Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
миграция / миграционный процесс / проблемы регулирования миграционных процессов / migration / migration process / problems of migration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чупаков Р.Р.

Статья посвящена рассмотрению актуальных проблем современных миграционных процессов, происходящих как в России в целом, так и в ряде других стран. Проанализированы процессы формирования и современного состояния миграционного законодательства, выявлены проблемы правового регулирования. Наличие необходимости в усовершенствовании регулирования миграционных процессов оказало влияние на внесение предложения по систематизации законодательства в сфере миграции в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF MIGRATION PROCESSES IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Article is devoted to the consideration of the actual problems of modern migration processes taking place both in Russia as a whole and in a number of other countries. The processes of formation and the current state of migration legislation are analyzed, the problems of legal regulation are identified. The need to improve the regulation of migration processes influenced the introduction of proposals for the systematization of legislation in the field of migration in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 34

Чупаков Р.Р.

магистрант юридического факультета кафедры теории и истории государства и права Казанский федеральный университет (г. Казань, Россия)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация: статья посвящена рассмотрению актуальных проблем современных миграционных процессов, происходящих как в России в целом, так и в ряде других стран. Проанализированы процессы формирования и современного состояния миграционного законодательства, выявлены проблемы правового регулирования. Наличие необходимости в усовершенствовании регулирования миграционных процессов оказало влияние на внесение предложения по систематизации законодательства в сфере миграции в РФ.

Ключевые слова: миграция, миграционный процесс, проблемы регулирования миграционных процессов.

Миграция, являясь формой социальной адаптации людей к изменяющимся жизненным условиям общества, в силу влияния экономических, социальных, военно-политических факторов динамика роста территориальных перемещений продолжает сохраняться не только в отдельных населенных пунктах и районах, но и в ряде целых стран и континентах.

Миграционные процессы имеют мировой масштаб и характерны для Российской Федерации. Ежемесячно ГУ МВД РФ предоставляет сведения об основных показателях миграционной ситуации в России. Так, за январь - декабрь 2023 года, количество фактов постановки на миграционный учет иностранных

граждан и лиц без гражданства увеличилось на 26 % по сравнению с аналогичными данными за 2022 год, на миграционный учет было поставлено более 16 870 000 иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе 96,7 % из них - по месту пребывания, 3,3% - по месту жительства. С целью трудоустройства переселились в РФ 72 % из общего количества лиц, поставленных на миграционный учет по месту пребывания, 21 % - с частными или иными целями, 5 % - с целью обучения и 2 % - с целью туризма. Вместе с тем на 39 % увеличилось и количество снятых с миграционного учета, которое составило в 2023 году 14 525 000 человек против 10 449 000 человек в 2022 году. Одновременно понизилась численность лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства РФ, так, в 2023 году оно составило лишь 691 000 по сравнению с аналогичным периодом 2022 года - 735 000.

Массовость миграции с одной стороны позволяет улучшить демографические показатели страны, с другой - создает угрозу для общественного порядка и национальной безопасности, становятся причиной разрастания конфликтов на этнокультурной и религиозной почве и создания социальной напряженности в целом. В связи с этим контроль миграционных процессов для многих государств является одним из острых и основополагающих, роль которого не стоит приуменьшать на данном этапе мирового развития.

В современной России ориентиры в развитии миграционной политики и законодательства значительно преобразились. Так, если в 1990-е годы основным направлением было правовое регулирование вынужденной миграции, то сегодня государственная миграционная политика сосредоточена на правовом регулировании трудовой миграции, решении проблемы нелегальной миграции, обеспечении полной и надежной системы миграционного учета, в целях обеспечения национальной безопасности, а также особое внимание уделяется улучшению демографических показателей за счет миграционного потока.

С 1991 г. гражданам бывшего СССР нужна была программа поддержки соотечественников при вынужденном перемещении, но появилась она лишь

спустя 15 лет, еще тогда значительная часть вопросов регулировалась с опозданием. Более того, в начале XXI века при росте трудовой миграции из-за недостатков в реализации миграционной политики в течение долгого времени огромное количество трудовых мигрантов работало без соответствующих разрешений.

Как указано в Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019 - 2025 годы «эффективность миграционной политики зависит от качества правового регулирования, а также от практического применения миграционного законодательства Российской Федерации». Согласно этой Концепции, усовершенствование миграционного законодательства РФ означает прежде всего установление простых, понятных гражданам и исполнимых норм, отвечающих целям, задачам и принципам миграционной политики, свободных от административных барьеров и обусловленных ими издержек.

В то же время миграционное законодательство России не совсем соответствует нынешним и будущим потребностям социального, экономического и демографического развития, интересам нанимателей и российского общества в целом. Проблемы несовершенства действующей системы управления миграционными процессами существуют в различных сферах регулирования миграционных правоотношений и связаны с разного рода аспектами. В одном случае связано с отсутствием четкого правового регулирования и наличием правовых коллизий, в другом - с вопросами технико-юридического характера, проблемами фактического применения миграционного законодательства. Накопленные знания о миграционных правоотношениях, разработанные и обоснованные научные положения в сфере регулирования миграционных процессов до сих пор не систематизированы. Необходим взвешенный подход к регулированию миграционных потоков, а также необходимо дифференцированно определять статус различных категорий мигрантов. Важно пресекать миграцию как фактор, угрожающий национальной безопасности, и осуществлять международное и межгосударственное сотрудничество в сфере миграции.

На протяжении многих лет законодательство РФ в области миграции носило охранительный (запретительный) характер, возводящий труднопреодолимые преграды на пути иностранных лиц в виде усложненного доступа к процедуре получения гражданства. Учитывая прогнозы зарубежных специалистов, экспертов ООН, независимых отечественных демографов, Росстат России о тяжелой демографической ситуации в стране, нам не обойтись без иммигрантов. С полной уверенность можно сказать, что самым дефицитным ресурсом государства будет не нефть, не газ, не деньги, а труд, особенно квалифицированный. Рынок труда будет чрезвычайно благоприятным для трудоустройства, что свидетельствует об отчаянной потребности в иммигрантах. Нынешняя ситуация такова, что Россия в XXI веке по интенсивности привлечения иностранных лиц может стать Америкой XX века. Источниками мигрантов в РФ могут стать большинство стран. Для получения квалифицированной рабочей силы необходимо обучать иммигрантов в России, причем на полном содержании и с условием обязательной отработки по своей специальности.

В марте 2020 года президент В.В. Путин предложил реформировать миграционные режимы и институт гражданства в России. По его мнению, действующие нормы в данной сфере недостаточно ясны и унифицированы, а информационные технологии используются не на высшем уровне. В ходе прямой линии он также заявил, что Россия «должна пойти по пути либерализации всего, что связано с сферой приобретения российского гражданства», чтобы решить демографические проблемы в стране.

28 апреля 2023 года Владимир Путин подписал новый федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Данным законом систематизированы подходы к регулированию отношений, связанных с приобретением и прекращением гражданства РФ.

В то же время, совершенствование и развитие миграционного законодательства осложняется постоянным «раздуванием» Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в

Российской Федерации», который в свою очередь обеспечивает интегрирование всех иных нормативно-правовых актов в сфере миграции в единую систему. Тем не менее, он создает основу для систематизации миграционного законодательства выстраивая определенную и эффективную систему законодательства по управлению миграционными процессами с действующим государственно-правовым инструментарием.

В качестве выполнения поручения президента, МВД России в основе вышеуказанного нормативно-правового акта представил проект Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». В нем предполагаются значительные изменения действующей системы въезда в РФ. В данном проекте не предусматривается разрешение на временное пребывание (РВП) - документ, который дает иностранцу право легально жить и работать на территории России не меньше года, чтобы получить вид на жительство (ВНЖ). Вместо этого проект МВД России предлагает внедрить три миграционных режима в стране: режим краткосрочного пребывания (не более 90 суток в течение календарного года), режим долгосрочного пребывания (свыше 90 суток суммарно в течение года, но без ВНЖ) и режим постоянного проживания. Кроме того, мигрантам предоставляется возможность смены цели пребывания без выезда за пределы РФ. В законопроекте говорится о создании электронного реестра работодателей и реестра иностранных работников. При этом иностранцы будут вправе осуществлять трудовую деятельность как у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и у физических лиц, уплачивая налог на доходы физических лиц, в виде фиксированной суммы. Кроме того, не только граждане ЕАЭС, а все иностранцы смогут работать в качестве самозанятых.

Таким образом, исходя из существующей концепции правового регулирования, данный законопроект выступает в качестве аналога Миграционного кодекса РФ как необходимость для обеспечения внутрисистемной связи и зависимости нормативно-правовых актов в процессе совершенствования правового регулирования. В то же время он поможет

устранить правовые пробелы в нормах миграционного законодательства, упростить правоприменительную практику путем объединения блока нормативно-правовых актов. В результате, все это позволит добиться усовершенствования правового регулирования миграционных процессов в соответствии с современными потребностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Статистические сведения по миграционной ситуации // Официальный сайт МВД РФ. URL: https://goo.su/6JYrK (дата обращения: 15.03.2024);

2. Щербакова Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2023 года // Демоскоп Weekly. 2024. № 983-984. URL: https://goo-gl.ink/OCOlV (дата обращения: 18.03.2024);

3. Галас М.Л. Генезис государственно политических подходов к регулированию миграционными процессами в современной России // Проблемы теории и практики управления. 2020. №4. С. 17-31;

4. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 45. Ст.6917;

5. Миграционное право: сравнительно-правовое исследование: монография / Т.Я. Хабриева. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2019. С. 235;

6. Зайончковская Ж.А. Миграционная ситуация в современной России // Журнал "Человек и Труд" № 6, 2005 г. С. 64;

7. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28.04.2023 N 138-ФЗ // URL: https://inlnk.ru/N15G (дата обращения: 19.03.2024);

8. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст.3032;

9. Андриченко Л.В. Проблемы систематизации миграционного

законодательства // Журнал российского права. 2014. № 12 (216). С. 5-15; 10. Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства: проект ФЗ. - URL: http://regulation.gov.ru/ (дата обращения: 20.03.2024).

Chupakov R.R.

Kazan Federal University (Kazan, Russia)

LEGAL REGULATION OF MIGRATION PROCESSES IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Abstract: article is devoted to the consideration of the actual problems of modern migration processes taking place both in Russia as a whole and in a number of other countries. The processes of formation and the current state of migration legislation are analyzed, the problems of legal regulation are identified. The need to improve the regulation of migration processes influenced the introduction of proposals for the systematization of legislation in the field of migration in the Russian Federation.

Keywords: migration, migration process, problems of migration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.