Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ ПРИ ОТКРЫТИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ - ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ЦЕНТР'

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ ПРИ ОТКРЫТИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ - ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ЦЕНТР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
129
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ЦЕНТР / ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ / COVID-19 / АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / «ИНЦИДЕНТ 38»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смоляренко А.М., Грехнёва М.В., Немков А.Г., Матюшкина Е.А.

Цель. Оценить промежуточные результаты пилотного проекта по организации самостоятельного подразделения городской поликлиники, осуществляющего дистанционное сопровождение граждан - Дистанционный консультативный центр ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8» (далее ДКЦ).Методы проведения работы. Для оценки результативности пилотного проекта был проанализирован ряд показателей работы медицинской организации до старта проекта и спустя 12 месяцев после начала его реализации. Анализ проводился по двум направлениям работы дистанционного консультативного центра: 1. процесс оказания медицинской помощи пациентам с ОРВИ/Грипп/COVID-19; 2. процесс обеспечения лекарственными препаратами льготной категории граждан. Проанализированы объемы работы, которые могут быть перенесены на дистанционный консультативный центр от участковой службы и от службы неотложной помощи.Источником данных послужили медицинская информационная система медицинской организации «УРМО ТО» (модули Регистратура, Контроль исполнения, АРМ врача, Листки нетрудоспособности, Дополнительные обработки). Проанализирован период работы медицинской организации с 01.01.2022 по 31.12.2022 гг. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0.Дистанционная консультация осуществлялась посредством IP-телефонии, а также с помощью специализированного программного обеспечения Телемед 72.Результаты работы. До организации ДКЦ, медиана показателя фактической нагрузки на час работы ковидной бригады составила 2,5 [2,3-2,7] пациентов, р<0,07. В то время как врач ДКЦ осуществлял в среднем дистанционных консультаций 56,9 [44-68] человек, что составляет в среднем 8,8 пациентов в час, р< 0,07.Медианное значение пациентов для выписки рецептов на льготные лекарственные средства до начала проекта составило 4 [3-6] пациента в день (р<0,07), в среднем 22,2% времени первичного приема приходится на пациентов, требующих выписки льготного рецепта. Медианное значение обращений с целью обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан при выписке фельдшером ДКЦ составило 1 [0-3] (р<0,08). Таким образом, в структуре поводов для первичного приема к врачу-терапевту участковому данный раздел стал занимать 0,06%.Выводы. Организация работы ДКЦ позволила разработать подходы, апробировать и адаптировать их к процессам заполнения расписания врачей первичного звена с целью повышения доступности на первичные приемы участковой службы.Масштабирование организационной модели и процессов дистанционного консультативного центра ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8» может послужить эффективным инструментом в достижении целей, озвученных в рамках стартовавшего в 2022 году пилотного проекта Министерства здравоохранения РФ «Инцидент 38».Область применения результатов. Представленный опыт показывает возможность ведения пациентов с респираторно-вирусными заболеваниями в амбулаторно-поликлинических условиях на постоянной основе, а также телемедицинский формат оказания помощи может быть распространен и адаптирован под неинфекционные нозологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Смоляренко А.М., Грехнёва М.В., Немков А.Г., Матюшкина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF REDISTRIBUTING THE FUNCTIONS OF THE CITY CLINIC AT THE OPENING OF THE DISTANT CONSULTATION CENTER UNIT

Goal. To evaluate the interim results of a pilot project on the organization of an independent unit of a city clinic that provides remote support to citizens - the Distant Consultation Center of the Government Autonomous Organization Healthcare “City Clinic No. 8” (hereinafter referred to as the DCC).Methods of work. To assess the effectiveness of the pilot project, a number of indicators of the work of the medical organization were analyzed before the start of the project and 12 months after the start of its implementation. The analysis was carried out in two way of work of the Distant Consultation Center: 1. the process of providing medical care to patients with acute respiratory viral infections / Influenza / COVID-19; 2. the process of providing medicines to the Subsidized category of citizens. The volumes of work that can be transferred to the Distant Consultation Center from the department of primary care physicians care and from the emergency medical care are analyzed.The source of the data was the medical information system of the medical organization “URMO TO” (modules Registry, Control of realization, doctor’s ARM, Disability sheets, Additional processing). The period of work of the medical organization from 01.01.2022 to 31.12.2022 is analyzed. Statistical processing of the results was carried out using the Statistica 6.0 application software package.Distance consultation was carried out via IP telephony, as well as using specialized Telemedicine software.Results of the work. Before the organization of the DCC, the median indicator of the actual workload per hour of the covid team was 2,5 [2,3-2,7] patients, p<0,07. While the doctor of DCC carried out an average of 56,9 [44-68] remote consultations, which is an average of 8,8 patients per hour, p< 0,07.The median value of patients for prescriptions for Subsidized medicines before the start of the project was 4 [3-6] patients per day (p<0,07), on average 22.2% time of the initial consultation falls on patients requiring a Subsidized medicine. The median value of applications for the purpose of providing Subsidized categories of citizens with medicines when discharged by a medical assistant at the DCC was 1 [0-3] (p<0,08). Thus, this section began to occupy 0,06% in the structure of reasons for the initial appointment to the primary care physician.Conclusions. The organization of the work of the DCC allowed us to develop approaches, approve and adapt them to the processes of filling out the schedule of primary care doctors in order to increase accessibility to the primary consultations of the primary care physician’s department.Scaling up the organizational model and processes of the Distance consultation center of the Municipal Polyclinic No. 8 can serve as an effective tool in achieving the goals announced within the framework of the pilot project of the Ministry of Health of the Russian Federation “Incident 38” launched in 2022.The scope of the results. The presented experience shows the possibility of managing patients with respiratory viral diseases in outpatient polyclinic conditions on an ongoing basis, as well as the telemedicine format of care can be extended and adapted to non-infectious nosologies

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ ПРИ ОТКРЫТИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ - ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ЦЕНТР»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2023-4-55-64 УДК: 614.2

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ ПРИ ОТКРЫТИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ -ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ЦЕНТР

А.М. Смоляренко 1, М.В. Грехнёва2 : , А.Г. Немков 3, Е.А. Матюшкина 4

1, 2, 4 ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8», г. Тюмень, Россия.

3 Департамент здравоохранения Тюменской области, г. Тюмень, Россия.

1 https://orcid.org/0009-0004-9926-2621;

2 https://orcid.org/0009-0001-2710-5983;

4 https://orcid.org/0009-0001-2875-4723

И Автор для корреспонденции: Грехнёва М.В.

АННОТАЦИЯ

Цель. Оценить промежуточные результаты пилотного проекта по организации самостоятельного подразделения городской поликлиники, осуществляющего дистанционное сопровождение граждан - Дистанционный консультативный центр ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8» (далее ДКЦ).

Методы проведения работы. Для оценки результативности пилотного проекта был проанализирован ряд показателей работы медицинской организации до старта проекта и спустя 12 месяцев после начала его реализации. Анализ проводился по двум направлениям работы дистанционного консультативного центра: 1. процесс оказания медицинской помощи пациентам с ОРВИ/Грипп/COVID-^; 2. процесс обеспечения лекарственными препаратами льготной категории граждан. Проанализированы объемы работы, которые могут быть перенесены на дистанционный консультативный центр от участковой службы и от службы неотложной помощи.

Источником данных послужили медицинская информационная система медицинской организации «УРМО ТО» (модули Регистратура, Контроль исполнения, АРМ врача, Листки нетрудоспособности, Дополнительные обработки). Проанализирован период работы медицинской организации с 01.01.2022 по 31.12.2022 гг. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0.

Дистанционная консультация осуществлялась посредством IP-телефонии, а также с помощью специализированного программного обеспечения Телемед 72.

Результаты работы. До организации ДКЦ, медиана показателя фактической нагрузки на час работы ковидной бригады составила 2,5 [2,3-2,7] пациентов, р<0,07. В то время как врач ДКЦ осуществлял в среднем дистанционных консультаций 56,9 [44-68] человек, что составляет в среднем 8,8 пациентов в час, р< 0,07.

Медианное значение пациентов для выписки рецептов на льготные лекарственные средства до начала проекта составило 4 [3-6] пациента в день (р<0,07), в среднем 22,2% времени первичного приема приходится на пациентов, требующих выписки льготного рецепта. Медианное значение обращений с целью обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан при выписке фельдшером ДКЦ составило 1 [0-3] (р<0,08). Таким образом, в структуре поводов для первичного приема к врачу-терапевту участковому данный раздел стал занимать 0,06%.

Выводы. Организация работы ДКЦ позволила разработать подходы, апробировать и адаптировать их к процессам заполнения расписания врачей первичного звена с целью повышения доступности на первичные приемы участковой службы. Масштабирование организационной модели и процессов дистанционного консультативного центра ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8» может послужить эффективным инструментом в достижении целей, озвученных в рамках стартовавшего в 2022 году пилотного проекта Министерства здравоохранения РФ «Инцидент 38».

Область применения результатов. Представленный опыт показывает возможность ведения пациентов с респиратор-но-вирусными заболеваниями в амбулаторно-поликлинических условиях на постоянной основе, а также телемедицинский формат оказания помощи может быть распространен и адаптирован под неинфекционные нозологии.

Ключевые слова: Дистанционный консультативный центр, телемедицинские технологии, телемедицинские консультации, COVID-19, амбулаторно-поликлиническая служба, «инцидент 38».

Для цитирования: Смоляренко А.М, Грехнёва М.В., Немков А.Г., Матюшкина Е.А. Возможности перераспределения функций городской поликлиники при открытии подразделения - Дистанционный консультативный центр // Менеджер здравоохранения. 2023; 4: 55-64. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-4-55-64.

Конфликт интересов. Авторским коллективом декларируется отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Источник финансирования. Авторским коллективом заявляется отсутствие финансирования при проведении исследования. © Смоляренко А.М, Грехнёва М.В, Немков А.Г, Матюшкина Е.А, 2023 г.

•КС

№4 Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

Введение

ынужденное ускорение развитию дистанционных технологий во всех сферах жизни придала пандемия COVID-19, ограничившая очные контакты между людьми во всех сферах жизни человека. Здравоохранению всего мира необходимо было быстро перестраиваться и адаптироваться на основе поиска гибких и масштабируемых решений, что позволило сделать скачок в считанные месяцы, соизмеримый десятилетию [1, 2]. В России по сей день продолжается стремительное развитие телемедицинских технологий (ТМТ), что обусловлено реальной готовностью и необходимостью этой помощи в практическом здравоохранении, в том числе с возрастающей потребностью развития этого направления в оказании первичной медико-санитарной помощи за счет средств обязательно медицинского страхования. Снижение нагрузки на систему здравоохранения путем проведения дистанционных консультаций и удаленного отслеживания показателей здоровья, эффективно показавшие себя во время пандемии новой короновирусной инфекции утвердили понимание необходимости дальнейшего развития телемедицинской помощи в период сезонных эпидемий инфекционных заболеваний, а также обозначили необходимость разработки и внедрения оказания дистанционной помощи пациентам с хроническими неинфекционными заболеваниями.

Методы

ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8» расположена в Центральном административном округе города Тюмени. Площадь территории обслуживания составляет порядка 170 кв. км, распространяясь и на районы с низкой плотностью населения, в том числе в труднодоступные для транспорта садовые некоммерческие товарищества, которые имеют дороги без покрытия. Прикрепленное население - 86240 человек, из них детское население - 23610 человек, взрослое население - 62630 человек. В соответствии с требованиями федерального временного порядка организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции [3-7] и утвержденных на его основе региональных правовых актов в Тюменской области [8] были проведены все необходимые мероприятия по адаптации медицинской инфраструктуры к ситуации с пандемией, с целью оказания помощи населению, проживающему

на широкой площади обслуживаемой территории, в условиях дефицита медицинских кадров. В феврале 2022 года в ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8» было организовано отделение - Дистанционный консультативный центр (ДКЦ). Анализ проводился по двум направлениям работы дистанционного консультативного центра: 1. процесс оказания медицинской помощи пациентам с ОРВИ/Грипп/ COVID-19; 2. процесс обеспечения лекарственными препаратами льготной категории граждан. Проанализированы объемы работы, которые могут быть перенесены на дистанционный консультативный центр от участковой службы и от службы неотложной помощи. Динамика показателей осуществлялась в период с января 2022 по декабрь 2022, на основании данных отчетов МИС МО «УРМО ТО» ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8». Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета прикладных программ Stаtisticа 6.0.

Результаты

Дистанционный консультативный центр создан в структуре ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8» в рамках пилотного проекта 21.02.2022 г. Целью работы подразделения обозначено повышение охвата оказания медицинской помощи, снижения нагрузки на поликлинику в части очных повторных визитов для продления и/или закрытия случая и высвобождения кадровых ресурсов, в частности, терапевтической службы, неотложной помощи для оказания медицинской помощи пациентам. В соответствии с целью обозначена основная задачи ДКЦ на момент создания: дистанционное консультирование пациентов с ОРВИ/Грипп/ COVID-19, которым оказана медицинская помощь в амбулаторных условиях (очно в кабинете неотложной помощи или на дому). В дальнейшем опыт оказания медицинской помощи с применением дистанционных технологий был применен и на других процессах, в том числе организация выписки льготных лекарственных рецептов на базе ДКЦ.

Организационная структура подразделения подвергалась изменениям в зависимости от расширения поставленных задач и на 01.02.2023 имеет следующий состав: заведующий ДКЦ - 0,5 ставки, врач по медицинской профилактике - 2 ставки, врач-терапевт - 1 ставка, медицинская сестра -1 ставка, фельдшер - 1 ставка, регистратор медицинский - 1 ставка. В период максимального подъема заболеваемости осуществлялось привлечение

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №4

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

специалистов для оказания медицинской помощи, в том числе врач-стажер, врач по медицинской профилактике, фельдшер и др. Работа медицинского персонала осуществляется в МИС МО «УРМО ТО»: идентификация пациента, формирование записи об оказанной услуге (протокол приема в форме телемедицинской консультации (ТМК), что обеспечивает преемственность информации между специалистами МО. Организация режима работы ДКЦ была продиктована необходимостью 100% охвата оказанием дистанционной помощью всех пациентов с признаками ОРВИ, обратившихся в МО, далее был сформирован график работы: понедельник-суббота 8.00-20.00, воскресенье 8.00-17.00, что определено удобством для пациента.

Для эффективной работы ДКЦ на основе регламентирующих документов разработано: положение о подразделении, структура, штатное расписание отделения, а также регламенты и алгоритмы работы, отражающие критерии включения перевода пациента под наблюдение, порядок оказания помощи пациентам с COVID-19, Грипп, ОРВИ, (рис. Т.), требования к проведению телемедицинской консультации, а также критерии оценки качества работы отделения. За основу был взят регламентирующий документ о применении телемедицинских технологий

в г. Москве [9]. Врачебные консультации осуществляются в режиме «Врач-пациент». Для оптимизации работы были разработаны речевые скрипты.

Критерии перевода пациента под наблюдение в ДКЦ: пациенты от 6 до 60 лет с признаками ОРВИ, без хронических неинфекционных заболеваний, беременности; пациенты с легким и среднетя-желым течением COVID-19 без хронических неинфекционных заболеваний, беременности; наличие информированного согласия на оказание телемедицинской помощи (в случае отказа - пациент должен быть принят на очное наблюдение в установленной форме); возможность проведения дистанционного наблюдения (телефония, видеосвязь).

Протокол телемедицинской консультации в МИС МО «УРМО ТО», включающий обязательные для заполнения поля: жалобы пациента, анамнез заболевания, общее состояние пациента, за -ключение, рекомендации; заполненный протокол проведения консультации обязательно оформляется в электронной медицинской карте пациента и подписывается ЭЦП.

Первичный осмотр пациентов осуществляет фельдшер отделения неотложной помощи на дому после оформления вызова через Контакт-центр или переданные случаи обращения от СМП или после

Рис. 1. Алгоритм оказания медицинской помощи пациентам с ОРВИ/ГРИПП/COVID-19 в условиях ДКЦ ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8»

С

#хс

№4 Мападег

2023 2с1гв\/оосЬгвпвп1в ,

'Менеджер

здравоохранения

очного осмотра пациентов, обратившихся в кабинет неотложной помощи ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8». На первичном очном осмотре обязательно оформляется: протокол осмотра, подписанный электронной подписью, определяется дата очередного контроля состояния пациента (не позднее трёх суток после очного осмотра). При необходимости производится открытие листка временной нетрудоспособности гражданина. После оказания неотложной помощи и отсутствии показаний для госпитализации, пациент вносится в «Реестр дистанционного наблюдения» МИС МО «УРМО ТО» и осуществляется его запись на слот специалиста дистанционного наблюдения врача ДКЦ не позднее третьих суток после очного осмотра. В назначенный день врач ДКЦ дистанционно связывается с пациентом для проведения телемедицинской консультации в сценарии «врач-пациент», оформляет протокол телемедицинской консультации, подписанный электронной подписью, и определяет следующую дату контроля состояния пациента (рис. 2).

Для проведения дистанционных консультаций специалистами ДКЦ используется 2 режима:

- Ауди-связь (1Р-телефония через защищенные каналы), с аудиопротоколированием звонков и возможностью анализа оказания помощи.

- Видеоконференцсвязь через региональное мобильное приложение «Телемед-72» (идентификация ESIA), что позволяет визуализировать и получить объективные данные о состоянии пациента - общее состояние, сознание, цвет кожи, положение в пространстве, тест на одышку, оценка показателей мониторинга медицинских устройств.

Методика опроса во время консультации включает в себя: идентификацию пациента; сбор жалоб; анамнез заболевания; анамнез жизни; сбор данных по органам и системам.

Данные консультации вносятся в электронную медицинскую карту, и это позволяет пациенту получить протокол приема в личном кабинете в приложении в ЕГПГУ, а также обеспечивает преемственность информации между специалистами внутри учреждения и между учреждениями города. В работе используются шаблон протокола проведения консультаций пациентов в МИС МО «УРМО ТО» и система поддержки врачебных решений, что дает возможность сотруднику в оптимальные сроки определить тактику ведения: решение вопроса необходимости осмотра бригадой неотложной помощи, вызова бригады скорой медицинской помощи, дополнительного обследования.

Рис. 2. Скриншот рабочего места врача МИС МО «УРМО ТО»

Менеджер

здравоохранения /

Мапедег №4

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

—3 53

Перед консультацией врач изучает данные электронной медицинской карты пациента, результаты клинико-лабораторных и инструментальных исследований.

Во время консультации проводится: оценка текущего состояния пациента; анализ соблюдения рекомендаций пациентом по объему ранее назначенной терапии; коррекция лекарственной терапии (по показаниям).

В ургентной ситуации, возникшей в процессе телемедицинской консультации, врачу необходимо организовать предоставление пациенту экстренной и неотложной медицинской помощи: вызвать бригаду скорой медицинской помощи; направить пациента в отделение неотложной помощи на очный прием и проведение необходимых исследований.

Пациенты со стабильной динамикой и отсутствием рисков подлежали наблюдению дистанционно с продлением листка нетрудоспособности на срок не более 10 суток с момента начала заболевания. После выздоровления пациент снимался с дистанционного наблюдения, оформлялся протокол телемедицинской консультации, подписанный электронной подписью с исходом заболевания «Выздоровление», закрывался листок временной нетрудоспособности, проводилось консультирование с рекомендациями врача.

Всем пациентам с СОУЮ-19, при отсутствии показаний для госпитализации, назначались самоизоляция и наблюдение на дому.

Задачи врача ДКЦ, осуществляющего дистанционное ведение пациентов с признаками ОРВИ/ ГРИПП/COVID-19: связь с пациентом через аудио-или видео-сервисы; опрос жалоб; анализ полученных данных и определение маршрутизации пациента с учетом выявленного отклонения; коррекция терапии; рекомендации пациентам по принципам здорового образа жизни.

Обсуждение

Процесс оказания медицинской помощи пациентам с 0РВИ/Грипп/C0VID-19

Всего за 2022 год у пациентов старше 18 лет зарегистрировано 59968 случаев ОРВИ/Грипп/ COVID-19. Для анализа учитывались диагнозы по МКБ10 и07.1, и07.2, J06.9, Л2.8, Л8.8, Л8.9. Из данных, представленных на рис. 3, максимальная заболеваемость наблюдалась в феврале 2022 года: 13760 случаев, минимальное количество зарегистрировано в июле 1339 случаев. Медиана уровня охвата телемедицинской помощью за период с марта по декабрь 2022 г. составила 47,6 [35,5-62,8]% (р<0,06). В анализ показателя не включены январь и февраль 2022 г. ввиду начала

16000 14000 12000 10000 8000

6326

6000

13760

4000 2000 0

7589

7722

3872

4410

3415

4762

3697 5

%

Показатель заболеваемости в абсолютных цифрах Помощь с применением ТМК, доля от заболевших, %

Рис. 3. Показатель охвата телемедицинской помощью пациентов с ОРВИ/Грипп/COVID-19, прикрепленных к ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8»

за период 01.01.2023-31.12.2023 гг.

С

«КС

№ 4 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

работы по телемедицинскому сопровождению пациентов 0РВИ/Грипп/C0VID-19 в структурном подразделении ДКЦ с 21.02.2022 г.

Относительная ситуационная недостаточность кадровых ресурсов, низкая плотность населения, трудности транспортной логистики и количество нуждающихся в помощи пациентов с 0РВИ/Грипп/C0VID-19 в период пандемии привели к значимому снижению доступности медицинской помощи пациентам.

Независимо от тяжести течения заболевания необходимость обращения в медицинскую организацию по закрытию случая до начала пилотного проекта продиктовано необходимостью оформления и получения листка временной нетрудоспособности, что влекло значительную нагрузку на медицинскую организацию и увеличивало ее издержки в период роста заболеваний новой коронавирус-ной инфекцией.

С целью организации работы врачей ДКЦ проведен анализ нагрузки на врача при оказании медицинской помощи после оказания неотложной помощи и выставления диагноза (повторные приемы). В связи с эпидемиологической ситуацией повторные приемы осуществлялись на дому или в отделении неотложной помощи как подразделении, соответствующим санитарным нормам и правилам и обеспечивающим принципы разобщения потоков.

Максимальная продолжительность рабочего времени медицинского работника, установленная Трудовым кодексом РФ, Ст. 350, составляет 39 часов в неделю. Смены ковидной бригады в соответствии с графиком: 6, 8, 12 часов. Согласно действующим нормативным документам [10] на оказание медицинской помощи на дому выделяется 30 минут. Анализ оказания помощи показал, что медиана показателя фактической нагрузки на час работы ковидной бригады составила 2,5 [2,3-2,7], р < 0,07. (таблица 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжительность рабочего времени врачей дистанционного консультативного центра составляла 6,5 часов в день при шестидневной рабочей

неделе. За время приема врач ДКЦ осуществлял дистанционных консультаций 56,9 [44-68] человек (в расчет брались только проведенные консультации), что составляет в среднем 8,8 пациентов в час, р<0,07. Средняя длительность одной консультации на начальном этапе работы составляла 16,05 [6,1-18,08] мин., а на фоне внедрения мероприятий по достижению целевого состояния процесса и разработки планов по врачебной функции сократилась до 6,9 [3,81-10,9] мин. и далее не имела выраженных изменений. В период нестабильной эпидемиологической ситуации количество обслуженных пациентов врачами при организации дистанционного консультирования значительно превышает количество обслуженных пациентов при очном осмотре на дому, что позволило высвободить время для первичных приемов у врачей-терапевтов участковых, не перегружая время приема слотами вызовов и повторных приемов, а также у врачей отделения неотложной помощи.

В общей сложности за 2022 год при признаках ОРВИ и коронавирусной инфекции врачами ДКЦ оказана медицинская помощь с применением дистанционных технологий 11338 взрослым пациентам, и создано 22023 протокола телемедицинской консультации, что составило 1,94 дистанционного посещения на одного пациента. За период наблюдения было создано 9339 электронных листков нетрудоспособности с применением дистанционных технологий, что также положительно сказалось на доступности и снизило потребность в очном приеме при закрытии соответствующего документа. Таким образом, в результате работы дистанционного консультативного центра обеспечено оказание медицинской помощи взрослым пациентам имеющимися ресурсами.

Организационная модель оказания медицинской помощи пациентам с ОРВИ/Грипп/COVID-19 с применением телемедицинских технологий позволила увеличить доступность медицинской помощи на амбулаторном этапе.

Таблица 1

Фактическая нагрузка на врача при обслуживании на дому

Продолжительность смены 6-ти часовой 8-ти часовой 12-ти часовой

рабочий день рабочий день рабочий день

Количество осмотренных пациентов 16,1 [13,4-19,7] человек 19,6 [16,2-21,5] человек 27,2 [24,9-30,1] человек

1 час работы смены 2,7 человек 2,5 человек 2,3 человек

Менеджер

здравоохранения /

Мапедег № 4

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

Процесс обеспечения лекарственными препаратами льготной категории граждан

При анализе распределения времени на приемах врачей-терапевтов участковых отмечено, что ежедневно осуществлялся прием пациентов, находящихся на диспансерном наблюдении по поводу хронических неинфекционных заболеваний и получающих ежемесячно рецепты на льготные лекарственные средства. Медианное значение составило 4 [3-6] пациента в день (р<0,07), при этом на первичный прием в ежедневном расписании врача-терапевта участкового выделяется 18 слотов. Соответственно в среднем 22,2% времени первичного приема приходится на пациентов, требующих выписки льготного рецепта. С марта 2022 года в пилотном режиме процесс обеспечения граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение (по программам федеральной и региональной льготы), осуществлялся дистанционно согласно алгоритму: Организация выписки на льготное лекарственное обеспечение в дистанционном консультационном центре ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8» (рис. 4).

Изучение поводов обращений на первичный прием к врачам-терапевтам участковым за период с 01.06.2022 по 31.12.2022 показало, что

медианное значение обращений с целью обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан составило 1 [0-3] (р<0,08). Таким образом, в структуре поводов для первичного приема данный раздел стал занимать 0,06%, разгрузив прием врачей-терапевтов участковых для других поводов. Также положительным аспектом внедрения данного процесса необходимо обозначить перераспределение функций врачебного и персонала со средним медицинским образованием, так как функции по выписке льготных рецептов были переданы фельдшерам (рис. 5).

На наш взгляд, опыт работы дистанционного консультативного центра представляет интерес в контексте изменений создания и ведения расписания врачей первичного звена в рамках пилотного проекта Министерства Здравоохранения РФ по организации записи на прием к врачу, в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг и единые региональные колл-центры [11].

Представленный опыт послужил основой для разработки и развития телемедицинских технологий по иным направлениям первичной амбулатор-но-поликлинической помощи в ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8», в том числе дистанционный скрининг и мониторинг пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями.

Рис. 4. Алгоритм организации выписки на льготное лекарственное обеспечение в дистанционном консультационном центре ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8»

№4 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Рис. 5. Скриншот рабочего места фельдшера МИС МО «УРМО ТО»

ВЫВОДЫ

Дистанционные технологии наблюдения и консультирования пациентов подверглись значительному развитию благодаря ускорению, которое было продиктовано ограничительным характером оказания помощи во время пандемии новой коронавирусной инфекции. Эти ограничения существенно изменили алгоритмы оказания амбулаторно-поликлинической помощи пациентам, стимулируя поиск оптимальных решений, внося изменения в действующую нормативную базу федерального (РФ) и регионального уровня (в Тюменской области), регулирующую применение ТМ-технологий, стали пусковым механизмом их широкого внедрения в клиническую практику.

Организация работы ДКЦ позволила разработать подходы, апробировать и адаптировать их к процессам формирования расписания врачей первичного звена с целью повышения доступности слотов первичного приема.

Масштабирование организационной модели и процессов дистанционного консультативного центра ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8» может послужить эффективным инструментом в достижении целей, озвученных в рамках стартовавшего в 2022 году пилотного проекта Министерства здравоохранения РФ «Инцидент 38» [11].

1. Шадеркин И.А., Шадеркина В.А. Дистанционные медицинские консультации пациентов: что изменилось в России за 20 лет // Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения 2021;7(2):7—17; https://doi.org/10.29188/2712-9217-2021-7-2-7-17

2. Аналитический доклад: «Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении». «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Под общей редакцией академика РАН Стародубова В.И. Авторский коллектив: Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В., Несветай-ло Н.Я. Версия 1.0 (по состоянию на 26.04.2020 г).

3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID19». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_348101/

4. Приложение 1 8 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_348101/5284cfe3d3845d754c4e0bcca0 e8b26c21cc12bc/.

5. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45796.

6. Временный регламент организации и оказания консультативной медицинской помощи с применением телемедицинских технологий гражданам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также с признаками или подтвержденным диагнозом внебольничной пневмонии, острой респираторной вирусной инфекцией, гриппа, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (на дому). С изменениями и дополнениями от:4 декабря 2020 г., 4 февраля 2022 г.

7. Методические рекомендации «Организация оказания медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ, гриппа, новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и подозрением на неё в амбулаторных условиях, в том числе на дому, взрослому населению», утв. 08.04.2022 главным внештатным специалистом по терапии и общей врачебной практике Минздрава России О.М. Драпкиной и главным внештатным специалистом по инфекционным болезням Минздрава России В.П. Чулановым.

8. Приказ Департамента здравоохранения Тюменской области от 26.03.2020 № 199 «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» (в ред. от 17.02.2022).

9. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 06.04.2020 № 356 «О применении телемедицинских технологий при организации оказания консультаций по вопросам коронавирусной инфекции COVID-19 и подборе персонала в медицинские организации города Москвы».

10. Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 02.06.2015 № 290н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога.

11. Методические рекомендации № 12-22 «Организация записи на прием к врачу, в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг и единые региональные колл-центры» (утв. ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Министерства здравоохранения РФ 30 ноября 2022 г.).

ORIGINAL PAPER

THE POSSIBILITIES OF REDISTRIBUTING THE FUNCTIONS OF THE CITY CLINIC AT THE OPENING OF THE DISTANT CONSULTATION CENTER UNIT

A.M. SmolyarenkoM.V. Grekhneva 2 ■ , A.G. Nemkov3, E.A. Matyushkina 4

2 4 GAUZ TO "City polyclinic No. 8, Tyumen, Russia; 3 Department of Health of the Tyumen Region, Tyumen, Russia.

El Corresponding author: Grekhneva M.V.

ABSTRACT

Goal. To evaluate the interim results of a pilot project on the organization of an independent unit of a city clinic that provides remote support to citizens - the Distant Consultation Center of the Government Autonomous Organization Healthcare "City Clinic No. 8" (hereinafter referred to as the DCC). Methods of work. To assess the effectiveness of the pilot project, a number of indicators of the work of the medical organization were analyzed before the start of the project and 12 months after the start of its implementation. The analysis was carried out in two way of work of the Distant Consultation Center: 1. the process of providing medical care to patients with acute respiratory viral infections / Influenza / COVID-19; 2. the process of providing medicines to the Subsidized category of citizens. The volumes of work that can be transferred to the Distant Consultation Center from the department of primary care physicians care and from the emergency medical care are analyzed.

The source of the data was the medical information system of the medical organization "URMO TO" (modules Registry, Control of realization, doctor's ARM, Disability sheets, Additional processing). The period of work of the medical organization from 01.01.2022 to 31.12.2022 is analyzed. Statistical processing of the results was carried out using the Statistica 6.0 application software package. Distance consultation was carried out via IP telephony, as well as using specialized Telemedicine software.

Results of the work. Before the organization of the DCC, the median indicator of the actual workload per hour of the covid team was 2,5 [2,3-2,7] patients, p<0,07. While the doctor of DCC carried out an average of 56,9 [44-68] remote consultations, which is an average of 8,8 patients per hour, p< 0,07.

The median value of patients for prescriptions for Subsidized medicines before the start of the project was 4 [3-6] patients per day (p<0,07), on average 22.2% time of the initial consultation falls on patients requiring a Subsidized medicine. The median value of applications for the purpose of providing Subsidized categories of citizens with medicines when discharged by a medical assistant at the DCC was 1 [0-3] (p<0,08). Thus, this section began to occupy 0,06% in the structure of reasons for the initial appointment to the primary care physician.

Conclusions. The organization of the work of the DCC allowed us to develop approaches, approve and adapt them to the processes of filling out the schedule of primary care doctors in order to increase accessibility to the primary consultations of the primary care physician's department. Scaling up the organizational model and processes of the Distance consultation center of the Municipal Polyclinic No. 8 can serve as an effective tool in achieving the goals announced within the framework of the pilot project of the Ministry of Health of the Russian Federation "Incident 38" launched in 2022.

The scope of the results. The presented experience shows the possibility of managing patients with respiratory viral diseases in outpatient polyclinic conditions on an ongoing basis, as well as the telemedicine format of care can be extended and adapted to non-infectious nosologies. Keywords: Distance consultation center, telemedicine technologies, telemedicine consultations, COVID-19, outpatient polyclinic service, "incident 38". For citation: Smolyarenko A.M., Grekhneva M. V., Nemkov A. G., Matyushkina E.A. The possibilities of redistributing the functions of the city clinic at the opening of the Distant consultation center unit // Manager Zdravoohranenia. 2023; 4: 55-64. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-4-55-64. Conflict of interests. The authors' collective declares the absence of obvious and potential conflicts of interest related to the publication of this article. Source of funding. The team of authors claims the lack of funding for the study.

•КС

№ 4 Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

-гР

зЯо

REFERENCES

1. Shaderkin I.A, Shaderkina V.A. Remote medical consultations of patients: what has changed in Russia in 20 years // Russian Journal of Telemedicine and E-Health 2021;7(2):7-17; https://doi.org/10.29188/2712-9217-2021-7-2-7-17

2. Analytical report: "The impact of the COVID-19 coronavirus on the situation in Russian healthcare." "Central Research Institute of Organization and Informatization of Health Care" of the Ministry of Health of the Russian Federation. Under the general editorship of Academician of the Russian Academy of Sciences Starodubov V.I. The author's team: Starodubov V. I ., Kadyrov F.N., Obukhova O.V., Bazarova I.N., Endovitskaya Yu.V., Nesvetailo N.Ya. Version 1.0 (as of 04/26/2020).

3. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 198n dated March 19, 2020 "On the temporary procedure for organizing the work of medical organizations in order to implement measures to prevent and reduce the risks of the spread of a new coronavirus infection COVID19". [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_348101/

4. Appendix 18 to the Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated March 19, 2020 No. 198n. [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_348101/5284cfe3d3845d754c4e0bcca 0e8b26c21cc12bc/.

5. Federal Law No. 258-FZ of 31.07.2020 "On experimental legal regimes in the field of digital innovations in the Russian Federation) " [Electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45796.

6. Temporary regulations for the organization and provision of advisory medical care using telemedicine technologies to citizens with a confirmed diagnosis of a new coronavirus infection COVID-19, as well as with signs or a confirmed diagnosis of community-acquired pneumonia, acute respiratory viral infection, influenza, receiving medical care on an outpatient basis (at home). With amendments and additions from: December 4, 2020, February 4, 2022.

7. Methodological recommendations "Organization of medical care for patients with symptoms of acute respiratory viral infections, influenza, new coronavirus infection (COVID-19) and suspicion of it in outpatient settings, including at home, to the adult population", approved on 08.04.2022 by the chief freelance specialist in therapy and General medical practice of the Ministry of Health of the Russian Federation O.M. Drapkina and the Chief freelance specialist in infectious diseases of the Ministry of Health of Russia V.P. Chulanov.

8. Order of the Department of Health of the Tyumen Region dated 03/26/2020 No. 199 "On the temporary procedure for organizing the work of medical organizations in order to implement measures to prevent and reduce the risks of the spread of a new coronavirus infection COVID-19" (ed. dated 17.02.2022).

9. Order of the Moscow Department of Health from 06.04.2020 No. 356 "On the use of telemedicine technologies in the organization of consultations on coronavirus infection COVID-19 and the recruitment of personnel in medical organizations of the city of Moscow".

10. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 290n dated 06/02/2015 "On Approval of Standard Industry Standards of Time for Performing Work Related to Visits by One Patient to a district pediatrician, a district internist, a general Practitioner (Family doctor), a neurologist, an otorhinolaryngologist, an ophthalmologist and an obstetrician-gynecologist.

11. Methodological recommendations No. 12-22 "Organization of an appointment with a doctor, including through the unified portal of state and municipal services and unified regional call centers" (approved by FSBI "TSNIIOIZ" of the Ministry of Health of the Russian Federation on November 30, 2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Смоляренко Анатолий Михайлович - главный врач ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8», г. Тюмень, Россия. Anatoliy M. Smolyarenko - Director of the City clinic No. 8, Tyumen, Russia. E-mail: sam7676@me.com

Грехнёва Марина Владимировна - заведующая организационно-методическим отделом ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8», г. Тюмень, Россия.

Marina V. Grekhneva - Manager of the organizational and methodological Department of the City clinic No. 8, Tyumen, Russia. E-mail: margre@mail.ru

Немков Алексей Геннадьевич - д-р мед. наук, заместитель директора Департамента, начальник управления лицензирования, лекарственного обеспечения и информатизации здравоохранения Департамента здравоохранения Тюменской области, профессор кафедры медицинской информатики и биологической физики института общественного здоровья и цифровой медицины ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Тюмень, Россия.

Aleksei G. Nemkov - MD, Dr. Sci. (Med), Associate Professor of the Department of Medical Informatics and Biological Physics Tyumen State Medical University, Deputy Director, Head of the Department of Licensing, Drug Provision and Health Informatization of the Department of Health of the Tyumen Region, Tyumen, Russia. E-mail: nemkovag@72to.ru

Матюшкина Екатерина Александровна - руководитель отделения Дистанционного консультативного центра ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8», г. Тюмень, Россия.

Katerina A. Matyushkina - Manager of the department of the Distance Consultation Center City clinic No. 8, Tyumen, Russia. E-mail: katerina.matyushkina@gmail.com

Менеджер

здравоохранения /

Maneger № 4

ZdrevoochreneniB 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.