Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
682
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА / ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плетников Виктор Сергеевич, Плетникова Мария Сергеевна

В статье поднимается проблема определения содержания понятия «правовая экспертиза». Обращено внимание на то обстоятельство, что правовая экспертиза присутствует во всех видах юридической деятельности и должна обеспечить высокое качество правовых предписаний. Указано на проблемы нормативно-правового регулирования правовой экспертизы во всех видах юридической деятельности, за исключением правотворческой. Посредством анализа нормативных источников, регулирующих вопросы правовой экспертизы, выявлено, что ранее в рамках служебного права (правовых установлений Министерства обороны РФ) присутствовало необходимое широкое понимание правовой экспертизы. В современных условиях данное понятие с учетом реально сложившейся на практике ситуации, может быть положено в основу создания «новой» конструкции правовой экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА»

Плетников Виктор Сергеевич

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права Уральского государственного юридического университета (г. Екатеринбург)

Pletnikov Viktor Sergeevich

candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory of State and Law of the Ural State Law University (Yekaterinburg)

E-mail: pvs80@mail.ru

Плетникова Мария Сергеевна

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры уголовного процесса Уральского юридического института МВД России (г. Екатеринбург)

Pletnikova Maria Sergeevna

candidate of Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Criminal Procedure of the Ural Law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia (Yekaterinburg)

E-mail: maka.pletnikova@mail.ru

Нормативно-правовое регулирование правовой экспертизы

и юридическая практика

Legal regulation of legal expertise and legal practice

Аннотация. В статье поднимается проблема определения содержания понятия «правовая экспертиза». Обращено внимание на то обстоятельство, что правовая экспертиза присутствует во всех видах юридической деятельности и должна обеспечить высокое качество правовых предписаний. Указано на проблемы нормативно-правового регулирования правовой экспертизы во всех видах юридической деятельности, за исключением правотворческой. Посредством анализа нормативных источников, регулирующих вопросы правовой экспертизы, выявлено, что ранее в рамках служебного права (правовых установлений Министерства обороны РФ) присутствовало необходимое широкое понимание правовой экспертизы. В современных условиях данное понятие с учетом реально сложившейся на практике ситуации, может быть положено в основу создания «новой» конструкции правовой экспертизы.

Ключевые слова: экспертиза, правовая экспертиза, юридическая деятельность, нормативно-правовое регулирование, юридическая практика, правоприменение, реализация права, интерпретационная деятельность.

Abstract. The article raises the problem of defining the content of the concept of "legal expertise". Attention is drawn to the fact that legal expertise is present in all types of legal activities and must ensure the high quality of legal regulations. The problems of legal regulation of legal expertise in all types of legal activities, except for lawmaking, are pointed out. By means of the analysis of normative sources regulating the issues of legal expertise, it was revealed that earlier, within the framework of service law (legal regulations of the Ministry of Defense of the Russian Federation), there was a necessary, broad, understanding of legal expertise. In modern conditions, this concept can be put, taking into account the actual situation in practice, as the basis for the creation of a "new" construction of legal expertise.

Keywords: expertise, legal expertise, legal activity, legal regulation, legal practice, law enforcement, implementation of law, interpretation activity.

Экспертиза - специфический вид деятельности, осуществляемый компетентными субъектами, направленный на получение специальных знаний об объекте познания в целях их практического приме-

нения. Экспертиза как средство формирования знаний об объекте используется во всех сферах жизнедеятельности человека. Правовая экспертиза, как непосредственно вытекает из названия, связана с правовой сферой, а следовательно, представляет собой специфический вид юридической деятельности, осуществляемый уполномоченными компетентными субъектами, направленный на получение специальных знаний о государстве и праве, а также тесно связанных с ними правовых явлений, которые в дальнейшем могут быть применены в юридической практике.

Для «правильного» понимания природы правовой экспертизы необходимо предложить два определяющих тезиса.

Во-первых, для определения всего объема нормативного регулирования следует уделить внимание интерпретации понятия «правовая сфера». Правовая сфера как объект познания в различных источниках именуется по-разному, но в большинстве случаев ее обозначают как право, правоведение, юриспруденция. Как писал С.С. Алексеев, правоведение представляет собой систему специальных общественных знаний, в пределах и посредством которой осуществляется теоретико-прикладное освоение правовой действительности1. Структурно-функциональный анализ данной области знаний позволяет утверждать, что она предстает перед нами не только в качестве юридической науки, сочетающей в себе особенности теоретического и прикладного знания, но и юридической практики, которая обеспечивает освоение правовой жизни, а также юридического образования2. Таким образом, когда речь идет о правовой экспертизе, то необходимо понимать, что она возможна и необходима во всех сферах юриспруденции, будь то юридическая наука, юридическое образование или юридическая практика.

Во-вторых, каждый из обозначенных выше структурно-функциональных блоков юриспруденции тесно связан с тем либо иным видом юридической деятельности (правотворчество, правореализация, правоприменение, интерпретация права), а следовательно, правовая экспертиза может быть и должна присутствовать при исследовании:

- нормативных основ юридической науки, образования, юридической практики (законов и подзаконных актов, регламентирующих соответствующую деятельность, а также других нормативных источников);

- практики реализации отдельных субъективных прав лица (например, права собственности, права на образование, занятия научной деятельностью и т. д.);

- властного решения, механизмов их принятия (например, приговора, решения суда, приказа о выдаче диплома, об аттестации и т. д.);

- результатов интерпретационной деятельности уполномоченных субъектов (например, письма и постановления федеральных органов государственной власти, методические рекомендации и разъяснения руководителя и т. д.).

Обратимся к правовому полю и с учетом сказанного выше проанализируем отношение к такому институту, как правовая экспертиза в современной России. В связи со значительным объемом правового материала результаты анализа будут представлены в виде базовых тезисов, которые отражают качество нормативного правового регулирования применительно к различным видам юридической деятельности.

Первый тезис «О нормативно-правовом регулировании правовой экспертизы в правотворческой деятельности».

Наиболее качественно нормативно-правовое регулирование правовой экспертизы и отдельных ее видов представлено по отношению к правотворческой деятельности. Здесь созданы нормативные правовые акты, которые не только устанавливают алгоритмы проведения правовой экспертизы органами государственной и муниципальной властью, но и частные методики, а, что еще более ценно, указаны механизмы привлечения для проведения правовой экспертизы иных лиц, обладающих необходимыми компетенциями (граждан). Речь, например, идет о таких актах как:

- федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ3;

- федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 171-ФЗ4;

- федеральный закон от 2 декабря 2008 г. № 273-Ф35;

- федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ6;

- регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ7;

1 Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 4.

2 Актуальные проблемы теории государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. М.: ЮСТИЦИЯ, 2019. 440 с. С. 94-98.

3 Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.

4 Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 2009 г. Ст. 3608.

5 Федеральный закон от 2 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

6 Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (ч. 1). Ст. 4213.

7 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Утв. Постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. № 2134-ПГД // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 801.

- регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ1;

- указ Президента РФ от 10 августа .2000 г. № 14862;

- постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 195 3;

- постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 1964;

- приказ Минюста РФ от 29 октября 2003 г. № 2785;

- приказ Минюста РФ от 31 марта 2009 г. № 926;

- приказ Минюста РФ от 01 апреля 2010 года № 777;

- закон Свердловской области от 10 марта 1999 г. № 4-ОЗ8;

- закон Свердловской области от 26 декабря 2008 г. № 145-ОЗ9;

- закон Свердловской области от 6мая 1997 г. № 29-ОЗ10;

- указ Губернатора Свердловской области от 13 марта 2009 г. № 229-УГ11.

Второй тезис «О нормативно-правовом регулировании правовой экспертизы в сфере правоприменительной деятельности».

Попытка создать качественную нормативно-правовою основу правовой экспертизы законодателем предпринята и в отношении правоприменительных актов, но, к сожалению, только в части, например, создаваемых федеральными органами государственной власти данная инициатива может считаться сколько-нибудь состоятельной.

Сегодня, например, нормативная основа для проведения правовой экспертизы создана:

- для Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество12;

- для Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при проведении лицензирования и аккредитации образовательных учреждений13;

1 Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Утв. Постановлением Совета Федерации от 30января 2002 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 3. Ст. 704.

2 Указ Президента РФ от 10 августа .2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 33. Ст. 3356.

3 Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 10. Ст. 1240.

4 Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 10. Ст. 1241

5 Приказ Минюста РФ от 29 октября 2003 г. № 278 «Об утверждении рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» // Бюллетень Минюста РФ. 2003. № 11.

6 Приказ Минюста РФ от 31 марта 2009 г. № 92 «Об утверждении Положения об аккредитации физических и юридических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность» // Рос. газ. 2009. 24 апреля; БНА. 2009. № 17.

7 Приказ Минюста РФ от 01 апреля 2010 года № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.04.2010 № 16868) // Российская газета. 2010. 21 апреля. № 84.

8 Закон Свердловской области от 10 марта 1999 г. № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» // Собрание законодательства Свердловской области. 1999. № 3. Ст. 148.

9 Закон Свердловской области от 26 декабря 2008 г. № 145-ОЗ № «Об организации и ведении Свердловского областного регистра муниципальных нормативных правовых актов» // Собрание законодательства Свердловской области. 2009. № 12-2 (2008). Ст. 1963.

10 Закон Свердловской области от 6мая 1997 г. № 29-ОЗ «Об Уставном Суде Свердловской области» // Собрание законодательства Свердловской области. 1997. № 5. Ст. 930.

11 Указ Губернатора Свердловской области от 13 марта .2009 г. № 229-УГ «О мониторинге состояния и эффективности противодействия коррупции (антикоррупционном мониторинге) в Свердловской области» // Собрание законодательства Свердловской области. 2009. № 3. Ст. 269.

12 Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество» // СПС «Гарант».

13 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Гарант»; Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СПС «Гарант»; Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 // СПС «Гарант»; Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» // СПС «Гарант»; Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июля 2021 г. N 1009 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и/или приложения (приложений) к нему, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, о предоставлении дубликата свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, форм сведений, прилагаемых к указанным заявлениям, и требований к их заполнению и оформлению» // СПС «Гарант».

- для Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования РФ, которая обеспечивает государственную научную аттестацию1.

При всей внешней благополучности, если обратим внимание на методику проведения данного рода мероприятий, то увидим полное отсутствие единообразия, а в ряде случаев и ее отсутствие. Хотя отдельный положительный опыт можно выделить: отношение к результатам правовой экспертизы. Как правило, результаты проведения правовой экспертизы ложатся в основу принимаемого властного решения, то есть являются обязательными для принятия решения компетентным уполномоченным органом.

Третий тезис ««О нормативно-правовом регулировании правовой экспертизы в процессе право-реализационной деятельности».

Некоторая практика проведения правовой экспертизы сложилась в отношении актов реализации права. В первую, исключительную, очередь речь идет о проведении экспертизы гражданско-правовых, и иных частноправовых соглашений. В данном случае, почти любое юридическое учреждение считает себя в праве организовывать, проводить и давать заключения в отношении качества правового договора. Максимум что для этого сделав, проинформировав потенциального заказчика об оказываемой услуге и включив в прейскурант ее стоимость 2.

Хотя отдельные исполнители обращают внимание на некоторые положения законов:

- ст. 41 федерального закона № 73-ФЗ от 31.05.2001 г., регламентирующего процесс экспертной деятельности в Российской Федерации;

- ст.ст. 168 и 169 Гражданского кодекса РФ определяет недействительность заключенной сделки в случае ее противоречия предписаниям законодательных актов и базовым принципам нравственности или правым основам законодательства.

О закреплении методологии, методики проведения такой экспертизы на нормативном уровне речи не идет. При этом ученые создали необходимый для нормотворчества задел, например, можно обратить внимание на работу А.Д. Корецкого3 Отдельные наработки возникают в результате интерпретационной деятельности высших судов, например, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 494.

Четвертый тезис ««О нормативно-правовом регулировании правовой экспертизы в интерпретационной деятельности».

Правовая экспертиза результатов интерпретационной деятельности, сегодня, в принципе не осуществляется. В большинстве случаев, такого рода мероприятия, если и проходят, то только в рамках не экспертной работы, а в процессе апелляционного, надзорного производства. Все остальное это реплики заинтересованных сторон, которые даже не подвергаются качественному анализу. Сегодня, нормативно не определена инстанция, которой поручено обобщение положений юридической практики и формирование правовой доктрины, вырабатываемой не только как результат официальной юридической деятельности, но, в первую очередь, как результат научного поиска (изысканий) ученых-юристов, о чем пишет В.Д. Перевалов5.

Подводя итог.

Необходимо обеспечить качественно иной подход к пониманию природы правовой экспертизы. Обратить внимание на отдельные успехи в данном направлении, которые были в деятельности, например, Министерства обороны РФ, которое в Положении о юридической службе Вооруженных Сил РФ (1998 г.) закрепило понятие правовой экспертизы, отразив в нем все полноту (возможности юриста) правовой экспертизы:

- правовая экспертиза - определение в установленном порядке соответствия представленных проектов документов международным обязательствам Российской Федерации, действующему законода-

1 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно -технической политике» // СПС «ГАРАНТ»; Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (вместе с «Положением о присуждении ученых степеней») // СПС «Гарант».

2 Юридические услуги для бизнеса // https://nalogmsk.ru/yuridicheskoe-obsluzhivanie/pravovaya-ekspertiza-dogovorov/; Приоритет: юридическая компания // https://www.uk-prioritet.ru/services/juridicheskoe-soprovozhdenie/dogovornaja-rabota/jekspertiza-dogovorov/; Оптима: консалтинговая компания // https://www.optima-ural.ru/services/juridicheskie-uslugi/juridicheskie-uslugi-dlja-biznesa-v-ekaterinburge/pravovaja-jekspeгtiza-dogovorov/; Новацио: правовая компания // https://novacio.ru/juridicheskie-litsa/abonentskoe-obsluzhivanie/ekspertiza-dogovorov.html (дата обращения -29.10.2021 г.)

3 Корецкий А.Д. Теоретико-правовые основы учения о договоре / отв. ред. П.П. Баранов. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. - 211 с.

4 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» // СПС «Гарант».

5 Перевалов В.Д. Правовая доктрина: проблемы формирования и реализации: монография / В.Д. Перевалов. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2022. - 168 с. - С. 19.

тельству Российской Федерации, а также принятие мер в пределах своих полномочий по устранению выявленных нарушений1.

Как следует из предложенного определения на соответствие проверяются все проекты документов, а не как сегодня, лишь имеющие нормативное содержание.

Если при этом учесть положения приказа Минюста РФ от 31 мая 2012 г. № 87 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»2 в части процедуры проведения правовой экспертизы и распространить ее на различные виды юридической деятельности. Можно с уверенностью утверждать, что сегодня существует необходимый методологический, нормативный и научный задел для того, чтобы обеспечить качественное проведение правовой экспертизы, создание «новой» юридической конструкции правовой экспертизы, которая будет заложена в основу всех видов юридической деятельности. А при условии изменения статуса результатов правовой экспертизы, в отдельных случаях прямо предусмотренных в законе, появляется возможность для качественных изменений в отечественной юридической практике, что в свою очередь позволит решить и иные проблемы, например, привлечение некоммерческих организаций для проведения общественной экспертизы нормативно-правовых актов, о чем пишет О.А. Кожевников3.

1 Примечание 3 приказа Министра обороны РФ от 21.03.98 № 100 «О юридической службе Вооруженных Сил РФ» (утратил силу) // https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=56399 (дата обращения - 29.10.2021 г.).

2 URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70086438/

3 Кожевников А.О. Вопросы проведения общественной экспертизы нормативно-правовых актов некоммерческими организациями нуждаются в нормативно-правовом закреплении // Право и образование. 2009. № 11. С.94-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.