УДК 332.122:334.764.47 DOI 10.12737/2816
Получено 13.11.2013 Одобрено 22.11.2013 Опубликовано 17.03.2014
Егоров В.В.
д-р социол. наук, профессор кафедры государственного регулирования экономики, проф. кафедры экономики и финансов АНО ВПО «Евразийский открытый институт», г. Москва
e-mail: [email protected]
Перспективы кластерного развития регионов России
Аннотация
Целью данной статьи является выявление и описание проблем формирования, реализации региональной кластерной политики в России. Однако в настоящих условиях это невозможно по причинам отсутствия как понимания структуры кластера, его роли, значения в экономическом и территориальном управлении, так и нормативно-правовой базы для регионального, межрегионального развития и установки границ территориальной ответственности, а также поддержки самого кластера, входящих в него организаций, предприятий со стороны регионов и государства. Решение указанных проблем имеет научную новизну и практическую ценность.
Ключевые слова:
кластерная политика, экономическое развитие, инфраструктура, инновационная деятельность, малый и средний бизнес, государственно-частное партнерство, нормативная база.
Egorov V.V.
Doctor of Sciences (Sociology) Professor at the Department of Economics and Finance and the Department of Government regulation of the economy, Eurasian Open Institute, Moscow
e-mail: [email protected]
Prospects of Cluster Development in the Russian Regions
Abstract
The paper attempts to identify and describe issues of regional cluster policy elaboration and implementation in Russia. Yet this is unfeasible due to the lack of established understanding of cluster structure, role and value of clusters in economic and territorial administering, and of a regulatory framework for regional and inter-regional development and setting up of territorial jurisdiction boundaries as well as of support to clusters as a whole and to member organizations and enterprises on the part of state and regional authorities. Solution of the above mentioned problems has the scientific novelty and practical value.
Keywords:
cluster policy, economic development, infrastructure, innovation, small and medium business, public-private partnership, regulatory framework.
В ходе анализа зарубежной и российской практики встает вопрос: каким образом развивать кластеры в нашей стране, учитывая ее особенности? Вряд ли мы сможем воспроизвести в нашей стране Силиконовую долину — она возникла в специфических американских условиях. Однако методологию ее создания можно перенять. При этом следует понимать: практически любой кластер — это временное явление, он не создается на века. Кластеры появляются и исчезают в зависимости от экономической конъюнктуры. А инфраструктура их воспроизводства должна существовать постоянно для того, чтобы кластерные проекты регулярно возникали. В связи с этим крайне важно формировать центры кластерного развития по всей России. Сегодня у нас далеко не все понимают, в чем смысл и значение таких институтов. Поэтому целесообразно включать пункты по образованию кластеров в региональные планы экономического развития. Сейчас этого понятия нет во многих официальных документах и кодексах.
Рассмотрим пути развития кластеров в России.
1. Первым шагом на пути формирования кластеров, в том числе и научно-промышленных, в нашей стране должна стать разработка продуманной кластерной политики и ее нормативно-правового обеспечения.
2. Как показывает мировой опыт, одной из наиболее эффективных форм реализации кластерной политики является создание государственно-частных партнерств в научной сфере, нацеленное на передачу в промышленность новейших технологий и научных достижений.
Здесь следует выделить четыре обязательных составляющих:
• юридические лица, осуществляющие исследования (университеты, исследовательские организации и центры коммерциализации исследований и разработок);
• коммерческие организации (крупные предприятия и предприятия малого и среднего бизнеса) или их локальные объединения;
• региональные (местные) органы государственной
власти (местные и региональные органы управления, агентства регионального развития);
• национальные органы власти .
3 . Необходимо развитие и реформирование национальной инновационной системы (НИС) для активизации инновационной деятельности и ускоренного внедрения научных разработок в производство промышленных товаров . Основу данной системы должны составить сетевые структуры поддержки и разработки нововведений
4 . Развитие бизнес-среды, включающей как меры денежно-кредитной, налогово-бюджетной, внешнеэкономической политики, административно -правовые меры, так и поддержку конкуренции, прозрачности бизнеса, охрану прав собственности, свободу предпринимательства и др
5. Развитие малого и среднего бизнеса также является необходимым условием успешной деятельности кластеров, так как на Западе львиная доля генерирования инноваций и технологических прорывов приходится именно на средние и малые предприятия . Кластер не может существовать без наличия разветвленных сетевых связей между большим количеством малых и средних предприятий . По мнению автора, в кластерах малый и средний бизнес начнет функционировать особенно активно, так как создаваемая в них среда требует его массового присутствия
6 . Особая роль в развитии кластеров, в том числе и научно-промышленных, принадлежит технопаркам, которые способны составить ядро инновационного кластера. Они создают условия для объединения в кластер на основе взаимовыгодной кооперации малых инновационных предприятий, научного центра, высшего учебного заведения и обеспечивают не спонтанную концентрацию разнообразных научных и технологических изобретений, а определенную систему распространения новых знаний и технологий . Благоприятные возможности для развития кластерных проектов открывает использование потенциала особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-произ-водственного типов
7 . Необходима поддержка в первую очередь региональных органов власти, которые обладают достаточными рычагами (правовыми, финансовыми, административными) для ускорения процесса формирования кластеров и создания предпосылок их эффективного функционирования, располагая более точной информацией о состоянии промышлен-
ности, природных и трудовых ресурсах региона, потенциальных возможностях его развития и т д
8 . Усилия государственных органов должны быть направлены не только на поддержку отдельных предприятий и отраслей, но и на развитие взаимоотношений: между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и правительственными институтами и т д
9 . Общественность в лице представителей предприятий, население и общественные организации должны быть подключены к процессу работы над созданием кластеров в регионе . Это необходимо потому, что для кластера в наших условиях должна быть характерна не только инновационная, но и социально направленная деятельность
10 . Вместе с тем в российской практике при формировании кластерных структур не следует пренебрегать накопленным опытом, связанным с развитием территориально-промышленных комплексов (ТПК) . Ряд положений концепции ТПК в актуализированном виде был бы крайне полезен при формировании новых промышленных районов, создании кластеров и освоении перспективных территорий на основе государственно-частного партнерства, проектного и программного управления Потенциал ТПК, в том числе все элементы инфраструктуры, доставшиеся России от советского времени, вполне можно использовать для организации кластеров на рыночной основе Речь может идти об авиакосмических кластерах в городах Москве и Самаре, о судостроительном кластере в С .-Петербурге и др . Использование этого опыта весьма актуально для формирования внепространственных кластеров, создаваемых сознательно для получения общего конкурентного преимущества. Так, неплохие перспективы в этом плане имеет создание кластеров в электроэнергетике, производстве энергетического оборудования и в ряде экспортно-ориентированных промышленных секторов, где уже сложились сравнительные конкурентные преимущества России на мировых рынках
11. Кластеризация должна стать генеральной тенденцией формирования региональных рынков и специализации регионов В то же время на современном этапе становления рынка нет необходимости ориентироваться на некий идеальный или универсальный тип кластера . Одновременно не обязательно административные границы регионов должны совпадать с границами кластеров: рыночная макроэкономика нуждается в институте кооперации субъектов макроуровня, так как именно со станов-
лением рынка стратегических программных инвестиций во главе с кооперацией государства и крупного финансового капитала связан процесс кластеризации . Рекомендуется не опасаться, что на первых порах контуры кластерной модели будут несколько размытыми . Главное — не упускать из виду общий тренд развития
12 . Важнейшей задачей на пути развертывания кластерных инициатив является создание действенной нормативно-правовой и законодательной базы, без которой невозможно правильно проработать юридическую составляющую кластерных структур . У региональных властей отдельных субъектов единой матрицы построения таких структур сегодня нет В отличие от европейской практики кластеризации, оформленной в виде конкретной и четкой системы организации и консолидации возможностей производственных мощностей с целью повышения за счет инноваций конкурентоспособности отрасли и территории в целом, российские регионы выстраивают кластеры по собственному видению, изобретая каждый свой «велосипед» . В связи с этим целесообразно вывести кластерные инструменты развития на системный уровень, выработать путем согласованного взаимодействия общую методологию формирования кластеров, а также механизмов государственной поддержки кластерных инициатив и кластерных организаций, шире использовать программно-целевые методы .
В настоящий момент необходим документ, который не только отражал бы современные тенденции инновационного пути развития постиндустриальной и глобализирующейся экономики, но и включал пакет документов программного характера, в котором бы были представлены:
• концепция кластерной политики в Российской Федерации;
• программа кластерной политики в Российской Федерации как порядок последовательных решений, мер и действий;
• пакет проектов государственно-управленческих решений по реализации кластерной политики (нормативные правовые акты) . Таким образом, нормативное закрепление механизмов кластерной политики является сегодня главным направлением совершенствования правового регулирования инновационной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации
13 . Необходимо комплексное государственное целевое выделение средств на развитие кластерной системы . Правительство РФ, конечно, финансирует отдельные проекты, выделяет деньги на создание
технопарков и внедрение инноваций, однако эти действия имеют разрозненный характер . Средства зачастую находятся в разных фондах и министерствах, что создает большие сложности У регионов, в свою очередь, денег на инновации также не хватает
Поскольку в Российской Федерации предпосылки для формирования естественных кластеров отсутствуют, государство пытается взять на себя эту функцию, включая ее в региональную политику Практика показывает, что государство вполне может быть конструктивным в сфере создания новых отраслей . Опыт показывает, что такие отрасли не столько появляются сами по себе, сколько являются плодом насаждения значимости масштабных инвестиционных проектов Государство, исполняя роль посредника путем формирования площадок для взаимодействия, выступая в некоторых случаях гарантом исполнения обязательств, принимая на себя часть рисков, участвуя непосредственно в проектах, формулируя и уточняя правила игры и пр , позволяет организаторам кластера (как коммерческим, так и некоммерческим) интенсифицировать взаимодействия друг с другом и более полно использовать потенциал положительных эффектов Целью региональной экономической политики становится развитие конкурентоспособной экономики, т е создание устойчивого самовоспроизводящегося территориального сообщества, исповедующего принцип: «это место должно быть желанным для жизни», а сосредоточение высокотехнологичных предприятий становится символом его развития
В регионах кластер может быть организован по следующей примерной схеме
1. Решение регионального органа власти (краевого, областного и др . ) о формировании кластера (или кластеров) в регионе, определение его предполагаемой целевой стратегической направленности; назначение ответственного лица в администрации за координацию деятельности по формированию кластера
2 . Формирование концепции кластера, его целевой стратегической направленности
3 . Определение ядра кластера — крупного научно-технического центра, крупного промышленного предприятия (иногда двух или трех предприятий)
4 . Формирование модели кластера, его оптимального состава; определение «недостающих звеньев», т. е . организаций, которые должны входить в рациональную структуру кластера, хотя к началу его формирования их в регионе нет. Это может быть, например, информационно-вычислительный центр .
5 Разработка программы мероприятий по формированию кластера, организационного плана и календарного графика их выполнения
6 Организация контроля за ходом выполнения мероприятий по формированию кластера
7 Определение системы связей и организация взаимодействия между организациями, входящими в состав кластера
8 Определение состава централизованных служб, которые целесообразно сформировать для обслуживания организаций кластера (единый расчетный центр, центр маркетинговых исследований, логистический центр и др ) Определение организаций, на базе которых могут быть сформированы централизованные службы, а при отсутствии таких организаций — подготовка предложений по их созданию .
9 Мониторинг и ежемесячный доклад руководству региона о ходе формирования кластера
Такие меры должны быть разработаны по каждому кластеру в регионе, соответственно, кластерной политикой региона должны заниматься власти субъекта Российской Федерации . Опыт США и Германии является наглядным подтверждением этого тезиса При этом федеральные программы поддержки должны содержать общие принципы кластерной политики государства . На данном этапе развития экономики страны в них также должна быть отражена возможность адресного финансирования отдельных региональных кластерных проектов в условиях того, что некоторые субъекты Российской Федерации не имеют достаточных финансовых средств для осуществления собственных программ развития кластеров . Еще одним важным составляющим федеральных программ должно стать развитие (в первую очередь финансирование) кластеров федерального значения, возможно, они будут выходить за рамки одного региона
Становление и развитие кластеров — длительный процесс, ход и результаты которого зависят от большого числа факторов Возможности управления этим процессом ограничены и в значительной мере связаны не с прямыми управляющими воздействиями на кластер и его участников, а с косвенным влиянием, направленным на создание более благоприятной внешней среды
Необходимо обратить внимание на разницу между промышленной и кластерной политикой . Промышленная политика — это политика, ориентированная на развитие экономики через организацию ее структуры Как правило, речь идет о создании новых отраслей и увеличении их доли в экономике Тогда как кластерная политика ставит своей задачей раз-
витие всех существующих хозяйственных агломераций до уровня кластеров и создание недостающих элементов В рамках кластера создаются наиболее благоприятные предпосылки для специализации каждого предприятия на выполнение бизнес-процессов, которые оно в состоянии выполнять наиболее эффективно. Другие процессы могут быть переданы на аутсорсинг Поэтому целесообразно создавать в кластере центр консалтинговых услуг или, как их называют, центр субконтрактации, который способствует поиску наиболее эффективных вариантов аутсорсинга
Каждый кластер должен иметь собственную систему управления с координационным органом (например, комитетом), включающим представителей компаний (малого, среднего и очень крупного бизнеса), университетов, научных центров и других участников Для функционирования кластера должен быть разработан и утвержден участниками кластера комплекс документов, регламентирующих взаимоотношения участников кластера К ним, в частности, относятся: Положение о взаимоотношениях участников кластера, Положение о Координационном совете кластера, Положение о формировании централизованных фондов и резервов кластера и др При создании в кластере централизованных служб, например, Информационно-вычислительного центра, Расчетного центра и др , разрабатываются положения, регламентирующие деятельность каждой из них
По мнению Г Б Клейнера, Р М Качалова и И . Б . Нагрудного, стратегия кластера должна формироваться как амальгама четырех типов групповых стратегий:
а) стратегических планов входящих в кластер предприятий с учетом их всесторонних взаимосвязей (объектная стратегия кластера);
б) стратегических планов развития и взаимосвязи процессов (процессная стратегия кластера);
в) стратегическое описание проектов (целевых программ), реализуемых участниками кластера (проектная стратегия кластера);
г) стратегических планов функционирования и развития сообществ, сформированных из лиц, имеющих отношение к организации кластера
Сплетение этих четырех стратегий образует целостную, всестороннюю и полную стратегию кластера Общие стратегические планы по каждому из четырех направлений формируются как синтез частных планов подсистем и системы в целом Должна быть стратегия развития кластера как единого комплекса, учитывающего стратегии всех организаций,
но стратегия кластера первична Учитывая инновационную направленность деятельности кластера, целесообразно формирование отдельного фонда поддержки инновационной деятельности, выделение грантов на выполнение НИР, проведение экспериментов по тематике, в которой заинтересованы все или несколько участников кластера
Для успешной реализации региональной кластерной политики в России необходимо:
• первым шагом реализации кластерной политики должно стать выявление существующих хозяйственных агломераций и анализ потенциала их кластеризации;
• формирование в стране более гибкого рынка труда, активной миграции трудоспособного населения — мера очень важная . Кластеры быстро зачахнут, если не будут питаться квалифицированной рабочей силой;
Литература
1. Идрисов А. Стратегия развития региона // Консультант. 2010. № 8. С. 36-46.
2. Касымов Г.Ф. Совершенствование процесса формирования кластеров в экономике // Экономика. 2010. № 1. С. 50-57.
3. Панченко Л. Чем болеют наши кластеры? // Невское время. 2011. № 6. С. 14-19.
4. Татаркин А.И. Кластерная политика региона // Промышленная политика в Российской Федерации. 2010. № 8. С. 50-58.
• для организации научно-промышленных кластеров необходимо наличие на территории крупных современных исследовательских университетов, способных составить конкуренцию зарубежным образовательным учреждениям на рынке образовательных услуг и инновационных разработок;
• государственная поддержка приоритетных фундаментальных и прикладных НИОКР необходима потому, что государство должно планировать и задавать направление движения всей научной сфере страны в целом (пример — нанотехнологии);
• развитие логистической инфраструктуры, в том числе транспортной, складской и пр ., — для России одна из ключевых целей
• наличие устойчивой стратегии развития является одним из важнейших факторов для успешного развития кластера
References
1. Idrisov A. Strategiya razvitiya regiona [Regional development strategy]. Konsul'tant [Consultant]. 2010, no. 8, pp. 36-46.
2. Kasymov G.F. Sovershenstvovanie protsessa formirovaniya klasterov v ekonomike [Improving the process of cluster formation in the economy]. Ekonomika [Economy]. 2010, no. 1, pp. 50-57.
3. Panchenko L. Chem boleyut nashi klastery? [What sick our clusters?]. Nevskoe vremya [Neva time]. 2011, no. 6, pp. 14-19.
4. Tatarkin A.I. Klasternaya politika regiona [Cluster policy in the region]. Promyshlennaya politika v Rossiyskoy Federatsii [Industrial policy in the Russian Federation]. 2010, no. 8, pp. 50-58.