Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА»

увеличивается [4, с. 190]. По итогам 2014 года объем добычи полезных ископаемых оценивалось в 3386 млн. рублей, на 234,3 млн. рублей или 7% больше чем в 2013 году. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в 2014 году оценивалось в 2945,5 млн. рублей, на 75,8 млн. рублей или 2,64% больше чем в 2013 году.

Республика Тыва содержит развитую сеть особо охраняемых природных территорий, площадь которых составляет 1463177,8 га или 8,67% от всей площади (2 заповедника - 657082,4 га, 16 заказников - 775415 га и 15 памятников природы - 30680,4 га).

Животный мир Тувы представлен 86 видами млекопитающих, примерно 360 видами и подвидами птиц, 9 видами рептилий и амфибий, около 30 видами и подвидами рыб. Из всех позвоночных животных республики более 120 видов относятся к редким и исчезающим видам животных, многие виды являются эндемиками Тувы.

Таким образом, состояние природно-ресурсного потенциала Республики Тыва можно оценить как удовлетворительное, но большая часть земельного фонда оказывается не пригодной к использованию в связи с природными пожарами. Это объясняется высокой температурой погоды летом, что является более пожароопасным для лесов.

Использованные источники:

1. Кочуров Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие. - М.Смоленск: Маджента, 2003. - 384 с.

2. Микроэкономическая статистика: Учебник/Под ред. С. Д. Ильенковой. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 544 с.

3. Республика Тыва в цифрах: Краткий статистический сборник / Тывастат-Кызыл, 2015. - 86 с.

4. Статистический ежегодник Республики Тыва: Статистический сборник/ Тывастат - Кызыл, 2015. - 241 с.

5. Соян Ш.Ч. Значимые факторы формирования потребностей населения // Российское предпринимательство, 2012. № 1. С. 26-31.

Салахутдинова Э.Р. Даутова А.А.

Башкирский государственный аграрный университет НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

Система нормативного регулирования в нашей стране представляет собой целостную, иерархично выстроенную совокупность нормативно-правовых актов, призванных упорядочить ту или иную область общественных отношений.

Существует большое количество законодательных актов и иных документов по вопросам учета расчетов с персоналом по оплате труда.

Главный основополагающий законодательный документ нашей страны - Конституция Российской Федерации - имеет в своем составе статьи,

полностью посвященные труду в стране. Статья 34 определяет, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Это есть констатация права на труд в любой разрешенной законом форме [1]. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск [3].

Конституция РФ гарантирует вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ).

МРОТ определяет низшую границу оплаты труда неквалифицированных работников при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В МРОТ не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные или компенсационные выплаты.

Статьей 1 Федерального закона № 82-Ф3 от 19 июня 2000 г. (ред. от 1.12.2014 г.) установлен минимальный размер оплаты труда [6]:

С 1 января 2015 г. в сумме 5 965 рублей в месяц по РФ. Таким образом, с учетом уральского коэффициента 15 % в Республике Башкортостан МРОТ составляет 6 900 рублей за полный отработанный месяц (с 1.09.2014 г.).

Основным сводом законодательных установлений по вопросам организации и оплаты труда является Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ), принятый Государственной Думой 21 декабря 2001 года. Статья 1 ТК РФ формулирует задачи трудового законодательства: «Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» [3].

Одним Трудовым кодексом РФ законодательство нашей страны не ограничивается - в дополнение и расширение к ТК РФ существует целый перечень документов, касающихся организации и учета оплаты труда.

По характеру их можно разделить на правовые и экономические. К числу правовых можно отнести те статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, которые также касаются труда. Вообще Гражданский кодекс характеризует все виды возникающих отношений между гражданами, гражданами и обществом и предприятиями и гражданами. Трудовые отношения, как таковые, он не затрагивает. Но некоторые статьи главы ГК напрямую касаются отношений по договорам гражданско-правового характера как в юридической, так и в экономической части (есть статьи Гражданского кодекса, которые так и называются - «оплата работ» или «цена работ» (ст. 735, 746, 781 и т.д.) ). В них производится законодательное

определение этих понятий, что позволяет затем использовать их при оформлении договоров подряда [4].

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», в т.ч. статьи о вычетах (ст.218 НК РФ «Стандартные налоговые вычеты»); ст. 255 гл. 25 «Расходы на оплату труда»; ) регулирует взаимоотношения предприятия с налоговыми органами: порядок расчетов и уплаты налогов, ставки налогов, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов [2].

При организации учета труда и его оплаты используются также следующие законодательные и нормативные документы:

- Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, целью которого является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета [5].

- Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ (в редакции от 02.07.2013 г., с изм. от 04.06.2014) обеспечивает гарантированную государственную денежную материальную поддержку материнства, отцовства и детства; - Федеральный закон « Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ (ред. от 28.06.2014г. ). Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (в редакции от 24.12.2010 г.). Так, например, в п.8 ПБУ 10/99 «Расходы организации» затраты на оплату труда выделены в отдельную группу расходов по обычным видам деятельности;

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (в редакции от 08 ноября 2010 г.), который представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых,

хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.

- Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922 «Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (ред. от 25.03.2013 г.) устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка);

- «Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержания алиментов на несовершеннолетних детей», утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 (в редакции от 17 января 2013 г.), в котором утверждается перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей;

- Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты»;

- Учетная политика ОАО «Белебеевский ордена «Знак Почета» молочный комбинат», утвержденная приказом № 328 от 29 декабря 2014 года;

-График документооборота ОАО «Белебеевский ордена «Знак Почета» молочный комбинат» на 2014 год, согласно которому устанавливается строгий порядок обработки документов, учитывающий требуемые объемы, виды, сроки и очередность выполнения.

В организациях в целях регулирования взаимоотношений между работодателем и работниками трудовой деятельности коллектива, оплаты труда и материального поощрения, работающих на основе законодательных актов разрабатывают и принимают внутренние нормативные документы. К важнейшим из них относятся: коллективный договор, трудовой договор (контракт), положение о системе оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении по итогам работы за год, положение о вознаграждении за выслугу лет, штатное расписание и должностные инструкции.

Таким образом, можно утверждать, что учет расчетов с персоналом по оплате труда регулируется во всех четырех уровнях нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Все эти нормативно-правовые источники позволяют предприятию грамотно и правильно вести бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : [принята 12 дек. 1993 г.] : (ред. от 21.07.2014) // СПС «Консультант Плюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая : от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Часть вторая : от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ. [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 16.07.1998 : одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. : (ред. от 21.07.2014) : (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2014) // СПС «Консультант Плюс».

3. Трудовой кодекс Российской Федерации : от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ

[Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2001 г. : (ред. от 28.06.2014) // СПС «Консультант Плюс».

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : от 30.11.1994г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 21 окт.1994 г. (ред. от 06.04.2015) // СПС «Консультант Плюс».

5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 22.11.11 г. : одобр. Советом Федерации 29.11.11 г. (ред. 4.11.2014 № 344-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс».

6. Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ [Электронный ресурс] : (ред. от 01.12.2014) // СПС «Консультант Плюс».

Салимгареева И.Р.

Сираева Р.Р.

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

Дефицит государственного бюджета - превышение государственных расходов какой-либо страны над государственными доходами. Бюджетный дефицит явление, которое характеризует состояние экономики страны. Увеличение дефицита бюджета приводит негативным последствиям как экономического, так и политического характера. В связи с чем, изучение темы бюджетного дефицита и причин его возникновения остается актуальной в современной экономике[1]. Основными причинами образования дефицита могут являться:

1. Чрезвычайные ситуации, такие как, катастрофы, стихийные бедствия, войны, массовые беспорядки;

2. Коррупция в государственном секторе;

3. Спад общественного производства, увеличение затрат на оборону;

4. Неэффективность финансовой системы государства;

5. Несовершенство налоговой политики;

6. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

Существует три способа покрытия дефицита бюджета:

1. Монетизация бюджетного дефицита;

2. Долговое финансирование;

3. Увеличение налогообложение.

Рассмотрим структуру государственного бюджета за период 20152017г.

Таблица 1 Структура государственного бюджета за 2015-2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.