный подъем. Как известно, Павел I был проникнут идеей законности и с момента вступления на престол пытался держаться закона и требовал от всех его исполнения. Другое дело, что это благое начинание вследствие личных качеств императора превращалось зачастую не только в свою противоположность, но и в абсурд. К тому же любое проявление своей воли Павел I также считал законом. Следить же за исполнением законов и любой воли императора должен был генерал-прокурор, без которого, как отмечают исследователи российской прокуратуры, не решалось, по существу, ни одно важное дело [3, с. 5].

Император реформировал прокуратуру в целом, превратив ее в основной орган, надзирающий за военными, финансовыми, административными, полицейскими, судебными, личного состава армии и флота, государственными делами чиновников. Он наделил прокуроров всех уровней особым доверием, которое позволяло им оказывать большое влияние на государственное управление [7, с. 66].

При Павле I несколько сократилась численность органов прокуратуры: вначале в связи с закрытием верхних земских судов и верхних расправ, а с 1800 года губернских магистратов [3, с. 5]. Однако в целом статус прокуратуры сохранял первостепенное значение в государстве. Это был активно действующий правительственный орган, а генерал-прокурор являлся одновременно министром юстиции, министром финансов и министром внутренних дел. Таким образом, в отдельные периоды российской истории генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов и внутренних дел [5, с. 217].

В короткое царствование Павла I власть генерал-прокурора упрочилась, в его канцелярию поступали доклады и дела из коллегий, расписываемые по специальным экспедициям. Генерал-прокурор сосредоточил в своих руках максимально возможную при российском абсолютизме полноту власти, занимался делами правительства, фактически исполняя обязанности его председателя. В сферу ответственности генерал-прокурора в этот короткий пе-

риод вошли дела, не имевшие никакого отношения ни к надзору, ни к законности вообще. Помимо снабжения армии и флота, генерал-прокурор без обсуждения в Сенате единолично контролировал суды, генерал-губернаторов и всю вертикаль власти. Такая концентрация власти у прокурора существенно снизила надзорную функцию, не способствуя укреплению законности. Надзор был фактически низведен до второстепенной функции общего управления [8, с. 20-26]. Руководителям различных центральных учреждений удавалось вносить свои предложения на утверждение непосредственно императору. Прочие части, которые или не имели своего главного директора, или директор которых не имел доступа к государю, входили по большей части прямо к генерал-прокурору и от него подносимы были непосредственно на высочайшее усмотрение [7, с. 5].

Первым доверенным лицом Павла I стал А. Б. Куракин, и занимался он не только судебными и прокурорскими делами, но также финансовыми, административными, полицейскими и даже военными вопросами. От него зависело назначение и увольнение сановников, раздача наград и пожалований. После отставки князя А. Б. Куракина должность генерал-прокурора на короткое время занял князь П. В. Лопухин. 7 июля 1799 года А. А. Бекле-шов был назначен генерал-прокурором Правительствующего сената. Дела административные, судебные, военные, финансовые, хозяйственные и прочие находились в его поле зрения. В последний год царствования Павла I непродолжительное время пост генерал-прокурора занимал П. Х. Обольянинов. Многие признавали, что эта должность была явно не для него. Обольянинов тем не менее пользовался гораздо большим доверием императора, нежели его предшественники [3, с. 5].

Исследуя юридический фольклор, А. А. Де-мичев в одной из своих работ приводит несколько анекдотов, связанных с деятельностью генерал-прокурора Обольянинова и взаимодействием Павла Петровича, генерал-прокурора и Сената. Проанализировав эти анекдоты, автор приходит к выводу о восприятии населением Павла I в качестве справедливого и разумного императора [2, с. 27-36].

Самые разнообразные узаконения характеризуют период правления Павла I (1796-1801),

считавшего себя хорошим законодателем: манифесты, именные указы, регламенты, уставы и так далее. Генерал-прокуроры в эти годы достигли наибольшей власти, а правовые акты сделали их ответственными за дела, которые не имели отношения к надзору: рекрутские наборы, материально-техническое снабжение армии и флота, строительство, цензура и другие [6, .с. 126-129].

В. Н. Галузо отмечает, что при Павле I было издано 648 узаконений в сфере прокуратуры [1, с. 48-51 ]. По нашим подсчетам (на основе Полного собрания законов Российской империи) издано 357 нормативных правовых актов, 340 из которых содержат наименование органа прокуратуры или должности генерал-прокурора в названии и содержании и 1 7 только лишь в содержании.

В 1796 году количество именных указов составило 25, из которых 10 - данных генерал-прокурору, 2 - данных Сенату, 3 - объявленных генерал-прокурором, 9 - объявленных Сенату генерал-прокурором, 2 из которых генерал-прокурором Куракиным, и Высочайшая резолюция на доклад генерал-прокурора.

В 1797 году в сфере прокурорской деятельности было подписано 125 узаконений: 71 именной, объявленный генерал-прокурором, 13 - объявленных Сенату, 11 - данных генерал-прокурору, 4 высочайше утвержденных доклада, 10 именных указов должностным лицам и 15 единичных указов.

В 1798 году Павел I издал 70 указов, касавшихся прокуратуры, из них 21 именной, данный генерал-прокурору, 23 - объявленных генерал-прокурором, 1 0 - Сенату генерал-прокурором, 5 - объявленных должностным лицам, 2 сенатских указа.

В 1799 году было подписано 52 указа, из них: 14 именных, объявленных генерал-прокурором, 24 - объявленных Сенату, 9 именных, объявленных должностными лицами или в отношении их, Высочайше утвержденный доклад генерал-прокурора и Сенатский указ.

В 1800 году вышло 72 указа, из них: 9 именных, объявленных генерал-прокурором, 40 -объявленных Сенату генерал-прокурором, 4 -данных Сенату, 3 - Высочайше утвержденных доклада генерал-прокурора и 2 совместных высочайше утвержденных доклада генерал-прокурора и должностных лиц, 2 - Сенатских указа, 3 - Высочайше утвержденных записки

и постановления генерал-прокурора совместно с должностными лицами, 9 именных указов, объявленных генерал-прокурором в отношении должностных лиц, таких как Митрополит римско-католических церквей, Военный губернатор, Вице-президент Военной коллегии, Действительный тайный советник, Государственный казначей, Главный директор Мануфактуры-коллегии.

В 1801 году было издано 13 указов, из них: 10 именных, объявленных Сенату генерал-прокурором, 2 именных указа от конкретных должностных лиц и Высочайшее повеление, объявленное Сенату в приложении генерал-прокурора.

Наибольшее количество нормативных актов в сфере деятельности прокуратуры за весь период правления Павла I составили именные указы, объявленные генерал-прокурором. Таковых по нашим подсчетам было120. Касались они в большинстве своем работы Сената, а именно: 1) обязанности обер-прокурора вести записи о присутствии сенаторов и доносить эти сведения до императора; 2) обращения напрямую в Сенат в различных случаях; 3) взноса в Сенат всех именных указов, кроме секретных; 4) невозможности изменить мнения сенаторов на общем собрании. Примерами таких указов являются следующие: от 30 ноября 1796 года № 17.597 «О ведении обер-прокурором записи о не присутствующих сенаторах для представления оной на высочайшее усмотрение»; от26января 1797года № 17.762 «О не отступлении сенаторов в общем собрании от своих мнений, объявленных в департаментах Сената по одному делу». Также указы касались военной службы: 1) о роспуске дивизионов; 2) о производстве прапорщиков в чины гвардии; 3) об исключении из службы не явившихся в срок с определения к должностям и из отпусков. Примерами таких указов являются: от 19 января 1797 года № 17.745 «О производстве в чины гвардии прапорщиков, состоящих в штатской службе»; финансовая сторона отображалась в указе от 7 февраля № 17.792 «О сборе с Ясачных народов подати лосиными и оленьими кожами, а ни деньгами». Несколькими указами учреждались присутственные места, губернские правления, казенные палаты, консулаты, магазины, полиция. Например, указ от 5 февраля 1797 года № 17.785 «О восстановлении в Курляндии и

Пильтенском округе прежних присутственных мест»; от 15 апреля 1797года № 17.919 «Об учреждении консулата для выдачи паспортов приезжающим к Таврическим портам по торговому промыслу». Л. Ш. Куанчалеева считает, что среди указов рассматриваемого наименования можно выделить присоединение географического департамента и управления государственными лесами к экспедиции государственного хозяйства [4, с. 51-54]. По иным делам следует обратить внимание, что книги, поставленные под сомнение по вопросу цензуры, отдавались на дополнительную проверку императорскому совету (указ от 4 июля 1797 года № 18.032 «О представлении книг на рассмотрение Совета Его Императорского Величества, признаваемых цензурою недозволенными и сомнительными»). Преступников же распределяли на каторжную и иную работу исходя из значимости правонарушения, а дезертиров приказывали искать в городах и селениях, где они скрывались.

Во время правления императора было издано 66 именных указов, объявленных Сенату генерал-прокурором. Наибольшее их количество приходится на 1799 и 1800 годы (указы от 30 ноября 1796 года № 17.596 «О заседании в Сенате в свободные от присутствия дни для исполнения именных указов, требующих скорого распоряжения»; от 5 декабря 1796года № 17.616 «О не производстве жалования чиновникам, назначенным к определению, но не получившим еще место»; от 14 января 1797года № 17.734 «О прекращении переселения крестьян в Вознесенскую губернию»; от 8 октября 1798 года № 18.696 «Обучреждении в городе Либаве института для воспитания сирот»; от 6 марта 1799 года № 18.879 «О позволении сенаторам в неприсутственные дни отъезжать в свои деревни»; от 10 августа 1799 года № 19.074 «О новом Российском гербе»; от 14 марта 1800 года № 19.324 «О предписывании от Сената по делам, касающимся до губернского управления и полицейского исполнения гражданским губернаторам»). В основном они регулировали сферу общественной жизни граждан, учреждали государственные экспедиции, комиссии, проекты, институты для сирот. В военной сфере запрещались ношение мундиров и стрельба из пушек, определялись в военную службу приказные служители, закреплялись правила об-

мундирования и финансирования служащих. Данные акты также регулировали служебную деятельность Сената: вводили новшества в заседания, регулировали правила присутствия на них сенаторов, им же разрешалось выезжать в свободные от заседаний дни в свои деревни, на выездах сенатским курьерам запрещалось брать с собой пассажиров.

Третьими по численности стали именные указы, данные генерал-прокурору, таковых было 42. В основном они регулировали финансовую сторону, а именно расходы, доходы, цены, выдачу сумм, материальное обеспечение (указы от 17 ноября 1796 года № 17.560 «О ежегодном отпуске денег Императорской фамилии»; от 12 мая 1797 года № 17.962 «Об отпуске фуража для лошадей кавалерийских полков»; от 31 мая 1797 года № 17.979 «Об обращении казенных конских заводов на прежнее экономическое положение»; от 28 июля 1797года № 18.064 «Ораспространении мер, принятых в Санкт-Петербурге, против возвышения от перекупщиков цен хлеба, на город Астрахань»; от 15 марта 1798 года № 18.439 «О прибавке суммы, положенной по штату на Санкт-Петербургское губернское Правление и Гражданскую Палату, и об отделении из оной части на Канцелярию Губернатора»; от 17 июня 1798 года № 18.554 «О цене вексельной бумаги».

Анализ содержания данных указов приводит нас к выводам, что в них частично определялась работа Уложенной комиссии, Тайной канцелярии, производились назначения на должности, в частности, государственного казначея; двух директоров в государственный ассигнационный банк; докторов при Заемном и Ассигнационном банках не держали, а определяли к Сенату, Экспедиции о государственных доходах и к Тайной экспедиции; распределяли коллегию юнкеров, окончивших курс обучения, к должностям Сената и Коллегий; расширяли штат чиновников и служителей в Гатчинском госпитале (указы от 21 ноября 1796 года № 17.574; от 4 декабря 1796 года № 17.610; от 22 июля 1797 года № 18.059; от 11 декабря 1799 года № 19.222). В сравнении с предыдущими, эти указы меньше касались сущности работы Сената. Немаловажно и то, что одним из подобных указов было объявлено о составлении трех книг законов Российской империи: уголовных, гражданских

и казенных дел (указ от 16 декабря 1796 года № 17.652).

В Высочайше утвержденных докладах генерал-прокурора (по нашим подсчетам их было 8) докладывалось об учреждении госпиталя, городского правления, школы для юнкеров, штата канцелярии и штата батальона при Сенате, о введении должности фискалов в нескольких губерниях, штатном положении архива дел, об увеличении штата комиссаров и вахтеров (указы от 12 января 1796 года № 17. 725 «Об учреждении в городе Гатчине городского правления и городского госпиталя»; от 14 января 1796 года № 17. 733 «Об учреждении школы при канцелярии Санкт-Петербургских департаментов Сената для обучения юнкеров»; от 5 июня 1797года № 17.990 «О штате канцелярии рекетмей-стерских дел»; от 12 августа 1797 года № 18.091 «О штате батальона при Сенате»; от 8 декабря 1799 года № 19.218 «О должности фискалов, утвержденных в Литовской, Минской, Волынской, Подольской, Киевской, Белорусской губерниях»).

В совместных докладах (по нашим подсчетам их было 3) генерал-прокурора и иных должностных лиц доводилась информация: 1) об обращении в первобытное состояние живущих в Астрахани в мещанском звании азиатцев (Высочайше утвержденный доклад генерал-прокурора Беклешова и действительного тайного советника графа Ростопчина от 11 ноября 1799 года № 19.185); 2) об учреждении при Императорской академии художеств медальерного класса (Высочайше утвержденный доклад Президента Императорской академии художеств и генерал-прокурора № 19.395 от 20 апреля 1800 года); 3) об отводе земель в южных краях России, желающих разводить свекольные плантации для производства сахара (Высочайше утвержденный доклад государственного казначея барина Васильева, адмирала графа Кушелева и генерал-прокурора Обольянинова № 19.550 от 10 сентября 1800 года).

Обобщая сказанное выше, отметим, что прокуратура по своей сути являлась надзорным органом и контролировала исполнение нормативных правовых актов императора во всех сферах жизни российского общества. Нельзя говорить об урегулировании вопросов прокуратуры как изолированного органа госу-

дарства, но можно выявить основной круг вопросов, урегулированных деятельностью генерал-прокуроров (регламентация работы Сената и некоторых других государственных органов, назначение на должности, финансовые вопросы). Остальным направлениям было уделено

Литература

1. Галузо В. Н. Законодательство и обеспечение его единообразного исполнения представителями «должности прокурора» в правление государя императора Павла Петровича // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение . Вопросы теории и практики. 2013. № 10-2 (36).

2. Демичев А. А. Образ Павла I как «идеального» монарха в российском общественном сознании XVIII - начала XIX в. (по материалам исторических анекдотов) // Историко-пра-вовые проблемы: Новый ракурс. 2017. № 2.

3. Звягинцев А. История Российской прокуратуры. 1722-2012. М., 2012.

4. Куанчалеева Л. Ш. Правовые основы работы Сената при императоре Павле I // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11-7.

5. Ласкина Н. В. Прокурорский надзор: учебник. М., 2012.

6. Павлов В. С. Прокуратура царской России: обзор юридических источников // The genesis of genius. 2015. № 4-1.

7. Памятники российского права: в 35-ти т. Памятники права в период правления Павла I: учебно-научное пособие / под общ. ред. Р. Л. Хачатурова. М., 2014. Т. 7.

8. Сугаипова Э. А. Становление и развитие прокуратуры Российской империи в 1722-1863 гг. // Актуальные проблемы права: материалы V Международной научной конференции. М., 2016. URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/ 224/11608/ (дата обращения: 15.11.2018).

значительно меньше внимания. В целом количество нормативных правовых актов в сфере прокуратуры в период правления Павла I составило около 16 % от их общего количества (2 248 наименований).

Bibliography

1. Galuzo V. N. Legislation and ensuring its uniform execution by representatives of the «prosecutor's office» during the rule of the sovereign emperor Pavel Petrovich // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2013. № 10-2 (36).

2. Demichev A. A. The image of Paul I as an «ideal» monarch in the Russian public consciousness of the XVIII - beginning of the XIX century (based on materials of historical jokes) // Historical and legal problems: New perspective. 2017. № 2.

3. Zvyagintsev A. History of the Russian prosecutor's office. 1722-2012. Moscow, 2012.

4. Kuanchaleeva L. Sh. Legal bases of the work of the Senate under Emperor Paul I // Actual problems of the humanities and natural sciences. 2015. № 11-7.

5. Laskina N. V. Prosecutor's supervision: a textbook. Moscow, 2012.

6. Pavlov V. S. The Prosecutor's office of tsarist Russia: a review of legal sources // The genesis of genius. 2015. № 4-1.

7. Monuments of Russian law: in 35 volumes. Monuments of law during the reign of Paul I: teaching and research manual / under total ed. R. L. Khachaturov. Moscow, 2014. Vol. 7.

8. Sugaipova E. A. Formation and development of the procuracy of the Russian Empire in 1722-1863 // Actual problems of law: materials of the V International scientific conference. Moscow, 2016. URL: https://moluch.ru/conf/law/ar-chive/224/11608/ (accessed date: 15.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.