УДК 94/99
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С УГОЛОВНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В 1908-1918 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ЧЕРНОЗЕМНОГО ЦЕНТРА РОССИИ)
© 2016 С. Н. Токарева
доцент кафедры теории и истории государства и права, канд. ист. наук
e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье раскрывается процесс непрерывного создания и эволюции правоохранительных органов по борьбе с уголовной преступностью в России в начале ХХ в. На основе принимаемой единой нормативно-правовой базы показана практика организации данных структур в Черноземье. Отмечается схожесть в организационном построении дореволюционного сыска и советского розыска, созданных при полиции и милиции. В период Временного правительства сыск подчинялся прокурорскому надзору. Описывается опыт создания уголовного розыска в Воронежской губернии в 1918 г.
Ключевые слова: полиция, милиция, сыск, уголовный розыск, Черноземье.
Нестабильная общественно-политическая обстановка в период Первой русской революции приводила к криминализации общества и повышению уровня преступности в стране. В столицах и нескольких крупных городах России уже существовала сыскная полиция. После угасания революции 6 июля 1908 г. был принят закон «Об организации сыскной части» [Полное собрание законов 1908: № 30672], согласно которому в 89 городах Российской империи при полицейских управлениях были созданы сыскные отделения для производства розыска по делам общеуголовного характера в городах и уездах. Они разделялись на четыре разряда в зависимости от численности населения и различались между собой по количеству штатных единиц, по денежному содержанию, присвоенным классным чинам и по пенсионному обеспечению сотрудников. На местах они подчинялись губернатору, а их центральным органом было VIII делопроизводство Департамента полиции. В Воронеже было создано сыскное отделение второго разряда (первый руководитель Г.М. Бережицкий), а в Курске, Орле и Тамбове - третьего разряда. В состав новых органов входили: начальник отделения; его помощник (только в структурах I и II разряда); полицейские надзиратели (в частях II и III разряда - по три человека); чиновники, заведовавшие столами (только в отделениях I разряда); городовые (в органах II разряда - 6 человек, III разряда - 4 человека). Также при этих службах могли состоять переводчики, распределение которых входило в обязанности министра внутренних дел [Свод законов 1913: приложение к прим. 2 ст. 633].
В 1910 г. на съезде начальников полиции в г. Курске суджанский исправник предложил организовать стационарные части в уездах [Государственный архив Курской области: 28-28 об.]. Для этого было необходимо выделить особый стол для заведования сыскным делом и прикомандировать одного урядника и нескольких стражников, разрешив им быть в «частной» одежде. По его мнению, это вызывало бы меньше расходов, чем откомандированные из губернского города сотрудники. Но это предложение так и осталось на бумаге.
С принятием закона от 6 июля 1908 г. впервые создавалась система специализированных уголовно-розыскных органов в масштабе всей империи, позволявшая организовать всероссийский («циркулярный») сыск преступников. Несмотря на малочисленность сотрудников, слабое финансирование и отсутствие
специализированного руководящего центра, формирование таких структур сыграло большую роль в накоплении опыта борьбы с уголовной преступностью.
Накал общественно-политической ситуации в стране привел к Февральской буржуазной революции и образованию 2 марта 1917 г. Временного правительства. Недовольство народных масс сразу обрушилось на царские правоохранительные органы. Уже 7 марта 1917 г. товарищ прокурора Московского окружного суда А.В. Маевский, начальник Московской уголовной полиции К.П. Маршалк и еще трое очевидцев осмотрели помещение бывшей Московской сыскной полиции. В ней были похищены ценные вещественные доказательства, разорвана документация, поломана техника и т.д. [Центральный государственный архив: 14] Аналогичная картина наблюдалась в губернских учреждениях полиции.
Вскоре 10 марта 1917 г. был ликвидирован Департамент полиции и 17 апреля 1917 г. образовано Временное управление по делам общественной полиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан. По Временному положению о милиции от 17 апреля 1917 г. (ст. 1), «... милиция есть исполнительный орган государственной власти на местах, состоящий в непосредственном ведении земских и городских общественных управлений» [Постановление Временного правительства 1917: 3]. Она заменила наружную полицию, а сыскная, пожарная и речная остались на прежних основаниях, подчиняясь прокурорскому надзору и начальникам городских милиций.
По требованию МВД в г. Орле возобновило свою деятельность сыскное отделение, которое до преобразования в уголовно-розыскное, подведомственное прокурору окружного суда, подчинялось начальнику Орловской городской милиции [Государственный архив Российской Федерации: 2]. Но Орловский городской комитет общественной безопасности 21 апреля 1917 г. постановил передать милицию г. Орла в ведение городского самоуправления, а вместе с ней и сыскное отделение, которое для отличия от дореволюционного получило наименование «Уголовное отделение милиции» [Всегда на страже 2002: 76, 84].
В августе 1917 г. чиновник особых поручений К. А. Кинше в докладе об организации Тамбовской милиции указал, что, по отзывам прокурора и начальника милиции, уголовная часть в г. Тамбове находилась в плачевном состоянии: прежние служащие ушли, а вновь поступившие пользы сыску не приносили [ГАРФ: 180].
Муниципализация милиции не позволила выстроить единую систему не только в масштабах страны или региона, но порой даже и в рамках губернии. Обрисовывались только внешние черты и направления организации этого исполнительного органа - с целью определения местных потребностей.
После Октябрьской революции 7 ноября (25 октября) 1917 г. Временное правительство было низложено и власть перешла в руки Советов рабочих и солдатских депутатов. Второй съезд Советов 9 ноября (27 октября) 1917 г. образовал первое советское правительство, в составе которого был образован Народный комиссариат по внутренним делам. Нормативно-правовую основу заложило Постановление НКВД РСФСР «О рабочей милиции» [Собрание узаконений 1917: Ст. 15, 2-е изд.], подписанное А.И. Рыковым 10 ноября (28 октября) 1917 г. Оно позволяло Советам рабочих и солдатских депутатов на местном уровне создавать рабочую милицию и контролировать ее работу.
С 1 августа 1918 г. преобразованное Управление советской рабоче-крестьянской милиции входило в состав Отдела местного управления НКВД РСФСР. Чуть позднее, 7 октября 1918 г., Управление было переименовано в Главное управление милиции НКВД РСФСР (г. Москва, Пименовский пер., № 14 [ГАРФ. Ф. Р-393. Оп. 6: 9]), которое
в этот же день приказом № 1 организовало Центральное управление уголовного розыска на правах отдела.
Коллегия НКВД РСФСР 5 октября 1918 г. утвердила Положение «Об организации отдела уголовного розыска» [История органов правопорядка 2007: 47], по которому для расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом в городах с населением не менее 40 000-45 000 чел. при губернских управлениях советской рабоче-крестьянской милиции учреждались отделения уголовного розыска во главе с одним начальником и необходимым числом сотрудников. В феврале 1919 г. Центророзыску с согласия губернских исполкомов и после утверждения Главным управлением милиции предоставлялось право открывать отделения в населенных пунктах с населением менее 40 тыс. чел. [Полиция и милиция России 1995: 107], если там была развита преступность. Органы уголовного розыска фактически проводили предварительное следствие по большинству уголовных дел, поэтому в апреле 1920 г. было произведено слияние органов уголовного розыска и органов следствия. Но уже с октября этого года после введения института народных следователей в системе Наркомюста они перестали выполнять эти функции.
Организация уголовного розыска по Положению от 5 октября 1918 г. как эксперимент сначала была проведена в Воронежской губернии, а потом опыт внедрили в республике. Народный комиссар юстиции Д.И. Курский 12 декабря 1918 г. разрешил ввести отделения уголовного розыска в Воронежской губернии [Смирных 2002: 78]. В крупных городах страны, в том числе в Воронеже, органы угрозыска были децентрализованы и действовали под руководством местных Советов. Первым начальником Воронежского губернского розыска стал К.М. Журавлев [Горячий лабиринт 1997: 9-11]. Уголовный розыск Воронежской губернской милиции относился к 1-й категории. В нем работали 84 сотрудника, из которых 15 руководили отделениями уголовного розыска по губернии и 69 числились при городской милиции, обслуживая г. Воронеж [Смирных 2002: 80].
Заведующий Воронежским губернским управлением советской рабоче-крестьянской милиции Д.Г. Лихачев прибыл в город 27 октября 1919 г., на второй день после его освобождения красными войсками от белых. Заново организовывали городскую милицию, отделения железнодорожной милиции и уголовного розыска. После освобождения Воронежского, Землянского, Задонского, Нижнедевицкого уездов туда также отправились штаты милиционеров.
Воронежской губернской чрезвычайной комиссией для организации уголовного розыска в распоряжение губернской милиции был направлен работник губчека Любушкин, который 6 ноября 1919 г. был назначен начальником губрозыска. Старый состав сотрудников Воронежского уголовного розыска почти весь не эвакуировался и служил в казачьем сыскном отделении, и потом бежал с белыми, захватив оружие. Когда началась организация уголовного отделения, часть уездов еще была занята белыми. В 1920 г. уже функционировали все угрозыски [ГАРФ. Ф. Р-393. Оп. 23: 7-8].
Чистка милиции в 1921 г. коснулась и уголовного розыска, в результате он был переведен во 2-й разряд (12 сотрудников). В г. Воронеже и Воронежском уезде розыскную службу стали нести всего 16 человек. В соответствии с указанием Главмилиции, в мае 1922 г. угрозыск отделялся от милиции, но должен был с ней взаимодействовать. Распоряжением ГИКа в феврале 1924 г. губмилиция, губрозыск и отдел управления ГИКа слились в Административный отдел губисполкома, и в нем появились подотделы милиции и розыска. Штат воронежского уголовно-розыскного аппарата составлял в начале 1922 г. 214, в конце 1922 г. 97, в 1923 г. 87 сотрудников [Смирных 2002: 80-83, 85].
Орловский совет 17 февраля 1918 г. собрал совещание по вопросу безопасности города, куда были приглашены начальники милицейских частей, начальник уголовного розыска и комиссар милиции. Участники изменили мнение по поводу замены милиции отрядами Красной гвардии и решали вопрос об утверждении штатной милиции в числе 745 чел., а вопрос об организации уголовного розыска передали на усмотрение президиума. В итоге Орловский совет 6 марта 1918 г. утвердил смету на содержание постоянной штатной милиции и угрозыска. А 26 июня того же года Советом была утверждена схема организации милиции Орловской губернии. Орловская уездная милиция была создана в марте 1917 г., ее начальником стал А.К. Соколов, который находился в этой должности по данным и на 3 августа 1918 г. [Люди долга и отваги 1997: 26].
Начальник уголовно-розыскного отделения Брянской городской милиции Уверский признавал необходимым увеличение штата уголовного розыска на 1918 г.: начальник, 6 помощников, 30 агентов, делопроизводитель, писец, фотограф-регистратор и рассыльный. Предлагалось установить содержание в месяц: агенту -300 руб., младшему помощнику - 400 руб., старшему помощнику - 450 руб. и начальнику - 500 руб.; на негласную агентуру и фотографию - 6 000 руб. в год и возможность пользоваться лошадьми [Государственный архив Орловской области: 4545 об.].
К ноябрю 1919 г. в стране насчитывалось 38 губернских управлений милиции, столько же губернских отделов железнодорожной милиции и отделений уголовного розыска, были созданы водная и промышленная милиция, а личный состав 87 843 человека [История органов внутренних дел 2006: 87].
Интересно, что в периодике за 1927 г. проводилось сравнение между сыскной полицией и уголовно-розыскными учреждениями. По мнению Н.А. Николаевского, первые ограничивались только розыском, а вторые стали и органами дознания. Сыск представлял собой неразрывную часть общеполицейского аппарата дворянско-помещечьего государства. В деревне борьба с уголовной преступностью приходилось на наружную полицию, так как сыскные отделения были малочисленны. Сыскная полиция игнорировала научные методы исследования, ориентируясь на получение согласия подозреваемого, длительное содержание под стражей, морение голодом и даже пытки, малочисленность регистрационных бюро (к февралю 1917 г. 89 и 60 000 карт, а в 1927 г. - 358 и более 400 000 карт). Отсутствовали специальные школы и курсы по подготовке специалистов по борьбе с уголовной преступностью. Обычным явлением были не только пьянство, взятки, продажность, но и участие в преступлениях и укрывательство преступников [Николаевский 1927: 36-37].
Не со всеми этими выводами можно согласиться, так как в Российской империи в начале ХХ в. процесс организации уголовного сыска только начинался, а период Временного правительства этим автором вообще не рассматривался.
Библиографический список
Всегда на страже: 200-летию образования МВД посвящается: Историко-документальное издание / под ред. И.П. Савченко. Орел, 2002. 255 с.
Государственный архив Курской области. Ф. 33. Оп. 2. Д. 14854.
Государственный архив Орловской области. Ф. Р-468. Оп. 1. Д. 9оц.
Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. 1791. Оп. 2.
Д. 83.
ГАРФ. Ф. 1791. Оп. 7. Д. 46.
ГАРФ. Ф. Р-393. Оп. 23. Д. 119.
ГАРФ. Ф. Р-393. Оп. 6. Д. 56.
Горячий лабиринт: очерки об истории воронежской милиции. Воронеж: Черноземье, 1997. 367 с.
История органов внутренних дел России: учеб.-метод. пос. / А.В. Кирнос, В.В. Никитяев, А.В. Плеханова. Воронеж: Воронеж. инст. МВД России, 2006. 170 с.
История органов правопорядка России в точных датах. Хронологический справочник / Ю.Н. Моруков. М.: Объединенная редакция МВД России, 2007. 188 с.
Люди долга и отваги: орловской милиции посвящается / под общ. ред. Савченко И.П.; сост. Пирогов В.А. Орел: Орелиздат, 1997. 256 с.
Николаевский Н.А. К десятилетию организации и деятельности органов уголовного розыска // Административный вестник. 1927. № 10-11. С. 36-37.
Полиция и милиция России: страницы истории / А.В. Борисов, А.Н. Дугин, А.Я. Малыгин и др. М.: Наука, 1995. 318 с.
Постановление Временного правительства об учреждении милиции; Временное положение о милиции; Постановление Временного правительства о собраниях и союзах. [Петроград, 1917]. 20 с.
Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. XXVIII. 1908. Отд. II. Приложения. СПб., 1911.
Свод законов Российской империи. Кн. 1. Т. Второе изд. СПб., 1913.
Смирных В. Почти военная организация: очерки истории Воронежской милиции 20-х годов 20 века. К 200-летию МВД России. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. архитект.-строит. ун-та, 2002. 190 с.
Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 1. Ст. 15, 2-е изд.
Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 2811. Оп. 1. Д. 5. Л. 14.