Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
173
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ / КЛАССИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МИГРАЦИИ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Городнов А.В.

Рассматриваются понятийный аппарат и некоторые классические теории миграционных процессов, разработанные зарубежными учеными, которые являются научно-методологической основой современной миграционной науки. Рассматриваются недостаточно изученные отечественными исследователями такие современные теории миграции населения, как синтетическая теория Д. Массея, концепция транснациональной миграции Ш. Глик, теория миграционных систем М. Критц. В статье подробно описываются основные демографические тренды на территории страны, показана связь демографических процессов, происходящих в нашей стране, с иммиграционными процессами. Анализируется миграционное законодательство, предлагаются пути решения миграционных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION PROCESSES IN THE CONTEXT OF THE SOCIO-DEMOGRAPHIC SITUATION IN MODERN RUSSIA

The article deals with the conceptual apparatus and some classical theories of migration processes, developed by foreign scientists, which are the scientific and methodological basis of modern migration science. Such modern theories of population migration as the synthetic theory of D. Massey, the concept of transnational migration by S. Glick, the theory of migration systems by M. Kritz, which are insufficiently studied by domestic researchers, are considered. The article describes in detail the main demographic trends on the territory of the country, shows the connection of demographic processes taking place in our country with immigration processes. Migration legislation is analyzed, and ways of solving migration problems are proposed.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

142 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобач евского. Серия: Социальные науки, 2022, № 4 (68), с. 142-153

УДК 316.3

DOI 10.52452/18115942_2022_4_142

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© 2022 г. А.В. Городнов

Городнов Алексей Вячеславович, соискатель кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского alexgorhant@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.07.2022 Статья принята к публикации 26.10.2022

Рассматриваются понятийный аппарат и некоторые классические теории миграционных процессов, разработанные зарубежными учеными, которые являются научно-методологической основой современной миграционной науки. Рассматриваются недостаточно изученные отечественными исследователями такие современные теории миграции населения, как синтетическая теория Д. Массея, концепция транснациональной миграции Ш. Глик, теория миграционных систем М. Критц. В статье подробно описываются основные демографические тренды на территории страны, показана связь демографических процессов, происходящих в нашей стране, с иммиграционными процессами. Анализируется миграционное законодательство, предлагаются пути решения миграционных проблем.

Ключевые слова: иммиграция, международная миграция, классические и современные теории миграции, миграционные процессы, миграционное законодательство, социально-демографическая ситуация.

Введение

В последние годы значительно возросло внимание к процессам миграции населения во всем мире, в том числе и в Российской Федерации. Это связано с их масштабами, а также с позитивными и негативными последствиями: социальными, экономическими, политическими и демографическими. Перемещение населения между странами происходит в форме внешней (международной) миграции, которая играет существенную роль в миграции населения и обеспечивает миграционный прирост. Миграционный прирост в каждой стране формируется только за счет внешней миграции [1].

Миграция всегда играла важную роль в формировании населения. Росту международной миграции способствовали такие явления, как дезинтеграция средневековых обществ, торговые, промышленные и сельскохозяйственные революции, процессы колонизации, возникновение обществ со свободной рыночной экономикой и др. [2].

Значительные изменения характера и направления миграционных потоков произошли во второй половине XIX в. Прежде всего, это было вызвано изменениями в жизни и условиях работы населения наиболее развитых стран Европы и Нового Света и было следствием бурного развития промышленности, транспорта и средств коммуникации. В связи с этим миллионы людей вынуждены были покинуть традиционные места своего проживания и отправиться в другие

страны в поисках лучшей жизни. Вначале иммигранты из Европы переселялись в такие страны, как Австралия, Канада и Соединенные Штаты. После Второй мировой войны в мире вырос объем миграций и изменился ее состав, и Европа стала принимать иммигрантов из Азии, Африки и Латинской Америки. Со второй половины ХХ в. иммигранты из Африки, Азии, Восточной Европы и республик, ранее входящих в состав СССР, стали переселяться в такие страны, как Италия, Испания, Португалия [3], и миграционные процессы обрели глобальный масштаб, охватив все страны и континенты, и век минувший получил название «эра миграции» [4].

Сегодня миграция является одним из главных факторов социального развития во всех регионах мира. Согласно докладу ООН, две трети всех иммигрантов проживают всего в 20 странах мира. Соединенные Штаты Америки являются лидерами по количеству иммигрантов, приняв в 2020 г. 51 миллион международных мигрантов, а второе место занимает Германия (около 16 миллионов). За Германией следуют Саудовская Аравия (13 миллионов), Российская Федерация (12 миллионов) и Великобритания (9 миллионов) [5].

Цель данной статьи - изучение миграционных процессов в контексте социально-демографической ситуации в современной России. Задачами исследования являются: 1) обзор наиболее известных теорий миграции; 2) анализ взаимосвязи демографии с иммиграцией; 3) определение мер по улучшению существующей миграционной политики.

Методология

Методологической основой поставленной в исследовании проблемы служат теоретические положения общей социологии, социологии управления, а также решения, принятые органами государственной власти по вопросам миграционной политики.

В быстро меняющихся условиях довольно остро встал вопрос о теоретическом осмыслении понятия «миграция». С самого начала эпохи массовой миграции ученые пытались найти обобщенное объяснение данного феномена в виде какой-либо общей теории миграции. Теории миграции населения появились в конце XIX в. в США, Австралии, Европе, где раньше других столкнулись с проблемой перемещения населения. Развитие научных взглядов на миграцию происходило и происходит сегодня в рамках различных наук и направлений: социологического, экономического, демографического, политического и др. [3]. В конце XIX в. английский ученый немецкого происхождения Э. Равенштейн одним из первых сделал попытку структурировать и формализовать закономерности и понятия в области миграционных процессов и дал научное определение понятия «миграция» [6]. Он рассматривал миграцию как «непрерывный процесс», включающий четыре основные группы факторов: 1) факторы, действующие в стране проживания мигранта; 2) факторы, действующие на этапе перемещения мигранта; 3) факторы, действующие в стране прибытия мигранта; 4) факторы личного характера или же системы предпочтений личности.

В 1885 г. Э. Равенштейн, анализируя миграции в Великобритании и Северной Америке, сформулировал 11 миграционных законов: 1) больше всего миграций осуществляется на короткие расстояния; 2) миграция происходит постепенно, шаг за шагом; 3) миграции на большие расстояния направляются в основном в крупные торговые или промышленные центры; 4) каждому миграционному потоку соответствует свой контрпоток; 5) горожане менее подвижны в миграционном плане, нежели население сельских районов; 6) во внутренних миграциях более активны женщины, а в международных - мужчины; 7) большинство мигрантов представляет собой взрослое население, семьи реже мигрируют за пределы своей страны; 8) рост крупных городов в большей степени обусловлен миграцией населения, чем естественным приростом; 9) масштабы миграции возрастают с развитием промышленности и торговли и особенно с развитием транспорта; 10) большинство мигрантов из сельской мест-

ности направляются в крупные промышленные и торговые центры; 11) экономические причины миграции являются определяющими [6]. Однако законы Э. Равенштейна носят в основном описательный характер, так как в них нет объяснения причин миграции, а также факторов, способствующих воспроизводству этого явления. В то же время на основе работ Э. Равен-штейна получили развитие многие научные теории миграции, концепции миграционных процессов. Его тезис: «Миграция означает жизнь и прогресс, малоподвижность населения - стагнацию», - нашел подтверждение в социальной практике.

Важнейшим теоретическим вопросом в научной литературе является проблема типоло-гизации миграции. В начале ХХ в. немецким социологом В. Зомбартом был разработан один из первых типологических подходов к историческим формам миграции [7]. Он выявил связь между переселенцами и развитием «капиталистического духа» и выделил единичные и массовые типы переселений. Анализ социологического, исторического, социокультурного, демографического, правового, политического подходов к типологизации миграционных процессов позволил выделить основные типологии, которые базируются на социокультурных и правовых основаниях, причинах миграции, а также на синтезе пространственно-территориальных аспектов. Единичный тип переселения подразумевает смену места жительства мигрантами по их собственному желанию в связи с необходимостью расширения личного или семейного предприятия с применением более прогрессивных форм ведения хозяйства. Массовый тип переселения означал переселение больших масс людей по религиозным и политическим причинам, а также в связи с колонизацией других стран [8].

Известный американский социолог начала ХХ в. Г. Фэйрчайлд выделял такие типы миграции, как вторжение, завоевание, колонизация и иммиграция [9]. При этом он использовал в основе своей типологии перемещений различия в уровне культуры, а также было ли данное перемещение мирным или нет.

Американский исследователь Н. Гонзалес в середине ХХ в., основываясь на тезисе Э. Равенштейна, разработал пять типов миграций: сезонные, временные, текущие, продолжительные и постоянные [10].

Во второй половине ХХ в. интерес к миграционным процессам возрос. В 1960 г. Э. Ли удалось одному из первых выделить факторы, влияющие на миграционные процессы [11]. Он разработал эконометрическую модель, согласно которой на каждой территории действуют различные факторы миграции: удерживающие,

притягивающие и выталкивающие. К выталкивающим факторам Э. Ли относит: некоторые факторы экономического характера (безработица, низкий уровень дохода, высокие налоги); социальные и политические факторы (бедность, дискриминация, ограничения на свободу совести и вероисповедания, войны); неблагоприятные природные и климатические условия и т.д. Притягивающими факторами могут быть высокий уровень экономического развития, более высокие доходы, безопасность, возможность получить доступ на рынок труда и другие. Вместе с выталкивающими и притягивающими факторами на миграционные процессы влияют и промежуточные факторы: транспортные расходы, законодательное регулирование миграции, доступность информации о регионе прибытия и др., которые возрастают с увеличением расстояния между территориями и могут ограничивать миграционные потоки. Эти факторы определяют прибытие и выбытие. В связи с тем, что миграция является процессом селективным, одни и те же факторы могут по-разному влиять на разных людей: притягивающие факторы оказывают большее влияние на высококвалифицированных людей, а выталкивающие факторы имеют большое значение для людей с низкой квалификацией [3].

Одной из наиболее распространенных теорий является синтетическая теория международной миграции, в основу которой легли шесть классических теорий и которая представляет попытку исследователей создать общую теорию миграции, которая могла бы всесторонне анализировать миграционные процессы в контексте глобализации. Д. Массей, один из авторов теории, пришел к выводу, что международные миграции возникают в ходе социальной, экономической и политической трансформации, которая сопровождается распространением капиталистических рыночных отношений на дорыночные и нерыночные общества. Он рассматривает миграционные процессы, имеющие место в условиях глобализации, когда анализ такого динамичного явления, как миграция, должен проводиться с учетом всего спектра факторов, влияющих на динамику и структуру миграции [12].

Теория миграционных систем, разработанная американскими учеными М. Критц, Л. Лим и Х. Злотник в начале 1990-х гг., позволяет применить системный подход к интерпретации сущности и многообразия миграционных потоков [13]. Миграционной системой исследователи называют группу стран, между которыми существуют относительно масштабные и устойчивые миграционные связи. Согласно данной теории, направления международных

миграционных потоков между странами выезда и определенными странами въезда не являются постоянными, но взаимосвязанными. При этом географическая близость может играть значительную роль, но не является обязательным условием, вследствие чего миграция создает некое объединенное пространство (миграционную систему), которое включает в себя страны выезда и въезда. Благодаря миграционным потокам устанавливается и усиливается взаимозависимость между территориями этих стран и регионов, которая носит асимметричный характер: страны-доноры нуждаются в «сбыте» излишков рабочей силы, которая создает социальную напряженность, и поступлении денежных средств от заработка мигрантов, а страны-реципиенты нуждаются в дешевой рабочей силе, без которой стабильный экономический рост не всегда возможен. При этом странам-реципиентам необходимо содействие страны-донора в вопросах регулирования различных аспектов миграции: введение миграции в легальное и контролируемое русло, оказание положительного влияния на этнические группы в стране пребывания и т.п. Развитие глобальной миграционной системы происходит в динамике, и ее частью могут быть определенные страны [14].

Теория миграционных систем получила развитие в рамках системного подхода, который не только рассматривает международную миграцию как результат индивидуальных решений, но и анализирует ее в контексте мировых потоков капиталов и товаров, действия глобальных политических, экономических и социокультурных факторов. Системный подход доказывает, что миграционные потоки между странами выезда и въезда обусловлены такими факторами, как «неравенство между богатыми и бедными странами, ведущее к неравенству доходов и возможностей; демографический дисбаланс, стремительно возрастающий в развитых и развивающихся странах; экономический рост развивающихся стран; связь между посылающими и принимающими странами, которая выражается в устойчивости миграционных потоков; развитие телекоммуникаций и СМИ; семейные стратегии; миграционные сети; участие посредников в наборе рабочей силы» [15]. В условиях глобализации страны, принимающие мигрантов, также являются и странами выезда мигрантов, что свидетельствует о существовании механизмов обратной связи. М. Критц отмечает, что «странами происхождения значительного числа мигрантов в развитых странах являются другие развитые страны» [16]. Это подтверждается тем фактом, что «Великобритания, Соединенные Штаты, Нидерланды, Италия, Греция, Австралия,

Новая Зеландия, Франция, Канада и Германия входят в число 30 стран, из которых выезжает наибольшее количество мигрантов» [17].

Концепция транснациональной миграции, разработанная западноевропейскими социологами, вводит понятие транснационализма, который представляет собой относительно новую парадигму в исследовании миграции, связанную с изучением глобализации, то есть процессов, ослабляющих национальное государство [18]. В этой парадигме базовыми понятиями являются «трансмигрант» и «транснационализм», которые введены в научный оборот немецкой ученой Ш. Глик [19].

Современный британский социолог С. Каслз определил, что в настоящее время все формы миграции стали тесно взаимосвязанными и взаимозависимыми, а официально поощряемые потоки стимулируют появление нелегальных мигрантов. В качестве основных типов современных мигрантов С. Каслз предлагает выделять следующие: временные мигранты, высококвалифицированные и бизнес-мигранты, незаконные мигранты, мигранты, ищущие убежище, вынужденные мигранты, семейные воссоединенные мигранты и возвратные мигранты [20].

По мнению многих отечественных экспертов, одну из наиболее полных классификаций основных научных подходов к изучению миграции населения составил В.А. Ионцев [21]. Он выделил 16 основных подходов: экономический, демографический, миграционный, социологический, политический, системный, географический, экологический, исторический, этнографический, психологический, биологический, генетический, философский, юридический, типологический. Несмотря на различие научных подходов, все они рассматривают проблемы, связанные с миграционными процессами, обозначая специфику своего предметного поля. Одни изучают миграционные процессы на макроуровне, исследуя политические, экономические и правовые аспекты миграции, другие - на микроуровне, т.е. исследуют процесс формирования решений индивидов, семейств и изменения, происходящие под их влиянием, в рамках социологии, этнографии, истории, а третьи - на мезоуровне, т.е. анализируют социальные связи в рамках антропологии [22].

Различные аспекты миграционных процессов, миграционной политики и демографических процессов рассмотрены в работах отечественных и зарубежных исследователей Ю.Ф. Флоринской и Н.В. Мкртчян (миграционный прирост населения России в 2020 г. и в январе-феврале 2021 г.) [22; 23], Е.Б. Деминцевой, Н.В. Мкртчян,

Ю.Ф. Флоринской (вопросы внутренней и международной миграции, анализ миграции через призму политики интеграции, рассмотрение опыта миграционной политики других стран, рекомендации по мере миграционной политики) [24], Джованни Пери (взаимосвязь иммиграции и демографии) [25], А.Г. Вишневского (влияние альтернативных миграционных стратегий на экономику страны) [26], И.В. Ивахнюк (аргументация и предложения по оптимизации миграционной стратегии) [27], Н.М. Морозовой, А.Г. Алымовой, Е.С. Яковлевой (иммиграция и миграционная политика, вопросы адаптации иммигрантов в странах Северной Европы) [28], Э.А. Мамонтовой (факторы, подтверждающие необходимость действующего миграционного законодательства России) [29].

Важное место в методологическом обеспечении исследования принадлежит Федеральной службе государственной статистики (Росстату) [30-36], Главному управлению МВД России по вопросам миграции [37-42], вторичному анализу данных ООН по международной миграции [5; 43], ООО «Демоскоп Weekly» (Институт демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики») (предварительные итоги 2020 г. миграции в России) [44], мониторингам экономической ситуации в России (в том числе миграционные процессы и демографическая ситуация), подготовленным экспертами Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (Институтом Гайдара) [45].

Результаты исследования

По критерию времени определяют две подгруппы иммигрантов: долгосрочные мигранты и временные мигранты [24]. Долгосрочная миграция совершается на длительный период (не менее одного года). Объем долгосрочной миграции со сменой постоянного места жительства зависит от имеющегося миграционного потенциала стран выезда, социально-экономической ситуации в странах въезда и выезда, а также от правил регистрации иммигрантов [44]. Показатели (табл. 1) характеризуют миграционную ситуацию в России в период с 2013 по 2020 гг. [30].

По предварительным данным Росстата, в 2021 г. количество иммигрантов в России увеличилось более чем в три раза. Причины увеличения миграционного прироста: 1) частичное снятие ограничений на международные поездки, в том числе на въезд в страну трудовых мигрантов; 2) продление иммигрантам срока н ахождения в стране [46].

Таблица 1

Показатели миграционной ситуации Российской Федерации за 2013-2020 гг., чел._

Миграция Годы

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Прибывшие, 4496861 4624864 4734523 4706411 4773500 4911566 4749769 4120743

всего

Выбывшие, всего 4201002 4354828 4489139 4444463 4561622 4786712 4464666 4014269

Миграционный 295 859 270 036 245 384 261 948 211 878 124 854 285 103 106 474

прирост, всего

Источник: Демографический ежегодник России. 2021.

Таблица 2

Отдельные показатели миграционного учета по целям въезда в Российскую Федерацию за 2016-2021 гг.

Годы Миграционный учет по целям въезда

Деловая/ Первично Туризм Учеба Работа Частная Гуманитарная Иные

2016 9677910 2245217 406052 4284181 1907378 нет данных 835082

2017 10630541 2496250 449021 4854004 2030508 нет данных 800758

2018 12307948 3069551 536518 5047788 2662425 нет данных 991666

2019 13863521 4187536 681832 5478249 2524118 нет данных 991786

2020 4181479 384438 265056 2358827 869833 нет данных 303325

2021 203649 251319 633466 9530934 1877637 989 384026

Источник: Показатели деятельности по миграционной ситуации в РФ.

В 2020 г. миграционный прирост населения России уменьшился в 2.7 раза, составив 106474 человека, что намного меньше, чем за предыдущие годы [44]. Уменьшение количества иммигрантов в 2020 г. произошло из-за ограничений, связанных с распространением коронави-русной инфекции СОУШ-19: пандемия нарушила все формы человеческой мобильности из-за закрытия национальных границ и прекращения поездок по всему миру [5].

В 2019 г. количество иммигрантов значительно увеличилось по сравнению с 2018 г. [44; 47], так как в 2019 г. территориальные органы МВД РФ предоставили Росстату более полную информацию, а в законодательство РФ было внесено изменение о необязательности иностранным гражданам подтверждать выход из прежнего гражданства, так как руководство нашей страны заинтересовано в обеспечении простоты и прозрачности условий приобретения гражданства России [48].

В 2019 г. миграционный прирост населения страны увеличился со многими странами СНГ, по сравнению с предшествующими годами, за исключением Беларуси и Республики Молдова [32]. Миграционный прирост в 2020 г. оказался ниже 2018 г.: убыль в миграции сложилась с Арменией и Белоруссией, а также со странами дальнего зарубежья. Восстановление миграционного баланса проходит неравномерно [31; 23].

В 2018-2019 гг. лидером был Центральный федеральный округ, а в 2020 г. увеличение миграционного прироста отмечено в Южном федеральном округе [5; 32 33].

В 2020 г. в связи с пандемией увеличился отток иммигрантов из всех федеральных округов,

при этом наименьший миграционный прирост населения отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе (998 чел. в 2020 г. против 12869 чел. в 2019 г.) [30-33].

За последние годы иммигранты стали неотъемлемой частью отечественного рынка труда. По данным МВД РФ [37-42], численность иммигрантов в 2021 г. составила 13392897 человек, что превысило показатели 2020 г. (9802448 человек) на 24%, но ниже показателей 2019 г. -19518304 человека. Значительный вклад в миграционную ситуацию нашей страны внесли иммигранты, цели въезда которых связаны с деловой поездкой, работой и туризмом (табл. 2) [37-42].

В 2019 г., до начала распространения коро-навирусной инфекции СОУШ-19, количество иностранных граждан, которые приезжали в РФ с различными целями, находилось в пределах от 9.6 млн до 11.2 млн человек. В 2020 г. в связи с закрытием границ ситуация изменилась, и общая численность иностранцев в нашей стране сократилась до 7.1 млн человек. В 2021 г. численность иностранцев продолжала сокращаться, и на 1 мая 2021 г. составила 5.66 млн человек. Значительно сократилась (почти в три раза) численность граждан ЕС. При этом наиболее сократилось число туристов, а также лиц, пребывающих с деловыми целями [23].

Временная трудовая миграция стала востребованным ресурсом российской экономики. По состоянию на 1 мая 2021 г. численность трудовых мигрантов составила 2.68 млн человек, большая часть из них - это граждане стран Средней Азии, и по сравнению с 2020 г. сократилась на треть (35%) [23].

Таблица 3

Показатели выдачи разрешительных документов мигрантам на работу в России в 2016-2021 гг.

Разрешения на работу

Годы Оформлено в том числе Патенты,

РНР ИГ и ЛБГ, Квалифицированным Высококвалифицированным всего

всего специалистам специалистам

2016 149 013 14 775 26 995 1 510 378

2017 148 326 18 017 26 531 1 682 622

2018 130 136 20 145 28183 1 671 706

2019 126 879 17 880 34 299 1 767 254

2020 62 686 7 609 20 528 1 132 593

2021 93 031 6 830 46 691 2 221 826

Примечание: РНР - разрешения на работу; ИГ - иностранные граждане; ЛБГ - лица без гражданства Источник: Данные Главного управления по вопросам миграции.

Таблица 4

Средства, поступившие в бюджет страны в период с 2015 по 2021 гг.

за счет выдачи патентов иностранным гражданам, млрд руб.__

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Всего оформлено патентов 1788201 1510378 1682622 1671706 176754 1132935 2221826

Данные о поступивших денежных средствах 52.01 51.1 57 59.7 63.5 43.5 58.59

Источник: Данные Главного управления по вопросам миграции.

В стране работают трудовые мигранты из многих стран мира, но среди них преобладают выходцы из СНГ (около 95%). Основные поставщики иммигрантов - страны Средней Азии: Узбекистан и Таджикистан. Трудовые мигранты распределены по территории страны неравномерно, большая часть находится в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Наиболее «интересны» для них Москва, С.-Петербург, Московская область, Ленинградская область, Краснодарский край. Иммигранты заняты в таких отраслях, как строительство, сфера услуг, обрабатывающие производства [24].

В течение ряда лет число иммигрантов, цель прибытия которых - работа, остается неизменным: в 2021 г. 2.31 млн иммигрантов имели документы для работы (разрешения (РНР) и патенты) на работу в России (табл. 3) [37-42]. При этом более 1 млн иммигрантов, являющихся гражданами стран, входящих в ЕАЭС, имели право работать без оформления разрешительных документов.

В обществе нет понимания, какой экономический эффект дают иммигранты. В средствах массовой информации весьма редко публикуются сведения, раскрывающие реальную экономическую составляющую от иммиграции. В то же время из доклада МВД России о средствах, поступивших в бюджет страны в период с 2015 по 2020 г. за счет выдачи патентов иностранным гражданам, опубликованного в газете «Известия» [49], можно сделать вывод, что эти финансовые средства являются весьма существенными для экономики страны. Иммигранты

заметно пополняют бюджет нашей страны (табл. 4).

Авансовые платежи за патенты за период с 2015 по 2021 г. составили 386 миллиардов рублей [42; 49]. В значительной степени поступления в бюджет Российской Федерации за счет оформленных патентов обеспечивают иммигранты из Узбекистана (60% в 2020 г.) и Таджикистана (36% в 2020 г.). Количество граждан Украины, оформляющих патенты на работу в России, с каждым годом уменьшается: 2% в 2020 г.; 4.7% в 2019 г.; 6.5% в 2018 г. и 7.9% в 2017 г. [22; 23; 37-42].

Таким образом, на миграционные процессы в 2020-2021 гг. оказала влияние пандемия ко-ронавирусной инфекции COVID-19. Объем и длительность сокращения потока иммигрантов связаны с продолжительностью введенного запрета, и это демонстрируют показатели 2020 г. В то же время следует отметить, что спад экономической активности в период пандемии несколько сократил и потребность в использовании труда мигрантов [46].

Неблагоприятные процессы обусловили перемещение демографических проблем в эпицентр социально-экономической повестки страны. Решение демографических проблем современной России является одной из приоритетных государственных задач.

В 2007 г. указом Президента РФ утверждена Концепция демографической политики до 2025 г., направленная на повышение рождаемости, рост средней продолжительности жизни, снижение смертности населения страны, а так-

Компоненты изменения численности населения в I полугодии

тыс. человек

2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г. 2021г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Естественный прирост, убыль (-) I I Миграционный прирост - Общий прирост, убыль (-)

Рис. 1. Компоненты изменения численности населения России за период с 2015 г. по 2021 г. (I полугодие) Источник: Социально-экономическое положение России - 2021

Таблица 5

Сведения о численности населения в регионах РФ, 2018-2020 гг., чел._

Год Численность населения (человек)

РФ в целом ЦФО С-ЗФО ЮФО С-КФО ПФО УрФО СибФО ДВФО

2018 146880432 39311413 13952003 16441852 9823481 29542696 12356229 17230157 8222601

2019 146780720 39378059 13972070 16454550 9866748 29397213 12350122 17173335 8188623

2020 146748590 39433556 13981992 16466084 9930933 29287683 12360752 17118387 8169203

Источник: Данные Росстата.

же усиление иммиграции, в том числе образовательной [50].

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг. [51] - основополагающий документ в миграционной сфере, относится к документам стратегического планирования, который разработан с учетом стратегий национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации. В этом документе обосновывается необходимость увеличения иммиграционных потоков и отмечается, что целью миграционной политики является формирование отвечающей интересам страны миграционной ситуации. В этом же документе определены принципы и задачи миграционной политики.

В ежегодном Послании Президента к Федеральному Собранию в 2020 г. глава государства В.В. Путин обратил внимание Федерального Собрания на то, что «страна находится в сложном демографическом положении, заключающемся в том, что «семьи сейчас создаются малочисленным поколением девяностых годов, когда в стране был провал по рождаемости, и число рождений падает». Особую тревогу вызывает то, что сегодня (в 2020 г.) на каждую женщину в стране в среднем приходится 1.54 рождения детей (суммарный коэффициент рождаемости составляет в среднем 1.54), тогда как в 1943 г., в самый сложный период Великой Отечественной войны, он составлял 1.3. Это происходит в стране с развивающейся экономикой и не ведущей боевых действий. Президентом нашей страны поставлена задача - повы-

сить коэффициент рождаемости до показателя 1.7 к 2024 г. Только так, по мнению В.В. Путина, страна сможет «выбраться из демографической ловушки» и в дальнейшем обеспечит повышение рождаемости [52].

Улучшение демографических показателей за счет коренного населения является приоритетной задачей каждого государства. К сожалению, в России происходит стабильное сокращение численности населения из-за низкой продолжительности жизни [51].

По оценке Росстата, число жителей России на 1 января 2022 г. составило 145 478 097 человек, но эти данные не учитывают информацию, полученную во время переписи населения 2021 г. [34].

Согласно данным Росстата, снижение численности населения происходит с 2018 г. и составило 1302623 человек. В 2020-2021 гг., в связи с пандемией, численность населения страны продолжала сокращаться и в 2021 г. достигла миллиона человек (рис. 1) [35, 46].

Наряду с общероссийскими демографическими тенденциями, значительные различия в численности населения наблюдаются также в регионах страны (табл. 5).

Разница между числом родившихся и числом умерших означает сокращение численности н аселения и существенное увеличение среднего возраста, что может привести к нарушению равновесия на рынке труда, поставить под угрозу финансовую устойчивость пенсионных систем и замедлить экономический рост, если только совокупный чистый приток мигрантов не компенсирует уменьшение численности населения [26].

Таблица 6

Прогноз Росстата по численности населения страны до 2036 г., тыс. чел.

Пессимистичный (низкий) Реалистичный (средний) Оптимистичный (высокий)

прогноз прогноз прогноз

Годы Население на начало года Изменения за год, % Население Изменения за год, % Население Изменения за год, %

об- мигра- на об- мигра- на об- мигра-

щий цион- начало щий цион- начало щий цион-

при- ный года при- ный года при- ный

рост прирост рост прирост рост прирост

2021 146412.8 -0.29 0.09 146650.1 -0.08 0.18 146888.2 0.13 0.24

2022 145988.6 -0.39 0.07 146536.9 -0.11 0.18 147078.8 0.14 0.24

2023 145420.7 -0.45 0.05 146372.4 -0.16 0.18 147281.9 0.11 0.24

2024 144763.7 -0.51 0.03 146135.9 -0.19 0.17 147444.9 0.09 0.24

2025 144032.2 -0.55 0.02 145858.3 -0.22 0.17 147582.4 0.09 0.25

2026 142244.0 -0.58 0.02 145539.5 -0.23 0.17 147713.8 0.09 0.25

2027 142412.3 -0.60 0.02 145210.9 -0.23 0.18 147846.2 0.10 0.25

2028 141555.7 -0.62 0.02 144882.9 -0.22 0.18 147990.5 0.11 0.25

2029 140679.5 -0.63 0.02 144569.1 -0.20 0.18 148159.7 0.14 0.25

2030 139787.5 -0.65 0.02 144274.0 -0.19 0.18 148361.0 0.15 0.25

2031 138883.4 -0.66 0.02 143997.2 -0.18 0.18 148588.6 0.17 0.25

2032 137968.3 -0.67 0.01 143739.9 -0.16 0.18 148839.5 0.19 0.26

2033 137047.7 -0.67 0.01 143506.7 -0.14 0.18 149116.7 0.21 0.26

2034 136124.9 -0.68 0.01 143301.4 -0.12 0.18 149423.4 0.23 0.26

2035 135201.7 -0.68 0.01 143128.2 -0.09 0.18 149760.8 0.24 0.26

2036 134277.2 142993.3 150126.3

Источник: Демографический прогноз населения до 2035 года.

Происходящее сокращение и естественное старение постоянного населения отражается на количестве лиц, способных осуществлять активную трудовую деятельность, что значительно повышает роль процессов в миграционной сфере. Эффективная миграционная политика позволит решить нарастающие демографические проблемы, увеличить численность постоянного населения и решать проблемы, возникающие на национальном рынке труда в связи с сокращением постоянного населения в трудоспособном возрасте.

Для улучшения демографической ситуации в стране важно повышение уровня рождаемости и рост ожидаемой продолжительности жизни [53].

Следовательно, с демографической точки зрения увеличение притока иммигрантов поможет частично решить проблему уменьшения численности населения. Правительством России в Концепции демографической политики (2007 г.) поставлена задача по обеспечению миграционного прироста населения, из расчета более 300 тыс. человек в год [50].

На вопрос: «Какое количество мигрантов находится в стране в настоящее время?», - однозначный ответ, вероятно, сможет дать только перепись населения, которая прошла в октябре-ноябре 2021 г., а окончательные итоги будут подведены и опубликованы до конца 2022 г.

В настоящее время, по официальным данным Росстата, ежегодно в страну въезжает 10630000 иностранных граждан, а покидают

страну 10280000 иммигрантов (таким образом, в среднем на территории страны остается более 350 тыс. чел) [52-54], что свидетельствует о выполнении положений Концепции демографической политики (2007 г.) [50].

Прогнозы сокращения и старения населения во многих странах показывают неизбежный рост потребности в иммигрантах.

В конце декабря 2019 г. Росстат опубликовал на своем сайте уточненный демографический прогноз населения до 2035 г., в котором представил три варианта прогноза изменения численности населения: низкий, средний и высокий - на основе различных предположений о тенденциях рождаемости, смертности и миграции [36; 53; 54]. Данные прогноза уточняются ежегодно. В 2020 г. и в 2021 г. уточнения демографического прогноза не проводились, и это связано с проведением переписи населения [54].

По вариантам прогноза Росстата, численность населения России к 2036 г. может значительно уменьшиться (пессимистический вариант) либо увеличиться (оптимистический вариант) (табл. 6) [36].

Пессимистичный (низкий, наихудший) вариант прогноза предполагает снижение численности населения на начало 2036 г. (до 134277.2 тыс. чел.). Миграционный прирост в 2035 г., в этом варианте, снизится до 15.7 тыс. человек [36; 53].

Средний, наиболее реалистичный вариант прогноза показывает снижение численности

населения к началу 2036 г., а миграционный прирост к 2035 г. останется примерно на уровне 2020 г. - 263.6 тыс. человек. Этот вариант отражает инерционное социально-экономическое развитие страны, а также реализацию всех государственных программ. Ожидаемая продолжительность жизни в этом варианте прогноза возрастет до 79.1 лет в 2035 г. [36; 53; 54], что соответствует целевым показателям, характеризующим достижение национальных целей к 2030 г.

Оптимистичный (высокий, наилучший) вариант предполагает изменения в лучшую сторону в естественном и миграционном движении населения за счет увеличения рождаемости и продолжительности жизни населения [53]. Рост населения страны - до 150.1 млн человек на начало 2036 г. - произойдет за счет снижения смертности и увеличения числа иммигрантов в 2035 г. до 386.8 тыс. человек [36; 53; 54].

Итак, прогноз Росстата [36] подтверждает, что без иммигрантов население страны будет быстро сокращаться. Замедлить или прекратить убыль населения России может «стратегия активного привлечения иммигрантов», которая предполагает, что количество иммигрантов должно превышать 1 млн человек в год, особенно после 2025 г. Это может привести к изменению состава населения страны, в том числе и этнического: к середине XXI в. иммигранты составят «свыше трети населения России», во второй половине столетия - более половины, а к концу века россияне окажутся в меньшинстве, что не может не вызывать тревогу [26].

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Ядром теорий миграции является работа географа Э. Равенштейна, который рассматривал относительно простые формы перемещения населения, основанные на движении из бедных стран в богатые, т.е. массовые миграции. Им сформулированы 11 законов миграции, некоторые из которых и сегодня являются актуальными. Современные теории миграции более сложны, основаны на учете значительного числа факторов и условий. Сегодня нет единой теории миграции, так как существующие теории разработаны в отрыве друг от друга, отличаются фрагментарностью и рассматривают только некоторые аспекты. Также нет единого мнения по вопросу о природе, причинах и последствиях миграционных процессов, так как «миграция слишком многообразна, чтобы ее можно было объять единой теорией» [55].

Россия в современных условиях является привлекательной как страна с развивающейся

экономикой, которая нуждается в пополняемых трудовых резервах, в том числе с низкой квалификацией, для иммигрантов из Закавказья и центральноазиатских государств. Однако наличие большое количества иммигрантов, имеющих низкую квалификацию, тормозит развитие нашей страны. Показатели миграционной ситуации [12-14; 18-23] подтверждают, что в нашу страну охотно приезжают иностранные граждане для реализации своих целей (работа, учеба, туризм). Во внешней миграции значительна доля перемещений, носящих социально-трудовой характер: в связи с работой и учебой, как в прибытии, так и в миграционном приросте. Происходящие миграционные процессы в России в современных условиях представляют определённые социально-экономические и политические угрозы.

Действующие сегодня законодательные акты в России не способны оказать существенное влияние на происходящие миграционные процессы. Причина в том, что миграция как явление не зависит от воли правительства или государства в целом. Миграционные потоки существовали на всем протяжении истории человечества, и их невозможно остановить. Вместе с тем в целях недопущения необратимых, губительных для государства событий миграционные процессы требуют жесткого контроля и управления.

Управление иммиграцией необходимо направить на регулирование миграционных потоков и на пресечение нелегальной иммиграции. Целесообразно в управлении иммиграцией в России рассмотреть возможность применения зарубежных моделей. При рассмотрении опыта ряда иностранных государств необходимо учитывать и те ошибки, которые были совершены ими ранее. Наверное, самым главным будет решение о создании комфортных условий для иммигрантов, предоставив возможности легального трудоустройства, получения образования, приобретения недвижимости, доступа к медицинскому обслуживанию, т.е. предоставив условия для интеграции и адаптации в России. Государство обязано сделать все для повышения уровня жизни и самих граждан России, чтобы они чувствовали свою социальную защищенность и уверенность в завтрашнем дне.

На основании проведенного анализа предлагаются следующие меры:

- разработать и принять новый закон «Об иммиграции», в котором необходимо четко обозначить цели иммиграционной политики, определить пределы иммиграции, ввести и закрепить основные понятия («иммигрант», «временный иммигрант», «постоянный иммигрант» и т.д.),

определить порядок въезда/выезда, получения вида на жительство, принятия гражданства и т.д., ужесточить санкции (упростив процедуры отзыва вида на жительство, депортации с закрытием права въезда, в том числе до 10 лет);

- разработать правовые акты, позволяющие принимать на обучение с заключением контрактов иностранных студентов, изъявивших желание получить российское гражданство, предоставляя льготы;

- разработать и принять экономически обоснованный правовой акт, который позволит осуществлять расселение иммигрантов по территориям, выгодным субъектам РФ, возложив ответственность за прием, проживание, контроль над мигрантами на сами субъекты, органы местного управления и представителей бизнеса (на примере законодательства ФРГ);

- усовершенствовать имеющуюся в МВД России систему «Папилон» для практического проведения обязательной дактилоскопии всех въезжающих иностранных граждан, создав общую доступную базу данных иммигрантов для всех регионов страны;

- ввести и закрепить ответственность за интеграцию иммигрантов, возложив ее как на конкретные государственные структуры, так и на самих прибывших мигрантов.

Предложенные меры позволят определить интеграцию как процесс индивидуального развития иммигранта, который позволит ему участвовать в жизни российского общества, без оказания влияния на его собственную культуру идентичности и вероисповедание. Дальнейшее развитие России невозможно без иностранных граждан (иммигрантов), поэтому руководству страны при принятии управленческих решений необходимо четко понимать суть проблемы, своевременно и эффективно принимать меры, которые позволят нивелировать возможные негативные последствия в сфере иммиграции.

Список литературы

1. Миграция населения в России: тенденции, проблемы, пути решения: Социальный бюллетень / В. Трубин, Н. Николаева, С. Мякишева, А. Хусаино-ва; Аналитический центр при Правительстве РФ. 2018. Май.

2. Трофимова О.Е. Европейские подходы к теориям миграции: особенности формирования // Общественные науки и современность. 2020. № 5. С. 53-66.

3. Абылкаликов С.И., Винник М.В. Экономические теории миграции: рабочая сила и рынок труда // Бизнес. Общество. Власть. 2012. № 12. С. 1-19.

4. Castles S., Miller M.J. The Age og Migration: International Population Movements in the Modern World. London: Macmillan, 1996.

5. International Migration 2020 Highlights. New York: United Nations, 2020.

6. Ravenstein E.G. The Law of Migration // Journal of the Statistical Society of London. 1885 (June). Vol. 48. № 2. P. 167-325.

7. Зомбарт В. Буржуа. М., 1994. С. 227-232. URL: www.bookz.ru/authors/zombart-verner.html.

8. Саманчина Ж.Б. Обзор классических и современных западных теорий миграции // Известия вузов (Кыргызстан). 2012. № 6. С. 207-211.

9. Fairchild H.P. Immigration: A World Moment and American Significance. Rev.edition. N.Y.: Macmillan, 1925.

10. Gonzales N.L. Family organization in five types of migrator wage labor // American Antropologist. 1961. Vol. 63.

11. Lee Everett S. A Theory of Migration // Demography. 1966. Vol. 3, № 1. P. 47-57.

12. Massey D., Joaquin A., Koucouci A. et al. Theories of International Migration: A Review and Appraisal // Population and Development Review. 1993. Vol. 19, № 3. P. 431-466.

13. Kritz M., Lim L.L., Zlotnik H. International Migration Systems: A Global Approach. Oxford: Clarendon Press, 1992.

14. Козыкина Н.В. Теоретико-методологические подходы к изучению международной миграции: концепция «миграционных систем» // Вестник ЧитГУ. 2010. № 10. С. 81-86.

15. Шарапов А. Согласование приоритетов миграционной политики // Государственная служба. 2009. № 1. С. 50-54.

16. Kritz M., Keely Ch., Tomasi S. Global Trends in Migration: Theory and Research in International Population Movements. New York: Center for Migration Studies, 1981.

17. Migration Without Borders. UNESCO Publishing, Paris: Berghahn Books. New York: Oxford, 2007. P. 103.

18. Portes A., Escobar C., Radford A.W. Immigrant Transnational Organizations and Development: A Comparative Study // International Migration Review. 2007. Vol. 41.

19. Glick S.N. Transmigrations and Nation-States: Something Old and Something New in the U.S. Immigrant Experience // The Handbook of International Migration / Ed. by C. Hirschmann, P. Kasinitz, J. De Wind. N.Y.: The Russel Sage Foundation, 1999.

20. Castles S. The Myth of the Controllability of Difference: Labor Migration, Transnational Communities and State Strategies in East Asia [Электронный ресурс]. URL: http://www.unesco.org/most/apmrcast. html (дата обращения: 12.05.2022).

21. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М.: МАКС-Пресс, 1999.

22. Флоринская Ю.Ф., Мкртчян Н.В. Миграция в Россию: самый низкий уровень за десятилетие // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития 2020. № 30. С. 15-19 [Электронный ресурс] / Институт Гайдара. URL: https://www. iep.ru/ru/publikatcii/catego ry/1374.html?section= 1374&PAGEN_1=3 (дата обращения: 11.02.2022).

23. Мкртчян Н.В., Флоринская Ю.Ф. Миграция: основные тренды января-февраля 2021 года // Мони-

торинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития 2021. № 10. С. 16-19 [Электронный ресурс] / Институт Гайдара. URL: https://www.iep.ru/ru/publikatcii/cate gory/1374.html?section= 1374&PAGEN_1=3 (дата обращения: 02.02.2022).

24. Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения / Исп. Е.Б. Деминцева, Н.В. Мкртчян, Ю.Ф. Флоринская; Центр стратегических разработок. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/mir ror/pubs/share/218427665 (дата обращения: 12.02.2022).

25. Пери Дж. Лебединая песня иммигранта. Иммиграция может разрешить демографическую дилемму, но только при правильной политике // Финансы и развитие. 2020. № 3. С. 26-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Вишневский А. Альтернативы миграционной стратегии [Электронный ресурс] // Россия в глобальной экономике. 2004. № 12. URL: https://polit.ru/arti cle/2004/12/23/vishnevsky/ (дата обращения: 02.02.2022).

27. Ивахнюк И.В. Предложения к миграционной стратегии России до 2035 г. / Науч. ред. И.Н. Тимофеев, Е.С. Алексеенкова; Центр стратегических разработок М.: РСМД, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/1dc/1dcc72a85a de745d88e727db92284966.pdf (дата обращения: 22.02.2022).

28. Морозова Н.М., Алымова А.Г., Яковлева Е.С. Иммиграция и миграционная политика в странах Северной Европы [Электронный ресурс] // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Т. 1. № 1. С. 87-96. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

29. Мамонтова Э.А. Новая редакция Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года: новые акценты [Электронный ресурс] // Миграционное право. 2020. № 1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.02.2022).

30. Демографический ежегодник России. 2021: стат. сб. / Росстат. М.: Росстат, 2021.

31. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2018 году (Статистический бюллетень) [Электронный ресурс]. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2019. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

32. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2019 году (Статистический бюллетень) [Электронный ресурс]. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2020. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.02.2022).

33. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2020 году (Статистический бюллетень) [Электронный ресурс]. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2021. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.02.2022).

34. Численность постоянного населения на 1 января [Электронный ресурс] / Росстат. URL: https://showdata.gks.ru/report/278928/ (дата обращения: 06.02.2022).

35. Социально-экономическое положение России -2021 г. [январь-октябрь] [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b21_01/Main.htm (дата обращения: 06.01.2022).

36. Демографический прогноз населения до 2035 года [Электронный ресурс] / Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 02.02.2022).

37. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за 2016 год / МВД РФ [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/ 9266550/ (дата обращения: 02.02.2022).

38. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2017 год / МВД РФ [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/ migracionnaya/item/12162186/?print=1 (дата обращения: 02.02.2022).

39. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2018 год / МВД РФ [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/ migracionnaya/item/15850787/?print=1 (дата обращения: 02.02.2022).

40. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2019 год / МВД РФ [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/ migracionnaya/item/19364859/?print=1 (дата обращения: 02.02.2022).

41. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2020 год / МВД РФ [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/ migracionnaya/item/22689548/?print=1 (дата обращения: 02.02.2022).

42. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2021 год / МВД РФ [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics /migracionnaya/item/28104434/?print=1 (дата обращения: 02.02.2022).

43. Статистика международной миграции. Практическое руководство для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Женева: ООН, 2011 [Электронный ресурс]. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/ stats/publications/RUS_International_Migration_Statisti cs_Practical_Guide.pdf (дата обращения: 08.01.2022).

44. Миграция в России, предварительные итоги 2020 года [Электронный ресурс] / Институт демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» // Демографический еженедельник «Демоскоп Weekly». 2021. № 895-896 (2 марта - 4 апреля). URL: www.demoscope.ru/week ly/2021/0895/print.php (дата обращения: 08.01.2022).

45. Российская экономика в 2019 году. Тенденции и перспективы (Вып. 41) / Ин-т Гайдара. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2020.

46. Естественная убыль населения в России за год превысила 1 млн человек [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2022/61f3bb aa9a794767f04fdaa7 (дата обращения: 27.01.2022).

47. Эксперты признают, что не понимают причины аномального притока мигрантов [Электронный ресурс]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/07/23/ (дата обращения: 04.09.2021).

48. Ромашенко С. В России разрешат двойное гражданство [Электронный ресурс]. URL: https://p. dw.com/p/3QXbg (дата обращения: 04.09.2021).

49. В МВД назвали вклад работающих по патентам иностранцев в бюджет за 2020 год [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1115298/2021-01-23/ (дата обращения: 03.02.2022).

50. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 09 окт. 2007 г. № 1351. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 02.02.2022).

51. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 31 окт. 2018 г. № 622. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 02.02.2022).

52. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации [Электронный ресурс]: послание Президента РФ от 15 янв. 2020 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.02.2022).

53. Росстат опубликовал прогноз изменения численности населения к 2036 году [Электронный ресурс] / ТАСС. URL: https://tass.ru/economika/7433139 (дата обращения: 02.02.2022).

54. Росстат сделал прогноз об убыли населения на ближайшие 16 лет [Электронный ресурс] / РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/27/12/2019/5e053fb69 a7947adc5872160 (дата обращения: 02.02.2022).

55. Аранго Х. Объяснение миграции: критический обзор // Международный журнал социальных наук. 2001. № 32. С. 44-59.

MIGRATION PROCESSES IN THE CONTEXT OF THE SOCIO-DEMOGRAPHIC SITUATION

IN MODERN RUSSIA

A. V. Gorodnov

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The article deals with the conceptual apparatus and some classical theories of migration processes, developed by foreign scientists, which are the scientific and methodological basis of modern migration science. Such modern theories of population migration as the synthetic theory of D. Massey, the concept of transnational migration by S. Glick, the theory of migration systems by M. Kritz, which are insufficiently studied by domestic researchers, are considered. The article describes in detail the main demographic trends on the territory of the country, shows the connection of demographic processes taking place in our country with immigration processes. Migration legislation is analyzed, and ways of solving migration problems are proposed.

Keywords: immigration, international migration, classical and modern theories of migration, migration processes, migration legislation, socio-demographic situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.