Научная статья на тему 'Инновационная кластерная модель реализации социальных проектов государственно - частного партнёрства'

Инновационная кластерная модель реализации социальных проектов государственно - частного партнёрства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / INNOVATIVE CLUSTER / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / SOCIAL PROJECTS / КЛАСТЕРНЫЕ МОДЕЛИ / CLUSTER MODELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Песковский Анатолий Сергеевич

В статье исследуется государственно-частное партнёрство в реализации социальных проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Дано авторское определение понятия «инновационный кластер» как экономической категории. При этом инновационный кластер рассматривается как динамическая сложноподчиненная система с функционально взаимосвязанными элементами и основанная на достижения общей цели в виде комплексного экономического роста и повышения конкурентоспособности всех компонентов системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative cluster model of implementation of social projects of public-private partnership

In article public-private partnership in implementation of social projects at the federal, regional and municipal levels is investigated. Author's definition of the concept "innovative cluster" as economic category is given. Thus the innovative cluster is considered as dynamic complex system with functionally interconnected elements and based on achievements of a common goal in the form of the complex economic growth and increase of competitiveness of all components of system.

Текст научной работы на тему «Инновационная кластерная модель реализации социальных проектов государственно - частного партнёрства»

УДК 332.122

ИННОВАЦИОННАЯ КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА

Песковский Анатолий Сергеевич

аспирант Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

В статье исследуется государственно-частное партнёрство в реализации социальных проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Дано авторское определение понятия «инновационный кластер» как экономической категории. При этом инновационный кластер рассматривается как динамическая сложноподчиненная система с функционально взаимосвязанными элементами и основанная на достижения общей цели в виде комплексного экономического роста и повышения конкурентоспособности всех компонентов системы.

Ключевые слова

• инновационный кластер,

• государственно-частное партнёрство,

• социальные проекты,

• кластерные модели.

Anatoly Peskovsky, post-graduate student of the Russian academy of public service and national economy at the

President of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation.

Innovative cluster model of implementation of social projects of public-private partnership

In article public-private partnership in implementation of social projects at the federal, regional and municipal levels is investigated. Author's definition of the concept "innovative cluster" as economic category is given. Thus the innovative cluster is considered as dynamic complex system with functionally interconnected elements and based on achievements of a common goal in the form of the complex economic growth and increase of competitiveness of all components of system.

Keywords

• innovative cluster,

• public-private partnership,

• social projects,

• cluster models.

Кластер в литературе рассматривается как эффективная форма взаимодействия власти и бизнеса, что распространяется и на социальную сферу. Причем в западном опыте кластеризации немало эффективных результатов. При этом можно определить основные признаки общие для всех процессов создания кластерных образований: прямое участие научно-исследовательских и учебных организаций, которые являются инициаторами процесса создания кластеров; крупные финансовые вложения в создание кластеров; активное участие государственных институтов в развитии кластерной политики; выгодный всем участникам партнерский, характер взаимодействия между всеми участниками кластерных образований; наличие ядра (центра) в виде ведущего отраслевого коммерческого предприятия, периферии, платформы кластера в виде союзов, ассоциаций, партнерств и инфраструктуры.

Применения кластерной структуры в социальных проектах государственно-частного партнёрства (ГЧП) с использованием накопленного иностранного и отечественного опыта дают возможность определить степень необходимости активного участия государственных институтов в такой модели партнерства. В современной научной литературе показана возможность эффективного управления государственными институциональными процессами кластеризации в качестве одного из приоритетов развития отечественных ГЧП для реализации региональных социальных проектов1.

Возможности, повышающие конкуренцию использования региональной кластерной структуры коммерческих предприятий, выявляются в процессах увеличения направлений специализации и концентрации производства, конкуренции и кооперации, а также через повышение оптимальности управления связя-

ми внутри описываемой структуры, что дает возможность увеличить конкурентные преимущества коммерческим предприятиям по всем видам их деятельности. Для достижения этого результата необходимо обосновать существенные преимущества такой структуры для каждого коммерческого предприятия, входящего в кластер. Поэтому региональный экономический кластер можно представить как некое объединение коммерческих предприятий по технологическому и территориальному параметрам, созданное для достижения цели повышения конкурентных преимуществ всех участников кластера. Также можно представить экономический кластер регионального масштаба как некую динамическую сложноподчиненную систему с функционально взаимосвязанными элементами, основанную на достижение общей цели в виде комплексного экономического роста и повышения конкурентоспособности всех компонентов системы. Указанная цель определяет как характер межотраслевых связей в такой структуре, так и частные задачи компонентов структуры. Сейчас разрабатываются и предлагаются различные варианты реформирования социальной сферы на основе ГЧП, в том числе и в варианте кластерного образования. Например, С.И. Баженов утверждает, что для достижения цели получения максимального эффекта, в кластер ЖКХ необходимо включить государственные институты, оказывающие влияние на его развитие и реализующие задачи повышения компетенции персонала, развития информационной инфраструктуры, проведения научно-исследовательских работ и предоставления техподдержки2.

С целью повышения эффективности государственных институтов на уровне региона по решению задач управления кластеризацией отраслей социальной сферы с использованием механизма ГЧП

необходимо разработать механизм управления путем использования Центров по развитию социальной сферы (ЦРСС), которые должны быть для руководства региональных государственных институтов неким консультативно-экспертным органом. Целью деятельности этих центров будет являться обеспечение процесса экспертного отбора и формирование приоритетов по региональным инвестиционным проектам в социальной сфере и рекомендации их в качестве первоочередных в рамках деятельности кластерной структуры ГЧП. Подбор таких проектов должен быть на основании действующих региональных стратегий и концепций развития, причем отобранные проекты, планируемые к реализации с использованием механизма ГЧП, должны соответствовать действующим критериям финансовой, социальной, бюджетной и экономической эффективности. Выбор и утверждение со стороны региональных государственных институтов дает возможность учитывать большую вероятность дальнейшей поддержки со стороны региональных государственных институтов по привлечению различного рода источников финансирования федеральной и межрегиональной информационной поддержки в приоритетном порядке. Кроме вышеуказанного ЦРСС в процессе осуществления своей уставной деятельности обязан использовать в качестве своей целевой деятельности поддержку конструктивного взаимодействия и эффективного диалога со всеми действующими и планируемыми субъектами региональной инвестиционной деятельности в рамках социальной сферы. Оценка эффективности деятельности ЦРСС обосновывается на достижении, на перспективном уровне, решении задачи функционирования в качестве основного органа в области экспертно-консультативной деятельности. На основании результатов деятельности Центр по

развитию социальной сферы может предлагать на рассмотрение государственным институтам правительства региона рекомендации и предложения в виде аналитическо-информационных записок, проектов и прочих документов. Инвестиционная заявка, поступившая в ЦРСС на рассмотрение возможности включения в реестр приоритетных социальных проектов, реализуемых с использованием механизма ГЧП, должна включать в себя еще и качественный бизнес-план, разработанный на основе подробной финансовой модели. В регламенте работы по приему заявок ЦРСС необходимо четко и однозначно определить наличие всех вышеперечисленных документов для их регистрации. Данное условие является обязательным для выполнения ЦРСС возложенных полномочий и ориентировано на повышение обоснованности и аргументированности предлагаемых решений на уровень государственного института правительства региона. Осуществление описанных условий в процессах совершенствования региональной инвестиционной политики с помощью механизма ГЧП в региональной кластерной модели дает возможность объединения усилий власти и общества на стратегических направлениях регионального социального развития. Ключевым элементом системы можно назвать на базе кластерной модели механизм ГЧП, реализующий конкурентные преимущества каждого субъекта кластера путем более эффективного использования применяемых инноваций и снижения транзакционных издержек. Результативность деятельности кластерных образований «всецело зависит от государственной кластерной политики»3, оценивается в процессах реализации проектов здравоохранения в целом ряде законодательных актов4. В этой связи можно предположить, что концептуальные подходы к формированию государственно-частных

проектов кластерной формы в сфере здравоохранения должны быть основаны на:

1) принципах кластеризации сферы регионального здравоохранения;

2) выделении ядра кластера, организации и учреждения здравоохранения;

3) выявлении организации и учреждения, осуществляющих: повышение уровня квалификации персонала, в том числе кадров высшей квалификации; НИР и НИОКР, включая центры инновационных исследований; поставку ТМЦ для городской и региональной систем здравоохранения; маркетинговые исследования в сфере здравоохранения; продвижение инноваций в сфере здравоохранения; финансирование проектов здравоохранения.

Указанная кластеризационная модель с участием государственных институтов и коммерческих предприятий в рамках механизма ГЧП дает возможность получения максимально возможного синергетического эффекта развития региональной сферы здравоохранения.

28 августа 2012 года поручением Председателя Правительства Российской Федерации № ДМ-П8-5060 утвержден перечень инновационных территориальных кластеров. В него включены 25 территориальных кластеров, определенных в рамках конкурсного отбора, осуществленного в рамках деятельности Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 года, а также решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 30 января 2012 года. Подготовлен проект перечня пилотных программ развития инновационных террито-

риальных кластеров (далее - Перечень).

По результатам проведенной работы на заседании Рабочей группы, состоявшемся 13 июня 2012 года, был согласован проект Перечня, в который вошли пилотные программы развития 25 территориальных кластеров. Ограничение количества кластеров, включенных в проект Перечня, определяется необходимостью отработки механизмов государственной поддержки кластеров на пилотных примерах, характеризующихся наибольшей проработанностью и потенциалом развития. Например, в части, касающейся информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-сектор), отобраны кластеры, располагающиеся на территориях с высоким уровнем концентрации научно-технической и производственной деятельности в области информационно-коммуникационных технологий. В их число входят ряд наукоградов и территорий базирования особых экономических зон, закрытых территориальных образований, включая города Зеленоград, Саров, а также агломерации Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Томска.

Научно-технологический потенциал кластеров в значительной степени определяется объемом расходов на НИОКР их участников5. Отобранные кластеры характеризуются высоким уровнем расходов на НИОКР. Так, по кластеру «Информационные технологии и электроника» совокупный объем расходов на НИОКР за 2007-2011 годы составил 418,6 млрд. рублей или в среднем 83,7 млрд. рублей ежегодно в рассматриваемом периоде. На период 2012-2014 годы расходы составили 287,5 млрд. рублей или в среднем 95,8 млрд. рублей ежегодно. Таким образом, программы развития данного кластера предусматривают существенное увеличение расходов на НИОКР - на 114 % по показателю отношения среднегодовых расходов на НИ-

ОКР за период 2012-2014 годы к аналогичному показателю в 2007-2011 годах.

Наличие высокого производственного потенциала является одним из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность участников инновационных территориальных кластеров и перспективы их развития. Это во многом обусловливает финансовую устойчивость участников кластеров, их способность привлекать ресурсы для реализации крупномасштабных исследовательских, инфраструктурных и коммерческих проектов6. Ключевым показателем для оценки производственного потенциала является объем совокупной выручки от продаж не сырьевой продукции на внутреннем и внешнем рынках. При этом большинство участников кластеров планируют значительно нарастить совокупную выручку.

Одним из важнейших условий, обеспечивающих конкурентоспособность участников кластера, является развитие инвестиционной деятельности - повышение инвестиционной активности предприятий-участников, прежде всего, за счет привлечения частных инвестиций. За 2009-2011 годы объем частных инвестиций в развитие производства, разработку и продвижение на рынок новых продуктов по кластерам «Информационные технологии и электроника» составил 35,0 млрд. руб. В период 20122016 гг. объем частных инвестиций в данные кластеры должен составить 61,6 млрд. руб. Программы развития инновационных территориальных кластеров предусматривают реализацию мероприятий по следующим основным направлениям: развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере, развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров,

развитие производственного потенциала и производственной кооперации, развитие инфраструктуры кластера, организационное развитие кластера.

В России кластерный подход начал внедряться с конца 90-х годов XX столетия, но до сих пор он не приобрел популярности и осуществляется не системно. За этот период лишь небольшое количество предприятий и организаций прошли стадию «неформальной кластеризации». В настоящее время проблемам кластеризации экономики, в особенности на муниципальном уровне7, уделяется особое внимание как ученых, так и тех, кто реализует управленческую или производственную деятельность. В этом контексте все чаще в отечественной научной литературе идет речь о «кластерном подходе», «кластерной модели экономического развития», «инновационных кластерных структурах», к созданию которых должно стремиться любое современное развитое государство, если оно желает выйти на высший рейтинг конкурентоспособности экономики на мировом рынке.

Анализ научных трудов по данной проблематике позволяет сделать вывод, что введение кластерной модели экономического развития страны является действенным инструментом повышения ее конкурентоспособности и, как отмечал английский ученый-экономист Дж. М. Кейнс, провоцирует «эффект мультипликатора» - возможность денег, вложенных в бизнес, увеличить как производственное, так и собственное потребление и, как следствие, продуцировать новые деньги за счет обеспечения синер-гетического эффекта во время совместной деятельности среди участников кластера8. Но, невзирая на достаточно широкий круг научных разработок в этой сфере, проблема кластеризации муниципального развития с целью адаптации деятельности МСП к динамической ры-

ночной среде относится к малоисследованным свойствам локальных экономических систем - системам микроуровня. Существует много толкований понятия кластер, но при этом содержательная нагрузка этого термина в последнее время остается почти неизменной. Один из основателей теории кластеризации, профессор Гарвардской бизнес - школы М. Портер определяет кластер как «систему поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, которые взаимодействуют в процессе создания дополнительной стоимости»9. Данный подход базируется на учете позитивных синергетических эффектов региональной агломерации, то есть близости потребителя и производителя, сетевых влияний и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения производства. М. Портер акцентирует внимание на отсутствии реальных границ между отраслями и типами деятельности, ведь все они рассматриваются во взаимосвязи.

Интересным также является подход к концептуализации кластера Ю.А. Арутюновым, который предлагает концепцию формирования кластера на основе интеграции «4К»: концентрации - в пределах локальной территории; конкуренции - внутри кластера в борьбе за потребителя, за его завоевание и удержание; конкурентоспособности - на рынке за счет высокой производительности труда, обусловленной специализацией и взаимным дополнением участников; кооперации - привлечении родственных отраслей и местных административных и научных институций для получения синергетического эффекта.

Исследование трудов авторов, изучающих кластеры и другие виды предприятий и объединений, дает возможность определить отличия современного

кластера от других интеграционных объединений организаций и предприятий, в частности территориально-производственных комплексов (ТПК), научно-производственных объедине-ний(НПО),промышленно-финансовых групп (ПФГ), ассоциаций, консорциумов, корпораций, концернов, холдинга. Можно выделить ряд наиболее характерных признаков (критериев), по которым они отличаются один от другого (смотри Таблицу).

Структура управления кластером традиционно сетевая, горизонтальная, по типу «ядро - поставщик», в ТПК, НПО - иерархическая, по типу «производственный узел - комплекс - район»10, в корпорации - иерархическая, сбалансированная по принципу централизации-децентрализации, в других объединениях имеет место иерархическая централизованная структура.

По принципам организации деятельности (в кластере участники-партнеры географически приближены к основному производству) имеет место локализованный контрактинг и аутсорсинг, а в классическом ТПК (еще с советских времен разделение труда по всей стране) поставщики могут быть на большом расстоянии от производителей. Что касается взаимосвязей между производствами, то в кластере они не являются обязательными, как, например, в ТПК , где присутствует обязательная технологическая связь между предприятиями, обязательная вертикальная интеграция предприятий от получения сырья к ее полной переработке.

Анализируя сценарий развития и внедрения кластерных инициатив в России и обобщив результаты выполнения доступных научно-исследовательских работ в этой сфере, можно выделить факторы, препятствующие формированию муниципального кластера:

Тип объединений предприятий Категории участников Организация деятельности

1 2 3

Кластер Производители продукции, поставщики товаров и услуг, сервисные предприятия (транспорт, энергетика, экология, телекоммуникации и другие отрасли), организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные, страховые, лизинговые, торговые, операции с недвижимостью), научно-исследовательские, образовательные, другие некоммерческие, общественные организации, торгово-промышленные палаты, организации инновационной инфраструктуры, бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, венчурные фонды, центры трансфера технологий, развития дизайна, энергосбережения, поддержки субподряда, субконтрактации, агентства по развитию предпринимательства, регионального и муниципального развития, привлечения инвестиций, поддержки экспорта товаров, государственные, муниципальные, гарантийные фонды, акционерные инвестиционные компании, закрытые паевые инвестиционные фонды. Создается с помощью модернизации предыдущих или других производственных структур и модулей. Реализация инновационной деятельности - интеграция знаний для обеспечения конкурентоспособности всех участников кластера, формирование информационно-коммуникационных сетей. Создается по решению правительства, органов местного самоуправления. Кластер обеспечивает производство целого спектра продукции, который может изменяться в зависимости от спроса на нее.

ТПК, НПО Объекты производственной инфраструктуры Создается с помощью институ-ционализации и легитимизации деятельности, то есть с «нуля». Реализация государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики (создается по решению правительства). Осуществляется массовое производство однородной продукции.

ПФГ Производственные предприятия, банки, научные и проектные учреждения, другие организации и учреждения всех форм собственности, имеющие цель получения прибыли (временное объединение). Реализация государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики (создается по решению правительства).

Ассоциация Объекты хозяйственной деятельности в определенной отрасли Постоянная координация хозяйственной деятельности участников без права вмешательства в их производственную деятельность; не является высшим органом по отношению к ним.

Консорциум Объекты хозяйственной деятельности (временное объединение) Достижение совместной цели с использованием сильных сторон и ресурсов участников.

Корпорация Объекты производственной, научной, коммерческой и другой хозяйственной деятельности Реализация производственных, коммерческих, научных и других интересов на основании делегирования отдельных полномочий участникам; централизованная регуляция их деятельности

Концерн Организационно-финансовые объединения Деятельность на основании централизации подавляющего количества основных функций управления и финансовой зависимости от отдельных участников

Холдинг Объекты хозяйственной деятельности Материнская компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий.

Таблица. Отличия современного кластера от других объединений организаций и предприятий

- отсутствие системы государственной поддержки, преференций и льгот для формирования и развития муниципальных кластерных инициатив;

- отсутствие реальной финансовой помощи со стороны благотворительных фондов, других организаций и спонсоров, которые недооценивают важность

и эффективность кластерного подхода в развитии муниципальных образований;

- отсутствие действенных стратегий муниципального развития. Разработанные стратегии городов часто остаются невыполненными из-за частых смен руководства органа муниципального управления, связанных с выборами, со-

кращениями, поэтому декларируемые стратегические цели и приоритеты в надлежащей мере не выполняются, политика развития превращается в политику «выживания», местный бюджет расходуется нерационально, наблюдается хаос и уход предприятий в «тень»;

- неопределенность зон стратегической ответственности на уровне города, «перекладывание» персональной ответственности на других лиц;

- перманентная борьба за передел земель и собственности, коррупция, отсутствие прозрачности во время перераспределения ресурсов, высокие риски относительно востребованности продукта деятельности кластера на соответствующем рынке;

- низкий уровень взаимодоверия в треугольнике «власть - бизнес - община», отсутствие мотивации и навыков совместной деятельности во время реализации межсекторного сотрудничества, командной работы;

- непонимание бизнесом и территориальной общиной возможностей и преимуществ кластерного подхода в обеспечении сбалансированного муниципального развития (проблема ментальности), низкий уровень информированности как работников органа муниципального управления, так и предпринимателей об отечественном и зарубежном опыте реализации кластерных инициатив, в частности с привлечением грантов;

- отсутствие соответствующей методологической и методической базы в сфере разработки кластерных инициатив и формирования муниципальных кластеров.

По нашему мнению, задачи органа муниципального управления при внедрении муниципальных кластерных инициатив включают:

- определение заданий и разноуровневых приоритетов инициации, формирование муниципальных кластеров в соответ-

ствии со стратегией (генеральных целевых установок) развития города с учетом влияния результатов деятельности кластеров на оптимизацию соответствующих внутреннего и внешнего рынков, в том числе на организацию экспортно-импортных потоков и стратегию развития страны в целом;

- формирование специфического ментального пространства для условного сочетания кооперации и конкуренции. Много предприятий работает в единой конкурентной среде, поэтому большое влияние имеет фактор осторожности;

- формирование системы преференций (льгот) на государственном, региональном и местном уровнях для стимулирования муниципальных кластерных инициатив;

- гарантирование органами местного самоуправления выполнения заказов потребителя, убеждение потребителя, что такой заказ сможет выполнить только кластер;

- определение всех стейкхолдеров, подразделений органа муниципального управления, партнерской сети субъектов ведения хозяйства, других организаций, учреждений, ведомств, способных стать базовыми для реализации муниципальных кластерных инициатив на внутреннем и внешнем рынках;

- оценивание степени их фактического и необходимого сетевого взаимодействия, построение системы укрепления взаимоотношений, гарантирование выполнения обязательств;

- анализ имеющегося и необходимого объема ресурсов (по видам), оценивание отклонений от плана во время их использования и возможности обеспечения рационального баланса;

- организацию проведения маркетинговых исследований с целью определения конкурентоспособности муниципальных кластеров. Сравнение результативности и эффективности их деятельности с показателями конкурентов на данной территории (области, районе), анализ со-

ответствия основным показателям (индикаторам) развития города;

- институционализация этических и юридических норм функционирования муниципального кластера, определение перечня выгод для каждого из участников кластера и путей их оптимизации;

- формирование комплекса необходимых исходных данных (аналитических, статистических, математических, эмпирических и других), подготовка пакета документов для институционализации кластера, предоставление ему статуса юридического лица;

- экспертиза разработанных внутри кластерных концепций, стратегий, программ, проектов, планов и формирования интегрированной стратегии реализации муниципальных кластерных инициатив;

- формирование системы мониторинга и контроля реализации стратегии муниципальных кластерных инициатив;

- содействие в оценивании потенциального продукта деятельности муниципального кластера на соответствие его национальным и международным стандартам;

- интеграция стратегий реализации кластерных инициатив со стратегиями развития города, региона;

- освещение информации о кластерных инициативах на общественных слушаниях, оценивание соответствия ожиданиям экспертов и территориальной общины; содействие установлению международных связей и кооперации разного уровня;

- организация информационно-коммуникационной поддержки, в частности, организация PR-кампаний, социальной рекламы, формирование позитивного имиджа деятельности кластера, информирование бизнес-структур о возможностях и выгодах кластерных объединений и сотрудничестве с ними;

- разработка соответствующего учебно-методического обеспечения, организация и проведение тренингов, семинаров, конференций и других

информационно-коммуникационных мероприятий для потенциальных участников кластеров;

- другая техническая, финансовая, консультативная помощь11,12.

Литература

1. Вуйлов Д. А. Формирование и развитие кластерных образований на территории региона: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. - Волгоград, 2011.

2. Баженов С. И. Концептуальные подходы к формированию жилищно-социального кластера региона: Автореферат дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. - Челябинск, 2012.

3. Кохно П.А. Инновационные кластеры // Общество и экономика, 2014, №2-3. С. 135-155.

4. Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2011 г. № 91 «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

5. Кохно А.П. Финансирование научных исследований и разработок // Общество и экономика, 2012, №11. С. 24-37.

6. Кохно П.А. Методика оценки финансовой устойчивости предприятий оборонно-промышленного комплекса // НТС «Вопросы оборонной техники», серия 3, выпуск 4 (365), 2011. - С. 11-16.

7. Кохно П.А. Муниципальные экономика / Каштанов В.В., Кохно П.А., Лаптев В.Н. - М.: Университет Российской академии образования, 2014. - 538 с.

8. Грязнова А.Г., Чечелева Т. В. Экономическая теория: Учебник - М. Издательство «Экзамен», 2005. - 592 с.

9. Портер М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2005. - 608 с. - С. 324.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Цукерман В.А. Проблемы и возможности формирования кластеров как метода активизации инновационных процессов // Ин-т экон. пробл. им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН; Южный ин-т интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. - Режим доступа :www.uiis.com.ua.

11. Кохно П.А. Экономика управляемой гармонии. Книга 3. Экономика муниципального образования / Кохно П.А., Лаптев В.Н., Чеботарев С.С. Отв. ред. д.э.н., проф. П.А. Кохно. - М.: Университет Российской академии образования, 2014. - 292 с.

12. Кохно П.А. Система рисков, влияющая на деятельность экономических субъектов // Общество и экономика, 2014, № 6. С. 97-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.