Научная статья на тему 'Результаты налоговых реформ, осуществляемых в Узбекистане'

Результаты налоговых реформ, осуществляемых в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговая система / налоговая нагрузка / виды налогов / налоговая реформа / налоговая концепция / налоговое администрирование / уплата налогов / обязательные платежи. / tax system / tax burden / types of taxes / tax reform / tax concept / tax administration / payment of taxes / mandatory payments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — У. Т. Тулаков

В данной статье описываются важные реформы проведённые в сфере налогообложения в Узбекистане за последние два года. В частности, был сделан вывод о том, что Республика Узбекистан из года в год занимает все более высокие позиции в различных престижных рейтингах, благодаря снижению налоговой нагрузки, упрощению налоговой системы, совершенствованию налогового администрирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF TAX REFORMS IMPLEMENTED IN UZBEKISTAN

This article describes important tax reforms in Uzbekistan over the past two years. In particular, it was considered and concluded that the Republic of Uzbekistan from year to year occupies ever higher positions in various prestigious ratings due to a reduction in the tax burden, further simplification of the tax system, and improvement of tax administration

Текст научной работы на тему «Результаты налоговых реформ, осуществляемых в Узбекистане»

РЕЗУЛЬТАТЫ НАЛОГОВЫХ РЕФОРМ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В УЗБЕКИСТАНЕ

У.Т. Тулаков, старший преподаватель Термезский государственный университет (Узбекистан, г. Термез)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10239

Аннотация. В данной статье описываются важные реформы проведённые в сфере налогообложения в Узбекистане за последние два года. В частности, был сделан вывод о том, что Республика Узбекистан из года в год занимает все более высокие позиции в различных престижных рейтингах, благодаря снижению налоговой нагрузки, упрощению налоговой системы, совершенствованию налогового администрирования.

Ключевые слова: налоговая система, налоговая нагрузка, виды налогов, налоговая реформа, налоговая концепция, налоговое администрирование, уплата налогов, обязательные платежи.

Следует отметить, что подписание Указа Президента «О концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» [1] ознаменовало новый этап налоговой реформы в стране и новую эру в налоговой системе [2, с. 99].

Основной целью реформ в налоговой системе было упрощение налогового законодательства, снижение налоговой нагрузки и обеспечение здоровой конкуренции.

Начавшийся в стране процесс налоговой реформы осуществляется постепенно. Особое внимание уделяется снижению налоговых ставок.

В частности, в рамках реформ с 2019 года снижена ставка налога на имущество с 5% до 2%, ставка налога на прибыль организаций с 14% до 12%, ставка единого социального платежа с 15% до 12% и ставка единого налога с 5% до 4%.

Кроме того, 4-уровневая ставка подоходного налога в размере до 22,5 процента была установлена на теже 12 процентов, а 8-процентная страховая премия, взимаемая с работы физических лиц, была отменена, что привело к сокращению налоговой нагрузки по налогу на заработную плату в 1,5 раза. В результате около 2,5 трлн. су-мов остаются в распоряжении физических лиц.

Налоговая нагрузка на ведение бизнеса постепенно снижается. Одновременно были снижены подоходный налог, налог с оборота, налог на имущество и фиксированные налоговые ставки для индивиду-

альных предпринимателей, отменены отчисления в государственные целевые фонды в размере 3,2%.

Только эти меры в 2019 году обойдутся в 11,7 трлн долларов. сумма (1,2 млрд. долларов США) будет использована для коммерческих целей, реальные доходы населения достигнут 4,2 трлн. сумов (442 млн. долларов США). Кроме того, было создано 500000 рабочих мест и около 100000 новых предприятий (в два раза больше, чем в 2018 году).

Несмотря на снижение налоговых ставок и отмену некоторых налогов, в 2019 году налоговые поступления в бюджет увеличились на 154% по сравнению с 2018 годом.

В 2019 году доходы государственного бюджета и государственных целевых фондов составили 137 трлн. cумов (26,1% к ВВП), что на 27% больше, чем в 2018 году. В 2018 году доходы составили 108 трлн. cумов или 26,5% ВВП. Таким образом, налоговая нагрузка на экономику снизилась на 0,4% [3].

Только в 2019 году Государственный налоговый комитет принял 145 экспертов и 66 делегаций от Всемирного банка, Международного валютного фонда и Федеральной налоговой службы России. В своих беседах с руководством ГНК зарубежные эксперты подчеркивали необходимость обеспечения устойчивых доходов государственного бюджета в процессе реформ [4].

НДС, акцизы и таможенные пошлины сыграли важную роль в формировании доходов бюджета. Из этих налогов в бюджет собрано 46,5 трлн рублей, что на 13% больше, чем в прошлом году. Основной причиной этого является то, что сумма возмещения НДС выросла более чем вдвое, до 3,2 трлн. сумов. Этот налог был важным шагом в сторону поддержки бизнеса.

Влияние НДС на бизнес-процессы стало ощущаться, и число плательщиков увеличилось, после чего с 1 октября 2019 года, согласно указу Президента Республики Узбекистан, ставка НДС была снижена с 20% до 15%.

Ставки НДС в соседних странах: Россия

- 20%, Таджикистан - 18%, Туркменистан

- 15%, Казахстан и Кыргызстан - 12%.

Однако каждый месяц появляются случаи уклонения от уплаты НДС, использования поддельных счетов и сокрытия доходов. Разница в скрытых средствах составляет 250-300 млрд. сумов или 20% месячного дохода.

В настоящее время ведутся работы по внедрению 1Т-технологий и специальных программных продуктов с передовым опытом применения НДС. Это уменьшает «разницу НДС» на 0,5% (в европейских странах этот показатель составляет до 10%).

Основными факторами повышения НДС являются:

1) Общий доход от НДС составил 37,1 трлн. сумов, собранных налоговыми органами от внутренних операций - 23,7 трлн. сумов, а от таможни - от импорта - 13,4 трлн. сумов;

2) В 2019 году количество плательщиков НДС увеличилось на 6,7 тыс. до 82 тыс. В то же время 29% доходов от этого налога, собранных налоговыми органами -6,7 трлн. сумов, приходится на долю новых плательщиков НДС. Это означает, что 71% доходов от НДС выплачивается крупными предприятиями;

3) В 2020 году доходы от НДС прогнозируются на уровне 44,2 трлн сумов (включая подлежащие выплате суммы в 3,4 трлн сумов) или увеличатся на 30%. Основными факторами роста станут ожи-

даемое увеличение продаж товаров (услуг), а также внедрение новых форм и методов налогового администрирования в виде электронных счетов и анализа сумм, учитываемых налогоплательщиками, отмена льгот.

4) В 2019 году сумма возмещения НДС составила 3,2 трлн. сумов или 8,7% от общей суммы поступлений от НДС (в 2018 году - 1,5 трлн. сумов или 5,4%). Увеличение числа плательщиков НДС привело к увеличению суммы возмещений (экспортеры покупают товары (услуги) у своих контрагентов с НДС).

В то же время отношение суммы возврата налога к сумме полученного НДС (8,7%) в нашей стране относительно низкое по сравнению с другими странами (в других странах этот показатель составляет в среднем 15-20%, а в некоторых странах превышает 40%.

Чтобы решить эту проблему:

С 1 января 2020 года будет обеспечен полный учет НДС для приобретенных зданий и основных средств, используемых для производства налогооблагаемой продукции;

С 1 июля 2020 года сумма налога, полученная в результате превышения суммы НДС, вычтенной из суммы начисленного налога, будет возвращена.

Доходы от налога на прибыль увеличились почти в 5 раз. На конец 2019 года они составили не менее 16,4 трлн сумов, хотя год назад они упали до 3,3 трлн сумов. Ниже перечислены основные факторы увеличения доходов по налогу на прибыль:

- переход горнодобывающих компаний на новую налоговую систему;

- увеличение прибыли крупных компаний за счет отмены обязательных отчислений в 3,2% оборота (более 6 трлн. сумов в 2019 году);

- снижение единого социального платежа для налогоплательщиков, не имеющих государственной доли (с 25% до 12%);

- увеличение количества налогоплательщиков. Доходы новых налогоплательщиков (41,2 тыс. предприятий) по налогу на прибыль составили 1,6 трлн. су-

мов, или около 10% от общей суммы доходов.

Снижение ставки налога на доходы в виде дивидендов с 10% до 5% (как для юридических, так и для физических лиц), помимо доходов, выплачиваемых нерезидентам, не привело к снижению доходов. В 2018 году выручка составила 616,1 млрд. сумов, тогда как в 2019 году они составили 838,7 млрд. сумов.

В 2019 году поступления от земельных и имущественных налогов за пользование водными ресурсами, недропользование составили 19,7 трлн. сумов - прирост в 1,5 раза. Их доля в доходах бюджета увеличилась с 16% до 18% по сравнению с прошлым годом.

Снижение налога на имущество юридических лиц с 5% до 2% может привести к снижению доходов с 1,9 трлн сумов до 1 трлн сумов. Однако из-за увеличения налоговой базы (в 7 раз) в 2019 году выручка от этого налога составила 1,6 трлн. сумов. В то же время доходы от новых налогоплательщиков (55705 предприятий) составили около 629 млрд. сумов, или одну треть от общих доходов.

Количество плательщиков земельного налога с юридических лиц увеличилось в 5,8 раза по сравнению с 2018 годом и составило 74707 предприятий, а в связи с расширением круга налогоплательщиков налоговые поступления увеличились на 298,4 млрд. сумов.

Налоговые поступления за использование водных ресурсов увеличились на 33,5 млрд. сумов, а количество плательщиков увеличилось в 14,8 раза до 50898 предприятий.

Налоговые поступления на недропользование в 2019 году составили 12,6 трлн сумов и увеличились на 4,2 трлн. сумов.

Доходы от единого земельного налога в 2019 году составили 273,1 млрд. сумов [5].

Для дальнейшего увеличения сбора налогов Министерство финансов и Государственный налоговый комитет совместно с международными экспертами осуществляют трехлетнюю программу по оцифровке налогового администрирования с 1 января 2020 года:

- электронные счета (планируется завершить к концу этого года);

- онлайн кассовые аппараты (будут полностью введены в действие к 1 января 2022 года);

- маркировка продукции (тестирование на алкогольную и табачную продукцию);

- единая платформа для электронного учета и транспортировки [6].

Реализация этих мер, которые являются современными методами налогового администрирования, приведет к устранению уклонения от уплаты налогов и прозрачности экономики. Это также открывает путь для дальнейшего снижения налоговой нагрузки.

В результате налоговых реформ в Узбекистане в ежегодном международном рейтинге «Doing Business 2020», опубликованном Всемирным банком, в 2019 году Узбекистан занял 69-е место из 190 стран, набрав 69,9 из 100 баллов. Этот высокий результат показывает, что наша страна, которая заняла 76-е место в том же рейтинге в прошлом году, поднялась на 7 пунктов в год. Он достиг высоких темпов роста практически во всех областях (9 из 10 областей). В частности, в сфере налогообложения - набрал 77,5 балла, увеличившись на 0,6% по сравнению с предыдущим годом и заняв 69-е место [7].

По данным Всемирного банка, страны Европы и Центральной Азии, такие как Таджикистан, Азербайджан, Кыргызстан, Косово и Узбекистан, входят в число 20 ведущих стран с точки зрения улучшения деловой среды. Согласно результатам рейтинга, тот факт, что наша страна занимает более высокое место, чем соседние Таджикистан (80-е место) и Кыргызстан (106-е место), является положительным, а следующее место после Казахстана (25-е место) является отрицательным.

Однако согласно Постановлению Президента, Ш. Мирзиёева от 13 июля 2018 года «О мерах по дальнейшему повышению рейтинга Республики Узбекистан в годовом отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Doing Business» была поставлена конкретная задача, что Узбекистан к 2022 году войдет в число 20 ведущих стран мира.

Кроме того, исходя из проведенных налоговых реформ, роста ВВП, снижения налоговой нагрузки Узбекистан в отчете «Индекс экономической свободы за 2020 год», подготовленным Фондом США «The Heritage Foundation», среди 180 стран он поднялся на 26 позиций до 114-го места с 57,2 балла (в 2019 году 53,3 балла 140 место).

Индекс экономической свободы состоит из 12 показателей в четырех основных областях: Право собственности, Судебная эффективность, Государственная честность, Государственные расходы, Финансовое состояние, Свобода бизнеса, Свобода торговли, Свобода инвестиций, Финансовая свобода, Свобода рынка труда и Денежно-кредитная политика. Налоговая нагрузка также является одним из ключевых показателей индекса. Индекс налогового бремени играет важную роль в рейтинге Узбекистана среди других стран мира. Наша страна достигла высоких темпов

стности, с точки зрения налоговой нагрузки набрав 91,6 балла, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на + 0,3%. В рейтинге признается, что общая налоговая нагрузка в стране составила 17,3% ВВП. По результатам этого рейтинга наша страна опережает соседний Таджикистан (155-е место), но отстает от Кыргызстана (81-е место) и Казахстана (39-е место).

В заключение, благодаря налоговым реформам количество налогов было сокращено, налоговые правила, то есть налоговое администрирование, были упрощены. В некотором смысле теневая экономика сокращается. Также на основе освобождения предприятий от многих налогов сэкономленная часть доходов расходуется на улучшение бизнеса и развитие страны. Это повысит инвестиционную привлекательность и создаст дополнительные стимулы и возможности для выделения большего количества средств экономике.

роста практически во всех областях. В ча-

Библиографический список

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 29 июля 2018 года № 5468 «О концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан».

2. Tolakov U.T., Boypulatov A. The new preliminary development of the tax system of the republic of Uzbekistan // International Journal of Advanced Research in Management and Social Sciences. - 2019. - Т. 8. №5. - p. 99.

3. Бюллетень Министерства финансов Республики Узбекистан по предварительным итогам 2019 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.norma.uz

4. Официальный сайт Государственного налогового комитета Республики Узбекистан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.soliq.uz

5. Указ Президента Республики Узбекистан от 2 марта 2020 года № 5953 «О Государственной программе реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы в «Год науки, просвещения и цифровой экономики»

6. Информация на сайте Всемирного банка «Doing Business» оценка нормативного регулирования бизнеса. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.doingbusiness.org

7. Информация с сайта Индекса экономической свободы Соединенных Штатов Америки «The Heritage Foundation». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.heritage.org/index

RESULTS OF TAX REFORMS IMPLEMENTED IN UZBEKISTAN

U.T. Tulakov, Senior Lecturer Termez State University (Uzbekistan, Termez)

Abstract. This article describes important tax reforms in Uzbekistan over the past two years. In particular, it was considered and concluded that the Republic of Uzbekistan from year to year occupies ever higher positions in various prestigious ratings due to a reduction in the tax burden, further simplification of the tax system, and improvement of tax administration.

Keywords: tax system, tax burden, types of taxes, tax reform, tax concept, tax administration, payment of taxes, mandatory payments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.