Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
нормативные правовые акты / документы с грифом ограниченного пользования / Главное управление рабоче-крестьянской милиции / Центральное управление уголовного розыска / специальные отделения уголовного розыска / уголовно-следственные столы / агенты / сотрудники милиции / финансовое обеспечение / продовольственное обеспечение / подготовка кадров / regulatory legal acts / documents with a stamp of limited use / the Main Directorate of Workers and Peasants Militia / the Central Criminal Investigation Department / special departments of the criminal investigation department / criminal investigation desks / agents / police officers / financial support / food supply / training

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирина Васильевна Гребенщикова

Данная статья посвящена вопросам правового регулирования организации деятельности уголовного розыска. На основании ранее засекреченных нормативных правовых актов Государственного архива Свердловской области (циркуляры, справки, отчеты) проанализировано нормативное обеспечение деятельности уголовного розыска. Рассмотрены вопросы обеспечения, отчетности, создания подразделений уголовного розыска, подготовки кадрового состава в 1919—1920 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE ORGANIZATION OF ACTIVITIES CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENT IN THE EARLY YEARS OF SOVIET POWER

This article is devoted to the issues of legal regulation of the organization of the activities of the criminal investigation department. On the basis of previously classified regulatory legal acts of the State Archives of the Sverdlovsk Region (circulars, certificates, reports), the regulatory support of the criminal investigation department has been analyzed. Issues of support, reporting, creation of criminal investigation units, training of personnel in 1919-1920 were considered.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2021-2-40-43

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Ирина Васильевна ГРЕБЕНЩИКОВА,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России

E-mail: grebenshikova_iv@ mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам правового регулирования организации деятельности уголовного розыска. На основании ранее засекреченных нормативных правовых актов Государственного архива Свердловской области (циркуляры, справки, отчеты) проанализировано нормативное обеспечение деятельности уголовного розыска. Рассмотрены вопросы обеспечения, отчетности, создания подразделений уголовного розыска, подготовки кадрового состава в 1919—1920 гг.

Ключевые слова: нормативные правовые акты; документы с грифом ограниченного пользования; Главное управление рабоче-крестьянской милиции; Центральное управление уголовного розыска; специальные отделения уголовного розыска; уголовно-следственные столы; агенты; сотрудники милиции; финансовое обеспечение; продовольственное обеспечение; подготовка кадров.

LEGAL REGULATION OF THE ORGANIZATION OF ACTIVITIES CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENT IN THE EARLY YEARS OF SOVIET POWER

Irina Vasilyevna GREBENSCHIKOVA,

Candidate of Law, Associate professor

of the department of Theory and History of State and Law,

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

E-mail: grebenshikova_iv@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the issues of legal regulation of the organization of the activities of the criminal investigation department. On the basis of previously classified regulatory legal acts of the State Archives of the Sverdlovsk Region (circulars, certificates, reports), the regulatory support of the criminal investigation department has been analyzed. Issues of support, reporting, creation of criminal investigation units, training of personnel in 1919-1920 were considered.

Keywords: regulatory legal acts; documents with a stamp of limited use; the Main Directorate of Workers and Peasants Militia; the Central Criminal Investigation Department; special departments of the criminal investigation department; criminal investigation desks; agents; police officers; financial support; food supply; training.

Время кардинальных перемен ожидало страну Советов сразу после победы Октябрьской социалистической революции 1917 г. Лозунг «Мы наш, мы новый мир построим!» предстояло воплотить в жизнь во всех областях жизнедеятельности вновь образовавшегося государства. Хаос, нехватка квалифицированных кад-

ров, военные действия на фронтах, начавшаяся гражданская война, разделившая государство на два лагеря, — задачи, вставшие перед руководством страны, которые необходимо было срочно решать. Безусловно, на фоне таких событий значительно ухудшилась криминогенная обстановка, особенно активизировалась деятельность банд.

Для борьбы с контрреволюцией, с бандитизмом, для проведения оперативно-розыскных мероприятий по поиску уголовников 5 октября

1918 г. в соответствии с положением НКВД РСФСР «Об организации Отдела уголовного розыска» [3, с. 122] в составе НКВД РСФСР было создано Центральное управление уголовного розыска (Центророзыск). В первые годы создания первоочередной задачей уголовного розыска была борьба с классово чуждым элементом, но уже начиная с 1920 г. основной функцией уголовного розыска становится борьба с бандитскими формированиями. Подразделения уголовного розыска были сформированы в городах, численность населения которых была не менее 40—45 тыс. человек. Общее руководство уголовным розыском осуществлял НКВД РСФСР, а на местах — Центророзыск.

Штатами уголовно-разыскной милиции губернских городов были предусмотрены следующие должности: начальник, помощник, инспектор, помощники инспектора, сотрудники 1-го разряда, сотрудники 2-го разряда, секретарь, делопроизводитель, регистратор, фотограф, заведующий архивом, заведующий арестным домом, журналист, машинист 1-го разряда, машинист 2-го разряда, посыльные курьеры, канцелярские и хозяйственные распорядители (обмундирование, вооружение, суточные и путевые, расходные фотографа и телеграф, отопление и освещение и т.д.) [6, с. 51].

В связи с острейшей нехваткой кадров на основании постановления ВЦИК от 11 февраля

1919 г., опубликованного в № 35 «Известий ВЦК», в соответствии с Циркуляром от 14 марта 1919 г. № 2144 [1, с. 26] появилась возможность брать на службу в ряды советской РКМ бывших полицейских после согласования с местными исполкомами и комитетами РКП. Ранее циркуляром № 1078 вводился запрет на принятие таких лиц в милицию. Если в вопросах принятия на службу лиц, проходивших службу в полиции, появлялись разногласия, то данный вопрос рассматривался высшими соответствующими учреждениями.

В каждом случае приема и оставления на службе бывших чинов полиции надлежало уведомить Главмилицию с приложением копии постановления местного Исполкома и Комитета РКП; за неисполнение данного циркуляра виновные несли ответственность по закону военного времени.

В соответствии с циркуляром Управления РКМ от 30 июня 1919 г. № 5127 Главмилицией было предложено направлять один раз в три ме-

сяца всю имеющуюся информацию о лицах — бывших чинах полиции, служивших в Советской милиции, железнодорожной милиции и Уголовном розыске [7, с. 11].

Тариф оплаты труда командного состава осуществлялся согласно Декрету Совнаркома от 21 марта 1919 г. и утверждался Народным комиссариатом труда. Предлагалось принять и руководствоваться, на основании постановления о тарифных поясах в РСФСР, опубликованного в издании ВЦИК от 12 марта 1919 г. № 55/607, в соответствии с циркуляром Управления советской рабоче-крестьянской милиции от 4 мая 1919 г. № 3998, тарифами оплаты труда командного состава и милиционеров уездной, городской, уголовного розыска и железнодорожной милиции (далее — тариф) [5, с. 20]. В соответствии с тарифом у начальника уголовного розыска был 20-й тариф (ставка 1590 руб.), у сотрудников 1-го и 2-го разряда — 16-й (1290 руб.) и 15-й (1220 руб.) соответственно [5, с. 21].

В циркуляре Главного управления советской рабоче-крестьянской милиции и начальника Центророзыска от 15 апреля 1919 г. № 3012 с грифом «срочно-секретно» [1, с. 1] была всесторонне изучена криминогенная обстановка в малочисленных уездах на предмет необходимости создания в них специальных отделений уголовного розыска. Ввиду того, что в таких уездах преступность была невелика, не было необходимости создания таких подразделений уголовного розыска. Там были созданы уголовно-разыскные или уголовно-следственные столы при уездных управлениях милиции во всех районах для должного наблюдения за преступностью, организации уголовного розыска и проведения следствия по уголовным делам. Общее руководство данными столами возлагалось на начальника милиции и его помощника; лица, которые занимались уголовным розыском, несли ответственность перед начальником милиции и подчинялись ему на общих основаниях с другими сотрудниками. По всем вопросам уголовного розыска начальник руководствовался циркулярами и указаниями Центророзыска.

К сентябрю 1919 г. подразделения уголовного розыска были организованы в 62 городах [2, с. 218].

В случаях особой необходимости для ведения розыска из Губмилиции Уголовного розыска командировались агенты.

В соответствии с этим же циркуляром к 3-му числу каждого месяца, следующего за отчетным, в Центророзыск направлялся подробный и точный отчет.

В Управление Центророзыска часто поступали требования о розыске лиц, в отношении которых не указывались причина розыска, их приметы и даже неполно сообщались их имена и отчества. Пополняя сведения о разыскиваемых лицах, необходимо было предоставлять всю имеющуюся на них информацию, так как отсутствие этой информации крайне тормозило дело розыска.

Циркуляром Центрального управления уголовного розыска от 24 июня 1919 г. № 1909 Центророзыск обозначил необходимость указания полного описание преступника, его имя и отчество, место прописки, воинское звание и т.д. Все сообщения о розыске должны были быть написаны или напечатаны четко и ясно во избежание недоразумений [1, с. 5].

Ввиду того, что штатная структура уголовного розыска еще не была до конца отрегулирована, некоторые функции возлагались на лиц, находящихся на иных должностях. Так, например, в соответствии с циркуляром Центрального управления уголовного розыска от 8 июля 1919 г. № 1974 обязанности заведующего питомником собак при Губрозыске были возложены на технического работника штата отделения уголовного розыска [5, с. 26].

Циркуляром Отдела уголовного розыска Главного Управления советской рабоче-крестьянской милиции от 18 июля 1919 г. № 5614, Центророзыском по соглашению с транспортным отделом ВЧК принимается положение, которое является юридическим основанием деятельности уголовного розыска на железных дорогах и на пристанях РСФСР [1, с. 7].

Для организации эффективной работы по розыску преступников и взаимодействия с транспортной чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией (далее — ТЧК) в ведение ТЧК направлялось по пять агентов уголовного розыска по обслуживанию железной дороги из Губернского отделения уголовного розыска.

Агенты, откомандированные в распоряжение Управления ТЧК, продолжали числиться на службе в Губрозыске, откуда они получали свое содержание на общих с остальными сотрудниками основаниях.

Губрозыск в отношении откомандированных в Управление ТЧК агентов уголовного розыска сохранял право их инструктирования по технике розыска и сбора информации.

Ежемесячная отчетность о преступлениях уголовного характера на железных дорогах направлялась в Губрозыск на общих основаниях со все-

ми остальными учреждениями розыска губернии для направления отчета в Центророзыск.

В соответствии с этим же положением все дела общеуголовного характера на железной дороге направлялись по подсудности на общих основаниях.

Преступники по важным уголовным делам, в случае надобности для установления личности, прохождения регистрации, дактилоскопирования и фотографирования, направлялись в ближайшее отделение уголовного розыска или в Губрозыск [1, с. 7 об.].

В первые годы создания Уголовного розыска отрицательно сказывалась на работе огромная нехватка квалифицированных кадров. Для обучения и переподготовки сотрудников необходимо было время, которого катастрофически не хватало на борьбу с матерыми уголовниками, поэтому было принято решение агентов бывшего железнодорожного сыска оставлять на службе в Управлении ТЧК. Продолжая службу, они получали от Губрозыска содержание на общих с откомандированными в Управление ТЧК агентами основаниях.

Агенты, откомандированные в Управление ТЧК, были обязаны безоговорочно выполнять все требования и поручения служебного характера Коллегии Управления ТЧК, на общих со всеми сотрудниками ТЧК основаниях.

Некомплект кадрового состава сказался и на организации подразделений уголовного розыска при уездных Управлениях милиции. Так, в циркуляре Главного Управления советской рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР от 5 августа 1919 г. № 2269/64сс [1, с. 10] отмечалось, что, по имеющимся сведениям Центророзыска, во многих местностях и губерниях РСФСР, несмотря на соответствующие циркуляры по созданию подразделений уголовного розыска, Уголовно-разыскные столы при уездных Управлениях милиции, где отсутствовали специальные отделения уголовного розыска, не были своевременно организованы, поэтому борьба с преступностью находилась в хаотичном состоянии, что напрямую отразилось на состоянии преступности. В соответствии с данным циркуляром необходимо было немедленно приступить к созданию таких подразделений уголовного розыска; организация работы по созданию столов уголовного розыска была возложена на Губрозыск.

Губрозыск не только командировал агентов в уезды для оказания помощи в сложных делах, но и полностью контролировал производство дознания по ним. Так, в соответствии с циркуляром заведующего Губотделом уголовного розыс-

ка и начальника Бюро уголовного розыска Уральской области от 20 сентября 1919 г. № 7 начальникам Губмилиции Уездной и железнодорожной милиции дела уголовно-разыскного характера по производству дознаний подлежали немедленному направлению в Губбюро уголовного розыска со всеми вещественными доказательствами и лицами, задержанными по таковым преступлениям. О всех поступающих в части и подразделения заявлениях о крупных кражах, убийствах и грабежах необходимо было немедленно сообщать по телеграфу в Бюро уголовного розыска [5, с. 40].

Руководство Главного управления советской рабоче-крестьянской милиции предпринимает срочные меры по подготовке и переподготовке кадров. Уже 15 августа 1919 г. в соответствии с циркуляром № 6881 объявляется о создании в Москве трехмесячного обучения во Всероссийской школе инструкторов милиции и Всероссийских курсах уголовного розыска. Командируемым было необходимо прибыть ко дню открытия курсов и школы без опозданий по адресу: г. Москва, Малая Бронная, дом 14 [1, с. 8 об.].

В соответствии с циркуляром Главного Управления советской рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР от 25 августа 1919 г. № 6563 школа и курсы начали свою работу по подготовке кадров 10 сентября 1919 г. [1, с. 9].

Обеспечение продовольствием сотрудников милиции осуществлялось в соответствии с циркулярным распоряжением Наркомпрода № 52/Н, на основании циркуляра от 7 октября 1919 г. № 574/Н из общего количества продовольствия, поступающего по планам для населения. Милицию надлежало обеспечивать продовольствием в первую очередь [5, с. 56].

Таким образом, деятельность подразделений уголовного розыска была юридически оформлена с первых дней создания специальных подразделений. Все первые издаваемые приказы, распоряжения, циркуляры имели гриф «секретно», «срочно секретно». Главным образом преобладали циркуляры, создаваемые на основе нормативных правовых актов высших органов. Регламентировано было создание подразделений уголов-

ного розыска, деятельность, взаимодействие с другими подразделениями, финансовое, вещевое и продовольственное обеспечение. Несмотря на то, что нормативные правовые акты создавались в срочном порядке, требовали своевременного исполнения и доводились до губерний в основном телеграфным сообщением, многие документы поступали с большим опозданием, когда уже прошли все сроки. Так, например, из сообщения заведующего Губернским отделом Управления милиции по Уральской области от 31 октября 1919 г. № 38 сообщалось, что циркуляр, направленный 15 августа 1919 г., поступил только 31 октября 1919 г., что не позволило выполнить его резолютивную часть [5, с. 11]. Случаи несвоевременного поступления нормативных правовых актов были не единичными, что, безусловно, отрицательно сказывалось на работе подразделений уголовного розыска в целом. Но, несмотря на все трудности, порой ценой своей жизни, сотрудники уголовного розыска в кратчайшие сроки смогли справиться с ростом бандитизма, произвола и грабежей и уже в 1920 г. добиться снижения по всем показателям.

Список литературы

1. Государственный архив Свердловской области. Ф. 9р. Оп. 1. Ед. хр. 2.

2. МВД России: энциклопедия. Москва: Объединенная редакция МВД России: Олма-пресс, 2002.

3. История органов внутренних дел России: учеб. пособие / А.Д. Гуляков, В.Н. Колемасов, А.В. Лобанов, Н.И. Свечников, А. А. Грачев; под общ. ред. В.В. Гошуляка. Пенза: Изд-во ПГУ, 2018.

4. Циркуляр Губуправмилиции от 3 февраля 1919 г. // Власть Советов. 1919. № 53—54. С. 81.

5. Государственный архив Свердловской области. Ф. 9р. Оп. 1. Ед. хр. 4.

6. Государственный архив Свердловской области. Ф. 9р. Оп. 1. Ед. хр. 5.

7. Государственный архив Свердловской области. Ф. 9р. Оп. 1. Ед. хр. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.