Научная статья на тему 'Нормативное регулирование фармацевтического сектора. Московский рынок презервативов в цифрах и фактах'

Нормативное регулирование фармацевтического сектора. Московский рынок презервативов в цифрах и фактах Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
221
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Мешковский А. П., Береговых В. В., Пятигорская Н. В.

Производством фармацевтической продукции в России занято около 700 предприятий. Основной объем фармацевтической продукции (около 90%) выпускается на 100 базовых предприятиях медицинской промышленности. Число работающих в отрасли составляет более 70 тыс. человек. Негативные тенденции в развитии фармацевтической промышленности обусловлены рядом объективных причин, которые возможно преодолеть лишь при изменении существующей системы регулирования фармацевтического рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативное регулирование фармацевтического сектора. Московский рынок презервативов в цифрах и фактах»

2004 октябрь

ршшиим

[МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ]

Я В РАЗДЕЛЕ

GMP В РОССИИ И НОВАЯ ДИРЕК-ГИВА 2004/27/ЕС ■ РЕГУЛИРОВАН 3 Е ИНФОРМАЦИИ О ЛЕКАРСТВАХ: ИСГОРИКО-ГЕОРЕГИЧЕСКИЙ ЭКС-К- РС ■ ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМАХ ОМС НЕИЗБЕЖНО, ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ОРГАНИЗАТОРОВ — СВЕСТИ К МИНИМУМУ УЩЕРБ ОТ ЭТО-Ге — РЕШАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ КЭА В 2002 г. В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ПРИНЯТ ЗАКОН О ГОСУДАР-1 СВЕННЫХ ЗАКУПКАХ, КОТОРЫЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО КОСНУЛСЯ ЛЕ-К0 РСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

А.П.МЕШКОВСКИЙ, В.В.БЕРЕГОВЫХ, Н.В.ПЯТИГОРСКАЯ, ММА им. И.М.Сеченова

Нормативное регулирование

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СЕКТОРА

Производством фармацевтической продукции в России занято около 700 предприятий. Основной объем фармацевтической продукции (около 90%) выпускается на 100 базовых предприятиях медицинской промышленности. Число работающих в отрасли составляет более 70 тыс. человек. Негативные тенденции в развитии фармацевтической промышленности обусловлены рядом объективных причин, которые возможно преодолеть лишь при изменении существующей системы регулирования фармацевтического рынка.

В

о исполнение Федерального закона «О лекарственных средствах» (ст. 13 п. 3.3) в 1998 г. Министром здравоохранения Российской Федерации утверждены российские «Правила GMP» (ОСТ 42-510-98 «Правила производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)»). Срок введения и порядок работы в переходный период установлен совместным приказом Минздрава

Однако Президент Российской Федерации В.В. Путин своим поручением от 12 сентября 2003 г. №1682-Пр обязал перевести работу фармацевтической промышленности по «Правилам GMP» с 1 января 2005 г. и обеспечить процедуру регистрации лекарственных средств в России, аналогичную принятой мировым сообществом (например, как в ЕС). В связи с этим гармонизация правовых и нормативных актов Российской Федерации с таковыми международного сообщества является важным фактором, особенно если учесть пер-

спективы присоединения Российской Федерации к ВТО.

Для решения данной задачи необходимо не только утвердить технические регламенты и национальные стандарты, гармонизированных с регулятор-ными документами ЕС, ICH, PIC, ВОЗ, но и принять национальную государственную стратегию лекарственного обеспечения населения Российской Федерации, которая бы определила приоритеты развития фармацевтического сектора. В ряду назревших задач стоят также: + создание инспекции в России по GMP и ее вступление в PIC/S; « сертификация фармацевтических предприятий по требованиям GMP, соответствующим требованиям ЕС; 4 гармонизация законодательных положений и стандартов в масштабе государств-участников СНГ для создания единого фармацевтического рынка СНГ, устранения технических барьеров и таможенных ограничений; Решение таких задач позволило бы: + обеспечить качество лекарственных средств;

+ в соответствии с мировыми стандартами, создать технические барьеры, гарантирующие поступление на рынок только качественной медицинской продукции;

« преодолеть технические барьеры в сфере международной торговли, выход отечественных производителей на мировые рынки медицинской продукции и увеличить экспортный потенциал; + способствовать вступлению России в ВТО.

В связи с изложенным следует проанализировать новое в фармацевтическом законодательстве ЕС.

С момента принятия Кодекса законов ЕС, регулирующего фармацевтический рынок [1], прошло менее трех лет, однако в него уже внесены существенные поправки. В соответствии с Директивой 2003/63/ЕС от 25 июня 2003 г. [2] заменено приложение 1 к Кодексу, определяющее формат заявки на регистрацию новых продуктов и пере-

ИМ!

The harmonization of legal and normative acts of the Russian Federation with the analogues acts of international community is a priority task when upgrading the pharmaceutical industry to work «according to GMP rules». It is of a special importance bearing in mind the perspectives of Russia's accession to the WTO. In this connection, the authors analyze recent changes in international regulatory acts on GMP.

A.PVeshkovsky, VV.Beregovykh, N.V.Pyati-gorskaya, Sechenov Moscow Medical Academy. Normative regulation of the pharmaceutical sector.

чень требований к прилагаемым материалам. Это позволило учесть последний (на тот момент) вариант Общего технического документа [3], согласованного с США и Японией в рамках трехсторонней инициативы ICH. Директива 2003/94/ЕС от 8 октября того же года [4], заменившая Директиву 91/356/ЕЕС от 13 июня 1991 г., уточнила трактовку понятия GMP, распространив эти правила на производство исследуемых лекарственных продуктов. Внесены и другие поправки меньшего «калибра».

В конце марта с.г. Европейский парламент и Совет ЕС приняли два новых нормативных документа: Директиву 2004/27/ЕС, вносящую изменения в Директиву 2001/83/ЕС о Своде законов Сообщества в отношении лекарственных продуктов для человека [5], и Постановление №726/2004, устанавливающее процедуры Сообщества относительно разрешения лекарственных продуктов и надзора за ними и создающее Европейское агентство по медикаментам [6]. Последний документ при-

нят взамен Постановления Совета ЕЕС №2309/93 от 22 июля 1993 г. на ту же тему и отменяет его. Новые региональные нормативы вносят дальнейшие изменения в порядок регистрации лекарственных продуктов, повышают роль фармаконадзора и распространяют требования GMP на производство активных ингредиентов. Одновременно уточняется терминология, меняются некоторые формулировки Кодекса. С учетом этого можно говорить о динамичном развитии нормативной базы фармацевтического сектора Сообщества.

Отметим в этой связи, что отечественное фармацевтическое законодательство, напротив, совершенствуется медленно. В 1998 г., сразу после принятия Федерального закона «О лекарственных средствах», в него были внесены поправки относительно регулирования цен на медикаменты. На этом процесс модернизации в данной сфере приостановился. Попытки разработать дополнительный закон «О фармацевтической деятельности» завершились неудачей. С 2001 г. и до сего времени не удалось добиться внесения в закон дополнений, направленных на борьбу с распространением фальсифицированных препаратов. Предлагались и другие поправки, однако пока безрезультатно.

Одна из причин, как представляется, — отсутствие консенсуса относительно подходов к обновлению нормативно-правовой базы отрасли. Позиции коллег здесь сильно расходятся: от предложений перевести и принять директивы Евросоюза до полного отрицания мирового опыта. Аналогичное положение наблюдается и в некоторых других странах СНГ. В этих условиях стоит прислушаться к мнению украинских коллег, которые рекомендуют прекратить споры о целесообразности использования Директивы 2001/83/ЕС в качестве основы для создания нового закона о лекарствах или о подготовке «своего закона, учитывающего национальные особенности» [7]. Более правильным представляется изучение мирового опыта в широком плане, включая нормативные

акты Евросоюза, методические документы США и других стран, рекомендации ВОЗ, соглашения ВТО, наработки ИР и т.п. С этих позиций ознакомление с последними регуля-торными документами ЕС представляет значительный практический интерес.

Оба указанных выше документа приняты в один день; их тексты во многом повторяют друг друга, а также частично друг друга дополняют и разъясняют. Исходя из этого, их целесообразно рассматривать вместе. Ниже суммированы и сгруппированы по темам нововведения, представляющиеся наиболее важными. (Курсивом выделены комментарии Меш-ковского АЛ. к отдельным положениям).

ТЕРМИНОЛОГИЯ

♦ Из текста Кодекса исключен термин «пропритарный продукт» (proprietary product), т.е. патентованный или фирменный препарат. Одновременно изменено название важнейшего экспертного органа, поддерживающего работу Европейского агентства по оценке медикаментов: Комитет по патентованным продуктам (СРМР) переименован в Комитет по лекарственным продуктам для человека (с учетом наличия аналогичной структуры по ветеринарным препаратам).

♦ Название Агентства изменено на Европейское агентство по медикаментам. При этом старая аббревиатура (ЕМЕА) сохраняется из соображений преемственности. Отмечена необходимость повысить прозрачность работы Агентства, активизировать его контакты с участниками лекарственного обращения в Сообществе.

Предложения отказаться от термина «пропритарный продукт» неоднократно выдвигались в прошлом. Его недостатком является неоднозначность толкования. В буквальном переводе «пропритарный» означает «собственный». В Евродирективах этот термин означал «готовый продукт под специальным (т.е. торговым) названием и в характерной упаковке».

Однако в современных условиях любой готовый лекарственный продукт промышленного производства выпускается под своим собственным названием и в характерном для него оформлении (упаковка, маркировка). Вместе с тем в других документах термин «пропри-тарный продукт» может означать «епродукт, защищенный патентным правом или пользующийся какой-либо иной формой эксклюзивности» [8].

♦ Признан термин «дженерик», который определяется следующим образом: «лекарственный продукт, имеющий тот же качественный и количественный состав в отношении активных субстанций, в той же фармацевтической форме как и референс-продукт, биоэквивалентность которого по отношению к референс-продукту была установлена надлежащими исследованиями биодоступности».

До настоящего времени составители директив и других нормативных документов Сообщества в фармацевтическом секторе избегали термина «джене-рик», несмотря на его популярность во всем мире. Вместо него употреблялось неудобное выражение «существенно аналогичный продукт» (essentially similar product). В последние годы в Сообществе, с учетом опыта США и ряда других стран, признана важная роль воспроизведенных препаратов, соответственно, им стали уделять больше внимания. Очевидно, в связи с этим решено использовать международно признанный термин.

Следует отметить, что в нормативах ЕС определение дженерика жестко увязывается с биоэквивалентностью. Более правильным представляется позиция ВОЗ, согласно которой в центре понятия «дженерик»» находится терапевтическая взаимозаменяемость с референс-продук-том. Терапевтическая взаимозаменяемость может устанавливаться различными методами. Она может быть подтверждена данными по биоэквивалентности, либо результатами сравнительных фармакодинамических исследований, или клиническими испытаниями ограниченного масштаба, а в некоторых случаях—анализами in vitro [9]. По имею-

щимся данным, эти рекомендации признаны в ряде европейских стран [7]. При этом учитываются разработки, ведущиеся в рамках FIP совместно с ВОЗ, относительно возможности замены испытаний биоэквивалентности тестами растворимости для определенных препаратов. В США методическими указаниями FDA предусматривается возможность одобрения дженериков без подтверждения биоэквивалентности [10].

♦ Признано, что для биологических препаратов отнесение к категории дже-нериков или инновационных продуктов более сложно, поскольку использование других исходных материалов и процессов может привести к изменению молекулярных характеристик, а вместе с тем и фармакологических свойств воспроизведенных продуктов.

Например, для получения эритропоэ-тина требуемой активности необходимо достичь вполне определенного профиля гликолизирования и сиалиро-вания соответствующей белковой молекулы. Это удается обеспечить только благодаря использованию специальных культур генетически измененных клеток при соответствующих условиях культивирования [7].

♦ Введен термин «использование (препарата) из соображений сострадания» (compassionate use). Под этим понимается предоставление исследуемых препаратов до их регистрации пациентам с тяжелыми заболеваниями, не поддающимися лечению зарегистрированными продуктами. В некоторых случаях государства-члены ЕС могут разрешить выдачу таких препаратов. При этом должны соблюдаться определенные правила (информирование Агентства, консультации с производителем и др.).

В США аналогичная практика установилась достаточно давно.

КЛИНИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ, | ОЦЕНКА ПРОДУКТА И ФАРМАКОНАДЗОР

♦ Признано, что правила GCP и этические принципы клинических испытаний должны распространяться на все

МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

испытания, относящиеся к препаратам, предназначенным для размещения на рынках Сообщества. Это относится, в т.ч. к испытаниям, проводимым в третьих странах. Подчеркнута необходимость проверки соблюдения этих требований в ходе испытаний.

В этой связи следует обратить внимание на проект новой директивы ЕС по клиническим испытаниям [11].

♦ Введено понятие «соотношение риск/ польза»: оценка положительных терапевтических эффектов лекарственного продукта по отношению к рискам для здоровья пациента и/или общественного здравоохранения. Это соотношение является основным показателем при решении вопроса о регистрации продукта, отказа в регистрации, аннулировании выданного ранее регистрационного удостоверения и т.п. В целях обеспечения условий для постоянного контроля по данному показателю Агентство может в любой момент запросить у держателя регистрационного удостоверения данные, подтверждаю-

щие положительный баланс этого соотношения.

♦ Важнейшую роль в оценке соотношения риск/польза играют результаты мониторинга нежелательных реакций продукта в пострегистрационный период. Соответственно, отмечается необходимость усиления фармаконад-зора и применения санкций к нарушителям установленного порядка. Заявитель обязан описать в регистрационном досье предлагаемую систему фар-маконадзора и, при необходимости, систему управления рисками. Он также представляет документы, подтверждающие наличие в его распоряжении лица, уполномоченного осуществлять фармаконадзор. После регистрации держатель регистрационного удостоверения обязан вести учет поступающих к нему сведений о неблагоприятных реакциях и регулярно представлять их в Агентство, а также в соответствующий национальный орган (2 раза в год первые два года после поступления продукта на рынок, ежегодно в течение последующих двух лет, затем раз в три года).

21

I РШЩЦЦМ 2004 октябрь Д

РЕГИСТРАЦИЯИРЕГИСТРАЦИОННО^ УДОСТОВЕРЕНИЕ

♦ Для регистрации дженерика не требуется представления результатов доклинических и клинических испытаний, если референс-продукт был зарегистрирован не менее 8 лет назад в стране или в Сообществе.

♦ Дженерик не может быть выпущен на рынок ранее, чем через 10 лет после регистрации референс-продукта. Этот срок может быть продлен до 11 лет в случае, если держатель регистрационного удостоверения на референс-про-дукт получит разрешение на дополнительные значительные терапевтические показания в течение первых 8 лет.

Первое положение означает на практике, что в течение 8 лет после регистрации нового препарата результаты его доклинических и клинических испытаний не могут использоваться в поддержку заявки на регистрацию воспроизведенных препаратов. Оно является формой защиты регистрационных данных разработ-

чика нового препарата от использования их конкурентами — производителями дженериков. В основе этой нормы лежит т.н. «исключение Бо-лар» (Bolar provision), согласно которому подготовка материалов для регистрации дженерика может начинаться до истечения срока патентной защиты оригинального препарата, но должна быть ограничена определенными правилами, в т. ч. и временными рамками. Понятие «исключение Болар» вошло в судебный лексикон многих стран после состоявшегося в США в 90-х годах одноименного процесса, в ходе которого было принято решение, создавшее прецедент для аналогичных случаев. В 2000 г. этот принцип быт подтвержден на международном уровне при рассмотрении конфликтной комиссией ВТО сходного иска Евросоюза к Канаде.

В настоящее время в государствах-членах ВТО защита регистрационных данных в отношении фармацевтических (и агрохимических) продуктов осуществляется на основании ст. 39.3 Соглашения об относящихся к торговле аспектах интеллектуальной собственности (TRIPS). Следует, однако, отметить, что в Европейском сообществе аналогичное положение существовало с 1965 г. (ст. 6 Директивы 65/65), т.е. задолго до создания ВТО (1995 г.). В действующем до сего времени законодательстве ЕС этот срок составлял 6 или 10 лет, в зависимости от обстоятельств. Второе ограничение призвано защищать рынок от конкуренции со стороны воспроизведенных продуктов. Обе эти меры можно рассматривать как формы дополнительной охраны интересов инновационных компаний, действующие помимо патентных прав и без ущемления последних. Их необходимость обосновывается сокращением периода реальной патентной защиты новых препаратов по причине запоздания их выхода на рынок, что связано с возрастающим объемом требуемых предрегистрационных исследований. Аналогичные меры в США предусмотрены Актом о конкуренции лекарств (1984 г.) [12].

♦ В отношении зарегистрированного продукта соответствующая организация должна без промедления сделать доступными для общественности регистрационное удостоверение, краткую характеристику продукта (SPC), а также внутренние документы регуляторного органа: доклад (отчет) по продукту и комментарии к досье. Предварительно из этих материалов изымаются сведения конфиденциального характера, т.е. данные, составляющие коммерческую тайну.

♦ После выдачи регистрационного удостоверения все дополнительные разрешения на иную дозировку, путь введения, форму выпуска и т.п. рассматриваются как относящиеся к одному общему (глобальному) регистрационному удостоверению, в частности, в плане определения срока его выдачи.

Можно предположить, что последнее положение направлено против практики инновационных компаний продлять едва ли не до бесконечности сроки эксклюзивности для своих препаратов [13]. В сфере патентного права для этого используются всевозможные дополнения и изменения к основной патентной заявке, после чего отсчет срока патентной охраны (в большинстве стран — 20 лет) каждый раз начинается заново. При этом чаще всего дополнения и изменения вносятся в конце срока эксклюзивности; в результате появляются т.н. «вечнозеленые» патенты.

Согласно данному положению дополнительные разрешения на иную дозировку, путь введения, форму выпуска и т.п. не меняют срок выдачи регистрационного удостоверения и, следовательно, не позволяют продлить установленный законом период эксклюзивности. Аналогичные меры в последние годы принимаются в США.

♦ Регистрационное удостоверение, как правило, может быть возобновлено один раз — через 5 лет, на основе оценки соотношения риск/польза. Для этой цели держатель регистрационного удостоверения представляет консолидированную версию досье в отношении качества, эффективности и безопасности,

включив в нее все ранее внесенные изменения и дополнения.

♦ После возобновления регистрационное удостоверение сохраняет силу без ограничения срока, за исключением тех случаев, когда компетентный орган, на основании данных фармаконадзора, решает установить дополнительный пятилетний срок возобновления (перерегистрации).

♦ Регистрационное удостоверение теряет силу, если оно не использовано в течение 3-х лет подряд.

♦ Специалисты организаций, уполномоченных выдавать регистрационные удостоверения, а также эксперты, участвующие в регистрации продуктов и надзоре за ними, не должны иметь финансовых или иных интересов в фармацевтической промышленности, могущих ограничивать их объективность. Они должны представлять ежегодно декларацию о своих финансовых интересах.

Как отмечено выше, целый ряд новых положений указывает на возрастание роли фармаконадзора в общей системе регулирования лекарственного обращения в Сообществе. Можно говорить о тенденции, в соответствии с которой акцент в оценке лечебно-профилактических свойств продукта перемещается с этапа его регистрации в сторону пострегистрационного мониторинга нежелательных реакций. В частности, меняется трактовка понятия «возобновление регистрации». Лрактика многократной перерегистрации каждые 5 лет заменяется однократной (максимум двукратной) переоценкой с последующим постоянным контролем за соотношением польза/риск.

ОБЯЗАННОСТИ ДЕРЖАТЕЛЕЙ | РЕГИСТРАЦИОННЫХ УДОСТОВЕРЕНИЙ И ДИСТРИБЬЮТОРОВ

♦ После получения регистрационного удостоверения его держатель обязан информировать компетентный орган страны о дате фактического выпуска продукта на рынок с указанием разновидностей упаковки (торговых презентаций).

МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

23

♦ Держатель регистрационного удостоверения обязан информировать компетентный орган о прекращении, временном или окончательном, выпуска продукта (как правило, не менее чем за 2 месяца до приостановки).

♦ По запросу компетентного органа, в частности в рамках фармаконадзора, держатель регистрационного удостоверения обязан предоставить информацию относительно объемов продаж продукта в пределах Сообщества (с разбивкой по странам), а также имеющиеся у него данные о частоте назначения продукта, т.е. о числе выписанных рецептов.

♦ Любой дистрибьютор, не являющийся держателем регистрационного удостоверения, желающий импортировать продукт из другой страны-члена Сообщества, обязан уведомить о своем намерении держателя регистрационного удостоверения и компетентный орган страны, в которую предполагается ввезти продукт.

♦ Держатель регистрационного удостоверения и дистрибьюторы продукта, размещенного на рынке страны-члена Сообщества, должны, в пределах своих полномочий, обеспечить регулярные и бесперебойные поставки этого продукта в сеть распределения.

Как представляется, эти меры призваны ужесточить контроль за фактическим наличием и движением продуктов на рынке. Это, в свою очередь, необходимо для того, чтобы иметь возможность оценить значимость регистрируемых нежелательных реакций путем соотнесения частоты последних с объемом потребления соответствующих продуктов.

ПРОИЗВОДСТВО ИСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРАВИЛАМ GMP

♦ Держатель регистрационного удостоверения не только обязан производить продукт в соответствии с прави-

Р£МШи и М 2004 октябрь

лами GMP, но также использовать в производстве лишь активные субстанции, выработанные в условиях GMP. Это же требование распространяется и на некоторые вспомогательные вещества, перечень которых должен быть определен специальной директивой.

♦ В рамках данной директивы понятие «производство активных субстанций» включает полное и частичное производство, импорт, а также выполняемые дистрибьютором исходных материалов действия по фасовке, упаковке, переупаковке, маркировке, перемаркировке и т.п.

♦ Предусмотрена возможность неожиданных (без предварительного уведомления) инспекционных обследований на предмет проверки соблюдения официальных требований к лекарственному обращению, в т.ч. в отношении производства активных субстанций. Инспектирование производства активных субстанций может осуществляться и по требованию самого производителя.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ШКОЛА ПОСТДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ

В сентябре в С.-Петербурге проходил очередной Славяно-Балтийский конгресс, посвященный актуальным проблемам в гастроэнтерологии. Конгресс уже завоевал высокую популярность среди российских врачей. А в этом году его организаторы приняли решение начать работу с мероприятия европейского уровня — провести курс постдипломного образования Европейской ассоциации гастроэнтерологов и эндоскопистов (EAGE) при активном участии Научного общества гастроэнтерологов России (НОГР). Были приглашены ведущие европейские лекторы в области гастроэнтерологии — проф. Титгат (Нидерланды), председатель Всемирной организации гастроэнтерологов, проф. Лунделл (Швеция), председатель EAGE, проф. Мак-Колл (Великобритания). Данная обучающая программа, посвященная проблеме гастроэзофагеаль-ной рефлюксной болезни (ГЭРБ), организована EAGE для многих европейских стран и всегда проходит с привлечением ведущих национальных специалистов-гастроэнтерологов. Основной язык данной программы — английский, что важно для создания единого информационного пространства в области медицины. С Российской стороны обучающие лекции были прочитаны ведущими специалистами — профессорами Л.Б.Ла-зебником, В.А.Исаковым, И.О.Иваниковым, Е.И.Ткачен-ко, В.Б.Гриневичем и др. Благодаря этому данный курс

Нексиумр

объединил европейские знания с российскими разработками по этой проблеме. Число слушателей составило более 800 человек, что свидетельствует о большом интересе и актуальности проблемы. И действительно, в России, с повышением уровня жизни, специалисты прогнозируют дальнейший рост заболеваемости ГЭРБ. Профессор Гви-до Титгат отметил: «нам бы очень хотелось, чтобы российская школа гастроэнтерологии все больше инкорпорировалась в европейскую систему изучения этой проблемы. Наш визит в С.-Петербург связан с желанием сделать российский компонент изучения ГЭРБ более активным».

Хотелось бы отметить, что проведение данного курса было бы невозможным без поддержки ведущей фармацевтической компании AstraZeneca, имя которой ассоциируется у европейских гастроэнтерологов с новыми разработками в области антисекреторной терапии. В частности, в настоящее время в Европе с большим успехом широко применяется новый антисекреторный препарат AstraZeneca эзомепразол (Нексиум). Как отметил проф. Лунделл, «...эзомепразол уже продемонстрировал очень высокие положительные результаты по сравнению с отмеченными препаратами типа «пра-золов», включая омепразол, пантопразол, лансопразол и рабепразол, и должен войти в практику любого врача, занимающегося терапией ГЭРБ».

Дмитрий ПАНОВКИН

24

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СЕКТОРА

2004 октябрь РШШШШ

ЛИТЕРАТУРА

1. Фармацевтический сектор: основы современного законодательства в Европейском союзе. Киев, «Мэрион», 2002.

2. Commission Directive 2001/63/EC of 25 June 2001 amending Directive 2001/83/EC on the Community code relating to medicinal products for human use. Official Journal of the European Union, L 159, 27.6.2003, p.46.

3. Фармацевтический сектор: Общий технический документ для лицензирования лекарственных средств в ЕС. Киев, «Морион», 2002.

4. Commission Directive 2003/94/EC of 8 October 2003 laying down the principles and guidelines of good manufacturing practice in respect of medicinal products for human use and investigational medicinal products for human use. Official Journal of the European Union, L 262, 14.10.2003, p.22.

5. Directive 2004/27/EC of the European Parliament and the Council of 31 March 2004 amending Directive 2001/83/EC on the Community code relating to medicinal products for human use. Official Journal of the European Union, L 136, 30.4.2004, p.34.

6. Regulation (EC) №726/2004 of the European Parliament and the Council of 31 March 2004 laying down Community procedures for the authorisation and supervision of medicinal products for human and veterinary use and establishing a European Medicines Agency. Official Journal of the European Union, L 136, 30.4.2004, p.1.

7. В. Маргитич. Научные и регуляторные аспекты обращения ЛС в расширенной Европе в свете 16-й ежегодной европейской конференции DIA. Еженедельник Аптека, «Морион», Киев, №27, 12 июля 2004 г., с. 86.

8. Sources and prices of selected medicines and diagnostics for people living with HIV/AIDS. WHO, Switzerland, June 2004.

9. Multisource (generic) pharmaceutical products: guidelines on registration requirements to establish interchangeability. In: WHO Expert Committee on Specifications for Pharmaceutical Preparations. Thirty-four Report. WHO, Geneva, 1996, p. 114-154.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Guidance for Industry. Waiver of In Vivo Bioavailability and Bioequivalence Studies for Immediate-Release Solid Oral Dosage Forms Based on a Biopharmaceutics Classification System. US Department of Health and Human Services. Food and Drug Administration. CDER, August 2000.

11. Draft Commission Directive laying down principles and detailed guidelines of good clinical practice as regards investigational medicinal products for human use, as well as the requirements for authorisation of manufacturing or importation of such products. http://pharmacos.eudra.org/F2/eudralex/home.h tml.

12. Protection of Data Submitted for the Registration of Pharmaceuticals: Implementing the Standards of the TRIPS Agreement. South Centre, Geneva, Switzerland, 2002.

13. Попов Д.А. с соавторами. Современные тенденции к продлению срока патентной охраны лекарственных веществ. Фармация, №2/98, с. 5053.

14. Мэшковский А.П. Обеспечение качества фармацевтических субстанций за рубежом - сегодня и завтра. Фарматека, №1, 2000, с. 29-34.

15. Good trade and distribution practices for pharmaceutical starting materials. In: WHO Expert Committee on Specifications for Pharmaceutical Preparations. Thirty-eighth Report. WHO, Geneva, 2004, p. 36-54.

Введение этой нормы ожидалось уже давно [14]. Если первые правила GMP (60 — 70-е годы прошлого века) распространялись только на готовые лекарственные продукты, то уже в 80-х годах был достигнут глобальный консенсус относительно необходимости использования в фармацевтическом производстве исходных материалов, в первую очередь активных ингредиентов (лекарственных субстанций), также произведенных в условиях GMP. Соответственно, были разработаны правила GMP в отношении субстанций (документы PIC, ВОЗ и ICH, последний из них принят Евросоюзом). Однако практическая реализация этого требования в широком международном масштабе задерживалась из-за того, что производство субстанций в большинстве стран не контролировалось должным образом государственными органами по надзору за лекарственным обращением.

Теперь в государствах Евросоюза должны будут создаваться или укрепляться механизмы проверки производителей и дистрибьюторов исходных материалов, в т. ч. и в третьих странах. Теоретически эти требования должны распространяться и на поставщиков субстанций, используемых изготовителями дозированных форм вне Сообщества, если эти готовые продукты ввозятся в страны ЕС. Следует ожидать, что введение данных положений Директивы заставит многих производителей субстанций, в т. ч. и за пределами Сообщества, либо внедрять правила GMP, либо переориентировать свои поставки на другие регионы мира.

В этой связи хотелось бы привлечь внимание российских специалистов к рекомендациям ВОЗ в отношении торговли исходными материалами для фармацевтического производства [15].

УТОЧНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФОРМУЛИРОВОК СУЩЕСТВУЮЩИХ РЕБОВАНИЙ

♦ Расширена область действия Директивы 2001/83/ЕС, которая теперь распространяется не только на продукцию промышленного производства, но также на препараты, изготовляемые с использованием индустриальных методов. Раздел IV Директивы 2001/83/ЕС (Производство и импорт) стал затрагивать медикаменты, предназначенные только для экспорта, а также промежуточные продукты.

♦ Требования в отношении осуществляемого импортером посерийно-го контроля лекарств распространены на продукты, произведенные на территории Сообщества, вывезенные за его пределы и затем вновь ввезенные.

Этот пункт, очевидно, связан с тем, что в течение ряда лет вопрос о необходимости контроля реимпорта оставался спорным.

♦ Уточнена сфера применения централизованной процедуры регистрации: теперь она применяется в обязательном порядке не ко всем продуктам, содержащим новые химические соединения, но лишь к тем из них, которые предназначены для лечения ВИЧ-инфекций, онкологических заболеваний, диабета и нейродегенера-тивных расстройств. Начиная с 2008 г. к этому перечню добавятся вирусные заболевания и иммунные дисфункции. Вместе с тем по желанию заявителя и другие инновационные препараты могут быть зарегистрированы с применением этой процедуры.

♦ На упаковке продукта должно быть нанесено его название в системе Брайля (для слепых).

♦ Содержание листка-вкладыша (инструкции по применению) должно быть согласовано с соответствующими группами пациентов с тем, чтобы оно было ясно, понятно и облегчало использование текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.