Научная статья на тему 'Нормативное регулирование учетной политики коммерческих и некоммерческих организаций в системах российских и международных стандартов'

Нормативное регулирование учетной политики коммерческих и некоммерческих организаций в системах российских и международных стандартов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
584
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дружиловская Т. Ю.

Предмет. В статье исследованы современные проблемы нормативного регулирования учетной политики коммерческих и некоммерческих организаций в системах российских и международных стандартов. Цели. Цель исследования выявление нерешенных вопросов нормативного регулирования учетной политики коммерческих и некоммерческих организаций в системах российских и международных стандартов и определение возможных направлений их решения. Методология. В настоящей работе применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнение, наблюдение, метод аналогий. Результаты. В статье представлены результаты исследования особенностей подходов к нормативному регулированию формирования учетной политики коммерческих и некоммерческих организаций в системах российских и международных стандартов, осуществлено сопоставление требований к учетной политике коммерческих и некоммерческих организаций, выявлено сходство и различие регламентаций российских и международных стандартов в отношении определения, содержания, принципов формирования, учета изменений учетной политики коммерческих и некоммерческих организаций. Область применения результатов. Представленные в статье предложения могут применяться при разработке и совершенствовании соответствующих российских стандартов бухгалтерского учета, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений. Выводы. Установлено, что особенности статуса некоммерческих организаций обусловливают специфику нормативного регулирования формирования их учетной политики в системах российских бухгалтерских стандартов. Современные требования нормативных документов, регламентирующих формирование учетной политики российских некоммерческих организаций госсектора, существенно отличаются от требований нормативных документов, регламентирующих формирование учетной политики российских коммерческих организаций. Обоснована близость регламентаций по учетной политике коммерческих организаций и организаций общественного сектора в системе международных стандартов. Аргументировано сходство и различие в требованиях к учетной политике для коммерческих организаций в системе российских и международных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дружиловская Т. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативное регулирование учетной политики коммерческих и некоммерческих организаций в системах российских и международных стандартов»

Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary

и некоммерческих организациях 24 (2016) 2-10 and Non-Profit Organizations

ISSN 2311-9411 (Online) Проблемы учета

ISSN 2079-6714 (Print)

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМАХ РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

Татьяна Юрьевна ДРУЖИЛОВСКАЯ

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет, Нижний новгород, Росссийская Федерация

История статьи:

Принята 31.10.2016 Одобрена 17.11.2016

Ключевые слова:

некоммерческие организации, нормативное регулирование, учетная политика, учетная политика, российские и международные стандарты

Аннотация

Предмет. В статье исследованы современные проблемы нормативного регулирования учетной политики коммерческих и некоммерческих организаций в системах российских и международных стандартов.

Цели. Цель исследования - выявление нерешенных вопросов нормативного регулирования учетной политики коммерческих и некоммерческих организаций в системах российских и международных стандартов и определение возможных направлений их решения. Методология. В настоящей работе применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнение, наблюдение, метод аналогий.

Результаты. В статье представлены результаты исследования особенностей подходов к нормативному регулированию формирования учетной политики коммерческих и некоммерческих организаций в системах российских и международных стандартов, осуществлено сопоставление требований к учетной политике коммерческих и некоммерческих организаций, выявлено сходство и различие регламентаций российских и международных стандартов в отношении определения, содержания, принципов формирования, учета изменений учетной политики коммерческих и некоммерческих организаций.

Область применения результатов. Представленные в статье предложения могут применяться при разработке и совершенствовании соответствующих российских стандартов бухгалтерского учета, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.

Выводы. Установлено, что особенности статуса некоммерческих организаций обусловливают специфику нормативного регулирования формирования их учетной политики в системах российских бухгалтерских стандартов. Современные требования нормативных документов, регламентирующих формирование учетной политики российских некоммерческих организаций госсектора, существенно отличаются от требований нормативных документов, регламентирующих формирование учетной политики российских коммерческих организаций. Обоснована близость регламентаций по учетной политике коммерческих организаций и организаций общественного сектора в системе международных стандартов. Аргументировано сходство и различие в требованиях к учетной политике для коммерческих организаций в системе российских и международных стандартов.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Учетная политика является основой ведения учета в любой организации: как коммерческой, так и некоммерческой. Проблемам ее формирования и влияния на показатели финансовой отчетности посвящено немало публикаций отечественных ученых. Среди них публикации, посвященные вопросам концептуальных основ формирования учетной политики [1], применения профессионального суждения бухгалтера при формировании учетной политики [2, 3], учету изменений учетной политики [4, 5]. Многие авторы поднимают проблемы влияния учетной политики на показатели финансовой отчетности организаций [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12]. В ряде работ рассматриваются вопросы дальнейшего реформирования бухгалтерского учета с целью

совершенствования подходов к учетной политике и формирования достоверных отчетных показателей организаций [13, 14, 15]. Все эти проблемы невозможно решить без совершенствования нормативного регулирования формирования учетной политики.

Как известно, система бухгалтерских стандартов включает отдельные системы нормативных документов по бухгалтерскому учету коммерче ских и не государ ственных организаций и нормативных документов некоммерческих организаций государственного сектора. И в той, и в другой системе есть нормативные документы, регулирующие вопросы формирования учетной политики. Проанализируем их особенности. При этом проведем четырех

сторонний анализ регламентаций в отношении учетной политики российских коммерческих, негосударственных организаций, российских некоммерческих организаций государственного сектора, регламентаций формирования учетной политики коммерческих организаций и организаций общественного сектора в системе международных стандартов.

В системе российских бухгалтерских стандартов требования к формированию учетной политики коммерческих организаций изложены в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [16], некоммерческих организаций (государственного сектора) - в утвержденной приказом Минфина России № 157н от 01.12.2010 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений [17].

В системе международных стандартов учетная политика коммерческих организаций регулируется МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения оценочных значений и ошибки» [18], организаций общественного сектора - МСФО ОС 3 «Учетная политика, изменения оценочных значений и ошибки» [19].

Приведенные нормативные документы указывают на наличие раздельного нормативного регулирования учетной политики ко м м е р че с ки х и н е ко м м е р ч е с к и х (государственного сектора) организаций в системах российских и международных стандартов.

В системе международных стандартов названия МСФО ОС 3 и МСФО (IAS) 8 совпадают. В то время, как в системе РСБУ отдельное положение, регламентирующее вопросы формирования учетной политики, имеется лишь для о р г а н и з а ц и й , н е о т н о с я щ и х с я к некоммерческим организациям государственного сектора.

Рассмотрим структуру нормативных документов, регулирующих формирование учетной п о л и т и к и к о м м е р ч е с к и х и некоммерческих организаций в системах российских и международных стандартов (табл. 1).

Данные табл. 1 демонстрируют полное совпадение структур МСФО ОС 3 и МСФО (IAS) 8 в части вопросов формирования учетной политики.

В системе российских бухгалтерских стандартов из-за отсутствия для некоммерческих организаций (государственного сектора) аналога ПБУ 1/2008, подход к регламентации формирования учетной политики таких организаций уже структурно существенно отличается от регламентаций учетной политики коммерческих организаций и некоммерческих организаций, не относящихся к государственного сектору.

В состав ПБУ 1/2008 входят следующие разделы:

• Общие положения.

• Формирование учетной политики.

• Изменение учетной политики.

• Раскрытие учетной политики.

Отметим, что данная структура российского стандарта в значительной степени близка МСФО ОС 3 и МСФО (IAS) 8.

В отличие от ПБУ 1/2008, приказ Минфина России № 157н не выделяет отдельных разделов, которые были бы посвящены вопросам формирования учетной политики.

Некоторые регламентации в отношении учетной политики содержатся в разделе «Общие положения» Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, а также в разделах, посвященных учету конкретных объектов организаций государственного сектора.

По сути, регламентации по формированию учетной политики в приказе Минфина России № 157н сводятся к характеристике ее состава и способов учета конкретных объектов, которые фиксируются в учетной политике.

Следует обратить внимание, что приказ Минфина России № 157н не содержит таких вопросов, рассматриваемых как в ПБУ 1/2008, так и в международных стандартах - МСФО ОС 3 и МСФО (IAS) 8, как:

— определение учетной политики;

— вопросы ее формирования, изменения и раскрытия в отчетности.

Проанализируем определение и содержание учетной политики коммерческих и некоммерческих организаций в системах российских и международных стандартов.

Проанализируем данные табл. 2. Полагаем, что следует разграничить регламентации рассматриваемых стандартов в отношении определения и в отношении содержания учетной политики. В определении раскрывается экономическая сущность учетной политики. К такой сущности в ПБУ 1/2008 относится совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

Согласно МСФО ОС 3 экономической сущностью учетной политики являются конкретные методы, основы, допущения, правила и способы, применяемые для представления финансовой отчетности.

В соответствии с МСФО (IAS) 8 учетная политика определяется как конкретные принципы, основы, общепринятые условия, правила и практические подходы, применяемые при представлении финансовой отчетности.

При сравнении определений учетной политики в международных стандартах обращает на себя внимание близость трактовки учетной политики в МСФО ОС 3 и МСФО (IAS) 8.

Вместе с тем полностью идентичными данные трактовки все-таки нельзя назвать, поскольку согласно МСФО (IAS) 8 учетная политика должна включать выбранные принципы учета и отчетности, а МСФО ОС 3 принципы в перечень характеристик учетной политики не включает. Зато в перечень МСФО ОС 3 включены методы и способы, отсутствующие в определении учетной политики в МСФО (IAS) 8. А в МСФО (IAS) 8 в свою очередь в определении учетной политики содержатся общепринятые условия и практические подходы, отсутствующие в определении учетной политики в МСФО ОС 3.

Какие выводы следуют из приведенных отличий? Означают ли они принципиально неодинаковую трактовку учетной политики для организаций общественного сектора и коммерческих организаций? Полагаем, что нет. Анализ иных международных стандартов в отношении вопросов учетной политики указывает на то, что как в сфере общественного сектора, так и для коммерческих

организаций экономическая сущность учетной политики едина. И под несколько различающимися характеристиками учетной политики в МСФО ОС 3 и МСФО (IAS) 8 понимается в принципе одно и то же содержание: учетная политика представляет собой совокупность всех тех аспектов, которые связаны с ведением учета и формированием отчетности и которые должны быть выбраны и зафиксированы организацией.

Сравнение определения учетной политики, данного в международных стандарта, с определением, представленным в ПБУ 1/2008, указывает на более существенное различие.

Если оба международных стандарта представляют перечень разных аспектов, связанных с учетной политикой - методов, принципов, основ, допущений, правил, способов, условий, подходов, то российский стандарт указывает лишь на один аспект - способы ведения учета.

С другой стороны, российский стандарт уже в определении учетной политики нацеливает на детализацию данных способов, уточняя, что к ним относятся:

— первичное наблюдение;

— стоимостное измерение;

— текущая группировка;

— итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

Полагаем, что нельзя не признать неодинакового подхода к определению учетной политики в ПБУ 1/2008 и в МСФО ОС 3 и МСФО (IAS) 8. Обратим при этом внимание на то, что для некоммерческих организаций государственного сектора, для которых ПБУ 1/2008 не применяется, определение учетной политики как характеристики ее экономической сущности отсутствует вообще.

Рассмотрим содержание учетной политики в исследуемых стандартах.

Нельзя не обратить внимание на то, что ни один из рассматриваемых международных стандартов не содержит детализации тех аспектов (методов, принципов, основ, допущений, правил, способов, условий, подходов), которые включены в перечень характеристик учетной политики в ее соответствующих определениях, представленных в МСФО ОС 3 и МСФО (IAS) 8.

В отличие от международных стандартов, в российских нормативных документах и для коммерческих, и для некоммерческих организаций (государственного сектора) такая детализация присутствует. При этом сравнение содержания учетной политики в Приказе № 157н и в ПБУ 1/2008 показывает практически идентичную трактовку содержания учетной политики для российских коммерческих и некоммерческих организаций.

Рассмотрим иные регламентации в отношении учетной политики в системе российских и международных стандартов.

Как видно из приведенных вопросов, рассматриваемых в ПБУ 1/2008, МСФО ОС 3 и МСФО (IAS) 8, все три стандарта характеризуют принципы и общие требования к формированию учетной политики.

Приказ Минфина России № 157н не содержит отдельных регламентаций принципов формирования учетной политики, однако регламентированные им принципы и общие требования к учету организаций государственного сектора, на наш взгляд, можно отнести и к принципам учетной политики таких организаций.

Сравнительная характеристика принципов формирования учетной политики коммерческих и некоммерческих (государственного сектора) организаций в системах российских и международных стандартов представлена в табл. 3.

Как видно из табл. 3, МСФО ОС 3 и МСФО (IAS) 8 содержат единые принципы формирования учетной политики.

Принципы формирования учетной политики в ПБУ 1/2008 близки к ним, но имеют и ряд существенных несовпадений.

Приказ Минфина России № 157н содержит лишь некоторые принципы ведения учета, идентичные

тем, которые изложены в ПБУ 1/2008 и в международных стандартах.

Еще одним существенным вопросом является учет изменений учетной политики. Нельзя не обратить внимание на сходство подходов ПБУ 1/2008, МСФО ОС 3 и МСФО (IAS) 8 к методике отражения изменений в учетной политике: все они требуют ее ретроспективного отражения (табл. 4).

Обратим внимание на близость регламентаций по изменению учетной политики в МСФО ОС 3 и МСФО (IAS) 8. Значительно приближены к данным регламентациям и требования в отношении изменения учетной политики в ПБУ 1/2008.

Несмотря на то что Приказ № 157н содержит многочисленные регламентации об особенностях учета изменения тех или иных аспектов, связанных с учетом организаций государственного сектора, правила отражения изменений учетной политики не содержатся в данном нормативном документе. Это существенно отличает нормативное регулирование учетной политики некоммерческих (государственного сектора) организаций от нормативного регулирования учетной политики коммерческих организаций в системе российских бухгалтерских стандартов.

Вместе с тем в настоящее время утверждена Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, которая, в частности, предполагает создание для таких организаций федерального стандарта «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки».

И если, как показало приведенное сравнение, регламентации МСФО ОС 3 достаточно близки к регламентациям МСФО (IAS) 8, то следует ожидать, что и новый российский стандарт для некоммерческих организаций государственного сектора будет достаточно близким к имеющемуся ПБУ 1/2008.

Таблица 1

Структура МСФО ОС 3 и МСФО (IAS) 8 в части вопросов формирования учетной политики

Для организаций общественного сектора Структура МСФО ОС 3 Для коммерческих организаций Структура МСФО 8

Выбор и применение учетной политики Выбор и применение учетной политики

Последовательное применение учетной политики Последовательность учетной политики

Изменения в учетной политике Изменения в учетной политике

Применение изменений в учетной политике Применение изменений в учетной политике

Ретроспективное применение Ретроспективное применение

Ограничения ретроспективного применения Ограничения на ретроспективное применение

Раскрытие информации Раскрытие информации

Источник: составлено автором

Таблица 2

Определение и содержание учетной политики коммерческих и некоммерческих (госсектора) организаций в системах российских и международных стандартов

Российские стандарты Международные стандарты

Для некоммерческих организаций (госсектора) Приказ № 157н Для коммерческих организаций ПБУ 1/2008 Для организаций общественного сектора МСФО ОС 3 Для коммерческих организаций МСФО (IAS) 8

Определение учетной политики

Не формулируется определение учетной политики Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета -первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности Учетная политика -конкретные методы, основы, допущения, правила и способы, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности Учетная политика -конкретные принципы, основы, общепринятые условия, правила и практические подходы, применяемые организацией при подготовке и представлении финансовой отчетности

Содержание учетной политики

Рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета; методы оценки отдельных видов имущества и обязательств; порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете; формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов; порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля; Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; способы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета Не детализируется содержание учетной политики Не детализируется содержание учетной политики

иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета. Государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие полномочия по исполнению публичных обязательств, а также бюджетные, автономные учреждения, государственные (муниципальные) предприятия, получающие бюджетные инвестиции при формировании учетной политики предусматривают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению указанных полномочий_

Источник: составлено автором

Таблица 3

Принципы формирования учетной политики в системах российских и международных стандартов

Российские стандарты

Международные стандарты

Для некоммерческих организаций (государственного сектора) _Приказ № 157н_

Для коммерческих организаций ПБУ 1/2008

Для организаций общественного сектора МСФО ОС 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для коммерческих организаций МСФО 8

Бухгалтерский учет ведется непрерывно исходя из предположения, что субъект учета будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем;

информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств,

об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной, с учетом существенности; данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности; в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяюща ее пользователям положиться на нее, как на правдивую; при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование полной и достоверной информации

Учетная политика организации должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности); большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов

и обязательств, чем возможных доходов

и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности); отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости); рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности)

При отсутствии конкретного МСФО ОС, напрямую применимого к операции, другому событию или условию, руководство должно использовать собственное профессиональное суждение для разработки и применения учетной политики, обеспечивающей представление информации, которая:

(a) уместна при принятии решений необходимых пользователям; и

(b) надежна в том,

то финансовая отчетность: (0 достоверно представляет финансовое положение, результаты финансовой деятельности и денежные потоки организации; (и) отражает экономическую сущность операций, других событий и условий, а не только их юридическую форму;

(ш) является нейтральной,

то есть, лишена

предвзятости;

(ге) соответствует правилу

осмотрительности; и

(V) является полной во всех

существенных отношениях

В отсутствие конкретного МСФО (IFRS), применимых к операции, прочему событию или условию, руководство должно использовать собственное суждение

в разработке и применении учетной политики для формирования информации, которая

(a) уместна

для пользователей при принятии экономических решений; и

(b) надежна в том,

что финансовая отчетность: (0 достоверно представляет финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств предприятия; (и) отражает экономическое содержание операций, прочих событий и условий, а не только

их юридическую форму; (ш) является нейтральной, то есть свободной от предвзятости; (ге)является консервативной; и (V) является полной во всех существенных отношениях

Источник: составлено автором

Таблица 4

Отражение изменения учетной политики согласно российским и международным стандартам

Российские стандарты

Международные стандарты

Для некоммерческих организаций (государственного сектора) Приказ № 157н

Для коммерческих организаций ПБУ 1/2008

Для организаций общественного сектора МСФО ОС 3

Для коммерческих организаций МСФО (IAS) 8

Не раскрывает вопросы изменения учетной политики

Последствия изменения учетной политики и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью

(a) организация должна учитывать изменения

в учетной политике, являющиеся результатом первоначального применения МСФО ОС в соответствии со специальными переходными положениями, если таковые имеются в данном Стандарте; и

(b) если организация изменяет учетную политику при первоначальном применении

Международного стандарта финансовой отчетности для общественного сектора, который не содержит специальных переходных положений, применимых к данному изменению, либо изменяет учетную политику добровольно, она должна учитывать изменения в учетной политике ретроспективно

(a) предприятие должно учитывать изменения

в учетной политике, возникающие в результате первоначального применения какого-либо МСФО в соответствии со специфическими переходными положениями, если таковые имеются, этого МСФО; и

(b) когда предприятие меняет учетную политику

при первоначальном применении МСФО, которые не предписывают специфических переходных положений, применяемых к такому изменению, или добровольно меняет учетную политику, оно должно применять изменение ретроспективно

Источник: составлено автором

Список литературы

1. Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н. Концептуальные основы формирования учетной политики в системах российских и международных стандартов // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 46. С. 2-10.

2. Туякова З.С., Саталкина Е.В. Классификация профессионального суждения как современного инструментария бухгалтерского учета // Вестник ОГУ. 2010. № 1.

3. Панкова С.В., Саталкина Е.В. Профессиональное суждение бухгалтера и аудитора: сходства и различия // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 21. С. 16-23.

4. Куликова Л.И. Последствия изменения учетной политики // Бухучет в строительных организациях. 2012. № 10.

5. Миркина Е.П. Изменения в учетной политике: практика использования МСФО (IAS) 8 // МСФО и МСА в кредитной организации. 2014. № 1.

6. Рожнова О.В. Актуальные проблемы финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 15. С. 2-8.

7. Рожнова О.В., Игумнов В.М. Формирование и оценка транспарентной финансовой отчетности // Аудиторские ведомости. 2012. № 10. С. 41-50.

8. Дружиловская Т.Ю., Ромашова С.М. Показатели доходов, расходов и финансовых результатов в учете и отчетности: теоретический и практический аспекты // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 31. С. 2-11.

9. Дружиловская Т.Ю., Игонина Т.В. Совершенствование бухгалтерского учета обязательств по налогу на прибыль в России и сближение его с требованиями МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 28. С. 2-11.

10. Дружиловская Т.Ю. Признание, оценка и учет запасов по российским и международным стандартам // Бухгалтерский учет. 2006. № 1. С. 57-62.

11. Мизиковский Е.А., Дружиловская Т.Ю. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках // Аудиторские ведомости. 2005. № 6. С. 25-34.

12. Мизиковский Е.А., Дружиловская Э.С. Аудит бухгалтерской оценки отчетных показателей // Аудиторские ведомости. 2010. № 6. С. 25-32.

13. Мизиковский Е.А., Мизиковский И.Е. Бухгалтерский финансовый учет: учебник. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2014.

14. Дружиловская Э.С. Системы российских и международных стандартов финансовой отчетности, их современное соотношение и перспективы развития // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 45. С. 38-56.

15. Дружиловская Э.С. Новый этап реформирования бухгалтерского учета в России // Бухгалтер и закон. 2014. № 3. С. 2-13.

16. Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

17. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

18. МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения оценочных значений и ошибки»: введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н.

19. Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора: утверждена приказом Минфина России от 10.04.2015 № 64н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.