Научная статья на тему 'УСИЛЕНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ УЖЕСТОЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА'

УСИЛЕНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ УЖЕСТОЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ОГРАНИЧЕНИЕ / ЗАПРЕТ / РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / РЕЕСТРОВАЯ ЗАПИСЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТОВАР / ОБЪЕКТ ЗАКУПКИ / ТОРГОВАЯ ПРОЦЕДУРА / ЗАЯВКА / КЛАССИФИКАТОР ПРОДУКЦИИ / "ВТОРОЙ ЛИШНИЙ" / КАТАЛОГ ТОВАРОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахматов Хусей Ахматович

В статье рассматриваются изменения государственной политики импортозамещения, связанные с ужесточением механизмов реализации национального режима, при осуществлении закупок через единую информационную систему размещения государственного и муниципального заказа. Обращено внимание на противоречивую позицию органов исполнительной власти по вопросам получения разрешения на приобретение иностранных товаров радиоэлектронной промышленности. Указаны варианты восприятия государственными и муниципальными заказчиками правовых новаций по вопросам установления ограничительных мер при организации и проведении конкурентной торговой процедуры. Изложены авторские суждения по вопросам противоречивости позиций органов исполнительной власти в случаях необходимости получения разрешения на приобретение иностранной радиоэлектронной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахматов Хусей Ахматович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING INCENTIVES IN THE PRODUCTION OF RUSSIAN RADIO ELECTRONIC PRODUCTS THROUGH THE HOREROUS NATIONAL REGIME

The article examines the changes in the state policy of import substitution associated with the tightening of mechanisms for the implementation of the national regime, when making purchases through a unified information system for placing state and municipal orders. Attention is drawn to the contradictory position of the executive authorities on the issues of obtaining permission for the purchase of foreign goods of the radio-electronic industry. The options for the perception by state and municipal customers of legal innovations on the establishment of restrictive measures in the organization and conduct of a competitive trading procedure are indicated. The author's opinions on the inconsistency of the positions of the executive authorities in cases where it is necessary to obtain a permit for the purchase of foreign radio-electronic products are stated.

Текст научной работы на тему «УСИЛЕНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ УЖЕСТОЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА»

DOI: 10.6060/snt.20216804.0002 УДК 339.16

УСИЛЕНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ УЖЕСТОЧЕНИЯ

НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА

Ахматов Х.А.

Ахматов Хусей Ахматович (ORCHID 0000-0002-9428-1450, SC 57214229983) Ивановский государственный химико-технологический университет, г. Иваново, Россия. 153000, Ивановская область, г. Иваново, пр. Шереметевский, 7. E-mail: igi_taulu@mail.ru

В статье рассматриваются изменения государственной политики импортозамещения, связанные с ужесточением механизмов реализации национального режима, при осуществлении закупок через единую информационную систему размещения государственного и муниципального заказа. Обращено внимание на противоречивую позицию органов исполнительной власти по вопросам получения разрешения на приобретение иностранных товаров радиоэлектронной промышленности. Указаны варианты восприятия государственными и муниципальными заказчиками правовых новаций по вопросам установления ограничительных мер при организации и проведении конкурентной торговой процедуры. Изложены авторские суждения по вопросам противоречивости позиций органов исполнительной власти в случаях необходимости получения разрешения на приобретение иностранной радиоэлектронной продукции.

Ключевые слова: национальный режим, импортозамещение, ограничение, запрет, радиоэлектронная продукция, реестровая запись, промышленный товар, объект закупки, торговая процедура, заявка, классификатор продукции, "второй лишний", каталог товаров, государственный заказчик, единая информационная система.

STRENGTHENING INCENTIVES IN THE PRODUCTION OF RUSSIAN RADIO ELECTRONIC PRODUCTS THROUGH THE HOREROUS NATIONAL REGIME

Akhmatov Kh.A.

Akhmatov Khusey Akhmatovich (ORCHID 0000-0002-9428-1450, SC 57214229983) Ivanovo State University of Chemical Technology, Ivanovo, Russia. 153000, Ivanovo region, Ivanovo, Sheremetevsky ave., 7. E-mail: igi_taulu@mail.ru

The article examines the changes in the state policy of import substitution associated with the tightening of mechanisms for the implementation of the national regime, when making purchases through a unified information system for placing state and municipal orders. Attention is drawn to the contradictory position of the executive authorities on the issues of obtaining permission for the purchase of foreign goods of the radio-electronic industry. The options for the perception by state and municipal customers of legal innovations on the establishment of restrictive measures in the organization and conduct of a competitive trading procedure are indicated. The author's opinions on the inconsistency of the positions of the executive authorities in cases where it is necessary to obtain a permit for the purchase of foreign radio-electronic products are stated.

Keywords: national treatment, import substitution, restriction, prohibition, electronic products, register entry, industrial goods, object of purchase, trade procedure, application, product classifier, "second extra", catalog of goods, government customer, unified information system.

ВВЕДЕНИЕ

При организации конкурентных торговых процедур на приобретение радиоэлектронной продукции государственные и муниципальные заказчики с середины 2019 года должны учитывать требования национального режима, связанные с ограничением права на закупки иностранных аналогов. Правительством России был определен перечень радиоэлектронной продукции, включающий в себя 13 товарных групп, производство которых, в определенной степени, налажено на базе отечественных производителей [1]. Для признания факта изготовления товара на отечественной территории необходимо внести информацию о нем в реестр российской радиоэлектронной продукции с последующим присвоением уникальной реестровой записи [2]. Ответственность за ведение реестра возложена на Министерство промышленности и торговли России. При этом в рамках одной конкурентной закупки запрещено приобретать товары, включенные в перечень радиоэлектронной продукции, и не включенные в него. АНАЛИЗ РЕТРОСПЕКТИВНОГО

ПЕРИОДА

До сентября 2019 года ограничения на приобретение продукции радиоэлектронной промышленности были реализованы по принципу "третий лишний". То есть при рассмотрении предложений участников конкурентной процедуры государственные и муниципальные заказчики были обязаны отклонить все иностранные заявки, если было подано не менее двух заявок, в которых участники продекларировали факт нахождения радиоэлектронной продукции в российском реестре с указанием реестровой записи, и эти товары принадлежали двум разным отечественным производителям.

Ограничение на приобретение иностранных радиоэлектронных товаров устанавливалось заказчиками в определенной последовательности. На основании профессиональных суждений представителя заказчика определялся код товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности [3]. В случае нахождения данного кода товара в перечне российской радиоэлектронной продукции, утвержденном Правительством России, государственные и муниципальные заказчики должны были изучить отечественный реестр с целью выявления производителей, включенных в него и предлагающих товар с идентичными и однородными техническими характеристиками. В случае под-

тверждения факта наличия радиоэлектронных товаров в отечественном реестре заказчики устанавливали ограничение на приобретение иностранной продукции.

При этом была предусмотрена возможность неустановления ограничения если в российском реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, необходимая государственному и муниципальному заказчику, либо она не соответствовала его потребностям по функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам. В этом случае в обязанности представителя заказчика вменялась подготовка справки-обоснования о невозможности применения данного вида национального режима. Подтверждение невозможности установления ограничительных мер (справка-обоснование) должно было быть размещено вместе с документами о проведении конкурентной закупки в Единой информационной системе [4].

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ ПРАКТИКИ

В конце августа 2021 года Правительством России были внесены изменения в отдельные механизмы импортозамещения при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции через систему размещения государственного и муниципального заказа [5]. Правовые новации коснулись не только ограничительных мер, но и запретительных [6], которые при проведении конкурентных торговых процедур, а также заключении прямого гражданско-правового договора предусматривают возможность приобретения товаров, произведенных исключительно на территории стран-членов ЕАЭС.

Ограничительный механизм, применяемый в отношении радиоэлектронной продукции, реализуется в настоящее время по принципу "второй лишний". То есть при рассмотрении предложений участников закупочной процедуры государственные и муниципальные заказчики обязаны отклонить все иностранные заявки, если подана хотя бы одна заявка, в которой заявитель продекларировал факт нахождения радиоэлектронной продукции в российском реестре с указанием реестровой записи, либо в реестре евразийских промышленных товаров. Кроме этого, введены дополнительные требования, связанные с подтверждением производства радиоэлектронных товаров на территории России [7] и других стран-членов ЕАЭС [8], с помощью системы присуждения баллов за выполнение технологических операций. Если заявитель в составе поданной заявки на участие в

конкурентной торговой процедуре не указал совокупное количество баллов или их совокупное количество не соответствует, утвержденной странами-членами ЕАЭС, минимальной величине, то такой товар признается иностранным, подлежит ограничению.

В настоящее время государственные и муниципальные заказчики вправе приобрести товар радиоэлектронной промышленности иностранного производства при наличии соответствующего разрешения, выданного Минпром-торгом России. Таким образом, аннулируется возможность самостоятельной подготовки заказчиками справки-обоснования, дающей право на приобретение иностранных товаров.

ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ

В условиях непрерывности закупочной деятельности и нарастающей потребности в товарах радиоэлектронной промышленности во время реализации государственных программ по поддержке и развитию цифровых технологий заказчики начали массово обращаться в Мин-промторг России за получением разрешения на приобретение иностранной продукции. Однако государственным и муниципальным заказчикам приходит уведомление о невозможности оформления заявки на получение разрешения на приобретение иностранной радиоэлектронной продукции, и Минпромторг России рекомендует обратиться в Департамент радиоэлектронной промышленности [9]. Кроме того, дополнительно были опубликованы разъяснения по вопросам нового порядка применения ограничительных мер и получения разрешения на право неустановления в торговых процедурах механизма реализации национального режима [10]. В своем информационном сообщении данный орган исполнительной власти обращает внимание на то, что разрешение на приобретение продукции иностранной промышленности не требуется несмотря на то, что обязанность его получения прямо закреплено в постановлении Правительства России. Кроме того, до сведения государственных и муниципальных заказчиков доводится информация о подготовке проекта изменений Минпромторгом России в правительственные акты, которые исключают возможность неприменения ограничительных мер и получения разрешения на это от Департамента радиоэлектронной промышленности. В условиях противоречивости позиций органов государственной власти по вопросам применения ограничительных мер заказчики дезориентированы,

осознанно формируют и утверждают документации на проведение закупочных процедур с возможным нарушением требований законодательства. Часть заказчиков формируют и размещают справку-обоснование о невозможности применения ограничительных мер, при этом законодательная норма о необходимости его подготовки утратила силу. Часть заказчиков не устанавливают ограничительные меры без какого-либо уточнения своей позиции, что противоречит правительственному акту, который предусматривает получение разрешения Мин-промторга России. Часть заказчиков устанавливают ограничения всегда, воспринимая факт отсутствия возможности получения разрешения на приобретение иностранной радиоэлектронной продукции как косвенное ужесточение политики импортозамещения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На наш взгляд позиция Минпромторга России, связанная с отказом от принятия на себя функций по выдаче разрешения на приобретение иностранной радиоэлектронной продукции, связана с усилением персональной ответственности самих заказчиков за надлежащее исследование реестра российской радиоэлектронной продукции, а также реестра евразийских промышленных товаров перед принятием решения об неустановлении мер ограничительного характера.

Например, государственные и муниципальные заказчики в настоящий момент могут получить разрешение на приобретение иностранных промышленных товаров, которые не относятся к радиоэлектронной продукции. Данное разрешение требуется в силу реализации запретительных мер в рамках политики им-портозамещения, направленных на поддержку отечественных производителей. И в данном случае перед выдачей разрешения Минпром-торг России самостоятельно проводит анализ рынка на наличие отечественных промышленных товаров, которые по своим функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам удовлетворят заявленные потребности государственных и муниципальных заказчиков. Отсутствие таких товаров являлось достаточным основанием для выдачи разрешения на приобретение продукции иностранного производителя.

Следовательно, снимая с себя обязанности по выдаче разрешения на приобретение иностранной радиоэлектронной продукции,

Минпромторг обязывает самих заказчиков ответственно подходить к вопросам импортоза-мещения, изучения и анализа рынка с целью поиска отечественных товаров, способных максимально удовлетворить заявленные потребности. Кроме того, подача участником закупки соответствующей заявки, содержащей реестровую запись на радиоэлектронную продукцию или товар евразийского производства, в условиях отсутствия в документации ограничительных мер автоматически будет свидетельствовать о факте административного нарушения, что может повлечь подачу жалобы на государственного и муниципального заказчика с последующим приостановлением торговой процедуры.

Данные обстоятельства приведут к тому, что заказчики будут устанавливать ограничительные меры в целях реализации национального режима регулярно и принимать на себя разумный риск в исключительных случаях, когда точно установлен факт отсутствия отечественного производства радиоэлектронной продукции. В этом случае описание объекта закупки возможно будет проводить не только с помощью характеристик из каталога товаров, работ и услуг, но и с применением дополнительных критериев идентификации иностранного товара радиоэлектронной промышленности [11].

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)".

2. Реестр евразийской промышленной продукции [Электронный ресурс] // URL: https://gisp.gov.ru/pp616/pub/app_eaeu/search/ (дата обращения: 11.09.2021).

3. Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (ред. от 28.08.2021) "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" [Электронный ресурс].

4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 (ред. от

14.07.2021) "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" [Электронный ресурс] // URL:

http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 6 9802 (дата обращения: 09.09.2021).

5. Постановление Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" [Электронный ресурс]

6. Единая информационная система [Электронный ресурс] // URL: www.zakupki.gov.ru (дата обращения: 11.09.2021).

7. Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 28.08.2021) "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") [Электронный ресурс] // URL: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 2 9382/ (дата обращения: 11.09.2021).

8. Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 (ред. от 03.09.2021) "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" [Электронный ресурс]

9. Минпромторг России. Департамент радиоэлектронной промышленности [Электронный ресурс].

10. Минпромторг России. Разъяснения по вопросам применения ПП РФ от 28 августа 2021 г. № 1432 [Электронный ресурс] // URL: https://www.gisp.gov.ru/news/15832233/ (дата обращения: 12.09.2021).

11. Реестр российской радиоэлектронной продукции [Электронный ресурс] // URL: https://gisp.gov.ru/pprf/marketplace/#/products (дата обращения: 11.09.2021).

REFERENCES

1. Prikaz Federal'nogo agentstva po tekhnich-eskomu regulirovaniyu i metrologii ot 31 yanvarya 2014 g. № 14-st "O prinyatii i vvedenii v dejstvie Ob-shcherossijskogo klassifikatora vidov ekonomicheskoj deyatel'nosti (OKVED2) OK 029-2014 (KDES Red. 2) i Obshcherossijskogo klassifikatora produkcii po vidam

ekonomicheskoj deyatel'nosti (OKPD2) OK 034-2014 (KPES 2008)".

2. Reestr evrazijskoj promyshlennoj produkcii [Elektronnyj resurs] // URL:

https://gisp.gov.ru/pp616/pub/app_eaeu/search/ (data obrashcheniya: 11.09.2021).

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.04.2020 N 616 (red. ot 28.08.2021) "Ob ustanovlenii zapreta na dopusk promyshlennyh tovarov, proiskhodyashchih iz inostrannyh gosudarstv, dlya celej osushchestvleniya zakupok dlya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd, a takzhe promyshlennyh tovarov, proiskhodyashchih iz inostrannyh gosudarstv, rabot (uslug), vypolnyaemyh (okazyvaemyh) inostrannymi licami, dlya celej osushchestvleniya zakupok dlya nuzhd oborony strany i bezopasnosti gosudarstva" [Elektronnyj resurs] // URL: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 5 1809/ (data obrashcheniya: 11.09.2021).

4. Reshenie Soveta Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii ot 23.11.2020 N 105 (red. ot 14.07.2021) "Ob utverzhdenii Pravil opredeleniya strany proiskhozhdeni-ya otdel'nyh vidov tovarov dlya celej gosudarstvennyh (municipal'nyh) zakupok" [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36 9802 (data obrashcheniya: 09.09.2021).

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.08.2021 N 1432 "O vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'st-va Rossijskoj Federacii" [Elektronnyj resurs] // URL: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 9 4157/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (data obrashcheniya: 10.09.2021).

6. Edinaya informacionnaya sistema [Elektronnyj resurs] // URL: www.zakupki.gov.ru (data obrashcheni-ya: 11.09.2021).

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.07.2019 N 878 (red. ot 28.08.2021) "O merah stimulirovaniya pro-izvodstva radioelektronnoj produkcii na territorii Ros-

sijskoj Federacii pri osushchestvlenii zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i mu-nicipal'nyh nuzhd, o vnesenii izmenenij v postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 16 sentyabrya 2016 g. N 925 i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel'stva Rossijskoj Federacii" (vmeste s "Pravilami formirovaniya i vedeniya edinogo reestra Rossijskoj radioelektronnoj produkcii", "Poryadkom podgotovki obosnovaniya nevozmozhnosti soblyudeniya ograni-cheniya na dopusk radioelektronnoj produkcii, pro-iskhodyashchej iz inostrannyh gosudarstv, dlya celej osushchestvleniya zakupok dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd") [Elektronnyj resurs] // URL:

http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 2 9382/ (data obrashcheniya: 11.09.2021).

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.07.2015 N 719 (red. ot 03.09.2021) "O podtverzhdenii proizvodstva promyshlennoj produkcii na territorii Rossijskoj Feder-acii» [Elektronnyj resurs] // URL: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 18 3175/(data obrashcheniya: 12.09.2021).

9. Minpromtorg Rossii. Departament radioel-ektronnoj promyshlennosti [Elektronnyj resurs] // URL: https://minpromtorg.gov.ru/ministry/organization/dep/#! 11&click_tab_vp_ind=1 (data obrashcheniya: 12.09.2021).

10. Minpromtorg Rossii. Raz"yasneniya po vo-prosam primeneniya PP RF ot 28 avgusta 2021 g. № 1432 [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.gisp.gov.ru/news/15832233/ (data obrashcheniya: 12.09.2021).

11. Reestr rossijskoj radioelektronnoj produkcii [Elektronnyj resurs] // URL: https://gisp.gov.ru/pprf/marketplace/#/products (data obrashcheniya: 11.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.