Научная статья на тему 'Потенциальное использование офсетных соглашений для увеличения экспорта стальных труб'

Потенциальное использование офсетных соглашений для увеличения экспорта стальных труб Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФСЕТНЫЕ ПОСТАВКИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА / ВСТРЕЧНЫЕ ТОРГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / СТАЛЬНАЯ ТРУБНАЯ ПРОДУКЦИЯ / OFFSET TRADE / EXPORT PROMOTION / COUNTERTRADE / STEEL TUBE PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Штейнберг Екатерина Евгеньевна

Автор рассматривает потенциальные возможности использования системы офсетных контрактов, которая позволит гарантировать спрос на металлургическую продукцию российских компаний при проведении государственных закупок и закупок компаний с государственным участием, обеспечить постоянный минимальный уровень загрузки мощностей, проводить инвестиции в НИОКР с заранее обеспеченным рынком сбыта. Офсетные сделки рассматриваются как инструмент стимулирования экспорта стальной продукции российских компаний, в том числе трубной продукции. В статье проанализирован иностранный опыт и примеры его применения в российской экономике. Была проведена оценка потенциала экспорта нержавеющей трубной продукции на примере рынка выхлопных систем строительной техники, поставляемой импортными производителями в рамках государственных заказов, а также перспективы поставок в рамках крупных зарубежных инфраструктурных проектов. В результате изучения объекта исследования сделан вывод об экономической эффективности использования механизма офсетных сделок для увеличения объемов экспорта трубной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Offset deals as a tool to improve export potential of steel pipes

Implementation of the offset mechanism is analyzed in the current report as a potential instrument for increasing the demand for metallurgical products in government and government related procurements. The studied scheme can help to maintain the minimum level of capacity utilization and create favourable conditions for R&D investment programs with ensured market demand. Offset deals could be used as export stimulation instrument for Russian steelproducts. International experience and Russian legislative system were analyzed in the report. Export potential of the stainless steel tubes was examined on the example of the market for construction machinery exhaust systems imported under government procurement contracts. Besides, prospective sales under foreign infrastructure projects were analyzed. The total market of procurements legislated by Federal Law-44 and Federal Law-223 was analyzed. It is concluded that implementation of the offset mechanism could stimulate Russian tube products exports.

Текст научной работы на тему «Потенциальное использование офсетных соглашений для увеличения экспорта стальных труб»

Потенциальное использование офсетных соглашений для увеличения экспорта стальных труб

УДК 339.564 Екатерина Евгеньевна ШТЕЙНБЕРГ,

ББК 65.428 Всероссийская академия внешней торговли 119285, Москва,

Ш 882 Воробьевское шоссе, 6А), кафедра мендежмента и маркетинга -

аспирант, тел.: 8(499) 143-25-41

Аннотация

Автор рассматривает потенциальные возможности использования системы офсетных контрактов, которая позволит гарантировать спрос на металлургическую продукцию российских компаний при проведении государственных закупок и закупок компаний с государственным участием, обеспечить постоянный минимальный уровень загрузки мощностей, проводить инвестиции в НИОКР с заранее обеспеченным рынком сбыта. Офсетные сделки рассматриваются как инструмент стимулирования экспорта стальной продукции российских компаний, в том числе трубной продукции. В статье проанализирован иностранный опыт и примеры его применения в российской экономике. Была проведена оценка потенциала экспорта нержавеющей трубной продукции на примере рынка выхлопных систем строительной техники, поставляемой импортными производителями в рамках государственных заказов, а также перспективы поставок в рамках крупных зарубежных инфраструктурных проектов. В результате изучения объекта исследования сделан вывод об экономической эффективности использования механизма офсетных сделок для увеличения объемов экспорта трубной продукции.

Ключевые слова: офсетные поставки, стимулирование экспорта, встречные торговые обязательства, встречная торговля, стальная трубная продукция.

Offset deals as a tool to improve export potential of steel pipes

Ekaterina Evgen'evna SHTEINBERG,

Russian foreign trade academy (6Ä Vorobevskoe shosse, 119285, Moscow), Department of Management and Marketing - Postgraduate student, phone: 8(499) 143-25-41

Abstract

Implementation of the offset mechanism is analyzed in the current report as a potential instrument for increasing the demand for metallurgical products in government and government-related procurements. The studied scheme can help to maintain the minimum level of capacity utilization and create favourable conditions for R&D investment programs with ensured market demand. Offset deals could be used as export stimulation instrument for Russian steel

9 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

125 Q

products. International experience and Russian legislative system were analyzed in the report. Export potential of the stainless steel tubes was examined on the example of the market for construction machinery exhaust systems imported under government procurement contracts. Besides, prospective sales under foreign infrastructure projects were analyzed. The total market of procurements legislated by Federal Law-44 and Federal Law-223 was analyzed. It is concluded that implementation of the offset mechanism could stimulate Russian tube products exports. Keywords: offset trade, export promotion, countertrade, steel tube products.

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОФСЕТНЫХ СДЕЛОК В РОССИИ

Производство стальной продукции для Российской Федерации является одной из ключевых секторов экономики, обеспечивая большую часть несырьевого экспорта: в 2018 году Россия произвела около 72 млн тонн стали, что составляет 4% от мирового производства, 6 место (после КНР, США, Японии, Индии, Южной Кореи). Россия в списке экспортеров занимает 4 место и представляет 7% мировой торговли.1 В условии критического объема избыточных мощностей в настоящий момент на мировом рынке стали наблюдается волна протекционизма, что значительно затрудняет возможность российских производителей товаров из стали выход на международные рынки: в отношении российских производителей стальных товаров действует в совокупности около 50 защитных торговых мер на зарубежных рынках.2 В связи с высокой степенью политизириванности некоторых процедур зарубежных расследований, российским стальным компаниям необходимо найти дополнительные конкурентные преимущества торговли с зарубежными партнерами, одним из инструментов внешнеторгового продвижения стальной продукции российского происхождения может стать применение инструментов внешней торговли. В данной статье будет рассмотрен потенциал использования офсетных соглашений в торговле металлургической продукцией.

Офсет является видом сделки с элементами компенсации при закупке импортной продукции, где существенным условием является выставление встречных инвестиционных требований некоторой части от совокупной суммы контракта в экономику страны-импортёра. Офсетный контракт является своего рода джентльменским соглашением, так как контракты не содержат прямой юридической связи между собой, при этом прописанные ссылки на контрактные связки также могут отсутствовать. Скрытый характер подобных соглашений является преимуществом в тех случаях, когда есть риск инициирования торговых расследований в отношении поставляемого товара. Рядом стран встречная торговля и ее элементы используются для поддержания отечественных производителей, создания спроса для выделенных локальных отраслей. Россия также начала использовать встречную

^ 126

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2019

торговлю для поддержки отечественных производителей, стимулирования российского экспорта и мотивирования иностранных компаний локализовать производство на территории Российской Федерации и партнеров по ЕАЭС. Система офсетных контрактов позволяет гарантировать спрос на металлургическую продукцию для российских производителей при проведении государственных закупок и закупок компаний с государственным участием, гарантировать постоянный минимальный уровень загрузки мощностей, проводить инвестиции в НИОКР с заранее гарантированным будущим рынком сбыта. При этом внедрение офсетных контрактов не является прямым нарушением норм ВТО и может не привести к введению ответных мер.

Несмотря на то что офсетные сделки относятся к методам внешней торговли, под встречные офсетные обязательства, как правило, подпадают не чисто торговые, а в более широком плане - внешнеэкономические обязательства. В зависимости от суммы контракта требования закупающей стороны могут содержать: осуществление прямых инвестиций; передачу технологий; лицензионное производство; инвестиции в сферу НИОКР; создание совместных предприятий по производству целевой продукции на территории последнего; локализацию производства; кредитование, обучение, иногда - строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры на территории страны-импортера. Обычно офсетные соглашения содержат уровень требуемого офсета, выраженный в процентном отношении к стоимости поставочного контракта, а также вид деятельности, подлежащий закрытию за счет офсетов. Часто в одной договоренности совмещаются прямые и косвенные офсетные обязательства.

Существенным отличительным признаком офсетных сделок является то, что хотя они применяются преимущественно в торговле товарами военного назначения (ТВН), в последнее время при поиске новых подходов к поиску рынков и проведения политики импортозамещения появляется возможность использовать аналогичный подход в торговле продукцией гражданского назначения. В настоящий момент такая практика еще мало развита, в Российской Федерации единственным примером «мирного применения» офсетного контракта (описанного в открытых источниках) стал сектор фармацевтики. Также частным примером применения офсетных контрактов можно назвать специальные инвестиционные контракты. Они позволяют требовать от поставщиков оборудования хотя бы частично импортировать российскую металлургическую продукцию в производственном процессе. Формулировки пока остаются только теоретическими и касаются исключительно титана и рулонной стали. В настоящий момент существует аналог офсетных проектов - СПИК, обязательным встречным требованием которого являются инвестиционные обязательства в размере не менее 1 млрд рублей. Поставщик-инвестор получает право быть единственным поставщиком в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ в течение определенного органом исполнительной

9 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

127 ^

власти субъекта РФ периода и поставлять товары по регулируемым ценам. Заключать контракт на основании данного пункта вправе только заказчики соответствующего субъекта Российской Федерации, а также муниципальных образований, находящегося на территории данного субъекта Российской Федерации.3

Механизм офсетного договора, при котором импорт предусматривает условие вернуть часть вырученных от поставки денег в страну-импортера, уже используется в Нидерландах, Италии, Норвегии и Греции. К примеру, Руководство ОАЭ продвигает реализацию слогана: «покупайте национальное», активно использует метод обязательных офсетных программ, что является действенной мерой поддержки национальных производств и привлечения инвестиций. Иностранная компания, выигравшая крупный правительственный заказ ОАЭ, берет обязательства часть выручки инвестировать в промышленность страны, что призвано компенсировать эффект перетока крупных сумм за рубеж.

Начиная с 2016 года, в России ведется обсуждение возможности введения также механизма офсетных контрактов на стальном рынке: в случае реализации проектов за счет государственных средств Российской Федерации оборудование, которое будет производиться для использования в этих проектах, делалось бы из российской стали.4 Несмотря на то что в настоящий момент офсетные схемы получили ограниченное применение, целесообразно рассмотреть потенциал применения данных инструментов в экспортном продвижении российских стальных товаров, в особенности сварной нержавеющей трубной продукции. Данный товар был выбран по трем параметрам: высокая добавочная стоимость, значительная доля иностранной продукции на российском рынке и высокий уровень конкуренции на рынке. Рассмотрим два направления использования офсетных поставок нержавеющих труб: для производства выхлопных систем транспортных средств и фармацевтической промышленности.

В 2016 году Министерством экономического развития Российской Федерации разрабатывался проект о закреплении механизма офсетных проектов.5 Механизм был ориентирован на поставки металлических полуфабрикатов российского происхождения иностранным компаниям, специализирующимся на поставках в РФ транспортных средств, приобретаемых за счет федерального бюджета (автомобили, самолеты, суда), и промышленное оборудование.

Механизм мог быть полезен производителям продукции машиностроения, заинтересованным в государственных закупках стран-членов ЕАЭС, для которых локализация производства не является экономически эффективным решением. Офсет позволяет добиться увеличения поставок крупным зарубежным производителям автомобильной продукции, так как приобретение российской стали и нержавеющей трубы позволяет получить допуск к государственным тендерам, в отношении которых в настоящий момент действуют ограничения. В 2014-2015 годы был ограничен допуск к государственным и муниципальным тендерам на

^ 128

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2019

закупку зарубежных машиностроителей: легковых и грузовых автомобилей, общественного транспорта, коммунальной техники, трубоукладчиков, разгрузчиков и погрузчиков.6

Необходимо рассмотреть дополнительно интерес российских производителей транспортной техники и вводить возможность импортерам воспользоваться офсетом исключительно в тех категориях, где отсутствует достаточное предложение отечественных производителей. Более того, так как в случае отсутствия национальных производителей участие зарубежных участников в закупке допускается7, то офсетная сделка будет давать преимущество импортеру в процессе конкуренции с прочими иностранными производителями. Таким образом перспективы применения таких сделок существуют.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОФСЕТНЫХ СДЕЛОК НА РЫНКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ

В настоящий момент перед производством нержавеющих труб в России стоит задача нарастить экспортные поставки и увеличить уровень загрузки мощностей. Одним из перспективных направлений является развитие сектора поставки на экспорт труб для выхлопных систем автомобилей. Для увеличения экспортных поставок из Российской Федерации целесообразно рассмотреть поставки нержавеющих труб для выхлопных систем (10,2% внутреннего рынка). Для учета интересов российских производителей транспортной техники желательно вводить офсетный механизм исключительно в тех категориях, где ограничения являются избыточными, то есть там, где даже при наличии барьера доля импорта техники в категории велика.

В настоящий момент согласно Постановлению Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 (ред. от 31.01.2015) «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ограничения при проведении государственных закупок касаются:

□ легковых автомобилей (стоит отметить, что доля импорта в государственных закупках мала, соответственно, в дальнейший анализ легковые автомобили включены не будут);

□ специальной техника для ЖКХ и строительных работ (грейдеры, экскаваторы, бульдозеры, фронтальные погрузчики, гусеничные промышленные тракторы, автокраны).

Прошедший период после внедрения данных ограничений на закупку специализированной строительной техники показал, что не все иностранные производители готовы к локализации. В отношении бульдозеров, экскаваторов, дорожных катков применяется правило, гласящее, что на территории Российской Федерации, Республики Белоруссия или Республики Казахстан в производстве данной продукции стоимость всех используемых материалов иностранного происхождения не должна превышать 50% цены конечной продукции.

9 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

129 ^

При этом в указанных 50% частей иностранного происхождения, предназначенных исключительно или в основном именно для такой техники (продукции), могут использоваться только до суммы 5% цены конечной продукции.8 По сути, данное требование означает, что автопроизводителям придется локализовать в России производство крупных и дорогостоящих компонентов.

Иными словами, государством взят курс на глубокую локализацию, призванную заменить крупноузловую сборку. Но если до сих пор локализация производства в значительной степени базировалась на преференциях, предоставляемых бизнесу, то в отсутствие мер государственной поддержки и падающего рынка глубокая локализация вызывает сомнения. При этом рынок строительной техники в России является растущим, то есть представляет интерес для иностранных производителей.

Более 60% импорта специализированной техники в Россию составляет строительная техника, остальное - коммунальная, сельскохозяйственная и прочая спецтехника. Основными поставщиками являются компании Китая, Республики Корея, Японии, Германии, поставки также осуществлялись из США, Швеции, с Украины. На территории России локализовали производство спецтехники такие иностранные компании, как Caterpillar, Hyundai, John Deere, Komatsu и Volvo.9 Традиционные российские производители пока не могут предложить потребителю широкую продуктовую линейку необходимой техники, особенно это касается универсальной мини-техники. Потребители отечественной техники указывают также на морально устаревшие технологии и оборудование, низкое качество выпускаемой продукции, а также отсутствие налаженной структуры сервисной поддержки. В дальнейшем это может сказаться на цене сервисного обслуживания и сроке службы техники. Следовательно, в случае строительной техники офсетное предложение в государственных закупках не ущемит национальных производителей, но поспособствует развитию российской строительной отрасли. Проанализировав каждую категорию отдельно, выделяем целевые сектора спецтехники: гусеничные промышленные тракторы, фронтальные погрузчики, бульдозеры, грейдеры.

В итоге, можно сделать вывод, что для организации офсетного механизма лучше всего подходит растущий сектор спецтехники с высокой долей импорта. Стоит дополнительно отметить, что в данном случае ограничения носят избыточный характер, введение механизма не приведет к ущемлению отечественных производителей спецтехники по следующим причинам:

□ запрет формирует зависимость поставок продукции для государственных и муниципальных нужд от экономического благосостояния нескольких компаний;

□ традиционные российские производители пока не могут предложить широкую продуктовую линейку необходимой техники, особенно это касается универсальной мини-техники;

^ 130

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2019

□ низкие трансакционные издержки обхода запрета посредством закупки не транспорта и спецтехники, а услуг, оказываемых с использованием любой продукции безотносительно страны производителя, снижают любой ожидаемый эффект от введения данной меры.

Дополнительно стоит отметить, что фактически офсетный механизм уже используется в экспортных поставках металлургической продукции, в том числе трубной продукции. Несмотря на то что основной характеристикой офсета является отсутствие прямой юридической связи, есть возможность предполагать о наличии подобных договоренностей по косвенным признакам, к примеру, параллельные заключения крупных контрактов между странами или синхронные переговоры по поставкам различных видов продукции.

Соответственно, в качестве примера использования офсета для создания конкурентного преимущества для поставки стальных труб можно рассмотреть заключение межправительственного соглашения с Туркменистаном на поставку газа в России (сделка включает в себя сотрудничество компании Газпром и государственного туркменского концерна «Туркменгаз»).

Поставки возобновлены по действующему межправительственному соглашению между Туркменистаном и Россией о сотрудничестве в газовой сфере до 2028 г.10 При анализе данной сделки становится очевидным, как офсетные соглашения могут способствовать развитию всесторонне выгодной торговли, так как кроме очевидного факта газовых поставок фактически поставки российского оборудования дают шанс Туркменистану наладить экспорт нефти и природного газа в Иран, а также расширить сеть экспортных газопроводов: у Туркменистана появилась потребность в оборудовании и материалах для модернизации и развития своей газотранспортной системы, руководство этой страны сумело достичь соглашения с Афганистаном, и туркменские компании приступили к строительству участка газопровода ТАПИ на афганской территории. Вероятно, именно в связи с данной потребностью в оборудовании для газовой транспортировки было объявлено о закупке 1,155 млрд кубометров туркменского газа параллельно с закупкой в Объединенной двигательной корпорации, входящей в состав «Ростеха», промышленных газотурбинных двигателей НК-14СТ. Эта модификация авиадвигателя НК-12 используется в качестве привода газоперекачивающих агрегатов, и тендером «Тур-кменгаза», выигранного Челябинским трубопрокатным заводом, на поставку 214 км труб для строительства газопровода ТАПИ на 219 млн долларов.11

Соответственно, транспарентное и прописанное в регулирующих актах использование офсетного механизма приведет к увеличению экспорта российской трубной продукции, будет способствовать развитию российской металлургической отрасли в целом.

9 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

131 ^

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 World steel. World steel in figures 2018 // электронный ресурс: URL: https://www. worldsteel.org/media-centre/press-releases/2018/world-steel-in-figures-2018.html (дата обращения: 19.12.2018).

2 О текущей ситуации и основных тенденциях российской металлургии в 2018 году // электронный ресурс: URL: http://www.russtal.ru/uploads/RSA_EAK_15.04.2019.pdf (дата обращения: 19.12.2018).

3 Специальный инвестиционный контракт с участием Российской Федерации // электронный ресурс: URL: http://minpromtorg.gov.ru (дата обращения: 19.12.2018).

4 Вытеснение высоких пределов // Эксперт Урал. - №14(683): Электронное издание. 04.04.2016. URL: https://expert.ru/ural/2016/14/vyitesnenie-vyisokih-peredelov (дата обращения: 19.12.18).

5 Импортеров попросят инвестировать в Россию // Известия. - 2016 г.: Электронное издание. URL: https://iz.ru/news/652117 (дата обращения: 19.12.2018).

Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 (ред. от 31.01.2015) «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

7 О мерах поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Письмо от 09.04.2015 № Д28и-952 Минэкономразвития РФ.

Мамедова Б. Новые правила государственных закупок автомобильной техники // Russian Automotive Market Research: электронный издание: URL: www.napinfo.ru (дата обращения: 19.12.2018).

9 Новоселов В. Строительная техника, первое полугодие // Спецтехника и коммерческий транспорт. №5, 2017 / электронный журнал: URL: https://st-kt.ru/articles/stroitel-naya-tekhnika-import-i-proizvodstvo-pervogo-polugodie-0 (дата обращения: 19.12.2018).

10 «Газпром» подтвердил возобновление поставок газа из Туркмении // Ведомости. 15.04.2019 / электронный ресурс: URL: https://tass.ru/ekonomika/6336917 (дата обращения: 15.06.2019).

11 России не хватает газа, докупят в Туркмении // Sputnik Узбекистан. 30.05.2019 / электронный ресурс: URL: https://uz.sputniknews.ru/columnists/20190530/11645949/Ros-sii-ne-khvataet-gaza-dokupyat-v-Turkmenii--exspert.html (дата обращения: 15.06.2019).

^ 132

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2019

БИБЛИОГРАФИЯ:

О текущей ситуации и основных тенденциях российской металлургии в 2018 году // электронный ресурс: URL: http://www.russtal.ru/uploads/RSA_EAK_15.04.2019.pdf (дата обращения: 19.12.2018)

Специальный инвестиционный контракт с участием Российской Федерации // электронный ресурс: URL: http://minpromtorg.gov.ru (дата обращения: 19.12.2018).

Вытеснение высоких пределов // Эксперт Урал. - №14(683): Электронное издание. 04.04.2016. URL: https://expert.ru/ural/2016/14/vyitesnenie-vyisokih-peredelov (дата обращения: 19.12.18).

Импортеров попросят инвестировать в Россию // Известия. - 2016 г.: Электронное издание. URL: https://iz.ru/news/652117 (дата обращения: 19.12.2018).

О мерах поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Письмо от 09.04.2015 № Д28и-952 Минэкономразвития РФ.

Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 (ред. от 31.01.2015) «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Мамедова Б. Новые правила государственных закупок автомобильной техники // Russian Automotive Market Research: электронный издание: URL: www.napinfo.ru (дата обращения: 19.12.2018).

Бардачев Д. Стройтехника пошла в рост. 08.08.2017 / электронный журнал: URL: dp.ru (дата обращения: 19.12.2018).

Новоселов В. Строительная техника, первое полугодие // Спецтехника и коммерческий транспорт. №5, 2017 / электронный журнал: URL: https://st-kt.ru/articles/stroitelnaya-tekhni-ka-import-i-proizvodstvo-pervogo-polugodie-0 (дата обращения: 19.12.2018).

«Газпром» подтвердил возобновление поставок газа из Туркмении // Ведомости. 15.04.2019 / электронный ресурс: URL: https://tass.ru/ekonomika/6336917 (дата обращения: 15.06.2019).

России не хватает газа, докупят в Туркмении // Sputnik Узбекистан. 30.05.2019 / электронный ресурс: URL: https://uz.sputniknews.ru/columnists/20190530/11645949/Rossii-ne-kh-vataet-gaza-dokupyat-v-Turkmenii--exspert.html (дата обращения: 15.06.2019).

World steel. World steel in figures 2018 // электронный ресурс: URL: https://www.world-steel.org/media-centre/press-releases/2018/world-steel-in-figures-2018.html (дата обращения: 19.12.2018)

9 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

133 Q

BIBLIOGRAFIYA:

O tekushchej situacii i osnovnyh tendenciyah rossijskoj metallurgii v 2018 godu // elektronnyj resurs: URL: http://www.russtal.ru/uploads/RSA_EAK_15.04.2019.pdf (data obrashcheniya: 19.12.2018)

Special'nyj investicionnyj kontrakt s uchastiem Rossijskoj Federacii // elektronnyj resurs: URL: http://minpromtorg.gov.ru (data obrashcheniya: 19.12.2018).

Vytesnenie vysokih predelov // Ekspert Ural. - №14(683): Elektronnoe izdanie. 04.04.2016. URL: https://expert.ru/ural/2016/14/vyitesnenie-vyisokih-peredelov (data obrashcheniya: 19.12.18).

Importerov poprosyat investirovat' v Rossiyu // Izvestiya. - 2016 g.: Elektronnoe izdanie. URL: https://iz.ru/news/652117 (data obrashcheniya: 19.12.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O merah podderzhki rossijskih tovaroproizvoditelej pri osushchestvlenii zakupok dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd // Pis'mo ot 09.04.2015 № D28i-952 Minekonomrazvitiya RF.

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.07.2014 № 656 (red. ot 31.01.2015) «Ob ustanovlenii zapreta na dopusk otdel'nyh vidov tovarov mashinostroeniya, proiskhodyashchih iz inostrannyh gosudarstv, dlya celej osushchestvleniya zakupok dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd».

Mamedova B. Novye pravila gosudarstvennyh zakupok avtomobil'noj tekhniki // Russian Automotive Market Research: elektronnyj izdanie: URL: www.napinfo.ru (data obrashcheniya: 19.12.2018).

Bardachev D. Strojtekhnika poshla v rost. 08.08.2017 / elektronnyj zhurnal: URL: dp.ru (data obrashcheniya: 19.12.2018).

Novoselov V. Stroitel'naya tekhnika, pervoe polugodie // Spectekhnika i kommercheskij transport. №5, 2017 / elektronnyj zhurnal: URL: https://st-kt.ru/articles/stroitelnaya-tekhnika-import-i-proizvodstvo-pervogo-polugodie-0 (data obrashcheniya: 19.12.2018).

«Gazprom» podtverdil vozobnovlenie postavok gaza iz Turkmenii // Vedomosti. 15.04.2019 / elektronnyj resurs: URL: https://tass.ru/ekonomika/6336917 (data obrashcheniya: 15.06.2019).

Rossii ne hvataet gaza, dokupyat v Turkmenii // Sputnik Uzbekistan. 30.05.2019 / elektronnyj resurs: URL: https://uz.sputniknews.ru/columnists/20190530/11645949/Rossii-ne-khvataet-gaza-dokupyat-v-Turkmenii--exspert.html (data obrashcheniya: 15.06.2019).

World steel. World steel in figures 2018 // elektronnyj resurs: URL: https://www.worldsteel. org/media-centre/press-releases/2018/world-steel-in-figures-2018.html (data obrashcheniya: 19.12.2018)

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.