УДК 34:94 (470+571)
Невский Сергей Александрович
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и процесса Московского городского университета управления Правительства Москвы nevskiy40@mail.ru
СОЗДАНИЕ СЫСКНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В статье на основе исторических материалов и научной литературы рассматриваются вопросы сыскных отделений в Российской Империи. Особое внимание уделено правовым аспектам организации сыскных отделений, а также проблемам, имевшим место в деятельности по розыску преступников.
Ключевые слова: сыскная полиция; сыскные отделения; розыск; преступники.
Первое сыскное отделение в России было создано в 1866 г. при Петербургском градоначальстве. Градоначальник столицы генерал Ф.Ф. Трепов во всеподданнейшем отчете о деятельности С.-Петербургской городской полиции за 1867 г. обосновал необходимость учреждения сыскной полиции в столице Российской Империи следующим образом: «Существенный пробел в устройстве столичной Полиции составляло отсутствие в оной особой части, имеющей своим назначением производство розысков, дознаний и изследований для раскрытия преступлений и изыскания общих мер к предупреждению и пресечению оных. Обязанности эти лежали на чинах наружной Полиции, которые, неся на себе тяжесть полицейской службы, не имели ни средств, ни возможности действовать с успехами в указанном отношении. Розыски по преступлениям требуют от лиц, занимающихся оными, во первых - природных к ним способностей и опытности, потом полнаго посвящения им всего времени, и наконец, весьма часто отлучки из места, где совершено преступление, для розыска преступников в другом отдаленном месте, иногда даже вне города. Чины же наружной Полиции все без изъятия не могут удовлетворять этим условиям; нельзя требовать, чтобы все они были одинаково способны к деятельности этого рода; они не могут прекращать обычных своих занятий для розысков, какую-бы важность они не представляли, и наконец не могут отлучаться из местности, порученной их надзору. Для устранения этого недостатка учреждена особая Сыскная Полиция» [1; с. 25-26].
В «Учреждении Санкт-Петербургской городской полиции» были сформулированы задачи сыскной полиции: «Сыскная полиция имеет
Nevskiy Sergei Aleksandrovich
Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Criminal Law and Criminal Procedure of Moscow City Government University of Management Moscow
nevskiy40@mail.ru
ESTABLISHMENT OF DETECTIVE DEPARTMENTS IN THE RUSSIAN EMPIRE
The article considers the issues of detective departments in the Russian Empire based on the historical materials and scientific literature. The legal aspects of the detective department organization have been highlighted as well as problems concerning detection of criminals.
Key words: detective police, detective departments, detection, criminals.
своим назначением производство розысков и дознаний по делам уголовным, а равно исполнение приказаний градоначальника относительно мер по предупреждению и пресечению преступлений» [2, с. 54].
В указанном отчете о деятельности С.-Петербургской городской полиции за 1867 г., помимо основных направлений деятельности, были обозначены меры, принимавшиеся сыскной полицией для предупреждения преступлений: «Сии последния меры заключались: а) в наблюдении за преступниками, которые, по окончании сроков заключения, выпущены на свободу; б) в производстве дознаний по доносам, заявлениям и анонимным извещениям о замышляемом преступлении; в) в посещении мест, куда обыкновенно собираются люди ском-проментированные или сомнительной честности, для наблюдения за их действиями; г) в посещении публичных мест и присутствии на пожарах, церковных процессиях, народных гуляньях и вообще в местах стечения многочисленной публики для надзора за поведением в этих местах людей подозрительных и предупреждения со стороны их преступлений» [1, с. 133-134].
Первоначально штат сыскной полиции С.-Петербурга был небольшим: «Сыскная Полиция организована следующим образом: она состоит из 1-го начальника, 4-х состоящих при нем для поручений чиновников, 12-ти полицейских надзирателей и из вольнонаемных сыщиков, число которых, простираясь обыкновенно до 20 человек, уменьшается или увеличивается по мере надобности. Эти лица суть непосредственные деятели. Они в обыкновенных случаях действуют в указанной каждому из них местности города, а в случаях чрезвычайных сосредотачиваются в нужном числе в одном месте и коман-
дируются даже за город, действуя по плану, составляемому начальником Сыскной Полиции и под непосредственным его руководством. Кроме сих лиц, при Сыскной Полиции есть еще канцелярские чиновники, занимающиеся исключительно делопроизводством и отпиской бумаг. Канцелярия Сыскной Полиции состоит из 1 делопроизводителя, 2-х его помощников, 1 журналиста, 1 чиновника, который ведет журнал приключений и 6 человек писцов» [1, с. 132-133]. Впоследствии штат столичного сыскного отделения был увеличен.
В 1896 г. в основу работы С.-Петербургского сыскного отделения был положен территориальный принцип: чиновники по особым поручениям распределялись по отделениям, полицейские надзиратели - по участкам, что позволило поставить весь город под наблюдение сыскного отделения [3, с. 17-19].
В 1897 г. при столичной сыскной полиции был учрежден стол находок, занимавшийся розыском утерянных денег, вещей, документов. В 1902 г. в Санкт-
Петербургской сыскной полиции был создан так называемый «летучий отряд», предназначавшийся для дежурств на вокзалах, в театрах и других общественных местах, проведения обходов и облав в ночлежках, притонах, трактирах, публичных домах, задержания преступников. В том же 1902 г. при Санкт-Петербургской сыскной полиции был учрежден стол о дворниках и швейцарах, предназначенный для сбора сведений о благонадежности указанных лиц, а кроме того, сведений о наличии судимостей служащих в питейных заведениях и извозчиков [4, с. 26].
В некоторых городах империи также были учреждены сыскные отделения. По состоянию на 1907 г. сыскные отделения существовали в Санкт-Петербурге, Москве, Варшаве, Риге, Одессе, Ростове-на-Дону, Баку и Тифлисе. Однако значительная часть городов страны их не имела, что крайне отрицательно влияло на эффективность деятельности по розыску преступников и предупреждению преступлений. Криминальная ситуация в стране требовала создания сыскных отделений повсеместно.
Еще в 1891 г. градоначальник С.-Петербурга генерал-лейтенант П.А. Грессер в своей докладной записке министру внутренних дел, отвечая на замечания в записке «Обозрение состояния и деятельности Петербургской полиции», писал: «Введением в состав столич-наго полицейскаго управления Сыскнаго отделения в 1866 году было впервые положено основание некоторой организации сыскной части, которая до того времени хотя в действительности существовала, но вне всякаго контроля. Опыт подтвердил необходимость и пользу су-
ществования самостоятельных сыскных органов, которые принесли несомненную пользу делу уголовнаго правосудия... Мне кажется, что следовало бы, напротив, стремиться к расширению деятельности сыскнаго отделения посредством образования из него центральнаго для всей Империи места, в котором всегда были бы в готовности опытные и сведущие в сыскном отношении чиновники полиции, для содействия в раскрытии сложных преступлений, совершаемых в разных частях Империи. Губернаторам, прокурорам Судебных палат и Окружных Судов, надлежало бы предоставить возможность обращаться в подобных случаях в Сыскное отделение о командировании сыскных чиновников, и Отделение должно быть в состоянии удовлетворить эти требования» [13, л. 5 об, 6].
29 декабря 1907 г. министр внутренних дел П.А. Столыпин в записке «Об организации сыскной части», направленной в Государственную Думу, обосновал необходимость учреждения сыскных отделений и предложил проекты их штатов. Он отметил, что «в силу особых свойств тех явлений в общественной жизни, которыя заключают в себе преступный умысел и осуществляются почти исключительными приемами, облеченными в тайну, раскрытие таковых требует особой опытности, тщательнаго изучения способов осуществления разнообразных уголовных посягательств, знания преступной среды, неослабнаго наблюдения за нарождением и деятельностью преступных элементов, посто-яннаго учета притонов преступников и т.п. Эти особенности борьбы с преступностью вызвали образование особых следственнаго и прокурор-скаго институтов, из коих первый исключительно предназначен для организованной подготовки лиц, кои с полным успехом могли заниматься разоблачением преступных деяний и виновных в учинении таковых. На ряду с этим общеизвестно, что благодаря ограниченности числа следователей, а главное вследствие больших раз-стояний между населенными местами России, почти всегда перовою на месте преступлений является полиция, причем именно последней приходится самостоятельно предпринимать первоначальныя меры, которыя во всем процессе следствия представляются самыми существенными и в громадном большинстве случаев обусловливают исход всего дальнейшаго следствия. В этом отношении одним из существенных моментов в успешном разследовании является быстрота прибытия полиции на место происшествия, что в значительной мере совершенно недостижимо при выполнении этой задачи общею полициею, занятою почти безпрерыв-но несением других, также серьезных обязанностей. При наличности же особых розыскных ор-
ганов означенныя условия осуществляются безпрепятственно. Независимо от сего вступление судебнаго Следователя в дело сопряжено с целым рядом формальных словий, как, например, доказанностью состава уголово-наказуемаго деяния, тогда как признаки такового весьма нередко бывают не очевидны в первой стадии дознания и для обнаружения их требуются предварительные розыски, лежащие на той же полиции. Между тем в учреждении русской полиции до настоящаго времени не имеется такой систематизированной организации, которая хотя в самой незначительной мере отвечала бы указанному свойству одной из самых серьезных ея обязанностей. Если в столицах и нескольких наиболее крупных центрах Империи учреждены сыскныя отделения, специально сформированныя и оборудованныя для раскрытия преступлений, то затем вся остальная Россия с целым рядом крупных и весьма бойких пунктов и со всеми мелкими городами и внегородским поселениями совершенно лишена всякой обезпеченности в деле борьбы с уголовнонаказуемыми выступлениями» [14, л. 1, 1 об]. Далее П.А. Столыпин указал на последствия отсутствия сыскных отделений и подчеркнул необходимость их создания в большинстве крупных городов: «Исключительно этим условием объясняется огромный процент следствий, по коим виновные остаются не обнаруженными. Из имеющихся в Министерстве Юстиции данных усматривается, что за 1902, 1903 и 1904 г.г. из числа 864 626 предварительных следствий прекращено 137 594 дела за необнаружением виновных, а из всего количества следствий, направленных к прекращению по 277 ст. Уст. Угол. Суд., свыше 31% упадает на производства, по коим не найдено виновных. Количество же лиц, ускользающих от преследования в области юрисдикции мировых учреждений, еще более велико. На ряду с этим практика указывает, что в России исчезает огромная масса имуществ, делающихся объектом преступных посягательств и остающихся нерозысканными, благодаря чему население уплачивает в пользу преступности целые капиталы.
Почти все Западно-Европейския государства давно обратили на это дело свое внимание и сформировали в среде полиции особые органы, ведающие дело уголовнаго розыска. Деятельность таких учреждений существующих у нас в России в очень ограниченном количестве (С.-Петербург, Москва, Варшава, Рига, Одесса, Ростов на Дону, Баку и Тифлис), с несомненностью подтверждает их целесообразность, так как, по отзыву представителей прокурорскаго надзора, в городах, где сформированы сыскныя отделения, количество необнаруженных преступников значительно менее, чем в местно-
стях, где борьбу с преступностью ведет одна наружная полиция» [14, л. 1 об, 2].
Законом от 6 июля 1908 г. [5] в составе полиции по всей стране была учреждена сыскная часть. В нем говорилось: «В составе Полицейских управлений Империи образовать сыскные отделения четырех разрядов для производства розыска по делам общеуголовного характера как в городах, так и уездах». Также указанным законом на чинов сыскных отделений были возложены обязанности и права, «присвоенные ныне полиции по исследованию преступных деяний», т.е. по производству дознаний. На территории страны было создано 89 сыскных отделений. Сыскные отделения первого разряда были созданы лишь в трех городах: Киеве, Харькове, Тифлисе. Сыскные части второго разряда учреждались в городах с населением от 90 до 190 тыс. чел., в 1908 г. их было создано 14. Сыскные отделения третьего разряда в количестве 53 были созданы в городах с населением 35 - 90 тыс. чел., в 19 городах с населением менее 35 тыс. чел. созданы сыскные отделения четвертого разряда [6, с. 133]. Штаты сыскных отделений в гг. Санкт-Петербурге, Москве, Варшаве устанавливались в особом порядке. Позднее на основании новых законодательных актов был создан еще ряд сыскных отделений в империи. Так, в 1911 г. был принят закон о создании сыскных отделений на территории Туркестанского генерал-губернаторства: в городах Ташкенте, Коканде, Асхабаде, Самарканде, Верном. К 1916 г. в стране существовало 108 сыскных отделений [2, с. 88].
В соответствии с указанным законом с 1 июля 1908 г. предусматривалось учреждение 29 должностей переводчиков при сыскных отделениях, распределение этих должностей по конкретным сыскным отделениям осуществлялось министром внутренних дел [5]. На организацию розыска «вне места нахождения сыскных отделений» в 1908 г. было предусмотрено выделение 143 450 р., а с 1 января 1909 г. - выделение для этой же цели ежегодно по 286 900 р. [5].
Как отметил В.Ю. Пиотровский, «учреждение в 1908 г. сети сыскных отделений в Российской Империи явилось попыткой разрешения насущной проблемы по борьбе с все возраставшей преступностью и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан государства» [17, с. 268-269].
Более подробно деятельность сыскных отделений регламентировалась Инструкцией чинам сыскных отделений от 9 августа 1910 г., которая сформулировала цели деятельности сыскных отделений следующим образом: «Сыскные отделения имеют целью своей деятельности негласное расследование и производство дознаний в видах предупреждения, устранения,
разоблачения и преследования преступных деяний общеуголовного характера», для выполнения этих задач «отделения через своих чинов имеют систематический надзор за преступными и порочными элементами путем негласной агентуры и наружного наблюдения» [7, с. 188].
Одним из главных принципов организации работы сыскных отделений была специализация сотрудников в раскрытии преступлений и розыске преступников. В § 56 Инструкции чинам сыскных отделений говорилось, что «наиболее правильная и вполне соответствующая организация борьбы с преступностью заключается в специализации как общих мер розыска, так и розыскной деятельности чинов сыскных отделений по главным родам преступлений». Были выделены три категории преступлений, в соответствии с которыми следовало распределять сотрудников на группы или отряды:
убийства, разбои, грабежи и поджоги;
кражи и профессиональные воровские организации (конокрады, взломщики, карманники, магазинные, отельные, железнодорожные, «хипесные» и другие шайки) и воры различной преступной специальности;
мошенничества, подлоги, обманы, фальшивомонетчики, подделыватели документов, шулера и аферисты всякого рода, контрабанда и продажа женщин в дома терпимости и за границу и т. п.
Как указывалось в Инструкции, «сообразно сему личный состав сыскного отделения, где это осуществимо по количеству чиновников, распределяется на три основные группы, из которых каждая образует особый отряд и исполняет поручения начальника отделения по одной какой-либо специальной категории преступлений». Там, где численность личного состава была недостаточной для образования трех отрядов, формировались по усмотрению начальника сыскного отделения два отряда. В тех отделениях, где штат был достаточным для образования еще одного отдела, должен был образован 4-й отряд («летучий») для постоянных дежурств в театрах, на вокзалах, для обходов, облав на бродяг и для несения дневной и ночной патрульной службы на улицах, рынках и других местах.
Одной из проблем, негативно влиявших на результативность работы сыскных подразделений, был изолированный характер организации их деятельности. Сыскные подразделения, находясь в губернских городах, практически не осуществляли взаимодействия с полицейскими властями, как в своих уездах, так и в других губерниях. Как отметил Д.С. Рыжов, «сыск-
ные отделения в составе городских управлений осуществляли свою деятельность преимущественно в городах, оставляя борьбу с преступностью в уездах на попечение общей полиции, не подготовленной к противостоянию профессиональной преступности» [16, с. 71].
Начальник Кишиневского сыскного отделения Н. Де-Грасс-Добровольский в «Краткой записке о некоторых дефектах в организации сыскных отделений и, параллельно, о главнейших мероприятиях к улучшению постановки дела общеуголовного сыска» по этому поводу писал: «Прежде всего, как на внутреннем укладе жизни, так и на функциях сыскных отделений весьма неблагоприятно сказывается отсутствие центральнаго органа, ведающаго этими отделениями. Каждое из них предоставлено самому себе и прикреплено к городу своей непосредственной подчиненностью начальнику местной полиции. Оно почти не выходит их тесных рамок службы по городу, ибо начальнику городской полиции совершенно безразличны преступления в пределах губерний, и он никогда не может быть сторонником командировок чинов сыскных отделений на розыски вне места нахождения отделений. При нынешней постановке дела сы-скныя отделения в городах - не более чем до-бавочныя участковыя управления городских полиций. Это главнейшее первое, что надлежало бы устранить путем приобщения сыскных отделений губернских городов, - а таковых большинство, - к составу губернских правлений, присвоив им названия губернских» [12, л. 1 об].
Руководство ряда регионов пыталось изменить сложившуюся ситуацию. В частности, в 1909 г. начальник Кубанской области и наказ-ный атаман Кубанского казачьего войска генерал-лейтенант М.П. Бабыч поставил вопрос о необходимости учреждения областного сыскного отделения, мотивировав это тем, что «деятельность отдельных лиц и управлений (полицмейстеров в городах, атаманов отделов, станичных атаманов, участковых начальников) носит разрозненный характер, чем грабители пользуются, совершая преступления в районе деятельности одного лица и скрываясь в другом». По его мнению, «организованный же сыск в одних руках, распространяя свои наблюдения на всю область, вне сомнения, имел бы возможность открывать следы сокрытия преступления и преступников всюду». Данное предложение начальника Кубанской области привлекло на себя внимание императора Николая II, и по рекомендации Совета Министров было направлено для рассмотрения министру внутренних дел [8, с. 464]. В феврале 1911 г. Кубанское областное правление поддержало инициативу начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска генерал-
лейтенанта М.П. Бабыча. Были разработаны необходимые материалы, содержавшие проект реформирования сыскной полиции в Кубанской области. Планировалось создать областное сыскное отделение в виде летучего отряда, который бы действовал в районах и населенных пунктах Кубанской области, где была наиболее сложная криминогенная ситуация. Указанное областное сыскное отделение (летучий отряд) предлагалось содержать не за счет государственной казны, а за счет войскового капитала (Кубанского казачьего войска), поскольку сотрудникам областной сыскной полиции пришлось бы заниматься раскрытием и предупреждением преступлений в станицах и хуторах, где проживало подавляющее большинство казачьего населения. По этому проекту Екатеринодар-ское сыскное отделение предполагалось подчинить областному сыскному отделению. Руководством Кавказского наместничества данный проект был поддержан. Однако Министерство внутренних дел 27 апреля 1911 г. сообщило, что «затрудняется высказаться за осуществление ходатайства Кубанской областной администрации», в связи с тем, что в соответствии с Законом от 6 июля 1908 г. сыскные отделения создавались в составе полицейских управлений городов, а не губернских учреждений [8, с. 465]. Таким образом, инициатива руководства Кубанской области, направленная на оптимизацию деятельности сыскной полиции, не была реализована
В научной литературе отмечается, что образовательный уровень большинства чинов сыскной полиции был невысоким, основная их часть окончила городское либо сельское народное или начальное училище [10, с. 155; 11, с. 34]. Например, в материалах ревизии Саратовского сыскного отделения 12 - 13 октября 1910 г. значится, что оно состояло из начальника, его помощника, 3 полицейских надзирателей и 6 городовых, из которых никто не имел высшего образования. В частности, начальник отделения
титулярный советник Дубровин И.Д. окончил курс 2-х классов духовной семинарии; его помощник коллежский регистратор И.С. Агеев получил образование в Саратовской мужской 2-й гимназии, имел свидетельство за 4 класса; полицейские надзиратели: коллежский надзиратель Б.П. Шапиевский имел свидетельство об окончании 5 классов Аткарского реального училища, А.В. Побединский получил образование в Хвалынском двухклассном городском училище, имел свидетельство на звание начального народного учителя, И.А. Кизнер окончил 4 класса Камышинского реального училища; штатные городовые отделения: З.И. Шалаев получил домашнее образование, Н.А. Батурлинский получил образование в Вольском приходском училище, А.М. Малюкевич окончил 3 класса Витебской классической гимназии, А.М. Прокудин получил домашнее образование, И.М. Пинаев получил домашнее образование, П.И. Солонов окончил курс Саратовского Александровского ремесленного училища [15, л. 71 об., 72, 72 об., 73, 73 об., 74].
Первоначальные сведения о розыскной деятельности могли получить лишь начальники сыскных отделений на организованных для них, по указанию П.А. Столыпина, в 1908 г. специальных курсах. Специальная подготовка остальных чинов сыскной полиции проводилась непосредственно в сыскных отделениях под руководством начальников. Однако в документах того времени отмечается, что на это у служащих сыскных подразделений, в виду большой загруженности по работе, времени было мало. В частности, в материалах ревизии Саратовского сыскного отделения его начальник И.Д. Дубровин указал: «Занятия с чинами Отделения по подготовке их к службе ведутся Начальником более на практике, так как для теоретических занятий у самих подчиненных, по малочисленности их состава и массе работы, мало времени» [15, л. 62 об].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Всеподданнейший отчет о деятельности С.-Петербургской городской полиции за 1867 год. СПб., 1868.
2. Матиенко Т.Л. Сыскная полиция в России во второй половине XIX - начале XX вв.: дис. .канд. юрид. наук. М.,
1999.
3. Лядов А.О. Уголовный сыск в дореволюционной России (историко-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид.
наук. СПб., 1997.
4. Колдаев В.М. Из истории практической криминалистики в России: применение научных методов работы в розыске
и расследовании преступлений: факты, документы, комментарии. М., 2005.
5. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3. Т. XXVIII. № 30672.
6. Реент Ю.А. Общая и политическая полиция России (1900 - 1917 гг.). Рязань, 2001.
7. История полиции России. Исторический опыт и основные документы. М., 2001.
8. Очерки истории органов внутренних дел Кубани (1793 - 1917 гг.) / под ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар, 2002.
9. Развитие организационно-правовых основ управления полицией в России в XVIII - начале ХХ в. М., 2002.
10. Невский С.А. Создание и развитие сыскной полиции в Российской Империи // Расследование преступлений: теория и практика. 2005. Вып. 1 - 2.
11. Ситковский А.Л., Невский С.А. Сыскная полиция в России во второй половине XIX - начале ХХ вв. (правовые и организационные основы деятельности) // Профессионал. 2011. № 3.
12. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 102. Оп. 261. Д. 201.
13. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 170.
14. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 352.
15. ГАРФ. Ф. 102. Инспекторский отдел. Оп. 291. Д. 10 т. 2.
16. Рыжов Д.С. Развитие аппаратов уголовного сыска в России (1908 - 1917 гг.) // История органов внутренних дел России. Вып. 5. М., 2002.
17. Пиотровский В., Кудрявцев Д., Очкур Р. Русская полиция М.; СПб., 2007.