Научная статья на тему 'Проектные офисы инновационных кластеров'

Проектные офисы инновационных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ ОФИС / DESIGN OFFICE / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / INNOVATIVE CLUSTER / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Звягин Александр Анатольевич, Кохно Павел Антонович

В статье исследована сущность государственно-частного партнерства в рамках проектных офисов инновационных кластеров различных отраслей, включая оборонно-промышленный комплекс и социальные отрасли. При этом предлагаемая методология государственно-частного партнерства рассматривается как составная часть теории общественного блага, развиваемой в рамках институционального и неинституционального подходов, которые дают возможность понять сущность результата труда (продукта (товара)) не просто как ценности, приносящей поток доходов, а как общественной ценности (блага), вектор формирования и использования которой задается существующей институциональной экономической системой страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Звягин Александр Анатольевич, Кохно Павел Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design offices of innovative clusters

In article the essence of public-private partnership within design offices of innovative clusters of various branches, including defense industry complex and social branches is investigated. Thus the offered methodology of public-private partnership is considered as a component of the theory of the public benefit developed within institutional and not institutional approaches which give the chance to understand essence of result of work (a product (goods)) not simply as the value bringing a flow of the income and as social value (benefit), the vector of formation and which use is set by the existing institutional economic system of the country.

Текст научной работы на тему «Проектные офисы инновационных кластеров»

УДК 338.242.4

ПРОЕКТНЫЕ ОФИСЫ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ

Звягин Александр Анатольевич

научный консультант ФГУП «ЦНИИ «ЦЕНТР», доктор экономических наук, профессор

Кохно Павел Антонович

профессор Аспирантуры ФГУП "ЦНИИ "Центр", доктор экономических наук, профессор

В статье исследована сущность государственно-частного партнерства в рамках проектных офисов инновационных кластеров различных отраслей, включая оборонно-промышленный комплекс и социальные отрасли. При этом предлагаемая методология государственно-частного партнерства рассматривается как составная часть теории общественного блага, развиваемой в рамках институционального и неинституционального подходов, которые дают возможность понять сущность результата труда (продукта (товара)) не просто как ценности, приносящей поток доходов, а как общественной ценности (блага), вектор формирования и использования которой задается существующей институциональной экономической системой страны.

Ключевые слова:

• проектный офис,

• инновационный кластер,

• государственно-частное партнёрство,

• государственная поддержка.

Zvyagin Alexander Anatolyevich, scientific consultant Central Shipbuilding Research Institute "Centre", doctor of economics, professor, Moscow, Russian Federation.

Kokhno Pavel Antonovich, professor of Postgraduate study Central Shipbuilding Research Institute "Centre", doctor of economics, professor, Moscow, Russian Federation.

Design offices of innovative clusters

In article the essence of public-private

partnership within design offices of innovative clusters of various branches, including defense industry complex and social branches is investigated. Thus the offered methodology of public-private partnership is considered as a component of the theory of the public benefit developed within institutional and not institutional approaches which give the chance to understand essence of result of work (a product (goods)) not simply as the value bringing a flow of the income and as social value (benefit), the vector of formation and which use is set by the existing institutional economic system of the country.

Keywords:

• design office,

• innovative cluster,

• public-private partnership,

• state support.

В 2015 году Президент России В.В. Путин своим Указом поручил Правительству России сформировать в регионах страны «Проектные офисы», которые являются организационными структурами, отвечающими за применение проектного управления, создания «дорожных карт» и сопровождения проектов от идеи до реализации при решении задач улучшения инвестиционного климата в субъектах России. «Задачи, которые стоят перед нами, требуют новых подходов к управлению развитием, и здесь мы намерены активно использовать проектный принцип», - заявил Президент России, анонсируя 17 июня 2016 года на пленарном заседании ПМЭФ новый государственный инструмент - «Совет при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам», созданный Указом от 17.06.2016 года.

Проектные офисы, по нашему мнению, могут эффективно выполнять

свои задачи в рамках государственно-частного партнёрства (ГЧП) только в региональных инновационных кластерах от оборонно-промышленного комплекса до социальных кластеров1,2. И об этом ниже.

Кластер в литературе рассматривается как эффективная форма взаимодействия власти и бизнеса, что распространяется и на социальную сферу. Причем в западном опыте кластеризации немало эффективных результатов. При этом можно определить основные признаки общие для всех процессов создания кластерных образований: прямое непосредственное участие научно-исследовательских и учебных организаций, которые являются инициаторами процесса создания кластеров; крупные финансовые вложения в создание кластеров; активное участие государственных институтов в развитии кластерной политики; партнерский, выгодный всем характер взаимодействия между участниками кластерных образований; наличие ядра (центра в виде ведущего отраслевого коммерческого предприятия), периферии, платформы кластера (в виде союзов, ассоциаций, партнерств и т.п.) и инфраструктуры.

Применения кластерной структуры в социальных проектах государственно-частного партнёрства (ГЧП) с использованием накопленного иностранного и отечественного опыта дают возможность определить степень необходимости активного участия государственных институтов в такой модели партнерства. В современной научной литературе показана возможность эффективного управления государственными институтами процессами кластеризации в качестве одного из приоритетов развития отечественных ГЧП для реализации региональных социальных проектов3.

Конкурент-повышающие возмож-

ности использования региональной кластерной структуры коммерческих предприятий выявляются в процессах увеличения направлений специализации и концентрации производства, конкуренции и кооперации, а также через повышение оптимальности управления связями внутри описываемой структуры, что, в свою очередь, дает возможность увеличить конкурентные преимущества коммерческим предприятиям по всем видам их деятельности. Для достижения этого необходимо обосновать существенные преимущества такой структуры для каждого коммерческого предприятия, входящего в кластер. Из этого следует, что региональный экономический кластер можно представить как некое объединение коммерческих предприятий по технологически-территориальному параметру, созданное для достижения цели повышения конкурентных преимуществ всех участников кластера.

Также можно представить экономический кластер регионального масштаба как некую динамическую сложноподчиненную систему с функционально взаимосвязанными элементами и основанную на достижения общей цели в виде комплексного экономического роста и повышения конкурентоспособности всех компонентов системы. Указанная цель определяет как характер межотраслевых связей в такой структуре, так и частные задачи компонентов структуры.

Сейчас разрабатываются и предлагаются различные варианты реформирования социальной сферы на основе ГЧП, в том числе и в варианте кластерного образования. К примеру, в работе Шибаева М.А.4 утверждается, что для достижения цели получения максимального эффекта в кластер ЖКХ необходимо включить государственные институты, оказывающие влияние на его

развитие и реализующие задачи повышения компетенции персонала, развития информационной инфраструктуры, проведения научно-исследовательских работ и предоставления техподдержки.

С целью повышения эффективности государственных институтов на уровне региона по решению задач управления кластеризацией отраслей социальной сферы с использованием механизма ГЧП необходимо разработать механизм управления путем использования, например, Проектных офисов по развитию социальной сферы (ПОСС), которые должны быть для руководства региональных государственных институтов консультативно-экспертным органом. Цель деятельности этих ПОСС будет, в основном, заключаться в обеспечении процесса экспертного отбора и в формировании приоритетов по региональным инвестиционным проектам в социальной сфере и рекомендации их в качестве первоочередных в рамках деятельности кластерной структуры ГЧП.

Подбор таких проектов должен быть на основании действующих региональных стратегий и концепций развития, причем отобранные проекты, планируемые к реализации с использованием механизма ГЧП, должны соответствовать действующим критериям финансовой, социальной, бюджетной и экономической эффективности. Выбор и утверждение со стороны региональных государственных институтов дает возможность учитывать большую вероятность дальнейшей поддержки со стороны региональных государственных институтов по привлечению различного рода источников финансирования, а также федеральную и межрегиональную информационную поддержку в приоритетном порядке.

Рассматривая особенности привлечения инвестиций в социальные проекты

на основе государственно-частного партнёрства (ГЧП), сущность этой формы сотрудничества нельзя свести только к формализованной кооперации государственных и частных структур (капиталов) для достижения различных целей, опирающихся на соответствующие договоренности сторон. Речь идет о формировании нового качества экономических отношений на основе изменения системы отношений собственности и формировании общего экономического интереса не только для государства и бизнеса, но и всех граждан страны.

В научных трудах4,5,6 указывается на финансовые особенности реализации ГЧП в различных сферах. Действительно, ГЧП представляет собой не простое объединение ресурсов государственного института и коммерческого предприятия, а новую экономическую форму взаимоотношений государственного института и коммерческого предприятия с целью достижения наиболее эффективных результатов для общества.

Сложность решения вопроса привлечения финансирования на деятельность ГЧП показывает степень инвестиционного потенциала такой формы и ее экономическую эффективность. Так как привлечение финансовых средств представляет собой с точки зрения экономики эффективное, его обратное возмещение, то ключевым вопросом управления ГЧП является процесс нахождения вариантов решения, описывающих разумное сочетание достаточной доходности на привлеченные средства при сохранении разумной степени рисков с эффективным с точки зрения времени и качества управлением объектами государственной собственности.

Одним из вариантов привлечения ресурсов на обеспечение проекта ГЧП в решении социальных задач является имущественное участие со стороны госу-

дарственного института, которое может быть выражено в виде предоставления коммерческому предприятию в долгосрочную аренду земельных участков в рамках решения социального проекта; предоставления коммерческому предприятию имущества в виде объектов недвижимости (движимого имущества) в рамках решения социального проекта; иные способы, не противоречащие действующему законодательству.

Способами финансового участия со стороны государственного института являются:

- предоставление бюджетных финансовых средств в рамках реализации социальных проектов путем ГЧП;

- использование бюджетных финансовых средств для инвестиционных действий в объекты капитального строительства;

- предоставление субсидий либо аналогичных способов финансирования на бюджеты более низкого уровня в рамках их инвестиционных программ и направленных на софинансирование инвестиционных действий в объекты капитального строительства;

- участие государственного института в качестве учредителя (акционера) юридических лиц;

- осуществление предусмотренных соглашением выплат коммерческому предприятию;

- предоставление коммерческому предприятию, реализующему проект ГЧП, налоговых льгот либо предоставление налогового кредита;

- предоставление государственно-правовых гарантий государственного института для обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств коммерческого предприятия по реализации социального проекта ГЧП;

- иные способы, не противоречащие действующему законодательству.

Способами участия нематериального характера со стороны государственного института являются предоставление коммерческому предприятию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности; оказание коммерческому предприятию информационной, организационной и методической поддержки; содействие коммерческому предприятию в участии в долгосрочных целевых программах для получения целевого финансирования в пределах своей компетенции; иные способы, не противоречащие действующему законодательству. Очевидно, что в настоящем времени и в текущем этапе развития национальной экономики конкретные перспективы развития существующих механизмов регулирования социальных сфер в предпринимательской деятельности могут успешно реализовываться при гарантиях государства или муниципальных образований. В целом, налицо тесная связь участников ГЧП, объединенных не только целями проекта, но и его финансовой составляющей.

Можно обозначить следующие направления, обеспечивающие финансовое развитие ГЧП в социальной сфере: предоставление финансирования путем субсидирования части затрат коммерческого предприятия на реализацию социальных проектов в рамках проекта ГЧП за счет бюджетов всех уровней; передачу государственным институтам объектов социальной инфраструктуры, созданных в рамках проекта ГЧП, в счет погашения долговых обязательств коммерческого предприятия.

Для определения эффективности финансовой составляющей социального проекта ГЧП необходимо произвести модернизацию следующих этапов жизненного цикла социальных проектов:

1) на стадии разработки социальных проектов в формате ГЧП, использую-

щих заемные финансовые средства, необходимо произвести предварительный расчет потребности в государственных инвестициях и предоставлению государственных гарантий с обязательным определением их целевого назначения;

2) разработать комплексную систему показателей оценки эффективности реализации проектов социальной сферы, которые должны включать в себя все аспекты деятельности проекта;

3) регламентировать процедуру ведения отдельного учета и составления отчетности с последующим ее аудитом, мероприятий в рамках социального проекта ГЧП, которая должна быть основана на соответствующей нормативно-правовой документации.

Следует отдельно отметить то, что роль государственных институтов в реализации проектов ГЧП путем привлечения собственного (бюджетного) финансирования заключается еще и в мотивации сторонних инвесторов для привлечения в реализацию проекта. В ряде стран с развитой рыночной экономикой часто используется механизм привлечения частных кредитных институтов с целью употребления заемных средств на реализацию проектов. Одним из ярко выраженных способов такого привлечения является механизм, реализуемый фондами постприватизационной поддержки, основанный на привлечении составного финансирования из различных источников. Такой способ финансирования имеет сильную зависимость от структуры и схемы реализации проектов в формате ГЧП и доли финансирования из государственных источников. Применение такого механизма заставляет использовать методологические основы проведения приватизации/репривати-зации и регулирования процессов для повышения результативности деятельности коммерческих предприятий, яв-

ляющихся участниками партнерства.

В целях укрепления партнерства государственных институтов и коммерческих предприятий и получения дополнительного финансирования для фондов постприватизационной поддержки необходимо провести ряд следующих действий:

- разработать и утвердить методику расчета постприватизационных потерь коммерческих предприятий;

- учредить специальный федеральный инвестиционный фонд постприватизационной поддержки с аккумулированием в нем бюджетных средств, имеющих целевую направленность в виде решения задачи поддержки развития и коммерческих кредитных ресурсов, привлекаемых под гарантии государства;

- разработать полноценную законодательную основу для использования комплекса источников финансирования (субсидирования) компенсации потерь коммерческих предприятий в рамках ГЧП;

- организовать специализированное подразделение органа(ов) государственного института по вопросам ГЧП, занятое в том числе и вопросами финансирования;

- конкретизировать функционал Банка развития страны в качестве банка-агента по содействию в оказании постприватизационной помощи коммерческим предприятиям в рамках ГЧП.

Реализация вышеуказанных положения дает возможность сформулировать форму ГЧП в виде контракта постприватизационной поддержки предприятий. Вместе с указанными выше проблемами, следует описать проблему стабильного финансирования проектов ГЧП. Для решения этой проблемы необходимо однозначное правовое закрепление принципов инвестиционного управления источниками финансирования субъектов ГЧП в социальной сфере посредством привлечения заемных средств, включаемых в состав государственного (муниципального)

долга и предоставляемых коммерческим предприятиям на возвратной основе.

Для этого надлежит:

- Создание прозрачного механизма, реализующего основы государственного регулирования процесса предоставления государственных средств на возвратной основе коммерческим предприятиям, участвующим в ГЧП.

- Конкретизация корпоративного законодательства путем регулирования взаимоотношений между государственными институтами и коммерческими предприятиями в рамках использования государственных финансовых заимствований.

- Создание механизма, определяющего порядок погашения государственных долговых обязательств в рамках ГЧП имуществом и активами должника, в лице коммерческого предприятия.

- Сокращение использования связанных кредитов в процессе дополнительного финансирования за счет увеличения использования рыночных долговых обязательств в виде ценных бумаг. Целью является становление ценных бумаг в качестве одного их источников финансирования проектов ГЧП в социальной сфере.

Итак, механизм использования ГЧП в реализации социальных проектов является эффективным по своей сути инструментом привлечения внебюджетных инвестиций в развитие социальной инфраструктуры. Но, исходя из указанных выше проблем, данный механизм еще слабо используется государственными институтами, которые предпочитают традиционные инструменты бюджетного финансирования. Для изменения сложившейся ситуации необходимо разработать методический подход к анализу и оценке социальных проектов на основе механизмов ГЧП.

Стратегическойцельюформированияи применения механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в социаль-

ной сфере (СФ) является привлечение в социальную сферу частного капитала и компетенций. Частный бизнес не только имеет свойство рисковать, но и имеет опыт совсем иного уровня ответственности за свои инвестиционные экономические решения. Это означает, что инвестиции частного сектора очень устойчивы и эффективны. Важно не только привлечь частный капитал к реализации программ развития различных секторов социальной отрасли, которая обеспечена бюджетом, но и повысить эффективность реализации этих программ. У частного бизнеса есть соответствующий опыт конкурентной борьбы. Мы должны создавать конкурентную продукцию, способную выдержать сравнение с ведущими образцами мирового рынка7,8.

В этом смысле ГЧП могло бы стать хорошим подспорьем при реализации программы импортозамещения, способствовать экономии и эффективности использования средств федерального бюджета, активов предприятий, организаций и учреждений социальной сферы (СФ), разработке и реализации в социальной сфере инвестиционных и инновационных проектов. Заметим, что задача определения актуальных проектов, на наш взгляд, относится к числу центральных в перечне задач Проектного офиса (ПО), создаваемого для внедрения в социальной сфере механизмов ГЧП. Частным случаем такой задачи может быть, например, выбор российским здравоохранением между импортом и собственными разработками лекарственных препаратов. В проекте ГЧП принципиально участвуют три стороны (субъекта):

- частный партнер - хозяйствующий субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью;

- публичный партнер - представитель государства (орган государственной власти или юридическое лицо), с помощью

которого проекту предоставляется государственная поддержка;

- организация (предприятие), в интересах которой на производственных мощностях реализуется социальный проект.

Контракт ГЧП заключается на средне или долгосрочную перспективу, как правило, не менее 3-х лет. Частный партнер здесь выступает, прежде всего, как инвестор по отношению к организации социальной сферы (СФ), у которой собственных средств на реализацию проекта оказывается недостаточно. Сам проект (предмет контракта ГЧП) может быть разработан организацией СФ, частным партнером или третьей стороной, напрямую не участвующей в реализации проекта. К основным формам (мерам) государственной поддержки, в частности, относятся: субсидирование процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам; предоставление государственных гарантий по привлекаемым кредитам и облигационным займам; договоры аренды на движимое и недвижимое имущество; приобретение, продажа долей в уставных капиталах. Отмеченные обстоятельства указывают на то, что к анализу экономической эффективности офисных (кластерных) проектов вполне применимы характеристики денежного потока, генерируемого проектом.

В этой связи мы полагаем, что концептуальные подходы к формированию государственно-частных проектов кластерной формы например в сфере здравоохранения должны быть основаны на следующих принципах:

1) кластеризации сферы регионального здравоохранения;

2) выделении ядра кластера - организации и учреждения здравоохранения;

3) выявлении организации и учреждений, осуществляющих повышение уровня квалификации персонала, в том числе кадров высшей квалификации;

НИР и НИОКР, включая центры инновационных исследований; поставку ТМЦ для городской и региональной систем здравоохранения; маркетинговые исследования в сфере здравоохранения; продвижение инноваций в сфере здравоохранения; финансирование проектов здравоохранения.

Указанная кластеризационная модель с участием государственных институтов и коммерческих предприятий в рамках механизма ГЧП дает возможность получения максимально возможного синер-гетического эффекта развития региональной сферы здравоохранения9.

В России кластерный подход начал внедряться с конца 90-х гг. XX столетия, но до сих пор он не приобрел популярности и осуществляется не системно. За этот период лишь небольшое количество предприятий и организаций прошли стадию «неформальной кластеризации». В настоящее время проблемам кластеризации экономики на муниципальном уровне10 уделяется особое внимание ученых и тех, кто реализует управленческую или производственную деятельность. В этом контексте все чаще в отечественной научной литературе идет речь о «кластерном подходе», «кластерной модели экономического развития», «инновационных кластерных структурах», к созданию которых должно стремиться любое современное развитое государство, если оно желает выйти на высший рейтинг конкурентоспособности экономики на мировом рынке.

Анализ научных трудов по данной проблематике позволяет сделать вывод, что введение кластерной модели экономического развития страны является действенным инструментом повышения ее конкурентоспособности, и, как отмечал английский ученый-экономист Дж. М. Кейнс, провоцирует «эффект мультипли-

катора» - возможность денег, вложенных в бизнес, увеличить как производственное, так и собственное потребление и, как следствие, продуцировать новые деньги за счет обеспечения синергетического эффекта во время совместной деятельности среди участников кластера11,12.

Но, невзирая на достаточно широкий круг научных разработок в этой сфере, проблема кластеризации муниципального развития с целью адаптации деятельности муниципальных социальных предприятий (МСП) к динамической рыночной среде относится к малоисследованным свойствам локальных экономических систем - системам микроуровня.

Анализируя сценарий развития и внедрения кластерных инициатив в России и обобщив результаты выполнения доступных научно-исследовательских работ в этой сфере, можно выделить факторы, препятствующие формированию муниципального кластера:

- отсутствие системы государственной поддержки, преференций и льгот для формирования и развития муниципальных кластерных инициатив;

- отсутствие реальной финансовой помощи со стороны благотворительных фондов, других организаций и спонсоров, которые недооценивают важность и эффективность кластерного подхода в развитии муниципальных образований;

- отсутствие действенных стратегий муниципального развития; разработанные стратегии городов часто остаются невыполненными из-за частых смен руководства органа муниципального управления, связанных с выборами, сокращениями. Поэтому декларируемые стратегические цели и приоритеты в надлежащей мере не выполняются, политика развития превращается в политику «выживания», местный бюджет расходуется нерационально, наблюдается хаос и уход предприятий в «тень»;

- неопределенность зон стратегической ответственности на уровне города, «перекладывание» персональной ответственности на других лиц;

- перманентная борьба за передел земель и собственности, коррупция, отсутствие прозрачности во время перераспределения ресурсов, высокие риски относительно востребованности продукта деятельности кластера на соответствующем рынке;

- низкий уровень взаимодоверия в треугольнике «власть - бизнес - община», отсутствие мотивации и навыков совместной деятельности во время реализации межсекторного сотрудничества, командной работы;

- непонимание бизнеса и территориальной общины возможностей и преимуществ кластерного подхода в обеспечении сбалансированного муниципального развития (проблема ментальности), низкий уровень информированности как работников органа муниципального управления, так и предпринимателей об отечественном и зарубежном опыте реализации кластерных инициатив, с привлечением грантов;

- отсутствие соответствующей методологической и методической базы в сфере разработки кластерных инициатив и формирования муниципальных кластеров.

По нашему мнению, задачи органа муниципального управления при внедрении муниципальных кластерных инициатив включают:

- определение заданий и разноуровневых приоритетов инициации, формирование муниципальных кластеров в соответствии со стратегией (генеральных целевых установок) развития города с учетом влияния результатов деятельности кластеров на оптимизацию соответствующих внутреннего и внешнего рынков, в том числе на организацию экспортно-импортных потоков и страте-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гию развития страны в целом;

- формирование специфического ментального пространства для условного сочетания кооперации и конкуренции (много предприятий работает в единой конкурентной среде, поэтому большое влияние имеет фактор осторожности);

- формирование системы преференций (льгот) на государственном, региональном и местном уровнях для стимулирования муниципальных кластерных инициатив;

- гарантирование органами местного самоуправления выполнения заказов потребителя (убеждение потребителя, что такой заказ сможет выполнить только кластер);

- определение всех стейкхолдеров (подразделений органа муниципального управления, партнерской сети субъектов ведения хозяйства, других организаций, учреждений, ведомств), способных стать базовыми для реализации муниципальных кластерных инициатив на внутреннем и внешнем рынках;

- оценивание степени их фактического и необходимого сетевого взаимодействия, построение системы укрепления взаимоотношений, гарантирование выполнения обязательств;

- анализ имеющегося и необходимого по видам объема ресурсов, оценивание отклонений от плана во время их использования и возможности обеспечения рационального баланса;

- организацию проведения маркетинговых исследований с целью определения конкурентоспособности муниципальных кластеров (сравнение результативности и эффективности их деятельности с показателями конкурентов на данной территории: области, районе; анализ соответствия основным показателям (индикаторам) развития города);

- институционализация этических и юридических норм функционирования муниципального кластера, определение перечня выгод для каждого из участни-

ков кластера и путей их оптимизации;

- формирование комплекса необходимых исходных данных (аналитических, статистических, математических, эмпирических и других), подготовка пакета документов для институционализации кластера, предоставление ему статуса юридического лица;

- экспертиза разработанных внутри кластерных концепций, стратегий, программ, проектов, планов и формирования интегрированной стратегии реализации муниципальных кластерных инициатив;

- формирование системы мониторинга и контроля реализации стратегии муниципальных кластерных инициатив;

- содействие в оценивании потенциального продукта деятельности муниципального кластера на соответствие его национальным и международным стандартам;

- интеграция стратегий реализации кластерных инициатив со стратегиями развития города, региона;

- освещение информации о кластерных инициативах на общественных слушаниях, оценивание соответствия ожиданиям экспертов и территориальной общины; содействие установлению международных связей и кооперации разного уровня;

- организация информационно-коммуникационной поддержки, в частности, организация PR-кампаний, социальной рекламы, формирование позитивного имиджа деятельности кластера, информирование бизнес-структур о возможностях и выгодах кластерных объединений и сотрудничестве с ними;

-разработкасоответствующегоучебно-методического обеспечения, организация и проведение тренингов, семинаров, конференций и других информационно-коммуникационных мероприятий для потенциальных участников кластеров;

- другая техническая, финансовая,

консультативная помощь1314.

Литература

1. Кохно П.А. Вооружение оборонно-промышленного комплекса в системе кластеров.- М.: Граница, 2015. - 360 с.

2. Кохно П.А. Инновационные кластеры//Об-щество и экономика.- 2014.- №2-3. -С. 135-155.

3. Вуйлов Д.А. Формирование и развитие кластерных образований на территории региона: дис... канд. экон. наук. - Волгоград, 2011.

4. Шибаева М.А. Моделирование инвестиционной деятельности на основе государственно-частного партнерства: теория, методология, практика: дис.... д-ра экон. наук.-Воронеж, 2009.

5. Трачук С.С. Совершенствование финансирования проектов государственно-частного партнерства: дис.... канд. экон. наук - Ростов-на-Дону, 2009.

6. Разумовский В.А. К вопросу обеспечения механизмов государственно-частного партнёрства// Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России.-2016.- № 2. - С. 30-37.

7. Кохно П.А. Конкурентный цикл продукции. - М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), 2015. - 297 с.

8. Кохно П.А. Конкурентный цикл вооружения // Военная мысль.- 2016.- №6. -С. 57-67.

9. Кохно А.П. Параграф 5.1. Финансовая эффективность разработки, производства и продажи изделий // Менеджмент успешности. - М.: ИТД «Перспектива», 2016. - С. 135-144.

10. Кохно П.А. Муниципальные экономика.-М.: Университет Российской академии образования, 2014. - 538 с.

11. Кохно А.П. Эффективность вложения средств федерального бюджета в высокотехнологичные промышленные предприятия оборонно-промышленного комплекса: форум Технодоктрина. 28.11.2014. URL: Ь1р://военный-пенсионер.рф/

12. Кохно А.П., Ситников С.Е. Модели расчетов финансовых затрат на инновационные програм-мы//Общество и экономика. - 2016.- № 6. -С. 64-88.

13. Кохно П.А. Инновационное предприятие и оценка бренда // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность.- 2016, №.7. - С. 49-58.

14. Кохно П.А., Вейко А.В. Экономический механизм развития ракетно-космической отрасли // Общество и экономика.-2016.- №9. -С. 75-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.