Научная статья на тему 'Нормативно-правовые основы налогообложения прибыли коммерческих банков'

Нормативно-правовые основы налогообложения прибыли коммерческих банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налог / банк / прибыль / налог на прибыль / подоходный налог / налогооблагаемый доход / налоговый вычет / налоговая ставка / виды налога / льготный кредитный фонд. / tax / bank / profit / income tax / income tax / taxable income / tax incentive / tax rate / types of tax / preferential credit fund.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. Ш. Туранов

В данной статье рассматриваются участие коммерческих банков в налоговых отношениях, а также описаны нормативно-правовые основы налогообложения прибыли коммерческих банков эволюционным путем с точки зрения этапов становления банковской системы, и на основе которых были сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR TAXATION OF PROFIT OF COMMERCIAL BANKS

This article shows the participation of commercial banks in tax relations, as well as describes the legal framework for taxing the profits of commercial banks in an evolutionary way from the point of view of the stages of formation of the banking system, and on the basis of which conclusions were made.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые основы налогообложения прибыли коммерческих банков»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ

КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

М.Ш. Туранов, старший преподаватель Термезский государственный университет (Узбекистан, г. Термез)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10570

Аннотация. В данной статье рассматриваются участие коммерческих банков в налоговых отношениях, а также описаны нормативно-правовые основы налогообложения прибыли коммерческих банков эволюционным путем с точки зрения этапов становления банковской системы, и на основе которых были сделаны выводы.

Ключевые слова: налог, банк, прибыль, налог на прибыль, подоходный налог, налогооблагаемый доход, налоговый вычет, налоговая ставка, виды налога, льготный кредитный фонд.

Тема взаимоотношений в сфере налогообложение между государтвом и коммерческими банками всегда была актуальной. Актуальность этих отношений объясняется тем, что все субъекты финансового сектора являются участниками отношений-налогоплательщиком или налоговым агентом регулируемых налоговым законодательством. А также банки считаются отдельной категорией кредитных организаций которые выполняет обязательства налоговых посредников.

Коммерческие банки уплачивают следующие налоги, предусмотренные Налоговым кодексом Республики Узбекистан: налог на прибыль,налог на добавленную стоимость, налог за пользование водными ресурсами, налог на имущество, земельный налог, социальный налог.

Для достижения высоких результатов в условиях либерализации экономики проводимые мероприятия требуют радикальных изменений и в налоговой системе. Для того чтобы внести изменения в реальный сектор, прежде всего, должна быть создана правовая основа. В частности, возникновение банковской и налоговой систем, их задачи в устранении экономических и социальных проблем, развитие деятельности потребовали создания правовых основ. Следует отметить, что радикальные реформы в формировании банковской и налоговой системы государства привели к изменению нормативно-правовой базы налогообложения прибыли коммерческих

банков. Естественно, что эти изменения были осуществлены посредством тесно взаимосвязанных мер в банковском и налоговом секторах государства. В этом смысле мы будем рассматривать налогообложение прибыли коммерческих банков в Узбекистане нашей стране на этапах формирования банковской системы в эволюционном порядке. Этапы развития налогообложения прибыли коммерческих банков: первый этап (1991-1993 годы), второй этап (1994-1996 годы), третий этап (1997-1999 годы), четвертый этап (20002005 годы), пятый этап (2006 - 2000 годы), шестой этап (2009-2010 годы), седьмой этап (2011-2016 годы), восьмой этап (2017 г. - до настоящего времени).

Первые шаги по налогообложению прибыли коммерческих банков в нашей стране были осуществлены в 1991-1994 годах, что было связано с созданием условий для становления независимой банковской системы в годы независимости. Правовая основа первоначальных изменений в формировании банковской системы, соответствующих требованиям переходного периода, связана с законом Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности» [1], который стал правовой основой для создания системы коммерческих банков.

Также налогообложение прибыли коммерческих банков в связи с тем, что специальные нормативно-правовые основы налогообложения прибыли коммерческих

банков не были разработаны при формировании самостоятельной налоговой системы, осуществлялось в соответствии с законом «О налогах с предприятий, объединений и организаций» [2].

Закон Республики Узбекистан «О налогах с предприятий, объединений и организаций» определил источники формирования налоговых доходов бюджетной системы страны.

С 1991 года 1 января была установлена уплата банками налога на прибыль. В 1992 году в соответствии изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О налогах на предприятия, объединения и организации» вместо налога на прибыль, коммерческие банки стали налогоплательщиком налога на доход. Согласно постановлению Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан «Об основных параметрах бюджета Республики Узбекистан на 1992 год» [3] для коммерческих банков была установлена ставка в размере 30%. Причиной высоких налоговых ставок с начала этого периода стало экономическое положение страны, которое отдавало приоритет фискальному характеру налогов.

Формирование двухуровневой банковской системы охватывало 1994-1996 годы, в целях дальнейшего развития банковской инфраструктуры все коммерческие банки были освобождены от уплаты налога на прибыль до 1 января 1996 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по оказанию финансовой помощи развитию банковской системы Республики Узбекистан» [4]. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по реализации налоговой программы развития банковской системы Республики Узбекистан»[5] был продлен срок действия освобождения от уплаты налога на доход до 31 декабря 1997 года.

На третьем этапе становления банковской системы указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по стимулированию создания частных коммерческих банков» [6] частные коммерческие банки были освобождены от уплаты подоходного налога в бюджет на два года с момента их создания в целях улучшения благоприят-

ных условий, функционирования частных коммерческих банков и привлечения частных инвестиций. На следующем этапе развития налогообложения прибыли коммерческих банков были приняты меры по поддержке деятельности коммерческих банков. В частности, были созданы новые специализированные коммерческие банки, проведена реорганизация, предоставлены налоговые льготы в целях дальнейшего увеличения капитала коммерческих банков, обеспечения их деятельности в процессе модернизации экономики, и в связи с этим, в целях совершенствования налоговой системы и начала нового этапа в развитии экономики, первый налоговый кодекс был введен в действие 1 января 1998 года. Однако с учетом особенностей коммерческих банков был разработан «Порядок уплаты налогов коммерческими банками Республики Узбекистан» [7].

На четвертом этапе становления банковской системы особое внимание уделялось дальнейшей либерализации банковской системы, продолжались мероприятия по обеспечению независимости банков на основе ее реформирования и укреплению доверия населения к финансово-банковской системе. С этой целью первоначально указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшей либерализации и реформированию банковской системы» [8] доходы коммерческих банков от предоставления кредитов со счета специального фонда льготного кредитования освобождаются от уплаты подоходного налога сроком на 5 лет. На основании Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему реформированию и либерализации банковской системы» [9] были предусмотрены следующие налоговые льготы:

- освобождение от налога на прибыль (доход) прибыли, полученной банками от выдачи инвестиционных кредитов предприятиям Республики Узбекистан на срок более трех лет и направленной на увеличение их капитала;

- исключить из налогооблагаемой базы расходы коммерческих банков на открытие малых банков, которые устанавливаются в соответствии с утвержденными государственными программами.

Также в 2000-2005 годах ставка налога на прибыль (доход) была снижена с 31 до 15%

На пятом этапе, который включает 2006-2008 годы, ставка налога на прибыль изменилась с 12 до 17%, а затем снизилась на 15%. С 2007 года банки перешли на уплату налога на прибыль и уплатили налоги по ставке 17%.

Учитывая особенности исчисления отдельных видов налогов в бюджет и уплаты их в бюджет коммерческими банками, кредитными союзами и микрокредитными организациями, было принято положение «Об утверждении порядка исчисления и уплаты налогов в бюджет коммерческими банками, кредитными союзами и микрокредитными организациями» [10].

На этапе становления банковской системы 2009-2010 годов в качестве основного вопроса рассматривалось воздействие и устранение негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Широкое внимание было уделено также вопросам косвенного увеличения уставного капитала банков. В качестве практического выражения этого указом Президента Республики Узбекистан «О создании коммерческого банка «АКБ ^ишлок курилиш банк» [11] создана правовая основа для освобождения от уплаты налога на прибыль коммерческого банка «АКБ ^ишлок курилиш банк» до 1 января 2017 года.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию увеличения доли долгосрочных кредитов, направленных на финансирование инвестиционных проектов коммерческих банков» [12] до 1 января 2015 года коммерческим банкам предоставляется возможность уплаты налога на прибыль по ставкам, дифференцированным в зависимости от доли долгосрочных кредитов, направленных на финансирование инвестиционных проектов коммерческих банков.

В 2011-2016 годах охватывается формирование банковской системы в целях дальнейшего углубления реформирования банковской системы и повышения ее устойчивости, а также обеспечения развития

микрофинансирования сектора малого бизнеса и частного предпринимательства на основани Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости коммерческих банков и развитию их ресурсной базы» [13] доходы от кредитования за счет средств специального фонда по предоставлению льготных кредитов освобождаются от уплаты налога на прибыль с 1 апреля 2011 года до 1 янвря 2016 года. Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2015 года № 2344 «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости коммерческих банков и развитию их ресурсной базы» [14] срок действия льготы по уплате налога на прибыль по дифференцированным ставкам в зависимости от доли долгосрочного инвестиционного финансирования в кредитном портфеле коммерческих банков продлен до 1 января 2020 года.

Принятие указа Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» [15] ознаменовало собой новый этап в развитии банковской системы. На основании обеспечения реализации Указа Президента Республики Узбекистан «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» [16] был введен в действие Налоговый кодекс новой редакции с 1 января 2020 года.

В настоящее время налогообложение прибыли коммерческих банков осуществляется на основе нового измененного Налогового кодекса.

На наш взгляд, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: процесс формирования банковской системы и налогообложения их прибыли сложен и взаимосвязан; участие банков в ряде позиций в налоговых отношениях вытекает из природы банковской деятельности; налогообложение банковской системы имеет важное значение в налоговой системе, этот аспект учитывается в налоговом законодательстве; по мере того как возрастает значение банковской системы в экономическом развитии страны, постоянно совершенствуется налоговое законодательство.

Библиографический список

1. Закон Республики Узбекистан от 15 февраля 1991 года «О банках и банковской деятельности».

2. Закон Республики Узбекистан от 15 февраля 1991 года «О налогах с предприятий, объединений и организаций».

3. Постановлени Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан от 12 февраля 1992 года №61 «Об основных параметрах бюджета Республики Узбекистан на 1992 год».

4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 июля 1994 года №362 «О мерах по оказанию финансовой помощи развитию банковской системы Республики Узбекистан».

5. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 ноября 1995 года №427 «О мерах по реализации налоговой программы развития банковской системы Республики Узбекистан».

6. Указ Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 1997 года №1749 «О мерах по стимулированию создания частных коммерческих банков»

7. Порядок от 18 марта 1999 года №677 «Уплаты налогов был разработан коммерческими банками Республики Узбекистан».

8. Указом Президента Республики Узбекистан от 21 марта 2000 года №2564 «О мерах по дальнейшей либерализации и реформированию банковской системы».

9. Указ Президента Республики Узбекистан от 15 апреля 2005 года №56 «О мерах по дальнейшему реформированию и либерализации банковской системы».

10. Положение от 9 августа 2007 года №1701 «Об утверждении порядка исчисления и уплаты налогов в бюджет коммерческими банками, кредитными союзами и микрокредитными организациями».

11. Указ Президента Республики Узбекистан от 30 марта 2009 года №1083 «О создании коммерческого банка АКБ ^ишлок курилиш банк».

12. Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 июля 2009 года №1166 «О дополнительных мерах по стимулированию увеличения доли долгосрочных кредитов, направленных на финансирование инвестиционных проектов коммерческих банков».

13. Указ Президента Республики Узбекистан от 11 марта 2011 года № 1501 «О дополнительных мерах по увеличению кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства».

14. Постановление Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2015 года №2344 «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости коммерческих банков и развитию их ресурсной базы».

15. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».

16. Указ Президента Республики Узбекистан от 29 июля 2018 года № 5468 «О концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан».

LEGAL BASIS FOR TAXATION OF PROFIT OF COMMERCIAL BANKS

M.Sh.Turanov, Senior Lecturer Termez State University (Uzbekistan, Termez)

Abstract. This article shows the participation of commercial banks in tax relations, as well as describes the legal framework for taxing the profits of commercial banks in an evolutionary way from the point of view of the stages offormation of the banking system, and on the basis of which conclusions were made.

Keywords: tax, bank, profit, income tax, income tax, taxable income, tax incentive, tax rate, types of tax, preferential credit fund.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.