Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ДОСТУПНОСТИ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ'

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ДОСТУПНОСТИ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ДЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ / НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / ЛОР БОЛЕЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Олейник А.В., Мушников Д.Л., Мингазова Э.Н.

Болезни уха, горла, носа у детей и подростков являются одной из наиболее актуальных проблем общественного здоровья в связи с высокой распространенностью и медико-социальной значимостью как у нас в стране, так и за рубежом. Условием повышения эффективности отоларингологической помощи детям и подросткам является обеспечение ее доступности.Цель исследования: анализ нормативного обеспечения и оценка доступности медицинской помощи детям и подросткам по профилю «Оториноларингология».Материалы и методы исследования. Были применены методы правового анализа, экспертных оценок, а также экспертный, математико-статистический и аналитический методы.Выводы. Исследования, проведенные в 2022 году на базе детских поликлиник г. Раменское Московской области, выявили «узкие места» в нормативно-правовом регулировании вопросов доступности медицинской помощи детям и подросткам в условиях детских поликлиник. Разработана методика интегральной оценки доступности оториноларингологической помощи детям и подросткам в условиях детских поликлиник. Выявлено отклонение интегрального индекса оценки по предложенной методике на 18,0% относительно оптимального уровня, что требует подключения к решению проблем местных органов власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Олейник А.В., Мушников Д.Л., Мингазова Э.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE SUPPORT AND ASSESSMENT OF THE AVAILABILITY OF OTORHINOLARYNGOLOGICAL CARE FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS

Diseases of the ear, throat, nose in children and adolescents are one of the most pressing public health problems due to their high prevalence and medical and social significance, both in our country and abroad. The condition for increasing the effectiveness of otolaryngological care for children and adolescents is to ensure its accessibility.Purpose: analysis of regulatory support and assessment of the availability of medical care for children and adolescents in the field of otorhinolaryngology.Materials and methods. Methods of legal analysis, expert assessments, as well as expert, mathematical-statistical and analytical methods were applied.Findings. Studies conducted in 2022 on the basis of children’s polyclinics in the city of Ramenskoye, Moscow Region, revealed “bottlenecks” in the legal regulation of the issues of access to medical care for children and adolescents in children’s polyclinics. A methodology for an integral assessment of the availability of otorhinolaryngological care for children and adolescents in the conditions of children’s polyclinics has been developed. The deviation of the integral evaluation index according to the proposed method by 18,0% relative to the optimal level was revealed, which requires involvement of local authorities in solving problems

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ДОСТУПНОСТИ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ»



ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2023-4-12-20 УДК: 614.2 (063)

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ДОСТУПНОСТИ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ

А.В. Олейник a, Д.Л. Мушников b, Э.Н. Мингазова c:

а ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия;

b ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Иваново, Россия;

c ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия; ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет», г Казань, Россия; Медико-биологический университет инноваций и непрерывного образования ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации -Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна, г. Москва, Россия.

1 https://orcid.org/0000-0002-1774-0916; 2 https://orcid.org/0000-0003-4175-7969; 3 https://orcid.org/0000-0002-8558-8928

И Автор для корреспонденции: Мингазова Э.Н.

АННОТАЦИЯ

Болезни уха, горла, носа у детей и подростков являются одной из наиболее актуальных проблем общественного здоровья в связи с высокой распространенностью и медико-социальной значимостью как у нас в стране, так и за рубежом. Условием повышения эффективности отоларингологической помощи детям и подросткам является обеспечение ее доступности. Цель исследования: анализ нормативного обеспечения и оценка доступности медицинской помощи детям и подросткам по профилю «Оториноларингология».

Материалы и методы исследования. Были применены методы правового анализа, экспертных оценок, а также экспертный, математико-статистический и аналитический методы.

Выводы. Исследования, проведенные в 2022 году на базе детских поликлиник г. Раменское Московской области, выявили «узкие места» в нормативно-правовом регулировании вопросов доступности медицинской помощи детям и подросткам в условиях детских поликлиник. Разработана методика интегральной оценки доступности оториноларингологической помощи детям и подросткам в условиях детских поликлиник. Выявлено отклонение интегрального индекса оценки по предложенной методике на 18,0% относительно оптимального уровня, что требует подключения к решению проблем местных органов власти. Ключевые слова: доступность медицинской помощи, детская оториноларингология, нормативное обеспечение, дети и подростки, ЛОР болезни.

Для цитирования: Олейник А.В., Мушников Д.Л., Мингазова Э.Н. Нормативное обеспечение и оценка доступности оториноларингологической помощи детям и подросткам // Менеджер здравоохранения. 2023; 4: 12-20. DOI: 10.21045/18110185-2023-4-12-20.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Болезни уха, горла, носа у детей и подростков являются одной из наиболее актуальных проблем общественного здоровья в связи с высокой распространенностью и медико-социальной значимостью как у нас в стране, так и за рубежом [1—3]. Условием повышения эффективности отоларингологической помощи детям и подросткам является обеспечение ее доступности [4-6]. В Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также «Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года»,

© Олейник А.В, Мушников Д.Л, Мингазова Э.Н, 2023 г.

Менеджер

здравоохранения /

Manager №4

ZdrevoochreneniB 2023

утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2019 г. № 254, обеспечение доступности медицинской помощи населению заявлено в числе наиболее значимых целевых показателей.

Доступность медицинской помощи - это свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров. Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 02.07.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее «Основы») имеется 11 организационных механизмов реализации доступности медицинской помощи населению, которые условно можно разделить на 3 группы критериев: условий, технологий и возможностей.

Объекты здравоохранения должны быть в пешей доступности от дома, близко к остановкам общественного транспорта, должны быть созданы условия для обеспечения безопасности пациентов с учетом их возможных ограничений в здоровье и рисков травматизации [7]. Проблему кадрового дефицита в здравоохранении часто рассматривают как одну из наиболее значимых причин снижения доступности медицинской помощи детям. В этих условиях обеспечение доступности медицинской помощи затруднительно без системной реализации мероприятий по внедрению телемедицинских технологий в медицинских организациях, без безупречного выполнения порядков и стандартов оказания помощи [8-11].

Отсутствие в последние годы исследований по оценке нормативной базы обеспечения реализации механизмов доступности и анализа современного состояния детской отоларингологической помощи сподвигло на проведение настоящего исследования.

Методы и материалы исследования

В соответствии с целями исследование проводилось в 2022 году на базе ГБУЗ МО «Раменская центральная районная больница» (г. Раменское, Московской области), филиала Раменской городской детской больницы, детских поликлиник. Методы исследования: правового анализа,экспертных оценок, математико-статистический, аналитический.

Разработанная нами методика интегральной оценки доступности оториноларингологической помощи детям и подросткам в условиях детских поликлиник представлена в таблице 1. Выделены параметры

оценки доступности медицинской помощи в баллах, определено их нормативное значение, предложена формула расчета интегрального индекса доступности оториноларингологической помощи.

Для разработки методики интегральной оценки доступности медицинской помощи детям и подросткам по профилю «Оториноларингология» привлечена группа экспертов, в которую входили эксперты страховых медицинских организаций, работающих в системе ОМС, эксперты международной ассоциации детских оториноларингологов, представители пациентских организаций. Эксперты отвечали на вопросы специально разработанной анкеты. По итогам рассчитывался средний балл оценки, определялся процент отклонений от оптимального значения (3 балла) и интегральный индекс реализации механизмов доступности медицинской помощи

Сводная характеристика современного состояния и «узкие места» нормативного регулирования реализации механизмов доступности оториноларингологической помощи детям и подросткам в условиях детских поликлиник отражены в таблице 2.

Анализ нормативной базы показал, что несмотря на то, что после принятия Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прошло 11 лет, нет системы подзаконного регулирования, а также не проводится оценка и мониторинг доступности медицинской помощи, отсутствуют механизмы измеримости и адекватного анализа.

Поэтому следующим этапом нашего исследования явилось проведение экспертной оценки полноты реализации доступности оториноларингологической помощи детям и подросткам в условиях первичного звена в детских поликлиниках. Результаты представлены в таблице 3.

Экспертная оценка показала, что в условиях детских поликлиник имеет место не полная реализация механизмов доступности оториноларингологической помощи, о чем свидетельствует отклонение интегрального индекса оценки по предложенной методике на 18,0% относительно оптимального уровня. Наибольший уровень отклонений реализации имеют следующие организационные механизмы доступности оториноларингологической помощи детям и подросткам: первый ранг - «Приближенность к месту жительства, месту работы или обучения»; второй - «Применение телемедицинских технологий»; третий - «Транспортная доступность»;

с

#ис

№4 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Таблица 1

Методика интегральной оценки полноты реализации организационных механизмов доступности оториноларингологической помощи детям и подросткам в условиях детских поликлиник

О

змо зЯо

t

зио

Механизмы обеспечения доступности медицинской помощи Параметры оценки в баллах Нормативное значение

1. «Приближенность к месту жительства, месту работы или обучения» Ррг) 1 - отдаленность более 3 км.; 2 - отдаленность 1-3 км.; 3 - отдаленность менее 1 км. 3 балла

2. «Наличие необходимого количества медицин- 1 - отклоняется от норматива на 25% и более; 3 балла ских работников и уровень их квалификации» ^тг) 2 - отклоняется от норматива на 1-24%; 3 - соответствует нормативу обеспеченности

3. «Возможность выбора медицинской организации и врача» (Dv) 1 - 3% и более случаев нарушений; 2 - 1-2% случаев нарушений; 3 - в 100% случаев полностью реализуется 3 балла

4. «Применение порядков оказания медицинской 1 - отклонение на 10% и более; 3 балла помощи и стандартов медицинской помощи» 2 - отклонение на 1-9%; (Эрог) 3 - полное соответствие

5. «Предоставление медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи» (Dob) 1 - отклонение на 10% и более; 2 - отклонение на 1-9%; 3 - полное соответствие целевым значениям 3 балла

6. «Выполнение требований к размещению ме- 1 - отклонение от норматива на 25% и более; 3 балла дицинских организаций исходя из потребностей 2 - отклонение от норматива на 1-24%; населения» Рга2) 3 - 100% соответствие нормативу

7. «Транспортная доступность» (Dtr) 1 - отдаленность от остановок транспорта более 500 м.; 2 - отдаленность 300-500 м.; 3 - отдаленность от транспортных узлов менее 300 м. 3 балла

8.«Возможность беспрепятственного и бесплатного 1 - 3% и более случаев нарушений; 3 балла использования медицинским работником средств 2 - 1-2% случаев нарушений; связи или транспортных средств для перевозки 3 - в 100% случаев полностью реализуется пациента» Рсот)

9.«Оснащение медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья» Р^) 1 - отклонение на 10% и более; 2 - отклонение на 1-9%; 3 - полное соответствие рекомендациям 3 балла

10. «Применение телемедицинских технологий» 1 - отклонение на 10% и более; 3 балла (й1е!) 2 - отклонение на 1-9%; 3 - полное соответствие рекомендациям

11. «Возможность получения гражданами дополнительных медицинских услуг по программам добровольного медицинского страхования» 1 - отклонение на 10% и более; 2 - отклонение на 1-9%; 3 - полное соответствие 3 балла

Интегральный индекс реализации механизмов доступности медицинской помощи 33 балла (Di) = Dpr + Dmr + Dv + Dpor + Dob + Draz + Dtr + Dcom + Dinv + Dtel + Ddusl /33* 100% Шкала оценки: 99,0-100% - оптимальный уровень; 75-98% - допустимый уровень; ниже 75% - критический уровень доступности помощи

Менеджер

здравоохранения /

Manager №4

ZdrevoochreneniB 2023

Таблица 2

Состояние и «узкие места» нормативного регулирования обеспечения реализации организационных механизмов доступности оториноларингологической помощи детям и подросткам в условиях детских поликлиник

Название механизма

«Приближенность к месту жительства, месту работы или обучения»

Нормативные документы

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 10. Нормативы градостроительного проектирования. Свод правил СП-476.1325800.2020 «Территории городских и сельских поселений. правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов» (Утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 января 2020 г. № 33/пр). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».

«Узкие» места

Отсутствуют конкретные временные и пространственные нормативы; не учтены особенности «маломобильности» и «обремененности» женщин с детьми; не закреплен рискориентирован-ный подход при планировании и проектировании маршрутов оказания медицинской помощи; отсутствует научное обоснование маршрутизации потоков пациентов по профилю детская «Оториноларингология».

«Наличие

необходимого

количества

медицинских

работников

и уровень их

квалификации»

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 10. Приказ Минздрава России от 07.03.2018 № 92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям».

Приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

Отсутствует специальность «детская оториноларингология»; специалисты по профилю «лечебное дело» не в полной мере понимают анатомо-физиологи-ческие особенности детского организма.

«Возможность выбора медицинской организации и врача»

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21 ноября 201 1 г № 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 10, гражданин имеет право на выбор врача с учетом согласия врача. В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 г. № 407н, гражданин имеет право на замену лечащего врача (за исключением случаев оказания специализированной медицинской помощи) путем подачи заявления на имя руководителя медицинской организации, с указанием причины замены лечащего врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача при оказании специализированной медицинской помощи пациент обращается к руководителю соответствующего подразделения медицинской организации с заявлением в письменной форме, в котором указываются причины замены лечащего врача.

Имеются затруднения в реализации нормы в случаях: отсутствия альтернативного специалиста или медицинской организации, выбора врача в пользу коммерческой организации в условиях ОМС, изменения места жительства пациента.

«Применение порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи»

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 10. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи». Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. № 905н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Оториноларингология»». Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1048 «Об утверждении Положения о федеральном государственном

Отставание содержательной части Порядков и стандартов оказания помощи по профилю «Оториноларингология» от темпа развития новых технологий лечения и инструментальной базы диагностики заболеваний.

№4 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Продолжение таблицы 2

Нормативные документы

«Узкие» места

контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности». Приказ Минздрава России от 10.05.2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Приказ Минздравсоцразвития РФ от 19.04.2007 № 283 «Критерии оценки эффективности деятельности врача-педиатра участкового». Приказ Минздрава России от 11.03.2013 № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной) паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санитарно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпиде-мических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (и) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».

«Предоставление медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи»

Конституция Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 10. Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 г. № 2299 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов».

Имеются перекосы в распределении объемов оказания помощи в сторону государственных (муниципальных) медицинских организаций в ущерб частных медицинских организаций в условиях ОМС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Выполнение требований к размещению медицинских организаций исходя из потребностей населения»

к#

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 февраля 2016 года № 132н «О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения».

СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».

Отсутствуют нормативно закрепленные механизмы расчета потребности населения в медицинских организациях определенного типа; не учитываются особенности маломобильности и «обремененности» женщин с детьми; не закреплен риско-риентированный подход при планировании и проектировании размещения медицинских организаций.

7. «Транспортная доступность»

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 10. Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Отсутствуют нормативно закрепленные требования к обеспечению медицинской доступности при разработке и согласовании проектов транспортной логистики в городской и сельской местности, проектированию остановок городского транспорта с учетом доступности и удобства для детей и подростков.

«Возможность беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента»

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 10.

Отсутствуют нормативно закрепленные порядки реализации данного механизма, инструктивно-методические материалы; не уточнены источники финансового покрытия расходов, в том числе в частных медицинских организациях в условиях ОМС.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 4

ZdrevoochreneniB 2023

Продолжение таблицы 2

№ Название Нормативные документы «Узкие» места

механизма

9. «Оснащение медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья»

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах Отсутствуют нормативно за-

10.

охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 10. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите Инвалидов в РФ» (с изм. от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ). Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы (ПП РФ от 01.12.2015 г. № 1297).

Приказ МЗ РФ от 04.05.2018 г. № 201н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка».

Постановление правительства РФ от 01.06.2021 г. № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»). Федеральный закон РФ от 30.12.2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

крепленные порядки реализации данного механизма с учетом особенностей детей и подростков с ограничением по слуху.

«Применение

телемедицинских

технологий»

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 10. Приказ Минздрава России от 24.12.2018 г. № 911н «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций». Приказ МЗ РФ от 30 ноября 2017 года № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».

Отсутствуют нормативно закрепленные критерии оценки полноты реализации данного механизма.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 10.

«Возможность получения гражданами дополнительных медицинских услуг по программам добровольного медицинского страхования»

четвертый - «Возможность выбора медицинской организации и врача»; пятый - «Наличие необходимого количества медицинских работников и уровень их квалификации». Это говорит о необходимости, с одной стороны, подключения к решению проблем доступности медицинской помощи местных органов власти для решения вопросов транспортной логистики, адекватного планирования застройки микрорайонов с включением объектов здравоохранения, а с другой стороны - решение вопросов кадрового обеспечения здравоохранения, совершенствования подготовки медицинских

Подмена ДМС платными медицинскими услугами, ограниченность выбора медицинских организаций, услуг и специалистов, дороговизна.

кадров по профилю «Оториноларингология» со специализацией в педиатрии, а также развитие телемедицинских технологий в условиях детских поликлиник. Наиболее оптимальный уровень реализации отмечен по механизмам обеспечения доступности помощи: «Применение порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи», «Предоставление медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи». Это говорит о соответствии технологии оказываемой помощи основным требованиям в системе ОМС.

№ 4 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Таблица 3

Результаты экспертной оценки полноты реализации доступности оториноларингологической помощи детям и подросткам в условиях детских поликлиник

Механизмы доступности медицинской помощи Средний балл оценки Отклонение от оптимального уровня, % Ранг отклонений

1. «Приближенность к месту жительства, месту работы или обучения» (Dpr) 2,3±0,2 33,4 1

2. «Наличие необходимого количества медицинских работников и уровень их квалификации» (Dmr) 2,4±0,1 20,0 5

3. «Возможность выбора медицинской организации и врача» (Dv) 2,6±0,3 23,4 4

4. «Применение порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи» (Dpor) 2,9±0,1 3,4 9

5. «Предоставление медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи» (Dob) 2,9±0,1 3,4 9

6. «Выполнение требований к размещению медицинских организаций исходя из потребностей населения» (Draz) 2,8±0,2 6,7 8

7.«Транспортная доступность» (Dtr) 2,2±0,3 26,7 3

8. «Возможность беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента» (Dcom) 2,5±0,2 16,7 6

9. «Оснащение медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья» (Dinv) 2,7±0,3 10,0 7

10. «Применение телемедицинских технологий» (Dtel) 2,1±0,1 30,0 2

11. «Возможность получения гражданами дополнительных медицинских услуг по программам добровольного медицинского страхования» (Ddusl) 2,7±0,3 10,0 7

Интегральный индекс реализации механизмов доступности медицинской помощи 82,0±3,5 18,0±3,5

Выводы:

По результатам исследования установлено, что имеются «узкие места» в нормативно-правовом регулировании вопросов доступности медицинской помощи детям и подросткам в условиях детских поликлиник, в частности отсутствуют конкретные временные и пространственные нормативы доступности; не учтены особенности «маломобильности» и обремененности» женщин с детьми; не закреплен рискориентированный подход при планировании и проектировании маршрутов оказания медицинской помощи; отсутствует научное обоснование маршрутизации потоков пациентов по профилю детская «Оториноларингология»; имеются затруднения в реализации нормы «выбора врача и медицинской организации» (в случаях отсутствия альтернативного специалиста или медицинской организации, выбора врача в пользу частной организации в условиях ОМС, изменения места жительства пациента); отставание содержательной части порядков и стандартов оказания помощи по профилю «Оториноларингология» от темпа развития новых технологий лечения и инструментальной базы диагностики заболеваний; отсутствуют нормативно закрепленные требования

к обеспечению медицинской доступности при разработке и согласовании проектов транспортной логистики в городской и сельской местности, проектированию остановок городского транспорта с учетом доступности и удобства для детей и подростков.

Предложена методика интегральной оценки доступности оториноларингологической помощи детям и подросткам в условиях детских поликлиник с выделением параметров оценки доступности медицинской помощи в баллах, определением их нормативного значения.

Исследование показало, что имеет место не полная реализация механизмов доступности оториноларингологической помощи в детских поликлиниках, о чем свидетельствует отклонение интегрального индекса оценки по предложенной методике на 18,0% относительно оптимального уровня, что свидетельствует о необходимости подключения к решению проблем местных органов власти в вопросах транспортной логистики, адекватного планирования застройки микрорайонов с включением объектов здравоохранения, решения вопросов кадрового обеспечения системы здравоохранения, а также развития телемедицинских технологий в условиях детских поликлиник.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 4

ZdrevoochreneniB 2023

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Азизов А.А. Ведущие факторы риска развития хронического тонзиллита у детей. // Оториноларингология. Восточная Европа. - 2019. - № 4. - С. 383-389.

2. Демченко В.И. Состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2017. - № 4. - С. 126-127.

3. Saunders J.E, Rankin Z, Noonan K. Y. Otolaryngology and the Global Burden of Disease // Otolaryngol Clin North Am. 2018; 51(3): 515-534.

4. Иванова О.В. Доступность медицинской помощи, оказываемой по обязательному медицинскому страхованию // Аллея науки. - 2021. - № 11(62). - С. 77-80.

5. Огнева Е.Ю, Гуров А.Н., Давронов И.В. Формирование нового менеджмента в работе детской поликлиники на основе анализа проблем здоровья детей и независимой оценки качества оказания услуг // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 7. - С. 36-44.

6. Фадеева Е.В. Доступность бесплатной медицинской помощи в России: состояние и проблемы // Социологические исследования. - 2020. - № 4. - С. 94-104.

7. Peer S, Vial I, Numanoglu A., Fagan J.l What is the availability of services for paediatric ENT surgery and pae-diatric surgery in Africa? European Annals of Otorhinolaryngology, Head and Neck Diseases. 2018; 135 (50): 79-83.

8. Линденбратен А.Л. Актуальные проблемы российского здравоохранения // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2020. - № 3. - С. 60-71.

9. Вершинин Г.С., Винярская И.В., Терлецкая Р.Н., Черников В.В., Апросимова С.И., Бабаян А.Р. Оценка доступности и качества телемедицинских консультаций при оказании медицинской помощи детям (по результатам анкетирования врачей) // Вестник Ивановской медицинской академии. - 2021. - № 3. - С. 18-21.

10. Рощин Д.О. Проблемы актуализации порядков оказания медицинской помощи, применяемых при болезнях уха и сосцевидного отростка, горла и носа // Вестник оториноларингологии. - 2021. - № 2. - С. 99-103.

11. Мингазова Э.Н, Щепин В.О., Гасайниева М.М., Мингазов Р.Н., Загоруйченко А.А. Профилактические осмотры несовершеннолетних в рамках новых государственных инициатив в условиях пандемии COVID-19 // Менеджер здравоохранения. - 2021. - № 10. - С. 51-59.

ORIGINAL PAPER

NORMATIVE SUPPORT AND ASSESSMENT

OF THE AVAILABILITY OF OTORHINOLARYNGOLOGICAL CARE FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS

A.V. Oleynik a, D.L. Mushnikov b, E.N. Mingazova c :

a N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia; b Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo, Russia;

c N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia; Kazan State Medical University, Kazan, Russia; Biomedical University of Innovation and Continuing Education of the State Scientific Center of the Russian Federation - A.I. Burnazyan Federal Medical Biophysical Center of the Federal Medical Biological Agency of Russia, Moscow, Russia. 1 https://orcid.org/0000-0002-1774-0916; 2 https://orcid.org/0000-0003-4175-7969; 3 https://orcid.org/0000-0002-8558-8928

H Corresponding author: Mingazova E.N.

ABSTRACT

Diseases of the ear, throat, nose in children and adolescents are one of the most pressing public health problems due to their high prevalence and medical and social significance, both in our country and abroad. The condition for increasing the effectiveness of otolaryngological care for children and adolescents is to ensure its accessibility.

Purpose: analysis of regulatory support and assessment of the availability of medical care for children and adolescents in the field of otorhinolaryngology.

Materials and methods. Methods of legal analysis, expert assessments, as well as expert, mathematical-statistical and analytical methods were applied.

Findings. Studies conducted in 2022 on the basis of children's polyclinics in the city of Ramenskoye, Moscow Region, revealed "bottlenecks" in the legal regulation of the issues of access to medical care for children and adolescents in children's polyclinics. A methodology for an integral assessment of the availability of otorhinolaryngological care for children and adolescents in the conditions of children's polyclinics has been developed. The deviation of the integral evaluation index according to the proposed method by 18,0% relative to the optimal level was revealed, which requires involvement of local authorities in solving problems.

Keywords: accessibility of medical care, pediatric otorhinolaryngology, normative support, children and adolescents, ENT diseases. For citation: Oleynik A. V., Mushnikov D.L., Mingazova E.N. Normative support and assessment of the availability of otorhinolaryngological care for children and adolescents // Manager Zdravoohranenia. 2023; 4: 12-20. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-4-12-20. Conflict of interest: The authors declare that there is no conflict of interest.

•КС

№ 4 Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

REFERENCES

зЯо f

1. Azizov A.A. Leading risk factors for the development of chronic tonsillitis in children // Otorinolaringologiya. Vostochnaya Yevropa. 2019; 4: 383-389. (in Russian).

2. Demchenko V.I. The state of children's health according to the results of preventive medical examinations // Rossiyskiy vestnik perinatologii i pediatrii. 2017; 4:126-127. (in Russian).

3. Saunders J.E, Rankin Z, Noonan K.Y. Otolaryngology and the Global Burden of Disease // Otolaryngol Clin North Am. 2018; 51(3): 515-534.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ivanova O.V. Availability of medical care provided under compulsory medical insurance // Alleya nauki.. 2021; 11 (62): 77-80. (in Russian).

5. Ogneva E.Y., Gurov A.N., Davronov I.V. Formation of a new management in the work of a children's poly-clinic on the basis of an analysis of children's health problems and an independent assessment of the quality of service provision // Manager Zdravoohranenia. 2018; 7: 36-44. (in Russian).

6. Fadeeva E.V. Availability of free medical care in Russia: condition and problems // Sotsiologicheskiye issledo-vaniya. 2020; 4: 94-104. (in Russian).

7. Peer S, Vial I., Numanoglu A, Fagan 1J. What is the availability of services for paediatric ENT surgery and paediatric surgery in Africa? // European Annals of Otorhinolaryngology, Head and Neck Diseases. 2018; 135 (50): 79-83.

8. Lindenbraten A.L. Actual problems of Russian health care // Byulleten' Natsional'nogo nauchno-issledovatel'-skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko. 2020; 3: 60-71. (in Russian).

9. Vershinin G.S., Vinyarskaya I. V, Terletskaya R.N., Chernikov V. V, Aprosimova S.I., Babayan A.R. Assessment of the availability and quality of telemedicine consultations in the provision of medical care to children (based on the results of a survey of doctors) // Vestnik Ivanovskoy meditsinskoy akademii.. 2021; 3: 18-21. (in Russian).

10. Roshchin D.O. Problems of updating the procedures for providing medical care used in diseases of the ear and mastoid process, throat and nose // Vestnik otorinolaringologii. 2021; 2: 99-103. (in Russian).

11. Mingazova E.N., Shchepin V.O, Gasaynieva M.M., Mingazov R.N., Zagoruichenko A.A. Preventive examinations of minors as part of new government initiatives in the context of the COVID-19 pandemic // Manager Zdravoohranenia. 2021; 10: 51-59.

О

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Олейник Андрей Викторович - канд. мед. наук, соискатель ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.

Andrey V. Oleynik - Candidate of Medical Sciences, Research applicant of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health,

Moscow, Russia.

E-mail: Oleinik.lor@yandex.ru

Мушников Дмитрий Львович - канд. мед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия», г. Иваново, Россия.

Dmitriy L. Mushnikov - Candidate of Medical Sciences, assistant professor of Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo, Russia.

Мингазова Эльмира Нурисламовна - д-р мед. наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.

Elmira N. Mingazova - D.Sc. (Medicine), Professor, Chief Researcher of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia.

E-mail: elmira_mingazova@mail.ru

—1 20

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 4

ZdrevoochreneniB 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.