Научная статья на тему 'НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ (26 КЛАСС)'

НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ (26 КЛАСС) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Импортозамещение / запрет на допуск промышленных товаров / происходящих из иностранных государств / закупка по государственному оборонному заказу / образцы ВВСТ / реестр / подтверждение соответствия / перечень исключений / Минпромторг России / Классификатор ОКПД 2 класс 26 / Евразийский экономический союз.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новицкая Л. Ю., Орловская М. А.

В данной статье проведен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих порядок использования товаров иностранного производства 26 класса в целях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ (26 КЛАСС)»

НОВИЦКАЯ ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА,

доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: novilu@mail.ru

ОРЛОВСКАЯ МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА,

главный специалист АО «Российские космические системы», кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и международного права, e-mail: Lunesmarina@mail.ru

НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

(26 КЛАСС)

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-168-172 NIION: 2018-0076-10/22-1049 MOSURED: 77/27-023-2022-10-1247

Аннотация. В данной статье проведен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих порядок использования товаров иностранного производства 26 класса в целях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства.

Ключевые слова: Импортозамещение, запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, закупка по государственному оборонному заказу, образцы ВВСТ, реестр, подтверждение соответствия, перечень исключений, Минпромторг России, Классификатор ОКПД 2 класс 26, Евразийский экономический союз.

NOVITSKAYA LUDMILA YUREVNA,

Associate Professor, Department of Legal Regulation economic activity of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

ORLOYSKAYA MARINA ANATOLYEVNA,

Chief Specialist of JSC "Russian Space Systems", Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Administrative and International Law

REGULATORY ASPECTS OF THE APPLICATION OF INDUSTRIAL GOODS ORIGINATING FROM FOREIGN COUNTRIES (CLASS 26)

Annotation. This article analyzes the regulatory legal acts regulating the use of foreign-made goods of the 26th class for the purpose of procurement for the needs of national defense and state security.

Key words: Import substitution, prohibition on the admission of industrial goods originating from foreign countries, procurement under the state defense order, samples of VVST, register, confirmation of conformity, list of exceptions, Ministry of Industry and Trade of Russia, Classifier OKPD 2 class 26, Eurasian Economic Union.

Вопросы импортозамещения были подняты в Российской Федерации так как возникла необходимость перехода от иностранных комплектующих на отечественные в целях обеспечения технологической независимости государства. Для реализации политики государства в части импортозамещения были приняты ряд постановлений Правительства Россий-

ской Федерации, регулирующие вопросы импор-тозамещения, в связи с чем возникают и до настоящего времени не реализованы в полном объеме вопросы о единых подходах к порядку применения продукции иностранного производства в образцах вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) при исполнении государственных контрактов, связанных с эксплуатацией (в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

части гарантийного и сервисного обслуживания) и ремонтом.

В соответствии с пунктами 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - постановление № 616) введен в оборот и установлен перечень на промышленные товары, в отношении которых запрещен допуск на территорию России.

Перечень состоит из 125 кодов, сформированных на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - Классификатор ОКПД2).

Пунктом 14 постановления № 616 введено определение закупок товаров работ, услуг, направленных на обеспечение нужд обороны страны и безопасности государства под которыми понимаются закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в целях выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа.

При закупках, направленных на обеспечение нужд обороноспособности страны и безопасности государства запрет действует с более широким охватом и распространяется на закупки промышленных товаров, не включенных в перечень, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц стран ЕАЭС), то есть устанавливается запрет на допуск любых промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением стран ЕАЭС), включенных и не включённых в перечень.

В указанный перечень включен промышленный товар, соответствующий коду Классификатора ОКПД 2 класс 26 «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое».

Таким образом при осуществлении закупки любого промышленного товара, соответствующего коду ОКПД 2 26 класса, для нужд обороноспособности страны и безопасности государства устанавливается запрет в соответствии с положениями постановления № 616.

В п. 3 постановления № 616 установлен исчерпывающий перечень исключений:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

а) на территории России отсутствует производство промышленного товара;

б) осуществляется закупка единичной продукции (товара), стоимость которой не превышает 100 тыс. руб., и осуществляется закупка совокупности единичной продукции (товаров), суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн руб. (за исключением закупок товаров, указанных в п. 1 - 7, 124 и 125 Перечня);

в) необходимо обеспечить взаимодействие товаров с товарами, которые используются заказчиками, ввиду устранения возможности их несовместимости с товарами, которые имеют другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в п. 67 - 71 Перечня);

г) закупка, которую проводит заказчик, в целях приобретения или замены расходных материалов и запасных частей к машинам и оборудованию, которые используются в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (в случае закупки товаров, указанных в п. 47 - 51 Перечня);

д) закупки товаров (услуг, работ), осуществляемые для целей ФСБ России, ФСО России, СВР России, органами внешней разведки Минобороны России, МВД России, Росгвардией, Управлением делами Президента России и Главным управлением специальных программ Президента России (за исключением закупок товаров, указанных в п. 1 - 7, 52 - 57, 73 - 75, 81 Перечня, в отношении товаров, указанных в п. 47 - 51 Перечня, при условии закупки единичной продукции (товара), стоимость которой равна или менее 2 млн руб.);

е) закупки товаров (услуг, работ) для целей ФСО России, которые осуществляются как реализация мер в целях осуществления государственной охраны, а также закупки для целей МВД России транспортных средств для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

Отсутствие на территории России производства промышленного товара подтверждает Минпромторг России. Для закупок продукции (товара), которые соответствуют коду Классификатора ОКПД 2 класс 26 «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое» в составе документации в обязательном порядке должно быть в наличии разрешение на осуществление закупки промышленной продукции (товара), которые происходят с территории иностранных государств. Порядок выдачи такого разрешения регламентирован на государственном уровне, то есть такое разрешение выдается в порядке, установленном Минпромторгом России в соответствии с приказом Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755 «Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности и торговли РФ разре-

шения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, положения об отраслевых экспертных советах при Минпромторге России, порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, порядка формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму» (далее - Приказ № 1755), в связи с чем в государственной информационной системы промышленности (ГИСП) размещается уведомление о выдаче такого разрешения.

Согласно Приказу № 1755 разрешение выдается в отношении промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением стран ЕАЭС), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства по перечню согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616, при этом разрешение выдается по обращению государственных заказчиков, муниципальных заказчиков или иных юридических лиц, указанных в ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), то есть разрешение выдается если закупаемый товар включен в Перечень, утвержденный постановления № 616.

Если приобретаемый для нужд обороны страны или обеспечения безопасности государства промышленный товар не входит в указанный Перечень, заказчик подтверждает отсутствие производства самостоятельно.

Согласно п. 10 постановления № 616 для установления факта (подтверждения) на соответствие осуществляемых закупок промышленных товаров тем требованиям, которые установлены постановлением, каждый участник закупки в составе своей заявки на участие в такой закупке должен представить заказчику соответствующую выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции, в которой должны быть указаны номера реестровых записей соответствующих реестров, а также должна содержаться информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 (для продукции, в отношении которой установлены

требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.

Таким образом подтверждением соответствия промышленных товаров постановлению № 616 является выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции. Отсутствие выписки будет означать, что предложенный товар приравнивается к товарам, происходящим из иностранных государств. Кроме того, согласно п. 10 Постановления № 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров установленным требованиям, участник закупки представляет заказчику в ходе исполнения контракта документы, подтверждающие страну происхождения материалов и полуфабрикатов, поставщик (подрядчик, исполнитель). Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров (работ, услуг) для нужд опороспособности и безопасности государства, за исключением промышленных товаров, которые предусмотрены перечнем и требованиям, установленным Постановлением № 616, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке декларацию о стране происхождения товара (письмо Минпромторга России от 04.02.2021 № 7673/12 «О реализации Постановления Правительства России от 30.04.2020 № 616»).

Следующим постановлением, которое устанавливает ограничения на закупку промышленной продукции иностранного производства 26 класса является постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - постановление № 878, ограничительное постановление) (в перечень, утвержденный постановлением № 878, включена радиоэлектронная продукция, соответствующая коду ОКПД 2 - 26 класса).

Согласно п. 3 постановления № 878 для осуществления закупки для государственных и муниципальных нужд по правилу «третий лишний» для товаров, в частности, радиоэлектронной продукции, которые происходят с территории иностранных государств были установлены ограничения для их допуска на территорию России.

Понятие «радиоэлектронная продукция» в соответствии с постановлением № 878 означает

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

«изделия, выполняющие свои ключевые функции за счет входящих в их состав электронных компонентов и модулей», то есть распространится свое действие и на комплектующие изделия.

Пункт 4 постановления № 878 предусматривает следующее: «ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции».

При этом п. 6 постановления № 878 установлено, что действие ограничительного постановления не распространяется на осуществление закупок радиоэлектронной продукции для государственному оборонному заказу.

Следует отметить, что Заказчик определяет код ОКПД2 самостоятельно, подбирая наиболее подходящий код к предмету закупки.

При этом ни Закон № 44-ФЗ ни Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» не регламентирует правила отнесения тех или иных товаров, работ, услуг к конкретному коду ОКПД2.

Например, такая категория товаров, как источники бесперебойного питания достаточно часто относят к классу 26 «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое» или классу 27 «Оборудование электрическое» Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, (код ОКПД2 26.20.40.110 «Устройства и блоки питания вычислительных машин» или код ОКПД2 на 27.90.40.190 «Оборудование электрическое прочее, не включенное в другие группировки» или группе 27.2 «Батареи и аккумуляторы»).

При этом, исходя из анализа положений п. 10 постановления № 616 следует, учитывая тот факт, что подача заявок осуществляется лишь при конкурентных процедурах, что в случае закупки у единственного поставщика указанное постановление не применяется, соответственно предоставление разрешений на применение импортной продукции в этой части не требуется. Соответственно возникает вопрос, каким образом все эти нормативные акты действуют по вопросам обеспечения технологической независимости Российской Федерации от использования такой продукции в образцах вооружения, военной и специальной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

техники, в которых содержатся условия, при которых допускается применении продукции иностранного производства в образцах ВВСТ (их унифицированных составных частей), а также порядок организации мероприятий по такому применению.

В некоторых нормативных документах отмечено, что ранее принятые решения о применении продукции иностранного производства в образцах ВВСТ (их унифицированных составных частях) действительны до окончания установленного срока их действия без продления.

Однако возникает вопрос о тех изделиях, которые введены в эксплуатацию ранее введения в действие постановления Правительства.

Исходя из анализа нормативных актов, в дальнейшем, в процессе эксплуатации образцов ВВСТ (их унифицированных составных частей) в целях ремонта, модернизации, сервисного обслуживания и продлении назначенного ресурса для применения продукции иностранного производства в образцах ВВСТ (их унифицированных составных частях) необходимо помимо заключения об отсутствии российских аналогов, технико-экономического обоснования, номенклатуры продукции иностранного производства, модели внешних воздействующих факторов на образец ВВСТ (их унифицированных составных частей), выпустить новое решения о возможности применения иностранного производства в образцах ВВСТ (их унифицированных составных частях).

Анализ нормативных актов Российской Федерации и указаний Минобороны России не дает однозначных ответов о едином порядке применения продукции иностранного производства в образцах ВВСТ на протяжении исполнения отдельного контракта.

Процедура внесения таких изменений требует значительных финансовых и трудовых ресурсов, создает значительные трудности для покупателей, а именно: необходим период времени, в течении которого возможно внесение изменений в техническую документацию и проведение испытания аналога-заменителя, то есть является длительным процессом, указанные действия влекут значительные финансовые затраты, риски получения отрицательного заключения по результатам проведения таких испытаний.

Следовательно, можно сделать вывод, что с учетом указанных обстоятельств проведение работ по внесению изменений в документацию на конечную продукцию, поставляемую по государственным оборонным контрактам, с целью обеспечения возможности использования в ее составе аналогов продукции отечественного производства, экономически может быть нецелесообразно.

Список литературы:

[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» // СПС «Консультант плюс»

[2] Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // СПС «Консультант плюс»

Spisok literatury:

[1] Postanovlenie Рга^е1^а Rossijskoj Fed-егасИ ot 30.04.2020 № 616 «ОЬ ustanovlenii zapreta па dopusk promyshlennyh ^ага^ proiskhodyash-

iz inostrannyh gosudarstv, dlya се^ osush-chestvleniya zakupok dlya gosudarstvennyh i титс-ipal'nyh nuzhd, а takzhe promyshlennyh tovarov, proiskhodyashchih iz inostrannyh gosudarstv, rabot (uslug), vypolnyaemyh (okazyvaemyh) inostrannymi licami, dlya се^ osushchestvleniya zakupok dlya nuzhd оЬогопу strany i bezopasnosti gosudarstva» // SPS «Konsul'tant plyus»

[2] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 275-FZ «О gosudarstvennom оЬогоппот zakaze» // SPS «Konsul'tant plyus»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.