УДК 34.02:338(470+571) Е.В. Бочкова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНЫХ СТРУКТУР В РОССИИ
В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового обеспечения формирования и функционирования кластеров в российской экономике. Предложены мероприятия по совершенствованию кластерного законодательства.
Ключевые слова: кластер, кластерное законодательство, кластерная политика, промышленная политика.
E.V. Bochkova THE REGULATORY MECHANISM OF CLUSTER STRUCTURE FORMATION IN RUSSIA
The issues of regulatory provision for the cluster formation and functioning in the Russian economy are considered in the article. The measures to improve the cluster legislation are suggested.
Key words: cluster, cluster legislation, cluster policy, industrial policy.
В России интерес к кластерным структурам и технологиям возник сравнительно недавно - всего десять лет назад, когда в начале 2000-х гг. тема формирования кластеров стала одним из основных лейтмотивов федеральных, региональных и муниципальных программ и стратегий социально-экономического развития. В структуре кластерного законодательства, которое продолжает активно развиваться и сегодня, можно, на наш взгляд, выделить два функциональных уровня:
- нормативно-методический, представленный концепциями, стратегиями и программами развития;
- законодательный (Федеральные законы).
Рассмотрим более подробно раздел «Нормативно-методический уровень».
В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. формированию инновационных кластеров посвящена девятая глава, которая называется «Территория инноваций». В качестве основных направлений содействия развитию кластеров разработчики предложили следующие:
1) содействие институциональному развитию кластеров, предполагающее в том числе инициирование и поддержку созданию специализированной организации развития кластера (центров кластерного развития), а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними;
2) развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия;
3) повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, осуществление целевых инвестиций в развитие объектов инновационной инфраструктуры, предоставление налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством, снижение административных барьеров.
В Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. [14] в рамках модернизации экономики на основе высокотехнологичных инноваций в качестве одной из подзадач обозначено стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров.
В 2008 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 г. [5]. В данном документе основные задачи, связанные с формированием кластерных структур, находятся в IV части «Пространственное развитие российской экономики». Реализация сценария инновационного развития во многом будет зависеть от способности органов государственной власти обеспечить условия для дальнейшего совершенствования институциональной среды и формирования институциональных структур, которые присущи постиндустриальному обществу. В число этих условий входит поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций их числа поставщиков оборудования и комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных в рамках территориально-производственных кластеров [8].
В Концепции совершенствования региональной политики в РФ, принятой в 2009 г., акценты смещены на роль центров инновационного и экономического роста, а именно территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях российской экономики в урбанизированных регионах и на глубокую переработку сырья на ранее неосвоенных территориях. Помимо этого, определены зоны опережающего экономического роста [7].
В 2008 г. была принята Концепция кластерной политики в Российской Федерации [6]. В предложенном документе введено понятие территориально-производственного кластера, который разработчики концепции определяют как объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. Также выделены основные признаки, типы и проблемы развития кластеров в отечественной экономике. Важной частью концепции является раздел, в котором определены три основные направления содействия развитию кластеров.
1. Содействие институциональному развитию кластеров и в первую очередь разработке стратегии их развития:
- стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий;
- инициирование и поддержка создания специализированной организации развития кластера;
- установление эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера;
- деятельность по стратегическому планированию развития кластера.
2.. Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности участников кластера:
- повышение качества управления на предприятиях кластера;
- повышение конкурентоспособности и качества продукции у предприятий-поставщиков и развитие механизмов субконтрактации;
- стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, поддержка сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями;
- содействие маркетингу продукции (товаров, услуг), выпускаемой предприятиями-участниками кластера и привлечению прямых инвестиций за счёт продвижения бренда кластера и территории базирования.
3. Обеспечение формирования благоприятных условий для развития кластеров:
- повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями;
- осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров;
- предоставление налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством;
- снижение административных барьеров.
Тем самым мы можем говорить о том, что кластерная политика стала одним из ключевых компонентов промышленной политики России в целом, ориентированной на ускорение процессов кластеризации в стране.
На наш взгляд, следует также отметить Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах РФ [10] и Методические рекомендации по формированию кластеров в субъектах РФ [11].
В первом документе вводится понятие кластера и, что не менее важно, понятие кластерной политики и кластерных инициатив. Интересным является рассмотрение канадского опыта реализации кластерных технологий (от федерального уровня до местных властей). Естественно, что основной акцент смещён в сто-
рону формирования кластеров в северных регионах страны. Цель кластерной политики на Севере сводится к укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами-участниками кластера в целях упрощения доступа к новым технологиям, оптимального распределения рисков, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счёт интенсификации контактов ведущих специалистов, снижения трансакционных издержек взаимодействия за счет увеличения доверия между участниками кластера.
В Методических рекомендациях по формированию кластеров в субъектах РФ сформулированы цели и задачи кластерной политики, предложен ряд механизмов поддержки кластерной политики на федеральном уровне, также определены меры, направленные на предупреждение рисков неэффективной реализации кластерной политики в субъектах РФ. Во многом данный документ повторяет положения Концепции совершенствования региональной политики.
Отметим ещё один структурный элемент нормативно-методического обеспечения, называемый «Производственная кооперация крупного и малого бизнеса. Рекомендации по созданию промышленных кластеров» [13], который был разработан Торгово-промышленной палатой РФ ещё в 2006 г. В рекомендациях кластеры представлены как формы производства, возникающие в результате кооперации малого и среднего бизнеса. Разработчики также ставят вопрос о том, кто должен участвовать в создании кластерных структур и в каком объёме.
Заметим, что немаловажное значение имеет принятая в 2006 г. государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Данная программа была рассчитана на 2006-2010 гг. и была направлена на поддержку высокотехнологичных производств и отраслей, развитие которых является неотъемлемым компонентом экономического роста страны, особенно в свете модер-низационных процессов, происходящих в отечественной экономике сегодня. Авторы постулируют о формировании технопарков, которые, по сути, выступают кластерными структурами инновационного типа. Причём, особенность программы заключается в том, что инфраструктура и объекты технопарков создаются в том числе и за счёт средств федерального бюджета. Однако, по мнению разработчиков программы, данная государственная поддержка является адресной, поэтому не подменяет рыночные механизмы развития высокотехнологичных отраслей экономики. Согласно программе, планировалось создание технопарков в ряде субъектов РФ, но, к сожалению, на сегодняшний день ни в одном из них не сформирована даже соответствующая инфраструктура.
Учитывая важность проблем развития кластеров в России, в 2010 г. при Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ была создана комиссия по кластерным технологиям - подкомитет ТПП РФ по развитию субконтрактации и кластерных технологий, в состав которой вошли почти три десятка представителей регионов, практические работники и исследователи, занимающиеся проблемами кластеризации экономического пространства [15]. К примеру, членами комиссии являются такие известные исследователи кластерной экономики, как И.В. Пилипенко, Г.Б. Клейнер, А.Е. Шаститко, В.П. Третьяк и ряд других.
К основным задачам данной структуры отнесены:
- адаптация теории и практики развития кластеров развитых, развивающихся и транзитивных стран;
- сбор и распространение лучшей практики по развитию кластеров;
- совершенствование правового регулирования процессов развития кластеров;
- пропаганда и продвижение кластерного подхода в регионах РФ и на федеральном уровне;
- экспертная поддержка участников кластерных проектов (в том числе центров кластерного развития).
Непосредственно законодательный уровень кластерного законодательства включает ряд нормативноправовых актов, имеющих статус федеральных законов, а именно:
- ФЗ «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ;
- ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ;
- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ;
- ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» от 28 сентября 2010 г. №244-ФЗ [1].
Большое значение имеют вопросы правового регулирования кластерных структур на уровне субъектов федерации. А.А. Ефремов выделяет здесь такие проблемы, как [4]:
• Проблема межведомственной координации стимулирования инновационной деятельности в субъектах РФ. Вопросы государственного управления инновационным развитием на уровне субъектов РФ могут относиться к компетенции органов исполнительной власти как в сфере науки, так и промышленности,
связи и т.п. Это делает актуальным обеспечение межведомственной координации, в том числе и для формирования кластеров.
• Проблема недостаточного закрепления кластерной политики в инновационном законодательстве субъектов РФ. Как правило, вопросы, связанные с формированием кластерных структур, освещены в общих документах социально-экономической направленности, что свидетельствует лишь о том, что регионы создают программы развития, которые коррелируют с основными посылами общефедеральных документов. А это, в свою очередь, придаёт региональным программам «налёт» формальности.
Следует отметить, что среди законов, регулирующих инновационную деятельность в регионах, формирование кластеров упоминается лишь в двух (Алтайский край [2] и Новосибирская область [3]), а это всего лишь 3,8 %. Немногим лучше обстоит дело с концепциями и стратегиями развития субъектов - кластеры упоминаются в 27,5 % из них.
• Проблема информационного обеспечения инновационной деятельности. Суть данной проблемы заключается в том, что очень часто хозяйствующие субъекты, имея инвестиционные планы и проекты, не в состоянии найти самостоятельно потенциальных инвесторов. Можно предложить распространение положительного опыта правового регулирования информационного обеспечения инновационной деятельности отдельных субъектов (Республика Башкорстан, Томская область). Также необходимо, на наш взгляд, нормативно закрепить формы информационного обеспечения, которые бы были направлены на выявление и формирование кластерных структур.
• Проблема защиты конкуренции при реализации кластерной политики [5].
Безусловно, огромное значение имеет вопрос о правовом статусе создаваемых в российской экономике кластерах [12]. Что будет представлять собой организационная форма кластера: то ли при создании кластера вошедшие в него организации будут объединены в одно новое юридическое лицо, то ли в уставные документы взаимодействующих компаний не будут вноситься изменения, и они по-прежнему останутся зарегистрированными в своих организационно-правовых формах и просто будут вместе развиваться?
В первом случае возникает множество правовых вопросов. К примеру, какой орган будет заниматься государственной регистрацией данных структур, какова будет их организационно-правовая форма? А также вопросы, связанные с постановкой на налоговый учёт, разработкой типовых учредительных документов и другие юридические вопросы.
Однако на сегодняшний день разрабатываемые и реализуемые программы социальноэкономического развития России и её субъектов имеют ряд недоработок, методологических просчётов, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона, возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов, а значит, не могут реально способствовать созданию производственных кластеров, привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов.
В случае подготовки законопроекта целесообразно было бы осветить такие вопросы, как общие положения, основные понятия, участники кластера, порядок их государственной регистрации, управление и ведение дел в создаваемом комплексе предприятий, контроль и отчётность, ликвидация и её последствия.
Подводя итог, считаем необходимым отметить, что развитию кластерного подхода к экономике в России в первую очередь мешает отсутствие законодательной базы.
Существуют противоречия между объективно существующей потребностью в переходе к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны и действующим правовым регулированием инновационной деятельности как на уровне Федерации, так и её субъектов.
Анализ результатов исследований в области теории формирования и развития кластеров позволяет сделать вывод о том, что для их эффективного проектирования и управления целесообразно в обозримом будущем принять общий законопроект, который будет посвящен регулированию вопросов создания, развития, эффективного взаимодействия и функционирования кластеров, а также подзаконные акты, регулирующие деятельность конкретных промышленных кластеров.
В таблице представлена структура формирующегося отечественного кластерного законодательства.
Структура и области регулирования кластерного законодательства России
Функциональный уровень Законодательный документ Область регулирования
Нормативно- методический Инновационная Россия (Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.) (2010 г.) Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике; протокол от 15 февраля 2006 г. № 1) Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р) Концепция совершенствования региональной политики в РФ (2009 г.) Концепция кластерной политики в Российской Федерации (2008 г.) Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации (Москва, 2008 г.) Методические рекомендации по формированию кластеров в субъектах РФ (Москва, 2008 г.) Производственная кооперация крупного и малого бизнеса. Рекомендации по созданию промышленных кластеров (Москва, 2006 г.) Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р) Формирование научнопроизводственных связей Создание институциональных структур современного постиндустриального общества Поддержка кластерных инициатив Формирование кластеров высокотехнологичной направленности Поддержка конкурентоспособности Снижение административных барьеров Оптимальное распределение рисков Предоставление налоговых льгот Осуществление целевых инвестиций
Законодательный Федеральный закон «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ Развитие обрабатывающего сектора экономики Поддержка конкурентных отношений Регулирование отношений в сфере бизнеса Правовое обеспечение инновационной деятельности
Рассмотрим зарубежный опыт в области нормативно-правовой поддержки кластеров как новых институтов экономического развития.
Весьма интересен опыт США в области формирования кластерных структур. Дело в том, что в данной стране практически не существует чёткой общефедеральной политики, направленной на развитие кластеров [9]. Государство лишь использует традиционные инструменты, такие, как поддержка конкурентных условий, поддержка научно-исследовательской и образовательной деятельности. Основной акцент кластерной политики - это уровень региона, т.е. основной игрок (штаты и более мелкие административные территории). В США федеральное правительство не имеет полномочий напрямую вмешиваться в политику штатов в области региональных кластеров, но предоставляет им косвенную поддержку. Со своей стороны федеральные власти, такие, как Economic Development Administration (EDA), действующая в рамках U.S. Department of Commerce (DoC) (США), которая отвечает за региональное экономическое развитие и работает непосредственно с регионами, поощряют использование кластерного подхода при разработке стратегий социально-экономического развития территорий.
Правительство Франции ещё в 2005 г. приступило к реализации национальной кластерной политики. Далеко не последнюю роль в данном процессе играет тесное взаимодействие с региональными властями. В Германии кластеры долгое время развивались без вмешательства государства, но с 2003 г. центральное правительство внедряет большое число программ поддержки отдельных регионов и областей технологий. Финансовые ресурсы кластерные структуры получают из федеральных и местных источников. Отметим, что в случае реализации инновационных проектов немецкие компании получают налоговые льготы, в противном случае - ничего либо крупные штрафы.
В Финляндии Министерство торговли и промышленности подготовило директивы, на основе которых была разработана и утверждена Национальная промышленная стратегия, что позволило совершить переход от макроэкономического регулирования к промышленной и технологически конкурентной политике, основанной на развитии кластеров. Сегодня динамичное развитие Финляндии происходит за счет эффективного взаимодействия крупных, средних и малых предприятий с непосредственным участием системы государственной поддержки. В Канаде отсутствует единая концепция реализации кластерной политики на федеральном уровне. Предполагается, что основная роль правительства должна сводиться к установлению общих для экономики правил и предоставлению услуг, а реализация конкретных кластерных инициатив может быть поручена администрациям провинций и муниципалитетов.
Зарубежный опыт показывает, что в развитых странах Северной Америки и Западной Европы политика формирования кластеров реализуется по схеме «снизу-вверх», то есть от регионального уровня к общегосударственному (федеральному). В России же, наоборот, центральные власти задают основной вектор движения, а муниципалитеты и региональные власти «подстраивают» свои программы и стратегии развития под федеральные. Необходимо отметить, что зачастую тезис «создание и поддержка кластеров» включается в данные документы лишь для того, чтобы соответствовать общегосударственным стратегиям развития.
Таким образом, для нивелирования проблем и недостатков кластерного законодательства, существующего сегодня, возникла насущная необходимость разработки федерального закона, который бы регламентировал отношения в области формирования и развития кластерных структур. На наш взгляд, данный закон может иметь название «О формировании кластерного пространства в Российской Федерации». Безусловно, этот нормативно-правовой акт будет основываться на концепциях и стратегиях, которые были рассмотрены ранее, но главной его особенностью должно быть структурирование всех компонентов и элементов поддержки кластеров на территории страны. Мы считаем, что Федеральный закон «О формировании кластерного пространства в Российской Федерации» будет состоять из следующих разделов:
1. Предмет регулирования и цели настоящего федерального закона.
2. Правовое регулирование отношений, возникающих при формировании кластерных структур.
В данном разделе важным, на наш взгляд, является освещение таких юридических вопросов, которые определяли бы организационно-правовую форму предприятий и организаций кластера; порядок регистрации; постановку на налоговый учёт; контроль и отчётность деятельности; порядок и последствия ликвидации элементов кластерной структуры.
3. Основные понятия и принципы формирования кластеров:
- чёткое определение дефиниции «кластер»;
- признаки кластера;
- субъектный состав;
- цели и задачи функционирования;
- классификация и стадии развития.
Отметим, что на сегодняшний день общепринятого определения кластера в российской экономической литературе не существует, и этот недостаток в конечном итоге приводит к путанице и подмене понятий. Подтверждением тому выступают нормативные документы, рассмотренные ранее. На наш взгляд, необходимо определиться, что кластер - это новый институт развития экономики, а не привязывать его к существовавшим ранее территориально-производственным комплексам, а также разграничивать понятия «кластер», «технопарк», «бизнес-инкубатор» и другие.
4. Государственная кластерная политика:
- цели и задачи;
- основные направления;
- инструменты и механизмы реализации;
- разграничение полномочий по реализации кластерной политики между федеральными, региональными и муниципальными властями.
В данном разделе следует обратить внимание на механизм реализации кластерной политики. Ранее мы упоминали о том, что для России, в отличие от ведущих зарубежных государств, данная политика проводится по принципу «сверху-вниз», но, как показывает практика, эта модель политики к отечественной экономике не применима. Во-первых, федеральные программы поддержки кластеров лишь задают общие контуры проведения кластерной политики, а региональные и муниципальные программы включают раздел «формирование кластеров» зачастую лишь для того, чтобы формально соответствовать общероссийским стратегиям развития кластерной экономики. Во-вторых, асимметричность деления и развития отдельных регионов РФ требуют комплексного подхода к организации на их территории кластеров, а не простого включения пункта о кластерах в региональные нормативные документы. В-третьих, кластерные инициативы должны исходить от местных и региональных властей, а не навязываться федеральным центром.
5. Критерии оценки эффективности кластера и наблюдаемость его деятельности для государственной и муниципальной статистики, информационное обеспечение кластерной организации производства.
В настоящее время много сомнений и вопросов вызывает существующая система статистических показателей для оценки результативности деятельности хозяйствующих субъектов как на макро-, так и на мезо-уровне, особенно если это касается выявления в этих показателях современных тенденций и направлений развития хозяйственного комплекса региона или страны. Возможно сегодня уже сформировалась объективная необходимость отражать в системе конечных показателей и степень интеграции производительных сил и объемы продукта, созданного такими предприятиями и организациями, и уровень инновационной направленности выпускаемой продукции или оказываемых услуг (ведение базы данных по предприятиям; наличие информационно-коммуникационных технологий в производстве; их объемы; их доля в конечном продукте и пр.).
6. Роль различных государственных и частных структур в реализации на практике кластерной политики. К таковым структурам уже сейчас могут быть отнесены:
- подкомитет Торгово-промышленной палаты РФ по развитию субконтрактации и кластерных технологий;
- комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (г. Санкт-Петербург);
- межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства (Центр кластерного развития г. Москвы);
- прочие комитеты, агентства и объединения предпринимателей, отвечающие за кластерное развитие.
7. Разработка законодательных документов субъектов РФ, регулирующих отношения в области формирования кластеров.
Таким образом, проведённый анализ показал, что наличие отдельных разрозненных правовых актов не позволяет исследовать кластер во взаимосвязи всех его структурных компонентов, не раскрывает в полной мере его внутреннее содержание и функциональную направленность, прежде всего, как объекта системного анализа, с одной стороны, и как института - с другой. Всё это позволяет нам судить о необходимости разработки значительного объёма вопросов правового регулирования кластерных структур.
Литература
1. Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» от 28 сентября 2010 г. №244-ФЗ. - М., 2010.
2. Закон Алтайского края от 14.09.2006. №95-ЗС «Об инновационной деятельности в Алтайском крае». -Барнаул, 2006.
3. Закон Новосибирской области от 15.12.2007. №178-ОЗ (ред. от 04.12.2008) «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы». - Новосибирск, 2007.
4. Ефремов А.А. Кластерная политика как инструмент формирования инновационной экономики: проблемы правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации // Интеллектуальная собственность: теория и практика: сб. докл. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 25-26 июня 2009 г.).
- СПб., 2009.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (рас-
поряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р). - М., 2008.
6. Концепция кластерной политики в Российской Федерации. - М., 2008.
7. Концепция совершенствования региональной политики в РФ. - М., 2009.
8. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития России // Про-
блемы прогнозирования. - 2010. - № 6. - С. 45-57.
9. Меньшенина И.Г., Капустина Л.М. Кластерообразование в региональной экономике. - Екатеринбург, 2008.
10. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации. - М., 2008.
11. Методические рекомендации по формированию кластеров в субъектах РФ. - М., 2008.
12. Орлов С.В., Орлова К.А. Экономические и правовые основы создания кластеров в России // Вестн. Калининград. юрид. ин-та МВД России. - 2010. - № 3. - С. 76-80.
13. Производственная кооперация крупного и малого бизнеса: рекомендации по созданию промышленных кластеров. - М., 2006.
14. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.: утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике. - М., 2006.
15. Сайт подкомитета ТПП РФ по развитию субконтрактации и кластерных технологий // http://www.promcluster.ru.
УДК 382.811 Н.В. Тумаланов, В.В. Иванов, Э.Н. Тумаланов
ВОЗДЕЙСТВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ИХ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБМЕНЕ
В статье рассмотрены проблемы модернизации в сфере легкой промышленности. Проанализированы изменения, которые происходят под ее воздействием в отраслевой конкурентной среде. В частности, речь идет о конкурентоспособности отечественных производителей и их позициях в обмене.
Ключевые слова: модернизация, конкурентная среда, конкурентное преимущество, отношения обмена, сравнительное преимущество.
N.V. Tumalanov, V.V. Ivanov, E.N. Tumalanov
MODERNIZATION INFLUENCE ON DOMESTIC PRODUCER COMPETITIVENESS AND THEIR POSITION
IN THE EXCHANGE
The modernization problems in the light industry field are considered in the article. The changes that occur under its influence in the industry competitive environment are analyzed. In particular, it is said about the domestic producer competitiveness and their positions in the exchange.
Key words: modernization, competitive environment, competitive advantage, exchange relations, comparative advantage.
Функции модернизации в формировании условий конкуренции на отраслевых рынках. Под
влиянием глобализации и процессов, вызванных ею, происходят изменения в условиях конкуренции в отраслях и в отношениях обмена между отраслями. В настоящее время действие исходных факторов, формирующих условия конкуренции и обмена, таких, как структура отраслевых рынков, конкурентная среда в них, характер спроса на товары, усугубляется давлением ряда других факторов, наиболее мощным из которых является модернизация. Выявление закономерностей воздействия модернизации на условия конкуренции в отраслях позволяет глубже понять те изменения, которые происходят на отраслевых рынках и в отношениях обмена между отраслями. Эти новые знания могут быть использованы в выработке стратегии создания долгосрочного конкурентного преимущества отечественных производителей на отраслевых рынках и рационализации стоимостно-ценовых отношений в обмене.
Модернизация в большинстве отраслей современной отечественной экономики неразрывно связана с конкурентоспособностью производителей. Сам процесс модернизации побуждается обострением конкуренции и усложнением ее условий. В базовых отраслях процесс модернизации свое воздействие распространя-